Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Автор: • Ноябрь 24, 2021 • Доклад • 901 Слов (4 Страниц) • 766 Просмотры
Страница 1 из 4
Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей».
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» — сказка о животных.
Тематика сказки включает несколько тем, на котоые могут отвечать народные сказки. Тема лени прослеживается в нежелании животных строить избу, тему ума и мудрости представляет бык, хитрости и коварства – лиса и волк. В развязке сюжета можем оты скать тему сплоченности и справедливости.
Идея произведения — с помощью сказочного вымысла (олицетворения животных) изобразить «в добром виде» пороки и качества людей и показать, какие последствия они за собой влекут. .
∙ Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней».
Сюжет сказки: старик хочет зарубить животных к зиме. Животные узнают об этом и решают сбежать. Сбежавши в лес только бык осознает приближение морозов и нужду в крове. Бык предлагает животным постороить избу, на что те отвечают оказом ввиду своей лени. Бык строит избу один. По пришествии морозов животные просятся в дом к быку, который их все таки пускает. О теплом крове узнают волк и лиса и тоже хотят пробраться в дом. Сплоченым животным удается выгнать хитрых мошенников.
Типовые мотивы сказки: побег от «неродивого» хозяина (избавление от животного), просьба пустить в дом, обман, победа в бою.
Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог.
«Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: — Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? — «От зимы лета ищу» — Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. — Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. — Не пущу!; Нет, не пущу!
Сказка аллегорична: бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
«Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом».
Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: — Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? — «От зимы лета ищу» — Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. — Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. — Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична: ∙ Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
…
Доступно только на Essays.club
Автор: Куличева Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1517 дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Зимовье зверей
Раздел: дошкольное образование
Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» — сказка о
животных.
Первостепенным объектом повествования является животное.
Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные…
способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит
холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу,
свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то,
чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт
в ней».
Является ли «Зимовье зверей» сказкой с бродячим сюжетом?
Я нашла эстонскую народную сказку «Волк и овца». Она схожа по сюжету и
действиями со сказкой «Зимовье зверей».
Сюжет обеих сказок построен на том, что с приходом холодов, одно
животное из всех строит себе жильё, боясь замёрзнуть. А остальные
животные (животное) ленятся и придумывают отговорки, чтобы не
участвовать в строительстве.
В эстонской сказке дом строит одна овца, а волк ленится ей помогать. В
русской сказке дом строит один бык, а лентяев здесь больше (баран,
свинья, гусь, петух). И в сказках «Зимовье зверей» и «Волк, и овца» много
различий:
В эстонской сказке есть присказка «Жил-был волк, и жила-была овца». А в
русской сказке нет.
В эстонской сказке волк попытался построить хоть какой-нибудь дом:
«Как ни лень, надо строить хоть какой-нибудь дом. Сгрёб волк снег в кучу,
лапами утоптал, хвостом подмёл, кое-как выстроил ледяную избушку. Да
тут, как нарочно, выглянуло солнце, и растаяла над волком ледяная крыша,
развалились снеговые стены. Опять волк без дома». А в русской сказке
звери даже не пытались, сразу на всё готовенькое пришли.
В эстонской сказке волк хитрый, наглый, бессовестный. Волк сначала
выпрашивает у овцы зайти в дом погреться «прикидываясь бедной
овечкой»: « Овечка, овечка, приоткрой двери.; Позволь хоть морду у тебя,
обогреть…» и.т.д пока не оказывается на печи: «Волку только того и надо.
Прыгнул он в избушку, осмотрелся кругом-да скок на печь. Свернулся
калачиком, и уходить не собирается». А ему всё мало в итоге он захотел
съесть саму овечку: «Посмотрела овца на волка. Голос-то ласковый, а
глаза злые, голодные; Ночью проснулся (волк). Ух, до чего есть хочется!
Брюхо так и подвело. Пошарил лапой — нет овцы на печи. Спрыгнул волк
на пол и давай искать овцу. Только и овца хитра: спряталась от волка в
мусорный ящик. Не нашёл её волк». В русской сказке. Финал в животные
«угрожают» быку, чтобы он пустил их в дом: «Баран – «А коли не
пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; Свинья — «А не
пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу; Гусь —
«так я весь мох из твоих стен повыщиплю; Петух — «Так я взлечу на чердак
и всю землю с потолка сгребу »».
Финал в эстонской сказке. Овца хитростью выгоняет (хитрого, наглого,
бессовестного) волка из избы: «Всю шерсть вымазала красным соком.
Потом схватила длинный прут и, побежала назад к избушке.
Стала под окошком. Стучит прутом по раме, кричит страшным голосом:
— Нет ли волка в избе, нет ли серого на печи? Я семерых волков
загрызла и до этого доберусь! Волк глянул в окно. Видит-стоит
страшный, лохматый зверь, весь кровью перемазанный, должно быть —
волчьей? Испугался волк, поджал хвост-да скорее вон из избы. Забился
в лесную глушь и носа оттуда не показывает ». Финал в русской сказке.
Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя).
Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и
метала клочья, гусь, глаза щипал, петух
пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!».
Также существуют сказки с аналогичными сюжетами:
1.
«Зайкина избушка» (рус. нар. сказка)
2.
«Лиса и заяц» (в пересказе В.И.Даля)
3.
«Волк и лиса» (рус. нар. сказка).
4.
«Рукавичка» (в переводе М.Крупниковой).
5.
«Теремок» (В обработке А.Н. Толстого)
Вывод: «Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом».
Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный
тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета,
мораль.
Эта сказка моралистическая:
Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех.
Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним
организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно,
защищая уже свой общий дом, кто как мог.
«Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных:
Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным
повторением:
— Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь?
— «От зимы лета ищу»
— Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами.
— Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться.
— Не пущу!; Нет, не пущу!
Сказка аллегорична:
Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые
оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор
врагу.
Так и люди, которые умеют прощать ошибки других, дают второй шанс на
исправления, надеясь на то, что их добро будет вознаграждено.
(Примером, этому наши родители, бабушки или дедушки.)
Анализ архитектоники сказки
Присказка – отсутствует.
Зачин – «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран…… ».
Основная часть сказки – представляет собой трёхступенчатое строение
сюжета. Характерным признаком сюжета сказки является поступательное
развитие действия.
Подготовительная цепь действий:
Бык, собрал всех зверей, которые встречались ему по дороге (барана,
свинью, гуся, петуха) и предложил всем строить вместе дом. На что звери,
придумали разные отговорки, чтобы не помогать ему в этом»;
Центральное действие:
Бык выстроил себе избушку и живет, не тужит. И тут один за другим начали к
нему «гости» приходить, вся та же команда «замёрзших лентяев» (баран,
свинья, петух и гусь). «Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле
петух и начал песенки распевать».
Развязка:
— «Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным
мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости,
отправилась к медведю да волку и сказала:
Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка,
для тебя, волк, — барана, а для себя — петуха. Хорошо, кумушка! — говорят
медведь и волк. Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да
поедим! Лиса привела их к избушке».
Исход – Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя
(медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья
рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте
сюда, подайте сюда!».
Художественный мир сказки
Как и все сказки о животных, «Зимовье зверей» имеет простой,
понятный язык. В наличии есть много диалогов, обращений («Куда,
идёшь?; Пусти, брат погреться».), которые создают эффект живой
разговорной речи.
В сказке динамично, быстро разворачиваются события. В ней отсутствует
ретардация.
Время в сказке. Определенно не очень точно (осень-зима). «Время
подходит холодное;
Ну, давайте избу строить, а то, чего
доброго, и впрямь
зимою замерзнем;
Вот пришла зима холодная, стали
пробирать морозы».
Персонажи-животные наделены характерами: Бык — благороден, баран,
свинья, гусь, петух – хвастливы и ленивы. Но в конце сказки звери
исправляются в лучшую сторону.
Постоянные сказочные формулы:
1.
«иди с нами…»
2.
«пусти,… не пущу …».
Нравственная проблематика сказки («урок молодцу»):
Сказка учит дружбе; дружба и взаимопонимание заслуживают бережного
отношения; « Согласного стада волк не берёт».
Какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую
сказку?
Детям 2-4 лет интересно будет слушать сказку «Зимовье зверей». Повторы
помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить
смысл услышанного. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают
детям чувство своей осведомлённости, помогают запоминанию (ребёнок с
удовольствием повторяет за мамой знакомые слова).
Психологи отмечают, что для лучшего понимание детям необходимо
опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.
Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские
книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с
помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные
или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а
подобны своим реальным сородичам — разумеется, за исключением
размера.
У сказки «Зимовье зверей» есть литературные аналоги:
1.
«Бременские уличные музыканты» (Братья Гримм).
2.
«Сказка про одного однобокого барана» (Нар. рус.сказки
А.Н.Афанасьева)
3. «Медведь и петух» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева)
4. « Кот серый лоб, козел да баран» (В обработке А.Н. Толстого.)
5. «Козлёнок, ягненок и телёнок» (Абхазск. сказка)
Авторские произведения для детей, созданные по аналогичному сюжету:
1.
Виталий Лиходед «Три поросёнка» (сказка в стихах)
2.
Иван Крылов «Стрекоза и муравей» (басня)
3.
Шанти Прэм «Бык, баран, гусь, петух и волк» (проза)
Урок литературного чтения
во 2 классе
«Зимовье зверей»
Тема урока: Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Цель:
— уточнение знаний учащихся о сказке, ознакомление обучающихся с произведением устного народного творчества «Зимовье зверей».
Задачи:
— формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного.
— развивать мышление, творческое воображение;
— воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
— уметь рассуждать о прочитанном, понимать позицию автора;
— уметь излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
— создать условия для формирования УУД:
Предметные:
— познакомить учащихся с произведениями о животных;
— формировать читательские умения;
— сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные.
Метапредметные:
Регулятивные:
— целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,
-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно – образным, словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
— поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
-использование общего приёма решения учебных задач .
Коммуникативные:
— оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение.
Личностные :
— принимать образ «хорошего ученика»;
— осознавать значение учебной деятельности.
Оборудование:
— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.
— рабочая тетрадь (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.
— словарь Ожегова,
— жетоны для самооценки.
Ход урока
-
Организационно-мотивационный этап
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь за парты.
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
II. Актуализация знаний.
Прочитайте стихотворение.
Чтоб умным человеком стать-
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.
— Для чего нужны уроки литературного чтения в школе?
— Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
— Итак, в добрый путь!
-
Подготовительные упражнения
Дыхательная гимнастика
-
-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.
На счет 1-2
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох носом, выдох ртом.
Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
-
— Речевая разминка.
Игра «Передай другому» (работа с скороговорками)
Какой раздел начали изучать? (сказки)
3. Поиграем в игру «Отгадай загадку».
Каждый из вас оценит свою работу.
Отгадывание загадок:
От кого я убегаю?
Ты не знаешь? Я — не знаю!
У него большие лапы,
По деревьям может лазать!
Я подумала немножко…
Если мышка я, она -…
(кошка)
Кто там хрюкает в сарае?
Это я сейчас узнаю!
Хрю — хрю — хрю, да хрю — хрю — хрю,
Баю — баюшки — баю…
Так поёт она для деток.
Погляжу, конечно! Где ты?
Да ведь это?! — Знаю я —
Это мамочка -…
(свинья)
Охраняет верно дом,
Не живёт он только в нём.
А живёт он в конуре,
Возле дома, во дворе.
«Кто же Он?» — такой вопрос!
Да, конечно, это -…!
(собака)
Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
(Волк)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Он в мундире ярком, шпоры для красы.
Днем он – забияка, поутру – часы.
(петух)
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
4. Беседа:
— О ком мы отгадывали загадки?
— На какие 2 группы можно разделить этих животных?
— Чем они отличаются?
— Ребята, а в каких произведениях вам встречались перечисленные животные?
(ответы детей)
5. Сообщение темы и цели урока.
— О ком мы будем сегодня читать? (о животных)
-Сегодня на уроке нам предстоит поработать ещё над одним жанром.
— Как называется этот жанр вы узнаете из учебника.
-О каком жанре пойдет речь? (сказка)
-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое сказка, её цель, для чего она нужна в жизни, отличия от других жанров)
Молодцы!
— Сегодня мы познакомимся с произведением «Зимовье зверей».
— Что такое «зимовье»? (мнения детей)
— Если мы не можем ответить на этот вопрос, к чему можем обратиться?
(к словарю)
— Найдите в словаре Ожегова объяснение слова «зимовье».
Зимовье – место, где зимуют люди (здесь животные).
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
Чтение сказки «Зимовье зверей» хорошо читающими учениками.
Работа над содержанием сказки.
Моделирование обложки. (выполняют задание в рабочей тетради.)
— Какое произведение прочитали?
— К какому жанру относится произведение?
— Определите тему сказки.
— Посмотрите на экран, какая из предложенных моделей соответствует прочитанной сказке? Обоснуйте свой выбор.
— Понравилась ли вам сказка?
— Вы волновались? Когда? Почему?
ФИЗМИНУТКА.
Работа с устаревшими словами.
— Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте?
— Объясните или посмотрите в словаре значение слов: армяк, кафтан, избу рубить, осаживать, подполье, ухват.
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
Выборочное чтение сказки.
— Перечислите героев сказки.
— Почему домашние животные оказались в лесу?
-Зачем их старик хотел зарезать?
— Какие чувства вы переживали в начале сказки?
-Как жилось зверятам в лесу?
-А что случилось дальше?
— Кто первый захотел строить избушку?
-Что можете сказать о быке, какой он герой?
— А остальные звери?
-Как попали они к быку в дом?
-Осуждаете ли вы их?
-Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?
— А когда они ими стали?
— Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Подтвердите словами текста.
— А что вы скажите о медведе и волке?
— Почему для них все закончилось плохо?
— Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас?
Итак, для чего народ придумал сказку, ваше мнение?
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
Сравнение сказки «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» К.Ушинского.
— Ребята, с каким прочитанным произведением схожа сказка «Зимовье зверей»?
— Чем? (жанр, тема)
— В чём различие? (народная и авторская).
Работа в группах.
1 группа
— Какая из пословиц подходит к нашей сказке? Обоснуйте свой выбор.
Старый друг лучше новых двух.
Без друга на сердце вьюга.
Без беды друга не узнаешь.
Дружбу помни, а зло забывай!
Не мил и свет, когда друга нет.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Легко друзей найти, но трудно сохранить.
2 группа
Приготовит отрывок на выразительное чтение.
3 группа
Работа с иллюстрациями.
— Найдите в тексте слова, которые соответствуют иллюстрациям.
— Выстроите иллюстрации в правильной последовательности.
— Какая иллюстрация лишняя, почему? (третья)
Оцените свою работу в группе.
я внес большой вклад в работу группы;
я внес вклад в работу группы;
у меня не получилось сотрудничество.
Рефлексия.
— Над каким жанром мы работали на уроке?
— Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).
Итог
-Скоро прозвенит звонок
Подведем скорей итог.
— Над чем нам помогла задуматься эта сказка?
Домашнее задание.
Пересказать сказку от первого лица.
Сюжет и персонажи
В сказке «Зимовье зверей» герои узнают, что хозяева хотят пустить их под нож, спасаются бегством и скрываются в лесу.
У старика и старухи было хозяйство. В нем жили домашние животные:
- баран;
- бык;
- свинья;
- гусь;
- петух.
Надумал как-то хозяин отправить петуха на мясо. Тот проведал и сбежал в лес. Такая же участь ожидала свинью, и она убежала вслед за петухом. На очереди был баран. Он тоже не захотел попадать под нож и скрылся в лесу, да еще и гуся прихватив с собой. Оставшийся бык, чтобы избежать печальной участи, последовал примерку собратьев.
Звери поселились в лесу дружной компанией. Летом здесь им жилось прекрасно, но оно подошло к финишу, и первым о том, как жить дальше, забеспокоился бык — нужно строить домик для зимовки. Сказал он об этом барану и получил отказ — теплая шерсть спасет от лютого мороза. Свинья тоже не захотела помогать товарищу — как только похолодает, можно зарыться в землю. Гусь понадеялся на крылья, а петух собирался переждать зиму под елкой.
Бык тогда сам построил избушку, и зажил в ней припеваючи с теплой печью.
В морозы звери попросились в теплый дом. Кто-то грозился выбить дверь, другой выщипать мох, третий подкопать землю и избу уронить, четвертый — смести с крыши землю. Добрый бык всех пустил к себе зимовать.
Прознали про зимовье волк с медведем. У них возник коварный план: напасть на дружную компанию. Вперед отправился волчище. Но бык его к стене припер рогами, баран начал бодать, петух оглушил криком, гусь пощипал, а свинья грозилась съесть живьем. Волк вырвался и убежал, а медведь и вовсе забоялся. Зажили звери в избе, не зная горя и печали.
Главная мысль
В произведении использован аллегорический прием. На примере животных раскрываются некоторые человеческие качества.
Бык является воплощением надежности, благородства, остальные звери показаны легкомысленными, ленивыми и безответственными (Баран, Свинья, Гусь, Петух), а волк и медведь — грубые и коварные в этом случае.
Рассказ учит действовать сообща и быть дружными, смелыми, решительными. Только так можно справиться с нападками врагов. Друзья, не дожидаясь смерти, нашли в лесу убежище. Самым дальновидным и практичным оказался бык, решившийся на строительство избы. Совместные действия испугали хищников.
Детальный анализ сказки «Зимовье зверей» дает понять, как нужно поступать в жизни не только аллегорическим животным. Подобные ситуации могут возникать и среди людей. Поучительный сюжет учит ценить такие качества, как дружба и взаимопомощь, умение собраться при решении сложных вопросов, с которыми сложно справиться в одиночку. Еще в произведении есть предостережение, что нельзя лениться и совершать необдуманные поступки.
Тема дружбы поднимается во многих русских пословицах: «Когда мы едины, мы непобедимы» — в этом смысл сказки. Краткое содержание «Зимовья зверей» для читательского дневника можно записать несколькими ключевыми фразами:
- Домашние животные жили в хозяйстве у старика со старухой.
- Звери узнают о решении хозяина их зарезать и убегают в лес.
- Бык решился на строительство избы, но ленивые звери не захотели помочь товарищу по несчастью.
- Инициатор стройки соорудил себе домик в абсолютном одиночестве.
- Друзья попросились к быку на зимовку, и он всех простил.
- Незваные гости явились.
- Волк и медведь уходят несолоно хлебавши.
Сплоченный и дружный коллектив может дать отпор врагам и победить в схватке с грозным и сильным соперником. Важно не количество и сила хотя и от этого тоже что-то зависит, но храбрость, смекалка, стремление к единой цели, взаимовыручка.
Над моралью, которая кроется в пересказе о животных, полезно подумать не только взрослым и юным читателям.
Отзывы читателей
Очень поучительная история. Это одна из моих любимых сказок в детстве. Подобные книги надо читать вместе с детьми. Звери сумели дать отпор сильным соперникам. Это говорит о том, что коллектив, если он сильный, может собраться и выполнить любую задачу. Очень понравился бык: несмотря на то, что остальные звери дали слабину в ответственный момент, он простил это.
Отличная сказка про животных. Понравилось, что бык оказался очень добрым и простил своим товарищам лень и упрямство, когда они отказались помогать ему в строительстве. Он пустил их в избушку, и это оказалось верным решением.
Анастасия