Среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры и других – особое место занимает искусство слова, или словесность.
Словесность – это творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Существует два вида словесности: устная словесность, то есть совокупность устных словесных произведений, созданных народом, и письменная словесность – рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю своего существования. Устная словесность носит название фольклор (англ. folklore – «народная мудрость»), письменная – литература (от лат. littra – буква, написанное).
Литература подразделяется на художественную, документальную, мемуарную, научную, научно-популярную, деловую, но к словесности чаще всего относят именно художественную литературу в стихах и прозе, называя её «изящной словесностью», или беллетристикой (франц. belles lettres – «изящная словесность»).
Два вида словесности – устная и письменная – живут и развиваются в постоянном взаимодействии и соприкосновении друг с другом, имеют свои роды и жанры, средства художественной выразительности, способы изображения человека и решения проблем, связанных с его жизнью.
Фольклор и литература имеют свои роды и жанры.
Роды фольклора литературы – это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося к художественному целому. Выделяют три рода: драму, эпос, лирику.
Драма (греч. drama – действие, сценическое представление) – один из основных родов искусства слова, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и предназначенные для исполнения на сцене.
Эпос (греч. epos – слово, повествование) – повествовательный род фольклора и литературы (в отличие от лирики и драмы).
Лирика (греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры, чувствительный) – род фольклора и литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора.
Жанр (франц. genre – род, вид) – разновидность художественного произведения.
Кроме драматических, эпических и лирических жанров, в художественной литературе существуют жанры лироэпические, то есть такие, которые сочетают в себе элементы лирики и эпоса.
Каждый род фольклора и литературы имеет свои жанры.
Основные жанры фольклора
№ |
Жанр |
Определение |
Эпические жанры |
||
1 |
Сказка |
повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил |
2 |
Сказ |
произведение о событиях прошлого или современности, в котором повествование ведётся от лица рассказчика |
3 |
Легенда |
опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии, основанное на устных преданиях |
4 |
Предание |
устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение |
5 |
Былина |
песня-сказание о богатырях и их подвигах, обычно исполнявшаяся нараспев под аккомпанемент гуслей |
6 |
Исторические песни |
эпические и лироэпические устные произведения о конкретных событиях истории, исторических деятелях |
Лирические жанры |
||
1 |
Обрядовая поэзия: |
поэзия, сопровождающая обряды, то есть совокупность действий, совершаемых в определённой последовательности и связанных с бытовой традицией |
календарная |
поэзия, в основе которой лежит народный календарь: колядки, подблюдные песни, песни, связанные с обрядами подготовки и уборки урожая |
|
семейная |
поэзия, связанная с семейно-бытовыми обрядами, например, свадебные песни |
|
2 |
Необрядовая поэзия: |
народная поэзия, не связанная с обрядами |
песни |
произведения, передающие мысли, чувства, переживания человека: любовные, семейно-бытовые, ямщицкие, солдатские, удалые (разбойничьи) |
|
частушки |
короткие рифмованные песенки (четверостишия) с лирическим или злободневным содержанием |
|
Драматические жанры |
||
1 |
Ряжение |
обрядовое переодевание для исполнения праздничных ритуалов |
2 |
Игры |
игры, ярко отражающие образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои |
3 |
Хороводы |
старинные коллективные народные танцы, участники которых, взявшись за руки, с пением ходят по кругу |
4 |
Сцены |
связаны с календарными и семейными обрядами |
Кроме того, есть малые нелирические жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Пословицы – это меткие, образные изречения, законченные высказывания, обобщающие различные явления жизни и имеющие обычно назидательный смысл.
Поговорки – это краткие устойчивые выражения, обычно образные, рифмованные и не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.
Загадки – краткие иносказательные описания каких-либо предметов или явлений, которые нужно узнать, разгадать.
Основные жанры литературы
№ |
Жанр |
Определение |
Эпические жанры |
||
1 |
Басня |
литературное произведение в стихах или прозе нравоучительного, сатирического характера |
2 |
Рассказ |
небольшое художественное повествовательное произведение в прозе |
3 |
Новелла |
короткий рассказ с чёткой композицией, напряжённым действием и драматизмом сюжета, тяготеющего к необычному |
4 |
Очерк |
небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц |
5 |
Повесть |
прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой |
6 |
Роман |
большое повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным, разветвлённым сюжетом |
7 |
Роман-эпопея |
разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни |
Лирические жанры |
||
1 |
Стихотворение |
произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, передающее чувства, мысли, эмоции лирического героя |
2 |
Ода |
торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою |
3 |
Послание |
стихотворное обращение к лицу известному или воображаемому |
4 |
Стансы |
произведение, состоящее из композиционно законченных строф |
5 |
Сонет |
стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы) |
6 |
Элегия |
стихотворение с характером задумчивой грусти |
7 |
Эпиграмма |
небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление |
Лироэпические жанры |
||
1 |
Баллада |
поэтическое произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему |
2 |
Поэма |
большое произведение в стихах |
Драматические жанры |
||
1 |
Трагедия |
(греч. tragōidia) произведение, в основе которого лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя |
2 |
Драма |
пьеса серьёзного, но не героического содержания |
3 |
Комедия |
(греч. kōmōdia от kōmos – сельский праздник и aeidein – петь) произведение со смешным, забавным или сатирическим сюжетом |
-
Эпический жанр фольклора
-
Драматическое произведение
-
Лирическое произведение
-
К лирическому роду литературы относится произведение М.Ю. Лермонтова
-
Лирический жанр
-
Лирический жанр
-
Драматический жанр
-
Эпический жанр
-
Эпический жанр
-
Эпическое произведение
-
Эпическое произведение
-
Лирическое произведение
-
Лиро-эпическое произведение
-
Драматическое произведение
-
Драматическое произведение
-
Прозаический жанр, рассказ-воспоминание о достоверных жизненных фактах, событиях недавнего прошлого, в котором вымышленные ситуации подаются рассказчиком как реально существовавшие, жизненно достоверные
-
Драма – это один из основных родов искусства слова, представляющий собой произведения, которые
-
Лирика – это один из основных родов искусства слова, представляющий собой произведения, которые
-
Термин, обозначающий род литературы
-
Эпический жанр литературы
-
Жанр произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама»
-
Жанр произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
-
Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
-
Отношения между юношей и девушкой, их мысли и чувства изображают песни
-
Жанр произведения Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
-
Вид драматического произведения, в котором изображаются жизненные положения и характеры, вызывающие смех
-
Литературное направление
-
Лироэпическим произведением является
-
К эпическим жанрам относятся
-
Драматическим произведением является
-
Драматическим произведением является
-
Лирическим произведением является
-
К эпическим жанрам устного народного творчества относятся
-
Термином, обозначающим род литературы, является слово
-
Народные эпические сказания о богатырях, народных героях и общеисторических событиях в Древней Руси – это
-
К произведениям устного народного творчества нельзя отнести
-
Одним из эпических жанров фольклора является
-
Одним из эпических жанров является
-
В былинах отсутствует
-
Эпические произведения
-
К эпическим произведениям относится
-
Лирическим произведениям является
-
Малыми нелирическими жанрами фольклора являются
-
К произведениям устного народного творчества относится
-
Одним из лирических жанров литературы является
-
Эпическим произведением является
-
К лирическому роду литературы относится произведение М. Ю. Лермонтова
-
К драматическим произведениям относится
-
Одним из лирических жанров является
-
Одним из драматических жанров является
-
Какие фольклорные произведения могут сопровождаться музыкой, полуговором, полупением, танцем, сценической игрой?
-
Укажите отличительные особенности фольклорных произведений.
-
Укажите жанры эпического рода.
-
Критериями для разделения жанров эпического рода (эпоса) являются
-
Основой любого эпического произведения являются только
-
Вид условной фантастической образности, неожиданное, абсурдное сочетание образов и деталей в сюжете произведения – это
-
Назовите произведения А.С. Пушкина, относящиеся к лирическому роду литературы.
-
Важное отличие фольклора от литературы
Тест по теме «БЫЛИНЫ» 7 класс
1. К какому роду литературы относятся былины?
а) Лирика
б) Драма
в) Эпос
2.Выбрать определение жанра былины.
а) Жанр русского фольклора; эпос героико-патриотического содержания, повествующий о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
б) Жанр фольклора, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описания легендарных и и реальных событий и мифологический представлений
3. Главной целью былин было:
а) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом
б) Возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа
4. Написать названия 3-4 прочитанных былин.
5. Какому богатырю соответствует описание?
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
6. Какой город не мог упоминаться в былинах?
а) Киев б) Чернигов в) Муром г) Москва
7. Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины?
Как во славном городе во городе во Новгороде
Ай как был Садко да гусельщик;
А как не было у него несчётной золотой казны
Как ходил он по честным пирам,
Спотешал он да купцов, бояр,
Веселил он их на честных пирах
А как тут с Садко да случилося…
а) Кульминация
б) Развитие действия
в) Исход
г) Зачин
8. Каким стихотворным размером написаны былины?
а) Двухсложный (ямб, хорей)
б) Трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест)
в) Былинный стих
9. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты».
1. Чисто а) молодец
2.Добрый б) поле
3.Буйная в) дружинушка
4. Хоробрая г) головушка
10. Выбрать примеры употребления гиперболы
а) «Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь».
б) «Птицей-соколом летать ему под оболока».
в) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи.
11. Прочитать фрагмент и определить, из какой былины он взят.
А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у неё да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла…
а) «Добрыня и змей»
в) «Три поездки Ильи Муромца»
г) «Волга и Микула Селянинович»
12.С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?
а) мир посмотреть
б) на войну
в) за данью
г) в гости к князю Владимиру
13. Выбрать определение гиперболы.
а) один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
б) один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их сходству, присущим качествам;
в) один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.
14. К какому циклу относится былина «Садко»?
а) Киевские былины; б) Новгородские былины.
15. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь?
а) «Садко»
б) «Три поездки Ильи Муромца»
в) «Вольга и Микула Селянинович»
16. Какие качества богатыря являются первостепенными?
а) физические б) нравственные
17. Есть ли былины, в которых богатырь не одолел бы врага?
а) да б) нет
18. Какой из перечисленных признаков былин не соответствует истине?
а) былина – исконно русский жанр;
б) былина – правдивый исторический рассказ;
в) былина родственна мифу;
г) былина рисует картину мироздания.
Ответы: 1-в, 2-а, 3-б, 4-названия былин, 5-Микула Селянинович, 6-г, 7-г, 8-в, 9:1б 2а 3г 4в, 10-в, 11-г,
12-в, 13-а, 14-б, 15-в, 16-а, 17-б, 18-г.
0
К какому роду литературы относятся былины?
2 ответа:
1
0
Былины относятся к устному неродному творчеству, иначе говоря — к фольклору. В наше время этот вид литературы пользуется популярностью только у специалистов-литературоведов, а население такие вещи не читает. Но когда-то давно былины были одним из немногих источников информации, ценились в народе очень высоко, а сами сказители (баяны) пользовались большим уважением.
1
0
Былины, относятся к такому роду литературного творчества, как, эпос.
Данный жанр подразумевает содержание в себе произведений народного ремесла. Являя собой совокупность героических сказаний, песен, повествований прошлых лет. Возникновение эпоса в таком виде, как мы себе его представляем обусловлено, средневековыми войнами в период средневековья. Выражался он в песнопении с использованием арфы или маленькой скрипки.
Применялся для поддержания боевого духа.
Позднее произведения эпоса прошли видоизменения, переродившись в былины. А виолы и арфы отошли на задний план литературного искусства.
Читайте также
Рассказ по картине Шишкина «Рожь»
План:
- Картина Шишкина «Рожь»
- Сюжет картины.
- Краткое описание пейзажа.
- Какие чувства вызывает у меня картина.
- Чем мне понравилась и запомнилась картина Шишкина.
Русский художник Иван Шишкин написал картину «Рожь» в 1878 году. Все картины художника отличаются точностью и реальностью изображения. Пейзажи Шишкина настолько точно отображают природу, что часто напоминают фотографии.
На картине «Рожь» видим простой русский пейзаж — поле ржи, полевая дорога, сосны, растущие прямо на поле, и небо с кучевыми облаками.
Дорога вьется между полями зрелой ржи. Сосны растут поодиноко, от этого они раскошные, с мощными лапами. Кучевые облака неба предвещают дождь или грозу.
Картина «Рожь» вызывает у меня чувство нежности и любви к родной природе.
Мне очень понравилось произведение Шишкина своей простотой и природной красотой.
Доктор Рагин — изначально неплохой врач, но его усердие довольно быстро сменяется индифферентностью по отношению
и к больным, и к своим обязанностям. Он придерживается следующих взглядов: ничего не изменить и даже пытаться не стоит, больные были, есть и будут, всех не вылечить, а значит, нечего и стараться.
Побеседовав однажды с Иваном Дмитричем Громовым, пациентом палаты № 6, он начинает считать того единственным умным человеком в городе и регулярно общаться с ним.
А тем временем молодой врач Хоботов хочет занять место главврача, то есть Рагина, и с его легкой руки окружающие постепенно принимают Рагина за сумасшедшего — ведь он постоянно разговаривает с душевнобольным Громовым!
В результате несложной интриги Рагин сам попадает в палату № 6… и вот тогда только понимает, каково это — примириться с существующим положением дел и ничего не менять. И в отличие от Громова он даже не в состоянии жить здесь достаточно долго: Рагин умирает на следующий день после помещения его к сумасшедшим…
План к рассказу Л.Н.Толстого «Как гуси Рим спасли» у меня получился таким:
- Покорение Римской империи галлами.
- Галлам удается захватить Рим, но не удается захватить Капитолий.
- Галлы лезут на стены ночью в мечтах о богатстве.
- Голготание гусей.
- Победа над галлами.
- Празднование.
Все верно — почти до Нового года солнце все меньше появляется над горизонтом в световой день. После Нового года, день начинает пребывать, это и называется первой частью пословицы — «Солнце на лето..» Но одновременно с этим начинается наверное самый холодный месяц зимы — январь, а стало быть и морозы усиливаются, а это и есть продолжение пословицы «…зима на мороз»
Эти два события происходят конечно же же не в одни сутки (день зимнего солнцестояния когда день начинает пребывать) а в течении пары недель. Только на таком периоде можно заметить проявления этих двух действия — увеличение светового дня и крепчание морозов — Рождественских и Крещенских.
В своем рассказе «Кладовая солнца» Михаил Пришвин рисует образ двух деревьев, которые волей злого ветра проросли из одной ямки, но каждое из своего семечка. Случись это в разное время, из ямки выросло бы только одно дерево, сосна или ель, но так они вместе проросли и вместе устремились к солнцу, стараясь обогнать друг друга.
Стволы несчастных деревьев тесно переплелись, местами ветки пронзили их и когда ветер качал деревья они стонали на все болото.
Это образ двух несчастных, которые не смогли найти способ совместного сосуществования.
Судьба ели и сосны в рассказе «Кладовая солнца» незавидна. Они обречены мучить друг друга и самих себя. Но им обоим хочется жить.
Этим образом писатель постарался показать, что только деревья не могут выжить в одной ямке, но человек с человеком должен уметь находить общий язык.
Татьяна Захарова
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Эпос — это один из родов литературы, в котором идет повествование о внешних к автору событиях, о действиях людей в окружающем мире.
Понятие эпоса
Эпос – род литературы, наряду с лирикой и драмой. Он охватывает бытие в его пространственно-временной протяженности, пластической объемности и сюжетности. Согласно «Поэтике» Аристотеля, в отличие от драмы и лирики, эпос в момент повествования объективен и беспристрастен.
Возникновение эпоса обусловлено историческими обстоятельствами. Ряд ученых считает, что героический эпос возник в китайской и древнееврейской культурах. Обычно зарождение эпоса связывают со сложением плачей и панегириков, близких героическому восприятию. Великие деяния, увековеченные в них, являются основой повествования героических поэтов. Как правило, плачи и панегирики слагаются в том же размере и стиле, что и героический эпос. В составе эпических поэм панегирики и плачи сохраняются в качестве украшения.
Эпические жанры делятся на:
- Малые – новелла, очерк, рассказ;
- Средние – повесть;
- Крупные – роман, эпопея, эпическая поэма.
Кроме них, к роду эпоса относятся и фольклорные жанры, такие как былина, сказка, историческая песня.
Крупные эпические жанры
Эпопея – это родовое обозначение крупных эпических, а также сходных с ними произведений.
Существует два определения эпопеи:
- Это обширное повествование в прозе или стихах о каком-либо выдающемся национально-историческом событии
- Продолжительная, сложная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
Становлению жанра эпопеи предшествовало возникновение былевых песен, носивших полуповествовательный, полулирический характер, которые были вызваны боевыми подвигами племени, клана и приурочены героям, вокруг которых группировались. Эти песни затем складывались в крупные поэтические единицы – эпопеи. Они были запечатлены цельностью построения и личного замысла, однако только номинально приурочены к какому-либо автору. Таким образом, например, возникли поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомера.
«Эпос как литературный род» 👇
Еще одним крупным эпическим жанром является роман – прозаический жанр, предполагающий повествование о развитии личности и жизни главного героя или героев произведения в переломный, нестандартный период жизни.
Название жанра возникло в средине 12 века вместе с жанром рыцарского романа, в противопоставление историографии на латинском языке. Несмотря на популярное мнение, такое название изначально относилось не к любому сочинению на народном языке (лирика трубадуров, героические песни никогда не называли романами), а к тому произведению, которое было возможно хотя бы отдаленно противопоставить латинской модели – басне, историографии, видению.
С историко-литературной точки зрения говорить о возникновении романа как жанра говорить невозможно ввиду того, что «роман», по существу, является инклюзивным термином, перегруженным идеологическими и философскими коннотациями и указывающим на комплекс явлений, являющихся относительно автономными и не всегда генетически связанными между собой.
В этом смысле возникновение романа занимает несколько эпох, начиная с эпохи Античности и заканчивая 18 веком. При этом большое значение имели процессы конвергенции – поглощение и усвоение нарративных типов и классов из соседних литературных рядов.
Одним из древнейших видов эпических произведений является эпическая поэма. Этот жанр ужу с эпохи античности сосредоточил все свое внимание на изображении взятых из далекого прошлого героических событий. Обычно эти события были эпохальными, оказали большое влияние на ход национальной и общей истории. Образцами эпической поэмы являются «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Неистовый Роланд» Ариосто и т.д. эпическая поэма вызывала особый интерес со стороны теоретиков и писателей классицизма. Жанр был признан венцом поэзии за его гражданственность, возвышенность, героику. Писатели классицизма в процессе теоретической разработки жанра главным образом опирались на традиции античности. Выбор героя произведения определялся не только нравственными качествами, в первую очередь лон должен был быть личностью исторической, а события, к которым герой был причастен, должны иметь общенациональное и общечеловеческое значение. герой произведения должен стать образцом, примером человеческого поведения.
Средние и малые эпические жанры литературы
К средним эпическим жанрам относится повесть.
Замечание 1
Повесть – это прозаический жанр, который не имеет устойчивого объема и находится в промежутке между романом новеллой или рассказом.
Термин «повесть» присущ русской литературе, в зарубежном литературоведении существует такое понятие, как «короткий роман».
В русской литературе первой трети 19 века термин «повесть» соответствовал современному термину «рассказ». Повестью тогда называли все, что по объему не дотягивало до романа, в том числе и короткое повествование об одном событии, иногда анекдотическом (например, «Выстрел» А. С. Пушкина, «Коляска» Н. В. Гоголя).
В Древней Руси повесть означала повествование, в основном, прозаическое. Старинное значение этого термина – «весть о каком-либо событии». Важным источником старорусских «повестей» являются летописи (например, «Повесть временных лет»).
Замечание 2
В древнерусской литературе повестью называлось любое повествование о каких-либо событиях, достоверность и актуальная значимость которых не вызывали у современников сомнения («Повесть о Калкской битве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань» и т.д.).
Основным жанром малой повествовательной прозы является рассказ, или новелла. Рассказ является более краткой, чем роман или повесть, формой художественной прозы. Жанр восходит к фольклорным формам устного пересказа в виде притчи, сказания или поучительного иносказания. В рассказах чаще всего одна сюжетная линия при наличии какой-либо одной проблемы и мало действующих лиц.
Еще одной разновидностью малой формы эпического жанра является очерк – это рассказ, в котором отсутствует единый, острый, быстро разрешающийся конфликт и присутствует большая развитость описательного изображения. Эти отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерк является полухудожественным-полудокументальным жанром, в нем описываются реальные люди и реальные события.
К малым эпическим жанрам относится сказка – это эпическое, в основном прозаическое произведение волшебного характера, как правило, со счастливым концом. Обычно сказки рассчитаны на детей.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме