Произведения Ивана Алексеевича Бунина объединяют темы памяти и любви, неразрывно связанные с мыслями о России – той, которая ушла в безвозвратное прошлое, но осталась главным источником вдохновения для писателя. Любовь как величайший дар и смерть как символ быстротечности земного существования – две главные линии, объединяющие рассказы сборника «Темные аллеи». Исключением не стало произведение Бунина «Чистый понедельник», о котором Многомудрый Литрекон подробнее расскажет далее, сделав анализ книги по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция и конфликт
- 5 Суть: о чем?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.
Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:
Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.
Жанр, направление
Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.
Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты:
- мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
- необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
- смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
- о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
- контрастность: любовь предстает мукой и счастьем.
Смысл названия
Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.
Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:
- Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения.
- Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
- Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.
Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.
Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.
Суть: о чем?
Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.
Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.
Главная героиня | противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы. |
Главный герой | Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив. |
Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.
Темы
Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.
- Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути. Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом.
- Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал.
- Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Главная героиня рассказа сделала свой шаг – уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице.
- Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве. В атмосфере пошлости и декаданса, окружающих героев на закате России, Он потерялся, а Она нашла спасение в служении чему-то вечному и истинному.
- Цвета и звуки. В произведении заметен переход от избытка темных цветов к светлым. Это означает, что героиня нашла выход из тьмы сомнений.
- Счастье. Автор традиционно указывает на то, что в страсти нет счастья. Любовь — удар, который оставляет незаживающие рубцы, но не длится долго. Скорее, притяжение сердец делает людей несчастными, а не радостными. Любовью невозможно насытиться, она всегда оставляет голод.
Проблемы
Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.
- Неразделенная любовь — основная проблема книги. Герой страдает от того, что лишился избранницы, а она разрывается между страстью и духовными потребностями своей души. Неслучайно читателя поражает контраст ее внешности с внутренними чертами характера: дьявольская темная красота (черные волосы, угольные глаза, смуглая кожа) и светлые порывы к Богу.
- Проблема взаимопонимания между главными героями. Девушка не видит счастья в семье, она нашла себя в службе и духовном призвании. Герой же не понимает ее и пытается навязать свое видение их будущего – брак и семья. Любовь не делает людей близкими, она лишь обнажает взаимные противоречия.
- Проблема счастья. У героев разные понятия счастья. Если для него – это брак и семья, то для девушки счастье – это служение Богу. Он стремится к земным наслаждениям и радостям, ее же не удовлетворяет роскошь праздной жизни. «Счастье наше, дружок,- приводит героиня слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герои богаты, молоды, красивы, но несчастны, значит, великая радость заключается не в этих ценностях.
- Отчаяние — тоже проблема, затронутая Буниным. Слабый герой сломался и стал топить свое горе в вине. Он слился с мрачной обстановкой, где узкие улочки усеяны кабаками и падшими женщинами.
Основная идея
На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь.
Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.
Чему учит?
Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:
«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…» .
Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни.
Критика
Как говорил Максим Горький:
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
Действительно, художественные особенности «Чистого понедельника» позволяют причислить его к золотому фонду русской литературы.
Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:
Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Не менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку Транблан, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания, оттягивает минуты близости с любимым, а потом внезапно соглашается на нее…
Автор: Марина Ильина
Анализ «Чистый понедельник» Бунин
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1279.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1279.
Обновлено 10 Июля, 2021
Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Тёмные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.
Год написания – 1944 г.
История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.
Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.
Композиция – Композиционно произведение делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.
Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».
Направление – Неореализм.
История создания
Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работал над своим сборником «Тёмные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.
Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и в своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.
Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Проводя анализ произведения «Чистый понедельник», выявляем, что основная тема новеллы любовь. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, также в произведении раскрывается проблема непонимания героями друг друга.
Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству человек находит смысл жизни. Проблематика новеллы Бунина состоит в том, что любовь трагична, а главные герои не понимают друг друга. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Её духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.
Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний её души. Он не может найти объяснения её безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но в конце концов находит свой путь.
Главный герой же на протяжении всех этих отношений просто остается сторонним наблюдателем. У него фактически нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно всё, когда любимая рядом. Он не может понять её мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает всё то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто и к чему идёшь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твоё решение. Уверенность в себе и в своих собственных силах помогут найти верное решение и сделать правильный выбор.
Композиция
Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом произведении «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования придают этому произведению легкость и чувственность.
Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.
Композиционно рассказ состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.
Вторая часть рассказа в основном построена на диалогах. В этой части автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об её мечтах о божественном. Героиня высказывает своё потаённое желание оставить роскошную светскую жизнь и удалиться в сень монастырских стен.
Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей и происходит неизбежная разлука героев.
Третья часть – развязка действия. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой после разлуки с любимой два года вёл беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя и ведёт тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличии ко всему. Однажды судьба даёт ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования и отправился к новой жизни.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чистого понедельника».
Жанр
Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.
Новелла написана в направлении неореализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Фирсова
12/12
-
Элина Тролль
9/12
-
Михаил Палагин
11/12
-
Александр Котков
12/12
-
Абдул Есть
10/12
-
Эрика Радель
12/12
-
Регина Чистова
12/12
-
Bv Gh
11/12
-
Светлана Маметекова
12/12
-
Алия Смагулова
12/12
Рейтинг анализа
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1279.
А какую оценку поставите вы?
ФИО автора ___Наталья Николаевна Покровкова
Вид мероприятия: Викторина
Ступень образования: Среднее
Класс (возраст) ___11 класс___
Направление (предмет / область) _____литература
Уровень сложности:
Задания повышенной сложности
Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник» (вариант для учителя)
-
В каком году был написан рассказ?
а) в 1934 году
б) в 1940 году
в) в 1944 году
г) в 1954 году
-
Где и когда происходит действие рассказа?
а) в Москве весной
б) в Москве зимой
в) в Петербурге весной
г) в Петербурге осенью
-
Какова тема рассказа?
а) взаимная любовь
б) безответная любовь
в) любовь и Россия
г) уходящее прошлое
-
Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?
а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя
б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя
в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране
г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя
-
Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом рассказе?
а) гиперболы, иронию, иносказание
б) эпитеты, метафоры, оксюмороны
в) сравнение, аллегорию, сарказм
г) градацию, метонимию, синекдоху
-
С чем соединяется запах комнаты в рассказе?
а) с запахом цветов
б) с запахом молодости
в) с запахом мороза
г) с запахом свежести
-
Когда происходит кульминационная сцена?
а) в вегетарианской столовой на Арбате
б) в ресторане за городом
в) у ворот Марфо-Мариинской обители
г) в освещённой спальне
-
К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?
а) символизм
б) романтизм
в) реализм
г) неореализм
-
Чем заканчивается рассказ?
а) смертью героини
б) свадьбой героев
в) героиня уходит в монастырь
г) герой уезжает за границу
-
Какова идея рассказа?
а) в жизни нужно всё попробовать
б) в жизни всегда есть место для любви
в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости
г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни
Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник»
-
В каком году был написан рассказ?
а) в 1934 году
б) в 1940 году
в) в 1944 году
г) в 1954 году
-
Где и когда происходит действие рассказа?
а) в Москве весной
б) в Москве зимой
в) в Петербурге весной
г) в Петербурге осенью
-
Какова тема рассказа?
а) взаимная любовь
б) безответная любовь
в) любовь и Россия
г) уходящее прошлое
-
Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?
а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя
б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя
в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране
г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя
-
Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом рассказе?
а) гиперболы, иронию, иносказание
б) эпитеты, метафоры, оксюмороны
в) сравнение, аллегорию, сарказм
г) градацию, метонимию, синекдоху
-
С чем соединяется запах комнаты в рассказе?
а) с запахом цветов
б) с запахом молодости
в) с запахом мороза
г) с запахом свежести
-
Когда происходит кульминационная сцена?
а) в вегетарианской столовой на Арбате
б) в ресторане за городом
в) у ворот Марфо-Мариинской обители
г) в освещённой спальне
-
К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?
а) символизм
б) романтизм
в) реализм
г) неореализм
-
Чем заканчивается рассказ?
а) смертью героини
б) свадьбой героев
в) героиня уходит в монастырь
г) герой уезжает за границу
-
Какова идея рассказа?
а) в жизни нужно всё попробовать
б) в жизни всегда есть место для любви
в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости
г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни
Для И. А. Бунина чувство любви всегда тайное, великое, непознаваемое и не подвластное разуму человека чудо. В его рассказах, какая бы любовь ни была: сильная, настоящая, взаимная – она никогда не доходит до супружества. Он останавливает ее на высшей точке наслаждения и увековечивает в прозе.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы и проблемы
- 7 Главная мысль
История создания
С 1937 по 1945 гг. Иван Бунин пишет интригующее произведение, в последующем оно войдет в сборник «Темные аллеи». Во время написания книги автор эмигрировал во Францию. Благодаря работе над рассказом, писатель в некоторой степени был отвлечен от черной полосы, проходящей в его жизни.
Бунин говорил, что «Чистый понедельник» — это наилучшая работа, которая была им написана:
Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
Жанр, направление
«Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.
Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, чем-то схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего поворота событий. В данной книге таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.
Смысл названия
Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.
Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.
Суть
Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.
На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.
Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.
На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.
Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.
В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.
Темы и проблемы
- Основная тема – это любовь. Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
- Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
- Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
- Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни. Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
- Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.
Главная мысль
Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.
Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.
Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Главная мысль произведения
Написана повесть «Чистый понедельник» (также может называться «Митина любовь») была в 1944 году. Произведение стало частью любовного сборника автора «Темные аллеи», что напрямую говорит об одновременной трагичности рассказа и линии взаимоотношений между мужчиной и женщиной, легшей в основу сюжета. Острая композиция книги стала причиной съемки многочисленных экранизаций и театральных постановок, в которых участвовал знаменитый актер и режиссер Алексей Баталов и другие артисты постсоветского пространства.
Относится произведение к литературному направлению неореализм. В основу повести «Чистый понедельник» мечта и реальность легли, объединившись в образе главного героя и героини. Противопоставляя основные образы, автор использует антитезу. Аналогичный прием используется при сравнении города и монастырской обители, духовности и быта. Перед собой автор повести ставит задачу — проанализировать проблему русского национального характера, наложив его на образ главного женского персонажа.
Основные персонажи
Повесть небогата на персонажей, среди которых представлен невидимый главный герой, повествующий сокращенно собственную историю любви, и возлюбленная юноши. Характеристика основных действующих лиц:
- Герой-рассказчик (Митя или Дмитрий, судя по названию) — обычный юноша, родившийся и выросший в Пензенской губернии, который влюблен в главную героиню. Он хорош собой, обладает располагающим к себе характером, живым взглядом, разговорчивостью. Именно от его лица ведется рассказ. Легкий в общении мужчина сразу западает в душу героине.
- Главная героиня — девушка, в которую влюблен ведущий мужской персонаж, обладающая яркой внешностью, лицом со смуглой кожей. У нее густые длинные развевающиеся волосы и черные, словно угольки, глаза. Героиня снимает квартиру с самом центре Москвы, но решает покинуть быт, отправившись в монастырскую обитель.
Будучи созданием, верующим в Господа, главная героиня отказывается от любви, отталкивает чувства мужчины, несмотря на дорогие подарки и походы в рестораны, отдавая предпочтение богобоязненной жизни.
План для пересказа
Для краткого пересказа повести не обязательно перечитывать весь рассказ с диалогами, которые простого человека современности могут даже утомить. Разобраться в сюжетной линии с последующим выделением главной мысли поможет краткое содержание «Чистого понедельника» Бунина.
Чтобы правильно проанализировать произведение, необходимо сперва составить план повести, выделив основные моменты, занесенные в специальный читательский дневник или конспект. Ведь нередко «Митину любовь» задают в школе для летнего чтения. Читая рассказ, можно выделить следующие основные пункты:
- Описание главной героини и основного мужского персонажа с отсылкой в происхождение и прошлое.
- Рассказ о времени, происходящем в момент повествования.
- Несколько строк о начале любви главных героев и их взаимоотношениях.
- Противостояние характеров.
- Рассказ о кладбище, определение жизненных целей возлюбленной рассказчика, посещение монастыря в Прощеное воскресенье.
- Отъезд главной героини, расставание.
- Окончательная потеря надежды на совместное будущее спустя два года после разрыва.
Простой план, составленный ранее, поможет в изложении или пересказе упомянуть важнейшие моменты повести сокращенно, выделяя в тексте основные мысли.
Краткое содержание
Действие рассказа происходит в Москве XX столетия. Ежедневно зимой 1912 года влюбленный юноша-рассказчик посещает квартиру, располагающуюся прямо напротив храма Христа Спасителя, ведь именно в ней проживает женщина, которую он страстно любит. Он одаривает ее подарками, возит по ресторанам, презентует цветы, но понятия не имеет, закончатся ли эти отношения чем-то серьезным, ведь девушка почти всегда молчит, когда речь заходит о будущем.
Такое поведение возлюбленной смущает рассказчика, о чем говорят описания-цитаты его смятения, словно его держат «в неразрешимом напряжении, в мучительном ожидании». Но нахождение рядом с ней делает главного героя счастливым.
Главная героиня проходит обучение на исторических курсах и проживает одна. Ее отец — овдовевший купец. Все подарки влюбленного юноши женщина принимает небрежно и с некоторой опаской. Казалось, что все эти земные блага, как и внимание парня, ей не нужны. Слабину девушка давала только, когда дело доходило до красивой бархатной и шелковой одежды и мехов.
Рассказчик делится с читателями воспоминаниями о том, как они познакомились на лекции Андрея Белого, который словно напевал слова, пританцовывая. Это так развеселило юношу, что он хохотал без умолку, что привлекло внимание девушки, которая сидела на соседнем кресле. Она также смеялась.
Проявляя великодушие, возлюбленная позволяла юноше целовать при встрече ее руки, тело, ноги. Как только она чувствовала, что главный герой вот-вот сорвется, женщина уходила. Она любила читать, прося постоянно юношу дать ей дочитать страницу или главу. Не переставая твердила, что не годится для брака, поэтому рассказчик перестает заводить тему семьи. Неполная близость с любимой была для него невыносимой, ему оставалось лишь надеяться, выжидая подходящее время. Совместные походы по ресторанам и театрам одновременно отягощают и радуют парня.
Так проходит январь, февраль, но ничего не меняется. Во время Масленицы, в Прощеное воскресенье, девушка просит главного героя прийти пораньше. Вместе они отправляются в Новодевичью монастырскую обитель. Женщина начинает рассказывать, что ей довелось вчера побывать на раскольническом кладбище. Там проходили похороны архиепископа. Ее настолько сильно поразил обряд погребения, что это воодушевило обычно неэмоциональный рассказ главной героини. До этого рассказчику не доводилось замечать, насколько религиозна девушка.
Вместе они заходят в стены монастыря и направляются к кладбищу, ходят между надгробиями. Такая набожность вызывает в юноше восхищение, что удивляет молодую леди, не вызывая сомнений в искренности чувств и силе любви молодого человека. Вечером пара отправляется в трактир «Охотного ряда», где распивает напитки вместе с блинами. Там женщина продолжает рассказывать о монастырях, которые ей доводилось видеть. В беседе проскакивает фраза, что она собирается стать монахиней, но подобные слова влюбленным мужчиной не воспринимаются всерьез.
Возлюбленная просит юношу отвезти ее на театральный капустник, несмотря на то, что придерживается мнения о пошлости подобных мероприятий. Весь вечер она распивает алкогольные напитки, наблюдает за актерской игрой, танцует польку с одним из актеров. Ночью пара возвращается в московскую квартиру, арендуемую героиней. Отпустив кучера, они заходят внутрь. Томный вечер заканчивается близостью. Утром возлюбленная героя сообщает об отъезде в Тверь, где живет ее набожный отец. Она обещает писать, но совместного будущего не будет.
Спустя две недели рассказчик получает долгожданное письмо с прощением и прощанием. Женщина не вернется в Москву, говорит, что станет послушницей в монастыре. Уповая на Бога, она просит помочь спокойно разойтись влюбленным, не продлевая муки любви. Рассказчик послушно выполняет просьбу любимой. Пропадая по кабакам, он превращается в настоящее животное, теряя человеческий облик.
Приходит в себя молодой мужчина спустя два года. Он начинает посещать места, где пара бывала вдвоем в Прощеное воскресенье двухлетней давности. Остановившись около Марфо-Мариинского монастыря, мужчина дает дворнику монетку, чтобы тот впустил его. Легким движением руки, всучившей рубль дворнику, парень попадает внутрь, где проходит служба для великой княгини и князя.
Крестный ход возглавлялся княгиней. Рядом с ней шли послушницы, монахини и инокини со свечками в руках. В этой толпе рассказчик замечает любимую с бледным лицом и выделяющимися на нем черными глазами, облаченную в монашеские одежды. Она взглянула на него, будто почувствовала чье-то присутствие. Потеряв окончательную надежду, мужчина тихо выходит из ворот. Это была их последняя встреча.
Заключение и вывод
Сам Иван Бунин неоднократно высказывался по поводу рассказа «Митина любовь». Он утверждал, что благодарит Господа за написание этого произведения. Рассказ поражает жанром, глубиной темы, заставляет задуматься, что в жизни важно, а что тщетно. Чему стоит отдавать предпочтение, мирским благам или религиозности и духовности. Главная героиня выбирает последнее, оставляя в одиночестве влюбленного мужчину. Любовь не обязательно должна заканчиваться трагично. Человек, который беззаветно любит, готов принять выбор второй половинки, забыв о собственных чувствах.