Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
К какому виду сказок относится сказка «Сивка-бурка»?
10 ответов:
6
0
«Сивка-бурка» относится к русским народным сказкам. Также эта сказка есть в обработке двух авторов — М.А.Булатова и А.Н.Афанасьева.
Ошибочно предполагать, сто автор сказки — Ершов. Он написал «Конек-горбунок», а это совсем другая история.
2
0
Бывает два вида сказок — народные и авторские.
Так вот, сказка «Сивка Бурка» считается русской народной сказкой. Сказка эта о животном, но в то же время животное здесь необычное, оно разговаривает, творит чудеса. Поэтому жанр сказки «Сивка Бурка» — волшебный. Но также тут героями выступают люди со своими проблемами, характерами поэтому эту сказку нужно отнести и к бытовым.
Некоторые путают эту сказку со сказкой Петра Ершова Конек Горбунок», но это не совсем так. Его сказка в стихах и является как раз авторской обработкой народной сказки с несколько другими сюжетными линиями.
Основная идея сказки «Сивка Бурка» — быть добрым и помогать ближним.
Итого имеем: народная волшебно-бытовая сказка.
1
0
Основные виды сказок — это волшебная, бытовая и о животных. В данном случае мы однозначно имеем дело с волшебной сказкой. Младший сын, которого никто не воспринимает в серьез и считает дурачком с помощью Сивки-бурки становится статным молодцом.
1
0
Сказка «Сивка -Бурка» относится к волшебным сказкам, потому что события, происходящие по сюжету этой сказки имеют определенные моменты, связанные с волшебством. Помимо волшебных сказок есть ещё сказки бытовые и о животных.
1
0
Сказку «Сивка-бурка» можно отнести к волшебно-бытовому виду сказок.
Сказки можно разделить на 3 группы:
- социально-бытовые;
- сатирико-бытовые;
- волшебно-бытовые.
В сказке присутствует описание быта, а так же она наполнена волшебством.
Если говорить о авторстве сказок, то сказка является народной.
1
0
Мною любимая сказка «Сивка Бурка» написана изначально ни каким-то писателем, а народом, то есть относится в первую очередь к народной. Были и ее обработки после, например у Афанасьева знаю, но изначально ее народ сочинил.
Потом в ней присутствует описание быта, то есть она еще и бытовая (есть и такое подразделение сказок), ну и конечно же она волшебная ведь младшему сыну Сивка Бурка помог преобразиться в статного молодца, хотя его вообще в начале даже всерьез никто не воспринимал. Это четкое волшебство. Есть еще сказки сатирические или социальные, но данная «Сивка Бурка» к ним конечно же не относится.
0
0
Данная сказка, относится к категории волшебных, так как в ней, практически нет никаких элементов из истории и ее хронологии, что по сути уже является очень важной характеристикой. Ну а определяющим моментом является то, что все ключевые перипетии сказки и ее героев, происходят в силу волшебства.
0
0
Сначала перечислим, какие виды сказок существуют: социально-бытовые, волшебные и сказки о животных.
Хоть в сказке «Сивка-Бурка» и присутствуют животные, но есть и люди, при этом в сказке есть и волшебство, поэтому сказку однозначно относим к волшебной сказке.
0
0
Сказка «Сивка-бурка» известна многим, только ленивый ее не читал. Данная сказка является русской народной сказкой, ее можно встретить в различных сборниках. В «Сивке-бурке» много вещей и событий, которые связаны с волшебством, поэтому данная сказка относится к волшебно-бытовым сказкам.
0
0
Сказки подразделяют обычно на три вида: волшебные, бытовые и о животных. Сивка-Бурка однозначно относится к волшебной, потому что происходящее в ней ничто иное как волшебство. Далее у сказок бывают деления по авторству, и данное произведение я бы все же отнесла к народной, потому что изначально ее передавали устным путем, а затем уже Афанасьев написал, добавив свои детали.
Читайте также
Собственно говоря, это выражение давно переведено на английский язык. Как сама сказка, так и песня в исполнении Михаила Боярского «Сивка-Бурка»(1983 год).
Выглядит это так: «Sivka-burka, broadcasting kaurka» (из сказки) или как в песне у Боярского:
«Сивка — Бурка» учит любви к животным. ты с ними будешь ласков, и они тебе помогут в решении твоих проблем: и красавцем сделают, и до невесты доскачут.
А вообще мне не нравится герой. У него работящие братья, а он побеждает всех претендентов на руку лучшей невесты страны, используя не свое умение, а умение Сивки — Бурки. То есть, Иван — настоящий халявщик. А в наше время, чтобы достичь чего-то, не будучи ребенком олигарха, надо работать и постоянно доказывать свою нужность.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от timoshka57
какой группе сказок относится сказка сивка-бурка
-
Ответ
Ответ дан
muchacha60Сказка «Сивка-Бурка» считается русской народной сказкой
-
Ответ
Ответ дан
Nunu07Эта сказка относится к группе волшебных сказок.
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x — 5,21 = 9,54
Информатика — 2 года назад
Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.
География — 2 года назад
Почему япония — лидер по выплавке стали?
Математика — 2 года назад
Чему равно: 1*(умножить)х? 0*х?
Русский язык — 2 года назад
В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа
нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;
Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем сочинить свою волшебную сказку.
Основное содержание урока.
1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:
А. – Смотри, вся пшеница потоптана.
В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал
А: – Три сына – это троекратный повтор.
В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.
А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.
В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.
А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?
В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…
Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.
А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.
В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.
А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.
В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.
А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.
В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.
А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?
В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.
А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.
В: Можно сказать, она добрая и справедливая.
А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.
В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.
А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.
А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…
В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.
А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.
В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.
А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.
В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?
А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»
А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.
В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.
А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.
В: Давай вспоминать.
1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.
2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.
3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.
4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.
5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.
6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.
7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.
На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.
9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.
10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.
11) Концовка – свадебный пир.
А: Поучительная сказка!
В: Чему же она тебя научила?
А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.
Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.
В: А я вспомнил пословицы к сказке.
А: И у меня есть пословицы.
В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?
А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда
В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.
А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:
1. Сивка-Бурка
2. Иван-царевич
3. Иванушка – дурачок
4. Елена Прекрасная
Ответ:
3. Иванушка-дурачок.
Разбор типового контрольного задания
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд
1 вариант
1. Сколько сыновей было у старика?
2. Как называли Иванушку?
3. Кого звали Сивкой-буркой?
4. Значение слова «изловил».
5. Место, где сидела Елена Прекрасная.
6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?
2 вариант
1. Что посеял старик на поле?
2. Как называли младшего сына — дурачка?
3. Кто был волшебным помощником Иванушки?
4. Значение слова «потчевал».
5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?
6. Чем закончилась сказка?
Ответ
1 вариант
1. Три;
2. Дурачок;
3. Конь;
4. Поймал;
5. Терем;
6. Перстень.
2 вариант
1. Пшеница;
2. Иванушка;
3. конь;
4. угощал;
5. три;
6. свадьба.
Урок литературного чтения (2 часа)
08-10.10.2014
Тема урока: Русская народная сказка «Сивка –
бурка»
Цель урока: Способствовать полноценному восприятию художественного
произведения путём правильно организованного анализа текста.
Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение анализировать художественное
произведение: определять тему и идею.
2. Развивать в детях оценочные суждения о характере героев, об их поступках.
3. Воспитывать у учащихся такие качества, как честность, доброту, отзывчивость,
сопериживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
— Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлых уроках?
(Со сказкой).
— А что же такое сказка?
— Какие виды сказок вы знаете?
— Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.
— Какие сказки относятся к сказкам о животных?
— Какие сказки относятся к «волшебным»?
— Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
(Сказка «Сивка – бурка»)
— К какому виду сказок её можно отнести? Почему?
III. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки
«Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их
поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным,
а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос:
«Чему учит нас эта сказка?».
Вступительное слово учителя.
Сказка «Сивка – бурка» — одна из самых популярных и любимых сказок русского
народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно
прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои
душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.
IV. Анализ сказки.
1. Присказка.
Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».
«…Зачинается рассказ Прямо к солнцу поднимался
От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.
Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.»
— Что такое присказка?
— Для чего она употребляется?
— Что идёт в сказке далее?
2. Зачин.
— Найдите, пожалуйста, зачин в сказке «Сивка – бурка»
— Что такое зачин?
(Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда
неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки).
Чтение «зачина» из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». (Ученик читает отрывок
наизусть).
— Сравните содержание этих двух «зачинов». Что вы заметили?
3. Основная часть.
Определение главных черт характера героев.
И вот в трудной работе – «поймать злого вора» — раскрываются характерные черты
каждого из трёх братьев.
— Как поступили старшие братья?
— Что можно сказать об их характере?
( лживые, трусливые, хитрые)
— Как поступил Иванушка?
— Какой он?
(смелый, честный)
— Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в
тексте.
Выборочное чтение. (Чтение отрывка из сказки.)
Отношение братьев и их жен к Иванушке.
— Кого поймал Иванушка?
— Найдите описание Сивки – бурки в тексте.
— Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?
— Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.
— («посмеялись вволю», «…Куда тебе, дурню? Людей смешить?»)
Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.
— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
(добрая, внимательная, отзывчивая)
Найдите подтверждение в тексте.
— Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой
причине?
— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)
— Чем заканчивается сказка?
4. Концовка.
— Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.)
— Назовите черты характеров присущие положительным героям?
— Какими качествами обладают отрицательные герои?
— Кто из героев сказки вам понравился больше?
Обращение к выставке рисунков.
— Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?
(присказка, зачин, повторы, концовка)
— Можно ли считать эту сказку народной?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «…сказка —
ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»
— Чему научила вас эта сказка?
— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми
и взрослыми?
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они
многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1. Придумайте свою сказку со счастливым концом.
2. Перечитайте сказку П. Ершова «Конёк – горбунок».
Анализ волшебной сказки «Сивка Бурка»
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
или
Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.
1. Пространство и время сказки
Действие сказки описываются вероятнее всего в летнее время года. Это мы можем предположить из следующих отрывков: «Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая», «уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать».
Пространство действия представляет собой несколько локаций: первая локация — дом старика и его участок. В доме печь, на участке пшеница. Следующая локация представленная в сказке это лес, в который ходил Иванушка за грибами и там призывал Сивку Бурку. Третьим пространством была площадь перед дворцом царя, где сидела в тереме царевна, ожидая пока кто-то из приезжих осмелится доскочить до неё и снять с ее руки перстень.
2. Система героев:
Чтобы разобраться в системе героев сказки, определим действующие лица:
— старик
— старший сын
— средний сын
— Иванушка-дурачок
— Конь
— Царь
— Царевна
— (глашатаи)
— (хозяюшки)
При анализе героев, они были распределены по следующим видам:
Старик- Тот, кто поручает миссию герою
Иванушка — герой, который должен выполнить миссию
Сивка-Бурка — помощник
Царевна — вознаграждение
Сыновья, царская семья, а также глашатаи и хозяюшки являются второстепенными персонажами, не относящимися к видовому распределению героев.
3. Особенности сюжета (акции)
Из всего количества акций были выбраны те, которые соответствуют сюжетным действиям.
Сюжет начинается с 8 акции (беда): Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Далее присутствуют признаки 9 акции (посредничество): «Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.» «Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.» Иванушка помог двум сторонам, братьям и старику, соответсвенно был посредником.
Далее вступает противодействие: «Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит».
Получение: Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Перемещение: «Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом»
Борьба: «Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.» и т.д.
Победа: «На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна».
Возвращение: «Иванушка поцеловал царевну и ускакал..»
Беда 2: «Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч».
Отправка 2: «Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей».
4. Примеры фольклорного стиля
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо как лист перед травой!»
Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).
5. Мифологическая основа волшебной сказки.
Мифологическую основу русской народной сказки «Сивка-Бурка» стоит искать в одном из главных героев фольклорного произведения – коне Сивке-Бурке. Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…
По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.
Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род.
О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана.
Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.
Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.
Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.
На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…
Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» —
1. идти, ехать иноходью;
2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);
3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом.
Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».
Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.
6. Связь с другими произведениями УНТ, литературой.
Ярким примером является сказка в стихах «Коне-Горбунок», написанная Петром Павловичем Ершовым в 1830-х годах. Как и в «Сивке-Бурке» главные персонажи в сказке — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок.
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», в которой как и в «Сивке-Бурке» главная героиня Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой злые родственники, влазила в одно ухо своей верной коровушке и вылазила в другое.
Русская народная сказка «По щучьему велению», главный герой которой младший брат Емеля-дурачок имеет верного помощника – волшебную речную щуку.
Похожим сюжетом обладает и знаменитая сказка восточных славян «Иван Царевич и Серый Волк». Находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.
7. Экранизация, использование мотивов в музыкальных произведениях, произведениях живописи.
Сказка нашла свое отражение:
- Озвученный диафильм «Сивка-Бурка русская сказка» 1990 год с иллюстрациями художника Константина Безбородова
- Детские иллюстрации к сказке художника Николая Кочергина (1950-1960 гг.)
- Картина Виктора Васнецова «Сивка-Бурка» (1919-1926гг.)
- Иллюстрация к сказке Бориса Диодорова (1996 г.)
- песня Михаила Боярского «Сивка-Бурка» (1981г.), ставшая саундтреком к советскому фильму «Куда он денется».