К какому виду относится сказка где мужик обманывает богача

Русская народная сказка называется «Барин и мужик». Это произведение относится к бытовым сказкам, так как в тексте нет никаких чудес и волшебства, а описывается повседневная жизнь простых людей. Сказка рассказывает об умном старике и глупой старухе, которая разболтала всем, что дед нашел клад. И если бы не старикова смекалка, остались бы бабка с дедом на «бобах». Очень интересная и поучительная сказка, прочитайте вместе с ребенком, не пожалеете.
Поехал старик в поле пахать и выпахал клад денег, много золота – целый воз. Привез клад домой и спрятал его. А сам говорит жене:

– Старуха, никому не сказывай! – И начал он следить за старухой.

А старуха-то пошла к соседке и говорит:

– Соседка, старик клад нашел, только ты никому не сказывай.

Старик услыхал, что она про клад рассказывает, и велел ей напечь пирогов и блинов. Утром, как встал, позвал старуху, сели они в телегу и поехали в поле. И пироги с блинами старик захватил. А старуху посадил задом наперед. Раскидал он пироги по дороге. Старуха увидала и кричит:

– Старик, пирогов-то сколько! А он говорит:

– Собирай, старуха, это туча пироговая. Старуха собрала и поклала все в мешок. Поехали дальше. А старик и блины раскидал. Старуха кричит:

–  Старик, а блинов-то сколько! А старик говорит:

– Это туча выпала, старуха, блинная, собирай. Старуха и блины собрала. Поехали они лесом.

– Погоди, старуха, – говорит старик. – Я пойду, погляжу: сеть тут у меня стоит.

Пошел и принес рыбу. До речки доехали. Старик пошел и принес оттуда капкан с зайцем.

День проработали. Вечером с поля поехали. Старик повез старуху мимо барского дома. А у барина бал был. Старик и говорит:

– Вот как орут; видно, барина черти дерут.

Через несколько дней разнеслась молва и дошла до барина: старик деньги нашел. Захотел барин этот клад отобрать. Призывает он старика и спрашивает:

– Ты, старик, клад нашел?

– Какой, – говорит старик, – клад? Я никакого клада не знаю.

– Как не знаешь? Твоя старуха говорит, что нашел. Призвали старуху.

Стали ее спрашивать:

– Ведь, правда, бабушка? Старик говорит:

– Нет, я никакого клада не знаю. А старуха заверяет старика:

– Как не нашел? Нашел ведь, старый. Помнишь, старик, когда мы с тобой поехали в поле, пироговая-то туча выпала?

– Не знаю, — говорит старик.

– Как не знаешь? – уверяет старуха. – А блинная-то туча выпала? Забыл, старый? Старик все отказывается.

– А помнишь, – говорит она, – когда мы рыбу-то поймали в лесу, а капканом-то зайца в речке поймали?

– Не знаю, – твердит старик. Старуха рассердилась:

– Как – не знаю? Помнишь, мы ехали мимо баринова двора, когда барина-то черти драли?

Рассердился тут барин и говорит:

– Выгнать ее в шею!

Так у старика деньги и остались.

Проверочная работа по теме «Фольклор. Русские народные сказки» 5 класс

1. Кем создавались фольклорные произведения и как передавались из поколения в поколение? ________________________________________________________________________

2. К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

А) От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице_____________________________________ 

В)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ 

Г) Баю-баюшки-баю, не ложись ты на краю, Придёт серенький волчок да укусит за бочок. ________________________________________________

3. Продолжи : Сказка – это занимательный рассказ о _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

4. Определите вид сказки по соответствующим ей признакам.

К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и волк?___________________________

К какому виду относится сказка, где солдат обманывает богача? ____________________________

К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Чудо-Юдо?____________ 

Соотнесите композиционные части сказки с их примерами:

А) Зачин

1)Стали жить да поживать – добра наживать на славу всем людям

Б)Присказка

2)В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына

В) Концовка

3) Утро вечера мудренее

Г) Сказочная формула

4)Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки…

6. Расскажите об особенностях волшебных сказок: ________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7. Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ Молодец _________________ Поле ____________________ 

Лес ___________________ Мечи __________________   Вода ______________________

Слова для справок: булатный, живой, чистый, красный, добрый, тёмный

8. Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…», «бил –бил да не разбил» _____________________________

9. В русских народных волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры запретов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как Вы думаете, почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», хотя отправляются сражаться с врагом все три брата? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

Данная проверочная работа была составлена для учащихся 5 класса и проведена после изучения раздела «Фольклор. Русские народные сказки». Работа состоит из заданий разного уровня сложности. Её цель – выявить уровень понимания изученного раздела и степень владения терминологией.

В работе есть задания на восстановление соответствия, задания открытого типа, а также задания, требующие самостоятельного развернутого ответа.

Ответы:

Народ, передавались устно.

Скороговорка, загадка, считалка, колыбельная песня

это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

4. А) о животных

Б) бытовая

В) волшебная

А2, Б4, В1, Г3

Есть Волшебство (или чудо), троекратный повтор, победа добра над зло, волшебные помощники, волшебные предметы и т. д

7.Девица красная, молодец добрый, поле чистое, лес тёмный, мечи булатные, вода живая.

Повтор

Творческое задание

Проверочная работа по теме «Фольклор. Сказки.» 5 класс

1.Что такое фольклор?___________________________________________________________________

2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? _______________________________

______________________________________________________________________________________

3.Назовите жанры фольклора: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________

3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит

по страничке. ___________________________

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________

5.Что такое сказка? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6.Назовите три вида сказок :______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7.Какие элементы должны присутствовать в сказке ? _________________________________________

______________________________________________________________________________________

8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________

Молодец _________________

Поле ____________________

Море ___________________

Мечи __________________

9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали»,

«Скакалискакали, скакалискакали…»? ___________________________________________

10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: __________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

11.Расскажите об особенностях бытовых сказок_____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

12. Расскажите об особенностях сказок о животных___________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?

___________________________________________

14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц?___________________________

15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? ____________________________

16.Кто главные герои сказки «Царевналягушка»? Расскажите о них

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Проверочная работа по литературе

5 класс

Тема «Русские народные сказки»

ФИ_______________________________________________________________

1. Что такое сказка?

Сказка-это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?

_____________________________________________________________________________________________

3.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________

__________________________________________________________________

4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ 

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

3) Федул,что губы надул?

-кафтан прожег

-Можно зашить?

-Да иглы нет

-А велика дыра?

-Один ворот остался____________

4)Поехали-поехали , за грибами, за орехами. Приехали-приехали с грибами да с орехами ___________________________ 

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________

6) Шла лиса , мела хвостом  и трясла рогами. Вырос на пеньке пустом короб с пирогами______________________________

5.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ 

Молодец _________________ 

Поле ____________________ 

Море ___________________ 

Мечи __________________ 

6.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ 

7.Расскажите об особенностях волшебных сказок:  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Расскажите об особенностях бытовых сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________

13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________

14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________

15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»

1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать

18. Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?

1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет

19. Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?

24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».

Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. .Запишите, какие вы знаете малые жанры фольклора:

________________________________________________________________________________

А).Определи жанр по его задаче. Весело учить различать действительное и фантастическое, развивать воображение_____________________________________________

Б).Высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя_____________________

В).Весело учить угадывать задуманное, развивать воображение_________________________

Г).Весело учить чистоте произношения______________________________________________

Д).Весело учить ребенка жестам, навыкам___________________________________________

Ж).Помочь весело распределить роли в игре__________________________________________

З).Оценить свойства ума, черты характера и поступки людей, выразить взгляды на жизнь___________________________________________________________________________

И).Выразить чувство , сложное настроение, которое у лирического героя вызывают различные события_____________________________________________________

26 . Посоветуйте своим друзьям прочитать какую-либо сказку. Назовите эту сказку и напишите не менее трех причин, почему эту сказку необходимо прочесть______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какой разновидности сказки относится царевна лягушка
  • К какой категории относится сказка ш перро кот в сапогах
  • К какой группе сказок относится сказка сивка бурка
  • К какой группе сказок относится сказка сестрица аленушка и братец иванушка ответ
  • К какой группе сказок относится сказка о мертвой царевне и семи богатырях

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии