Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
-
перечислите виды народных сказок.к какому виду относится. иван царевич и серый волк
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
baronmcconnell108
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык15 минут назад
Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!
-
Геометрия20 минут назад
Геометрия 8 класс 1 вопрос
-
Английский язык20 минут назад
8. Match each time expression with its definition.
a) two weeks
b) ten years
from
4) a millennium d) a thousand yearse.com
5) a decade
e) a hundred years
6) a fortnight
7) the 1800s
for ages
f) after the birth of Christ
g) a long period of time
h) before the birth of Christ
1) AD
2) BC
ole.co3) a century -
Информатика25 минут назад
можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере
-
Математика25 минут назад
1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
«Ива́н-царе́вич и се́рый волк»[1] (Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке[2], Жар-птица[3]) — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам. В указателе сказочных сюжетов имеет № 550 «Царевич и серый волк» («Царевич, Жар-птица и Серый волк», «Жар-птица и серый волк»[4]): три брата едут за жар-птицей; младший с помощью волка добывает её; а также коня и царевну; братья отнимают у него добычу и убивают его; волк оживляет героя, обман раскрывается[5]. Один из самых известных типов русской народной волшебной сказки, всемирно распространённый сюжет[4]. В русском фольклоре известно около 30 вариантов этой сказки[6], в украинском — 19, в белорусском — 6 вариантов[7].
Старейшая письменно зафиксированная европейская сказка о жар-птице и сером волке восходит к латинскому сборнику монаха Иоганна Габиуса «Скала-Коэли» (лат. Scala Coeli), изданного в 1480 году. В русскую устную традицию сюжет попал через лубок[8].
В русских народных вариантах действует царь Выслав или просто Царь, в литературной сказке В. Жуковского — царь Демьян Данилович, а у А. Толстого — царь Берендей.
Основные действующие лица сюжета:
- Младший сын царя или молодец-стрелец, отправившийся на поиски таинственной Жар-птицы для царя;
- Серый волк — верный друг и помощник Ивана в его стремлении добыть Жар-птицу и оберегающий его от всех опасностей, стоящих на этом пути.
Существует вариант в литературной обработке А. Н. Толстого («Иван-царевич и Серый волк», 1940[9]). В основу сказки В. Жуковского («Сказка об Иван-царевиче и Сером волке», 1845) положен сюжет народной «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».
Сюжет русской народной сказки
У старого царя по имени Выслав Андронович[10] было три сына-царевича: Дмитрий, Василий и Иван. У царского дворца располагался красивый сад, где стояло дерево с золотыми яблоками на ветках. Однажды царь заметил, что кто-то крадёт яблоки, и велел сыновьям подкараулить похитителя. Старшие царевичи заснули на часах и ничего не увидели. Иван же до полуночи не смыкал глаз и обнаружил, что яблоки ворует «Жар-птица». Попытавшись поймать похитительницу, царевич вырывает от неё лишь перо, которое светится в темноте, как факел.
Узнав о произошедшем и получив перо, царь даёт сыновьям задание: доставить ему живую «Жар-птицу». В награду же царь обещает подарить доставившему пол-царства. Царевичи отправляются на поиски, и разделяются на перепутье. Иван-царевич выбирает дорогу, на которой странник, как гласит указательный камень, «сам жив останется, а коня потеряет». Предсказание быстро сбывается: на следующее после привала утро Иван обнаруживает лишь обглоданные кости своей лошади.
После долгих скитаний по лесу Иван-царевич встречает говорящего серого Волка, который, узнав о горе юноши, признаётся, что это он съел коня и предлагает Ивану себя в качестве скакуна и помощника в поисках «Жар-птицы». Волк и Иван пускаются в далёкое странствие, по ходу которого выясняется, что найти похитительницу золотых яблок становится всё более трудно и опасно. Тем не менее, благодаря серому Волку Иван-царевич всё же сумел добыть «Жар-птицу» и выкрасть Елену Прекрасную. Однако, коварные братья Ивана стремятся отнять у него добычу, но Волк спасает царевича, ввиду чего тот живым возвращается домой и женится на Елене Прекрасной.
Отличия в литературных сказках
Сказка В. Жуковского
В отличие от русской народной сказки, где царь позвал своих трёх сыновей и отправил на поиски жар-птицы, в сказке В. Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом:
Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…
В свое повествование В. А. Жуковский включает героев из других сказок:
- Кощей Бессмертный, смерть которого находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это яйцо со дна моря достает щука. Аналогия со сказкой «Царевна-лягушка».
- Баба-яга, которая должна была накормить-напоить героя и спать уложить, а потом помочь. Аналогичное описание встречается в сказках «Морозко», «Марья Моревна» и других.
- Леший, аналогичный описанию в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
- Богатырский конь, аналогичный описанию в сказке «Василиса Премудрая».
- Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды. Описание скатерти-самобранки встречается в сказках «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
- Змей Горыныч с шестью головами встречается в сказке «Иван — крестьянский сын».
Творческий опыт Жуковского, соединявшего несколько сказок в одну, нашёл продолжение у ряда других писателей.
См. также
- Жар-птица и Василиса-царевна
Примечания
- ↑ Русские народные сказки. В обработке А. Н. Толстого. — М.; Л.: Детгиз, 1948
- ↑ Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985
- ↑ Жар-птица // Худяков, И. А. Вып. 1 // Великорусские сказки. — М.: Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1860. — С. 1—7
- ↑ 1 2 Будур, 2005, с. 151.
- ↑ Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка Архивная копия от 30 апреля 2019 на Wayback Machine — Л.: Наука, 1979 — С. 154—155
- ↑ Комментарий к «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о Сером Волке» // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки — М.: ОЛМА Медиа Групп — 304 с.
- ↑ Шахматов А. А. Фольклорное наследие А. А. Шахматова. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) — СПб.: Изд-во РХГА, 2005. — 799 с. — С. 676—677
- ↑ Литературная энциклопедия терминов и понятий. Институт научной информации по общественным наукам (Российская академия наук) — М.: Интелвак, 2001 — С. 994
- ↑ Самоделова Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937—1938 — по архивным источникам) Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine // Журнал «Вестник Вятского государственного университета», 2011
- ↑ Дедушкины прогулки, содержащие в себе 10 русских сказок. СПб., 1819. Первое изд. — СПб., 1786., № 3, с. 3—27.
Литература
- Жуковский В. А. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке — М.: Проспект, 2013 — 31 с.
- Будур Н. В. Жар-птица и серый волк // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 151. — ISBN 5-224-04818-4.
Ссылки
- 550=К417. Царевич и серый волк // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
- Иван-царевич и Серый волк
- Иван-царевич и Серый волк
- Иван-царевич и Серый волк
- Иван-царевич и Серый волк (русская народная сказка) (в обработке А. Н. Толстого)
- Иван-царевич и Серый волк (художественное озвучивание всей сказки)
Эта страница в последний раз была отредактирована 8 ноября 2022 в 07:41.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Цели:
познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван –царевич и серый волк»
Задачи:
учить делить текст на части; развивать память, внимание; обогащать словарный
запас; прививать интерес к чтению; к народному творчеству
Планируемые
результаты
Предметные:
познакомить
с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;
познакомить
с новыми словами;
формирование
умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
воспитание
любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;
научить
использовать слова с противоположным значением при характеристике героев,
сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.
Метапредметные:
Познавательные
развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;
развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
Регулятивные
формировать
умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
формировать
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
формировать
целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей.
Коммуникативные
учить
работать в паре, группе;
развивать
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
развивать
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
развивать
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
развивать интерес к чтению русских народных сказок;
развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских
сказок;
сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление
народа к счастью, любви;
способствовать развитию интереса к учебной деятельности;
формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
развивать внимание, память, творческие способности;
развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы
морального.
Ход
урока
Этап
урока
Содержание
деятельности учителя
Содержание
деятельности учащегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
—
Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу. Я хочу, что бы вы сегодня
на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли с новыми знаниями, впечатлениями
и открытиями.
Показывают
готовность
к уроку. Приветствуют учителя
Организуют
рабочее место
речевая
разминка
Дыхательная
гимнастика
— На уроках чтения мы учимся и правильно читать, и правильно говорить,
поэтому выполним сначала дыхательную гимнастику.
—
Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в
легкие и сдунем перышко с руки.
Речевая
разминка.
На плакате написана пословица
«Сказка
– ложь, да в ней, добрым молодцам урок»
—Объясните
значение пословицы
—
прочитайте пословицу про себя;
— прочитайте пословицу тихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
— прочитайте с восклицательной интонацией;
— прочитайте с вопросительной интонацией
Принимают
учебную задачу
II.
Актуализация знаний
и
умений в рамках проверки домашнего задания
На какие
группы можно разделить русские народные сказки? Заполните таблицу на
листочках. Задание №1
Наверное,
нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому
что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что
сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и
поучительно.
В
сказках и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк.
Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1.»
Красная Шапочка»
-Кто
автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).
2.»Три
поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).
3.»Волк
и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4.»Волк
и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
— Вы
обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы
думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?
— Во
многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки
с участием Иванушек:
1.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка,
Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2.»Иван
Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый,
смелый, добрый)
3.»Сивка
— Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
— Что
общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
-В какой
сказке они встречаются?
– Я
предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый
волк.
Работают
в паре
Слушают
Формулируют
ответы на поставленные учителем
вопросы
III.
Постановка цели урока
Сказка
«Иван –царевич и серый волк» к какой группе относится? — Можно ли назвать эту
сказку волшебной? Почему?
1.
волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет
из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие
числа 3 (3 испытания, 3 сына)
Вспомните,
какие волшебные сказки вы знаете? («Гуси лебеди», «Волшебное кольцо», «Баба
Яга», «По щучьему велению», «Елена Премудрая», «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка».)
Потому
что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.
Формулируют
ответы на поставленные
IV.
Изучение нового материала.
Словарная
работа
Беседа
по содержанию прочитанного
Выборочное
чтение
Чтение
по ролям.
Физминутка
—
Все ли слова вам понятны были, когда читали дома? Нет.
Значение
каких слов вам непонятны?
-Что
значит «не смыкать глаз»?
-Что
значит « служить верой-правдой», «Пускать нехорошую славу», позариться, пуще,
пеший
—
Слово похитник от слова похищать, воровать.
Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо..
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать
получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)
Понравилась
вам сказка?
–
Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?
–
Кто воровал яблоки?
–
Как Иван повстречался с волком?
–
Что предложил ему волк?
–
Найдите и прочитайте в тексте, какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали
к царю Афрону?
— На каких условиях царь Кусман пообещал отдать златогривого коня?
Прочитайте.
–
Что из этого получилось?
–
Куда отправились Иван с волком дальше?
–
Что ждало их в царстве Кусмана?
–
Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня?
-Что
запросил царь Кусман?
–
Куда они отправились дальше?
–
Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк?
–
Украл ли волк Елену Прекрасную?
–
Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого,
Жар-птицу?
–
Что задумали братья?
–
Как опять волк помог Ивану?
–
Как заканчивается сказка?
–
Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?
–
Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?
Определите,
к каким героям относятся герои нашей сказки?
В
сказках есть положительные герои, отрицательные, герои-помощники,
нейтральные
Диалог
Ивана-царевича и царя Афрона;
Ивана-царевича
и Серого Волка
–
Почему вы решили, что волк добрый?
-Дайте
характеристику волку.
–
А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?
Задание №2
Перед вами пословицы, прочитайте и выберите только одну, которая
подходит к теме урока
Друзья познаются в беде.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Царю правда лучший друг.????
Чужому горю не смейся
Это
– правая рука, Стало всё
наоборот.
Это
– левая рука. Слева – шумная
дубрава,
Справа
– шумная дубрава, Справа –
быстрая река.
Слева
– быстрая река… Неужели стала
правой
Обернулись
мы, и вот Моя левая рука?
Словарная
работа
Отвечают
на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
–
Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.
Слушают
хорошо читающих учеников.
Выполняют
движения физкультминутки согласно тексту
Осуществляют
логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно
выражают свои мысли.
Дети
читают.
Дети
читают.
Выполняют
физкультминутку согласно инструкции учителя
VI.
Продолжение работы над темой.
Работа
по картине В. Васнецова
Беседа
по картине
Тест
по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
Показ
творческих детских работ «Жар-птица»
–Рассмотрите
репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на
Сером Волке».
– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников,
но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович
Васнецов.
Послушаем небольшой рассказ об этом художнике.
Сегодня
мы попробуем описать изображённое на картине красивым художественным языком
–
Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ.
–
Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты.
–
Какой фрагмент изобразил художник?
–
Какое настроение передаёт эта картина?
–
Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?
–
Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица,
одежде.
–
Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что
вы видите и чувствуете
Можно ли утверждать, что художнику удалось передать характер
героев? Обоснуйте своё мнение.
-Как Васнецов показал то, что волк старается помочь
Ивану-царевичу?
-Как сказано об этом в тексте? Прочитайте
– Каким изображен Иван?
– Какова Елена Прекрасная?
– Какое настроение испытываете вы, глядя на картину? Попробуйте
составить небольшой рассказ по картине.Задание №3
Задание №4
Определите
порядок волшебных событий, происходящих в сказке «Иван царевич и Серый волк»,
и обозначьте его цифрами:
•
Сел Иван-царевич на него верхом, Серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз
пропускает, озёра хвостом заметает.
•
Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад
осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.
•
Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу — раны зажили; спрыснул
его живой водой — Иван-царевич ожил.
Выполните
тест
Какому
сказочному герою из этой сказки мы посвятили урок технологии? «Жар-птица»).
—
Посмотрите, какая красочная , яркая, действительно волшебная птица у вас
получилась.
Выполняют
задания.
Заранее
подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный
материал).
Отвечают
на вопросы.
Вариант
описательного рассказа по картине
(см.
ресурсный материал).
Умеют
слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.
Умеют выделять в тексте сказки опорные слова и выражения;
—
составлять рассказ по картине, используя план;
—
давать характеристику героям сказки;
—
определять правильный ход событий в сказке;
—
соотносить пословицу и основную мысль сказки;
— давать характеристику
Смысловое
чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ
объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий
VII.
Итог урока. Рефлексия
Можно ли сказать, что Серый Волк — герой-помощник? Почему?
Найдите подтверждение в тексте.
Чему научила вас эта сказка? Какие в ней мудрые мысли, какая
будет мораль?
Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил
оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора? Помощь ближнему.
Сказка Иван Царевич и серый волк учит доброте и честности,
наглядно показывает, как за труд (когда Иван царевич не спал ночь)
исполняется задача; за добро платится добром (за съеденного коня серый волк
помог ему); за зло и злом откликается (ситуация с братьями). В то же время в сказке народ показал, что не
все в жизни достается только трудом и упорством – порой нужна хитрость и
лукавство. Так жили в те далекие времена, так живем и сегодня.
–
Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?
–
Какой урок вы получили из этой сказки?
–
А вы кому-то помогли на уроке и как?
–
Оцените себя по лесенке успеха
Внимательно
слушают.
Осуществляют
самоанализ учебной деятельности
Владеют
навыками самоанализа
VIII.
Домашнее задание
с.
50-59 пересказ, разделить текст на три части,(разгадать кроссворд)
Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы
Принимают
и сохраняют учебную задачу
По горизонтали: 1. Имя царя, у которого было 3
сына. 2. Какое дерево росло в саду царя? 3. Кто клевал золотые яблоки в
царском саду? 5. Как звали царя, которому принадлежала жар-птица? 4. Что
приказал не трогать волк Ивану-царевичу? 8. Что надо было раздобыть в царстве
Кусмана? 6. Куда должен был ехать Иван – царевич за конём? 7. Что приказал волк
не трогать Ивану- царевичу в царстве Кусмана? 9. Кто принёс Серому Волку
живую и мёртвую воду? 10. Как отблагодарил Иван-царевич волка? 11. Кто убил Иван-царевича?
По вертикали: У царя Долмата была дочь Елена ….