К какой группе сказок относится сказка сестрица аленушка и братец иванушка ответ

logo

  • к какому виду сказок относится сказка аленушка и братец иванушка

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kaydencejohnston398

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    15 минут назад

    Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!

  • geometriya
    Геометрия

    20 минут назад

    Геометрия 8 класс 1 вопрос

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    20 минут назад

    8. Match each time expression with its definition.
    a) two weeks
    b) ten years
    from
    4) a millennium d) a thousand yearse.com
    5) a decade
    e) a hundred years
    6) a fortnight
    7) the 1800s
    8) for ages
    f) after the birth of Christ
    g) a long period of time
    h) before the birth of Christ
    1) AD
    2) BC
    ole.co3) a century

  • informatika
    Информатика

    25 минут назад

    можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере ​

  • matematika
    Математика

    25 минут назад

    1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    3 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20458

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

Цель урока: обнаружить закономерности
сказочного жанра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок:
Начинается урок
Наступает тишина
Сказка в гости к нам пришла.

– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Как вы понимаете эти строчки?

Презентация 1. Слайд №1.

«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым  молодцам урок»

Презентация 1. Слайд №2.

– Какое произведение мы называем  «сказка»? (Сказка
– повествовательное произведение о вымышленных
лицах и событиях с участием волшебных,
фантастических сил.)

– Какие сказки мы читали? (Русские народные
сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и
петух», «Лиса и кот» … Литературные сказки
(авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая
глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил»
В. Бианки)

– Прочитайте названия сказок:

  • «Гуси-лебеди»
  • «Кот, Лиса и Петух»
  • «По щучьему веленью»
  • «Кот и лиса»

– Что их объединяет? (Русские народные
сказки)

– Разделите их на две группы (Волшебные и сказки
о животных)

Презентация 1. Слайд №3

– Давайте вспомним героев (персонажей)
волшебной сказки

Презентация 1. Слайд №4

Заступник
Злодей (В качестве врагов –
фантастические существа: Змей, Кощей,  Лихо
Одноглазое, Баба-Яга,…)
Страдалец  (это положительные герои:
Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая
сиротка…)
Чудесные помощники: (тотемные)( Конь,
добрая старушка, лягушка, коровушка, …)

Что ещё характерно для волшебных
сказок?

Чудесные предметы: кошелёк-самотряс,
скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-
самогуды…)

Презентация 1. Слайд №5

 – Давайте вспомним как построена
сказка.

Композиция сказки

  1. Зачин
  2. Основная часть
  3. Концовка

– По каким «сказочным премудростям»
можно узнать сказку

Презентация 1. Слайд №6

1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый
молодец, красно-солнышко
2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в
тридевятое  царство, три сестры, три
испытания…)
3. Повторы слов в разных частях сказки
4. «Формулы» – особые слова, которые повторяются
из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что
Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не
горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).

– Для чего все эти особые подсказки народ
придумал (для того, чтобы было легко запоминать,
рассказывать)
– Можно ли сказать, что слова «сказка» и
«рассказ» синонимы?
– «Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь)
одно и то же?
– Одинаковые ли это вещи – читать сказки и
рассказывать?

II. Откройте учебник

– Прочитайте вступительное слово автора
учебника  (сказка будет прозаическая,
напевная, печальная)

Презентация 1. Слайд №7

– Как вы понимаете слова автора?
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор?
– На какие вопросы нам предстоит ответить при
работе с этой сказкой?

Презентация 1. Слайд №8

1) Особенности русской народной сказки.
2) Определить к какой группе относится эта сказка.

III. Чтение сказки (Презентация 2)

– Почему автор сравнивает эту сказку с
печальной песней?
– Найдите те моменты, которые очень похожи на
песню.
– Есть ли здесь рифма, как в песне?
– Тогда почему она звучит напевно? (Здесь
непривычный порядок слов, прилагательные стоят в
конце строк)

– Такой прием в литературе называется инверсия.
Этот прием характерен для русских народных
сказок
– Проведем эксперимент. Изменим порядок слов
так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.
– Что вы заметили? (Исчезла напевность)
– Почему автор учебника называет её печальной? (Много
несчастий преследует брата и сестру)

Сначала остались одни-одинёшеньки
Иванушка превратился в козлёночка
Ведьма топит Алёнушку
Ведьма хочет зарезать козлёночка

IV. Физкультминутка

V. Анализ произведения

Определите вид сказки. (Волшебная)

Презентация 1. Слайды  № 9-14

– Докажите.

Происходит волшебство:

  • Иванушка превратился в козлёночка и снова в
    человека.
  • Алёнушка, утонув, осталась живой.
  • Ведьма оборачивается Алёнушкой.

– Почему никто «ведьму» не распознал, а только
Иванушке всё было «ведомо»? (Ведьму,
представителя волшебного мира, может видеть
только тот, кто сам находится в волшебном мире. А
Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился
из земного существа в представителя волшебного
мира и стал обладать двойным зрением)

– Что ещё было «ведомо» Иванушке? (Что
сестрица, утонув,  попала в волшебный мир, и он
мог с ней общаться)

– Найдите еще признаки волшебной сказки.
– Сколько раз он просил выплыть её на бережок? 
(Магия числа 3)
– Найдите ещё примеры действия магия числа 3.

  • Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться
  • Три раза перекинулся через голову, чтобы
    обернуться мальчиком
  • В каждой волшебной сказке герои отправляются в
    дальний путь. Герои проходят испытания

– Какие обстоятельства жизни заставили наших
героев отправиться в дальнюю дорогу?  (Пошла
Алёнушка на работу т.к. они осиротели)

– Через какое испытание им предстояло пройти? 
(Испытание жаждой, которого Иванушка не
выдержал)

– Почему Иванушка превратился в козлёночка?  (Не
послушался старшую сестру)

– Что же им помогло выдержать все испытания?  (Они
не оставили друг друга в беде, они любили друг
друга)

– Что ещё характерно для русской народной
сказки?

  • Зачин и счастливый конец

– Прочитайте то и другое

  • Повторы

– А есть ли в этой сказке повторы  (Шли-шли,
жить-поживать, одни-одинёшеньки,
подумала-подумала)

– Вернёмся к названию сказки. Что вы заметили? (Слова
употреблены в ласкательной форме)

– Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме.
Назовите.
– Назовите, какие особенности волшебной сказки
мы нашли?

Презентация 1. Слайд №15

1. Зачин и счастливая концовка
2. Повторы слов и ситуаций
3. Уход из дома
4. Испытание
5. Превращения
6. Магия числа 3
7. Особая народная лексика

– Как в сказке показано, что добро побеждает
зло?
– Чему учит сказка?  (Слушаться старших,
любить друг друга, не бросать близких в беде)

Презентация 1. Слайд №16

– Согласны ли вы с комментарием автора: очень
грустная, но очень красивая сказка?
– Попытаемся заглянуть в глубокий философский
смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
История эта о становлении личности человека. В
раннем детстве ребенок впитывает в себя знания,
правила поведении, образ жизни из окружающего
мира. И то, из какого источника он напьется,
зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды
из недр матушки-земли (впитает с молоком матери
сказки, песни, любовь к родине)  –  станет
богатырем, а напьется из болотца  –  станет
«козленочком». И такому «козленочку» нужно
пройти через трудные жизненные испытания, чтобы
стать человеком.

Презентация 1. Слайд № 17

Именно эта сказка вдохновила художника Виктора
Васнецова на написание картины «Алёнушка».
– Подумайте, что же роднит картину и сказку?
– Представьте, что случилось, если бы Иванушка
ослушался сестру с первого раза.
– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше
домашнее задание, а мы на следующем уроке
продолжим разговор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какой группе сказок относится сказка о жерновках
  • К какой группе сказок относится сказка иван царевич и серый волк
  • К какой группе сказок относится сказка зимовье
  • К какой группе сказок относится сказка дикий помещик
  • К каким сказкам васнецов рисовал иллюстрации

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии