К какому типу пафоса относится легенда о данко из рассказа горького старуха изергиль

Вопрос № 91. «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль

Ранние революционно-романтические произведения Горького создавались в 1892—1899 годах. Это «Ма­кар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и другие. В это же время создавались и реалистиче­ские рассказы «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Дед Архип и Ленька», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и другие.

Романтический пафос рассказа

Для поэтики раннего Горького характерно сочетание реалистического элемента с романтическим. Некоторые ос-сти поэт. мира Горького, сближающие его с предшествующими поколениями романтиков.

1. Повышенный интерес к образам природы. Природа — с одной стороны, важная философская тема, с другой стороны — это мир сим­волов, актуальных для писателя-романтика. Человек — «природное» существо, изуродованное городом и совре­менной цивилизацией («дети природы» у Горького — бедные, но гордые «босяки», исполненные внутренней гармонии и мудрости цыгане).

2. Равнодушие «пролетарского писа­теля» Горького к быту. Изображая «босяков», Горький отказывается от воспроизведения бытовых деталей. Мы можем составить представление об образе жизни бося­ков, только исходя из внутренней динамиики характеров и событий.

3. Некоторые характеры выписаны резкими, контрастными, «черно-белыми» красками. Однако, в отличие от настоящих романтиков, Горький поэтизирует не зло, а добро, поэтому отрицательные герои получают одно­значное осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

4. Образ «лишнего человека» романт. эпохи — это Ларра, сын женщины и орла. Его, как и пушкинского Алеко, изгоняют цыгане, что симво­лически означает отторгнутость от всего человечества. Но Ларра не обладает чертами «страдающего эгоиста». Ларра — воплощение цинизма и агрессивного индивидуализма. Противоположность Ларры — Данко, другой полюс широкого спектра духовных возможностей Человека (героизм, самопожертвование).

5. Романтизм Горького отличается социальной заост­ренностью и наличием положительного идеала. У Горь­кого акцент делается не на «двоемирии» (где потусторонний мир ценностно выше реального) и недостижимости идеала, а на создании положит. образа, который мог бы стать примером для читателя.

6. В поэтическом мире Горького очень важна символика тьмы и света. Она имеет романт. происхождение, но у Горького положит. герой ассоциируется не с тьмой, а со светом (пример — Данко). Важным символом в рассказе «Старуха Изергиль» является тень это тоже глубоко романтиче­ский по природе образ. К романтической традиции от­носится и тема леса (сюжет о Данко), и метафора горя­щего сердца, и образы птиц (Сокол, Буревестник, Чиж, Дятел, человек-орел Ларра).

7. Кроме символических образов, мы находим у раннего Горького более простые — аллегорические. Аллегория служит наглядности выражения идеи, помогает не слиш­ком образованному читателю добраться до сути писа­тельской мысли. Аллегорическими можно назвать об­разы Сокола и Ужа. Вспомните «калмыцкую сказку» Пугачева, животных из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, басен И. А. Крылова. Общим признаком всех упомянутых тек­стов является установка на «простоту» и наглядность изображения.

8. Ницшеанские мотивы. Прежде всего это мечта о сильном и красивом сверхчеловеке будущего, который одновре­менно является возвращением к героическому человеку прошлого. Ницшеанской по духу является критика обывательской толпы, символически изображенной как «племя» в сюжете о Данко. Глубоко символично, что эти люди боялись идти в бой, потому что при них оставались «заветы», и если бы погибло все племя, то вместе с ним погибли бы и «заветы». Данко — воплощение исторического дерзно­вения. Толпа, по мысли автора, не достойна такого героя, как Данко. Это выражается в поступке человека из толпы, наступившего на горящее сердце Данко.

9. Композиция ранних рассказов Горького. Многие рас­сказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композицион­ную роль в них играет образ рассказчика. Типологиче­ски близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. (В чем сходство их характеров и жизненной фи­лософии? Подберите материал для ответа на этот во­прос.)

10. В основу романтических произве­дений положены сказки, легенды, народные сказания о необыкновенных героях, ярких личностях, исполненных небывалой энергии в своих чувствах и поступках. Ро­мантические рассказы родились из желания противо­поставить томительно однообразной жизни с ее духов­ной нищетой взлеты человеческого подвига, стремле­ние «к свободе, к свету», жажду самоотвержения ради счастья других.

11. Горький приподнимает своих роман­тических героев над бытом, над мелочностью и пошло­стью жизни. Они не удовлетворяются тем, что бывает достаточно для большинства. В легендах, рассказанных Старухой Изергиль, герои противостоят сообществу своих соплеменников.

Обратимся к пейзажу в рассказе “Старуха Изергиль”. ”Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, нездолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.

В р-зе “Старуха Изергиль” пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд. Он создает фон для ее рассказов. Этому замыслу подчинен и выбор изобраз. средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: “странных очертаний и красок”, “чудной сказки”.

Романтический подход к описанию людей можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин “пыльные, черные” кудри, у всех женщин “темно-синие” глаза и волосы “шелковые и черные”, все люди “веселые”, “бронзовые” и “стройные”.

Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые — всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда — эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры — олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романт. произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения.

Смысл сопоставления образов: Ларра – Данко – Изергиль

Герой первой легенды, Ларра, сын женщины и орла, считает себя первым на земле и хочет утвердить и уза­конить свою волю над людьми.

Герой убивает отверг­нувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей среды.

Племя устами ста­рейшин говорит, что человек за все, что имеет, «платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым». Люди поня­ли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, но видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поня­ли, на какое одиночество он обрекал себя». Через много лет он попытался убить себя, но «сломался нож — точно в камень ударили им». Не выдержав одиночества, он пытается покончить с собой, одна­ко всякий раз чудесным образом остается невредим: бессмертие становится для него наказанием. Он стал едва различимой тенью — «вот как был пора­жен человек за гордость!» — говорит Изергиль.

Конфликт человеческого сообщества и крайнего эго­изма и индивидуализма разрешен автором гумани­стически, в пользу гуманистических ценностей.

Герой второй легенды, Данко, «лучший из всех», ве­дет своих соплеменников к свободе.

Данко вопло­щает идеальный тип романтического героя — «Прометея». В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Д. играет роль вожака, который в критический момент ос­вещает темный путь светом своего горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди быстро забывают о по­гибшем ради них герое; о его горящем сердце напоминают, по словам Изергиль, лишь голубые искры, летающие по степи.

Когда же силы людей истощились, они, «усталые и злые», стали су­дить Данко. Сцена суда есть и в предыдущей легенде. Но там судят сына орла за преступление, и это суд правый. Здесь же судят вот за что: «Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!». «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ому ждать пощады от них. (…) Он любил людей и думал, что, мо­жет быть, без него они погибнут».

Он увлекает людей за собой зрелищем горящего сердца. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели­кой любви к людям…»

Своим пылающим сердцем он развеял и тьму леса, и тьму людской злобы и звериной тоски. Но, видно, не все сердца были восприимчивы к чуду горящего серд­ца. Люди не заметили смерти Данко и его сердца. «Только один осторожный человек заметил это и, бо­ясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…» — «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Человеческая природа, как ее видел и понимал Горь­кий, изображена двойственно в одной и другой леген­дах. Люди соединяют в себе и стремление к справед­ливости, и веру в нее, человеколюбие и жажду свободы. Но они же могут быть как звери, могут быть жестоки­ми и неблагодарными. Так что же такое человек? Во­прос остается нерешённым.

Портрет героя: о Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые — всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Только глаза Данко, горящие могучим огнем любви к людям, — единственная деталь портрета. Однако и она не конкретизирует ни одной черты характера, не создает индивидуальный облик человека. “Очи” Данко, в которых “ засверкали лучи могучего огня”, как и его пылающее сердце, — это атрибуты образа — символа, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям. Обобщенный характер портрета подчеркивается афоризмом Изергиль: “Красивые – всегда смелы”. Эта фраза указывает на общий смысл образа, а не на его индивидуальные особенности. Герой-романтик впервые задуман как спаситель.

Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству. Отсюда — эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры — олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”. Отсюда — торжественная лексика и синтаксис, свойственный сказовым жанрам фольклора.

Рассмотрим отрывок из рассказа “Старуха Изергиль” с точки зрения его синтаксиса. “Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его, и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романтических произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа. Обособленные определения, обычно стоящие после определяемого слова, повторы отдельных слов и словосочетаний еще более усиливают общий напевный характер повествования.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения. Символические краски будут использоваться и в реалистических рассказах.

Изергиль — главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также две сказки (о Ларре и Данко). Композиционно «автобиография» И. располага­ется между сказками, и это подчеркивает, что героиня объеди­няет черты двух полярно противоположных сказочных персона­жей: крайний индивидуализм — и стремление к яркому и ис­ключительному, вплоть до самопожертвования (ср. ее афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подви­гам»). Внешний облик И., которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с главной темой ее повествования: она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены любовников И.: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозя­ин гарема, где жила И.; его шестнадцатилетний сын, с которым И. бежала; монах-поляк, который из-за И. покидает монастырь. В Польше И. становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, которого затем спасает из плена, убив ча­сового. Подобно Ларре и Данко, И. предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше».

Стоящее между легендами повествование Изергиль о своей молодости, о своих возлюбленных как бы со­единяет обе легенды и, не заземляя их возвышенного символического смысла, проводит параллель с реаль­ностью. Те, кого любила Изергиль, — борцы за свобо­ду, самоотверженные, героические личности. Да и она сама, самозабвенно преданная любимому человеку, то­же выглядит незаурядной. Есть, есть героическое на­чало в человеческой душе, — говорит автор. Не пото­му ли и легенды эти сохранились в человеческой па­мяти, что жива тяга к возвышенному, к героическому, что человек не удовлетворяется серой повседневностью?

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Ларра

Убил девушку

Она его отвергла

В племени

Считал себя лучше других

Данко

Вырвал своё сердце и указал до­рогу людям

Появился страх сре­ди людей

В лесу

Чтобы помочь людям

Изергиль

Любила жить кра­сиво

Пока была мо­лода

В разных мес­тах, где были любимые ею мужчины

Чтобы быть счастливой

Художественное своеобразие этих рассказов не толь­ко в оригинальности проблематики и характеров ге­роев. Горьким найдена форма, в которой повествова­ние о героях поднимается на уровень надысторического обобщения и символа, стоящего вне времени. Старуха Изергиль — но­ситель многовекового обобщенного человеческого опы­та, который передается следующему поколению как философия жизни, как пример нравственной высоты и немеркнущей красоты человеческого духа. Слуша­тель — повествователь-проходящий — человек нового времени, который впитывает мудрость веков и прини­мает справедливые упреки в несовершенстве современ­ного устройства жизни.

Степь, костер, море — это романтический пейзаж. Разговор с рассказчиком сра­зу, с первых же фраз приобретает философскую высоту.

В рас­сказе «Старуха Изергиль» читателю предлагается как от­рицательный (Ларра), так и положительный (Данко) об­разы «сверхчеловека». Где-то в промежутке между ними располагаются старуха Изергиль (более или менее свя­занная с реальным миром) и условно-символическое «племя» из легенды. В Ларре, Данко и племени вопло­щаются не реальные, а потенциальные возможности че­ловека. Путь старухи Изергиль— пример реализации этих разнообразных возможностей.

В обществе всегда были люди, самоотверженно отдающие себя на пользу отечеству, народу, родным и близким людям. Вспомним герои­ню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Вревскую, которая умерла в тифозном бараке, помогая нуждающимся. Данко — символ человека, пожертвовавшего собой во имя любви к людям. Не надо ждать благодарности от людей: если ты — Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом. Среди нас есть эгоисты, гордецы, есть лицемеры, есть люди, живущие для себя, для своего удовольствия, как Изергиль. Каждый выбирает сам себе судьбу.

3


1


Романтический пафос и суровая правда в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 5» г.Брянска


2


Раннее творчество М. Горького идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.


3


Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).


4


В произведениях раннего периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.


5


Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.


6


В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).


7


Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.


8


Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа «Старуха Изергиль» вы можете отметить? Повествование Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями. Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.


9


Из чего «складывается» образ Ларры? Ларра – сын земной женщины и орла. Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.


10


Из чего «складывается» образ Ларры? Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Чистякова Ольга. Эгоизм


11


Из чего «складывается» образ Ларры? Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.


12


Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».


13


В чем привлекательность образа Данко? В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество. От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.


14


В чем привлекательность образа Данко? «Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то и пошли за ним, что «верили в него».


15


В чем привлекательность образа Данко? Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы. Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».


16


В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».


17


В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.


18


В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».


19


В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».


20


Каково значение образа Изергиль в рассказе? Юная Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.


21


Каково значение образа Изергиль в рассказе? Но она была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко).


22


Каково значение образа Изергиль в рассказе? Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига?


23


Использованная литература и Интернет-ресурсы jpg jpg jpg jpg jpg jpg

Анализ «Легенда о Данко» Горький

Анализ «Легенда о Данко» Горький

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 159.

Обновлено 16 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 159.

Обновлено 16 Июля, 2021

Данко – это герой третьей части рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” (1894). Легенда о нём, на первый взгляд, – просто красивая история, но это и призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Основной мотив легенды – благородство, склонность к самопожертвованию людей, готовых на всё ради спасения своего народа, племени. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1894.

История создания – «Легенда о Данко» – третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 году М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя три года.

Тема – Главные темы произведения – трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство и подвиги истинных героев.

Композиция – Композиция третьей части рассказа Горького несложная: рассказывает легенду старуха Изергиль, чтобы показать, какими сильными бывают люди. Сюжет легенды линейный. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр – Легенда

Направление – Романтизм.

История создания

Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В.Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».

Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».

Тема

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородный подвиг человека-гуманиста. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».

Данко – молодой герой, который пожертвовал собой ради других людей. Он повёл народ к новой жизни, он осветил им дорогу, хотя для этого ему пришлось вынуть из груди своё пылающее сердце. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «тёмных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Старуха Изергиль ставит Данко в пример слабому духом современному поколению, указывая на смысл легенды.

Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».

Композиция

Анализ «Легенды о Данко» стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда – третья часть рассказа «Старуха Изергиль». Композиция этой части несложная: рассказывает историю старуха Изергиль, чтобы показать, какими героями могут быть некоторые люди. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр

Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней чётко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чём свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчуждён от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Фёдор Низовцев

    10/10

  • Андрей Романов

    10/10

  • Елена Оробец

    8/10

  • Мырзагуль Кутманалы-Кызы

    10/10

  • Алексей Бочкарёв

    10/10

  • Ольга Попова

    9/10

  • Сергей Ефремов

    6/10

  • Энже Сова

    10/10

  • Елена Паршина

    8/10

  • Vika Giraeva

    10/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 159.


А какую оценку поставите вы?

Цель: выявить особенности ранней прозы М.
Горького на примере рассказа “Старуха
Изергиль”.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть проблему героя в ранних рассказах
    Горького;
  • отметить особенности композиции рассказа
    “Старуха Изергиль”как средства раскрытия
    идейного содержания;
  • выяснить смысл противопоставления героев
    рассказа “Старуха Изергиль”;
  • провести параллель между библейской легендой о
    Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и
    различие.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа художественного
    текста, внимание к своеобразию его формы и
    содержания;
  • развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

  • подвести учащихся к мысли об уникальности
    человеческой жизни, об ответственности за свой
    жизненный выбор, о необходимости внимательного и
    бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование: портрет М. Горького; карточки с
заданиями; презентация к уроку; мультимедиа,
тексты.

Формы работы: беседа, работа с текстом,
сравнительный анализ, составление схемы,
выразительный пересказ, демонстрация
презентации,диалог.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Чтение ранних романтических рассказов
    Горького.
  • Индивидуальное задание – подготовить пересказ
    легенд о Ларре и Данко, а также библейскую
    историю о Моисее.

Эпиграф урока:

“Хочу красоты и всего хорошего”
“Видно ничего не напишу я так стройно и красиво,
как “Старуху Изергиль”. (М. Горький)

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель: Сегодня, ребята, мы
прикоснёмся к красоте…. красоте ранних
романтических рассказов М.Горького, а именно к
рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание
на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для
молодого человека 24 лет от роду, были написаны
ещё мало кому известным в России писателем,
вошедшим в литературу под именем М.Горький.

Слайд 1 (см. Приложение 1)

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая
фамилия Горького) поражала страшной и странной
путаницей характеров и отношений, необъяснимыми
противоречиями, бесцельностью однообразного
прозябания, рано или поздно кончающегося
смертью.

“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же
переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит
меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от
него”.

Слайд 2

Ответы на эти вопросы писатель не уставал
искать никогда. Жизнь привычная, зримая,
реальная, преобразованная словом и душой
человеческой, открывала новые, неизвестные
грани, что оказывалось порой более важным и
значительным, чем непосредственные наблюдения.

“Человек рассказывающий” – вот кто поразил
юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно –
сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда
являлось созданием какого-то особого лица. А
значит, проявлялось главное, что есть в человеке
– способность к творению новых сил жизни,
очеловечиванию её, привнесению в скучную
действительность красоты и добра. Наверное,
поэтому в раннем творчестве М.Горького
встречается много рассказов, где повествование
ведётся не автором, а рассказчиками, причём их
имена нередко становятся названиями
произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”,
“Челкаш”).

Есть одна особенность этих произведений –
установка на предельно обобщённый образ. Его
основой становится какая-либо одна черта –
гордость, честность, трусость, благородство.

Герой – повествователь выполняет сложную
функцию. От него исходят обрамляющие легенду
реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие
комментарии услышанного.

Слайд 3

Каждому человеку в жизни представляется
возможность реализовать свой потенциал.
Реализуют его и герои легенд, рассказанных
старухой Изергиль, Ларра и Данко.

2. Рассказ “Старуха Изергиль”

Вопрос 1-го урока – смысл второго эпиграфа.
Вопрос 2-гоурока – в чём смысл композиции
рассказа.

Обращаю ваше внимание на второй эпиграф.
Что же за стройность и красоту имел в виду
Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем
ответить на этот вопрос в конце урока.

– Рассказ имеет романтический характер.
Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира – идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Патетика.
  6. Загадочный пейзаж.

Слайды 4, 5

– В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Ночью, это самое таинственное
время суток.)

– Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море,
искры, небо, ветер, тучи, луна.)

– Какие художественные средства использовал
автор в изображении природы? (Эпитеты,
олицетворение, метафору.)

– Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа
показана одушевлённой, она живёт по своим
законам. Она красива, величественна, свободна. Но
человек тесно связан с природой, она отражает
внутренний мир человека, его желания, стремления.
И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни
природе – сильные, красивые, свободные.)

– Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и
в чём смысл изображённой автором композиционной
формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён
двумя легендами. В них героиня рассказа выражает
своё представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным
ценностям и мы можем судить о героине рассказа.)

Мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить
о жизни Изергиль.

3. Легенда о Ларре (пересказ)

Каким внешним событием рождена легенда? (Тень,
плывущая по небу – тень Ларры.)

– В центре повествования этой легенды –
трагическая судьба сына женщины и орла. Он не
захотел уважать традиции племени, откуда родом
была его мать. Ценил только себя, слышал только
свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это
мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)

– Племя его приговорило к одиночеству, а это
самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли
было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса
одобрили решение племени.)

– А что добавила Изергиль непосредственно от
себя? (“Вот до чего может довести человека
гордость и непокорность и вот как могут покарать
гордеца бог и люди”.)

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы
можете сказать о таком качестве человека, как
гордость? (Нельзя осуждать человека за
гордость, если ему есть чем гордиться и это не
идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра
был осуждён не за гордость вообще, а за гордость
эгоиста, попирающего права, честь и достоинство
коллектива.)

– Ребята, есть такое слово – гордыня.
Подумайте, чем различаются два слова – гордость
и гордыня. Запишите.

Гордость – чувство собственного
достоинства, самоуважение.
Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе,
непомерная гордость.

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры?
Подтвердите текстом. (Она осудила его за
гордость, но ведь чувство собственного
достоинства было присуще и ей самой. И тогда
станут понятны слова автора, сказанные о старухе:
“И стало почему-то страшно жалко её. Конец
рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим
тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая,
рабская нота”. Следовательно, она осудила и
самоё себя.)

4. Легенда о Данко (пересказ)

– Каким природным явлением рождена легенда о
Данко? (Искры на небе.)

– В основе легенды о Данко лежит библейская
история о Моисее. Давайте вспомним ее и
сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное
сообщение учащегося. (Ученики прослушивают
библейскую историю и сопоставляют ее с легендой
о Данко.)

5. Библейская история о Моисее. Сопоставление
её с легендой о Данко

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из
Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им
очень грустно расставаться с насиженными
местами. Составились обозы, и евреи тронулись в
путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил
своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к
морю, когда увидели позади себя колесницы
египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись:
впереди море, а сзади вооруженное войско. Но
милосердный Господь спас евреев от гибели. Он
велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей
опять ударил палкой по воде, и за спинами
израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно
заботился о них. Господь велел Моисею ударить
палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не
были признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет
они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в
землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился
над ними и приблизил их к этой земле. Но в это
время вождь их Моисей умер.

6. Сопоставление Библейской истории и легенды о
Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о
Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных
для дальнейшего проживания мест. Путь
оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с
толпой осложняются, так как люди теряют веру в
спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на помощь
Бога, так как исполняет его волю. Данко
испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти
их, ему никто не помогает.)

– В жизни человека, ребята, всегда есть место
подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он
должен в первую очередь рассчитывать на свои
силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным,
смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже
выделяется из толпы своими качествами сильного и
свободного человека, это и сближает его с Ларрой,
однако на этом сходство заканчивается.)

– Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди
“посмотрели и увидели, что он лучший из них”.
Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они “стали роптать на Данко”,
так как путь оказался трудным, многие погибли в
пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди
в гневе обрушились на Данко” потому что они
устали, обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности испытывают
к Данко ненависть, готовы растерзать его. В
сердце Данко вскипает негодование, “но от
жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою
гордыню, так как его любовь к людям безгранична.
Именно любовь к людям движет поступками Данко.)

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта
героев – гордость, но мы с вами доказали, что
герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко
раскрывают две концепции жизни. Давайте
отобразим это в схеме:

Карточка 1 (см. Приложение
2)

Слайд 6, 7

7. Рассказ о жизни Изергиль

Но рассказ называется “Старуха Изергиль”.
И именно она главная героиня. Давайте вновь
обратимся к композиции рассказа. Две легенды
обрамляют повествование Изергиль о себе. Они
помогают нам понять, что ею движет, какой её
характер.

– Какая она, Изергиль? (Это легендарная
личность, сильная, волевая, много видевшая на
своём веку. На её глазах сражались и умирали
солдаты Польши, любила поляка, который воевал за
греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр.
Возможно она была свидетельницей кровавого
подавления революции в Венгрии войсками Николая
1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла
бежать из плена восставшим полякам ).

– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким
характерам. Она симпатизирует борцам за свободу.
И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде
всего за их необычность. Идеалы, за которые
борются её любимые, её не интересуют).

– Что является идеалом жизни Изергиль?
(Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это
право, она обходится решительно и сурово).

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой
пример, достойный подражания, а с другой стороны
она эгоистична, жила только для себя. И легенды,
рассказанные ей, указывают на противоречивость
её характера. Кроме того, у писателя появляется
возможность сравнить реальную жизнь с миром
легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня.
Отразите позицию героини и позицию автора,
поставьте стрелочки.

Карточка 2 (см. Приложеник 3)

Слайд 8

– Докажите примерами из текста позицию
автора. (Приводятся примеры поступков героини,
строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И
вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у
меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я
вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И
оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний
раз напоминает о глубокой противоречивости
характера героини – её стремления жить вместе с
гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм
и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету
Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне
и внутренне.)

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам
образ старухи Изергиль, которая в молодости
пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее
свидетельство того, что в жизни каждого человека
есть место и для индивидуализма и для подвига.
Жизненная позиция автора произведения тоже
раскрыта.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко
заканчивается рассказ? (Это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он
восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой
Данко. Это торжество добра, любви, света над
хаосом, гордыней, эгоизмом.)

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького,
взятые эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”.
Людей, которые посвятили свою жизнь служению
идеалам добра и справедливости, которые подобно
Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на
нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле
и пусть он будет ярким, как искры от горящего
сердца Данко.

8. Домашнее задание

Прочитать рассказы М.Горького “Челкаш”,
“Макар Чудра”. Отметить особенности рассказов,
характерные для Горького. Написать
мини-сочинение на тему “Данко нашего времени”.

Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году.

Все герои ранних рассказов Горького красивы и самоотверженны, их жизнь имеет высокий идейный смысл. Один из таких героев — Данко.

Он изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, этот герой повел людей своего племени через болото и лес, чтобы они узнали лучшую жизнь.

Данко даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Этот мужественный и свободолюбивый герой Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремится пробудить в людях истинно человеческие качества, которые, под влиянием страха, побеждены в них звериными началами. Недаром автор замечает, что люди племени смотрели на Данко «как звери»: «они насторожились, как волки».

В конце рассказа Данко погибает с радостным сознанием исполненного долга. Но, к сожалению, подвиг этого героя, его утверждение нового отношения к жизни и человеку, так по-настоящему и не был понят соплеменниками. Очень скоро они забыли о своем спасителе. «Осторожный человек» из племени наступил ногой на гордое сердце Данко, и оно, рассыпавшись на искры, угасло.

Такой финал, на мой взгляд, не примиряет Данко и его племя. Наоборот, здесь подчеркнуто благородство героя, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них награду себе», и неблагодарное поведение людей, не оценивших высокого подвига самопожертвования.

Мне кажется, что в таком повороте событий выражен протест Горького против жалких людей, лишенных подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть, на мой взгляд, исключительность героя. Этот «осторожный человек» воспринимается как один из многих людей — «негероев», которые неспособны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вообще, ввод легенды о Данко в рассказ «Старуха Изергиль» необычен. Эта легенда словно опоясана пейзажем, в который входят образы моря, тучи, луны, степной дали. Причем каждый из этих образов эмоционально насыщен, создает атмосферу таинственности и необычности: «море шумело», «туча черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет», «от облаков падали на землю густые стаи теней», «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно», «и в степной дали, теперь уже черной и странной,…».

В легенде мы наблюдаем как бы противоборство «маленьких голубых огоньков» с ночной чернотой степи. В легенде о Данко обращает на себя внимание то, что ее заключительные строки буквально насыщены светом. Таким образом, автор рисует полный сочных красок пейзаж.

Здесь показателен сам выбор цветовой гаммы: солнечный, золотой, красный. Хорошо известно, что с блеском, сиянием, золотистым и пурпурным цветами связана святость. Особенно важен в легенде выбор красного цвета. Издавна противостояние красного и черного символизирует оппозицию жизни и смерти. Горький не случайно замечает, что «река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из… груди Данко». Этим сравнением писатель как бы подчеркивает, что, благодаря подвигу Данко, люди будут жить полнокровной, «горячей» жизнью, как будет жить и сама земля.

Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» Данко олицетворяет человечность, святость, свет.

Имя героя легенды — Данко — связано со словами «дань», «дать», «дающий». Очень важны такие слова этого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?», то есть «Что я дам людям?» В этом смысле образ Данко, как мне кажется, перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие мучения ради блага людей.

Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе. Но мысль о том, что счастливым становится лишь человек, отдавший жизнь за других, была тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне двадцатого, революционного столетия.

Муниципальное образовательное учреждение

«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

Урок по литературе

«Герои ранних романтических рассказов Горького.    

           Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.

Горького «Старуха Изергиль»»

11 класс.

            Подготовил: учитель русского языка и литературы

                                  муниципального образовательного учреждения

                    «Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

                                         Коношского района Архангельской области

                                                              Дьячкова Оксана Михайловна.

Коноша 2010 год

Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Цель урока: выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».

Задачи урока:

Образовательные:

-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;

— отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;

— выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»;

— провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

-развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;

— развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

-подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об   ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование урока: портрет М.Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.

Формы работы: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Чтение ранних романтических рассказов Горького.
  2. Индивидуальное задание- подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.

Эпиграф урока:

«Хочу красоты и всего хорошего»

                        «Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».

М. Горький.

1.Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу «Старуха Изергиль». Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.

1 слайд

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.

« Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него».

2 слайд

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.

«Человек рассказывающий»- вот кто поразил юного Пешкова. Что бы ни передавалось изустно — сказка, легенда, песня, быль,- оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке- способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (  «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Челкаш»).

Есть одна особенность этих произведений- установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта- гордость, честность, трусость, благородство.

Герой- повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии- пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.

3 слайд

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.  

2.Рассказ «Старуха Изергиль». Вопрос 1 урока — смысл второго эпиграфа. Вопрос 2- в чём смысл композиции рассказа.

-Обращаю ваше внимание на второй эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

-Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира- идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Патетика.
  6. Загадочный пейзаж.

4 и5 слайд.

-В какое время суток происходят события в рассказе?Почему?(Ночью, это самое таинственное время суток).

-Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, искры, небо, ветер, тучи, луна).

-Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору).

-Почему именно таким показан пейзаж в природе?(Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе — сильные, красивые, свободные.)

-Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы.(  Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них  героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни.  По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.) Мы вернёмся к этому вопросу , когда будем говорить о жизни Изергиль.

3. Легенда о Ларре.  Пересказ.

Каким внешним событием рождена легенда?( Тень, плывущая по небу — тень Ларры).

— В центре повествования  этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

-Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?  ( Он таким родился, он- сын орла).

-Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.( небеса одобрили решение племени).

-А что добавила Изергиль непосредственно от себя? («Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди»).

-Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?  (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей.  Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива).

-Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются  два слова- гордость и гордыня. Запишите.

Гордость— чувство собственного достоинства, самоуважение.

Гордыня— чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

-Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: « И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Следовательно, она осудила и самоё себя).

  4. Легенда о Данко.   Пересказ.   

-Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе)      

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

5.Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?  (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

-В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

-Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?  (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям  движет поступками  Данко).

— Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев- гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни.  Давайте отобразим это в схеме:

Карточка №1

-Слайд 6. 7.

6 . Рассказ о жизни Изергиль.

Но рассказ называется «Старуха Изергиль». И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

— Какая она, Изергиль?  (  Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).

— К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).

— Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

— Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

-Как вы думаете к кому из героев ближе героиня. Отразите позицию героини и позицию автора, поставьте стрелочки.

Карточка №2. Слайд 8.

Докажите примерами из текста  позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. «И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.» И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини- её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет  Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

— Итак композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

— Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

— И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу «Старуха Изергиль». Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

7. Домашнее задание.

Прочитать рассказы М.Горького «Челкаш», «Макар Чудра». Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини- сочинение на тему «Данко нашего времени».

Приложения.

Используемая литература.

  1. Н.Е.Щетинкина. Литература 11 класс поурочные планы. Волгоград.
  2. Н.В.Егорова. И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века.Вако. Москва 2004 год.
  3. Л.И.Тареева. Литература 9-11 классы. Воспитание читателя.Волгоград 2009 год.
  4. Технология проблемно- диалогического обучения (Е.Л.Мельниковой) дидактический материал.
  5. М.Горький. Избранное. М. Художественная литература 1989 год.

Приложение №1. Таблица для заполнения учащимися (если есть возможность). Сопоставление образов Ларры и Данко.

Критерии

Ларра

Данко

Отношение к толпе

Толпа-герой

Отличительная черта характера

Отношение к жизни

Легенда и настоящее

Поступки

Отношение писателя к героям.

Приложение №2. Этапы урока.

  1. Экспозиция. Тема. Цель урока.

Работа над эпиграфом урока. Слово учителя.

  1. Обзор ранее изученного. Презентация нового.

Черты романтизма. Особенности ранних произведений Горького.

  1. Изучение нового материала.

Анализ легенд, рассказанных старухой Изергиль, сопоставление главных героев. Позиция рассказчика и позиция автора к героям легенд. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

  1. Контрольно-оценочный этап.

Подведение итогов урока. Самостоятельная работа учащихся на карточках, оценка их деятельности. Ориентация на добро.

  1. Домашнее задание.

Задание ориентированы на закрепление пройденного на уроке и на идивидуальное творчество учащихся.

Приложение №3. Диалоговые формы обучения на уроках литературы.

-Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?

— Я ищу человека.

Кого? Меня? Его?

-Я ищу человека.

Учитель литературы очень напоминает Диогена: его тоже волнует человек.

Ни для кого не секрет, что интерес к чтению, творчеству у учеников падает от класса к классу. Но нельзя оспаривать тот факт,что именно литература способствует духовному развитию человека. Поэтому формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности, в которой так нуждается российское общество, является одной из важнейших задач школьного курса литературы.

Сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые бы способствовали организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создавали бы возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику. Это способствует решению ряда учебно-воспитательных задач. Среди них:

-стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;

-создание условий для свободного творческого общения школьников, самостоятельной индивидуальной работы над образами и  произведениями;

-формирование навыков общения, дискуссии;

-воспитание вдумчивого и грамотного читателя;

-развитие воображения, нравственных качеств.

Решать эти задачи помогает широкое использование форм уроков: урок –монолог учителя, урок – путешествие, «литературная гостиная», урок- презентация, урок-открытие и др.

Форм много, но очень важно суметь найти к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.

Сегодня необходимо не просто изучать произведения русской классической литературы, а уделять большое внимание прежде всего тем произведениям, в которых звучит общечеловеческое содержание, и оно имеет непреходящее значение для наших дней.

У ранних произведений Горького именно такое звучание. Уроки, посвящённые этим произведениям, можно назвать уроками красоты. Они заставляют почувствовать себя самоценной личностью, внушают веру в свои силы. Пусть человек несовершенен, но в нём заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Приложение №4. Карточка №2. .(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).

Идеал Данко

Позиция героини

                              Старуха  Изергиль

Позиция автора

Антиидеал

Ларра

Приложение №5. Карточка №1.(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).

Гордость

Данко

Ларра

     Чувство собственного достоинства. Подвиг  во имя людей. Идеал.

Гордыня. Презрение к людям. Антиидеал.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какому типу детских проектов относят вернисаж настольный театр и музыкальную сказку
  • К какому стилю речи относится сочинение
  • К какому стилю речи относится сказка
  • К какому стилю речи относится рассказ
  • К какому стилю относятся роман повесть рассказ комедия

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии