Проверочная работа по теме «Фольклор. Сказки.» 5 класс
1.Что такое фольклор?___________________________________________________________________
2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? _______________________________
______________________________________________________________________________________
3.Назовите жанры фольклора: ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________
3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________
4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит
по страничке. ___________________________
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________
5.Что такое сказка? ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6.Назовите три вида сказок :______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
7.Какие элементы должны присутствовать в сказке ? _________________________________________
______________________________________________________________________________________
8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________
Молодец _________________
Поле ____________________
Море ___________________
Мечи __________________
9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали»,
«Скакали—скакали, скакали—скакали…»? ___________________________________________
10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: __________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
11.Расскажите об особенностях бытовых сказок_____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
12. Расскажите об особенностях сказок о животных___________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?
___________________________________________
14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц?___________________________
15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? ____________________________
16.Кто главные герои сказки «Царевна—лягушка»? Расскажите о них
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Контрольная работа по литературе
5 класс
Тема «Русские народные сказки»
ФИ___________________________________________________________________
1. Что такое сказка?
Сказка — это___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?
_____________________________________________________________________________________________
3. Продолжите фразу, приведите примеры
Постоянные эпитеты — это______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачин — это ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Присказка — это _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концовка — это ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________
5.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? ______________________ __________________________________________________________________
6.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________
3) У него семь пятниц на неделе ____________________________________
4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________
7.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________
Молодец _________________
Поле ____________________
Море ___________________
Мечи __________________
Добрый, булатный, синий, чистый, красный.
8.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________
9.Расскажите об особенностях волшебных сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Расскажите об особенностях бытовых сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________
13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________
14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________
15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»
1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать
18. Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?
1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет
19. Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?
24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».
Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.
Содержание
- Контрольная работа по литературе по теме «Устное народное творчество» 5 класс
- Cредства художественной изобразительности в русском языке и литературе
- Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
- Основные элементы — тропы
- Основные элементы — фигуры речи
- Фонетические и другие средства
- Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только
- Важная таблица и перечень литературы
- Заключение
- Какое изобразительно выразительное средство языка используется в предложениях ехали они ехали
- Фигуры речи
- Изобразительные возможности лексики
- Экспрессивно-эмоциональная лексика
- Изобразительные возможности морфологии
- Звуковые средства выразительности
- Изобразительные возможности синтаксиса
Контрольная работа по литературе по теме «Устное народное творчество» 5 класс
Контрольная работа № 1 в 5 классе
1.повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «фольклор», «русская народная сказка»;
2.сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Ответьте на восставленные вопросы:
1.Что такое фольклор? (Фольклор – это устное народное творчество)
2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? (Создаются народом и передаются из уст в уста, из поколения в поколение)
3.Назовите жанры фольклора: (сказка, былина, песня, считалка, скороговорка, поговорка, пословица, пестушка, закличка, потешка)
4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ (Пословица)
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ (Скороговорка)
3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________ (Поговорка)
4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________ (Речь идет о кисточке, загадка)
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ (Считалка)
5.Что такое сказка? (Сказка – жанр фольклора, занимательные рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)
6.Назовите три вида сказок : (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)
7.Какие элементы должны присутствовать в сказке? ( Присказка (может отсутствовать), зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы, сказочные формулы)
8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________ (Красная)
Молодец _________________ (Добрый)
Поле ____________________ (Чистое)
Море ___________________ (Синее)
Мечи __________________ (Булатные)
9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ (повтор)
10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: (В волшебных сказках присутствуют волшебные герои, волшебные предметы, волшебные помощники, звери могут разговаривать с людьми, в них есть приключения)
11.Расскажите об особенностях бытовых сказок: (Они близки к анекдоту, в них есть бытовой юмор, смешные ситуации из жизни; герои – бедняк, крестьянин, солдат, барин, поп. Действие происходит в привычном, а не в волшебном мире, в их основе – бытовой конфликт. Они не только развлекают читателя, но и учат поведению в конкретных ситуациях.)
12. Расскажите об особенностях сказок о животных: (Главные герои – животные, они очеловечены, то есть наделены человеческим характером и поведением, с ними происходят ситуации, характерные для мира людей).
13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный? (Волшебная)
14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? (Сказка о животных)
15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? (Бытовая сказка)
16.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них. (Иван-царевич и Василиса Премудрая. Иван-царевич в начале сказки предстает человеком нетерпеливым, самолюбивым, но на протяжении сказки он меняется, становится смелым, стойким, он готов пройти через любые испытания, чтобы вернуть свою жену. Василиса Премудрая умна, мудра, настоящая мастерица и волшебница)
17.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? (Несмотря на то что сражаться с чудом-юдом отправляются три брата, старшие братья самостоятельно не могут справиться с врагом, они ленивы и простоваты. Иван же не только смел, но и мудр, ловок. Именно благодаря ему удалось справиться с врагом)
18.Какая из прочитанных сказок понравилась вам больше и почему?
19.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».
20.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.
Источник
Cредства художественной изобразительности в русском языке и литературе
Изобразительно-выразительные средства русского языка — это художественные приемы, создающие образность повествования. Именно благодаря им русский язык неповторим, колоритен и поэтически ярок.
Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:
Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.
В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:
Основные элементы — тропы
Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.
Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.
Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.
Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).
Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).
Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.
Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.
Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).
Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.
Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.
Основные элементы — фигуры речи
А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.
Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”
Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”
Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”
Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”
Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”
Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.
Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”
Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”
Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.
Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”
Фонетические и другие средства
Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:
И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.
И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.
Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только
Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!
Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.
Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.
Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.
Важная таблица и перечень литературы
Для тех, кто хочет сделать свою речь насыщенной и яркой, для удобства восприятия материала все термины сведены в таблицу, из которой можно увидеть, как называется языковое средство, его значение и примеры употребления художественно-изобразительного средства в литературе:
А если вы хотите “поглубже окунуться в эту тему”), вот перечень словарей, в том числе и изобразительно-выразительных средств русского языка:
И настраивающее на поэтический лад видео об изобразительно-выразительных средствах языка:
Заключение
Русский язык красив и мелодичен. И художественным словом с огромным разнообразием смысловых оттенков, и интонацией, и синтаксическими конструкциями, способными создавать настроение.
Давайте учиться жить душой и разговаривать на ее языке!
Источник
Какое изобразительно выразительное средство языка используется в предложениях ехали они ехали
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)
Швед, русский колет, рубит, режет.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Фигуры речи
Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
|
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. | |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Фигура | Значение термина | Пример | ||
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О. Высотская) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
||
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. | |||
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | |||
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) | ||
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок.) |
Изобразительные возможности лексики
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Болван, вертихвостка, вихлять
Термины | Значение | Примеры |
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать | ||
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. | За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква… |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалировать… |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера. | Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков. | Парламент, сенат, депутат, консенсус |
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
Экспрессивно-эмоциональная лексика
Разговорная | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. |
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей Слова с суффиксами эмоциональной оценки Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Миленький, зайчонок, умишко, детище
Изобразительные возможности морфологии
Сколько Плюшкиных развелось!
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Испо льзование междометий, звукоподражательных слов.
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
Звуковые средства выразительности
С ви щ ет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)
Ш ипенье пенистых бокалов И пун ш а пламень голубой…
Изобразительные возможности синтаксиса
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Источник
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. | |
Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. | ||
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | ||
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. |
23.10.2017
учитель русского языка и литературы
В документе представлена контрольная работа по итогам изучения раздела «Устное народное творчество, Сказки» для учащихся 5 класса. Контрольная работа составлена по УМК В.Я.Коровиной
Оценить
2952
Содержимое разработки
Контрольная работа по литературе
5 класс
Тема «Русские народные сказки»
ФИ___________________________________________________________________
1. Что такое сказка?
Сказка — это___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?
_____________________________________________________________________________________________
3. Продолжите фразу, приведите примеры
Постоянные эпитеты — это______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачин — это ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Присказка — это _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концовка — это ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________
5.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? ______________________ __________________________________________________________________
6.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________
3) У него семь пятниц на неделе ____________________________________
4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________
7.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________
Молодец _________________
Поле ____________________
Море ___________________
Мечи __________________
Слова для справок: Добрый, булатный, синий, чистый, красный.
8.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________
9.Расскажите об особенностях волшебных сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Расскажите об особенностях бытовых сказок:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________
13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________
14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________
15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»
1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать
18.Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?
1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет
19.Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20.Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22.Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23.Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?
24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».
Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/274636-kontrolnaja-rabota-po-literature-skazki-5-kla
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!