-
к какому виду сказок относится сказка аленушка и братец иванушка
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
kaydencejohnston398
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык15 минут назад
Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!
-
Геометрия20 минут назад
Геометрия 8 класс 1 вопрос
-
Английский язык20 минут назад
8. Match each time expression with its definition.
a) two weeks
b) ten years
from
4) a millennium d) a thousand yearse.com
5) a decade
e) a hundred years
6) a fortnight
7) the 1800s
for ages
f) after the birth of Christ
g) a long period of time
h) before the birth of Christ
1) AD
2) BC
ole.co3) a century -
Информатика25 минут назад
можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере
-
Математика25 минут назад
1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра3 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Литературное чтение, 3 класс
Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Глоссарий по теме
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Ключевые слова
Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
На уроке мы узнаем о жанре устного народного творчества – волшебной сказке;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока
1.Начнём знакомство со сказками.
Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.
Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.
Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.
Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.
- Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.
Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма – злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.
В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?
— Иванушка превратился в козлёночка;
— злая ведьма обернулась Алёнушкой;
— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;
— козлёночек снова стал мальчиком.
События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.
Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.
В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.
События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.
— Смерть родителей
— Дорога в поле
— Коровье копытце
— Лошадиное копытце
— Козье копытце
— Встреча с купцом
— Ведьма
— Разговор козленка
— Прощание козлёнка
— Спасение Алёнушки
— Превращение козленочка в мальчика.
При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.
Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.
Главная мысль сказки:
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.
Подведем итоги.
Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.
Разбор типового тренировочного задания
Сортировка элементов по категориям
Текст вопроса: Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.
Слова для выбора: добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая
Ответ:
Алёнушка |
Ведьма |
добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая |
злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная |
Разбор типового контрольного задания
Множественный выбор
Текст вопроса
Выбери из списка признаки волшебной сказки
1 вариант
1.зачин
2.события соответствуют реальной жизни
3.концовка
4.троекратный повтор
5.стихотворная форма
2 вариант
1.волшебные герои
2.пятикратный повтор
- добро побеждает зло
4.волшебные события
5.стихотворная форма
Ответ
1 вариант
1.зачин
3.концовка
4.троекратный повтор
2 вариант
1.волшебные герои
3.добро побеждает зло
4.волшебные события
Цель урока: обнаружить закономерности
сказочного жанра.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок:
Начинается урок
Наступает тишина
Сказка в гости к нам пришла.
– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Как вы понимаете эти строчки?
Презентация 1. Слайд №1.
«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок»
Презентация 1. Слайд №2.
– Какое произведение мы называем «сказка»? (Сказка
– повествовательное произведение о вымышленных
лицах и событиях с участием волшебных,
фантастических сил.)
– Какие сказки мы читали? (Русские народные
сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и
петух», «Лиса и кот» … Литературные сказки
(авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая
глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил»
В. Бианки)
– Прочитайте названия сказок:
- «Гуси-лебеди»
- «Кот, Лиса и Петух»
- «По щучьему веленью»
- «Кот и лиса»
– Что их объединяет? (Русские народные
сказки)
– Разделите их на две группы (Волшебные и сказки
о животных)
Презентация 1. Слайд №3
– Давайте вспомним героев (персонажей)
волшебной сказки
Презентация 1. Слайд №4
Заступник
Злодей (В качестве врагов –
фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо
Одноглазое, Баба-Яга,…)
Страдалец (это положительные герои:
Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая
сиротка…)
Чудесные помощники: (тотемные)( Конь,
добрая старушка, лягушка, коровушка, …)
– Что ещё характерно для волшебных
сказок?
Чудесные предметы: кошелёк-самотряс,
скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-
самогуды…)
Презентация 1. Слайд №5
– Давайте вспомним как построена
сказка.
Композиция сказки
- Зачин
- Основная часть
- Концовка
– По каким «сказочным премудростям»
можно узнать сказку
Презентация 1. Слайд №6
1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый
молодец, красно-солнышко
2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в
тридевятое царство, три сестры, три
испытания…)
3. Повторы слов в разных частях сказки
4. «Формулы» – особые слова, которые повторяются
из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что
Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не
горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).
– Для чего все эти особые подсказки народ
придумал (для того, чтобы было легко запоминать,
рассказывать)
– Можно ли сказать, что слова «сказка» и
«рассказ» синонимы?
– «Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь)
одно и то же?
– Одинаковые ли это вещи – читать сказки и
рассказывать?
II. Откройте учебник
– Прочитайте вступительное слово автора
учебника (сказка будет прозаическая,
напевная, печальная)
Презентация 1. Слайд №7
– Как вы понимаете слова автора?
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор?
– На какие вопросы нам предстоит ответить при
работе с этой сказкой?
Презентация 1. Слайд №8
1) Особенности русской народной сказки.
2) Определить к какой группе относится эта сказка.
III. Чтение сказки (Презентация 2)
– Почему автор сравнивает эту сказку с
печальной песней?
– Найдите те моменты, которые очень похожи на
песню.
– Есть ли здесь рифма, как в песне?
– Тогда почему она звучит напевно? (Здесь
непривычный порядок слов, прилагательные стоят в
конце строк)
– Такой прием в литературе называется инверсия.
Этот прием характерен для русских народных
сказок
– Проведем эксперимент. Изменим порядок слов
так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.
– Что вы заметили? (Исчезла напевность)
– Почему автор учебника называет её печальной? (Много
несчастий преследует брата и сестру)
Сначала остались одни-одинёшеньки
Иванушка превратился в козлёночка
Ведьма топит Алёнушку
Ведьма хочет зарезать козлёночка
IV. Физкультминутка
V. Анализ произведения
– Определите вид сказки. (Волшебная)
Презентация 1. Слайды № 9-14
– Докажите.
Происходит волшебство:
- Иванушка превратился в козлёночка и снова в
человека. - Алёнушка, утонув, осталась живой.
- Ведьма оборачивается Алёнушкой.
– Почему никто «ведьму» не распознал, а только
Иванушке всё было «ведомо»? (Ведьму,
представителя волшебного мира, может видеть
только тот, кто сам находится в волшебном мире. А
Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился
из земного существа в представителя волшебного
мира и стал обладать двойным зрением)
– Что ещё было «ведомо» Иванушке? (Что
сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он
мог с ней общаться)
– Найдите еще признаки волшебной сказки.
– Сколько раз он просил выплыть её на бережок?
(Магия числа 3)
– Найдите ещё примеры действия магия числа 3.
- Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться
- Три раза перекинулся через голову, чтобы
обернуться мальчиком - В каждой волшебной сказке герои отправляются в
дальний путь. Герои проходят испытания
– Какие обстоятельства жизни заставили наших
героев отправиться в дальнюю дорогу? (Пошла
Алёнушка на работу т.к. они осиротели)
– Через какое испытание им предстояло пройти?
(Испытание жаждой, которого Иванушка не
выдержал)
– Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не
послушался старшую сестру)
– Что же им помогло выдержать все испытания? (Они
не оставили друг друга в беде, они любили друг
друга)
– Что ещё характерно для русской народной
сказки?
- Зачин и счастливый конец
– Прочитайте то и другое
- Повторы
– А есть ли в этой сказке повторы (Шли-шли,
жить-поживать, одни-одинёшеньки,
подумала-подумала)
– Вернёмся к названию сказки. Что вы заметили? (Слова
употреблены в ласкательной форме)
– Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме.
Назовите.
– Назовите, какие особенности волшебной сказки
мы нашли?
Презентация 1. Слайд №15
1. Зачин и счастливая концовка
2. Повторы слов и ситуаций
3. Уход из дома
4. Испытание
5. Превращения
6. Магия числа 3
7. Особая народная лексика
– Как в сказке показано, что добро побеждает
зло?
– Чему учит сказка? (Слушаться старших,
любить друг друга, не бросать близких в беде)
Презентация 1. Слайд №16
– Согласны ли вы с комментарием автора: очень
грустная, но очень красивая сказка?
– Попытаемся заглянуть в глубокий философский
смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
История эта о становлении личности человека. В
раннем детстве ребенок впитывает в себя знания,
правила поведении, образ жизни из окружающего
мира. И то, из какого источника он напьется,
зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды
из недр матушки-земли (впитает с молоком матери
сказки, песни, любовь к родине) – станет
богатырем, а напьется из болотца – станет
«козленочком». И такому «козленочку» нужно
пройти через трудные жизненные испытания, чтобы
стать человеком.
Презентация 1. Слайд № 17
Именно эта сказка вдохновила художника Виктора
Васнецова на написание картины «Алёнушка».
– Подумайте, что же роднит картину и сказку?
– Представьте, что случилось, если бы Иванушка
ослушался сестру с первого раза.
– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше
домашнее задание, а мы на следующем уроке
продолжим разговор.