К какому виду сказок относится сказка о потерянном времени

Вопрос.

К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

Ответ.

Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

Вопрос.

Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного? 

Ответ.

Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведениями.

Вопрос.

Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?

Ответ.

Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.

Вопрос.

Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

Ответ.

Петя отставал в учёбе, опаздывал на занятия, не тужил.

Вопрос.

Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

Ответ.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».

Вопрос.

Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

Ответ.

Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли.

Вопрос.

Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? А что о детях говорит Пантелей Захарович?

Ответ.

Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».

Вопрос.

Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

Ответ.

Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

Вопрос.

Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить.

Ответ.

Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдётся.

Часы в доме волшебников

Часы в доме волшебников называли…

Вспомните стенные часы.

Иллюстрация к сказке

Мнение Пети

Кем работали по мнению Пети: старик с портфелем, старик с ведром, старик в пожарной машине?

Одно слово лишнее.

Начальником пожарной машины

Вид сказки

К какому виду относится сказка «Сказка о потерянном времени» по содержанию? Подчеркните правильный вариант.

Есть ли в этой сказке волшебство?

Русская народная сказка; литературная сказка; волшебная сказка; бытовая сказка.

Школьники и волшебники

Вспомните героев сказки

Школьники

Волшебники


Маруся Поспелова


Наденька Соколова


Петя Зубов


Вася Зайцев


Сергей Владимирович


Ольга Капитоновна


Марфа Васильевна

Спрятанные между букв слова

Найдите спрятанные между букв слова.

  1. Как звали главного героя?
  2. Что говорил Петя Зубов к концу каждой четверти?
  3. При помощи какого предмета волшебники подсчитывали время?
  4. По какому очень простому предмету у Пети Зубова тоже была двойка?

Спрятались слова по горизонтали

Изображения к сказке

Ученик третьего класса Петя Зубов

Ученик второго класса Зайцев Вася.

Ученица третьего класса Маруся Поспелова.

Ученица третьего класса Наденька Соколова.

Часы

Обложка книги

Соберите обложку к книге «Сказка о потерянном времени».

«Сказка о потерянном времени»

Вспомните, как развивались события в сказке

Предложения из сказки

Вспомните, как начинается сказка.

Подходящие пословицы

Какие пословицы подходят к нашей сказке? Подчеркните.

Делу время – потехе час.

В семье дружат, живут, не тужат.

Время как воробей: упустишь – не поймаешь.

Смелый побеждает, а трус погибает.

События сказки

Восстановите последовательность происходящих событий в сказке.

Вспомните, как развивались события в сказке.

как всегда с опозданием


керосиновая лампа горит под стеклом


И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,


Просыпается Петя – в комнате светло


Совсем выбились из сил старички.


Подняли товарищи Петю на руки.


Ходит Петя. бродит, а молодых стариков


старых детей, — нет как нет.


Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»


Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Тема и идея произведения

Выделите тему произведения малиновым цветом, а идею – зелёным.

Подумайте, о чём само название сказки говорит.

Для настоящего друга нет  ничего невозможного.

Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Время величайшая ценность в жизни человека.

О дружбе.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сказка о потерянном времени. Это бытовая или волшебная сказка, почему?

Сказка о потерянном времени. Произведение Евгения Шварца. Это произведение относится к бытовым сказкам или к волшебным сказкам ?

1 ответ:



2



0

Сразу уточним, что на самом деле, произведение Шварца под названием «Сказка о потерянном времени» является литературной сказкой. Иначе говоря, сказкой, написанной конкретным автором. Это не народная сказка, а потому она может обладать особенностями сказок разного жанра.

Это только народные сказки легко соотносятся на сказки волшебные, бытовые или о животных. В литературных сказках все иначе.

Вот посмотрим на «Сказку о потерянном времени». Действие сказки происходит в самом обычном городе, в реальном мире, с самыми обычными третьеклассниками. То есть часть событий сказки вполне реалистичны.

Но что превращает эту реальную историю школьников в сказку? Волшебное превращение в старичков. Присутствие в истории волшебников, то есть невозможных, нереальных существ. Есть в истории и магический предмет, часы, которые могут возвратить молодость.

Эти элементы превращают приключения обычных школьников в волшебную сказку.

По сюжету «сказка о потерянном времени» ближе к народным волшебным сказкам.

Читайте также

В свой читательский дневник можно так коротко написать о сказке про «пятерых из 1-го стручка»:

  • Жил на свете один стручок, в котором сидело пять сестриц горошин. Стручок рос, а вместе с ним и горошинки. Однако, скоро горошины стали подумывать, что их мир — это не только стручок, что должно что-то быть и за его пределами. Впрочем попыток предпринять что-либо горошины не предприняли, а дождались того момента, когда стручок сорвали…
  • Оказался стручок в руках одного мальчишки, который быстро открыв его и увидав горошины сразу нашел им применение. У мальчика была бузинная трубочка, через которую он и отправил каждую горошинку в свое «путешествие».
  • Четыре сестрицы перед вылетом из трубочки почти все сказали, что дальше остальных пойдут. И только самая маленькая, пятам подумала: «будь, что будет,» — положившись на судьбу…
  • Последняя-то горошинка и оказалась самой «далеко» сошедшей сестрой, потому что попав в дом на крышу бедной женщины, она не погибла, а стала расти. Мох ее водичкой напоил и накормил.
  • У женщины была больная дочка. Мать думала, что дитя умрет. Однако, девочка, увидав растущую горошину, стала наблюдать за ней, и по мере того, как рос горошек, выздоравливала и сама, как бы подпитывающаяся энергией растения.

<hr />

Вывод: одна жизнь породила/подарили/пр­<wbr />одлила другую жизнь!

В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:

  • Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
  • Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.

<hr />

Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.

<hr />

Герои 2-го плана

  • Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
  • Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
  • Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.

В связи с тем, что научно-познавательны­<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.

<hr />

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

1-я часть сказки.

  • Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
  • Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
  • Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.

<hr />

2-я часть сказки.

  • Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
  • Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
  • Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.

<hr />

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

<hr />

П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.

«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…


Викторина по сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Викторина по сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Викторину составила Васенькина Алла Ивановна

учитель ГБОУ СОШ №2012 

  1. К какому виду сказок относится данное произведение?

    русская народная сказка
    литературная сказка
    волшебная сказка
    бытовая сказка

  2. Какова главная мысль произведения?

    злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну
    выполнять дела надо завтра, завтра, завтра
    и стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками
    человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет

  3. Как звали главного героя?

    Петя Зубов
    Вася Зайцев
    Маруся Поспелова
    Наденька Соколова

  4. Что говорил Петя Зубов в конце первой четверти?

    отстаю
    опоздаю
    успею
    догоню

  5. Что произошло с учеником 3 класса 14 школы?

    внезапно заболел
    внезапно постарел
    внезапно потерялся
    внезапно заснул

  6. Петя Зубов оказался за городом в лесу в избушке волшебников, потому что …

    хотел познакомиться с волшебниками
    пошёл, чтобы «хорошо отдохнуть»
    отправился туда как турист
    думал и шагал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес

  7. При помощи какого предмета волшебники подсчитывали время?

    калькулятор
    часы
    счёты
    палочки

  8. В какой последовательности Петя нашёл молодых старичков, старых детей?

    Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася
    Наденька Соколова, Зайцев Вася, Маруся Поспелова
    Зайцев Вася, Маруся Поспелова, Наденька Соколова
    Маруся Поспелова, Зайцев Вася, Наденька Соколова

  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону:

    7 раз
    17 раз
    70 раз
    77 раз

  10. Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать?

    жизнь будет разноцветной
    жизнь будет радостной, быстро пролетит
    жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо
    жизнь будет серой, а потом белой

    

      © Марина Локсина, 2014 год

         http://skazvikt.ucoz.ru/

Категория: Шварц Евгений | Добавил: skazvikt (06.03.2014)

Просмотров: 31542

Презентация к урокам чтения по темам «Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения», » Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.»

Литературные сказки
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения

Речевая разминка
На лугу весело жужжит шмель
Прочитайте спокойно
Прочитайте скороговоркой
Прочитайте грустно
Прочитайте вопросительно

Речевая разминка
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Время

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Познакомимся с…….
Определим…..

Работа по теме урока
Немного об авторе
Евгений Львович Шварц

Работа по теме урока
Работа с учебником

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа — лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы с гирями.

Синонимы: хмурый, сберечь.

Антонимы: состариться, трудиться.

К какому жанру относится это произведение?
Анализ произведения

К какому жанру относится это произведение?
Какая это сказка, народная или авторская? Докажите.
Чем авторская сказка отличается от народной?
А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события?
Кто герои этой сказки?
Какое несчастье их объединило?

Итоги урока:
Познакомился(лась) с……
Узнал(а) о творчестве……
Мне особо понравилось……

Урок 2. Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.
Урок 2. Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.

Речевая разминка
Время за нами, время перед нами, а при нас нет.
Прочитайте спокойно
Прочитайте скороговоркой
Прочитайте грустно
Прочитайте вопросительно

Игра «Да – нет»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цель: узнаем, зачем…

Анализ произведения

Назовите героев произведения.
Кто первый обнаружил, что уже не школьник, а старик?
Заметил ли Петя, что с ним случились перемены?
Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на странице 5.
Как герой воспринимает волшебство? Какие слова нам это помогают понять?
Найдите отрывки, где автор рассказывает, о том, как Петя находил ребят.
Как вы думаете, почему волшебники выбрали этих детей?
Прочитайте, как просыпается город.
Почему люди так боялись опоздать, не успеть?
Почему дети смогли победить волшебников?

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
4 класс

Евгений Львович Шварц

1896 — 1958 г.

Лев Борисович Шварц

– отец писателя.

Мария Фёдоровна Шелкова – мама писателя

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача.

Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию.

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы.

В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе.

В 1944 году переехал с театром в Москву. 

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол,

а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Он сам любил мудрые сказки

Х. Андерсена и верил, что у сказки многому можно научиться.

«Сказка о потерянном времени» —

«пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях вышла в предвоенном 1940г.

1964 г. — «Сказка о потерянном времени» -снят фильм.

1978 г. -«Сказка о потерянном времени»- мультфильм.

1.К какому виду сказок относится данное произведение?

а)русская народная сказка

б)литературная сказка

в)волшебная сказка

г)бытовая сказка

Тест по сказке.

2.Как звали главного героя?

а)Петя Зубов

б)Вася Зайцев

в)Маруся Поспелова

г)Наденька Соколова

3.Какова главная мысль произведения?

а)злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну

б)выполнять дела надо завтра, завтра, завтра

в)и стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками

г) человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет

4.Что произошло с учеником

3 класса 14 школы?

а)внезапно заболел

б)внезапно постарел

в) внезапно потерялся

г)внезапно заснул

5.При помощи какого предмета волшебники подсчитывали время?

а)калькулятор

б)часы

в)счёты

г)палочки

6.Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону:

а)7 раз

б)17 раз

в)70 раз

г)77 раз

7.Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать?

а)жизнь будет разноцветной

б)жизнь будет радостной, быстро пролетит

в)жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо

г)жизнь будет серой, а потом белой

8. Дом волшебников находился:
а)на лесной поляне
б)посреди болота
в) в лесной чаще
г) на опушке леса
9. До леса старички доехали :
а)на такси
б) на трамвае
в) на троллейбусе
г) на автобусе

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Е.Л.Шварц

СПАСИБО

ЗА УРОК !

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какой группе сказок относится произведение мороз иванович
  • К какой группе сказок можно отнести сказку о мертвой царевне и семи богатырях
  • К каким сословиям относятся герои рассказа певцы
  • К какому виду сказок относится сказка каша из топора
  • К какому виду сказок относится сказка иван царевич и серый волк и почему

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии