К какой группе сказок относится произведение мороз иванович

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)

Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

отрабатывать орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг)

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

     II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста. 

(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).

— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).

— Воспроизведите текст полностью

— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).

(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).

Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.

Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.

— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.

(На доске появляется схема:

СКАЗКИ

                                                        НАРОДНЫЕ

                        ВОЛШЕБНЫЕ                БЫТОВЫЕ                О ЖИВОТНЫХ

— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

  • Присказка
  • Наличие чудес, волшебства
  • Троекратное повторение
  • Конец: Добро побеждает зло.

— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

III. Сообщение темы и цели урока.

— Откройте учебники на странице 169.

— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).

-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?

— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).

— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

IV. Работа над новым материалом.

1.

— Можно ли сразу определить вид сказки?

— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.

— Рассмотрите иллюстрацию.  (работа по иллюстрации)

— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

6. Автор сказки

7. Твой любимый герой

2. Работа над сказкой.

2.1. Чтение первой части.

(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).

В одном доме жили Рукодельница да Ленивица.

В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

 А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

 Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

3. Класс делится на 2 группы.

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

4. Заполнение таблицы (работа в паре).

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2.2. Чтение второй части.

(Читают подготовленные дети).

В колодце.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.

— А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

2.3. Работа над второй частью, анализ.

— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.

— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

V. Итог урока.

-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?

— Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.

— Сегодня вы все хорошо потрудились.

VI. Домашнее задание.

Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.

Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).

Урок литературного чтения (2 урок)

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

повторить орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг).

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

II. Проверка домашнего задания.

(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).

— Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)

III. Постановка темы и цели урока.

— Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?

1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?

2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки     окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

Дом Мороз Ивановича.

  1. Работа над 4 частью.

— Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Диковинки Мороз Ивановича.

Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.

— Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

— Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.

— Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).

— Давайте попробуем заполнить таблицу.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

— Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?

— Прочитаем первый вопрос.

-Как Мороз Иванович отвечает?

— Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.

— Читаем второй вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Читаем третий вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).

— В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).

  1. Работа над 5 частью.

(Чтение хорошо подготовленных детей).

— Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).

Награда для Рукодельницы.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

 Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

— Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.

4. Работа над 6 частью.

— Подумайте, о чем идет речь?

— Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).

Возвращение домой.

Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

 Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

V. Обобщение.

— Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?

— Какую информацию несет эта сказка? (научную)

— Давайте попробуем определить вид этой сказки.

— Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.

— Заполнение таблицы:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

Морозко

Мороз Иванович

2. Какие персонажи помогают главным героям?

Морозко

Мороз Иванович

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

Падчерица- панья

Пирожок говорит

Яблоня говорит.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

6. Автор сказки

Народ

В.Ф. Одоевский

7. Твой любимый герой

***

Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко.

 Падчерицу Мачеха заставляла все делать.

 Морозко одарил девочку сундуком с богатством.

Героини – рукодельница да ленивица.

 Главный герой – Мороз Иванович.

 Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем.

 Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки.

Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.

VI. Подведение итога урока.

— Заполните схему:

                                СКАЗКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ                                        НАРОДНЫЕ

НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА                    ВОЛШЕБНАЯ         БЫТОВАЯ          О ЖИВОТНЫХ

VII. Домашнее задание.

Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.

Цель:

  • учить отличать народную сказку от авторской.
  • учить давать характеристику героям по плану
  • развивать умение передавать зрительную информацию в словесную
  • развивать речь, память, воображение
  • воспитывать трудолюбие, доброе отношение к людям.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились со сказкой “Мороз Иванович”, которую
написал В.Ф. Одоевский – слайд. Презентация.
Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки.

Учитель:

  • Ребята, чем отличается сказка от других литературных произведений?
    (По словарю С.И.Ожегова, сказка – это повествовательное произведение о
    вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил).
  • Ребята, на какие две группы можно разделить все сказки? (Сказки
    бывают народные и литературные или авторские)
  • Какие сказки называются литературными?

Слайд№1

  • Давайте посмотрим на следующий слайд №2 и ответим на ряд моих
    вопросов.
  • Кто является создателем народной сказки, литературной?
  • Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
  • Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить
    изменения в литературную сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной сказки)?
  • Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о
    жанровой специфике литературной сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться
с ними в старших классах.

  1. Работа над содержанием сказки “Мороз Иванович”

-Ребята, к какой сказке относится сказка “Мороз Иванович”? Почему? Часто в
основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок. В основе
этой сказки лежит русская народная сказка “Морозко”, (показать книгу.) В
начале сказки автор написал эпиграф. Читаем на слайде:

Нам даром, без труда ничего не даётся, —
Недаром исстари пословица ведётся.

Как вы его понимаете? На что он похож?

  1. Словарная работа.

Объясни: мух считать, Рукодельница, Ленивица, студенец, нянюшка.
Читай быстро: потягивалась, переваливалась, поджаристый, приговаривает.
Читай правильно: спросонья, приняться, заняться, скучно.

  • Как зовут девочек в сказке? Можно ли назвать это настоящими именами?
  • Как вы думаете, почему автор именно так их назвал? Говорят ли их имена
    об их делах? (Чтобы показать какие они были разные по характеру)

Вывод: Автор использует приём противопоставления при назывании
героинь.

Сейчас вы услышите два отрывка. Вам надо будет понять, кто читал от имени
Рукодельницы, а кто от имени Ленивицы и объяснить, почему вы так думаете?

(Две девочки за ширмой читают один и тот же отрывок)

Учитель: Итак, автор противопоставляет имена девочек, а мы попробовали
дать им разные голоса, чтобы показать их отличие друг от друга. Давайте
прочитаем, как вела себя утром Рукодельница, что она делала весь день.

Вывод: Рукодельница без дела не сидела.Когда Рукодельница шила и
штопала, в доме часто звучала “рукодельная песня”. Как вы думаете грустная или
весёлая у неё была песня? Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам
ребята исполнят фрагмент из двух русских народных трудовых песен.

Дети исполнят фрагменты из песен “Прялица” “ Во кузнице”

Вот такие песни исполняли русские люди, когда работали дома, на полях, в
садах. А сейчас давайте посмотрим сюжет, который называется “Утро Ленивицы”

СЮЖЕТ №1, слайд№3

Чем же была занята Ленивица? Вывод: Ленивица ничего не делала. Автор
противопоставляет имена, голос, поведение героинь.

  • Прочитайте, какая беда однажды приключилась с Рукодельницей?
  • Как отреагировала нянюшка, прочитайте, как автор описывает нянюшку?
  • Давайте прочитаем, как добиралась Рукодельница до дома Мороза Ивановича.
  • А как добиралась ленивица, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ №2, слайд №4

  • Есть ли разница в том, как они дошли до дома Мороза? В чём? Как это
    говорит о них, об их характере? Автор два раза заставляет нас с вами
    преодолеть один и тот же путь, чтобы опять же сравнить какие они оказались
    разные. Почему?

Учитель: По три дня провели девочки у Мороза Ивановича

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.

  • Прочитайте, как Мороз Иванович встретил Рукодельницу, а как Ленивицу?
  • Расскажите, как работала одна, а как вторая?
  • Противопоставление их работы.
  • Прочитайте, с чем пришла домой каждая из девочек?
  • Противопоставление их подарков.
  • Как выдумаете, а каким вспоминала Мороза Рукодельница?
  • А.Ленивица?

Нянюшка попросила двух девочек нарисовать Мороза, а когда на рисунки
взглянула, то вот что увидела…  Показ разных рисунков Мороза
Ивановича. Анализ рисунков

Вывод: На одном Мороз добродушный, смотрит на нас приветливо, а на
другом – злющий, взгляд исподлобья, подозрительный.

  • Как вы думаете, кто какого Мороза нарисовал и почему?

И опять автор противопоставляет нам взгляд девочек на Мороза, чтобы показать
их различный внутренний мир.

  • А как бы вы нарисовали девочек?

А Мороз Иванович тоже нарисовал девочек. Вот эти рисунки.

  • Как вы думаете, кто где? Почему?

Вывод: “Труд красит, а лень портит”, есть такая русская пословица.

Проблемные вопросы:

  • Как вы думаете, как девочки относились друг к другу?
  • Почему нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала
    Ленив

Ответы детей. (Она не любила Рукодельницу, девочки были ей не родные, она
сама была злая)

  1. Характеристика героев – персонажей сказки. Слайд № 5.
  • Рукодельница
  • Ленивица
  • Мороз Иванович

ПО РЯДАМ

Для раскрытия третьего пункта на доске у учителя записаны слова, которые
помогут дать характеристику каждому герою.

Вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный,
мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, ,
самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, неряшливая, вредная, жадная,
завистливая.

  • Как вы думаете, что сделало Рукодельницу такой красивой? (Её
    характер.)
  • Закончи пословицу: Какова работа ….. такова и награда.
  • Кто это сказал в сказке?
  • Как вы думаете эта русская народная пословица относится только к нашей
    сказке?
  • Кому ещё можно её сказать и когда?

Ну, а раз это выражение подходит ко всем людям, давайте её запишем в тетрадь
по чтению

  1. Итог урока.
  • Чему учит сказка?
  • За что Мороз проучил Ленивицу?
  • Для чего автор её написал?
  • Ради чего мы читали это произведение?

Слайд№6 . Основная идея произведения.

  1. Домашнее задание.

Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут
появляется скука. Можно нарисовать лень со скукой? Как они выглядят?

Можно ли их победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор сказки,
стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно нужно
сообщить – написать письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте старика!

Приложение 1

Приложение2

Литературное чтение, 3 класс

Урок 31 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Часть 2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Классификация сказок
  2. Сравнительный анализ сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
  3. Творчество В. Ф. Одоевского в детской литературе

Глоссарий

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Волшебная сказка –это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Сказка о животных – это сказка, в которой главными героями выступают животные.

Бытовая сказка — это сказка, в которой все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях.

Ключевые слова

Сказка; виды сказок; волшебная сказка.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Мы узнаем об особенностях волшебной сказки

Научимся сравнивать волшебные сказки

Сможем дать характеристики героям сказок

Основное содержание урока

Сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» относятся к волшебным сказкам, т.к. имеют следующие особенности:

— волшебные сюжеты;

— троекратные повторы;

— положительные и отрицательные герои;

— волшебные помощники;

— чудесные превращения;

— добро побеждает зло

Приведём сходства и различия народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» в сравнительной таблице, послушав аудиозаписи.

Таким образом, Владимир Одоевский при написании сказки использовал элементы народных сказок (печка, яблоня). Литературная сказка «Мороз Иванович» отличается от «Морозко» следующими особенностями:

— сюжетом;

— местом действия (сказочный дом Мороза Ивановича) ;

— волшебным персонажем (Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя);

— характеристикой героинь (автор подробно раскрывает характеры героинь, благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем);

— концовкой ( гуманной и нравоучительной).

Сделаем вывод: в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной «Морозко» сильнее выражена изобразительность, образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры, ярко выражено отношение автора к героям сказки.

Владимир Фёдорович Одоевский много сделал для развития детской литературы.

Для произведений Одоевского, адресованные детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность повествования. Он очень серьёзно интересовался проблемами воспитания детей. Писатель призывал воспитывать нравственного гуманного человека. Одоевский считал, что лишь книга сможет пробудить ум и сердце ребёнка.

Творчество Одоевского разнообразно, философской и нравственной направленности. Творчество Одоевского до сих пор ценят и взрослые, и дети.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Морозко»

Мачехину дочь везут в лес

Грубость девицы

Возвращение замерзшей девицы

Вежливость Падчерицы

Пророчество собаки

Дед и мачеха

Падчерицу везут в лес

Морозко

Богатые дары

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Дед и мачеха

Падчерицу везут в лес

Морозко

Вежливость Падчерицы

Богатые дары

Пророчество собаки

Мачехину дочь везут в лес

Грубость девицы

Возвращение замерзшей девицы

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом

Волшебная сказка

это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Сказка о животных

это сказка, в которой все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях

Бытовая сказка

это сказка, в которой главными героями выступают животные.

Ответ

1 вариант

Волшебная сказка

это повествовательное , обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях

Сказка

это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

2 вариант

Сказка о животных

это сказка, в которой все действия происходят в обычных жизненных ситуациях.

Бытовая сказка

это сказка, в которой главными героями выступают животные.

Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?

Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом. Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки. 

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

  • сильнее выражена изобразительность
  • образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
  • ярко выражена авторская позиция
  • в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.

Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
  2. Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
  3. Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Ход работы

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.

В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок  размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Лиса и тетерев»

«Теремок» 

«Сивка-бурка»

«Иван-царевич и серый волк»

«Хаврошечка» 

«Как мужик гусей делил»

«Каша из топора» 

Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

  • волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
  • волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
  • волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
  • волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).

После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.

Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

  • чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
  • сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
  • волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

  • волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
  • героини – резко противопоставляются по характеру
  • финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты.

Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

 1. Падчерица и родная дочь.

 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери  (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.

 2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее.

 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама.

 3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу.

 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность.

 4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо.

 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознатель-ность.

 5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо.

 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость.

 6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  1. Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  2. Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  3. Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  4. Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  5. Концовкой, гуманной и нравоучительной.

А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.

Вопросы викторины:

  • «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
  • «Почему вода в колодце и летом студеная?»
  • «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
  • «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки). 


Вы можете прочитать и другие статьи по данной теме:

  • Фольклорные традиции и специфика литературной сказки
  • «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?
  • Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»: проблемное обучение

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

  • Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова.

трудолюбивая           заботливая         добрая      ласковая

отзывчивая       грубая       скромная           самонадеянная

невнимательная        неблагодарная           капризная

Рукодельница была трудолюбивой, заботливой, доброй, ласковой, скромной и
отзывчивой.

Ленивица была грубой, самонадеянной, невнимательной, капризной и
неблагодарной.

  • Как автор относиться к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

В.Ф.Одоевский описывает свою героиню Рукодельницу с большой симпатией,
называет ее умной, трудолюбивой и затейницей. Он ставит Рукодельницу в пример,
трудолюбивым людям почет и уважение, а ленивые — остаются ни с чем.

Автор недолюбливает Ленивицу за ее лень, скуку, жадность и неблагодарность.

  • Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

План сказки
В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

  1. Рукодельница трудолюбивая, Ленивица – ленивая.
  2. Рукодельница спускается в колодец за ведерком и попадает в гости к Морозу Ивановичу.
  3. За хорошую работу Мороз Иванович возвращает Рукодельнице ведерко, полное серебряных пятаков.
  4. Ленивица спустилась в Колодец и тоже пришла в гости к Морозу Ивановичу.
  5. Ленивица ничего не умела, ленилась и плохо работала, Мороз Иванович подарил ей сосульку. Какова работа, такова и награда.

  • Чем отличается народная сказка от литературной? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.

Автор: у литературной (авторской)
сказки есть конкретный автор (или несколько авторов), а у народной сказки автор
– народ. Народная сказка передавалась из уст в уста, каждый рассказчик мог
добавить в сказку что-то свое.

Герои: Герои народных сказок небольшой
круг персонажей, а у литературных сказок в выборе героев больший простор для
фантазии.

Характеристика
героев:
 В народной сказке характеры и
внешность героев описана схематично, общими словами. В литературной сказке при
описании героев присутствует большая детализация, характеры описаны ярче.

События: В народной сказке события
связаны с бытом народа, возможны несколько вариантов развития событий в разных
версиях сказки. В литературной сказке события могут быть не связаны с народным
бытом, существует только один авторских вариант развития событий.

Конец сказки: В народной сказке конец
счастливый, добро побеждает зло. В литературной сказке конец может быть разным.

Язык сказки: Народная сказка создана в
устной форме, есть зачин, присказки, концовка, может быть несколько вариантов
сказки. Литературные сказки записаны, неизменно их содержание. В литературных
сказках описания героев и событий более красочные, яркие, используются средства
художественной выразительности.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

В сказках животные изображаются по-особому, наделены человеческими
качествами (о животных), происходят чудеса, смелые, добрые и трудолюбивые герои
проходят испытания (волшебные сказки), сказках происходят необычные, часто
смешные ситуации (бытовые сказки).

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

У народной сказки автор народ, литературные сказки сочиняют авторы. В основе народных сказок лежит вера народа в счастье и справедливость. В литературных сказках чувствуется отношение автора к героям и событиям.

Назад к содержанию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К каким сословиям относятся герои рассказа певцы
  • К какому виду сказок относится сказка каша из топора
  • К какому виду сказок относится сказка иван царевич и серый волк и почему
  • К какому виду сказок относится сказка гуси лебеди
  • К какому виду сказок относится сказка гадкий утенок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии