К какому виду относится сказка где среди героев появляются баба яга и кощей бессмертный

Проверочная работа по теме «Фольклор. Сказки.» 5 класс

1.Что такое фольклор?___________________________________________________________________

2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? _______________________________

______________________________________________________________________________________

3.Назовите жанры фольклора: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________

3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит

по страничке. ___________________________

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________

5.Что такое сказка? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6.Назовите три вида сказок :______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7.Какие элементы должны присутствовать в сказке ? _________________________________________

______________________________________________________________________________________

8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________

Молодец _________________

Поле ____________________

Море ___________________

Мечи __________________

9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали»,

«Скакалискакали, скакалискакали…»? ___________________________________________

10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: __________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

11.Расскажите об особенностях бытовых сказок_____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

12. Расскажите об особенностях сказок о животных___________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?

___________________________________________

14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц?___________________________

15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? ____________________________

16.Кто главные герои сказки «Царевналягушка»? Расскажите о них

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе

5 класс

Тема «Русские народные сказки»

ФИ___________________________________________________________________

1. Что такое сказка?

Сказка — это___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?

_____________________________________________________________________________________________

3. Продолжите фразу, приведите примеры

Постоянные эпитеты — это______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачин — это ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Присказка — это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка — это ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

4.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________

5.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? ______________________  __________________________________________________________________

6.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ 

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

3) У него семь пятниц на неделе ____________________________________

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________ 

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ 

7.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ 

Молодец _________________ 

Поле ____________________ 

Море ___________________ 

Мечи __________________ 

Слова для справок:

Добрый, булатный, синий, чистый, красный.

8.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ 

9.Расскажите об особенностях волшебных сказок:  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Расскажите об особенностях бытовых сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________

13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________

14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________

15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»

1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать

18. Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?

1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет

19. Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?

24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».

Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.

Содержание

  1. Контрольная работа по литературе по теме «Устное народное творчество» 5 класс
  2. Cредства художественной изобразительности в русском языке и литературе
  3. Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
  4. Основные элементы — тропы
  5. Основные элементы — фигуры речи
  6. Фонетические и другие средства
  7. Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только
  8. Важная таблица и перечень литературы
  9. Заключение
  10. Какое изобразительно выразительное средство языка используется в предложениях ехали они ехали
  11. Фигуры речи
  12. Изобразительные возможности лексики
  13. Экспрессивно-эмоциональная лексика
  14. Изобразительные возможности морфологии
  15. Звуковые средства выразительности
  16. Изобразительные возможности синтаксиса

Контрольная работа по литературе по теме «Устное народное творчество» 5 класс

Контрольная работа № 1 в 5 классе

1.повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «фольклор», «русская народная сказка»;

2.сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Ответьте на восставленные вопросы:

1.Что такое фольклор? (Фольклор – это устное народное творчество)

2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? (Создаются народом и передаются из уст в уста, из поколения в поколение)

3.Назовите жанры фольклора: (сказка, былина, песня, считалка, скороговорка, поговорка, пословица, пестушка, закличка, потешка)

4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ (Пословица)

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ (Скороговорка)

3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________ (Поговорка)

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________ (Речь идет о кисточке, загадка)

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ (Считалка)

5.Что такое сказка? (Сказка – жанр фольклора, занимательные рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)

6.Назовите три вида сказок : (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)

7.Какие элементы должны присутствовать в сказке? ( Присказка (может отсутствовать), зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы, сказочные формулы)

8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ (Красная)

Молодец _________________ (Добрый)

Поле ____________________ (Чистое)

Море ___________________ (Синее)

Мечи __________________ (Булатные)

9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ (повтор)

10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: (В волшебных сказках присутствуют волшебные герои, волшебные предметы, волшебные помощники, звери могут разговаривать с людьми, в них есть приключения)

11.Расскажите об особенностях бытовых сказок: (Они близки к анекдоту, в них есть бытовой юмор, смешные ситуации из жизни; герои – бедняк, крестьянин, солдат, барин, поп. Действие происходит в привычном, а не в волшебном мире, в их основе – бытовой конфликт. Они не только развлекают читателя, но и учат поведению в конкретных ситуациях.)

12. Расскажите об особенностях сказок о животных: (Главные герои – животные, они очеловечены, то есть наделены человеческим характером и поведением, с ними происходят ситуации, характерные для мира людей).

13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный? (Волшебная)

14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? (Сказка о животных)

15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? (Бытовая сказка)

16.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них. (Иван-царевич и Василиса Премудрая. Иван-царевич в начале сказки предстает человеком нетерпеливым, самолюбивым, но на протяжении сказки он меняется, становится смелым, стойким, он готов пройти через любые испытания, чтобы вернуть свою жену. Василиса Премудрая умна, мудра, настоящая мастерица и волшебница)

17.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? (Несмотря на то что сражаться с чудом-юдом отправляются три брата, старшие братья самостоятельно не могут справиться с врагом, они ленивы и простоваты. Иван же не только смел, но и мудр, ловок. Именно благодаря ему удалось справиться с врагом)

18.Какая из прочитанных сказок понравилась вам больше и почему?

19.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».

20.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.

Источник

Cредства художественной изобразительности в русском языке и литературе

Изобразительно-выразительные средства русского языка — это художественные приемы, создающие образность повествования. Именно благодаря им русский язык неповторим, колоритен и поэтически ярок.

Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка

Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:

Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.

Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.

В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:

Основные элементы — тропы

Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.

Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.

Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.

Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).

Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).

Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.

Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.

Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).

Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.

Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.

Основные элементы — фигуры речи

А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.

Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”

Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”

Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”

Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”

Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.

Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”

Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”

Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.

Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”

Фонетические и другие средства

Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:

И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.

Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только

Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!

Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.

Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.

Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Важная таблица и перечень литературы

Для тех, кто хочет сделать свою речь насыщенной и яркой, для удобства восприятия материала все термины сведены в таблицу, из которой можно увидеть, как называется языковое средство, его значение и примеры употребления художественно-изобразительного средства в литературе:

А если вы хотите “поглубже окунуться в эту тему”), вот перечень словарей, в том числе и изобразительно-выразительных средств русского языка:

И настраивающее на поэтический лад видео об изобразительно-выразительных средствах языка:

Заключение

Русский язык красив и мелодичен. И художественным словом с огромным разнообразием смысловых оттенков, и интонацией, и синтаксическими конструкциями, способными создавать настроение.

Давайте учиться жить душой и разговаривать на ее языке!

Источник

Какое изобразительно выразительное средство языка используется в предложениях ехали они ехали

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Граф Хвостов,
Поэт, люби­мый небесами,
Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­пов Значение тер­ми­на Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,
Где льва сра­зив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.
Гротеск Предельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер. Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.
Литота Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора Со сно­пом волос тво­их овсяных
Отоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.
Олицетворение Такое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сету­ешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,
И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза) Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи. «Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
Синекдоха Вид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

Фигура Значение тер­ми­на Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или сло­во­со­че­та­ний в нача­ле пред­ло­же­ний, сти­хо­твор­ных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согре­вай­те.
Берегите друг друга,
Обижать не давай­те. (О. Высотская) Люблю тебя, Петра тво­ре­нье, Люблю твой стро­гий, строй­ный вид…
Антитеза Стилистический при­ём кон­тра­ста, про­ти­во­по­став­ле­ния явле­ний и поня­тий. Часто осно­ва­на на упо­треб­ле­нии антонимов. Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова. Сочетание про­ти­во­по­лож­ных по зна­че­нию слов, не соче­та­ю­щих­ся друг с другом. Мёртвые души, горь­кая радость, слад­кая скорбь, звон­кая тишина.
Риторический вопрос, вос­кли­ца­ние, обра­ще­ние Приёмы, исполь­зу­ю­щи­е­ся для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи. Риторический вопрос зада­ёт­ся не с целью полу­чить на него ответ, а для эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля. Восклицания и обра­ще­ния уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ное восприятие.
Умолчание Фигура, предо­став­ля­ю­щая слу­ша­те­лю само­му дога­ды­вать­ся и раз­мыш­лять, о чём пой­дёт речь во вне­зап­но пре­рван­ном высказывании.
Эллипсис Фигура поэ­ти­че­ско­го син­так­си­са, осно­ван­ная на про­пус­ке одно­го из чле­нов пред­ло­же­ния, лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го по смыслу. Мы сёла — в пепел, гра­ды — в прах, В мечи — сер­пы и плу­ги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигу­ра, про­ти­во­по­лож­ная ана­фо­ре; повто­ре­ние в кон­це сти­хо­твор­ных строк сло­ва или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не най­ти мне места в тихом
Доме Возле мир­но­го огня.
(А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

Термины Значение Примеры
Желать — хотеть, иметь охо­ту, стре­мить­ся, меч-тать, жаж­дать, алкать
Омонимы Слова, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ные значения. Колено — сустав, соеди­ня­ю­щий бед­ро и голень; пас­саж в пении птиц
Омографы Разные сло­ва, сов­пав­шие по напи­са­нию, но не по произношению. За́мок (дво­рец) – замо́к (на две­ри), му́ка (муче­ние) – мука́ (про­дукт)
Паронимы Близкие по зву­ча­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию слова. Геройский — геро­и­че­ский, двой­ной — двой­ствен­ный, дей­ствен­ный — действительный
Слова в пере­нос­ном значении В отли­чие от пря­мо­го зна­че­ния сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го, лишён­но­го образ­но­сти, пере­нос­ное — образ­ное, сти­ли­сти­че­ски окрашенное. Меч пра­во­су­дия, море света
Диалектизмы Слово или обо­рот, быту­ю­щие в опре­де­лён­ной мест­но­сти и упо­треб­ля­е­мые в речи жите­ля­ми этой местности. Драники, шанеж­ки, буряки
Жаргонизмы Слова и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми лите­ра­тур­ной нор­мы, при­над­ле­жа­щие какому-нибудь жар­го­ну — раз­но­вид­но­сти речи, упо­треб­ля­ю­щей­ся людь­ми, объ­еди­нён­ны­ми общ­но­стью инте­ре­сов, при­вы­чек, занятий. Голова — арбуз, гло­бус, кастрю­ля, кор­зи­на, тыква…
Профессионализмы Слова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся людь­ми одной профессии. Камбуз, боц­ман, аква­рель, мольберт
Термины Слова, пред­на­зна­чен­ные для обо­зна­че­ния спе­ци­аль­ных поня­тий нау­ки, тех­ни­ки и прочие. Грамматика, хирур­ги­че­ский, оптика
Книжная лек­си­ка Слова, харак­тер­ные для пись­мен­ной речи и име­ю­щие осо­бен­ную сти­ли­сти­че­скую окраску. Бессмертие, сти­мул, превалировать…
Просторечная лек­си­ка Слова, раз­го­вор­но­го упо­треб­ле­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся неко­то­рой гру­бо­ва­то­стью, сни­жен­но­го характера. Изрядный — отлич­ный, рачи­тель­ный — забот­ли­вый, чуже­стра­нец — иностранец
Заимствованные Слова, пере­не­сён­ные из сло­ва дру­гих языков. Парламент, сенат, депу­тат, консенсус
Устойчивые соче­та­ния слов, посто­ян­ные по сво­е­му зна­че­нию, соста­ву и струк­ту­ре, вос­про­из­во­ди­мые в речи в каче­стве целых лек­си­че­ских единиц. Кривить душой — лице­ме­рить, бить баклу­ши — без­дель­ни­чать, на ско­рую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Разговорная Слова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные. Грязнуля, кри­кун, бородач
Эмоционально окра­шен­ные слова Оценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

Прелестный, чуд­ный, отвра­ти­тель­ный, злодей Слова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценки Слова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценки.

Миленький, зай­чо­нок, умиш­ко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Сколько Плюшкиных развелось!

Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Вот бли­же! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и лег­че тени Татьяна прыг в дру­гие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

Изобразительные возможности синтаксиса

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

Волков боять­ся – в лес не ходить.

Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

Я или зары­даю, или закри­чу, или в обмо­рок упаду.

Источник

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Средство Значение тер­ми­на Пример
Аллитерация Приём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния соглас­ных звуков.
Парцелляция — сти­ли­сти­че­ский при­ём рас­чле­не­ния в про­из­ве­де­нии фра­зы на части или даже отдель­ные сло­ва с целью при­дать речи интона­ционную экс­прес­сию путём её отры­ви­сто­го про­из­не­се­ния. Парцеллируе­мые сло­ва отде­ля­ют­ся друг от дру­га точ­ка­ми или вос­кли­ца­тель­ны­ми зна­ка­ми при соблю­де­нии осталь­ных син­так­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских правил.
Бессоюзие или асин­де­тон – наме­рен­ный про­пуск сою­зов, что при­да­ет тек­сту дина­мизм, стремительность.
Многосоюзие или поли­син­де­тон – повто­ря­ю­щие сою­зы слу­жат для логи­че­ско­го и инто­на­ци­он­но­го под­чер­ки­ва­ния соеди­ня­е­мых сою­за­ми чле­нов предложения.

23.10.2017

Кутырева Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

В документе представлена контрольная работа по итогам изучения раздела «Устное народное творчество, Сказки» для учащихся 5 класса. Контрольная работа составлена по УМК В.Я.Коровиной

Оценить




2952

Содержимое разработки

Контрольная работа по литературе

5 класс

Тема «Русские народные сказки»

ФИ___________________________________________________________________

1. Что такое сказка?

Сказка — это___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?

_____________________________________________________________________________________________

3. Продолжите фразу, приведите примеры

Постоянные эпитеты — это______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачин — это ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Присказка — это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка — это ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

4.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________

5.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? ______________________  __________________________________________________________________

6.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ 

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

3) У него семь пятниц на неделе ____________________________________

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________ 

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ 

7.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ 

Молодец _________________ 

Поле ____________________ 

Море ___________________ 

Мечи __________________ 

Слова для справок: Добрый, булатный, синий, чистый, красный.

8.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ 

9.Расскажите об особенностях волшебных сказок:  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Расскажите об особенностях бытовых сказок:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________

13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________

14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________

15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»

1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать

18.Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?

1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет

19.Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20.Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21.О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22.Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23.Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?

24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».

Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/274636-kontrolnaja-rabota-po-literature-skazki-5-kla

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К каким сказкам делал иллюстрации билибин
  • К какому виду относится сказка где мужик обманывает богача
  • К какому виду относится сказка в которой беседуют лиса и заяц ответ
  • К какой типичной ситуации выбора можно отнести действия героя рассказа 16 сентября 1976 года шаварш
  • К какой теме относится сказка дикий помещик

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии