Разминка (проверочная работа по содержанию рассказа и литературоведческим
понятиям 2–3 мин)
- К какому роду литературы относится произведение В. Г. Распутина “Уроки
французского”?
а) лирика,
б) драма,
в) эпос. - К какому жанру относится произведение В. Г. Распутина “Уроки
французского”?
а) очерк,
б) повесть,
в) рассказ,
г) автобиографический рассказ. - Кто является героем произведения Распутина В. Г. “ Уроки французского”?
а) Марья Гавриловна,
б) Василий Андреевич,
в) Анастасия Прокопьевна,
г) дядя Левонтий. - Когда началась самостоятельная жизнь мальчика?
а) в 10 лет,
б) в 11 лет,
в) в 16 лет,
г) в 18 лет. - Портрет какого литературного героя представлен следующей цитатой:
“…большеголовый, стрижен под машинку, коренастый парень <…> в убытке не
оставался”?
а) Вадик,
б) Птаха,
в) Тишкин,
г) Федька. - С какой целью главный герой играл на деньги?
а) покупать молоко,
б) помогать тете Наде,
в) быть таким же, как и другие игроки,
г) покупать еду для сестры. - Что при изучении французского было трудно для мальчика?
а) писать,
б) говорить,
в) переводить,
г) строить фразы. - Какой художественный прием содержит фраза: “… от дикой тоски по дому,
не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не
сошелся”?
а) сравнение,
б) эпитет,
в) антитеза,
г) аллегория.
Вопросы и ответы к разминке. Презентация.
Слайд 1, 2 “Проверь себя!”
Учащиеся записывают число и тему урока в тетради.
Уроки французского? Слайд 3.
– Исходя из темы урока, сформулируйте задачи.
(Дети формулируют задачи урока.) Слайд 4.
Вспомним содержание текста.
– В какой ситуации оказался главный герой рассказа “ Уроки французского”?
(Один в чужой семье, голод, страх, неуверенность, проблемы с французским
языком, избит мальчишками.) Слайд 5.
В левую часть тетради учащиеся записывают материалы слайда, а правая часть
пока остается свободной.
– Кто обратил внимание на эти проблемы ребенка?
(Лидия Михайловна. Она была не только учительницей французского языка, но и
классным руководителем.)
– Почему учительница решила заниматься с мальчиком отдельно?
(Хотела помочь, боялась, что он попадет в дурную компанию. Учительница
сердцем поняла, что ребенка надо спасать.)
– И как она решила его спасать?
(“Подтянуть” в учебе, т. к. проблемы были только с французским языком, но
особенно ей хотелось подкормить мальчишку. Учительница осознавала, что без
поддержки взрослых ребенок может сбиться с верного пути.)
– А какие пути возможны были для героя рассказа?
(Ответы детей.) Слайд 6.
– Какой выбирает мальчик? Почему?
(Выбирает учебу, потому что не может не оправдать доверие матери и
односельчан. Очень хочет учиться.)
– Как называют человека, не отступающего от цели, умеющего держать слово,
стремящегося к знаниям вопреки всему? Слайд 7.
(Только вопрос.)
(Это целеустремленный человек, честный, имеющий нравственный стержень.)
Итак, Это человек с нравственным стержнем. Что это за качество? Слайд 7.
– Вспомните, у кого из героев изученного нами произведения не оказалось в
нужный момент этой нравственной прочности?
(“Конь с розовой гривой” “… понял, что попал на уду”.)
Лидия Михайловна поняла, что у мальчика есть характер, гордость, но ему
некому помочь. Учительница решает помочь ему сама.
– Как она предполагала это сделать?
(Дети отвечают.) Слайд 8.
Не получается помочь! Слайд 9.
– Какие пути возможны в этой ситуации для Лидии Михайловны?
(Успокоиться и не успокоиться) Слайд 9.
– Как же мальчик с такими нравственными принципами стал играть на деньги с
учительницей?
(Лидия Михайловна его просто обманула, сделала вид, что ей тоже интересна
игра. Учительница поняла, что это единственный шанс, который даст ребенку
заработать на молоко.)
– Помогла Лидия Михайловна мальчишке? Докажите текстом.
(Это был его “честный выигрыш”. Он видел, что игра доставляла учительнице
удовольствие.)
– Почему Лидия Михайловна смеялась и веселела?
(Она достигла своей цели. Помогла ребенку.)
– Почему рассказ назван “ Уроки французского”? Слайд 10.
– Как назвал эти уроки В. Г. Распутин в зрелом возрасте?
(“Уроки доброты”.)
– Как вы понимаете это выражение В. Г. Распутина? Слайд 11.
– Какие же уроки получили вы от своего ровесника? Вернемся к самой первой
записи в левой стороне тетради. Слайд 12.
Возвращаясь к трудностям, с которыми столкнулся герой рассказа, дети называют
уроки, извлеченные ими из жизненной ситуации мальчика.
– Почему я именно вопросительным предложением сформулировала тему урока?
(Это не только уроки французского языка, но и “ уроки доброты”, уроки жизни.)
Домашнее задание: какой из уроков рассказа для вас является особенно важным?
Почему? Слайд 13.
Приложение.
1
Проверь себя! 1. К какому роду литературы относится произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»? Эпос 2. К какому жанру относится произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»? Автобиографический рассказ 3. Кто является героем произведения Распутина В. Г. « Уроки французского»? Василий Андреевич 4. Когда началась самостоятельная жизнь мальчика? В 11 лет 5. Портрет какого литературного героя представлен следующей цитатой: «…большеголовый, стрижен под машинку, коренастый парень в убытке не оставался»? Птаха
2
6. С какой целью главный герой играл на деньги? Покупать молоко 7. Что при изучении французского было трудно для мальчика? Говорить 8. Какой художественный приём содержит фраза: «… от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся»? Эпитет
3
Уроки французского? В. Г. Распутин
4
Чем для героя рассказа стали уроки французского языка? стали уроки французского языка? Какие уроки получили мы с вами, познакомившись с произведением?
5
В какой ситуации оказался мальчик? — один в чужой семье — один в чужой семье — страх — страх — диковатость — диковатость — хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие — хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие — дурная компания, где его избивают — дурная компания, где его избивают
6
Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»? — воровать — воровать — влиться в компанию Птахи — влиться в компанию Птахи — пожаловаться матери и вернуться домой — пожаловаться матери и вернуться домой — принять помощь Лидии Михайловны — принять помощь Лидии Михайловны — учиться вопреки всему — учиться вопреки всему
7
Как говорят о таких людях? Это человек с нравственным стержнем. Что это за качество? Жить по совести. Быть ответственным за своё дело, то есть за учёбу. Оставаться самим собой в трудной ситуации Оставаться самим собой в трудной ситуации.
8
Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку? — пригласила домой и попыталась накормить — пригласила домой и попыталась накормить — собрала посылку с макаронами и гематогеном — собрала посылку с макаронами и гематогеном
9
Не получается помочь! Какие пути возможны в этой ситуации? Что могло бы быть дальше? (Он вновь искал бы возможность играть на деньги) Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет. ( Игра на деньги, но в других условиях) Успокоиться Не успокоиться
10
Рассказ назван « Уроки французского». Почему? — мальчик изучал французский язык — мальчик изучал французский язык А как назвал эти уроки В. Г. Распутин, став взрослым человеком? — «уроки доброты» — «уроки доброты»
11
Что значит «уроки доброты»? — умение почувствовать боль ближнего — умение почувствовать боль ближнего — готовность прийти на помощь — готовность прийти на помощь — не отступничество, а заступничество — не отступничество, а заступничество — готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность — готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность
12
Какие же уроки получили вы от своего ровесника? — умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не просить помощи — умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не просить помощи — ответственность за учёбу, преодоление трудностей, слабостей — ответственность за учёбу, преодоление трудностей, слабостей — стойкость характера, нравственный стержень сопротивление обстоятельствам, дурной силе — стойкость характера, нравственный стержень сопротивление обстоятельствам, дурной силе — один в чужой семье — страх — страх — диковатость — диковатость — хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие — хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие — дурная компания, где его избивают — дурная компания, где его избивают
13
Домашнее задание: какой из уроков рассказа для вас является особенно важным? Почему?
Молчанов Игнатий
Литература
К какому роду литературы относится рассказ «Уроки французского»?
Ответ или решение1
Авдеева Дарья
К эпосу.
Знаешь ответ?
Все предметы
Математика
Литература
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
Французский язык
Немецкий язык
ОБЖ
Астрономия
×
Войти
Регистрация
Никнейм
Пароль
-
К какому роду литературы относится рассказ «Уроки французского»?
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
solomonmann428
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык16 минут назад
Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!
-
Геометрия21 минут назад
Геометрия 8 класс 1 вопрос
-
Английский язык21 минут назад
8. Match each time expression with its definition.
a) two weeks
b) ten years
from
4) a millennium d) a thousand yearse.com
5) a decade
e) a hundred years
6) a fortnight
7) the 1800s
for ages
f) after the birth of Christ
g) a long period of time
h) before the birth of Christ
1) AD
2) BC
ole.co3) a century -
Информатика26 минут назад
можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере
-
Математика26 минут назад
1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Распутин. Весь собранный материал непременно вам пригодится при изучении данного произведения.
Так случилось, что русская литература в советский период не имеет такой популярности, как, например, литература девятнадцатого века. И очень зря. Ведь именно благодаря ей мы имеем возможность узнать информацию о нраве и быте советского народа. Мы имеем возможность узнать, что переживали авторы того времени, что им было интересно, и какие темы тревожили.
Что же касается творчества Валентина Распутина, то углубившись в него, мы получим ответы на все интересующие нас вопросы. Валентин Распутин отличался тем, что он как никто другой понимал свой народ. Он переживал вместе со всеми печали, трудности, питал те же надежды, что и остальные граждане его страны.
Содержание
- История создания
- Направление, жанр
- Смысл названия
- Композиция и конфликт
- Смысл произведения
- Темы
- Проблемы
- Главная мысль
История создания
Стоит отметить. Что идею для написания произведения автор взял из самой жизни. Он родился в самой простой крестьянской семье, которая проживала в Иркутской области. С ранних лет он воочию наблюдал течение жизни простого народа в сибирской деревне. Эти воспоминания позже легли в основу многих произведений автора.
За основу произведения «Уроки французского» автор так же взял автобиографические факты. Подтверждением этому является то, что все повествование происходит от первого лица. Когда он был ещё очень мал, то точно так же, как и герой его рассказа, приезжает в незнакомый город. Там ему довелось столкнуться с большим количеством трудностей, которые пришлись на послевоенное время. Огромную роль в его жизни играет его учитель – Лидия Михайловна, которая своей добротой и отзывчивостью помогает ему пережить столь тяжелое время. Женщина помогла ему пережить голодное время, а её посылку с макаронами он вспоминал еще долгие годы. Так же именно эта женщина сумела привить ему любовь и интерес к литературе.
Благодаря публикации его произведения он смог разыскать свою учительницу, и начал с ней общаться.
Впервые произведение «Уроки французского» было опубликовано в журнале «Советская молодежь».
Направление, жанр
Рассказ «Уроки французского» относится к реализму. Автор достоверно изображает окружающую действительность, не стараясь её приукрасить. В каждом его герое, их словах и действиях отчетливо виден натурализм. Автор очень часто упоминает реальные места и события. Благодаря этому. У нас складывается впечатление, что все написанное происходило на самом деле.
Что же касается жанровой принадлежности, то произведение «Уроки французского» является рассказом. В произведении описывается небольшой промежуток времени. А количество действующих лиц очень мало.
Так же Валентин Распутин детально описывает все места, употребляя реальные названия. Совокупность всего этого помогают читателю окунуться в атмосферу того времени и самого произведения.
Смысл названия
Для названия своего произведения Валентин Распутин использует наименование дополнительных занятий главного героя и его учителя. Благодаря этому нам изначально становится понятно, о чем будет идти речь в произведении. Так же названием автору удается подчеркнуть основную мысль рассказа, ведь именно эти занятия и становятся кульминационными в отношениях учителя и главного героя. Занятия французским языком дали герою не только знания, но и подарили настоящего друга.
Польза дополнительных занятий была огромна, поскольку именно благодаря им герой прошел этап становления личности. Та же можно отметить, что в названии акцентируется внимание на том, что французский язык является второстепенным, по сравнению с тем, какие ценности способен привить ребенку учитель. Та и учительница мальчика смогла научить его более важным вещам, нежели язык, а именно – отзывчивости, пониманию и доброте.
Композиция и конфликт
Главной композиционной особенностью произведения является то, что рассказ делится на шесть логических частей. Данные части разделены очень небольшим временным промежутком. Структура рассказа классическая.
Первая часть – это экспозиция, в которой мы знакомимся с главным героем и его историей.
Во второй части произведения мы видим завязку. Мы узнаем о тех лишениях и трудностях, которые пришлось преодолевать мальчику, оказавшись в чужом городе.
Четвертая часть произведения – это кульминация. Автор описывает тот момент, когда голодающий мальчик отказывался принять от учительницы посылку с продуктами. Данное событие становится поворотным в произведении и выводит отношения учительницы и мальчика на новый уровень.
Трагедия произведения заключается в том, что директор школы не разбирается в возникшем недоразумении, а увольняет учительницу.
Финальная часть показывает, что сюжетные линии приходят к логическому завершению. Так же мы узнаем, что стало с героями в дальнейшем.
Основой конфликта произведения становится борьба человека с несовершенствами нашего мира. Автору удается показать читателю, как тяжесть времени способна губительно влиять на людей. Так же мы видим, как человек может пережить все трудности, выпавшие на его судьбу.
Смысл произведения
Главные события рассказывают о том, как в 1948 году мальчик, родом из деревни, переезжает жить в город. Было ему всего одиннадцать лет от роду. А в город он приехал к своей тетке, чтобы получить образование в школе. Жить в городе мальчику намного сложнее, нежели ему жилось в деревне. Очень часто ему нечего есть, поэтому он вынужден голодать. Из-за этого он очень сильно похудел, начал страдать малокровием и очень тосковать по дому.
Но все трудности, которые встретились на его пути, совершенно никак не сказывались на успеваемости ребенка. Он очень ответственно относился к своему образованию, поэтому учился на одни пятерки. Не давался мальчику лишь французский язык. Его учительница – Лидия Михайловна, не могла спокойно слушать его неправильное произношение.
Мальчик начал играть в «чику», чтобы заработать себе деньги на молоко, в котором он очень нуждался. Однажды его избили мальчишки за его игру. Учительница увидела следы избиения на теле ребенка.
Изначально учительница отнеслась к мальчику предвзято из-за его увлечения, потому что думала, что он играет с целью наживы. Но, поговорив с ним, она узнает, как обстоят дела на самом деле. Ей становится жаль ребенка, поэтому она решает помочь ему.
Женщина начинает давать мальчику дополнительные занятия французского языка, которые проходят у неё дома. Она пытается покормить героя, но он решительно отвечает отказом. Тогда женщина отправляет ему посылку с макаронами, но и её мальчик возвращает обратно. Этот его поступок очень поразил учительницу.
Тогда Лидия Михайловна находит способ, как помочь мальчику зарабатывать на жизнь. Она начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Эти деньги мальчик начинает брать, и потихоньку его жизнь начинает налаживаться. Мальчик с учительницей становятся настоящими друзьями.
Как-то раз, они настолько увлеклись игрой, что не заметили директора школы, который застал их за этим. Директор не стал разбираться, а просто уволил учительницу. Женщина уезжает к себе на Родину в Кубань. Она продолжает помнить о своем подопечном, которому отправляет яблоки и макароны.
Темы
В анализируемом произведении автор поднимает очень актуальную тематику для тех, кому пришлось в школьные годы пережить трудности.
Одна из основных тем произведения – это тема отзывчивости. Автор уверен, что данное качество необходимо сохранить в себе. Человек должен уметь сопереживать другим людям, чтобы не стать эгоистичным животным, которое может пойти абсолютно на все ради собственной выгоды. У человека должна быть душа, которая умеет чувствовать.
Еще одна тема произведения – это тема доброты. Всю доброту в произведении автор показывает в образе Лидии Михайловны. Когда на горизонте она увидела проблему, то не отвернулась от неё, а с упорством и терпением принялась её решать.
Любовь к профессии – данную тему тоже следует отдельно отметить. На примере учительницы Лидии Михайловны автор показывает то, каким должен быть учитель на самом деле – до безумия любить свою профессию. Ведь настоящий учитель должен не только идеально знать свой предмет и учить детей, но и воспитывать, и помогать своим подопечным.
Распутин поднимает такую важную тему, как сила духа. Её он демонстрирует на примере своего героя. Даже в самой сложной ситуации мальчику удается сохранить свое лицо и человеческое достоинство. Он не пытался получить что-то от жизни или других людей бесплатно, он всего старался добиться своим собственным трудом.
Тема скромности так же была затронута в рассказе. Мальчик, который родился в деревне, намного скромнее своих городских ровесников. Он ко всему относится с осторожностью, а дорогие подарки, которые он не заслужил, и вовсе обходит стороной.
Проблемы
Что же касается проблематики произведения, то автор поднимает извечные проблемы, которые всегда волновали, и будут волновать читателей.
Проблема одиночества – одна из важных проблем произведения. Автор демонстрирует читателю то, насколько люди стали озлобленными и угнетенными после продолжительных военных действий. Мы хорошо видим отчетливую разницу между деревней и городом, когда деревенский мальчишка не в состоянии понять безнравственность и пресыщенность ребят, проживающих в городе.
Проблема бедности – серьезная проблема во все времена. В анализируемом произведении мы отчетливо видим, какая разруха и нищета царит в стране после войны. Люди не живут, а скорее выживают, стараясь хоть как-то свести концы с концами. Это не могло не отразиться на их моральном облике.
Проблема равнодушия – это так же актуальная тема и по сей день по той причине, что это одно из самых ужасных качеств человека. Когда человек безразлично относится к жизни и судьбе других людей, его душа черствеет. Подобное хорошо заметно в тот момент, когда мальчишки жестоко избивают героя, или когда директор школы не хочет разобраться в происходящем, а просто увольняет Лидию Михайловну. Данные поступки показывают то, что люди равнодушны к чужой беде. Им легче отмахнуться от соседа, чем постараться ему помочь.
Детское насилие – еще одна проблема произведения. Главного героя неоднократно избивают его сверстники, но никто даже не пытается как-то решить этот вопрос. На его защиту становится только учительница. А настоящие виновники – любители азартных игр – так и остались безнаказанными.
Что же касается жизни в деревне, то её мы видим как постоянный выматывающий рабский труд и голод. Денег нет абсолютно ни на что, поэтому чтобы обуть своего ребенка, необходимо продать что-то из вещей.
Главная мысль
Валентин Распутин показывает очень тяжелую жизнь, которая наступила у граждан советского союза после окончания войны. Люди перестали жить, а начали лишь выживать в столь тяжелое для всех время. Самое страшное, что это не обошло стороной и детей, которые так же превратились в жестоких зверей, которые до последнего будут бороться за выживание. Но автор поставил перед собой задачу, которую с блеском выполнил. На примере данного рассказа он показал то, что в любой, даже в самой тяжелой ситуации, необходимо оставаться добрым, отзывчивым и честным человеком.
Так же Распутин показал, каким должен быть настоящий учитель. Так же мы видим несправедливость, с которой пришлось столкнуться учительнице за свою добродетель.
Главной мыслью произведения является то, что в одиночку человек не может изменить внутренние устои и проблемы страны. Но он в состоянии совершить что-то хорошее, благодаря чему всем станет жить немного легче. Придя на помощь своему ученику, Лидия Михайловна сделала большой вклад в будущее своей страны. Ведь она дала ему шанс добиться большего в этой жизни, а так же помогать другим людям и своей стране.