К какому элементу народной волшебной сказки близок пролог а с пушкина выделите цветом верный вариант

Создание пролога

Из предложенных вариантов выберите верный.

Какие впечатления легли в основу «Пролога»?

Впечатления от героических баллад

Впечатления от сказок В. А. Жуковского

Впечатления от сказок братьев Гримм

Впечатления от русских сказок, услышанных автором от няни

Этапы жизни Пушкина

Выберите правильный вариант из предложенного списка.

Кто из русских литераторов подарил А. С. Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя?»

Критик о поэме

Выберите несколько верных вариантов.

По словам В. Г. Белинского, высоко оценившего поэму А. С. Пушкина, «всё в ней было ново…» Что именно посчитал новым критик?

Сказочный характер вместе с серьёзными картинами

Рифма

Шутка

Заглавие

А. С. Пушкин «У лукоморья…»

Найдите соответствия между героем «пролога» и местом его пребывания.

Цитаты из пролога

Установите соответствие между цитатой из сказки и иллюстрацией.

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;

Там чудеса: там леший бродит,

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;

Содержание пролога

Подчеркните верный вариант.

Когда выходят из моря тридцать витязей?

Ночью

На заре

В полдень

При луне

Текст «У лукоморья…»

Вставьте в текст пропущенное слово.

Там


мимоходом

Пленяет грозного


;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря


несёт богатыря.

А. С. Пушкин «У лукоморья…»

Выделите цветом верный вариант.

К какому элементу народной волшебной сказки близок «Пролог» А. С. Пушкина?

К присказке

К зачину

К концовке

К кульминации

Текст пролога поэмы

Восстановите правильную последовательность строк.

У моря видел дуб зелёный;


Свои мне сказки говорил.


Под ним сидел, и кот учёный


И там я был, и мёд я пил;

Персонажи пролога

Выберите верный вариант.

Из какого источника поэт заимствовал образ кота учёного?

Не заимствовал, а придумал сам

Из энциклопедии

Из прочитанной автором арабской сказки

Из сказки, услышанной от Арины Родионовны в Михайловском

Композиция

Выделите цветом верный вариант.

Пролог – это…

Вступление к произведению

Заключительная часть произведения

Отступление от основного сюжета произведения

Описание героев произведения

Язык пролога «У лукоморья…»

Выберите верный вариант из списка.

Лукоморье – это

Анализ пролога «У лукоморья…»

Зачеркните неверные варианты.

В строчках «Там русский дух…там Русью пахнет!» автор подразумевает

То, что составляет русский народный характер, духовную суть русской нации

Запах моря и леса

Запах Бабы-Яги и Кащея

Выразительные средства

В приведенных строчках выделите цветом эпитеты.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Сегодня
на уроке мы:

·    
разберём
пролог к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»;

·    
поговорим
о сказках и сказочных героях, упомянутых в этом стихотворении;

·    
узнаем,
для чего пролог был нужен поэме.

У
лукоморья дуб зелёный;

Златая
цепь на дубе том:

И
днём, и ночью кот учёный

Всё
ходит по цепи кругом…

Наверное,
каждому из нас знакомы эти слова. Это – пролог к поэме Александра Сергеевича
Пушкина «Руслан и Людмила». Очень необычный пролог – и сейчас мы в этом
убедимся.

Поэму
«Руслан и Людмила» Пушкин задумал ещё в Царскосельском лицее. Задумал в общих
чертах, наметил сюжет. Но написал её позже. В печати поэма начала выходить с
1820 года. Известно, что Василий Андреевич Жуковский был восхищён этой
литературной сказкой. Он подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику
от побеждённого учителя»
.

И
сначала никакого пролога в поэме не было. Он появился только во втором издании
в 1828 году.

Что
такое вообще пролог? Это вступительная часть литературного произведения. В
прологе обычно рассказывается о событиях, которые произошли до основных событий
произведения. Или же в прологе освещается общий замысел автора.

Но
на первый взгляд, в прологе поэмы «Руслан и Людмила» нет ни раскрытия замысла,
ни описания каких-нибудь предшествующих событий!

В
нём просто описывается волшебное Лукоморье и существа, которые в нём
обитают. 

И
получается, что пролог – совершенно самостоятельная часть поэмы.

И
всё же Пушкин написал пролог и вставил его в поэму. Почему же эта часть так
нужна и важна? Потому что она показывает истоки поэмы. А её истоками явились
русские народные волшебные сказки. В мир этих сказок и вводит нас пролог.

Давайте
же вместе всмотримся в строки пролога и попытаемся узнать: откуда они появились
в поэме? Откуда пришли? Все эти образы кажутся нам очень узнаваемыми, но, если
вглядеться в них пристальнее – нас ждёт немало открытий!

Мы
начнём с первых четырёх строк. И даже с первого слова.

Что
такое лукоморье? Применим наше знание русского языка. Лукоморье – от слов лука
и море. Лука – это изгиб морского берега. Значит, это какое-то место в морском
заливе?

Не
только. У древних славян Лукоморьем называлось заповедное место на краю мира.
Здесь стоит мировое древо – это ось мира, по которой можно попасть в другие
миры. Вершина этого древа упирается в небеса, а корни уходят в подземный мир.

Какое
же дерево растёт в лукоморье Пушкина?

Волшебный
дуб. И это совсем неудивительно. Издавна у славян дуб был главным деревом. Он
считался деревом бога Перуна. Дуб называли также княжеским или царским деревом.
В дубовых рощах жили волхвы (жрецы), проводили там богослужения. Под самым
старым дубом решались основные вопросы племени.

В
народных сказках мы всё время встречаемся с образом могучего дуба. На нём,
например, хранится заветный ларец из сказки «Царевна-лягушка»:

«Его
смерть 
на конце иглы, та игла  в яйце, то яйцо 
в утке, та утка 
в зайце, тот заяц  в кованом ларце,
а тот ларец 
на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу
растёт».

О
да, такой дуб – самое место, чтобы хранить чудесные ларцы… или чтобы по нему
прогуливался учёный кот. Мы смотрим на следующие строчки. Откуда на дубе цепь и
кот? Да ещё такой талантливый кот – поющий и рассказывающий сказки.

Очень
просто – это кот Баюн!

Баять
– это значит рассказывать.

Кот
Баюн в славянской мифологии – это огромный кот, который умеет своими сказками усыплять
людей. Это – кот-людоед: он поедает усыплённых путников.  Но если его
одолеть, то он может исцелить любые болезни: сказки целебны.

Только
живёт обычно Баюн в тёмном лесу или в пустынных землях.

В
народных сказках мы тоже часто сталкиваемся с котами. 

В
сказках «Репка», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»,
«Кот, баран да козёл»
,
«Кот – воркот, Котофей Котофеевич»

и многих других кот выступает как умное, хитрое, находчивое, доброе животное.

Может
быть, поэтому кот у Пушкина – вполне добрый и даже не скупится на чудесные
сказки для рассказчика?

А
чудес в Лукоморье пруд пруди! Посмотрим на следующие строки пролога.

Там
чудеса: там леший бродит,

Русалка
на ветвях сидит;

Там
на неведомых дорожках

Следы
невиданных зверей;

Избушка
там на курьих ножках

Стоит
без окон, без дверей…

Что
здесь знакомого и узнаваемого? Вот леший. Он тоже явился в поэму Пушкина
из славянских мифов и народных сказок.

В
славянской мифологии – это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. Ему
подвластны все растения и обитатели леса. Тем, кто не умеет себя вести в лесу,
всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся человеку. Леший у Пушкина просто
«бродит» – в лукоморье нет чужих и, значит, никакой опасности лесу нет.

А
вот и русалка – соседка лешего.

Русалки
есть в мифах и поверьях многих народов. В русском фольклоре русалки – это чаще
всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала русалок даже представляли без
хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными зелёными или русыми волосами. Так
что нет ничего удивительного в том, что русалка сидит на ветвях. Русалок мы
часто встречаем и в народных сказках.

Следы
невиданных зверей – ещё один признак сказочности. А это что?
Добрая знакомая – избушка на курьих ножках. А значит, где-то поблизости должна
быть Баба-яга.

Кстати,
а вот и она, дальше по тексту:

Там
ступа с Бабою Ягой

Идёт,
бредёт сама собой.

Кто
же она такая?

В
славянской мифологии так называли уродливую старуху, которая живёт в лесу и
умеет колдовать. Можно сказать, что это славянская ведьма или колдунья.

В
сказках мы часто встречаемся с Бабой-ягой. Иногда она хочет съесть главного
героя, а иногда помогает или даёт мудрый совет.

«Василиса
Прекрасная»
, «Царевна-лягушка»,
«Гуси-лебеди»
, «Марья Моревна», «Баба-яга,
костяная нога»
– вот лишь малая часть сказок, в которых действует баба-яга.

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие
листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга
в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.
Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто
здесь?»

(«Василиса Прекрасная»)

Да,
чудес в лукоморье не счесть. Читаем дальше.

Там
лес и дол видений полны;

Там
о заре прихлынут волны

На
брег песчаный и пустой,

И
тридцать витязей прекрасных

Чредой
из вод выходят ясных,

И
с ними дядька их морской…

И
эта картина нам знакома. Богатырей и дядьку Черномора мы встречаем в «Сказке
о царе Салтане»
. Но она была написана позже «Руслана и Людмилы»!

Учёные
считают, что этот сюжет Пушкин тоже взял из народных сказок, которые
рассказывала ему няня Арина Родионовна. Есть сказка о тридцати трёх братьях,
которые являются братьями главного героя-царевича. И только попробовав
материнского молока, замешанного в хлеб, братья вспоминают о родстве.

Читаем
дальше.

Там
королевич мимоходом

Пленяет
грозного царя;

Там
в облаках перед народом

Через
леса, через моря

Колдун
несёт богатыря…

Что
за царь и какой королевич? В начале XIX века была очень популярна сказка о Бове-королевиче.
Во времена Пушкина пояснений не требовалось. А вот у нас эти строки могли бы
вызвать недоумение…

«И
Лукопер на Бову направил копие вострым концом, и Бова на Лукопера вострым же концом. И ударились два сильные
богатыря промеж собою вострыми копьями, что сильный гром грянул пред тучею. И Лукопер на Бове не мог доспеха пробить, а Бова на Лукопере доспех пробил на
обе стороны, и Лукопер свалился с коня мёртв».

Ну,
а колдун с богатырём? А вот здесь пролог как будто забегает вперёд и показывает
нам сцену из самой поэмы.

Уже
колдун под облаками;

На
бороде герой висит;

Летят
над мрачными лесами,

Летят
над дикими горами,

Летят
над бездною морской;

От
напряженья костенея,

Руслан
за бороду злодея

Упорной
держится рукой.

«Руслан
и Людмила»

Время
двигаться дальше. Посмотрим на следующие строки.

В
темнице там царевна тужит,

А
бурый волк ей верно служит;

Там
ступа с Бабою Ягой

Идёт,
бредёт сама собой,

Там
царь Кащей над златом чахнет;

Там
русский дух… там Русью пахнет!

Что
можно рассмотреть в них?

В
народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то
украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя –
кто не знает сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

И,
конечно же, какая сказка без царя Кащея?

Кащей
в славянской мифологии изображался как могучий чародей. Считается даже, что он
был божеством, владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства.

В
народных сказках Кащей всегда отрицательный персонаж. Он становится причиной
злоключений героев.

«–
Его смерть 
на конце иглы, та игла  в яйце, то
яйцо 
в утке, та утка  в зайце, тот заяц 
в кованом ларце, а тот ларец 
на вершине старого дуба. А дуб тот в
дремучем лесу растёт».

Пушкинский
Кащей «над златом чахнет». Прекрасный образ жадности, правда? Ничто не
интересует старого скрягу – только деньги. Ради них он творит зло, грабит и
убивает, разрушает, уничтожает. А потом сидит возле своих сундуков. Эта страсть
поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет, слабеет царь Кащей.

Разные
сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что объединяет их все:

«Там
русский дух… там Русью пахнет!»

Все
эти обитатели лукоморья, какими бы разными они ни были, все они – из русских
народных волшебных сказок. Они родились на русской земле для русских
людей. О них с детства знает каждый русский ребёнок.

Пушкин
подчёркивает связь своей поэмы с русским фольклором. Он заканчивает пролог
традиционной сказочной формулой:

«И
там я был, и мёд я пил».

И
даже образ рассказчика очень близок в поэме Пушкина к такому же образу из
народных сказок. В народных сказках рассказчик всегда заявляет, что он сам
слышал эту сказку от кого-то, сам был на свадьбе или на празднике… Рассказчик в
поэме «Руслан и Людмила» поступает так же.

И
наконец следующие строки – это переход к самой поэме. Вступление закончено.
Мост к народным сказкам переброшен.

Народные
волшебные сказки – это бездонный колодец, из которого многие авторы черпали и
черпают сюжеты для своих произведений. Александр Сергеевич Пушкин в поэме
«Руслан и Людмила» показал прекрасный пример того, как в авторскую историю
можно вплести сюжеты народных сказок. Связь с русскими народными сказками автор
обозначил с самого начала, в прологе поэмы.

А
теперь повторим, о чём мы узнали на сегодняшнем уроке:

Пролог
к поэме-сказке «Руслан и Людмила» показывает связь литературной сказки
Александра Сергеевича Пушкина с народными волшебными сказками;

Пролог
наполнен отсылками к фольклору и славянской мифологии, а также персонажами
волшебных сказок.

II. Постановка темы и цели урока

— Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Тема урока: «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок». Наша задача – узнать историю создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний.

Посмотрите на доску. Перед вами портрет Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятив ему стихи, в которых были строки:

        Себя как в зеркале я вижу,

        Но это зеркало мне льстит.

(Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле).

Всмотритесь: благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы… На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. Перед нами портрет гениального русского поэта.

— Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о жизни Пушкина, о его детстве (ответы детей).

— Что вы помните о няне Пушкина, Арине Родионовне? Какую роль она сыграла в его жизни и творчестве? (ответы детей)

— А сейчас мы послушаем чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Няне», которое вы учили дома. Постарайтесь голосом, интонацией передать отношение поэта к няне.

(вызываю к доске желающих, 2-3 чел.)

— Ребята, оцените чтение своих одноклассников. (выставление оценок)

II. Постановка темы и цели урока

— Андрей, а мы с тобой продолжаем знакомство с былинами. Мы постараемся понять, как в былине создается образ мужественного богатыря. Наша сегодняшняя тема – «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря».

III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний

1. (учащийся получает для подготовки сразу два задания на карточке. Время на подготовку – 5 мин., пока идет опрос д/з уч-ся класса)

Речевая разминка (выдается текст на карточке)

— Прочитай текст сначала про себя, чтобы осмыслить, затем выразительно вслух. Подбери заголовок.

Соскочили ребятушки со добрых коней,

А схватилися плотным боем рукопашкою,

А еще борются удаленьки добры молодцы,

А еще борются ребятушки двое суточки,

А и борются ребятушки трое суточки,

По колен они в землю да утопталися,

Не которой один друга не переборет.

— Как ты думаешь, из какого литературного произведения взят данный отрывок? (можно назвать только жанр)

— Верно, из былины. Что это за литературный жанр?

(ответ уч-ся)

— Кто были герои былин? (богатыри) Каких богатырей ты знаешь?

— Кто такой богатырь?

(Богатырь — это герой русских былин, воин, отличающийся необычайной силой, крепкого телосложения, сильный и смелый).

— Сейчас это слово употребляется в переносном значении: это человек большого роста, крепкого телосложения, сильный человек.

— Как можно озаглавить данный фрагмент? (например, «Поединок богатырей») Это отрывок из былины «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем».

— Что указывает на то, что меряются силой два богатыря?

(ответы уч-ся)

— Считалось, что богатыри — это сильные, могущественные витязи (воины), наделённые также необыкновенным умом, смекалкой. Народ верил, что Бог одарил этих людей такими необычными качествами.

2. Задание (по прочитанной дома былине)

Подготовься к пересказу прочитанной былины по ключевым вопросам:

1) Где жил богатырь Илья? Почему он «решил по белу свету погулять»?

2) Почему встречные люди не советовали Илье Муромцу ехать в город Чернигов?

3) Чего хотел Басурманский хан, чем он хвалился?

4) Как боролся Илья Муромец с врагами?

5) Как встретили Илью Муромца в Чернигове? Что предложил ему черниговский князь?

6) Куда отправился из Чернигова Илья Муромец?

7) Выбери слова, характеризующие Илью Муромца (подчеркни): отважный, сильный, слабый, хвастливый, добрый, храбрый, хитрый, смекалистый.

(самостоятельная работа уч-ся)

Пока уч-ся смотрят фильм, идет проверка выполненной работы.

V. Аналитическая беседа по содержанию пролога

1) Первичное восприятие текста

— Вы прослушали вступление «Пролог к поэме – сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением, увертюрой ко всему сказочному творчеству великого поэта. А. С. Пушкин воссоздает широкую панораму художественного пространства мира сказки, где рядом лес, и дол, и морские волны, и высокие горы.

— Какие чувства вы испытали, слушая эти удивительные строки?

— Какие сказочные персонажи упоминаются в прологе?

(Баба Яга, Кощей Бессмертный, богатыри-витязи, царевна, Иван Царевич, Серый Волк)

— Вспомните, героями каких сказок они являются?

(«Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и др.)

— Как вы думаете, о чём пушкинский пролог? Какова его тема?

(О лукоморье и чудесах, происходящих там).

2) Словарная работа.

— Что такое лукоморье? Может быть, это страна? Или город? Или что-то другое?

— Конечно, это не собственное имя, не название какого-то города или государства. Это излучина морского берега (от слов «лука» — «изгиб»  и море). Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

— Найдите еще слова, значение которых вам непонятно, назовите их

(слова и их лексические значения напечатаны, вывешены на доску и пока закрыты).

А сейчас работаем в группах (2): я выдаю вам устаревшие слова, встречающиеся в тексте пролога, и отдельно их значения. Ваша задача – соотнести слово с его толкованием. Время – 2 мин.

(самостоятельная работа групп, каждой из которых выдается конверт с заданием)

Лукоморье — излучина морского берега (от слов «лука» — «изгиб»  и море).

Неведомый – неизвестный (ведать означает «знать»).

Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь.

Чредой (чередой) – один за другим.

Пленяет – здесь: берёт в плен.

Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

Видение – призрак, привидение.

Дол – то же, что долина (удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор).

Поведать – сообщить, рассказать.

Русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

Невиданный – неизвестный, такой, которого никто не видел (о чем-то сказочном, таинственном).

Тужит – горюет, кручинится.

— Итак, давайте проверим вашу работу (группы по очереди читают слова и их толкования, правильные толкования слов на доске открываются).

Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами), которые нам понятны, но сейчас они произносятся немного по-другому.

Златая, брег, песнь, злато.

— Как вы думаете, с какой целью поэт употребляет так много устаревших слов в прологе?

— Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

— В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…), а сейчас этот глагол употребляется в будущем времени.

— Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.

3) Характеры персонажей пролога

— Кроме того, Пушкин умеет одним словом охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.

— Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? (чахнет) Что оно означает?

– Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

— А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевич? Почему вы так считаете? Что значит «мимоходом»?

– Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» — видна тонкая насмешка над царём.

— В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

4) Сходство с волшебной сказкой

— Пушкинский пролог… Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.      

— Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

— Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

 — Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…

— Присказку, или зачин. Зачитайте его. (Это рассказ о коте)

— Рассказ о чудесных героях.

— И концовку. Зачитайте.

— Вспомним традиционную сказочную концовку.

— И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

— Что изменил в ней Пушкин и зачем?

— Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.

Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

5. Основная мысль пролога

— Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.

— В каких строчках заключена основная мысль пролога?

(«там русский дух…там Русью пахнет…»)

— Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

 — Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» — это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух

                                 Там Русью пахнет…- 

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.

IV. Знакомство с былиной «Илья Муромец и Идолище». Восприятие текста.

— Настало время познакомиться с новой былиной. Обрати внимание на слово, вынесенное в заголовок – Идолище. Кто это? В этом слове языческий идол как символ отжившей культуры соединяется с именем былинного врага — Идолища поганого (Paganus — языческий), ставшего обобщенным образом захватчика-насильника. В этой былине главные противники — Илья и Идолище, а действие перенесено в Киев.

Прочитай былину «Илья Муромец и Идолище», подготовь ответы на вопросы после текста и подготовься к ролевому чтению. После прочтения выполни задание на карточке:

Задание 1: Перед тобой иллюстрации к былине «Илья Муромец и Идолище». Выбери из текста былины строки, которыми можно сделать подписи к рисункам. Запиши их.

(см. приложение, задание и рисунки напечатаны

на одном листе)

Задание № 2. (словарная работа) Задание напечатано на отдельном листе и вложено в отдельный конверт.

— Прочитай взятые из былины фразы. Соотнеси выделенные слова с их толкованиями, а толкование некоторых из них найди в учебнике на стр. 63.

(учащийся работает самостоятельно)

Надвинулась беда великая – очень большая

Войско хана ордынского – у некоторых тюркских и монгольских народов: феодальный владетельный князь, монарх

Позвал он писца – в старину: переписчик рукописей, рукописных книг

Выбирайся из своих хором – в старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца

Беда стряслась над Киевом – произошло, случилось несчастье

Подай мне милостыньку (см. учебник) -______________

Не узнал Илью в лохмотьях – крайне ветхая, изорванная одежда

Калика перехожая (см. учебник) —

В горницу идёт — комната

Есть хлеба по ломтю – отрезанный для еды плоский кусок чего-нибудь

Хлеба по семи пудов (см. учебник) — __________________

Весёлый пир созвал — богатое, торжественное угощение с приглашением многих гостей

Пока группы учащихся работают, учитель беседует с уч-ся индивидуально.

— Расскажи своими словами, как Илья Муромец победил Идолище и его войско.

— Прочитай разговор Идолища с русским богатырем. Чем хвастался хан?

— Каким ты увидел в былине Илью Муромца?

V. Рассмотрение иллюстраций (образы былинных богатырей).

Посмотри на иллюстрации, где изображены былинные богатыри: В. Васнецов «Богатыри», Г. Буреев (Палех) «Три поездки Ильи Муромца» и др. Сравни.

— Удалось ли художникам запечатлеть образ русских богатырей? На какой иллюстрации образ Ильи Муромца совпадает с твоими представлениями об этом воине?

— Как же выглядел настоящий русский богатырь? Каково было его вооружение?

Задание № 3: рассмотри рисунок «Одежда и вооружение русского богатыря».

Постарайся вспомнить, как называются изображенные предметы. Выбери из предложенного списка слов те, которые походят к данному рисунку.

Список слов: кольчуга, бронежилет, копьё, каска, шлем, нож, щит, лук, стрелы, булава, дубинка, меч.

(на работу – 3-4 мин.)

— А теперь сверь свои предположения с правильным ответом (ученику выдается рисунок, где все изображенные предметы подписаны):

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок»

Оборудование урока:

Мультфильм «У лукоморья…» (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010);

Аудиозапись пролога поэмы «Руслан и Людмила» в исполнении Т. Пельтцер.

Проверка домашнего задания.Актуализация пройденного:Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

  • Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)
  • Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)
  • Если написана писателем… (Литературной.)

Изучение нового материала.Слово учителя.

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”»

 Поэма, ребята, – это повествовательное художественное произведение в стихах.

Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости.

Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…”.
Прослушивание аудиозаписи пролога поэмы «Руслан и Людмила»

Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».Проло́г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие.

Это определение запишем в словарик.

«Руслана и Людмилу» А. С. Пушкин задумывал написать как «богатырскую» сказочную поэму. Написана она была в 1818-1820 годах после выхода из Царскосельского лицея. Писателю было тогда всего 20 лет. К началу работы его подтолкнули вышедшие в феврале 1818 года первые тома «Истории государства Российского» известного писателя н. М. Карамзина. Из этого исторического труда Пушкин заимствовал многие исторические подробности и имена всех троих соперников Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф.

Поэма печаталась в журнале «Сын отечества» с весны 1820 года отдельными отрывками, а первое отдельное издание поэмы вышло в мае того же года. Однако известный нам пролог «У лукоморья» был написан и вставлен поэтом в поэму лишь в 1828 году, перед выходом второго издания книги.

Поэма имела огромный успех. Первый поэт того времени – В. А. Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму “Руслан и Людмила”, 1820, марта 26, Великая пятница».

Всё в поэме переплеталось с народными русскими сказками: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от зачарованного сна, – всё это пришло из народных сказок и было переработано фантазией поэта.

Давайте вспомним пролог к «Руслану и Людмиле», который многие считают по праву самостоятельным стихотворением.

Работа с учебником. Чтение учителем пролога «У лукоморья». Можно предложить подготовленному учащемуся выразительно и наизусть прочитать его.Вопросы и задания:Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье? 

Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?

 (Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.)

Словарная работа:

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – доли́на.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь – богатырь, воин.
Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.


Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
 Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый…”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки.

(Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.) Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк  в златогривого коня и в царевну, лента  в реку, гребень  в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка  в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой  это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами? Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? 

(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речидол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?  Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать?

(Здесь нужно отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)Составим цепочки слов, используя устаревшие слова, и запишем их в тетрадь:
Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.

 В каких строчках пролога присутствует юмор (добродушный, незлобливый смех) и фантастика?Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил…»? 

(Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)Слово учителя.

– В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.

Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.

Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя.

Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: «

Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя…».

Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «

И там я был, и мед я пил…». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.Просмотр мультфильма по прологу (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010) и вопросы на его восприятие:

Понравился ли вам этот мультипликационный фильм?

Так ли вы представляли себе картины, изображенные Пушкиным?

Как вы думаете, удачно ли режиссер поставил этот мультфильм? Поясните свой ответ.

Работа с иллюстрацией:
Учитель демонстрируют иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Бориса Николаевича Парилова и Виктора Дмитриевича Дудорова к этому отрывку. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите на нем персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Прочтите строки, которые относятся к этим персонажам.
Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста, и только тогда, когда пролог прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, можно считать работу завершенной. Закончить обучение выразительному чтению можно коллективным (хоровым), слаженным чтением вслух. Это будет интересным заданием для учащихся.

В ходе чтения поясняем, делаем замечания, предлагая самим ученикам поправлять читающего, давать ему советы, отмечать особенности интонации, громкости, тона и расстановки пауз и логических ударений.
Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «…Под ним сидел, и кот ученый…» – надо сделать длинную паузу после слова 

сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.      Выразительное чтение пролога наизусть
2.      Иллюстрация к прологу.

27.02.2017

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…..» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила»

Шкредова Елена Александровна

учитель русского языка и литературы

Каждый русский человек с раннего детства знаком со сказками А. С. Пушкина.
Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.
Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. (Чтение пролога).

Оценить★★★★½

3648

Содержимое разработки

Урок:

Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…..»

(пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила»

_________________________________________________________________________

Цель: Познакомить с прологом к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задачи:

1. Показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С. Пушкина;

2. Вырабатывать навыки выразительного чтения,

3. Стимулировать воссоздающее воображение;

4. Способствовать формированию чувства любви к поэзии А.С. Пушкина.

Тип урока: урок новых знаний.

МТО:портрет А.С. Пушкина, текст поэмы «Руслан и Людмила», учебник, иллюстрации к поэме.

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие класса. Проверка присутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя:

Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных писателей русской литературы  А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Посмотрите на доску,перед нами портрет А.С. Пушкина, который написал Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятил ему стихи, в которых были строки:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле.

_______________________________________________________________________

Каждый русский человек с раннего детства знаком со сказками А. С. Пушкина. Сегодня вы принесли свои рисунки к любимым сказкам Пушкина. Кратко охарактеризуйте своих любимых героев.

(Учащиеся рассказывают наизусть наиболее запомнившиеся отрывки из произведений.)

Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина — поэме «Руслан и Людмила». Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.

В то время знать считала неприличным говорить на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.

В бумагах поэта нашли такую запись:

По цепи ходит кот кругом –

Не схожий ни с одним котом,

Направо сказочку мурлычет,

Налево песнь мяучит он.

________________________________________________________________________

Пролог– это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. (Чтение пролога).

О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.

— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

— Каким вы представляете кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?

-Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».

-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? – Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы, его текстов могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.

Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). — Давайте обратимся за помощью к толковому словарю С.И. Ожегова.

-Неведомые (дорожки) – неизвестные, незнакомые.

-Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто не видел.

-Дол – долина, равнина.

-Витязь – воин, богатырь.

-Чредой (выходят) – идут парами.

-Пленяет – берет в плен.

-Тужить – горевать, кручиниться.

-Поведаю – расскажу.

Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.

— Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет )- Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

— А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» — видна тонкая насмешка над царём.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

Пушкинский пролог.

Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

— Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку.

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.

— Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

Домашнее задание: выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/246624-as-pushkin-u-lukomorja-dub-zelenyj-prolog-k-

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Урок русской словесности, 5 класс

«У Лукоморья…». Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Тип: урок-исследование

Цель: познакомить с прологом к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; расширить представление о сказках Пушкина.

Задачи: 1. Показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чем проявилось поэтическое мастерство поэта в прологе; показать связь литературы с другими видами искусства.

2. Развивать умение находить черты поэтики народных сказок в сказках Пушкина; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать навык анализа лирического произведения; развивать мышление, речь.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к народному творчеству; интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока:

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.

Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! — ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

2.Активизация знаний учащихся, формулирование темы урока.

— 2 ученика читают наизусть стихотворение И.Бунина «Сказка».

… И снилось мне, что мы, как в сказке
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.

Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.

— Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке, судя по теме стихотворения И. Бунина? — О сказке.

На доске вы видите работы кисти таких известных художников, как Кипренский. А чьи это портреты, какого писателя? — А.С.Пушкина.

Значит, уточним, что речь сегодня пойдет не просто о сказках, а о сказках Пушкина.

— Мы с вами много говорили в этом году об А.С. Пушкине, знакомились с его биографией, его произведениями. Напомните, почему Александр Сергеевич обратился к фольклорному жанру сказки и стал создавать свои авторские сказки? — Писатели 19 века открыли для себя фольклор, и многие обратились к этому жанру, в том числе и Пушкин.

— В бумагах поэта нашли такую запись:

По цепи ходит кот кругом –

Не схожий ни с одним котом,

 Направо сказочку мурлычет,

 Налево песнь мяучит он.

Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

Значит, сделаем вывод: благодаря кому Пушкин обратился к жанру сказки? — Благодаря своей няне — Арине Родионовне.

— А что вам напоминает это четверостишие? — » У Лукоморья дуб зеленый…»

Верно, значит, наш урок мы так и назовем «У Лукоморья…»

3. Работа с текстом пролога к поэме «Руслан и Людмила»

— А почему Лукоморье? Что это такое? Давайте обратимся к словарю В.И.Даля.

Лукоморье — изгиб морского берега. В славянской мифологии — заповедное место на окраине вселенной, откуда можно попасть в заповедные миры, т.е. сказочные.

— Прослушивание пролога «У Лукоморья» в исполнении замечательной актрисы Алисы Фрейндлих, которая рассказывает сказки Пушкина так, как их рассказывала бы Арина Родионовна маленькому Пушкину.

— С кем из сказочных героев мы встретились с вами у Лукоморья? — баба Яга, Кощей Бессмертный, королевич, царевна, грозный царь, колдун, богатырь).

Какой жанр напоминает вам лукоморье? Героев каких произведений напоминают вам они? Чудеса происходят в каких сказках? Мы знаем с вами три вида народных сказок. — в Волшебных.

Наша цель ближе познакомиться с поэтикой пушкинской сказки, т.е. найти черты народной сказки в его произведениях.

— Давайте вспомним пушкинские сказки. Объединяемся в небольшие группки, взаимодействуем.

Задание: Угадайте из какой сказки этот отрывок (у вас на парте отрывки из сказок Пушкина).

1) «Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

2) Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

3) В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

4) На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».

5) Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»

— Вспомним черты поэтики народной сказки — Троекратные повторы, постоянные эпитеты, формулы.

Хорошо, теперь попробуем найти их в пушкинском лукоморье. (найдем постоянные эпитеты: дуб зеленый, златая цепь. кот ученый, неведомых дорожках. следы невиданных зверей, избушка на курьих ножках. брег песчаный и пустой, грозного царя, бурый волк, русский дух. формулы: идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит; ступа идет-бредет сама-собой, царь Кащей над златом чахнет; и я там был , и мед я пил.).

— Мы обратились к тексту: давайте поработаем со словом.

Задание: перед вами лежит лист с устаревшими словами из пушкинского Лукоморья. Посмотрим, сможем мы без словаря догадаться о значении этих слов? Златая, неведомых (дорожках) — неизвестные, следы невиданных зверей — необычных, брег, витязь, чредой, пленяет, темница, тужит, злато, чахнет.

Сделаем вывод: если мы без труда понимаем то, о чем рассказывает нам Пушкин, хотя он и употребляет архаизмы, то язык его произведений — прост, близок к разговорному, народному.

— Напомните, какие модели сказок мы знаем — словесная, смешанная, образная.

Задание: поработаем с образной моделью «Лукоморья». Один из наших любимых видов работы. Это иллюстрации известного художника-иллюстратора Николая Михайловича Кочергина. Но здесь что-то нарушено. Наведите порядок. (Расставление иллюстраций в порядке, соответствующем тексту).

— На доске вы видите знакомые слова. Что это? Зачин, концовка, кульминация, присказка. — Это элементы композиции сказки.

Задание:расставьте эти элементы в правильном порядке.

Теперь соотнесем Лукоморье с частями композиции народной сказки. Есть ли здесь присказка (нет, да это и необязательный элемент). Зачин (1 часть).Почему это зачин? (здесь говорится о том, где происходит действие, герой главный, кто нам сказки рассказывает). Концовка (3 часть).

— Арина Родионовна рассказывала маленькому Александру Сергеевичу сказки, баюкая его, пела колыбельные песни, тем самым привила ему любовь к народному творчеству и это впоследствии вдохновило его на создание сказок. Пушкин, в свою очередь, написав свои бессмертные сказки, вдохновил композиторов и художников на создание уже их бессмертных произведений.

— На доске картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна-лебедь». Какая сказка Пушкина вдохновила его на создание этого полотна? — «Сказка о царе Салтане».

— Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу, а как она называется, вы сами ответите, прослушав отрывок из нее. (Сюита «Полет шмеля», озвучить название сюиты) — «Сказка о царе Салтане».

3. Итог урок. Вывод

Ребята сегодня на уроке мы работали с вами с прологом (введение, вступительная часть, предисловие) к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». С этим произведением — поэмой, еще раз обращаю ваше внимание, мы познакомимся позднее, когда вы станете старше. Но сейчас я хочу, чтобы вы сами сделали вывод на основе проделанной нами работы.

1) мы можем назвать пролог к поэме — сказкой? — да (здесь и сказочные герои, и чудеса)

2) язык пролога прост, близок к народному? — да

3) произведения всех жанров фольклора написаны каким языком? — народным, разговорным.

4) со словом энциклопедия вы знакомы? — это книга, где можно найти краткие сведения обо всем на свете.

Значит, Пролог «У Лукоморья» — это …(энциклопедия русского сказочного фольклора).

Именно так называют его все литературоведы и исследователи творчества Пушкина.

— Оценивание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какому типу сказок относится сказка царевна лягушка
  • К какому типу сказок относится каша из топора
  • К какому типу пафоса относится легенда о данко из рассказа горького старуха изергиль
  • К какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова из рассказа гранатовый браслет
  • К какому типу исторических источников относятся сказки были сказания

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии