К какому литературному направлению относятся ранние рассказы горького


М. Горький. Ранняя проза. «Старуха Изергиль»

План урока

  • Слово о М. Горьком
  • Неоромантизм в раннем творчестве М. Горького
  • Рассказ «Старуха Изергиль»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М. Горького, особенности неоромантизма
  • Уметь анализировать литературное произведение 

Разминка

  • Что вы знаете о биографии М. Горького?
  • Какие произведения М. Горького вы читали?
  • Что представляет романтизм как литературное направление?

Слово о М. Горьком

Рис. 1. В. Серов. М. Горький. 1904.
Рис. 1. В. Серов. М. Горький. 1904.

Максим Горький (1868-1936) 

Максим Горький родился в купеческо-ремесленной семье в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 года. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. После смерти мужа мать М. Горького была вынуждена вернуться в дом своего отца – купца Каширина. Там мальчик и провел большую часть своего детства. Это была среда, где смешались варварство и патриархальность. В 1877 году совсем ненадолго Пешков поступает в Кунавинское училище, а в 1878 году отправляется «в люди».

Тяжелейшая работа, сопротивление унижениям и жестокости – вот «школа жизни» Пешкова. В жизни М. Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии писателя: из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил. Он не смог поступить в Казанский университет, но очень много читал. Предметом его интересов была не только художественная литература, но и философские труды Н. Гартмана, А. Шопенгауэра, К. Маркса.

Революционная атмосфера, царящая в студенческой среде Казани, захватила Пешкова. Он со старшими товарищами «ходил в народ», но деревенские мужики не принимали новых идей, были настроены враждебно. С 1888–1892 годах в период своих скитаний Пешков объехал почти всю Россию. Несколько раз его задерживала полиция. Он разделял кров и трапезу с выброшенными на обочину жизни людьми – контрабандистами, ворами, сезонными рабочими, бродягами, впоследствии ставшими героями его произведений. 

Неоромантизм в раннем творчестве М. Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», – именно так определялось его отношение к действительности в раннем творчестве. В первую очередь, писатель не соглашался со злом и несправедливостью, царящими в мире. Истину, свет, высшие начала жизни писатель искал в самом человеке.

Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал.

Но романтическое мироощущение в период Серебряного века было возрождено, вновь вспыхнул интерес к писателям столетней давности. Новое направление получило название «неоромантизма».

Для произведений первого периода творчества характерны легендарно-фантастические или сказочные сюжеты, зачастую основанные на мифах, преданиях, легендах. Среди них выделяется рассказ «Старуха Изергиль».

Черты неоромантизма:

  • активный романтизм: стремится усилить волю человека к жизни, возбудить мятеж против гнёта действительности;
  • оптимизм: бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в успех;
  • стремление особым языком, в ярких образах показать высокое назначение человека, именно от него зависит, как он проживёт свою жизнь: скучно, обыденно, неинтересно или ярко. возвышенно, красиво;
  • герой-неоромантик – человек «с солнцем в крови», хочет быть счастливым и готов весь мир обойти в поисках счастья.

Рис. 2. М. Горький. Фото 1890-х.
Рис. 2. М. Горький. Фото 1890-х.

Неоромантизм раннего творчества М. Горького был обусловлен жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое, героическое слово, поэтому нужен был новый герой в литературе.

Герои революционно-романтических произведений М. Горького – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – рожденные его революционной мечтой. 

Писатель считал, что теперь недостаточно только критиковать существующие порядки. По этой причине в центре произведений этого периода стоят гордые, свободолюбивые герои: Данко, Сокол, Буревестник – те, кто готов отдать себя в жертву ради того, чтобы изменить жизнь к лучшему.


  1. Какими признаками обладает неоромантизм как литературное направление?
  2. В чем отличие неоромантизма рубежа XIX и XX веков от романтизма начала XIX века?

«Старуха Изергиль»

Рис. 3. А. Мыклина. 2018.
Рис. 3. А. Мыклина. 2018.

Ранний романтический рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» – поэтическое размышление о свободе и человечности. Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. 

М. Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц.

Однако жанровая природа неоднозначна. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Кроме того, героиня рассказывает герою-повествователю две легенды и историю своей жизни, которая также обретает легендарное звучание.

Рис. 4. Неизвестный художник. Ларра.
Рис. 4. Неизвестный художник. Ларра.

Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав.

Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» отвергает людей и остается один. Ничто не мешает ему жить так, как он хочет. И в конечном итоге Ларра тяготится бесценным даром – свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастье. 

Ларра через много лет вседозволенности и самоупоения все-таки воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его наказанием, от которого нет спасения. Писатель развенчивает бессердечного индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.

Противоположность холодному эгоисту Ларре – Данко. Во имя любви к людям он жертвует своей жизнью. Данко отдает свое сердце во имя счастья людей, не задумываясь об их благодарности и памяти. Это удел избранных, они не горды – они исполнены сочувствия и бескорыстны.

Но люди не обременяют себя таким чувством, как благодарность: какой-то осторожный человек наступил на жертвенное сердце ногой… Однако искры остались в степи – и какое-то юное благородное сердце обязательно зажжется их огнем.

Изергиль, рассказавшая эту легенду, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.

Рис. 5. И.М. Тоидзе. Данко.
Рис. 5. И.М. Тоидзе. Данко.

Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в ее жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.

В рассказе рамочная композиция. Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков. Которые Изергиль считает искрами его сердца. 

М. Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма – в этом особенность и новаторство его романтического наследия. Данко и Ларра – герои-антиподы.

Таблица 1. Сопоставление Данко и Ларры.

Данко

Ларра

На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей.

На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы стать свободным самому.

Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь.

Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям.

Герой, так как совершает подвиг.

Антигерой, потому что совершает преступление.

Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше; ценят свободу, одиноки.

Истории обоих имеют трагический финал.

Рис. 6. С. Сорин. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль». 1903.
Рис. 6. С. Сорин. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль». 1903.

Трехступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра. Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированные, комментируются и оцениваются героями. Композиция раскрывает идею произведения: от образа эгоиста Ларры – через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) – к образу альтруиста Данко. 

Фраза «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» стала афоризмом. Однако нужно вдумчиво перечитать рассказ «Старуха Изергиль», чтобы понять, что такое настоящий подвиг.


Контрольные вопросы

  1. В чем противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?
  2. В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чем эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль?
  3. К какому литературному направлению относится раннее творчество М. Горького?
  4. В чем идеи произведения «Старуха Изергиль»?

1. Темы раннего творчества писателя.
2. Романтический герой.
3. Подвиг во имя людей.

Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я — романтик.
М. Горький

Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях — одни утверждали, что творческий метод Горького — реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли его метод романтизмом. Было даже компромиссное название — «романтический реализм» или «неореализм». Сейчас принято называть характерной особенностью раннего творчества Горького синтез романтизма и реализма. Сам Горький считал себя романтиком. Он перенес романтические традиции из XIX в XX век, чтобы в литературе его времени появился такой герой, за которым пошли бы люди. Писателя всегда волновали вечные вопросы — о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости. Искоренить в мире злобу и насилие — вот какую цель ставил Горький. Возрождение романтизма в это время происходило не только в русской, но и в зарубежной литературе. В книгах того времени отражалось предчувствие глобальных перемен. Это толкало писателей на поиск романтического идеала. Горький воспевал Человека с большой буквы: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все. Он создал даже Бога… Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность — вместе с ним тоже будет развиваться, — вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа». По мнению Горького, разум и воля могут многое изменить в жизни.

Романтическим обычно называют ранний период творчества Горького, когда были написаны «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Эти произведения отличались большим многообразием жанров — Горький писал рассказы, легенды, сказки, поэмы. Все эти произведения объединяют характерные герои. Это не люди современности — Горький прибегает к форме легенд, преданий, песен, чтобы обозначить идеал человека, который до сих пор живет в памяти людей. Активные борцы за справедливость, красивые внешне и духовно, его свободолюбивые герои жаждут бури, подвига, они готовы бескорыстно посвятить людям всю свою жизнь или отдать ее ради счастливого будущего других поколений.

В рассказе «Макар Чудра» писатель обращается к самому воплощению свободы — цыганам, рисует гордого романтического героя, свободного от всего, неспособного на компромиссы с чувством собственного достоинства. Лойко Зобар напоминает сказочного добра молодца — красивого, удалого, мудрого, отважного. Его характерные черты — стремление к свободе, воле, гордость. Макар Чудра, который рассказывает легенду, тоже считает вольную цыганскую жизнь своим идеалом. Поэтому Лойко в итоге предпочитает смерть, нежели жизнь и любовь без свободы. Красивых, смелых и сильных героев приводит к смерти конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Гибель героев в устах Макара Чудры воспринимается как торжество жизни и воли. Автор же показывает, что в его герое были зачатки борца, способного совершить подвиг во имя людей, но ему мешает гордыня.

Герой рассказа «Старуха Изергиль», высокомерный гордец Ларра, сын женщины и орла, находит наказание в себе самом: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Вечное одиночество — вот к чему приводит гордость. Второй, о ком рассказывает старуха Изергиль — Данко. Как и Ларру, его можно назвать сверхчеловеком, но если Ларра совершает преступление в мире людей, то Данко, наоборот, подвиг. Он способен повести за собой окружающих, вселить в них надежду, веру. Этот романтический герой жаждет посвятить себя людям до такой степени, что вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь, и умирает. А сердце продолжает светить.

Подвиг во имя людей — вот что должен совершить романтический герой, преодолевая даже их неверие. Данко любит соплеменников, поэтому и выводит их из мрака к свету, а вот они относятся к герою по-разному, начиная от неверия и заканчивая тем, что один «осторожный человек» тушит ногой его горячее сердце. Старуха Изергиль считает, что «в жизни всегда есть место подвигам». Она сама не раз рисковала жизнью ради кого-то. Она не стала героиней, но каждый человек должен стремиться стать лучше.

Данко — это образ вождя, героя-одиночки, он готов. поделиться своим пламенным огнем души с другими, отдать свое сердце людям. Этот рассказ служил долгое время средством революционной пропаганды.

В «Песне о Соколе» героическая личность — Сокол — сталкивается с миром обыденности, с обывателем Ужом. В в произведении мы узнаем того же свободолюбивого романтического героя-борца, что и в рассказах. Сокол говорит о счастье битвы с врагом, о подвиге. Уж воплощает мещанские взгляды на жизнь: «— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет»…».

Горький воспевает «безумство храбрых», в котором и есть «мудрость жизни», говорит о том, что смерть Сокола не напрасна: «Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

«Песня о Буревестнике» воспевает грядущую революцию. Буревестника автор называет «пророком победы», смелым, в чьем крике смешались «жажда бури, сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе». Черная молния, стрела, черный демон бури — вот он новый герой революции. Горький стал создателем нового направления в русской литературе — социалистического реализма, который он называл «социалистическим романтизмом», и его истоки — в ранних произведениях писателя.

Раннее творчество Максима Горького

По
моему мнению, Максим Горький один из
талантливейших русских писателей и
публицистов. Настоящее его имя Алексей
Максимович Пешков. Родился великий
писатель 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде,
в семье столяря — краснодеревщика. Отец
его — Максим Савватиевич Пешков – умер
от холеры, когда тот был ещё ребёнком,
затем умерла и мать – Варвара Васильевна
Каширина (была родом из мещанской семьи).

Детство
писателя прошло в доме деда Василия
Васильевича Каширина, который в молодости
бурлачил, затем разбогател, стал
владельцем красильного заведения, в
старости разорился. Дед обучал мальчика
по церковным книгам, бабушка Акулина
Ивановна приобщила внука к народным
песням и сказкам, но главное заменила
мать, «насытив», по словам самого
Горького, крепкой силой для трудной
жизни.

Настоящего
образования Горький не получил, закончив
лишь ремесленное училище. Жажда знаний
утолялась самостоятельно, он рос
«самоучкой», но это не помешало ему
проявить свой талант в области литературы.

Горький
начинал как провинциальный газетчик,
но затем написал немало замечательных
рассказов, которые пользуются популярностью
и до сих пор. С самого начала обозначилось
расхождение между тем, что писала о
Горьком критика, и тем, что желал видеть
в нем рядовой читатель. Традиционный
принцип толкования произведений с точки
зрения заключенного в них социального
смысла применительно к раннему Горькому
не срабатывал. Читателя меньше всего
интересовали социальные аспекты его
прозы, он искал и находил в них настроение,
созвучное времени. По словам критика
М. Протопопова, Горький подменил проблему
художественной типизации проблемой
«идейного лиризма». Его герои
совмещали в себе типические черты, за
которыми стояло хорошее знание жизни
и литературной традиции, и особого рода
«философию», которой автор наделял
героев по собственному желанию, не
всегда согласуясь с «правдой жизни».
Критики в связи с его текстами решали
не социальные вопросы и проблемы их
литературного отражения, а непосредственно
«вопрос о Горьком» и созданном им
собирательном лирическом образе, который
стал восприниматься как типический для
России конца 19 начала 20 вв. и который
критика сравнивала со «сверхчеловеком»
Ницше. Все это позволяет, вопреки
традиционному взгляду, считать его
скорее модернистом, чем реалистом.

Ранние
его произведения — романтические песни
и легенды — оставляют впечатление
соприкосновения с настоящим талантом.
Разрыв между героическим прошлым и
жалкой, бесцветной жизнью в настоящем,
между «должным» и «сущим», между великой
«мечтой» и «серой эпохой» явился той
почвой, на которой родился романтизм
раннего Горького. Ранние рассказы
Горького носят революционно — романтический
характер. В этих рассказах противопоставляется
серая обыденная жизнь яркой, экзотической,
героической. Контраст связан с
противостоянием отдельной личности
толпе — жизнь как подвиг и жизнь как
произвол. Для Горького человек — гордый
и свободный властелин земли.

Главные
герои его рассказов всегда красивы. И
не только внешне — они отказываются от
жалкой участи служения вещам и деньгам,
их жизнь имеет высокий смысл. Герои
ранних произведений А.М. Горького
мужественны и самоотверженны («Песня
о Соколе», легенда о Данко), они прославляют
активность, способность действовать
(образы Сокола, Буревестника, Данко).
Своими ранними романтическими
произведениями с яркими, страстными,
вольнолюбивыми героями Горький стремился
разбудить «души живых мертвецов».

Старуха
Изергиль”

Одним
из наиболее ярких ранних произведений
А.М. Горького является рассказ «Старуха
Изергиль» (1894). В произведениях русских
писателей природа всегда играет большую
роль. Возможно, причина в том, что наши
предки были язычниками, которые
обожествляли и одухотворяли природу.
А может, это просто особенность восприятия
мира творчески одаренным человеком —
он видит не только темные стороны жизни,
но и все прекрасное и удивительное, что
есть в ней. В начале рассказа «Старуха
Изергиль» пейзаж вызывает у читателя
определенный эмоциональный настрой,
создает естественный фон свободной,
вольной жизни. Море, голубая мгла ночи,
густые тени виноградных лоз и ветер,
который «тек широкой ровной волной. Но
иногда он точно прыгал через что-то
невидимое и, рождая сильный порыв,
развевал волосы женщин в фантастические
гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Кажется, что именно так должна начинаться
сказка. И действительно: под влиянием
настроения, навеянного красотой летнего
вечера, старуха Изергиль рассказывает
легенды о Ларре и Данко и историю
собственной жизни.

Природа
не только украшает повествование, но и
становится связующим звеном между
реальной жизнью и романтическим миром
сказок и легенд. Кроме того, она тесно
связана с душевным состоянием героев.

Горький
противопоставляет реальному миру
самоотверженных романтических героев:
Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры
свободолюбивых людей, которые предпочитают
смерть подчинению даже любимому человеку.
Написан рассказ с использованием
излюбленной писателем формы обрамления:
легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль,
легенда о Данко. Единым целым три части
рассказа делает основная идея —
стремление выявить истинную ценность
человеческой личности. Через всю свою
жизнь пронесла Изергиль чувство
человеческого достоинства; его не могли
сломить ни превратности судьбы, ни
опасность смерти, ни страх потерять
любимого человека, лишиться любви.
Особое место занимает в рассказе образ
самой Изергиль. Она выносит приговор
Ларре и слагает гимн Данко. Она знала,
что такое подвиг, но не смогла прожить
свою жизнь достойно. Ее незаурядные
силы были почти впустую растрачены.
Героине остается только одно — опираясь
на свои ошибки, указать людям верный
путь. История ее жизни — апофеоз свободы,
красоты, высоких нравственных ценностей
человека. И упреком бескрылой, скучной
жизни людей, упреком многим поколениям,
без следа исчезнувшим с лица земли,
звучат слова старухи Изергиль: «В жизни,
знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, которые… не понимают жизни, каждый
захотел бы оставить после себя свою
тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы
людей бесследно». Старуха Изергиль
помимо передачи мнения автора является
еще и связующим звеном. История ее жизни
помещена посередине рассказа. Она жила
среди людей, но для себя.

Первой
от Изергиль мы слышим легенду о гордом,
свободолюбивом Ларре, сыне женщины из
могучего племени и орла, который жил
для себя. Старуху Изергиль пугает судьба
Ларры, отбрасывающая трагическую тень
на ее собственную жизнь. Сила характера,
гордость и вольнолюбие подчеркиваются
в Ларре его необычным происхождением.
Но хорошие качества этого героя
превращаются в свою противоположность,
потому что он презирает людей, жестоко
обращается с ними. Он не останавливается
даже перед убийством, за что люди
наказывают его, обрекая на вечное
одиночество. Ларра превращается в тень,
он обречен на вечные страдания, потому
что люди теперь отворачиваются от него.
Ощущая свое безграничное одиночество,
Ларра становится несчастным. Этот герой,
протестуя против обыденности жизни,
забыл о нравственных законах и был
наказан. Ларра красив, силен и ловок, но
в нем нет доброты и любви к людям, поэтому
он обречен на вечные скитания. Тем самым
Горький говорит о том, что жизнь ради
свободы в одиночестве теряет смысл.
Горький осуждает эгоизм и жестокость
Ларры, его гордыню и презрение к людям.

Мотивы
подвига во имя народа не новы в русской
литературе, но мысль о том, что счастливым
становится человек, отдавший жизнь за
народ, — это было тем новым, что прозвучало
в русской литературе накануне XX,
революционного столетия. Мещанство,
осторожное, серое, рутинное, вечно
боящееся, «как бы чего не вышло»,
запирающееся в беликовский «футляр»
или в нору премудрого пескаря, всегда
стояло на пути смелых и гордых, тормозило
движение вперед. Именно его обличает
Горький образом «осторожного человека».

Рассказ
Старухи Изергиль о самоотверженном,
героическом подвиге Данко очень
реалистичен, будто это не поэтическая
легенда, а реальная история, свидетельницей
которой была она сама. Утверждая красоту
и величие подвига во имя людей, Изергиль
противостоит людям, утратившим свои
идеалы.

Настоящий
герой не должен жить только для себя,
не принося добра людям. Это доказывает
образ Данко. Данко как и Ларра тоже
стремится к свободе, но свободе не для
себя лично, а для людей своего племени,
изгнанных врагами в глубь непроходимого
леса. Данко берет на себя тяжелую миссию
вывести людей к свету. Но путь этот
трудный и далекий. «Усталые и злые»,
люди начинают винить героя этой легенды
в их несчастье, приговаривая его к
смерти. Но Данко не обижается на уставших
людей, он выше этого. Разорвав себе
грудь, он вырывает свое сердце и освещает
им дорогу к свету. Данко — это проявление
высшей степени гуманистического идеала
писателя. Герой легенды, в отличие от
Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь
людям: «Кинул взор вперед себя на ширь
степи гордый смельчак Данко — кинул он
радостный взор на свободную землю и
засмеялся гордо». И люди после его смерти
обрели надежду. А кто же те, ради которых
альтруист Данко пожертвовал жизнью,
кого он вывел из тьмы леса и смрада,
болот на свет и свободу, осветив им
дорогу своим горящим сердцем? «Были это
веселые, сильные и смелые люди», но вот
пришла «тяжелая пора» и они разуверились
в борьбе, ибо считали, что прежний их
опыт борьбы ведет лишь к гибели и
уничтожению, а «они не могли умереть»,
потому что вместе с ними исчезли бы из
жизни и «заветы».

Спасая
людей, Данко отдает самое дорогое и
единственное, что имеет — свое сердце
— «факел великой любви к людям». Подвиг
во имя жизни человеческой, свободы ляжет
в основу рассказа. К самопожертвованию
во имя людей и призывал Горький. Основная
мысль, прослеживающаяся в рассказе:
человек, сильный, красивый, способный
на подвиг, — это настоящий человек. На
примере Данко Горький показывает глубину
нравственных сил человека, его способность
пожертвовать собой для блага других.
Но мы видим, что поступок Данко не был
оценен по достоинству: «Люди не заметили
смерти героя и не видели, что еще пылает
рядом с трупом его смелое сердце. Только
один осторожный человек заметил это и,
боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры,
угасло». Время таких героев, как Данко,
еще не настало, — говорит этими строками
Горький.

Иногда
природа имеет двойственный характер.
Она либо помогает людям, либо противостоит
им. Вот как описывает Горький лес в
легенде о Данко: «Там были болото и тьма,
потому что лес был старый и так густо
переплелись его ветви, что сквозь них
не видать было неба, и лучи солнца едва
могли пробить себе дорогу до болот
сквозь густую листву. Эти каменные
деревья стояли молча и неподвижно днем
в сером сумраке и еще плотнее сдвигались
вокруг людей по вечерам, когда загорались
костры. И всегда, днем и ночью, вокруг
тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно
точно собиралось раздавить их… А еще
страшней было, когда ветер бил по вершинам
деревьев и весь лес глухо гудел, точно
грозил и пел похоронную песню тем людям».
Когда же людям удается победить страх
благодаря великому подвигу Данко, то
лес отступает. Сказочно прекрасной
предстает перед ними земля: «И вот вдруг
лес расступился перед ним, расступился
и остался позади, плотный и немой, а
Данко и все те люди сразу окунулись в
море солнечного света и чистого воздуха,
промытого дождем. Гроза была — там,
сзади них, над лесом, а тут сияло солнце,
вздыхала степь, блестела трава в
брильянтах дождя и золотом сверкала
река…» Люди должны обязательно верить
во что — то светлое и радостное, что ждёт
их впереди. С природой обычно связан и
главный герой, вокруг которого строится
повествование. Данко полон любви к
людям, ради них он способен пожертвовать
своей жизнью. Но народ не может оценить
этого подвига. Слабые и пугливые, люди
страшатся самого героя. Страх владеет
массой. И автор не скрывает этого от
своих читателей. Природа же вечна и
величественна. Она равнодушно взирает
на мелочность людских забот и интересов,
подчеркивая преходящее в человеческой
жизни и помыслах людей. Автор восхищен
великолепием окружающего мира. Он видит
его космические масштабы. Отсюда людская
суета кажется почти смехотворной и
жалкой, и лишь избранные, подобные Данко,
способны подняться над толпой и погибнуть
ради жизни. Кинул взор вперед себя на
ширь степи гордый смельчак Данко,—
кинул он радостный взор на свободную
землю и засмеялся гордо. А потом упал и
— умер. Картины природы в ранних
романтических рассказах М. Горького не
только обрамляют содержание и являются
фоном, они составная и существенная
часть содержания. Описания природы
позволяют автору переходить, как по
мостку, от темы к теме, украшают
повествование, дают простор фантазии
художника слова, подчеркивают красоту
авторской речи.

Макар
Чудра”

Ранние
рассказы Горького принято относить к
романтическим произведениям. Во-первых,
потому, что в них писатель несколько
идеализирует своих героев, наделяя их
исключительными качествами. Во-вторых,
главной темой ранних рассказов М.
Горького является тема свободы и любви.
Уже в одном из первых своих рассказов
под названием «Макар Чудра» Горький
высказывает собственную точку зрения
на эти проблемы, дает свое определение
понятиям любви и свободы, четко формулируя
мысль: Свобода для человека — главное
на свете. Рассказ об удивительной гордой
любви Лойко Зобара и Радды — это гимн
свободе. Гордые герои рассказа «Макар
Чудра» утверждают как высшее начало в
жизни и человеке любовь к свободе. Лойко
и Радда не хотят жертвовать волей даже
ради друг друга. Не желая становиться
на колени перед возлюбленной, Зобар
убивает ее, а затем погибает сам. Восставая
против власти обстоятельств, измельчающих
человеческую жизнь, Горький в рассказе
«Макар Чудра» слишком заострил идею
свободы, что могло привести к оправданию
произвола. Почувствовав опасность
своего идеала, писатель попытался
определить границы свободы, показать
подлинный героический характер. Для
Зобара и Радды свобода, воля — главное
в жизни. «Никогда я никого не любила,
Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю.
Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»,
— говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное
чувство, силу которого воспевали люди
веками, оказалась бессильна перед
стремлением человека к свободе. И поэтому
логичен драматический исход рассказа:
смерть обоих героев. При чтении рассказов
Горького читателю часто приходится
задумываться над понятием «абсолютной
свободы». Это понятие является жизненным
идеалом для многих героев Горького. Но
в своих произведениях писатель показывает,
что «абсолютная свобода» недостижима:
стремление к ней часто приводит героев
к конфликту с обществом. Романтическое
бунтарство писателя питалось неприятием
действительности. Горький мечтал о
сильных, волевых натурах, о людях —
борцах, но не находил их в реальности.
Молодой писатель отрицал безгеройность
окружающей его жизни. Серому, мещанскому
существованию он противопоставил яркий,
экзотический мир своих рассказов.
Действие в них происходит в необычной
обстановке, в окружении романтических
стихий. В героях произведений больше
символического, чем типического. Но
романтический пафос не мешал Горькому
искать ответы на мучительные вопросы
о смысле жизни и предназначении человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Литература

11 класс

урок № 12

Романтизм раннего творчества М. Горького

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Жизнь и творчество М. Горького.

2. Ранние романтические рассказы.

3. Понятия «гордость и гордыня».

4. Проблематика и особенности композиции рассказов.

Тезаурус

Романтизм — умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности.

Фельетон малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Драма один из жанров драматургии, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой

Мелодрама пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

1. Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005. — 451 [13] с. Стр. 375-380

2. Быков Д. Л. Был ли Горький? М.: АСТ. Астрель, 2012. — 348 с. Стр. 284-287

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Будущий писатель рано потерял родителей. Его воспитала бабушка Акулина Ивановна.

Будучи совсем юным, мальчик успевает поработать и рассыльным, и прислугой у чертёжника, и учеником иконописной мастерской, и статистом в театре.

В 1884 году юноша уезжает в Казань, чтобы поступить в университет. У него нет среднего образования, знания он черпает из книг. Студентом он не становится из-за сокращения количества льготных мест.

В Казани молодому человеку приходится много и тяжело работать. Этот период жизни Горького полон драматических событий. Репрессии против бастующих студентов, любовная драма, тяготы жизни в чужом городе. Пережитые события юности позже станут основой повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

Первое печатное произведение «Макар Чудра» выходит в 1892 году в газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький. Это история про вольных цыган. За ним, помимо фельетонов и многочисленных публицистических текстов, следует новелла «Старуха Изергиль» и рассказ «Челкаш». Последний приносит Горькому широкую известность.

В 1899 году в журнале «Жизнь» публикуется первое крупное произведение Горького — повесть «Фома Гордеев». Уже на следующий год издательство «Знание» выпускает четырёхтомное собрание сочинений писателя «Рассказы». Он становится настоящей знаменитостью.

Раннее творчество Максима Горького неразрывно связано с романтической литературной традицией и включает стремление к индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Банальной повседневности противопоставлены страстные душевные порывы персонажей. Молодой писатель обращается к легендам и сказаниям разных народов. Романтический герой Горького находится в кругу непонимания со стороны окружающих и задуман как знамение конца беспробудного прозябания обывателей. Он сталкивается с невежеством и жестокостью, но чем гуще тьма, тем ярче свет. «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а ещё и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» — так говорит сам автор о своём герое — цыгане Лойко из рассказа «Макар Чудра».

Изучая романтическое творчество писателя, нельзя обойти вниманием новеллу «Старуха Изергиль». В ней отражено столкновение между мечтой и страхом перед жизнью, равнодушием к красоте и любовью ко всему живому.

Главный герой новеллы Ларра — сын земной женщины и орла. Он считает себя выше всех, он горд и свободолюбив. Но люди обрекают его на одиночество. Поначалу он не понимает, как тяжело жить одному. Гордыня не позволяет ему вернуться к людям. В финале он становится тенью:

«И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

В противовес этому герою Горький создаёт образ Данко. Этот персонаж живёт среди людей и для людей. «И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма… Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим». Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце, и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…». Радуясь свободе, люди не замечают смерти Данко. На его сердце наступает ногой кто-то из соплеменников.

Рассказ «Старуха Изергиль» – это попытка Горького донести мысль о двойственности человеческой натуры. Всё повествование пронизано символическими параллелями: свет солнца и мрак болот, гордое сердце и каменная плоть.

Горький идёт от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия. Постепенно он создает «величественный образ человека». По мнению писателя, каждый должен «найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный пример.

Какое образование получил М. Горький?

а) экономическое;

б) филологическое;

в) начальное;

г) юридическое.

Разбор решения: Давайте вспомним материал урока и общие факты о жизни М. Горького, мы знаем, что он рос без матери и отца у дедушки, во время его поступления, у него не было диплома о среднем образовании, соответственно, поступить в институт и отучиться он не мог, соответственно ответы а), б), г) неправильные. Как мы помним его растил дедушка и под его руководством М. Горький освоил грамоту, соответственно ответ в) – правильный

Правильный ответ:

в) начальное

Единичный выбор.

Где родился М. Горький?

а) Южный Сахалин

б) Казань

в) Нижний Новгород

г) Владивосток

Разбор решения: Давайте вспомним, что его дед работал бурлаком на Волге, соответственно так как внук его М. Горький жил вместе с ним, город в котором родился М. Горький стоит на реке Волге, из всех перечисленных подходит только Нижний Новгород

Правильный ответ:

в) Нижний Новгород

Урок по литературе

Автор разработки Волкова Елена Викторовна

Место работы МБОУ СОШ № 52 г. Барнаула

Тема учебного занятия :

Раннее романтическое творчество Горького.

Анализ рассказа « Старуха Изергиль».

Цели урока :

Образовательные цели: Раскрыть
образы героев рассказа «Старуха Изергиль»;
Проследить,
как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя
Рассмотреть
отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении
.

Развивающие цели: Развивать
навыки анализа эпического произведения; совершенствовать умение создавать
характеристику литературного героя; развивать речь учащихся; Развивать 
мышление,
умение дискуссировать с обоснованием своего мнения. Совершенствовать умение
анализировать, доказывать, формулировать выводы.

Воспитательные цели: Формировать
представление о гордости и гордыне;
Воспитывать чувство
ответственности за свои поступки и умение их оценивать объективно.

Оборудование урока:

тексты рассказа «Старуха Изергиль», раздаточные таблицы,
презентация.Метапредметная тема: гордость и гордыня.

Методические приемы:
рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение,
сопоставление героев, текста произведения и библейской легенды, частично –
поисковый.

Технологии обучения: ИКТ
( презентация); с целью повышения качества образования: мотивация
познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания,
видов памяти;

Здоровьесберегающая; Технология
проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:
групповая, фронтальная, индивидуальная.

Основные умения и навыки:

·​ Развивать
навыки  работы с текстом,

·​  навыки
связной речи,

·​  умение
слушать,

·​  делать
записи, выводы,

·​  самостоятельно
анализировать

·​ умение
сопоставлять, сравнивать;

·​ работать
с различными источниками информации.

Учитель на уроке:
-сообщает новый материал, -направляет мысли учеников,

-побуждает к деятельности.

Ученики на уроке:

— анализируют текст; — характеризуют героев;

-отвечают на вопросы; -воспринимают и оценивают информацию;

-дают устные высказывания; -обсуждают мнения других, дискуссируют;

-делают выводы; — сопоставляют героев.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний .

3.Первичное усвоение нового материала.

4.Осознание и осмысление
учебной информации

5.Рефлексия.

6. Итоги урока.

7.Домашнее задание.

В результате работы на уроке учащиеся получили « 5» — 2 учащихся,
«4» — 4 учащихся.

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический
микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Конспект  урока.

Организационный момент

Приветствие, пожелания учителя работать активно и в сотрудничестве
с ним.

Запись темы урока, постановка целей урока с привлечением учащихся
к целеполаганию.

I.​ Актуализация знаний

Задание: Прочитайте определение литературоведческого термина и
определите это литературное направление, впишите термин и отличительные
признаки направления на месте пропусков.

…..— особый тип творчества, характерным
признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение
…..личности, часто …. и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому ….
и потому находящемся в резком …..с обществом, с людьми.

Взаимопроверка ( пропущенные слова: романтизм; яркой, необычной;
одинокой; идеалу; конфликте).

II. Первичное усвоение нового материала

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького
“Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные
отклики о рассказе.

Ранние рассказы М. Горького относятся к литературному направлению
романтизму.

Анализ текста

Пейзаж в произведении

Герои рассказа предстают на фоне романтического пейзажа. Докажите
это текстом произведения.

Учащиеся читают фрагменты текста с описанием природы.

Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?
(Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное,
романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер,
тучи, луна);

— Какие художественные средства использовал автор в изображении
природы, с какой целью? (эпитеты, олицетворение, сравнение, метафору);

— Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе? (Природа
показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива,
величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные
образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она
отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует
безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни
было эту свободу променять).

Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Сколько частей в
композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть
– история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

— В произведениях каких авторов мы встречались с такой
композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”,
“Песня о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием
в рассказе?

Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям этой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его
характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно.
Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и
героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?
  
            

-Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней?

(дискуссия учащихся. В ходе дискуссии учащиеся высказывают мнение,
что Ларре характерна гордыня).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова

( высказывание мнений учащимися).

Давайте посмотрим, как толкуют «гордость» и « гордыню» словари

 Современный
толковый словарь Т.Ф.Ефремова

 
         Гордость – 1) а) чувство собственного
достоинство,

 
                     
              самоуважения;

 
                     
            б) Разговор преувеличенно высокое
мнение о              

 
                     
               себе и  пренебрежительное
отношение к

 
                     
                другим; высокомерие,
надменность;

 
                     
         2) чувство удовлетворения от достигнутых

 
                     
              кем-либо успехов, от сознания
важности,

 
                     
              значительности чем-либо
деятельности;

 
                     
         3) перен. тот, кем или то, чем гордятся.

 
           Толковый словарь русского языка
Ожегова-Шведовой

 
           Гордость – 1) чувство собственного достоинства,

 
                     
            самоуважения;

 
                     
          2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;

 
                     
          3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о

 
                     
           себе, спесь

Гордыня
– непомерная гордость.

— К чему приводит гордыня и крайний индивидуализм героя? (к
преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и
вечное существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание
смертью?

Анализ легенды о Данко.

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.
Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение
учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с
легендой о Данко).

Сообщение учащегося

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет
прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами.
Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось
так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских
войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по
морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи
устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами
израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них.
Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За
непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в
пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь
сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

Сопоставление библейской истории и легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и
Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь
оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как
люди теряют веру в спасение).

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает
любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

-Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе
его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету
и гармонии).

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с
текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа
верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на
Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа
разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они
устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с
волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть,
готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к
людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям
безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

-Ларра совершает преступления, а Данко подвиг ради людей, но у
героев происходит конфликт с толпой. Как вы могли бы объяснить, почему в обеих
легендах этот конфликт неизбежен?

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается
рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается
силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света
над хаосом, гордыней, эгоизмом).

III Осознание и осмысление учебной информации

Сопоставление героев (
работа в группах)

После анализа легенды о Ларре и Данко работа учащихся в группах.
Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка
таблицы.

В
результате работы учащиеся сделали следующие записи:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1.
Отношение к толпе

Любовь,
жалость, желание помочь им

Презирает
людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

2. Толпа
— герой

конфликт

конфликт

3.
Отличительная черта характера

Любовь,
сострадание, смелость,милосердие, мужество, умение

подавить
гордыню

Гордыня,
эгоизм, крайний

индивидуализм,
жестокость

4.
Отношение к жизни

Готов
пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от
жизни и людей все, но

ничего
не отдает взамен

5.
Легенда и современность

Голубые
искры (свет, тепло)

Превращается
в тень (тьма,

холод)

6.
Поступки, совершаемые героями

Подвиг
ради любви к людям,

добрые
поступки

Зло,
преступление

7.
Отношение писателя к героям

Идеал,
воспевает его красоту,

смелость,
подвиг ради любви к

людям

Антиидеал,
осуждает его

поступки,
античеловеческую

сущность

Образ старухи Изергиль

Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему
именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа
является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее
характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в
карточке
 

Учащиеся отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была
любовь)

 

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в
карточке Проверка

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху
Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же
забывала о нем).

IV
Рефлексия

Жизненная
позиция какого героя тебе ближе и почему?

Быть
гордым – это хорошо или плохо?

Продолжите предложение : « Я горжусь ….»

V. Итоги урока. Взаимооценка работы на уроке.

V I Домашнее задание:

Творческое задание:

1.Составить свою словарную статью о гордости и гордыне.

2.Написать
творческую работу, дав ответ на вопрос: «
Что прославляет и что
осуждает Горький – романтик в человеке?»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какому литературному направлению относится рассказ уроки французского
  • К какому литературному направлению относится рассказ тургенева муму
  • К какому литературному направлению относится рассказ тургенева бирюк
  • К какому литературному направлению относится ранние рассказы горького
  • К какому литературному направлению можно отнести рассказ сиерра морена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии