К какому литературному роду относится литературная сказка

Литературные роды и жанры.

1. 
М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода?
    а) стихотворение, в
основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым,
напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ
нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное
стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

2.  Какой из жанров
литературы принадлежит к эпосу:    

 а) стихотворение; б) комедия; в)
рассказ.

3.  Какой из жанров
литературы принадлежит к лирике:

а) стихотворение; б) комедия; в)
рассказ.

4.  Какой из жанров
литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия; в)
рассказ.

5.  К какому литературному
роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г)
лиро-эпос.

6.  Какой литературный род
предназначен для сценического          

воплощения? а) лирика; б) драма; в)
эпос; г) лиро-эпос.

7.  Впиши жанр в
определение:

_____________– это литературное
произведение повествовательного характера и малого объема, в основе 
которого лежит какое-то событие, происшествие. Слова для справок: роман,
повесть, рассказ.

8.  Соедините стрелками:

а) комедия           жанр, который
воспроизводит преимущественно                

                              
частную жизнь людей, однако главная цель не    

                               осмеяние
нравов, а изображение личности в её   

                              
отношениях с обществом. 

б) трагедия          драматический
жанр, в центре которого стоит  смешное 

                              
событие. 

в) драма              
драматический жанр, в котором сюжет приводит                   

                              
персонажей к катастрофическому исходу. 

       9.  К какому роду
литературы принадлежит басня?

       а) лирика; б) драма; в)
эпос; г) лиро-эпос.

  1.  Что
    такое басня?

    а) стихотворение, в основе которого чаще всего 

лежит
историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий
стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий
иносказательный смысл;   в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то
историческому событию или герою.

  1. Что
    такое аллегория?

    а)
    специфическая (иммунная) реакция 

организма
на самые обычные веществ; б) образ, дающий возможность писателю говорить о
качествах человека  (в основном о недостатках);                     в)
стилистический приём, намёк на известный исторический, легендарный или бытовой
факт.

12.  
  Объясните,
что такое мораль в литературоведении:
                        

а) 
совокупность норм поведения; б) чёткий вывод из рассказанной истории; в)
кодекс законов природы.

13.  
 Где
обычно находится мораль в басне?
а) в начале;                  

б) 
в конце; в) может иногда отсутствовать; г) все ответы верны.

14.  
Что
означает понятие «эзопов язык»?
а) мышечный орган

баснописца
Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в литературе;               в) серьёзная
болезнь языка.

15.  
Что
объединяет всех этих людей?
Эзоп
– Федр – Лафонтен –   

Сумароков
–  Крылов. Все они – ______________________________

16.  
Кто
является героем басен?
а)
животные;  б) растения;  в) иногда

люди;
г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

17.  
В
баснях часто встречаются олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету
придают качества, способности, черты живого существа; в)один герой
выступает под маской другого.

Литературные роды и жанры.

1. 
М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода?
    а) стихотворение, в
основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым,
напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ
нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то
историческому событию или герою.

2.  Какой из жанров
литературы принадлежит к эпосу:    

 а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

3.  Какой из жанров
литературы принадлежит к лирике:

а)
стихотворение
;
б) комедия; в) рассказ.

4.  Какой из жанров
литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия;
в) рассказ.

5.  К какому литературному
роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос;
г) лиро-эпос.

6.  Какой литературный род
предназначен для сценического          

воплощения? а) лирика; б) драма;
в) эпос; г) лиро-эпос.

7.  Впиши жанр в
определение:

_____________– это литературное
произведение повествовательного характера и малого объема, в основе 
которого лежит какое-то событие, происшествие. Слова для справок: роман,
повесть, рассказ.

8.  Соедините стрелками:

а) комедия         в) жанр, который
воспроизводит преимущественно                

                            частную
жизнь людей, однако главная цель не    

                            осмеяние
нравов, а изображение личности в её   

                           
отношениях с обществом. 

б) трагедия        а) драматический
жанр, в центре которого стоит 

                             смешное
событие. 

в) драма             б) драматический
жанр, в котором сюжет приводит                   

                             персонажей
к катастрофическому исходу. 

      9.  К какому роду
литературы принадлежит басня?

       а) лирика; б) драма; в)
эпос; г) лиро-эпос.

10.    Что такое басня? а) стихотворение, в основе
которого чаще всего 

лежит
историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного
характера, имеющий иносказательный смысл
;   в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то
историческому событию или герою.

11.   Что такое аллегория? а) специфическая
(иммунная) реакция  

организма
на самые обычные веществ; б) образ, дающий
возможность писателю говорить о качествах человека  (в основном о недостатках);

                    в) стилистический приём, намёк на известный исторический,
легендарный или бытовой факт.

12.  Объясните, что такое мораль в литературоведении:                         

а) 
совокупность норм поведения; б) чёткий
вывод из рассказанной
истории;

в) кодекс законов природы.

13.
Где обычно находится мораль в басне? а) в начале;                   

б)
 в конце; в) может иногда отсутствовать; г)
все ответы верны
.

14.Что означает понятие «эзопов язык»? а) мышечный орган

баснописца
Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в
литературе
;               в) серьёзная
болезнь языка.

15.Что объединяет всех этих людей? Эзоп – Федр – Лафонтен –   

Сумароков
–  Крылов. Все они – _баснописцы___________________

16.   Кто является героем басен? а) животные;  б) растения; 
в) иногда люди; г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

17.   В баснях часто встречаются
олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету придают качества, способности, черты
живого существа;
в)один герой выступает под маской другого.

Автор статьи

Наталья Викторовна Степура

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Что такое сказка

Сказка может быть, как видом народного, так и литературного творчества. Сказка, как правило, является произведением, написанным в прозе (но может быть и в стихотворной форме), обычно включает в себя волшебную, героическую или бытовую тематику. Отличительной особенностью сказки является придуманный сюжет.

Существует две разновидности сказки:

  • фольклорная – жанр письменного или устного творчества народа, сюжет построен на вымысле, сказки противопоставляются мифам, былинам, легендам, преданиям, то есть тому, что претендует на историчность.
  • литературная – эпический жанр, сюжет построен на вымысле, связан с фольклорной сказкой, но имеет автора. Также эта сказка оригинальна, то есть не имеет вариантов, представленных ранее. Литературная сказка появилась позже фольклорной.

Литературная сказка как вид художественного произведения

Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, так же и герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. Главное отличие литературной сказки состоит в том, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные, моральные, нравственные и другие вопросы.

Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик:

  • отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана
  • может содержать заимствования из фольклорной сказки
  • может сочетать в себе как придуманное, так и реальное
  • описанный мир может иметь черты гротеска
  • психологизация персонажей
  • прослеживается явная авторская позиция
  • дается оценка происходящим событиям

Как появилась литературная сказка

в 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»).

«Сказка как вид художественной литературы» 👇

В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

Сходство литературной сказки и фольклорной

Литературная сказка включает в себя как особенности народного творчества, так и литературного произведения. Литературная сказка появилась из сказки народной. Процесс трансформации народной сказки в литературную происходил в несколько этапов:

  • сначала люди просто начали записывать народные сказки
  • происходила обработка сказок
  • затем некоторые авторы стали пересказывать народные сказки
  • авторы начали заменять народные элементы исходя из своей задумки сюжета
  • более ярко начинает прослеживаться педагогическое начало
  • речь и стилистика приближены к литературному произведению

Несмотря на отличия многое в литературной сказке осталось от фольклорной, например, волшебное происхождение главного героя, нравственные испытания героя, спасение людей или животных, которые затем помогают главному герою, герой всегда представлен в идеальном свете, всегда есть некий злодей, который мешает герою справиться с его задачей.

Замечание 1

Писатели часто ставили перед собой цель сделать свою сказку максимально народной, для этого они использовали особую речь – многочисленные эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки.

Композиция сказки

Композиция традиционной сказки состоит из трех частей:

  • зачина
  • основной части
  • концовки

Может быть и более сложная композиция:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие сюжета
  • кульминация
  • развязка

Такая структура более характерна для сказки волшебной.

Замечание 2

Цель сказки обучить, побудить к положительной деятельности. У сказки очень развита эстетическая сторона, а положительные герои всегда идеальны, сказочный мир ярок и разнообразен, события так же имеют точную положительную либо отрицательную оценку.

Сказки несут в себе определенную мудрость и ценность. Несмотря на то, что первоначально кажется, что сказка несет в себе только развлекательно начало, на самом деле это не так. Цель сказки достаточна серьезна и глубока. Она представляет и помогает читателю пережить важнейшие человеческие ценности.

Классификация сказок

Сказки делят на следующие основные группы:

  • сказки о животных
  • волшебные сказки
  • новеллистические сказки
  • анекдотические сказки
  • небылицы

В сказках о животных главными героями выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и явления природы. Человеку обычно достает второстепенная роль или роль наравне с животными. Сказки про животных можно так же поделить на группы исходя из того, кем является главный герой, например, дикие или домашние животные, птицы или рыбы и так далее. Сказки про животных можно классифицировать по жанровому признаку: волшебные сказки о животных, басни, сатирические сказки. Так же сказки можно разделить и по целевой аудитории – взрослые или детские сказки. В особую группу выделяют кумулятивные сказки, то есть композиция построена на многократном повторении сюжетной единицы.

Волшебная сказка имеет более сложную композицию. Основу сюжета составляет повествование о преодолении некой проблемы с помощью волшебных средств. Обычно представлены два поколения. Главные герои сражаются со злом и непременно всегда его побеждают. Волшебные сказки далее переходили в сказки бытовые.

Новеллистическую сказку еще иначе называют социально-бытовой сказкой. По композиции новеллистические сказки схожи с волшебными. Эта сказка имеет непосредственную связь с настоящим – в сказке действия происходят в реальном мире, а главным героем является простой человек, который пытается справиться с некими проблемами или пытается найти справедливость.

Анекдотическая сказка — это развёрнутое повествование анекдота.

Небылицы — это разновидность сказок, сюжет которой построен на бессмыслице. Эти сказки обычно корытные, могут быть рифмованными, более характерны для народного творчества.

Известные сказочники

Ганса Христиана Андерсена можно смело назвать великим сказочником. Андерсен писатель родом из Дании, на его счету числятся такие известные сказочные произведения как «Гадкий утенок», «Новое плате короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева и другие.

Шарль Перо французский писатель, стал знаменитым благодаря своим сказкам «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица». Его сказки оказали большое влияние на формирование мировой сказочной традиции. Некоторые историки литературы считают, что персонажи сказок Перро имели реальных прототипов.

Якоб и Вильгельм Гримм известные немецкие сказочники. Изначально они занимались исследованиями немецкой народной культуры, что в последствии подтолкнуло их к написанию сказок. Их известные сказки — «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Гензель и Гретель», «Король Лягушонок», «Горшочек каши», «Беляночка и Розочка», «Госпожа метелица».

Известным русским сказочном был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его известные сказки – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке и многие другие.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В последнее время на фоне все более
возрастающего внимания к проблемам русской
национальной культуры наблюдается усиление
интереса к одному из основных и любимых жанров
устного народного творчества — к сказке.
Литературная сказка по своей природе является
жанром индивидуального, а не коллективного
творчества. Ее изучению посвящено множество
исследовательских работ. Прослеживая историю
становления жанра, нетрудно заметить, что сказки,
в том числе и литературные, часто служили
наглядным материалом для решения педагогических
задач. По «Литературному энциклопедическому
словарю» дадим определения таких понятий, как
«сказка», «литературная сказка».

«Сказка — это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил» [5].

«Литературная сказка — это повествовательный
жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с
персонажами реальными и (или) вымышленными, с
действительностью реальной и (или) сказочной, в
которой по воле автора поднимаются эстетические,
моральные, социальные проблемы всех времен и
народов» [5].

Несмотря на то, что в словарях уже есть
конкретные определения, необходимо рассмотреть
основные этапы становления литературной сказки.

Ситуация с трактовкой понятия «литературная
сказка» может быть кратко представлена так:
сказки бывают разные, «но в науке : до сих пор не
создано единой классификации» [8]. Существует
большое количество определений литературной
сказки как жанра, условно их принято делить на
два типа.

Первый тип определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик, которые
обычно присущи литературной сказке: это
авторское, художественное или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле [3]. В
конкретных произведениях данные характеристики
могут частично отсутствовать, такого рода
определения довольно громоздки и неприменимы ко
всем литературным сказкам.

Второй тип — это попытка
универсального определения. Литературная сказка
— такой жанр литературного произведения, в
котором в волшебно-фантастическом или
аллегорическом развитии событий, и, как правило,
в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах
или драматургии решаются морально-поэтические
или эстетические проблемы [3].

Наиболее часто цитируемым является
определение, принадлежащее известной
исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю.
Брауде. В своей статье «К истории понятия
«литературная сказка»» она пишет:
«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо сугубо оригинальное;
произведение преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные приключения
вымышленных или традиционных сказочных героев и,
в некоторых случаях, ориентированное на детей;
произведение, в котором волшебство, чудо играет
роль сюжетообразующего фактора, служит
отправной точкой характеристики персонажа» [3].

О специфике жанра литературной сказки пишет в
своей монографии Л.В. Овчинникова:
«Литературная сказка — многожанровый вид
литературы, реализуемый в бесконечном
многообразии произведений разных авторов. В
каждом из жанровых типов литературной сказки
своя доминанта. Поэтика многожанрового
явления — авторской сказки в целом определена
как поэтика литературно-фольклорная,
«диалогическая», условно-символическая» [9].

Зачастую при определении жанра литературной
сказки ее почти полностью отождествляют с
фольклорной: «При жанровой дифференциации,
которая свойственна в одинаковой мере фольклору
и литературе, есть некоторые жанры, общие для той
и другой разновидности поэтического искусства.
Различие зафиксировано терминологически лишь
добавлением слова «литературная»» [2].

Известно, что литературная сказка — жанр,
впитавший в себя черты народного фольклора и
элементы литературных жанров. Действительно,
сказка как самостоятельный жанр существует и в
фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия
народа и его мудрость. Однако возраст
литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Происхождение последней теряется в глубокой
древности, в то время как в литературе сказка —
один из самых молодых жанров. Существуют
различные мнения о времени возникновения жанра
русской литературной сказки: одни исследователи
(М.Н. Липовецкий, Л.В. Овчинникова,
И.П. Лупанова, Р.В. Иезуитова, Т.Г. Леонова)
называют XIX век, другие (Э.В. Померанцева, Н.В.
Новиков) — XVIII век. Будем считать XIX век периодом
становления классической литературной сказки.

Одним из «отправных пунктов» детской
литературы является устная словесность как
неотъемлемая часть народной культуры,
переданная сказителями и певцами. Слово
«сказка» часто встречается в качестве термина,
обозначающего те виды устной прозы, для которых в
первую очередь характерен поэтический вымысел, в
ней видели «одну забаву», достойную низших
слоев общества или детей.

«Литературная сказка восприняла народную в
совокупности, во всех ее жанровых
разновидностях» [2]. Тезис дал основание
некоторым исследователям отождествлять два
различных жанра: можно привести пример,
сформулированный М.Н. Липовецким:
«Литературная сказка — это в принципе то же
самое, что фольклорная сказка, но в отличие от
народной литературная сказка создана писателем
и поэтому несет на себе печать неповторимой
творческой индивидуальности автора» [4].

Однако, по мнению И.П. Лупановой, литературная
сказка как авторское произведение имеет ряд
структурных отличительных особенностей, не
свойственных фольклору, несет индивидуальную
смысловую и поэтическую нагрузку. И.П. Лупанова
выявила, что авторскую сказку в основном
характеризует «не только и не столько
разработка распространенных в русском фольклоре
сюжетов и мотивов, сколько стремление к
овладению системой типичных для народной сказки
образов, ее языком и поэтикой» [6].

«Одна из самых специфических черт современной
литературной сказки — атмосфера «сказочной
реальности», то есть растворенности «чуда», его
нормативности при полной ирреальности,
поддерживаемой художественными приемами,
создающими «иллюзию достоверности»» [6].

Основываясь на работах И.П. Лупановой, М.Н.
Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Е.М. Неелова, Т.А.
Чернышевой, В.А. Бахтиной, Л.Ю. Брауде, Ю.Ф.
Ярмиш, и др., выделим основные черты жанра
литературной сказки:

  • литературная сказка отражает мировоззрение и
    эстетику своего времени в их специфически
    народном проявлении;
  • для нее характерно:
  • использование типичных для народной сказки
    образов, особенностей поэтики и языка;
  • свободное сочетание элементов
    действительности и вымысла;
  • наличие гротескного мира;
  • наличие игрового начала в той или иной мере;
  • по-разному осуществляемое стремление к
    психологизации образов;
  • явно выраженная позиция автора, рассказчика
    (иногда — в одном лице);
  • сохранение — как и в народной сказке —
    социальной оценки изображаемого;

Следует заметить, что под литературной сказкой
принято подразумевать произведения трех типов
конструкций: прозаическая сказка, стихотворная
сказка, драматическая сказка.

С точки зрения родовой принадлежности все
литературные сказки могут быть разделены на
эпические, лирические и драматические.

«Авторская сказка — жанр пограничный, она
обнаруживает закономерности, свойственный и
фольклору, и литературе» [7], и «самое
существенное этого жанра обусловлено тем, что
литературная сказка выросла на основе
фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки,
развивая и трансформируя их» [1]. Здесь можно
говорить о жанровой эволюции. Несомненно,
фольклорная традиция — тот самый фактор, который
изначально формирует зарождение нового жанра в
литературе, а впоследствии его жанрово-видовых
модификаций.

Со временем разрушались каноны традиционной
фольклорной сказки, трансформируясь в новые
жанровые формы литературной сказки. Недаром
сегодня бытуют уже разнообразные формы
последней: сказки, предназначенные специально
для детей, сказки, аккумулирующие информацию об
обрядовых и фольклорных традициях прошлого,
сказки универсальные для детей и взрослых и т.д.
Кроме того, литературная сказка может не только
бытовать в форме отдельного произведения, но и
интегрироваться в структуру текста другого
жанра. Литературная сказка всегда сказка своего
времени, и даже у одного и того же автора ее
структура может значительно различаться.

По степени «удаленности» от образца устной
словесности литературная сказка, по мнению
Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:

  • запись народных сказок;
  • обработка фольклорных записей сказок;
  • авторский пересказ;
  • авторская сказка (в ней создана своя
    собственная внутренняя форма, фольклорное
    используется с иной, художественно-оригинальной
    семантикой);
  • стилизация и пародия (это путь от литературной
    реальности навстречу фольклорному образцу с
    разной художественно-педагогической задачей);
  • собственно литературная сказка, она не содержит
    даже намека на известные фольклорные сюжеты, на
    устойчивые образы, чужда ее
    интонационно-речевому строю [9].

Список литературы.

  1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции
    современной литературной сказки//Проблемы
    детской литературы. — Петрозаводск, 1971.
  2. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном
    осмыслении последнего двадцатилетия. — Уфа, 1979.
  3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка.
    — М., 1979.
  4. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. —
    Свердловск, 1992.
  5. Литературный энциклопедический словарь. // Под
    общ. ред. В.М.  Кожевникова и П.А. Николаева. —
    М., 1996.
  6. Лупанова И.П. Русская народная сказка в
    творчестве писателей 1-ой половины 19 в. —
    Петрозаводск, 1959.
  7. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и
    ее критики//Проблемы детской литературы. —
    Петрозаводск, 1981.
  8. Неелов Е.Н. Переступая возрастные границы.
    Заметки о «взрослом» содержании сказок К.
    Чуковского.//ПДЛ. — Петрозаводск, 1976.
  9. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной
    сказки. — М., 2001.

Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

Роды и жанры литературы

Эпос — это 

  • объективное сюжетное описание характеров и событий;
  • текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
  • Пример: И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»

Лирика — это 

  • концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя;
  • особая организация (рифму, ритм, размер);
  • внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
  • Пример: М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»

Драма — это 

  • произведение написано для театральной сцены;
  • текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок;
  • герои показаны в действиях, конфликтах.
  • Например: А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»

Лиро-эпос — это 

  • текст в стихотворной форме;
  • сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
  • Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпические жанры литературы

Эпические жанры литературы

Рассказ – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман – характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Лирические жанры литературы

Лирические жанры литературы

Лирическое стихотворение Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).

Драматические жанры литературы

Драматические жанры литературы

Комедия

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

  • высокой (А.С. Грибоедов «Горе от ума»),
  • лирической (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»),
  • сатирической (Н.В. Гоголь «Ревизор»).
Трагедия – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А.С. Пушкин «Борис Годунов»).
Драма – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества (А. Островский «Гроза»).

Лиро-эпические жанры литературы

Лиро-эпические жанры литературы

Поэма – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
Роман в стихах – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
Легенда – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее (М. Горький «Старуха Изергиль»).
Сказ – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация (Н.С. Лесков «Левша»).
Баллада – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

Смотрите также:

  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Литературные направления и течения
  • Литературные роды. 
  • Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Видеоурок 1: Роды, жанры, литературные направления

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится  рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.

Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания. 

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр. Лиро-эпос соединяет  в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда  герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.

Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

  • Эпос – о событии рассказывается

  • Лирика – событие переживается

  • Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический притча
исторический фельетон
авантюрный памфлет
сатирический роман в стихах
философский эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман — эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты,  на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.

Повесть – прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.

Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

  • кратковременность событий,

  • малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

  • одна проблема,

  • одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.

Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать  и сделать вывод.

Поэзия

Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе  черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.

Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное  произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века,  жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.

Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.

Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор — профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).

Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.

Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.

Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в  нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии  выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.

Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.

Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:

Трехстрочник. Развязка

                                                                            

  Трехстрочник. Намечается развязка

  Четверостишие. Развитие экспозиции

                                 Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.

Комедия, трагедия, драма 

Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

  • «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

  • Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

  • Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры — героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр — трагикомедия.

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.

Трагедия

Драма

Непримиримый конфликт

Острый конфликт
Высокие темы Приземленные, обыденные темы
Гибель героя – обязательное условие Герой находит выход из конфликта
Показаны тяжелые жизненные ситуации, лейтмотив – обреченность, ситуация не имеет выхода Конфликт всегда разрешим, утверждается новый герой, сумевший победить обстоятельства

Литературные роды и жанры.

1. М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие,

предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или

прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий

иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое

какомуто историческому событию или герою.

2. Какой из жанров литературы принадлежит к эпосу:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

3. Какой из жанров литературы принадлежит к лирике:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

4. Какой из жанров литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

5. К какому литературному роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лироэпос.

6. Какой литературный род предназначен для сценического

воплощения? а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лироэпос.

7. Впиши жанр в определение:

_____________ это литературное произведение повествовательного

характера и малого объема, в основе которого лежит какоето событие,

происшествие. Слова для справок: роман, повесть, рассказ.

8. Соедините стрелками:

а) комедия жанр, который воспроизводит преимущественно

частную жизнь людей, однако главная цель не

осмеяние нравов, а изображение личности в её

отношениях с обществом.

б) трагедия драматический жанр, в центре которого стоит смешное

событие.

в) драма драматический жанр, в котором сюжет приводит

персонажей к катастрофическому исходу.

9. К какому роду литературы принадлежит басня?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лироэпос.

10. Что такое басня? а) стихотворение, в основе которого чаще всего

лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом;

б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного

характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное

стихотворение, посвящённое какомуто историческому событию или

герою.

11. Что такое аллегория? а) специфическая (иммунная) реакция

организма на самые обычные веществ; б) образ, дающий возможность

писателю говорить о качествах человека (в основном о недостатках);

в) стилистический приём, намёк на известный исторический, легендарный

или бытовой факт.

12. Объясните, что такое мораль в литературоведении:

а) совокупность норм поведения; б) чёткий вывод из рассказанной

истории; в) кодекс законов природы.

13. Где обычно находится мораль в басне? а) в начале;

б) в конце; в) может иногда отсутствовать; г) все ответы верны.

14. Что означает понятие «эзопов язык»? а) мышечный орган

баснописца Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в литературе;

в) серьёзная болезнь языка.

15. Что объединяет всех этих людей? Эзоп – Федр – Лафонтен –

Сумароков – Крылов. Все они – ______________________________

16. Кто является героем басен? а) животные; б) растения; в) иногда

люди; г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

17. В баснях часто встречаются олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету придают качества,

способности, черты живого существа; в)один герой выступает под маской

другого.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какому литературному направлению относится рассказ уроки французского
  • К какому литературному направлению относится рассказ тургенева муму
  • К какому литературному направлению относится рассказ тургенева бирюк
  • К какому литературному направлению относится ранние рассказы горького
  • К какому литературному направлению можно отнести рассказ сиерра морена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии