Наталья Вадимовна Гурева
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Роды и виды литературы
Существуют три рода литературы – лирика, драма, эпос.
Лирика – это произведения преимущественно стихотворной формы, в которых выражается эмоциональное состояние автора. К лирическим жанрам относятся ода, элегия, послание, баллада, сонет, мадригал, эпиграмма.
Эпос – это произведения повествовательного характера. К этому роду относятся роман, повесть, эпопея, новелла, роман-эпопея, очерк. В фольклоре к эпосу относятся сказки, былины и анекдот.
Драма – это произведения, предназначенные для постановки на сцене, обычно строятся на диалогах действующих лиц. К драматическим жанрам относятся комедия, трагедия, водевиль, драма, мелодрама, фарс.
Замечание 1
Впервые литературные роды выделил Аристотель. В своем научном труде «Поэтика» он указал на то, что поэзия – это подражание, которое существует в трех формах. Эти три формы подражания и называются родами литературы.
Возникновение родов литературы непосредственно связано с возникновением искусства, которое формировалось на самых ранних этапах развития общества. А. Н. Веселовский говорил, что литературные роды образовались из первобытных обрядовых песен, исполнявшихся в связи с тремя главными событиями в жизни человека – рождением ребенка, вступлением в брак и смертью. Эти песни исполнялись хором. В них выражалось эмоциональное состояние представителей рода или племени. Эмоции выражались в издававшихся участниками обряда возгласах, из которых и возникла лирика. Впоследствии лирика обособилась от обряда и стала самостоятельным родом.
В хоре обязательно присутствовали запевалы, которые исполняли партии. Впоследствии из этих партий появились сначала лиро-эпические, затем героические поэмы. Они и положили начало эпосу. На основе обрядового диалога, в который часто ступали участники хора, сформировался третий род литературы – драма.
Литературные роды сформировались в разное время. Раньше всего возникла лирика, позже эпос. Драма сформировалась на самом позднем этапе. Отличительные признаки родов:
«Деление литературы на роды и виды. Межродовые и внеродовые формы» 👇
- Для эпоса- повествование о событиях
- Для лирики — оценка, эмоция, отношение
- Для драмы — действие и диалог.
Замечание 2
В пределах каждого из трех родов имеются элементы, характерные для другого рода. Например, в эпосе есть элементы, свойственные драме.
Литературный род всегда проявляется через вид. Видов литературы гораздо больше, понятие вида менее широкое, чем понятие рода. В разные периоды развития литературного искусства в пределах каждого рода выделяли виды:
- В лирике – эпитафию, эпиталаму, эпиграмму, песню, эклогу, романс, идиллию, элегию, гимн, думу, мадригал, оду, дифирамб, кацону;
- В эпосе – сказку, былину, повесть, роман, очерк, поэму, анекдот, басню;
- В драме – комедию, трагедию, драму, водевиль, мелодраму и т.д..
При этом однородные виды не всегда имели четкую границу (повесть-роман, рассказ-повесть, рассказ – новелла и т.д.).
Виды не являются окончательными конкретными формами произведений, он имеют еще неповторимые жанровые формы. Категория вида наиболее конкретна и очень изменчива, при ее характеристике учитывается кроме тематического своеобразия еще и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (например, лирическая комедия, сатирический роман).
Межродовые и внеродовые формы
Литературные роды не являются абсолютно изолированными друг от друга. Наряду с теми произведениями, которые полностью и безусловно принадлежат к одному из родов литературы, существует и те, в которых соединяются свойства двух родовых форм. Такие произведения называют двухуровневые образования. О произведениях и группах произведений, относящихся к двум литературным родам, неоднократно говорилось на протяжении 19-20 веков. Например, Шеллинг характеризовал роман как соединение эпоса и драмы. Присутствие эпического начала отмечалось в драматургии А. Н. Островского. Б. Брехт характеризовал свои пьесы как эпические, а за произведениями А. Блока и М. Метерлинка закрепился термин «лирическая драма». Популярна в литературе лиро-эпика, которая включает в себя баллады, лиро-эпические поэмы, лирическую прозу, а также произведения. в которых к рассказу о событиях подключены лирические отступления.
В литературоведении 20 века предпринимались попытки дополнить традиционные роды литературы и обосновать понятие четвертого и т.д. рода. Например, рядом с эпосом, лирикой и драмой ставились роман, сценарий, сатира. Эти суждения вызывают споры, однако в литературе существуют группы произведений, которые не обладают в полной мере свойствами какого-либо из родов литературы либо лишены их совсем. Такие группы произведений называются внеродовыми формами. К таким формам относятся:
- Очерк
- Литература «потока сознания»
- Эссеистика.
В очерке внимание автора сосредоточено на внешней реальности, что дает основание относить их к эпическим жанрам. Но событийные ряды в очерках и повествование не играют организующей роли, доминируют описания, которые часто сопровождаются рассуждениями.
В литературе «потока сознания» преобладает не повествовательная подача событий, а бесконечная цепь впечатлений, душевных движений, воспоминаний носителя речи. Сознание предстает хаотичным, и действительность оказывается «застланной» хаосом ее созерцаний.
Эссеистика на современном этапе является чрезвычайно влиятельной областью литературного творчества. Истоками эссеистики является труд М. Монтеня «Опыты». Форма эссеистики – это непринужденно-свободное соединение описаний реальности, сообщение о единичных фактах и размышлений. Мысли в эссеистской форме допускают возможность иных суждений, не претендуя на исчерпывающую трактовку предмета. В эссеистике художественные начала соединяются с философскими и публицистическими.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос — это
- объективное сюжетное описание характеров и событий;
- текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
- Пример: И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»
Лирика — это
- концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя;
- особая организация (рифму, ритм, размер);
- внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
- Пример: М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»
Драма — это
- произведение написано для театральной сцены;
- текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок;
- герои показаны в действиях, конфликтах.
- Например: А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»
Лиро-эпос — это
- текст в стихотворной форме;
- сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
- Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Эпические жанры литературы
Рассказ | – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). |
Притча | – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению. |
Очерк | – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»). |
Новелла | – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»). |
Повесть | – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»). |
Роман | – характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»). |
Роман-эпопея | – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»). |
Лирические жанры литературы
Лирическое стихотворение | – Н. Рубцов «В осеннем лесу» |
Ода | – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого). |
Элегия | – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»). |
Сонет | – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»). |
Послание | – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»). |
Эпиграмма | – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»). |
Драматические жанры литературы
Комедия |
– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:
|
Трагедия | – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А.С. Пушкин «Борис Годунов»). |
Драма | – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества (А. Островский «Гроза»). |
Лиро-эпические жанры литературы
Поэма | – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления (А.С. Пушкин «Медный всадник»). |
Роман в стихах | – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). |
Легенда | – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее (М. Горький «Старуха Изергиль»). |
Сказ | – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация (Н.С. Лесков «Левша»). |
Баллада | – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»). |
Смотрите также:
- Фольклор. Жанры фольклора
- Литературные направления и течения
- Литературные роды.
- Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Видеоурок 1: Роды, жанры, литературные направления
Видеоурок 2: Литературные роды и жанры
Лекция: Литературные роды. Жанры литературы
Литературные роды
Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.
Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.
Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр. Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).
Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.
Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:
-
Эпос – о событии рассказывается
-
Лирика – событие переживается
-
Драма – событие изображается
Жанры литературы
Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.
Тематика |
Структурные разновидности |
автобиографический | притча |
исторический | фельетон |
авантюрный | памфлет |
сатирический | роман в стихах |
философский | эпистолярный, и др |
приключенческий, и др. |
Роман — эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.
Повесть – прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).
Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.
Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:
-
кратковременность событий,
-
малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),
-
одна проблема,
-
одно событие.
Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.
Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.
Поэзия
Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.
Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.
Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.
Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор — профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).
Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.
Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.
Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.
Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.
Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:
Трехстрочник. Развязка
Трехстрочник. Намечается развязка
Четверостишие. Развитие экспозиции
Четверостишие. Экспозиция
В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.
Комедия, трагедия, драма
Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?
Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.
Комедии бывают нескольких видов:
-
«Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.
-
Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.
-
Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.
Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры — героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр — трагикомедия.
Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.
Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.
Трагедия |
Драма |
Непримиримый конфликт |
Острый конфликт |
Высокие темы | Приземленные, обыденные темы |
Гибель героя – обязательное условие | Герой находит выход из конфликта |
Показаны тяжелые жизненные ситуации, лейтмотив – обреченность, ситуация не имеет выхода | Конфликт всегда разрешим, утверждается новый герой, сумевший победить обстоятельства |
Роды литературы.
Словесно-художественные произведения издавна было принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма.
Понятие литературного рода разработали ещё в Античности сначала Сократ, а потом и Аристотель. Затем, спустя века, в европейском литературоведении учёные продолжали изучать деление литературы на роды. В школьной программе (а значит и в ЕГЭ) принято опираться на то, как поделил роды В.Г. Белинский в своём труде «Деление поэзии на роды и виды» (1841 год).
Эпос: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей. Эпос объективен, главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет повествование.
Лирика: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали. Лирика субъективна. Изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно внутреннее переживание становится главным событием лирики.
Драма: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений. Такой род литературы является драматическим. В драме непосредственно голос автора будет звучать реже, чем в эпосе и лирике – в драме он появляется только в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.
Часто литературоведы включают и четвёртый род литературы, находящийся на пересечении лирики и эпоса – это лироэпос. Этому роду одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности: художественный мир строится как сюжетное повествование, где происходит ряд событий (эпос), но также автор даёт свою эмоциональную оценку происходящего, и написаны произведения лироэпоса в поэтической форме (лирика). То есть, лироэпосу одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности. Лироэпосом считаются поэмы и баллады (например, поэма «12» Александра Блока и баллада «Светлана» В.А. Жуковского).
! Существует распространённое заблуждение, что понять, какой перед нами род и жанр литературы, можно по тому, поэзия это или проза, однако почти все роды и жанры могут быть представлены как в форме поэзии, так и в форме прозы (например, роман «Евгений Онегин», поэма «Мёртвые души»).
Жанры литературы.
Литературные жанры (от фр. genre – род, вид) – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, то есть это лирика, эпос и драма, представленные в их разновидности. Жанр литературы относится к определённому роду, например, жанр «Отцов и детей» — роман, а род – эпос.
Эпические жанры:
- Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающаяисторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова).
- Роман – в таких произведениях всегда много проблем, роман изображает человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева).
- Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
- Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие (рассказы А.П. Чехова)
- Очерк – это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Вымысел здесь почти отсутствует, играет маловажную роль. Главное – зафиксировать так, как произошло на самом деле. К очерку относится «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
- Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
Лирические жанры:
- Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций (М.Ю. Лермонтов «Нищий»)
- Песня – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения, имеет чаще всего фольклорное происхождение
- Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
- Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»).
- Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость (эпиграммы А.С. Пушкина, В.А. Жуковского).
- Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания. Прославление в стихах (Оды Г.Р. Державина, М. Ломоносова).
- Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета, в русской поэзии стандартный размер сонета – пятистопный ямб, но встречаются и отклонения (А.С. Пушкин «Сонет»)
Драматические жанры:
- Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические (Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор»), высокие (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и лирические (А.П. Чехов «Вишневый сад»).
- Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев (Пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
- Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств (А.П. Чехов «Три сестры»)
Лироэпические жанры:
- Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений (Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Реквием» Анны Ахматовой).
- Баллада – средняя лироэпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского.
РОД | ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА | Лироэпос |
---|---|---|---|---|
(греч. ἔπος —повествование) |
(греч. Δρᾶμα — действие) |
(греч. Λυρικός — чувствительный, лирный) |
||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. |
изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. |
переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. |
Рассказ о событиях, судьбе героев их поступках и т.д. — проявляет себя как эпос; раскрывает при этом перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю — в данном аспекте проявляет себя как лирика. |
ЖАНРЫ |
роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча |
комедия, трагедия, драма |
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет |
поэма, баллада |
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Можно ли выделить сюжет? |
|
Да |
Нет |
Можно показать на сцене? |
|
Нет |
Да |
Обращается ли внимание на чувства героя, его внутренний мир? |
|
Да |
Нет |
ЛИРО-ЭПОС | ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА |
---|---|---|---|
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Наличие развернутого сюжета – ПОЭМА Обращение к фольклору – БАЛЛАДА |
Охватывает исторические события, судьбы народа – РОМАН-ЭПОПЕЯ Охватывает много проблем, имеет много персонажей – РОМАН Средняя форма, немного персонажей и мало проблем – ПОВЕСТЬ Малая форма, мало персонажей, чаще одна проблема – РАССКАЗ Полудокументально – ОЧЕРК Нравственное поучение, аллегорическая форма — ПРИТЧА |
Комизм, смех – КОМЕДИЯ Неразрешимый трагичный конфликт, гибель персонажей – ТРАГЕДИЯ Приземленный, разрешимый конфликт — ДРАМА |
Выражение чувств лирического героя – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Фольклорное происхождение, музыкально-словесное построение – ПЕСНЯ Обращение к кому-либо – ПОСЛАНИЕ Философские размышления, печаль – ЭЛЕГИЯ Высмеивание конкретного лица – ЭПИГРАММА Торжественный стиль и содержание — ОДА Твердая поэтическая форма — СОНЕТ |
Эпос
— (гр.рассказ, повествование) – один из
трёх родов литературы, повествовательный
род. Жанровые разновидности эпоса:
сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк,
роман и т.д. Эпос
воспроизводит внешнюю по отношению к
автору, объективную действительность
в её объективной сущности. Эпос использует
разнообразные способы изложения –
повествование, описание, диалог, монолог,
авторские отступления. Эпические жанры
обогащаются и совершенствуются.
Развиваются приёмы композиции, средства
изображения человека, обстоятельств
его жизни, быта, достигается многостороннее
изображение картины мира, общества.
Художественный
текст похож на некий сплав повествовательной
речи и высказываний персонажей.
Всё рассказанное
даётся только через повествование. Эпос
очень свободно осваивает реальность
во времени и пространстве. Он не знает
ограничений в объеме текста. К эпосу
также принадлежат романы-эпопеи.
К эпическим
произведениям можно отнести роман
Оноремпа де Бальзака «Отец Горио», роман
Стендаля «Красное и чёрное», роман-эпопею
Льва Толстого «Война и мир».
Лирика Восприятие Обстоятельства Лирическое Лирическая Для |
Драма
— (др.-гр. действие, действо) – один из
родов литературы. В отличие от лирики
и подобно эпосу драма воспроизводит
прежде всего внешний для автора мир –
поступки, взаимоотношения людей,
конфликты. В отличие от эпоса она имеет
не повествовательную, а диалогическую
форму. В ней, как правило, нет внутренних
монологов, авторских характеристик
персонажей и прямых авторских комментариев
изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля
о драме
сказано
как о подражании действию путём действия,
а не рассказа. Это положение не устарело
до сих пор. Для драматических произведений
характерны остроконфликтные ситуации,
побуждающие персонажей к словесно –
физическим действиям. Авторская речь
иногда может быть в драме,
но носит вспомогательный характер.
Иногда автор кратко комментирует реплики
своих героев, делает указания на их
жесты, интонацию.
Драма тесно
связана с театральным искусством и
должна отвечать запросам театра.
Драма
рассматривается
как венец литературного творчества.
Примерами драмы
является
пьеса «Гроза» Островского, «На дне»
Горькова.
Роман
— большая эпическая форма, самый типичный
жанр буржуазного общества.
Название «роман»
возникло в эпоху средневековья и
первоначально относилось лишь к языку,
на котором написано произведение.
Наиболее распространенным языком
средневековой западноевропейской
письменности был, как известно,
литературный язык древних римлян —
латинский. В XII—XIII вв. нашей эры наряду
с пьесами, повестями, рассказами,
написанными на латинском языке и
бытующими преимущественно среди
привилегированных сословий общества,
дворянства 774и духовенства, стали
появляться повести и рассказы, написанные
на романских языках и бытовавшие
преимущественно в среде демократических
слоев общества, не знающих латинского
языка, среди торговой буржуазии,
ремесленников, вилланов. Эти произведения,
в отличие от латинских, так и стали
называть: conte roman — романский
рассказ,
повесть. А затем прилагательное приобрело
самостоятельное значение. Так возникло
особое название для повествовательных
произведений. В дальнейшем оно вошло в
состав языка и с течением времени
потеряло свой первоначальный смысл.
Романом
стали
называть произведение на любом языке,
но не всякое, а только большое по размерам,
отличающееся некоторыми особенностями
тематики, композиционного построения,
развертывания сюжета и т. п. В новое
время, в особенности в XVIII—XIX вв., этот
вид произведений стал ведущим жанром
художественной литературы нового
времени.
Несмотря на
исключительную распространенность
этого жанра, его границы до сих пор
недостаточно ясны и определенны. Наряду
с произведениями, носящими это имя, мы
встречаем в литературе последних
столетий крупные повествовательные
произведения, которые называются
повестями. Некоторые писатели дают
своим большим эпическим сочинениям
название поэмы (достаточно напомнить
Гоголя, его «Мертвые души»).
Самыми известными
романами русской литературы являются
«Война и мир» Толстого, «Тихий Дон»
Шолохова.
Повесть
— широкий, расплывчатый жанровый термин,
не поддающийся единому определению. В
своем историческом развитии как самый
термин «повесть»,
так и обнимаемый им материал прошли
длинный исторический путь; говорить о
повести как о едином жанре в древней и
новой лит-ре совершенно невозможно.
Неопределенность этого термина
осложняется еще двумя специфическими
обстоятельствами. Во-первых, для нашего
термина нет точно соответствующих
терминов в западноевропейских языках:
немецкому «Erzählung», французскому «conte»,
отчасти «nouvelle», английскому «tale», «story»
и т. д. отвечают у нас как повесть,
так и «рассказ», частью «сказка». Термин
повесть в его определенной
противопоставленности терминам «рассказ»
и «роман» — специфически русский термин.
Во-вторых, повесть
— один
из стариннейших литературных терминов,
который в различные исторические моменты
менял свое значение. Необходимо к тому
же различать изменение значения термина
повесть
от изменения
самих соответствующих явлений.
Историческое развитие термина отражает,
конечно 19 (с некоторым лишь запозданием),
движение самих жанровых форм. Не случайно
у нас термины «рассказ» и «роман»
появляются позднее, чем повесть, как не
случайно и то, что на определенном этапе
этот последний применяется к таким
произведениям, которые являются по
существу рассказами.
Рассказ –
повествовательный эпический жанр с
установкой на малый объем и на единство
художественного события.
Рассказ же,
как правило, посвящен конкретной судьбе,
говорит об отдельном событии в жизни
человека, сгруппирован вокруг определенного
эпизода. В этом его отличие от повести,
как более развернутой формы, где
описывается обычно несколько эпизодов,
отрезок жизни героя. В рассказе Чехова
«Спать хочется» говорится о девочке,
которая бессонными ночами доведена до
преступления: она душит мешающего ей
уснуть грудного ребенка. О том, что было
с этой девочкой раньше, читатель узнает
только из ее сна, о том, что с ней будет
после того, как преступление совершено,
вообще неизвестно. Все персонажи, кроме
девочки Варьки, очерчены очень бегло.
Все описываемые события подготовляют
центральное – убийство младенца. Рассказ
невелик
по объему.
Но дело не в
количестве страниц (есть небольшие по
объему повести и относительно длинные
рассказы),
и даже не в количестве фабульных событий,
а в установке автора на предельную
краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч»
по содержанию близок даже не к повести,
а к роману (прослежена почти вся жизнь
героя). Но все эпизоды изложены предельно
кратко, авторская цель одна – показать
духовную деградацию доктора Старцева.
По словам Джека Лондона, «рассказ –
это… единство настроения, ситуации,
действия».
Малый объем рассказа
определяет и его стилистическое единство.
Повествование обычно ведется от одного
лица. Это может быть и автор, и рассказчик,
и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем
в «крупных» жанрах, перо как бы передается
герою, который сам рассказывает свою
историю. Зачастую перед нами – сказ:
рассказ некоего выдуманного лица,
обладающего собственной, ярко выраженной
речевой манерой (рассказы Лескова, в 20
в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).
Очерк –
приближенное
к документальному повествованию о
реальном событии или человеке; роль
вымысла в очерке минимальна (см. например,
физиологические очерки «натуральной
школы»).
Притча –
небольшой
рассказ нравоучительного характера,
родственный басне; содержит поучение
в иносказательной, аллегорической
форме. Отличается от басни глубиной и
значительностью смысла, широтой
обобщения. Иллюстрирует важную мысль,
имеющую отношение не только к частной
жизни человека, но и к общечеловеческим
законам бытия.
Поэма – крупное
стихотворное произведение
сюжетно-повествовательной организацией;
повесть или роман в стихах; многочастное
произведение, в котором сливаются
воедино эпическое и лирическое начала.
Баллада –
повествовательная
песня (или стихотворение) с драматическим
развитием сюжета, основой которого
является необычайный случай, один из
видов лиро-эпической поэзии.
Стихотворение
–
небольшое произведение, созданное по
законам стихотворной речи. С.
бывает лирическое, публицистическое и
т. д. «В лирическом стихотворении
выражается непосредственное чувство,
возбуждённое в поэте известным явлением
природы или жизни, и главное дело здесь
не в самом чувствовании, не в пассивном
восприятии, а во внутренней реакции
тому впечатлению, которое получается
извне» (Н.А.
Добролюбов).
Элегия
— лирическое произведение с печальным
настроением. Это может быть жалобное,
скорбное стихотворение о безответной
любви, размышление о смерти, о мимолетности
жизни, а могут быть и грустные воспоминания
о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся
от первого лица.
Элегия (лат. elegia от
греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр
лирики, описывающий печальное, задумчивое
или мечтательное настроение, это грустное
раздумье, размышление поэта о быстро
текущей жизни, об утратах, расставании
с родными местами, с близкими людьми, о
том, что радость и печаль переплетаются
в сердце человека… В России расцвет
этого лирического жанра относится к
началу XIX века: элегии
писали
К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин,
М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке
— В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
Возник в античной
поэзии; первоначально так называли плач
над умершим. Элегия
основывалась
на жизненном идеале древних греков, в
основе которого лежала гармония мира,
соразмерность и уравновешенность бытия,
неполные без грусти и созерцательности,
эти категории и перешли в современную
элегию.
Элегия
может
воплощать как жизнеутверждающие идеи,
так и разочарование. Поэзия XIX века еще
продолжала развивать элегию в «чистом»
виде, в лирике ХХ века элегия встречается,
скорее, как жанровая традиция, как особое
настроение. В современной поэзии элегия
— это бессюжетное стихотворение
созерцательного, философского и
пейзажного характера.
Эпиграмма
– краткое стихотворение, высмеивающее
какое-либо лицо.
Послание
– 1) прозаический
жанр древнерусской литературы
дидактического или политического
содержания в форме письма к реальному
или фиктивному лицу. «Чувство авторства»
было различно в жанре проповеди и в
жанре летописи, в жанре послания и в
жанре повести. Первые предполагают
индивидуального автора и часто
подписывались именами своих авторов…»
(Д.С. Лихачёв). 2) поэтическое произведение
в форме письма, письмо в стихах к
реальному, фиктивному лицу или группе
лиц. Содержание разнообразное
– от философских раздумий до сатирических
картин. А.С.
Пушкин «Послание в Сибирь». В.В. Маяковский
«Послание пролетарским поэтам».
ПОСЛЕДУЮЩАЯ
история
– это сообщение о том, как сложилась
судьба
персонажей после завершения действия
произведения.
Песня
– небольшое лирическое произведение,
предназначенное для пения; обычно
куплетное (строфическое). 1) П.
основная форма народной лирики. В
глубокой древности связана с пляской
и мимикой. Виды песни: бытовая, лирическая,
бурлацкая, городская, революционная
крестьянская, солдатская, многоголосная,
плясовая, сольная, авторская, народная.
«В традиционном фольклоре текст песни
и её мелодия создавались одновременно.
Литературная песня служила лишь основой
для последующих, часто различных
музыкальных обработок» (С.
Лазутин
Ода
— торжественное стихотворение.
Изначально, в древнегреческой поэзии
— лирическое стихотворение на разные
темы, исполнявшееся хором. В одах
древнегреческого поэта Пиндара (ок.
518–442 до н. э.) воспеваются цари и
аристократы, удостоенные, по мнению
поэта, расположения богов. Особое
развитие жанр оды
получил в поэзии европейского классицизма.
Торжественная ода – основной жанр
творчества основоположника французского
классицизма Ф. Малерба (1555–1628). Тема его
од – прославление абсолютистской власти
во Франции. Этапом в развитии жанра оды
является творчество Ж. Ж. Руссо.
В России ода,
которая «высокую, благородную, иногда
же и нежную материю воспевает» (В. К.
Тредиаковский), была главным жанром
поэзии классицизма. Образцовые
произведения этого жанра принадлежат
М. В. Ломоносову, известными авторами
од были его поэтический наследник В. П.
Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие
произведения этого жанра принадлежат
Г. Р. Державину. Кроме торжественной
(пиндарической) оды,
в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная
(горацианская), любовная (анакреонтическая)
и духовная (переложение псалмов).
Сонет
(итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) —
вид (жанр) лирики, основным признаком
которого является объем текста. Сонет
всегда состоит из четырнадцати строк.
Другие правила сочинения сонета (каждая
строфа заканчивается точкой, ни одно
слово не повторяется) соблюдаются далеко
не всегда. Четырнадцать строк сонета
располагаются двояко. Это могут быть
два катрена и два терцета или же три
катрена и дистих. Предполагалось, что
в катренах всего две рифмы, а в терцетах
могут быть либо две рифмы, либо три.
Представление о
комическом восходит к древним обрядам,
игровому, празднично-веселому народному
смеху. Это «фантазирование рассудка,
которому предоставлена полная свобода».
Комическим называют также жизненные
изменения, в которых содержится
несоответствие общепринятой норме,
алогизм.
Постоянным предметом
комедии служит необоснованная претензия
безобразного мнить себя прекрасным,
мелочного – возвышенным, косного,
омертвевшего – живым. Все элементы
комического образа при этом взяты из
жизни, у реального предмета, лица. Они
не преображены творческой фантазией.
Виды комического – ирония, юмор, сатира.
По значению различаются высокие виды
комедии (величайший образец в литературе
– Дон Кихот М. де
Сервантеса, смех
над наиболее высоким в человеке) и
забавные, шутливые виды (каламбуры,
дружеские шаржи). Комедия связана не
только с отрицанием отжившего, но и с
духом утверждения, выражая радость
бытия и вечное обновление жизни.
Трагедия
– драматическое произведение, изображающее
глубокие, чаще всего неразрешимые
жизненные противоречия. Их последствия
завершаются гибелью героя. Конфликты
реальности переданы в трагедии
в предельно
напряженной форме. Это, воздействуя на
зрителей, пробуждает силу их чувств и
рождает душевный подъем (катарсис –
очищение). Трагедия
возникла
в Древней Греции из религиозно-культового
обряда поклонения богу виноградарства
и виноделия Дионису. В честь Диониса
устраивались празднества, торжественные
шествия с пением дифирамбов. Разыгрывались
действия, участниками которых становились
одетые в козлиные шкуры поклонники
Диониса и запевала хора (корифей). Эти
игры, эти «песни козлов» положили начало
трагедии
как одной из разновидностей драмы.
Само слово «трагедия»
означает «песня козлов». «Трагедия
есть
подражание действию важному и законченному,
имеющему определенный объем, производимое
речью, услащенной по-разному в различных
её частях, производимое в действии и
совершающее посредством сострадания
и страха очищение подобных страстей.
Что же касается характеров, то существуют
четыре пункта, которые должно иметь в
виду: первый и самый важный, чтобы они
были благородны. Второй пункт – чтобы
характеры были подходящими…
Третий пункт –
чтобы характеры были правдоподобными…
Четвертый же пункт – чтобы характер
был последователен. Достоинство
словесного выражения – быть ясным и не
быть низким. Самое ясное выражение,
конечно, состоит из общеупотребительных
слов, но оно низкое. Благородное же и
свободное от тривиальности выражение
есть то, которое пользуется необычными
словами. А необычным я назову глоссу,
метафору, удлинение и все, уклоняющееся
от общеупотребительного» (Аристотель
«Поэтика»).
Один из основных
жанров (видов) драмы
как рода
литературы наряду с трагедией и комедией.
Как и комедия, драма воспроизводит
преимущественно частную жизнь людей,
однако главная ее цель не осмеяние
нравов, а изображение личности в ее
драматических отношениях с обществом.
При этом, как и
трагедия, драма
тяготеет
к воссозданию острых противоречий, но
вместе с тем эти противоречия не столь
напряженны и допускают возможность
благополучного разрешения.
Как самостоятельный
жанр драма
сложилась
во второй половине 18 в. у просветителей.
Драма
19-20 в.в.
является преимущественно психологической.
Отдельные разновидности драмы
смыкаются
со смежными жанрами, используя их
средства выразительности, например
приемы трагикомедии, фарса, театра
масок.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #