Проверочная
работа № 1 по литературному чтению
Раздел
«Любите книгу»
ФИ ученика
____________________________________________________
1.
Собери пословицы (соедини начало и конец):
1. Жизнь дана |
и та горькая рябина. |
|
2.Дружбу помни |
на добрые дела. |
|
3. В сентябре одна ягода, |
а зло забывай. |
2.
Определи (соедини начало и конец):
1. Папирус |
кора берёзы |
|
2. Пергамент |
травянистое растение Древнего Египта |
|
3. Береста |
специально обработанная кожа животных |
3. На чём писали наши предки – восточные
славяне?
1) пергамент
2) береста
3) папирус
4. Определи
(соедини начало и конец):
1. Рукописная книга |
изображение, поясняющее или дополняющее текст. |
|
2. Иллюстрация |
сопоставление одного предмета |
|
3. Сборник |
текст, написанный от руки. |
|
4. Сравнение |
ряд произведений одного или нескольких |
5. Кто автор стихотворения «Трудолюбивая
старушка» ?
А. Пушкин
С. Есенин
Ю. Мориц
6. Кто не является
художником-иллюстратором?
Владимир Лебедев
Алексей Пахомов
Сергей Есенин
7. Какое имя и отчество у Пушкина?
Александр Сергеевич
Евгений Иванович
Борис Степанович
8. Определи (соедини начало и конец):
1. Поэзия |
ритмически связанная речь (рифма). |
|
2. Проза |
обычная форма устной и письменной речи. |
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 1 по литературному чтению
Раздел
«Любите книгу»
ФИ ученика
____________________________________________________
3.
Собери пословицы (соедини начало и конец):
1. Жизнь дана |
и та горькая рябина. |
|
2.Дружбу помни |
на добрые дела. |
|
3. В сентябре одна ягода, |
а зло забывай. |
4.
Определи (соедини начало и конец):
1. Папирус |
кора берёзы |
|
2. Пергамент |
травянистое растение Древнего Египта |
|
3. Береста |
специально обработанная кожа животных |
3. На чём писали наши предки – восточные
славяне?
1) пергамент
2) береста
3) папирус
4. Определи
(соедини начало и конец):
1. Рукописная книга |
изображение, поясняющее или дополняющее текст. |
|
2. Иллюстрация |
сопоставление одного предмета |
|
3. Сборник |
текст, написанный от руки. |
|
4. Сравнение |
ряд произведений одного или нескольких |
5. Кто автор стихотворения «Трудолюбивая
старушка» ?
А. Пушкин
С. Есенин
Ю. Мориц
6. Кто не является
художником-иллюстратором?
Владимир Лебедев
Алексей Пахомов
Сергей Есенин
7. Какое имя и отчество у Пушкина?
Александр Сергеевич
Евгений Иванович
Борис Степанович
8. Определи (соедини начало и конец):
1. Поэзия |
ритмически связанная речь (рифма). |
|
2. Проза |
обычная форма устной и письменной речи. |
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 2 по литературному чтению
Раздел
«Краски осени»
ФИ ученика
____________________________________________________
№ 1. С чем сравнивает осенний лес И.Бунин в
отрывке из поэмы «Листопад»?
№ 2. С чем сравнивает капли воды И.Никитин
стихотворении «Встреча зимы»?
№ 3. Темой какого произведения является
прогулка писателя около осеннего водоёма?
№ 4. Найдите значение слова озимь.
№ 5. Найдите значение слова амбар.
№ 6. Продолжите пословицу про осень. «День
прозевал — …»
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 2 по литературному чтению
Раздел
«Краски осени»
ФИ ученика
____________________________________________________
№ 1. С чем сравнивает осенний лес И.Бунин в
отрывке из поэмы «Листопад»?
№ 2. С чем сравнивает капли воды И.Никитин
стихотворении «Встреча зимы»?
№ 3. Темой какого произведения является
прогулка писателя около осеннего водоёма?
№ 4. Найдите значение слова озимь.
№ 5. Найдите значение слова амбар.
№ 6. Продолжите пословицу про осень. «День
прозевал — …»
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 3 по литературному чтению
Раздел
«Мир народной сказки»
ФИ ученика
____________________________________________________
№ 1.К какой группе сказок относится сказка
«Зимовье» ?
№ 2. К какой группе сказок относится сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ?
№ 3. Какую сказку создал русский народ?
№ 4.Какого героя не было в сказке «Айога» ?
№ 5. Найдите значение сочетания слов «улучила
время».
№ 6. В какой сказке говорится о том, как
мальчик преодолел свой страх?
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 3 по литературному чтению
Раздел
«Мир народной сказки»
ФИ ученика
____________________________________________________
№ 1.К какой группе сказок относится сказка
«Зимовье» ?
№ 2. К какой группе сказок относится сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ?
№ 3. Какую сказку создал русский народ?
№ 4.Какого героя не было в сказке «Айога» ?
№ 5. Найдите значение сочетания слов «улучила
время».
№ 6. В какой сказке говорится о том, как
мальчик преодолел свой страх?
Оценка ___________________ Учитель__________________
Тест по разделу «Мир народной сказки»
ФИ ученика
____________________________________________________
1. Верно ли
утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?
□ да
□ нет
2. Сказка – это
произведение народного устного творчества
□ да
□ нет
3. Сказочный
персонаж – это вымышленный герой
□ да □
нет
4. Кто не является
собирателем сказок?
□ А. Афанасьев □
В. Даль □ С. Есенин
5. Определи
(соедини начало и конец):
Зимовье – обманщица,
хитрая, лукавая
Смекнуть – место,
где зимуют животные
Плутовка – сообразить,
догадаться о чём-нибудь
6. Из какой сказки
эти слова: «Битый небитого везёт»?
□ Хитрая лиса □Лисичка-сестричка
и волк □Зимовье
7. Из какой сказки
эти слова:
«Ты – человек. С
тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего
бояться не будешь».
□ Кукушка □Идэ
□Айога
8. Из какой сказки
эти слова:
«Стала
разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на
своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».
□ Кукушка □Идэ
□Айога
9. Из какой сказки
эти слова:
«Жила на свете
бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали,
играли на снегу с утра до вечера».
□ Кукушка □Идэ
□Айога
10. В сказке «Лиса
и журавль» чем угощали друг друга:
лиса
_______________________________
журавль____________________________
Оценка ___________________ Учитель__________________
Тест по разделу «Мир народной сказки»
ФИ ученика
____________________________________________________
1. Верно ли
утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?
□ да
□ нет
2. Сказка – это
произведение народного устного творчества
□ да
□ нет
3. Сказочный
персонаж – это вымышленный герой
□ да □
нет
4. Кто не является
собирателем сказок?
□ А. Афанасьев □
В. Даль □ С. Есенин
5. Определи
(соедини начало и конец):
Зимовье – обманщица,
хитрая, лукавая
Смекнуть – место,
где зимуют животные
Плутовка – сообразить,
догадаться о чём-нибудь
6. Из какой сказки
эти слова: «Битый небитого везёт»?
□ Хитрая лиса □Лисичка-сестричка
и волк □Зимовье
7. Из какой сказки
эти слова:
«Ты – человек. С
тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего
бояться не будешь».
□ Кукушка □Идэ
□Айога
8. Из какой сказки
эти слова:
«Стала
разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на
своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».
□ Кукушка □Идэ
□Айога
9. Из какой сказки
эти слова:
«Жила на свете
бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали,
играли на снегу с утра до вечера».
□ Кукушка □Идэ
□Айога
10. В сказке
«Лиса и журавль» чем угощали друг друга:
лиса
_______________________________
журавль____________________________
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 4 по литературному чтению
Раздел
«Весёлый хоровод»
1. Как заканчивается пословица «Любишь
кататься, ….»
2. К какому жанру относится произведение,
которым дети пользовались перед игрой?
3. Определи жанр произведения:
Ходит сон у окон,
Ходит к дрёме на поклон.
Ты входи-ка , дрёма в дом,
Напусти нам угомон.
А) Частушка В) Скороговорка
Б) Колыбельная Г) Загадка
4.К какому жанру относится произведение «Делу
– время, а потехе — час»?
5. Какое произведение К. Чуковского помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?
6. Какое произведение Ю. Мориц помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?
7. К какому жанру относится произведение,
которым дети обращались к живой и неживой природе?
8. В каком стихотворении автор не мог
правильно повторить предложение?
Проверочная
работа № 4 по литературному чтению
Раздел
«Весёлый хоровод»
1. Как заканчивается пословица «Любишь
кататься, ….»
2. К какому жанру относится произведение,
которым дети пользовались перед игрой?
3. Определи жанр произведения:
Ходит сон у окон,
Ходит к дрёме на поклон.
Ты входи-ка , дрёма в дом,
Напусти нам угомон.
А) Частушка В) Скороговорка
Б) Колыбельная Г) Загадка
4.К какому жанру относится произведение «Делу
– время, а потехе — час»?
5. Какое произведение К. Чуковского помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?
6. Какое произведение Ю. Мориц помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?
7. К какому жанру относится произведение,
которым дети обращались к живой и неживой природе?
8. В каком стихотворении автор не мог
правильно повторить предложение?
Проверочная
работа № 5 по литературному чтению
Раздел
«Мы — друзья»
1. К какому жанру относится произведение С. Михалкова
«Как друзья познаются»?
2. Почему Бобёр из произведения С. Михалкова
«Как друзья познаются» не захотел идти вместе со своими друзьями дальше?
3. В каком произведении главный герой искал
себе друзей?
4.Какое произведение И. Крылова помещено в
раздел «Мы — друзья»?
5. Назовите произведение, в котором главными
героями является Котька и ребята.
6. К какому жанру относится произведение И.
Крылова «Стрекоза и Муравей»?
7. Почему героиня произведения И. Крылова
«Стрекоза и Муравей» приползла к Муравью?
8. Какое произведение А. Гайдара, посвященное
детям, помещено в раздел «Мы — друзья»?
9. В каком произведении главная мысль может
быть выражена пословицей «Как ни хитри, а правды не перехитрить»?
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 6 по литературному чтению
Раздел
«Чудеса случаются»
ФИ ученика
________________________________________________
1. Автором какой сказки не является А.С.
Пушкин?
2. Автором какой сказки не является К.И. Чуковский?
3. Какое качество Характера старухи высмеивает
А.С. Пушкин в «»Сказка о рыбаке и рыбке»?
4. Какой герой любил выдумывать невероятные
истории?
5. Какой герой не испугался врага, который
был намного больше его самого?
6. В каком литературном произведении
рассказывается о том, как медведь спасал от темноты лесных жителей?
7. В каком произведении говорится о том, как
барон Мюнхгаузен охотился в лесу?
8. Главная мысль, какого литературного
произведения может быть выражена пословицей «Волков бояться — в лес не
ходить»?»
9. Главная мысль, какого литературного
произведения может быть выражена пословицей «Много захочешь – последнее
потеряешь»?
10. Отметьте значение сочетания «задать
стрекоча».
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная
работа № 7 по литературному чтению
Раздел
«Весна, весна! И всё ей радо!»
ФИ ученика
________________________________________________
1. В каком стихотворении говорится о важном
весеннем празднике?
2. Какое сочетание слов в стихотворении И.
Токмаковой «Весна» является олицетворением?
3. Какой месяц из пьесы «Двенадцать месяцев»
подарил падчерице подснежники?
4. Отметьте значение слова лазурь.
5. Как заканчивается пословица «Апрель с
водой, …….»
6. В каком стихотворении говорится о майской
зелени?
7. Какое сочетание слов в стихотворении А.
Плещеева «Весна» является олицетворением?
8.Найдите значение слова валежник.
9. Как заканчивается пословица «Увидел грача —
…..»
Оценка ___________________ Учитель__________________
Проверочная работа № 8 по литературному чтению
Раздел «Мои самые близкие и дорогие».
ФИ ученика
________________________________________________
1. Какое
стихотворение принадлежит перу Э. Успенского?
2. Каково содержание
стихотворения Б. Заходера «С папой мы давно решили…»?
3. Каким настроением
проникнуто стихотворение «Перед сном» А. Барто?
4. В каком стихотворении
говорится о том, как друзья поиграли в квартире?
5. В каком произведении
главная мысль может быть выражена пословицей «Один за всех, и все за одного»?
6. Закончите пословицу :
«Нет лучше дружка, чем …»
7. Какое стихотворение
принадлежит перу Б. Заходера?
8. Каково содержание
стихотворения Р. Сефа «Если ты ужасно гордый…»?
9. В каком стихотворении
говорится о том, как брат с сестрой озорничали в квартире?
10. В каком произведении
главная мысль может быть выражена пословицей «Кто родителей почитает, тот
вовек не погибает» ?
11. Закончите пословицу:
«При солнышко тепло, при матери …..»
Оценка
___________________ Учитель__________________
Проверочная работа № 9 по литературному чтению
Раздел «Люблю всё живое».
1. Какое стихотворение
принадлежит перу Саши Черного?
2. К какому жанру
относится произведение М. Пришвина «Ребята и утята»?
3.Какое качество помогло
Оле из рассказа В. Сухомлинского «Почему плачет синичка» понять птицу?
4. В каком рассказе
говорится о том, как маленький птенец преодолел свой страх?
5. В каком произведении
главное мысль может быть выражена пословицей «Кто не стыдится спрашивать,
узнаёт многое»?
6. Закончите пословицу:
«Сделав худо, ……»
7. Какое стихотворение
написал С. Михалков?
8. К какому жанру
относится произведение Г. Снегирёва «Отважный
пингвинёнок»?
9. Какое качество
заставило мальчиков из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» ловить утят на
дороге?
10.В каком рассказе
говориться о том, как девочка поняла поведение птицы?
11.В каком произведении
главная мысль может быть выражена пословицей «У страха глаза, что плошки, а не
видят ни крошки»?
12. Закончите пословицу:
«Кто добро творит, ….».
Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Автор: • Ноябрь 24, 2021 • Доклад • 901 Слов (4 Страниц) • 766 Просмотры
Страница 1 из 4
Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей».
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» — сказка о животных.
Тематика сказки включает несколько тем, на котоые могут отвечать народные сказки. Тема лени прослеживается в нежелании животных строить избу, тему ума и мудрости представляет бык, хитрости и коварства – лиса и волк. В развязке сюжета можем оты скать тему сплоченности и справедливости.
Идея произведения — с помощью сказочного вымысла (олицетворения животных) изобразить «в добром виде» пороки и качества людей и показать, какие последствия они за собой влекут. .
∙ Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней».
Сюжет сказки: старик хочет зарубить животных к зиме. Животные узнают об этом и решают сбежать. Сбежавши в лес только бык осознает приближение морозов и нужду в крове. Бык предлагает животным постороить избу, на что те отвечают оказом ввиду своей лени. Бык строит избу один. По пришествии морозов животные просятся в дом к быку, который их все таки пускает. О теплом крове узнают волк и лиса и тоже хотят пробраться в дом. Сплоченым животным удается выгнать хитрых мошенников.
Типовые мотивы сказки: побег от «неродивого» хозяина (избавление от животного), просьба пустить в дом, обман, победа в бою.
Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог.
«Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: — Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? — «От зимы лета ищу» — Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. — Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. — Не пущу!; Нет, не пущу!
Сказка аллегорична: бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
«Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом».
Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: — Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? — «От зимы лета ищу» — Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. — Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. — Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична: ∙ Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
…
Доступно только на Essays.club
Урок № 5
Класс: 5-А, 5-Б
Дата: 02.10.2018
Тема: Виды народных сказок. Сказки о животных. «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».
Цель урока: формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; прививать любовь к русской литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных; УМЕТЬ отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки, отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).
Личностные: — формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные универсальные учебные действия:
-
познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;
-
регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);
-
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.
Оборудование: тексты сказок
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний (Эмирсалиева Г.Н.)
Недавно на уроках русской литературы мы знакомились с вами с таким жанром литературы, как сказка. Скажите, пожалуйста, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)
— Какие сказки мы читали в этом году? («Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», Солдатская шинель»)
— А какие жанры народных сказок вы знаете? (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)
-
Мотивационно-целевой этап (Костюк И.П.)
— Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о сказках)
— Правильно, сегодня мы будем говорить о народных сказках, их видах и познакомимся с такими сказками, как «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».
— Какие цели вы ставите пред собой на сегодняшнем уроке? Что нового хотите узнать
-
Работа по теме урока
-
Знакомство со сказкой «Лиса-исповедница» (чтение учащимися и прослушивание аудиозаписи)
-
Беседа по сказке «Лиса-исповедница» (Эмирсалиева Г.Н.)
— Почему лиса названа исповедницей?
— Кого она исповедовала?
— Кто главные герои/персонажи?
— Главная мысль, чему учит произведение?
— Какой вывод о прочитанном можно сделать?
-
Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» (чтение учащимися)
-
Беседа по сказке «Зимовье зверей» (Костюк И.П.)
1. Какие животные надумали жить в лесу?
2. Почему в лесу хорошо летом?
3. Почему в лесу стало холодно?
4. Кто из зверей первым придумал строить зимовье?
5. Как бык и баран решили строить зимовье?
6. Как бык и баран назвали свинью?
7. Что бык и баран предложили делать свинье?
8. Согласилась ли свинья строить зимовье?
9. Что бык, баран и свинья предложили делать коту?
10. Что звери предложили делать петуху?
11. Как звери строили зимовье?
12. Тепло ли зверям в зимовье?
13. Сколько голодных волков ходило в лесу?
14. На кого наткнулся волк?
15. Чем испугали волка звери?
16. Что рассказал волк своим товарищам?
17. Кого волк принял за «страшного да косматого», «рогатого, бодатого»?
18. Кого еще не узнал волк?
-
Просмотр мультфильма «Зимовье зверей» (резерв)
-
Подведение итогов
-
Рефлексия
— Понравился ли вам сегодняшний урок?
— Что нового узнали?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
-
Домашнее задание
«Каша из топора», «Солдатская шинель». (чит., переск.)
Лиса-исповедница — русская народная сказка
Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На зоре прибежала она в деревню, взошла на двор к мужику и полезла на насесть к курам.
Только что подкралась и хотела схватить одну курицу, а петуху пришло время петь: вдруг он крыльями захлопал, ногами затопал и закричал во все горло.
Лиса с насести-то так со страху полетела, что недели три лежала в лихорадке.
Вот раз вздумалось петуху пойти в лес — разгуляться, а лисица уже давно его стережет; спряталась за куст и поджидает, скоро ли петух подойдет. А петух увидел сухое дерево, взлетел на него и сидит себе.
В то время лисе скучно показалось дожидаться, захотелось сманить петуха с дерева; вот думала, думала, да и придумала: дай прельщу его. Подходит к дереву и стала здороваться:
— Здравствуй, Петенька!
“Зачем ее лукавый занес?” — думает петух.
А лиса приступает с своими хитростями:
— Я тебе, Петенька, добра хочу — на истинный путь наставить и разуму научить. Вот ты, Петя, имеешь у себя пятьдесят жен, а на исповеди ни разу не бывал. Слезай ко мне покайся, а я все грехи с тебя сниму и на смех не подыму.
Петух стал спускаться ниже и ниже и попал прямо лисе в лапы. Схватила его лиса и говорит:
— Теперь я задам тебе жару! Ты у меня за все ответишь; попомнишь, блудник и пакостник, про свои худые дела! Вспомни, как я в осеннюю темную ночь приходила и хотела попользоваться одним куренком, а я в то время три дня ничего не ела, и ты крыльями захлопал и ногами затопал!..
— Ах, лиса! — говорит петух. — Ласковые твои словеса, премудрая княгиня! Вот у нашего архиерея скоро пир будет; в то время стану я просить, чтоб тебя сделали просвирнею, и будут нам с тобой просвиры мягкие, кануны сладкие, и пойдет про нас слава добрая.
Лиса распустила лапы, а петух — порх на дубок.
Зимовье зверей
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
— Куда, баран, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — говорит баран.
— Пойдем со мною!
Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.
— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.
— Иди с нами.
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.
— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.
— Ну, иди за нами!
Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.
— Куда, петух, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает петух.
— Иди за нами!
Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя:
— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:
— Ну, давайте избу строить, а то и впрямь зимою замерзнем.
Баран говорит:
— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.
Свинья говорит:
— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.
Гусь говорит:
— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую.
Петух говорит:
— И я тоже!
Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.
— Ну, — говорит, — вы, как хотите, а я стану избу строить.
Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.
— Пусти, брат, погреться.
— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!
— А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.
Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.
Вот и свинья озябла, пришла к быку:
— Пусти, брат, погреться.
— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.
— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню.
Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:
— Пусти, брат, к себе погреться.
— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так перезимуете!
— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.
— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу наверх, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.
Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.
Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.
Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:
— Ну, любезные мои! Нашла я для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.
— Хорошо, лисонька! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же зарежем их да поедим!
Лиса привела их к избушке.
— Ну,- говорит она медведю. – Отворяй дверь, я вперед пойду – петуха съем.
Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал её и тотчас прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. Из лисы и дух вон.
— Что она так долго с петухом не может управиться? говорит волк. — Отпирай брат Михайло Иваныч, я пойду.
— Ну, ступай!
Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку.
Бык и его прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. И так его отделали, что волк и дышать перестал.
Медведь ждал-ждал, вошел в избушку, а бык да баран его также приняли. Насилу медведь вырвался да и пустился бежать без оглядки.
Литературное чтение
2 класс
Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна
Тема урока: «Русская народная сказка «Зимовье «».
Цель:
— содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;
— формировать читательские умения:
— сравнивать сказки, различать жанры сказок,
— различать реальное и волшебное в сказках;
— сравнивать героев сказки;
— развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;
— воспитывать любовь и доброе отношение к животным.
Оборудование:
— презентация к уроку;
— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 1)
2. Сообщение темы и целей урока.
— Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения?
Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.
3.Актуализация знаний.
—Что такое сказки?
-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).
-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?
4.Проверка д/з.
1) Пересказ сказки.
— Сказку какого народа вы читали дома?
— Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?
-Кто является главным персонажем этой сказки?
— Какой изображена лисичка в сказке?
— А в русских народных сказках какой у лисы характер?
— Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?
Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).
2.Работа с пословицами. (слайд 3).
О хитрости и смекалке лисички народ придумал немало пословиц.
Давайте почитаем их.
— А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.
( работа в группах).
5. Подготовка к восприятию литературного произведения.
Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.
(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль — слайд 4).
Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.
Загадки:
Отгадывание загадок: (слайд 5).
Не пожалеет за коров
Он ни копыт и ни рогов,
Пасется мирно на лугу,
Но подойти не даст врагу. (Бык)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Вместо хвостика-крючок,
Вместо носа пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
Весь мохнатенький, сам усатенький,
Днём спит и сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)
Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица? (Петушок)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
-О ком мы отгадывали загадки?
-На какие 2 группы можно разделить этих животных?
-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)
.
Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)
Животные из нашей сказки тоже готовились к зиме и строили зимовье.
— Что это значит – строить зимовье?
6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)
Сказку читает учитель.
7.Проверка первичного восприятия.
-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?
-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?
-Как звери трудились?
-Как они жили в зимовье?
-Что вас рассмешило в этой сказке?
8.Словарная работа. (слайд 7 )
Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.
¨ Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.
¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.
¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).
¨ Мох – растение, растущее в сырых местах.
¨ Стены конопатить – затыкать щели в стенах.
¨ Рубить избу – строить (в переносном значении).
¨ Подполье – подвал, помещение под полом.
¨ Пустились наутёк – быстро убежали.
9. Физкульт минутка.(слайд 8 )
Ребята, а легко ли было животным построить жилище?
Поможем им.
¨ И мы станем брёвна носить; идут медленным шагом положив.ладони на плечо
¨ Столбы тесать скользящие движения ладонями
¨ и щепу драть; стукают кулачками друг о друга
¨ Глину месить, месят глину
¨ кирпичи делать
¨ и печку класть; кладут кирпичики друг на друга
¨ Мох таскать, наклоны , таскают мох
¨ стены конопатить затыкают щели
¨ и крышу крыть. делают руками крышу над головой
10. Подготовка к пересказу.
Деление сказки на части. Составление плана. (слайд 9)
1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча зверей).
— Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).
-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?
— Кто прежде всех спохватился? А затем?
Озаглавливание.
2 слайд. – Какой момент изображен?( Звери строят зимовье).
— Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).
Чтение 2 части. Озаглавливание.
— Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)
3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).
Чтение 3 части. Озаглавливание.
4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?
— Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?
— Что рассмешило?
Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.
11. Итог урока.
— Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)
— А волк? (немножечко смешной).
— О каких качествах характера можно подобрать пословицы к этой сказке?
12. Рефлексия.
Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.
Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.
13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).
Пересказ сказки + пословицы.
Чтение русской народной сказки « Зимовье зверей» ( старшая группа). Воспитатель МБДОУ №69 « Мальвина» Макеева Галина Валентиновна.
Цель:Приобщение детей к миру художественной литературы.
Задачи:Расширять знания о сказках. Развивать внимание, мышление, память, речь. Продолжать формировать навыки рассматривания книги. Учить определять жанр произведения, передавать интонацией голоса персонажей. Подвести к пониманию образного содержания пословицы. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, а так же продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Ход: 1. Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.
Собрались ребята в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Мы улыбнёмся что бы у нас весь день было хорошее настроение. В. Все дети любят отгадывать загадки, а вы? ( ответы детей) В. Тогда слушайте:
Кто заливисто поёт о том,
Что солнышко встаёт. ( петух)
Мордочка усатая, шубка полосатая
Часто умывается, а с водой не знается. ( кошка)
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок, розовая спинка,
На спинке щетинки. ( свинья)
По горам по долам
Ходит шуба да кафтан. (баран)
Большой, рогатый, мычит
Хвост метлой. ( бык)
Выставляем картинки на доску.
В. Ах какие молодцы, все мои загадки отгадали.
В.Ребята, а вы любите сказки?
2. Сказки бывают старинные, не короткие , не длинные. Про кошку, про ложку, про волка и про быка. Про смелого петуха, про дружных зверей. Это присказка, а сказка? Сказка дальше пойдёт. Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам сказку, про животных, которых вы назвали. ( музыка). Рассматривают книгу вместе с детьми. В.Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? (ответы детей). Могут ли домашние животные жить в лесу? Подумайте, что произошло в лесу с домашними животными. 3. Выразительное чтение сказки воспитателем. 4. Выявление уровня восприятия. Беседа о прочитанном . В. К какому литературному жанру мы отнесём это произведение. (сказка) В. Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Д. Звери разговаривают. В. Дети о чём рассказывается в этой сказке? Вспомните в какой ещё русской народной сказке жили животные вместе в одном домике? ( ответы). В. Как называется сказка? ( ответы). В. Что такое зимовье? ( ответы: Домик для зимы, место где можно перезимовать зиму). В. Сколько зверей жило на зимовье? ( ответы) В. Кто самый первый решил зимовье строить? ( ответы). В. Чем питались животные летом? ( ответы). В. Что случилось однажды? ( ответы). В. Что помогло животным прогнать волков? ( ответ). В. Как бы вы поступили в такой ситуации? ( ответы ). 5. Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутка. Построимся дружно в кружок, и передавая мяч по кругу будем называть своего любимого героя. 6. Продолжение беседы: разъяснение пословицы. Есть такая пословица « у страха глаза велики». Как вы её понимаете? (ответы: страшно, когда не знаешь правды, от страха всё кажется преувеличенным, ужасным). О ком так можно сказать? (ответ: о волке). Послушайте ещё раз об этом. Кто изобразит как кричит баран? Как он блеял страшным голосом? ( петух, кот, бык, свинья). Дети изображают. 7.Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети. Сказки учат нас добру и прилежному труду, что бы всем вокруг дружить! Предлагаю дидактическую игру: Я буду показывать картинку к сказке, а вы должны будете угадать название сказки. 8. Итог занятия. Дети вам понравилась сказка? А кто запомнил как называется сказка? ( правильно « зимовье зверей») А что вам больше всего понравилось? ( ответы). Вы все сегодня молодцы, я вами очень довольна. И теперь предлагаю вам на память об этом занятии раскраски с изображением животных персонажей сказки « Зимовье».