К какой группе сказок относится сказка иван царевич и серый волк

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

logo

  • перечислите виды народных сказок.к какому виду относится. иван царевич и серый волк

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      baronmcconnell108

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    15 минут назад

    Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!

  • geometriya
    Геометрия

    20 минут назад

    Геометрия 8 класс 1 вопрос

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    20 минут назад

    8. Match each time expression with its definition.
    a) two weeks
    b) ten years
    from
    4) a millennium d) a thousand yearse.com
    5) a decade
    e) a hundred years
    6) a fortnight
    7) the 1800s
    8) for ages
    f) after the birth of Christ
    g) a long period of time
    h) before the birth of Christ
    1) AD
    2) BC
    ole.co3) a century

  • informatika
    Информатика

    25 минут назад

    можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере ​

  • matematika
    Математика

    25 минут назад

    1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

В. М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке (1889)

«Ива́н-царе́вич и се́рый волк»[1] (Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке[2], Жар-птица[3]) — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам. В указателе сказочных сюжетов имеет № 550 «Царевич и серый волк» («Царевич, Жар-птица и Серый волк», «Жар-птица и серый волк»[4]): три брата едут за жар-птицей; младший с помощью волка добывает её; а также коня и царевну; братья отнимают у него добычу и убивают его; волк оживляет героя, обман раскрывается[5]. Один из самых известных типов русской народной волшебной сказки, всемирно распространённый сюжет[4]. В русском фольклоре известно около 30 вариантов этой сказки[6], в украинском — 19, в белорусском — 6 вариантов[7].

Старейшая письменно зафиксированная европейская сказка о жар-птице и сером волке восходит к латинскому сборнику монаха Иоганна Габиуса «Скала-Коэли» (лат. Scala Coeli), изданного в 1480 году. В русскую устную традицию сюжет попал через лубок[8].

В русских народных вариантах действует царь Выслав или просто Царь, в литературной сказке В. Жуковского — царь Демьян Данилович, а у А. Толстого — царь Берендей.

Основные действующие лица сюжета:

  • Младший сын царя или молодец-стрелец, отправившийся на поиски таинственной Жар-птицы для царя;
  • Серый волк — верный друг и помощник Ивана в его стремлении добыть Жар-птицу и оберегающий его от всех опасностей, стоящих на этом пути.

Существует вариант в литературной обработке А. Н. Толстого («Иван-царевич и Серый волк», 1940[9]). В основу сказки В. Жуковского («Сказка об Иван-царевиче и Сером волке», 1845) положен сюжет народной «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».

Сюжет русской народной сказки

У старого царя по имени Выслав Андронович[10] было три сына-царевича: Дмитрий, Василий и Иван. У царского дворца располагался красивый сад, где стояло дерево с золотыми яблоками на ветках. Однажды царь заметил, что кто-то крадёт яблоки, и велел сыновьям подкараулить похитителя. Старшие царевичи заснули на часах и ничего не увидели. Иван же до полуночи не смыкал глаз и обнаружил, что яблоки ворует «Жар-птица». Попытавшись поймать похитительницу, царевич вырывает от неё лишь перо, которое светится в темноте, как факел.

Узнав о произошедшем и получив перо, царь даёт сыновьям задание: доставить ему живую «Жар-птицу». В награду же царь обещает подарить доставившему пол-царства. Царевичи отправляются на поиски, и разделяются на перепутье. Иван-царевич выбирает дорогу, на которой странник, как гласит указательный камень, «сам жив останется, а коня потеряет». Предсказание быстро сбывается: на следующее после привала утро Иван обнаруживает лишь обглоданные кости своей лошади.

После долгих скитаний по лесу Иван-царевич встречает говорящего серого Волка, который, узнав о горе юноши, признаётся, что это он съел коня и предлагает Ивану себя в качестве скакуна и помощника в поисках «Жар-птицы». Волк и Иван пускаются в далёкое странствие, по ходу которого выясняется, что найти похитительницу золотых яблок становится всё более трудно и опасно. Тем не менее, благодаря серому Волку Иван-царевич всё же сумел добыть «Жар-птицу» и выкрасть Елену Прекрасную. Однако, коварные братья Ивана стремятся отнять у него добычу, но Волк спасает царевича, ввиду чего тот живым возвращается домой и женится на Елене Прекрасной.

Отличия в литературных сказках

Сказка В. Жуковского

В отличие от русской народной сказки, где царь позвал своих трёх сыновей и отправил на поиски жар-птицы, в сказке В. Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом:

Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…

В свое повествование В. А. Жуковский включает героев из других сказок:

  • Кощей Бессмертный, смерть которого находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это яйцо со дна моря достает щука. Аналогия со сказкой «Царевна-лягушка».
  • Баба-яга, которая должна была накормить-напоить героя и спать уложить, а потом помочь. Аналогичное описание встречается в сказках «Морозко», «Марья Моревна» и других.
  • Леший, аналогичный описанию в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
  • Богатырский конь, аналогичный описанию в сказке «Василиса Премудрая».
  • Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды. Описание скатерти-самобранки встречается в сказках «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
  • Змей Горыныч с шестью головами встречается в сказке «Иван — крестьянский сын».

Творческий опыт Жуковского, соединявшего несколько сказок в одну, нашёл продолжение у ряда других писателей.

См. также

  • Жар-птица и Василиса-царевна

Примечания

  1. Русские народные сказки. В обработке А. Н. Толстого. — М.; Л.: Детгиз, 1948
  2. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985
  3. Жар-птица // Худяков, И. А. Вып. 1 // Великорусские сказки. — М.: Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1860. — С. 1—7
  4. 1 2 Будур, 2005, с. 151.
  5. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка Архивная копия от 30 апреля 2019 на Wayback Machine — Л.: Наука, 1979 — С. 154—155
  6. Комментарий к «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о Сером Волке» // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки — М.: ОЛМА Медиа Групп — 304 с.
  7. Шахматов А. А. Фольклорное наследие А. А. Шахматова. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) — СПб.: Изд-во РХГА, 2005. — 799 с. — С. 676—677
  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Институт научной информации по общественным наукам (Российская академия наук) — М.: Интелвак, 2001 — С. 994
  9. Самоделова Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937—1938 — по архивным источникам) Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine // Журнал «Вестник Вятского государственного университета», 2011
  10. Дедушкины прогулки, содержащие в себе 10 русских сказок. СПб., 1819. Первое изд. — СПб., 1786., № 3, с. 3—27.

Литература

  • Жуковский В. А. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке — М.: Проспект, 2013 — 31 с.
  • Будур Н. В. Жар-птица и серый волк // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 151. — ISBN 5-224-04818-4.

Ссылки

  • 550=К417. Царевич и серый волк // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк (русская народная сказка) (в обработке А. Н. Толстого)
  • Иван-царевич и Серый волк (художественное озвучивание всей сказки)


Эта страница в последний раз была отредактирована 8 ноября 2022 в 07:41.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Цели:
познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван –царевич и серый волк»

Задачи:
учить делить текст на части; развивать память, внимание; обогащать словарный
запас; прививать интерес к чтению; к народному творчеству

Планируемые
результаты

Предметные:

познакомить
с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;

познакомить
с новыми словами;

формирование
умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

воспитание
любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

научить
использовать слова с противоположным значением при характеристике героев,
сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.

Метапредметные:

Познавательные
развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок; 
развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
Регулятивные

формировать
умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

формировать
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

формировать
целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей.

Коммуникативные

учить
работать в паре, группе;

развивать
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;

развивать
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

развивать
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

развивать интерес к чтению русских народных сказок;
развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских
сказок; 
сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление
народа к счастью, любви;
способствовать развитию интереса к учебной деятельности;
формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
развивать внимание, память, творческие способности;
развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы
морального.

Ход
урока

Этап
урока

Содержание
деятельности учителя

Содержание

деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока


Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза.    
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу. Я хочу, что бы вы сегодня 
на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли   с новыми знаниями, впечатлениями
и открытиями.

Показывают
готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Организуют
рабочее место

речевая
разминка

Дыхательная
гимнастика

— На уроках чтения мы учимся и правильно читать,  и правильно говорить,
поэтому выполним сначала дыхательную гимнастику.


Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в
легкие и сдунем перышко с руки.

Речевая
разминка.

На плакате написана пословица

«Сказка
– ложь, да в ней, добрым молодцам урок»

Объясните
значение пословицы


прочитайте пословицу про себя;
— прочитайте пословицу тихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
— прочитайте с восклицательной интонацией;
— прочитайте с вопросительной интонацией

Принимают
учебную задачу

II.
Актуализация
знаний

и
умений в рамках проверки домашнего задания

На какие
группы можно разделить русские народные сказки? Заполните таблицу на
листочках. Задание №1

Наверное,
нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому
что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что
сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и
поучительно.

 В
сказках  и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк.
Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1.»
Красная Шапочка»

-Кто
автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три
поросёнка. ( Ш. Перро, волк злой, хитрый).

3.»Волк
и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк
и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы
обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы
думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

— Во
многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки
с участием Иванушек:

1.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка,
Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2.»Иван
Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый,
смелый, добрый)

3.»Сивка
— Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что
общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

-В какой
сказке они встречаются?

– Я
предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый
волк.

Работают
в паре

Слушают

Формулируют
ответы на поставленные учителем
вопросы

III.
Постановка цели урока

Сказка
«Иван –царевич и серый волк» к какой группе относится? — Можно ли назвать эту
сказку волшебной? Почему?

1.
волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет 
из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие
числа 3 (3 испытания, 3 сына)

Вспомните,
какие волшебные сказки вы знаете? («Гуси лебеди», «Волшебное кольцо», «Баба
Яга», «По щучьему велению», «Елена Премудрая», «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка».)

Потому
что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.

Формулируют
ответы на поставленные

IV.
Изучение нового материала.

 Словарная
работа

Беседа
по содержанию прочитанного

Выборочное
чтение

Чтение
по ролям.

Физминутка


Все ли слова вам понятны были, когда читали дома? Нет.

Значение
каких слов вам непонятны?

-Что
значит «не смыкать глаз»?

-Что
значит « служить верой-правдой», «Пускать нехорошую славу», позариться, пуще,
пеший


Слово похитник от слова похищать, воровать.
Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.. 
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать
получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

Понравилась
вам сказка?


Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?


Кто воровал яблоки?


Как Иван повстречался с волком?


Что предложил ему волк?


Найдите и прочитайте в тексте, какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали
к царю Афрону?
— На каких условиях царь Кусман пообещал отдать златогривого коня?
Прочитайте.


Что из этого получилось?


Куда отправились Иван с волком дальше?


Что ждало их в царстве Кусмана?


Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня?

-Что
запросил царь Кусман?


Куда они отправились дальше?


Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк?


Украл ли волк Елену Прекрасную?


Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого,
Жар-птицу?


Что задумали братья?


Как опять волк помог Ивану?


Как заканчивается сказка?


Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?


Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?

Определите,
к каким героям относятся герои нашей сказки?

В
сказках есть положительные  герои, отрицательные, герои-помощники,
нейтральные

Диалог
Ивана-царевича и царя Афрона;

Ивана-царевича
и Серого Волка


Почему вы решили, что волк добрый?

-Дайте
характеристику волку.


А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?

Задание №2

Перед вами пословицы, прочитайте  и выберите  только одну, которая
подходит  к теме урока

Друзья познаются в беде.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Без беды друга не узнаешь.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Царю правда лучший друг.????

Чужому горю не смейся

Это
– правая рука,                                             Стало всё
наоборот.

Это
– левая рука.                                             Слева – шумная
дубрава,

Справа
– шумная дубрава,                                             Справа –
быстрая река.

Слева
– быстрая река…                                             Неужели стала
правой

Обернулись
мы, и вот                                             Моя левая рука?

Словарная
работа

Отвечают
на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.


Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.

Слушают
хорошо читающих учеников.

Выполняют
движения физкультминутки согласно тексту

Осуществляют
логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно
выражают свои мысли.

Дети
читают.

Дети
читают.

Выполняют
физкультминутку согласно инструкции учителя

VI.
Продолжение работы над темой.

Работа
по картине В. Васнецова

Беседа
по картине

Тест
по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

Показ
творческих детских работ «Жар-птица»

–Рассмотрите
репродукцию
картины В. Васнецова «Иван-Царевич на
Сером Волке».

– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников,
но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович
Васнецов.

Послушаем небольшой рассказ об этом художнике.

Сегодня
мы попробуем описать изображённое на картине красивым художественным языком


Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ.


Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты.


Какой фрагмент изобразил художник?


Какое настроение передаёт эта картина?


Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?


Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица,
одежде.


Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что
вы видите и чувствуете

Можно ли утверждать, что художнику удалось передать характер
героев? Обоснуйте своё мнение.

 -Как Васнецов показал то, что волк  старается помочь
Ивану-царевичу?

-Как сказано об этом в тексте? Прочитайте

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какое настроение испытываете вы, глядя на картину? Попробуйте
составить небольшой рассказ по картине.Задание №3

Задание №4

Определите
порядок волшебных событий, происходящих в сказке «Иван царевич и Серый волк»,
и обозначьте его цифрами:


Сел Иван-царевич на него верхом, Серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз
пропускает, озёра хвостом заметает.


Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад
осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.


Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу — раны зажили; спрыснул
его живой водой — Иван-царевич ожил.

Выполните
тест

Какому
сказочному герою из этой сказки мы посвятили урок технологии?  «Жар-птица»).


Посмотрите, какая красочная , яркая, действительно волшебная  птица  у вас
получилась.

Выполняют
задания.

Заранее
подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный
материал)
.

Отвечают
на вопросы.

Вариант
описательного рассказа по картине

(см.
ресурсный материал).

Умеют
слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.

Умеют выделять в тексте сказки опорные слова и выражения;


составлять рассказ по картине, используя план;


давать характеристику героям сказки;


определять правильный ход событий в сказке;


соотносить пословицу и основную мысль сказки;

— давать характеристику

Смысловое
чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ
объекта с выделением существенных и несущественных признаков

 
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата;  составление плана и последовательности действий

VII.
Итог урока. Рефлексия

Можно ли сказать, что Серый Волк — герой-помощник? Почему?
Найдите подтверждение в тексте.

Чему научила вас эта сказка? Какие в ней мудрые мысли, какая
будет мораль?

Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил
оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?
Помощь ближнему.

Сказка Иван Царевич и серый волк учит доброте и честности,
наглядно показывает, как за труд (когда Иван царевич не спал ночь)
исполняется задача; за добро платится добром (за съеденного коня серый волк
помог ему); за зло и злом откликается (ситуация с братьями).
В то же время в сказке народ показал, что не
все в жизни достается только трудом и упорством – порой нужна хитрость и
лукавство. Так жили в те далекие времена, так живем и сегодня.


Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?


Какой урок вы получили из этой сказки?


А вы кому-то помогли на уроке и как?


Оцените себя по лесенке успеха

Внимательно
слушают.

Осуществляют
самоанализ учебной деятельности

Владеют
навыками самоанализа

VIII.
Домашнее задание

с.
50-59 пересказ, разделить текст на три части,(разгадать кроссворд)

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают

и сохраняют учебную задачу

По  горизонтали:  1. Имя царя, у которого было 3
сына.  2. Какое дерево росло в саду царя? 3. Кто клевал золотые яблоки в 
царском саду?  5. Как звали царя, которому принадлежала жар-птица? 4. Что
приказал не трогать волк Ивану-царевичу? 8. Что надо  было раздобыть  в царстве
Кусмана? 6. Куда должен был ехать Иван – царевич за конём? 7. Что приказал волк
не трогать Ивану- царевичу в царстве Кусмана? 9. Кто принёс   Серому Волку
живую и мёртвую воду? 10. Как отблагодарил Иван-царевич волка? 11. Кто убил Иван-царевича?

По вертикали: У царя Долмата была дочь Елена ….

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К каким сказкам васнецов рисовал иллюстрации
  • К каким сказкам билибин нарисовал иллюстрации
  • К каким методам обучения относятся рассказ объяснение беседа дискуссия работа с книгой
  • К каким методам обучения относятся лекция рассказ беседа объяснение дискуссия
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки премудрый пескарь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии