К какой группе сказок относится сказка зимовье

Проверочная
работа № 1 по литературному чтению

Раздел
«Любите книгу»

ФИ ученика
____________________________________________________

1.                
Собери пословицы (соедини начало и конец):

1. Жизнь дана 

и та горькая рябина.

2.Дружбу помни

на добрые дела.

3. В сентябре одна ягода,

а зло забывай.

2.                
Определи (соедини начало и конец):

1. Папирус

кора берёзы

2. Пергамент

травянистое растение Древнего Египта

3. Береста

специально обработанная кожа животных

3. На чём писали наши предки – восточные
славяне?

1) пергамент

2) береста

3) папирус

4. Определи
(соедини начало и конец):

1. Рукописная книга

изображение, поясняющее или дополняющее текст. 

2. Иллюстрация

сопоставление одного предмета
(явления) с другим.

3. Сборник

текст, написанный от руки.

4. Сравнение

ряд произведений одного или нескольких
авторов.

5. Кто автор стихотворения «Трудолюбивая
старушка» ?

   А. Пушкин

   С. Есенин

   Ю. Мориц

6. Кто не является
художником-иллюстратором?

   Владимир Лебедев

   Алексей Пахомов

   Сергей Есенин

7. Какое имя и отчество у Пушкина?

   Александр Сергеевич

   Евгений Иванович

   Борис Степанович

8. Определи (соедини начало и конец):

1. Поэзия

ритмически связанная речь (рифма).

2. Проза

обычная форма устной и письменной речи.

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 1 по литературному чтению

Раздел
«Любите книгу»

ФИ ученика
____________________________________________________

3.                
Собери пословицы (соедини начало и конец):

1. Жизнь дана 

и та горькая рябина.

2.Дружбу помни

на добрые дела.

3. В сентябре одна ягода,

а зло забывай.

4.                
Определи (соедини начало и конец):

1. Папирус

кора берёзы

2. Пергамент

травянистое растение Древнего Египта

3. Береста

специально обработанная кожа животных

3. На чём писали наши предки – восточные
славяне?

1) пергамент

2) береста

3) папирус

4. Определи
(соедини начало и конец):

1. Рукописная книга

изображение, поясняющее или дополняющее текст. 

2. Иллюстрация

сопоставление одного предмета
(явления) с другим.

3. Сборник

текст, написанный от руки.

4. Сравнение

ряд произведений одного или нескольких
авторов.

5. Кто автор стихотворения «Трудолюбивая
старушка» ?

   А. Пушкин

   С. Есенин

   Ю. Мориц

6. Кто не является
художником-иллюстратором?

   Владимир Лебедев

   Алексей Пахомов

   Сергей Есенин

7. Какое имя и отчество у Пушкина?

   Александр Сергеевич

   Евгений Иванович

   Борис Степанович

8. Определи (соедини начало и конец):

1. Поэзия

ритмически связанная речь (рифма).

2. Проза

обычная форма устной и письменной речи.

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 2 по литературному чтению

Раздел
«Краски осени»

ФИ ученика
____________________________________________________

№ 1. С чем сравнивает осенний лес И.Бунин в
отрывке из поэмы «Листопад»?

№ 2. С чем сравнивает капли воды И.Никитин
стихотворении «Встреча зимы»?

№ 3. Темой какого произведения является
прогулка писателя около осеннего водоёма?

№ 4. Найдите значение слова озимь.

№ 5. Найдите значение слова амбар.

№ 6. Продолжите пословицу про осень. «День
прозевал — …»

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 2 по литературному чтению

Раздел
«Краски осени»

ФИ ученика
____________________________________________________

№ 1. С чем сравнивает осенний лес И.Бунин в
отрывке из поэмы «Листопад»?

№ 2. С чем сравнивает капли воды И.Никитин
стихотворении «Встреча зимы»?

№ 3. Темой какого произведения является
прогулка писателя около осеннего водоёма?

№ 4. Найдите значение слова озимь.

№ 5. Найдите значение слова амбар.

№ 6. Продолжите пословицу про осень. «День
прозевал — …»

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 3 по литературному чтению

Раздел
«Мир народной сказки»

ФИ ученика
____________________________________________________

№ 1.К какой группе сказок относится сказка
«Зимовье» ?

№ 2. К какой группе сказок относится сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ?

№ 3. Какую сказку создал русский народ?

№ 4.Какого героя не было в сказке «Айога» ?

№ 5. Найдите значение сочетания слов «улучила
время».

№ 6. В какой сказке говорится о том, как
мальчик преодолел свой страх?

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 3 по литературному чтению

Раздел
«Мир народной сказки»

ФИ ученика
____________________________________________________

№ 1.К какой группе сказок относится сказка
«Зимовье» ?

№ 2. К какой группе сказок относится сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ?

№ 3. Какую сказку создал русский народ?

№ 4.Какого героя не было в сказке «Айога» ?

№ 5. Найдите значение сочетания слов «улучила
время».

№ 6. В какой сказке говорится о том, как
мальчик преодолел свой страх?

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Тест по разделу «Мир народной сказки»

ФИ ученика
____________________________________________________

 

1. Верно ли
утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?

□ да                            
□ нет

2. Сказка – это
произведение народного устного творчества

□ да                            
□ нет

3. Сказочный
 персонаж – это вымышленный герой

□ да                             □
нет

4. Кто не является
собирателем сказок?

□ А. Афанасьев                   □
В. Даль               □ С. Есенин

5. Определи
(соедини начало и конец):

Зимовье –                 обманщица,
хитрая, лукавая 

Смекнуть –              место,
где зимуют животные

Плутовка –               сообразить,
догадаться о чём-нибудь

6. Из какой сказки
эти слова: «Битый небитого везёт»?

□ Хитрая лиса         □Лисичка-сестричка
и волк     □Зимовье

7. Из какой сказки
эти слова: 

«Ты – человек. С
тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего
бояться не будешь».

□ Кукушка                □Идэ
                        □Айога

8. Из какой сказки
эти слова: 

«Стала
разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на
своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».

□ Кукушка                □Идэ             
□Айога

9. Из какой сказки
эти слова: 

«Жила на свете
бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали,
играли на снегу с утра до вечера».

□ Кукушка                □Идэ
                        □Айога

10. В сказке «Лиса
и журавль» чем угощали друг друга:

лиса
_______________________________

журавль____________________________

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Тест по разделу «Мир народной сказки»

ФИ ученика
____________________________________________________

 

1. Верно ли
утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?

□ да                            
□ нет

2. Сказка – это
произведение  народного  устного  творчества

□ да                            
□ нет

3. Сказочный
 персонаж – это вымышленный герой

□ да                             □
нет

4. Кто не является
собирателем сказок?

□ А. Афанасьев                   □
В. Даль               □ С. Есенин

5. Определи
(соедини начало и конец):

Зимовье –                 обманщица,
хитрая, лукавая 

Смекнуть –              место,
где зимуют животные

Плутовка –               сообразить,
 догадаться  о  чём-нибудь

6. Из какой сказки
эти слова:  «Битый  небитого  везёт»?

□ Хитрая лиса         □Лисичка-сестричка
и волк     □Зимовье

7. Из какой сказки
эти слова: 

«Ты – человек. С
тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего
бояться не будешь».

□ Кукушка                □Идэ
                        □Айога

8. Из какой сказки
эти слова: 

«Стала
разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на
своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».

□ Кукушка                □Идэ             
□Айога

9. Из какой сказки
эти слова: 

«Жила на свете
бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали,
играли на снегу с утра до вечера».

□ Кукушка                □Идэ
                        □Айога

10. В  сказке
 «Лиса и журавль»  чем  угощали  друг  друга:

лиса
_______________________________

журавль____________________________

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 4 по литературному чтению

Раздел
«Весёлый хоровод»

1. Как заканчивается пословица «Любишь
кататься, ….»

2. К какому жанру относится произведение,
которым дети пользовались перед игрой?

3. Определи жанр произведения:

Ходит сон у окон,

Ходит к дрёме на поклон.

Ты входи-ка , дрёма в дом,

Напусти нам угомон.

А) Частушка              В) Скороговорка

Б) Колыбельная        Г)  Загадка

4.К какому жанру относится произведение «Делу
– время, а потехе — час»?

5. Какое произведение К. Чуковского помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?

6. Какое произведение Ю. Мориц помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?

7. К какому жанру относится произведение,
которым дети обращались к живой и неживой природе?

8. В каком стихотворении автор не мог
правильно повторить предложение?

Проверочная
работа № 4 по литературному чтению

Раздел
«Весёлый хоровод»

1. Как заканчивается пословица «Любишь
кататься, ….»

2. К какому жанру относится произведение,
которым дети пользовались перед игрой?

3. Определи жанр произведения:

Ходит сон у окон,

Ходит к дрёме на поклон.

Ты входи-ка , дрёма в дом,

Напусти нам угомон.

А) Частушка              В) Скороговорка

Б) Колыбельная        Г)  Загадка

4.К какому жанру относится произведение «Делу
– время, а потехе — час»?

5. Какое произведение К. Чуковского помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?

6. Какое произведение Ю. Мориц помещено в
раздел «Весёлый хоровод»?

7. К какому жанру относится произведение,
которым дети обращались к живой и неживой природе?

8. В каком стихотворении автор не мог
правильно повторить предложение?

Проверочная
работа № 5 по литературному чтению

Раздел
«Мы — друзья»

1. К какому жанру относится произведение С. Михалкова
«Как друзья познаются»?

2. Почему Бобёр из произведения С. Михалкова
«Как друзья познаются» не захотел идти вместе со своими друзьями дальше?

3. В каком произведении главный герой искал
себе друзей?

4.Какое произведение И. Крылова помещено в
раздел «Мы — друзья»?

5. Назовите произведение, в котором главными
героями является Котька и ребята.

6. К какому жанру относится произведение И.
Крылова «Стрекоза и Муравей»?

7. Почему героиня произведения И. Крылова
«Стрекоза и Муравей» приползла к Муравью?

8. Какое произведение А. Гайдара, посвященное
детям, помещено в раздел «Мы — друзья»?

9. В каком произведении главная мысль может
быть выражена пословицей «Как ни хитри, а правды не перехитрить»?

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 6 по литературному чтению

Раздел
«
Чудеса случаются»

ФИ ученика
________________________________________________

1. Автором какой сказки не является А.С.
Пушкин?

2. Автором какой сказки не является К.И. Чуковский?

3. Какое качество Характера старухи высмеивает
А.С. Пушкин в «»Сказка о рыбаке и рыбке»?

4. Какой герой любил выдумывать невероятные
истории?

5.  Какой герой не испугался врага, который
был намного больше его самого?

6. В каком литературном произведении
рассказывается о том, как медведь спасал от темноты лесных жителей?

7. В каком произведении говорится о том, как
барон Мюнхгаузен охотился в лесу?

8. Главная мысль, какого литературного
произведения может быть выражена пословицей «Волков бояться —  в лес не
ходить»?»

9. Главная мысль, какого литературного
произведения может быть выражена пословицей «Много захочешь – последнее
потеряешь»?

10. Отметьте значение сочетания «задать
стрекоча».

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная
работа № 7 по литературному чтению

Раздел
«Весна, весна! И всё ей радо!»

ФИ ученика
________________________________________________

1. В каком стихотворении говорится о важном
весеннем празднике?

2. Какое сочетание слов в стихотворении И.
Токмаковой «Весна» является олицетворением?

3. Какой месяц из пьесы «Двенадцать месяцев»
подарил падчерице подснежники?

4. Отметьте значение слова лазурь.

5. Как заканчивается пословица «Апрель с
водой, …….»

6. В каком стихотворении говорится о майской
зелени?

7. Какое сочетание слов в стихотворении А.
Плещеева «Весна» является олицетворением?

8.Найдите значение слова валежник.

9. Как заканчивается пословица «Увидел грача —
…..»

 

Оценка ___________________                               Учитель__________________

Проверочная работа № 8 по литературному чтению

Раздел «Мои самые близкие и дорогие».

ФИ ученика
________________________________________________

1. Какое
стихотворение принадлежит перу Э. Успенского?

2. Каково содержание
стихотворения Б. Заходера «С папой мы давно решили…»?

3. Каким настроением
проникнуто стихотворение «Перед сном» А. Барто?

4. В каком стихотворении
говорится о том, как друзья поиграли в квартире?

5. В каком произведении
главная мысль может быть выражена пословицей «Один за всех, и все за одного»?

6. Закончите пословицу :
«Нет лучше дружка, чем …»

7. Какое стихотворение
принадлежит перу Б. Заходера?

8. Каково содержание
стихотворения Р. Сефа «Если ты ужасно гордый…»?

9. В каком стихотворении
говорится о том, как брат с сестрой озорничали в квартире?

10. В каком произведении
главная мысль может быть выражена пословицей «Кто родителей почитает,  тот
вовек не погибает» ?

11. Закончите пословицу:
«При солнышко тепло, при матери …..»

Оценка
___________________                               Учитель__________________

Проверочная работа № 9 по литературному чтению

Раздел «Люблю всё живое».

1. Какое стихотворение
принадлежит перу Саши Черного?

2. К какому жанру
относится произведение М. Пришвина «Ребята и утята»?

3.Какое качество помогло
Оле из рассказа В. Сухомлинского «Почему плачет синичка» понять птицу?

4. В каком рассказе
говорится о том, как маленький птенец преодолел свой страх?

5. В каком произведении
главное мысль может быть выражена пословицей «Кто не стыдится спрашивать,
узнаёт многое»?

6. Закончите пословицу:
«Сделав худо, ……»

7.  Какое стихотворение
написал С. Михалков?

8. К какому жанру
относится произведение Г. Снегирёва «Отважный

пингвинёнок»?

9. Какое качество
заставило мальчиков из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» ловить утят на
дороге?

10.В каком рассказе
говориться о том, как девочка поняла поведение птицы?

11.В каком произведении
главная мысль может быть выражена пословицей «У страха глаза, что плошки, а не
видят ни крошки»?

12. Закончите пословицу:
«Кто добро творит, ….».

Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»

Автор:   •  Ноябрь 24, 2021  •  Доклад  •  901 Слов (4 Страниц)  •  766 Просмотры

Страница 1 из 4

Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей».

Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» — сказка о животных.

Тематика сказки включает несколько тем, на котоые могут отвечать народные сказки. Тема лени прослеживается в нежелании животных строить избу, тему ума и мудрости представляет бык, хитрости и коварства – лиса и волк. В развязке сюжета можем оты скать тему сплоченности и справедливости.

Идея произведения —  с помощью сказочного вымысла (олицетворения животных) изобразить «в добром виде» пороки и качества людей и показать, какие последствия они за собой влекут. .

 Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней».

Сюжет сказки: старик хочет зарубить животных к зиме. Животные узнают об этом и решают сбежать. Сбежавши в лес только бык осознает приближение морозов и нужду в крове. Бык предлагает животным постороить избу, на что те отвечают оказом ввиду своей лени. Бык строит избу один. По пришествии морозов животные просятся в дом к быку, который их все таки пускает. О теплом крове узнают волк и лиса и тоже хотят пробраться в дом. Сплоченым животным удается выгнать хитрых мошенников.

Типовые мотивы сказки: побег от «неродивого» хозяина (избавление от животного), просьба пустить в дом, обман, победа в бою.

Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог.

«Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: — Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? — «От зимы лета ищу» — Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. — Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. — Не пущу!; Нет, не пущу!

Сказка аллегорична: бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.

«Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом».

Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: — Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? — «От зимы лета ищу» — Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. — Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. — Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична:  Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.

Доступно только на Essays.club

Урок № 5

Класс: 5-А, 5-Б

Дата: 02.10.2018

Тема: Виды народных сказок. Сказки о животных. «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».

Цель урока: формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; прививать любовь к русской литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных; УМЕТЬ отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки, отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).

Личностные: — формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;

  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);

  • коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.

Оборудование: тексты сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний (Эмирсалиева Г.Н.)

Недавно на уроках русской литературы мы знакомились с вами с таким жанром литературы, как сказка. Скажите, пожалуйста, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

— Какие сказки мы читали в этом году? («Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», Солдатская шинель»)

— А какие жанры народных сказок вы знаете? (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)

  1. Мотивационно-целевой этап (Костюк И.П.)

— Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о сказках)

— Правильно, сегодня мы будем говорить о народных сказках, их видах и познакомимся с такими сказками, как «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».

— Какие цели вы ставите пред собой на сегодняшнем уроке? Что нового хотите узнать

  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство со сказкой «Лиса-исповедница» (чтение учащимися и прослушивание аудиозаписи)

  1. Беседа по сказке «Лиса-исповедница» (Эмирсалиева Г.Н.)

— Почему лиса названа исповедницей?

— Кого она исповедовала?

— Кто главные герои/персонажи?

— Главная мысль, чему учит произведение?

— Какой вывод о прочитанном можно сделать?

  1. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» (чтение учащимися)

  2. Беседа по сказке «Зимовье зверей» (Костюк И.П.)

1. Какие животные надумали жить в лесу?

2. Почему в лесу хорошо летом?

3. Почему в лесу стало холодно?

4. Кто из зверей первым придумал строить зимовье?

5. Как бык и баран решили строить зимовье?

6. Как бык и баран назвали свинью?

7. Что бык и баран предложили делать свинье?

8. Согласилась ли свинья строить зимовье?

9. Что бык, баран и свинья предложили делать коту?

10. Что звери предложили делать петуху?

11. Как звери строили зимовье?

12. Тепло ли зверям в зимовье?

13. Сколько голодных волков ходило в лесу?

14. На кого наткнулся волк?

15. Чем испугали волка звери?

16. Что рассказал волк своим товарищам?

17. Кого волк принял за «страшного да косматого», «рогатого, бодатого»?

18. Кого еще не узнал волк?

  1. Просмотр мультфильма «Зимовье зверей» (резерв)

  2. Подведение итогов

  3. Рефлексия

— Понравился ли вам сегодняшний урок?

— Что нового узнали?

— Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание

«Каша из топора», «Солдатская шинель». (чит., переск.)

Лиса-исповедница — русская народная сказка

Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На зоре прибежала она в деревню, взошла на двор к мужику и полезла на насесть к курам.

Только что подкралась и хотела схватить одну курицу, а петуху пришло время петь: вдруг он крыльями захлопал, ногами затопал и закричал во все горло.

Лиса с насести-то так со страху полетела, что недели три лежала в лихорадке.

Вот раз вздумалось петуху пойти в лес — разгуляться, а лисица уже давно его стережет; спряталась за куст и поджидает, скоро ли петух подойдет. А петух увидел сухое дерево, взлетел на него и сидит себе.

В то время лисе скучно показалось дожидаться, захотелось сманить петуха с дерева; вот думала, думала, да и придумала: дай прельщу его. Подходит к дереву и стала здороваться:

— Здравствуй, Петенька!

“Зачем ее лукавый занес?” — думает петух.

А лиса приступает с своими хитростями:

— Я тебе, Петенька, добра хочу — на истинный путь наставить и разуму научить. Вот ты, Петя, имеешь у себя пятьдесят жен, а на исповеди ни разу не бывал. Слезай ко мне покайся, а я все грехи с тебя сниму и на смех не подыму.

Петух стал спускаться ниже и ниже и попал прямо лисе в лапы. Схватила его лиса и говорит:

— Теперь я задам тебе жару! Ты у меня за все ответишь; попомнишь, блудник и пакостник, про свои худые дела! Вспомни, как я в осеннюю темную ночь приходила и хотела попользоваться одним куренком, а я в то время три дня ничего не ела, и ты крыльями захлопал и ногами затопал!..

— Ах, лиса! — говорит петух. — Ласковые твои словеса, премудрая княгиня! Вот у нашего архиерея скоро пир будет; в то время стану я просить, чтоб тебя сделали просвирнею, и будут нам с тобой просвиры мягкие, кануны сладкие, и пойдет про нас слава добрая.

Лиса распустила лапы, а петух — порх на дубок.

Зимовье зверей

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

— Куда, баран, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — говорит баран.

— Пойдем со мною!

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

— Иди с нами.

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

— Ну, иди за нами!

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

— Куда, петух, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает петух.

— Иди за нами!

Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:

— Ну, давайте избу строить, а то и впрямь зимою замерзнем.

Баран говорит:

— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

Свинья говорит:

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Гусь говорит:

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую.

Петух говорит:

— И я тоже!

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы, как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.

Вот и свинья озябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так перезимуете!

— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу наверх, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:

— Ну, любезные мои! Нашла я для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.

— Хорошо, лисонька! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же зарежем их да поедим!

Лиса привела их к избушке.

— Ну,- говорит она медведю. – Отворяй дверь, я вперед пойду – петуха съем.

Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал её и тотчас прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. Из лисы и дух вон.

— Что она так долго с петухом не может управиться? говорит волк. — Отпирай брат Михайло Иваныч, я пойду.

— Ну, ступай!

Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку.

Бык и его прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. И так его отделали, что волк и дышать перестал.

Медведь ждал-ждал, вошел в избушку, а бык да баран его также приняли. Насилу медведь вырвался да и пустился бежать без оглядки.

Литературное чтение

2 класс

Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Русская народная сказка «Зимовье «».

Цель:

— содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

— формировать читательские умения:

— сравнивать сказки, различать жанры сказок,

— различать реальное и волшебное в сказках;

 — сравнивать героев сказки;

 — развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

  — воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

 Оборудование:

— презентация к уроку;

— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова,  Л.А.Виноградская,  В.Г. Горецкий.

Ход урока.

1.     Организационный момент. (слайд 1)

2.     Сообщение темы и целей урока.

— Какую тему мы изучаем на уроках литературного  чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

      3.Актуализация знаний.

Что такое сказки?

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

       4.Проверка д/з.

1) Пересказ сказки.

— Сказку какого народа вы читали дома?

— Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

— Какой изображена лисичка в сказке?

— А в русских народных сказках какой у лисы характер?

— Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

         2.Работа с пословицами. (слайд 3).

О хитрости и  смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

— А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

( работа в группах).

         5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

              Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль —  слайд 4).

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Загадки:

Отгадывание загадок: (слайд 5).

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Вместо хвостика-крючок,

Вместо носа пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

.

Ребята, а легко ли  животным  зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

 Животные из нашей сказки  тоже готовились к зиме и строили  зимовье.

— Что это значит – строить зимовье?

         6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

         7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

         8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

¨  Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.

¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.

¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).

¨ Мох – растение, растущее в сырых местах.

¨ Стены конопатить – затыкать щели в стенах.

¨ Рубить избу – строить (в переносном значении).

¨ Подполье – подвал, помещение под полом.

¨ Пустились наутёк – быстро убежали.

9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

Поможем им.

¨ И мы станем брёвна носить;          идут медленным шагом положив.ладони на плечо

¨ Столбы тесать                                скользящие движения ладонями

¨   и щепу драть;                               стукают кулачками друг о друга

¨ Глину месить,                                 месят глину

¨  кирпичи делать                                      

¨  и печку класть;                              кладут кирпичики друг на друга

¨ Мох таскать,                                   наклоны , таскают мох

¨ стены конопатить                           затыкают щели

¨  и крышу крыть.                             делают руками крышу над головой

10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд  9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча  зверей).

— Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

— Кто прежде всех спохватился? А затем?

Озаглавливание.

2 слайд. – Какой  момент изображен?( Звери строят зимовье).

— Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

— Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

— Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

— Что рассмешило?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

         11. Итог урока.

Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

— А волк? (немножечко смешной).

— О каких качествах характера  можно подобрать пословицы к этой сказке?

          12. Рефлексия.

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку  товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

         13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).

Пересказ сказки + пословицы.

Чтение русской народной сказки « Зимовье зверей» ( старшая группа). Воспитатель МБДОУ №69 « Мальвина» Макеева Галина Валентиновна.

Цель:Приобщение детей к миру художественной литературы.

Задачи:Расширять знания о сказках. Развивать внимание, мышление, память, речь. Продолжать формировать навыки рассматривания книги. Учить определять жанр произведения, передавать интонацией голоса персонажей. Подвести к пониманию образного содержания пословицы. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, а так же продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Ход: 1. Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Собрались ребята в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Мы улыбнёмся что бы у нас весь день было хорошее настроение. В. Все дети любят отгадывать загадки, а вы? ( ответы детей) В. Тогда слушайте:

Кто заливисто поёт о том,

Что солнышко встаёт. ( петух)

Мордочка усатая, шубка полосатая

Часто умывается, а с водой не знается. ( кошка)

Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок, розовая спинка,

На спинке щетинки. ( свинья)

По горам по долам

Ходит шуба да кафтан. (баран)

Большой, рогатый, мычит

Хвост метлой. ( бык)

Выставляем картинки на доску.

В. Ах какие молодцы, все мои загадки отгадали.

В.Ребята, а вы любите сказки?

2. Сказки бывают старинные, не короткие , не длинные. Про кошку, про ложку, про волка и про быка. Про смелого петуха, про дружных зверей. Это присказка, а сказка? Сказка дальше пойдёт. Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам сказку, про животных, которых вы назвали. ( музыка). Рассматривают книгу вместе с детьми. В.Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? (ответы детей). Могут ли домашние животные жить в лесу? Подумайте, что произошло в лесу с домашними животными. 3. Выразительное чтение сказки воспитателем. 4. Выявление уровня восприятия. Беседа о прочитанном . В. К какому литературному жанру мы отнесём это произведение. (сказка) В. Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Д. Звери разговаривают. В. Дети о чём рассказывается в этой сказке? Вспомните в какой ещё русской народной сказке жили животные вместе в одном домике? ( ответы). В. Как называется сказка? ( ответы). В. Что такое зимовье? ( ответы: Домик для зимы, место где можно перезимовать зиму). В. Сколько зверей жило на зимовье? ( ответы) В. Кто самый первый решил зимовье строить? ( ответы). В. Чем питались животные летом? ( ответы). В. Что случилось однажды? ( ответы). В. Что помогло животным прогнать волков? ( ответ). В. Как бы вы поступили в такой ситуации? ( ответы ). 5. Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутка. Построимся дружно в кружок, и передавая мяч по кругу будем называть своего любимого героя. 6. Продолжение беседы: разъяснение пословицы. Есть такая пословица « у страха глаза велики». Как вы её понимаете? (ответы: страшно, когда не знаешь правды, от страха всё кажется преувеличенным, ужасным). О ком так можно сказать? (ответ: о волке). Послушайте ещё раз об этом. Кто изобразит как кричит баран? Как он блеял страшным голосом? ( петух, кот, бык, свинья). Дети изображают. 7.Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети. Сказки учат нас добру и прилежному труду, что бы всем вокруг дружить! Предлагаю дидактическую игру: Я буду показывать картинку к сказке, а вы должны будете угадать название сказки. 8. Итог занятия. Дети вам понравилась сказка? А кто запомнил как называется сказка? ( правильно « зимовье зверей») А что вам больше всего понравилось? ( ответы). Вы все сегодня молодцы, я вами очень довольна. И теперь предлагаю вам на память об этом занятии раскраски с изображением животных персонажей сказки « Зимовье».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К каким сказкам васнецов рисовал иллюстрации
  • К каким сказкам билибин нарисовал иллюстрации
  • К каким методам обучения относятся рассказ объяснение беседа дискуссия работа с книгой
  • К каким методам обучения относятся лекция рассказ беседа объяснение дискуссия
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки премудрый пескарь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии