Русская народная сказка называется «Барин и мужик». Это произведение относится к бытовым сказкам, так как в тексте нет никаких чудес и волшебства, а описывается повседневная жизнь простых людей. Сказка рассказывает об умном старике и глупой старухе, которая разболтала всем, что дед нашел клад. И если бы не старикова смекалка, остались бы бабка с дедом на «бобах». Очень интересная и поучительная сказка, прочитайте вместе с ребенком, не пожалеете.
Поехал старик в поле пахать и выпахал клад денег, много золота – целый воз. Привез клад домой и спрятал его. А сам говорит жене:
– Старуха, никому не сказывай! – И начал он следить за старухой.
А старуха-то пошла к соседке и говорит:
– Соседка, старик клад нашел, только ты никому не сказывай.
Старик услыхал, что она про клад рассказывает, и велел ей напечь пирогов и блинов. Утром, как встал, позвал старуху, сели они в телегу и поехали в поле. И пироги с блинами старик захватил. А старуху посадил задом наперед. Раскидал он пироги по дороге. Старуха увидала и кричит:
– Старик, пирогов-то сколько! А он говорит:
– Собирай, старуха, это туча пироговая. Старуха собрала и поклала все в мешок. Поехали дальше. А старик и блины раскидал. Старуха кричит:
– Старик, а блинов-то сколько! А старик говорит:
– Это туча выпала, старуха, блинная, собирай. Старуха и блины собрала. Поехали они лесом.
– Погоди, старуха, – говорит старик. – Я пойду, погляжу: сеть тут у меня стоит.
Пошел и принес рыбу. До речки доехали. Старик пошел и принес оттуда капкан с зайцем.
День проработали. Вечером с поля поехали. Старик повез старуху мимо барского дома. А у барина бал был. Старик и говорит:
– Вот как орут; видно, барина черти дерут.
Через несколько дней разнеслась молва и дошла до барина: старик деньги нашел. Захотел барин этот клад отобрать. Призывает он старика и спрашивает:
– Ты, старик, клад нашел?
– Какой, – говорит старик, – клад? Я никакого клада не знаю.
– Как не знаешь? Твоя старуха говорит, что нашел. Призвали старуху.
Стали ее спрашивать:
– Ведь, правда, бабушка? Старик говорит:
– Нет, я никакого клада не знаю. А старуха заверяет старика:
– Как не нашел? Нашел ведь, старый. Помнишь, старик, когда мы с тобой поехали в поле, пироговая-то туча выпала?
– Не знаю, — говорит старик.
– Как не знаешь? – уверяет старуха. – А блинная-то туча выпала? Забыл, старый? Старик все отказывается.
– А помнишь, – говорит она, – когда мы рыбу-то поймали в лесу, а капканом-то зайца в речке поймали?
– Не знаю, – твердит старик. Старуха рассердилась:
– Как – не знаю? Помнишь, мы ехали мимо баринова двора, когда барина-то черти драли?
Рассердился тут барин и говорит:
– Выгнать ее в шею!
Так у старика деньги и остались.
Проверочная работа по теме «Фольклор. Русские народные сказки» 5 класс
1. Кем создавались фольклорные произведения и как передавались из поколения в поколение? ________________________________________________________________________
2. К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
А) От топота копыт пыль по полю летит _______________________________
Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице_____________________________________
В)Раз, два, три, поди водить ты _______________________
Г) Баю-баюшки-баю, не ложись ты на краю, Придёт серенький волчок да укусит за бочок. ________________________________________________
3. Продолжи : Сказка – это занимательный рассказ о _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
4. Определите вид сказки по соответствующим ей признакам.
К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и волк?___________________________
К какому виду относится сказка, где солдат обманывает богача? ____________________________
К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Чудо-Юдо?____________
Соотнесите композиционные части сказки с их примерами:
А) Зачин |
1)Стали жить да поживать – добра наживать на славу всем людям |
Б)Присказка |
2)В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына |
В) Концовка |
3) Утро вечера мудренее |
Г) Сказочная формула |
4)Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки… |
6. Расскажите об особенностях волшебных сказок: ________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________ Молодец _________________ Поле ____________________
Лес ___________________ Мечи __________________ Вода ______________________
Слова для справок: булатный, живой, чистый, красный, добрый, тёмный
8. Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…», «бил –бил да не разбил» _____________________________
9. В русских народных волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры запретов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как Вы думаете, почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», хотя отправляются сражаться с врагом все три брата? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция
Данная проверочная работа была составлена для учащихся 5 класса и проведена после изучения раздела «Фольклор. Русские народные сказки». Работа состоит из заданий разного уровня сложности. Её цель – выявить уровень понимания изученного раздела и степень владения терминологией.
В работе есть задания на восстановление соответствия, задания открытого типа, а также задания, требующие самостоятельного развернутого ответа.
Ответы:
Народ, передавались устно.
Скороговорка, загадка, считалка, колыбельная песня
это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.
4. А) о животных
Б) бытовая
В) волшебная
А2, Б4, В1, Г3
Есть Волшебство (или чудо), троекратный повтор, победа добра над зло, волшебные помощники, волшебные предметы и т. д
7.Девица красная, молодец добрый, поле чистое, лес тёмный, мечи булатные, вода живая.
Повтор
Творческое задание
Проверочная работа по теме «Фольклор. Сказки.» 5 класс
1.Что такое фольклор?___________________________________________________________________
2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? _______________________________
______________________________________________________________________________________
3.Назовите жанры фольклора: ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________
3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________
4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит
по страничке. ___________________________
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________
5.Что такое сказка? ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6.Назовите три вида сказок :______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
7.Какие элементы должны присутствовать в сказке ? _________________________________________
______________________________________________________________________________________
8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________
Молодец _________________
Поле ____________________
Море ___________________
Мечи __________________
9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали»,
«Скакали—скакали, скакали—скакали…»? ___________________________________________
10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: __________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
11.Расскажите об особенностях бытовых сказок_____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
12. Расскажите об особенностях сказок о животных___________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?
___________________________________________
14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц?___________________________
15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? ____________________________
16.Кто главные герои сказки «Царевна—лягушка»? Расскажите о них
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Проверочная работа по литературе
5 класс
Тема «Русские народные сказки»
ФИ_______________________________________________________________
1. Что такое сказка?
Сказка-это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?
_____________________________________________________________________________________________
3.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________
__________________________________________________________________
4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________
3) Федул,что губы надул?
-кафтан прожег
-Можно зашить?
-Да иглы нет
-А велика дыра?
-Один ворот остался____________
4)Поехали-поехали , за грибами, за орехами. Приехали-приехали с грибами да с орехами ___________________________
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________
6) Шла лиса , мела хвостом и трясла рогами. Вырос на пеньке пустом короб с пирогами______________________________
5.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________
Молодец _________________
Поле ____________________
Море ___________________
Мечи __________________
6.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________
7.Расскажите об особенностях волшебных сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Расскажите об особенностях бытовых сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________
13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________
14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________
15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»
1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать
18. Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?
1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет
19. Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?
24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».
Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25. .Запишите, какие вы знаете малые жанры фольклора:
________________________________________________________________________________
А).Определи жанр по его задаче. Весело учить различать действительное и фантастическое, развивать воображение_____________________________________________
Б).Высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя_____________________
В).Весело учить угадывать задуманное, развивать воображение_________________________
Г).Весело учить чистоте произношения______________________________________________
Д).Весело учить ребенка жестам, навыкам___________________________________________
Ж).Помочь весело распределить роли в игре__________________________________________
З).Оценить свойства ума, черты характера и поступки людей, выразить взгляды на жизнь___________________________________________________________________________
И).Выразить чувство , сложное настроение, которое у лирического героя вызывают различные события_____________________________________________________
26 . Посоветуйте своим друзьям прочитать какую-либо сказку. Назовите эту сказку и напишите не менее трех причин, почему эту сказку необходимо прочесть______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________