К какому роду литературы следует отнести жанры романа повести рассказа драма эпос лирика лиро эпика

Итоговый тест за курс 10 класс                                                        Вариант – 1

        1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм                                                В)сентиментализм

Б)классицизм                                                Г)реализм

        2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев                        В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь                                Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

        3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев                                        В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский                                        Г)Ф.М.Достоевский

        4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна                                        В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна                                Г)Анастасия Семеновна

        5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение                                        В)эпитет

Б)инверсия                                                Г)аллегория

        6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей                В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова                  Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

        7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес»                                В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети»                        Г)И.А.Гончаров «Обломов»

        8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

        9.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А)А.Н.Островский                        В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский                        Г)Л.Н.Толстой

        10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов                                В)Болконский

Б)Денисов                                Г)Друбецкой

        11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею                                В)Наполеону

Б)императору Александру 1                Г)М.И.Кутузову

        12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича                        В)Раскольникова

Б)Зосимова                                        Г)Свидригайлова

        13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев                                В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов                                Г)Анатоль Курагин

        14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину                                В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову                                Г)М.Ю.Лермонтову

        15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика                                        В)эпос

Б)драма                                        Г)лиро-эпика

        16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность                                В)лицемерие

Б)легкомыслие                                Г)свободолюбие

        17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой                                В)И.А.Гончаров

Б)А.П.Чехов                                        Г)Ф.М.Достоевский

        18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский                                В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов                                Г)Д.И.Писарев

        19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин                                        В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет                                        Г)М.Ю.Лермонтов

        20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное                                        В)Марьино

Б)Заманиловка                                Г)Отрадное

        21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга                В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые                Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

        22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка                В)солдатом

Б)садовником                                Г)артистом

        24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо»,  «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Итоговый тест за курс 10 класс                                                        Вариант – 2

        1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

        2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов                                В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев                                Г)А.К.Толстой

        3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А)А.Н.Островский «Гроза»                                        В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»        Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

        4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория                                В)антитеза

Б)метафора                                Г)гипербола

        5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие                        В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта                        Г)щедрость и мужество

        6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин                        В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен                                        Г) Н.А.Некрасов

        7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека»                В)самодур

Б)тип «лишнего человека»                        Г)романтический герой

        8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров                                В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов                                Г)А.П.Чехов

        9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

        10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский                        В)Измайловский

Б)Павлоградский                        Г)Семеновский

        11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика                                В)эпос

Б)драма                                Г)лиро-эпика

        12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров                        В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов                                Г)Ф.М.Достоевский

        13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

        14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»                

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»        Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

        15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А)А.С.Пушкин                                        В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов                                Г)А.А.Фет

        16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова                        В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин                                Г)Лебезятников

        17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов                                В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин                                        Г)А.А.Фет

        18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий                                        В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов                        Г)Ермил Гирин

        19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география                                        В)словесность

Б)греческий язык                                Г)закон Божий

        20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов                                В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев                                Г)Василий Денисов

        21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры                В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления        Г)испачкался в крови

        22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

        23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

        24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров                        В)Коваленко

Б)Буркин                        Г)Беликов

Итоговый тест за курс 10 класс                                                        Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты                                В)влияние среды

Б)воздействие родителей                                Г)профессия врача

        2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)романтизм                                В)классицизм

Б)сентиментализм                        Г)реализм

        3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре»                В) «Медведь»

Б) «Чайка»                                Г) «Дама с собачкой»

        4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин                В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский                        Г) А.П.Чехов

        5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург                                В)город NN

Б)Москва                                Г)тульское имение Обломова

        6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников                                В)Лужин

Б)Соня                                        Г)Свидригайлов

        7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре»)                        В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч»)                                Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

        8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров                                        В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой                                        Г)И.С.Тургенев

        9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство                                        В)декадентство

Б)натуральная школа                                Г)социалистический реализм

        10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

А)пролог                                                В)кульминация

Б)завязка                                                Г)развязка

        11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток»                                        В) «подводное течение»

Б) «поток сознания»                                        Г) «невидимая жизнь»

        12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города                                        В)любовь

Б)одиночество                                        Г)гражданственность

        13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому                                В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому                                        Г)А.П.Чехову

        14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту                                В)раболепие

Б)чинопочитание                                Г)лицемерие

        15.Назовите автора и произведение, в котором не встречается образ странника.

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»        В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза»                                Г)И.А.Гончаров «Обломов»

        16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад»                                В) «Мертвые души»

Б) «Гроза»                                        Г) «Крыжовник»

        17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому                        В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю                                        Г)М.Ю.Лермонтову

        18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)классицизм                        В)романтизм

Б)реализм                                Г)сентиментализм

        19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка                                В)крестьянка

Б)дворянка                                Г)купчиха

        20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск                                В)аллегория

Б)олицетворение                        Г)сравнение

        21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

        22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

        23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

А)бездушие                                В)простодушие

Б)равнодушие                        Г)высокомерие

        24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Итоговый тест за курс 10 класс                                                        Вариант – 4

        1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет                                В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал                                Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

        2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А)А.К.Толстой                                В)А.А.Фет

Б)А.С.Пушкин                                        Г)Ф.И.Тютчев

        3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

А)Ф.М.Достоевский                                В)Ф.И.Тютчев

Б)Л.Н.Толстой                                Г)И.А.Гончаров

        4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет                                        В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев                                Г) А.К.Толстой

        5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода»                        В) «Певцы»

Б) «Муму»                                        Г) «Бирюк»

        6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А)Н.Г.Чернышевский                        В)В.Г.Белинский

Б)Н.А.Некрасов                                Г)А.А.Григорьев

        7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

А)Н.Г.Чернышевский                        В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Е.Салтыков-Щедрин                        Г)Н.А.Некрасов

        8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

А)И.С.Тургенев                                В)Л.Н.Толстой

Б)И.А.Гончаров                                Г)А.П.Чехов

        9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой                                В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров                                Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

        10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

А)А.С.Пушкин                                В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Ю.Лермонтов                                Г)А.П.Чехов

        11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

        12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

А)ода                                                В)элегия

Б)баллада                                        Г)послание

        13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин                                В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов                                Г)Ф.И.Тютчев

        14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

Г)мастеровых, ремесленников

        15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому                        В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову                                Г)Платону Каратаеву

        16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола                                        В)экспозиция

Б)гротеск                                        Г)кульминация

        17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

        18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел»                        В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир»                Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

        19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»        В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир»                        Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

        20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение                                В)анафора

Б)антитеза                                        Г)эпитет

        21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

        22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой                В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин                        Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

        23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

        24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

Б)деградации личности

В)личной ответственности за происходящее в мире

Г)русской интеллигенции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

В.1

Г

Г

Б

Б

В

Г

Б

А

В

Б

В

В

В

Б

В

А

В

Б

Б

В

Б

В

Б

Б

В.2

Б

В

Б

В

В

В

В

В

Б

Б

В

Б

А

В

В

В

В

В

Б

В

Г

А

А

А

В.3

В

Г

Б

В

А

Г

А

Б

Б

А

В

Г

А

А

Г

Б

В

Б

Г

Б

А

Б

В

Б

В.4

Г

Г

Б

В

Б

В

В

Б

В

Г

В

В

Г

В

В

Г

В

В

Г

В

В

В

Б

А

«5»

21-24

85%-100%

«4»

17-23

70%-84%

«3»

12-16

51%-69%

«2»

Опубликовано 1 год назад по предмету
Литература
от rahimberdi6

⦁ К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
А)лирика
Б)эпос
В)драма
Г)лиро-эпика
Д)романтическая поэма

  1. Ответ

    Ответ дан
    Mihals

    К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа Б) эпос

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Автор статьи

Наталья Вадимовна Гурева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Роды и виды литературы

Существуют три рода литературы – лирика, драма, эпос.

Лирика – это произведения преимущественно стихотворной формы, в которых выражается эмоциональное состояние автора. К лирическим жанрам относятся ода, элегия, послание, баллада, сонет, мадригал, эпиграмма.

Эпос – это произведения повествовательного характера. К этому роду относятся роман, повесть, эпопея, новелла, роман-эпопея, очерк. В фольклоре к эпосу относятся сказки, былины и анекдот.

Драма – это произведения, предназначенные для постановки на сцене, обычно строятся на диалогах действующих лиц. К драматическим жанрам относятся комедия, трагедия, водевиль, драма, мелодрама, фарс.

Замечание 1

Впервые литературные роды выделил Аристотель. В своем научном труде «Поэтика» он указал на то, что поэзия – это подражание, которое существует в трех формах. Эти три формы подражания и называются родами литературы.

Возникновение родов литературы непосредственно связано с возникновением искусства, которое формировалось на самых ранних этапах развития общества. А. Н. Веселовский говорил, что литературные роды образовались из первобытных обрядовых песен, исполнявшихся в связи с тремя главными событиями в жизни человека – рождением ребенка, вступлением в брак и смертью. Эти песни исполнялись хором. В них выражалось эмоциональное состояние представителей рода или племени. Эмоции выражались в издававшихся участниками обряда возгласах, из которых и возникла лирика. Впоследствии лирика обособилась от обряда и стала самостоятельным родом.

В хоре обязательно присутствовали запевалы, которые исполняли партии. Впоследствии из этих партий появились сначала лиро-эпические, затем героические поэмы. Они и положили начало эпосу. На основе обрядового диалога, в который часто ступали участники хора, сформировался третий род литературы – драма.

Литературные роды сформировались в разное время. Раньше всего возникла лирика, позже эпос. Драма сформировалась на самом позднем этапе. Отличительные признаки родов:

«Деление литературы на роды и виды. Межродовые и внеродовые формы» 👇

  • Для эпоса- повествование о событиях
  • Для лирики — оценка, эмоция, отношение
  • Для драмы — действие и диалог.

Замечание 2

В пределах каждого из трех родов имеются элементы, характерные для другого рода. Например, в эпосе есть элементы, свойственные драме.

Литературный род всегда проявляется через вид. Видов литературы гораздо больше, понятие вида менее широкое, чем понятие рода. В разные периоды развития литературного искусства в пределах каждого рода выделяли виды:

  • В лирике – эпитафию, эпиталаму, эпиграмму, песню, эклогу, романс, идиллию, элегию, гимн, думу, мадригал, оду, дифирамб, кацону;
  • В эпосе – сказку, былину, повесть, роман, очерк, поэму, анекдот, басню;
  • В драме – комедию, трагедию, драму, водевиль, мелодраму и т.д..

При этом однородные виды не всегда имели четкую границу (повесть-роман, рассказ-повесть, рассказ – новелла и т.д.).

Виды не являются окончательными конкретными формами произведений, он имеют еще неповторимые жанровые формы. Категория вида наиболее конкретна и очень изменчива, при ее характеристике учитывается кроме тематического своеобразия еще и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (например, лирическая комедия, сатирический роман).

Межродовые и внеродовые формы

Литературные роды не являются абсолютно изолированными друг от друга. Наряду с теми произведениями, которые полностью и безусловно принадлежат к одному из родов литературы, существует и те, в которых соединяются свойства двух родовых форм. Такие произведения называют двухуровневые образования. О произведениях и группах произведений, относящихся к двум литературным родам, неоднократно говорилось на протяжении 19-20 веков. Например, Шеллинг характеризовал роман как соединение эпоса и драмы. Присутствие эпического начала отмечалось в драматургии А. Н. Островского. Б. Брехт характеризовал свои пьесы как эпические, а за произведениями А. Блока и М. Метерлинка закрепился термин «лирическая драма». Популярна в литературе лиро-эпика, которая включает в себя баллады, лиро-эпические поэмы, лирическую прозу, а также произведения. в которых к рассказу о событиях подключены лирические отступления.

В литературоведении 20 века предпринимались попытки дополнить традиционные роды литературы и обосновать понятие четвертого и т.д. рода. Например, рядом с эпосом, лирикой и драмой ставились роман, сценарий, сатира. Эти суждения вызывают споры, однако в литературе существуют группы произведений, которые не обладают в полной мере свойствами какого-либо из родов литературы либо лишены их совсем. Такие группы произведений называются внеродовыми формами. К таким формам относятся:

  • Очерк
  • Литература «потока сознания»
  • Эссеистика.

В очерке внимание автора сосредоточено на внешней реальности, что дает основание относить их к эпическим жанрам. Но событийные ряды в очерках и повествование не играют организующей роли, доминируют описания, которые часто сопровождаются рассуждениями.

В литературе «потока сознания» преобладает не повествовательная подача событий, а бесконечная цепь впечатлений, душевных движений, воспоминаний носителя речи. Сознание предстает хаотичным, и действительность оказывается «застланной» хаосом ее созерцаний.

Эссеистика на современном этапе является чрезвычайно влиятельной областью литературного творчества. Истоками эссеистики является труд М. Монтеня «Опыты». Форма эссеистики – это непринужденно-свободное соединение описаний реальности, сообщение о единичных фактах и размышлений. Мысли в эссеистской форме допускают возможность иных суждений, не претендуя на исчерпывающую трактовку предмета. В эссеистике художественные начала соединяются с философскими и публицистическими.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

Роды и жанры литературы

Эпос — это 

  • объективное сюжетное описание характеров и событий;
  • текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
  • Пример: И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»

Лирика — это 

  • концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя;
  • особая организация (рифму, ритм, размер);
  • внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
  • Пример: М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»

Драма — это 

  • произведение написано для театральной сцены;
  • текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок;
  • герои показаны в действиях, конфликтах.
  • Например: А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»

Лиро-эпос — это 

  • текст в стихотворной форме;
  • сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
  • Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпические жанры литературы

Эпические жанры литературы

Рассказ – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман – характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Лирические жанры литературы

Лирические жанры литературы

Лирическое стихотворение Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).

Драматические жанры литературы

Драматические жанры литературы

Комедия

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

  • высокой (А.С. Грибоедов «Горе от ума»),
  • лирической (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»),
  • сатирической (Н.В. Гоголь «Ревизор»).
Трагедия – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А.С. Пушкин «Борис Годунов»).
Драма – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества (А. Островский «Гроза»).

Лиро-эпические жанры литературы

Лиро-эпические жанры литературы

Поэма – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
Роман в стихах – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
Легенда – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее (М. Горький «Старуха Изергиль»).
Сказ – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация (Н.С. Лесков «Левша»).
Баллада – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

Смотрите также:

  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Литературные направления и течения
  • Литературные роды. 
  • Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Жанры литературы


Жанры литературы

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 479.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 479.

Жанр – (от французского genre – род, вид) – произведения одного литературного рода, имеющие общие признаки. Так, например, эпические жанры: роман, повесть, рассказ и др.; лирические жанры: элегия, сонет и др; лиро-эпические жанры: баллада, поэма и др.; драматические жанры: трагедия, комедия, драма. Так чем же отличаются жанры литературы друг от друга, и как определить жанр произведения?

Три группы родов литературы

Все художественные тексты принято делить на три группы в соответствии с родами литературы: лирика, эпос, драма. К этим трем родам относятся разные литературные жанры (иначе их можно называть видами).

Рис. 1. Жанры литературы – таблица с примерами

Жанры лирики

К лирике традиционно относят следующие жанры: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:

  • дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
  • любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
  • философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
  • природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)

В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.

Жанры эпоса

К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея). Принадлежность жанра к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни. Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.

Рассказ является наиболее распространенной малой эпической формой. Здесь обычно один главный герой и одна сюжетная линия. Новелла, как и рассказ, имеет небольшой объем, но отличается от него финалом. В финале обычно происходит неожиданный поворот действия, которого не ожидают ни читатель, ни герой.

Жанры драмы

К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой. Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки. Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.

В литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”. С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет ученикам 2 класса понять, какие жанры литературы существуют, и в чем заключаются их различия. Здесь также дается определение смешанным жанрам литературы, и приводятся примеры таких произведений.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Твердовская-Курапова

    10/10

  • Арсений Антипов

    7/10

  • Sanya Pak

    7/10

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 479.


А какая ваша оценка?

Жанры литературы в таблицах: список и определения

Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.

Что такое литературный жанр

Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:

  • по художественным признакам;
  • по типу отношения автора к его героям и сюжету.

Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.

Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:

Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.

  • Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
  • Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
  • Насыщенный сюжет;

Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.

Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»

  • Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
  • Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
  • Несколько сюжетных линий и временных периодов;
  • Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.

!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.

Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

  • По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
  • Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
  • Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
  • История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.

!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».

Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»

  • Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
  • Одна четкая сюжетная линия;
  • Минимум персонажей;
  • Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
  • Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.

!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».

Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»

В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).

  • Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
  • Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
  • Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.

! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.

Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»

  • Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
  • Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
  • В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.

!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.

Пример: Владимир Набоков, «Лилит»

  • Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
  • Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
  • Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
  • Объем — максимум средний

Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»

  • Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
  • Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
  • Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
  • Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.

!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.

Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»

  • Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
  • По сути, является поджанром сатиры;
  • Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
  • Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.

!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.

Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»

  • «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
  • Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
  • Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
  • Зачастую богата на мифологические аллюзии.

!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.

Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»

  • По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
  • Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
  • Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
  • Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).

!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.

Пример: Франческо Петрарка, сонет 4

Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.

  • Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
  • Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
  • Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).

!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.

Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»

  • Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
  • Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
  • Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
  • Одна из целей — провести читателя через катарсис.

!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»

Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»

  • Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
  • Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
  • Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
  • Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.

!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.

Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.

  • Может быть как стихотворной, так и в прозе;
  • В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
  • Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
  • Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
  • Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).

!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.

Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»

  • Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
  • Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
  • Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
  • Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.

!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.

Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какому роду литературы относятся сказки и былины
  • К какому роду литературы относятся жанры эпопея сказка роман повесть рассказ очерк путешествие
  • К какому роду литературы относятся жанры романа повести рассказа
  • К какому роду литературы относится сказка ш перро спящая красавица
  • К какому роду литературы относится роман повесть рассказ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии