Жанры литературы в таблицах: список и определения
Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.
Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.
Что такое литературный жанр
Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.
История появления жанров литературы
Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.
Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.
Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.
Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:
- по художественным признакам;
- по типу отношения автора к его героям и сюжету.
Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.
Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:
Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.
- Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
- Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
- Насыщенный сюжет;
Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.
Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
- Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
- Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
- Несколько сюжетных линий и временных периодов;
- Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.
!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.
Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
- По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
- Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
- Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
- История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.
!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».
Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»
- Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
- Одна четкая сюжетная линия;
- Минимум персонажей;
- Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
- Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.
!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».
Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»
В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).
- Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
- Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
- Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.
! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.
Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»
- Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
- Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
- В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.
!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.
Пример: Владимир Набоков, «Лилит»
- Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
- Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
- Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
- Объем — максимум средний
Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»
- Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
- Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
- Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
- Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.
!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.
Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»
- Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
- По сути, является поджанром сатиры;
- Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
- Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.
!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.
Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»
- «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
- Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
- Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
- Зачастую богата на мифологические аллюзии.
!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.
Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»
- По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
- Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
- Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
- Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).
!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.
Пример: Франческо Петрарка, сонет 4
Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.
- Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
- Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
- Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).
!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.
Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»
- Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
- Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
- Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
- Одна из целей — провести читателя через катарсис.
!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»
Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»
- Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
- Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
- Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
- Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.
!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.
Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»
Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.
- Может быть как стихотворной, так и в прозе;
- В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
- Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
- Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
- Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).
!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.
Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»
- Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
- Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
- Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
- Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.
!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.
Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»
Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Жанры литературы – это виды литературных текстов. Классифицируя по родам, исследователи выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Считается, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.
Содержание
- История появления жанров литературы
- Как определить жанр литературы?
- Литературные жанры: таблица
- Жанры эпоса
- Жанры лирики
- Жанры драмы
- Лиро-эпические жанры
История появления жанров литературы
Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.
Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.
Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.
В XIX веке литература начала живо меняться, в искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Как определить жанр литературы?
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
По родам литературные произведения делятся на:
- Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
- Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
- Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
- Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.
Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Литературные жанры: таблица
Жанры литературы в таблице с примерами помогут легче определить разновидность произведения.
Жанры эпоса
К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея).
Принадлежность жанра произведения к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни.
Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.
Таблица Жанры эпоса |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Малые жанры |
||
Притча |
Назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить. |
Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи». |
Рассказ |
Устный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема. |
А. П. Чехов «Ионыч», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник». |
Новелла |
Краткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка. |
Л. Н. Андреев «Чемоданов». |
Очерк |
Отсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события. |
Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга». |
Средние жанры |
||
Повесть |
Изображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом. |
А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася» |
Большие жанры |
||
Роман |
Имеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц. |
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов». |
Роман-эпопея |
Изображение народной жизни в переломные моменты истории. |
Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон». |
Жанры лирики
К лирике традиционно относят следующие жанры произведения: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:
- дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
- любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
- философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
- природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)
В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.
Таблица Жанры лирики |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Ода |
Торжественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба. |
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица». |
Элегия |
Грустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы. |
В. А. Жуковский «Море», М. Ю. Лермонтов «Элегия». |
Сонет |
Состоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет. |
А. С. Пушкин «Мадонна», В. Я. Брюсов «Сонет к форме». |
Песня |
Стихотворение для исполнения под аккомпанемент (необязательно), имеет куплеты и припев. |
А. С. Пушкин «Вакхическая песня». |
Послание |
Письмо в стихотворном стиле. |
А. С. Пушкин «К Пущину», М. Ю. Лермонтов «Послание». |
Эпиграмма |
Стихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц. |
В. Я. Брюсов «Константину Бальмонту», И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина». |
Жанры драмы
К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой.
Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки.
Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.
Таблица Жанры драмы |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Комедия |
Сюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности, может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»). |
Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. В. Гоголь «Ревизор». |
Трагедия |
Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен. |
А. С. Пушкин «Борис Годунов», У. Шекспир «Ромео и Джульетта». |
Драма |
Трагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления. |
А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры», А. Н. Островский «Гроза». |
Лиро-эпические жанры
В лиро-эпическом роде выделяют три жанра: поэмы, баллады и романы в стихах. Благо, роман в стихах у нас один — «Евгений Онегин». Произведения лиро-эпического жанра лучше просто запомнить.
Таблица Жанры драмы |
||
Название |
Особенности |
Примеры |
Поэма |
Лирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет. |
Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник». |
Баллада |
Рассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги. |
В. А. Жуковский «Людмила», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». |
Роман в стихах |
Роман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя. |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Б. Л. Пастернак «Спекторский». |
Стоит отметить, что в литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”.
С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.
Таким образом, виды и жанры литературы – понятия очень близкие. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д.
Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
Источники:
- Аверинцев С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. Москва: 1981.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва, 1986.
- Кожинов В. В. Жанр. Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978.
- Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон. «Новое литературное обозрение», 2008.
- Тамарченко Н. Д. Жанровая система. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Intrada, 2008.
Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос — это
- объективное сюжетное описание характеров и событий;
- текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
- Пример: И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»
Лирика — это
- концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя;
- особая организация (рифму, ритм, размер);
- внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
- Пример: М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»
Драма — это
- произведение написано для театральной сцены;
- текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок;
- герои показаны в действиях, конфликтах.
- Например: А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»
Лиро-эпос — это
- текст в стихотворной форме;
- сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
- Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Эпические жанры литературы
Рассказ | – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). |
Притча | – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению. |
Очерк | – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»). |
Новелла | – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»). |
Повесть | – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»). |
Роман | – характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»). |
Роман-эпопея | – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»). |
Лирические жанры литературы
Лирическое стихотворение | – Н. Рубцов «В осеннем лесу» |
Ода | – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого). |
Элегия | – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»). |
Сонет | – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»). |
Послание | – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»). |
Эпиграмма | – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»). |
Драматические жанры литературы
Комедия |
– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:
|
Трагедия | – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А.С. Пушкин «Борис Годунов»). |
Драма | – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества (А. Островский «Гроза»). |
Лиро-эпические жанры литературы
Поэма | – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления (А.С. Пушкин «Медный всадник»). |
Роман в стихах | – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). |
Легенда | – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее (М. Горький «Старуха Изергиль»). |
Сказ | – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация (Н.С. Лесков «Левша»). |
Баллада | – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»). |
Смотрите также:
- Фольклор. Жанры фольклора
- Литературные направления и течения
- Литературные роды.
- Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Жанры литературы
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 479.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 479.
Жанр – (от французского genre – род, вид) – произведения одного литературного рода, имеющие общие признаки. Так, например, эпические жанры: роман, повесть, рассказ и др.; лирические жанры: элегия, сонет и др; лиро-эпические жанры: баллада, поэма и др.; драматические жанры: трагедия, комедия, драма. Так чем же отличаются жанры литературы друг от друга, и как определить жанр произведения?
Три группы родов литературы
Все художественные тексты принято делить на три группы в соответствии с родами литературы: лирика, эпос, драма. К этим трем родам относятся разные литературные жанры (иначе их можно называть видами).
Жанры лирики
К лирике традиционно относят следующие жанры: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:
- дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
- любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
- философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
- природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)
В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.
Жанры эпоса
К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея). Принадлежность жанра к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни. Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.
Рассказ является наиболее распространенной малой эпической формой. Здесь обычно один главный герой и одна сюжетная линия. Новелла, как и рассказ, имеет небольшой объем, но отличается от него финалом. В финале обычно происходит неожиданный поворот действия, которого не ожидают ни читатель, ни герой.
Жанры драмы
К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой. Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки. Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.
В литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”. С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.
Что мы узнали?
Данная статья поможет ученикам 2 класса понять, какие жанры литературы существуют, и в чем заключаются их различия. Здесь также дается определение смешанным жанрам литературы, и приводятся примеры таких произведений.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Твердовская-Курапова
10/10
-
Арсений Антипов
7/10
-
Sanya Pak
7/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 479.
А какая ваша оценка?
Роды литературы.
Словесно-художественные произведения издавна было принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма.
Понятие литературного рода разработали ещё в Античности сначала Сократ, а потом и Аристотель. Затем, спустя века, в европейском литературоведении учёные продолжали изучать деление литературы на роды. В школьной программе (а значит и в ЕГЭ) принято опираться на то, как поделил роды В.Г. Белинский в своём труде «Деление поэзии на роды и виды» (1841 год).
Эпос: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей. Эпос объективен, главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет повествование.
Лирика: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали. Лирика субъективна. Изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно внутреннее переживание становится главным событием лирики.
Драма: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений. Такой род литературы является драматическим. В драме непосредственно голос автора будет звучать реже, чем в эпосе и лирике – в драме он появляется только в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.
Часто литературоведы включают и четвёртый род литературы, находящийся на пересечении лирики и эпоса – это лироэпос. Этому роду одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности: художественный мир строится как сюжетное повествование, где происходит ряд событий (эпос), но также автор даёт свою эмоциональную оценку происходящего, и написаны произведения лироэпоса в поэтической форме (лирика). То есть, лироэпосу одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности. Лироэпосом считаются поэмы и баллады (например, поэма «12» Александра Блока и баллада «Светлана» В.А. Жуковского).
! Существует распространённое заблуждение, что понять, какой перед нами род и жанр литературы, можно по тому, поэзия это или проза, однако почти все роды и жанры могут быть представлены как в форме поэзии, так и в форме прозы (например, роман «Евгений Онегин», поэма «Мёртвые души»).
Жанры литературы.
Литературные жанры (от фр. genre – род, вид) – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, то есть это лирика, эпос и драма, представленные в их разновидности. Жанр литературы относится к определённому роду, например, жанр «Отцов и детей» — роман, а род – эпос.
Эпические жанры:
- Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающаяисторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова).
- Роман – в таких произведениях всегда много проблем, роман изображает человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева).
- Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
- Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие (рассказы А.П. Чехова)
- Очерк – это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Вымысел здесь почти отсутствует, играет маловажную роль. Главное – зафиксировать так, как произошло на самом деле. К очерку относится «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
- Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
Лирические жанры:
- Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций (М.Ю. Лермонтов «Нищий»)
- Песня – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения, имеет чаще всего фольклорное происхождение
- Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
- Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»).
- Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость (эпиграммы А.С. Пушкина, В.А. Жуковского).
- Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания. Прославление в стихах (Оды Г.Р. Державина, М. Ломоносова).
- Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета, в русской поэзии стандартный размер сонета – пятистопный ямб, но встречаются и отклонения (А.С. Пушкин «Сонет»)
Драматические жанры:
- Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические (Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор»), высокие (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и лирические (А.П. Чехов «Вишневый сад»).
- Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев (Пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
- Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств (А.П. Чехов «Три сестры»)
Лироэпические жанры:
- Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений (Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Реквием» Анны Ахматовой).
- Баллада – средняя лироэпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского.
РОД | ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА | Лироэпос |
---|---|---|---|---|
(греч. ἔπος —повествование) |
(греч. Δρᾶμα — действие) |
(греч. Λυρικός — чувствительный, лирный) |
||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. |
изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. |
переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. |
Рассказ о событиях, судьбе героев их поступках и т.д. — проявляет себя как эпос; раскрывает при этом перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю — в данном аспекте проявляет себя как лирика. |
ЖАНРЫ |
роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча |
комедия, трагедия, драма |
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет |
поэма, баллада |
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Можно ли выделить сюжет? |
|
Да |
Нет |
Можно показать на сцене? |
|
Нет |
Да |
Обращается ли внимание на чувства героя, его внутренний мир? |
|
Да |
Нет |
ЛИРО-ЭПОС | ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА |
---|---|---|---|
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Наличие развернутого сюжета – ПОЭМА Обращение к фольклору – БАЛЛАДА |
Охватывает исторические события, судьбы народа – РОМАН-ЭПОПЕЯ Охватывает много проблем, имеет много персонажей – РОМАН Средняя форма, немного персонажей и мало проблем – ПОВЕСТЬ Малая форма, мало персонажей, чаще одна проблема – РАССКАЗ Полудокументально – ОЧЕРК Нравственное поучение, аллегорическая форма — ПРИТЧА |
Комизм, смех – КОМЕДИЯ Неразрешимый трагичный конфликт, гибель персонажей – ТРАГЕДИЯ Приземленный, разрешимый конфликт — ДРАМА |
Выражение чувств лирического героя – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Фольклорное происхождение, музыкально-словесное построение – ПЕСНЯ Обращение к кому-либо – ПОСЛАНИЕ Философские размышления, печаль – ЭЛЕГИЯ Высмеивание конкретного лица – ЭПИГРАММА Торжественный стиль и содержание — ОДА Твердая поэтическая форма — СОНЕТ |
Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о жанре как разновидности той или иной сферы искусства достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.
Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.
Жанр в литературе — что это такое
Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:
жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:
- каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
- главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
- отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, композиция (формальный критерий).
Все жанры литературы можно представить таким образом:
Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.
История появления жанров литературы на Руси
Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:
- духовной культурой, центром создания которой были монастыри;
- народной речью, фольклором.
Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как на смену летописям (что это?), патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые формы повествования.
На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы, как слово, хождение (предок романа-путешествия), басня (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий вырастает былина, выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.
Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами: романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а в эпоху романтизма (когда это было?) – стихотворением (что это?), лирической поэмой, балладой.
Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (что это такое?), очерк, новелла, маленькая поэма, символистская сказка (что это?). Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.
Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).
В современной литературе жанровый канон остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.
Литература по родам и видам
Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).
Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:
- Самым древним «китом» считается эпос. Его прародителем стал миф (что это такое?), который распался на легенду и сказание.
- Лирика появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
- Драма старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.
Эпические жанры и примеры таких произведений
Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).
Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.
Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.
Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.
В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.
В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.
К средним формам эпоса относятся роман и повесть.
Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.
Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.
На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:
- философский;
- психологический;
- социальный;
- интеллектуальный;
- исторический;
- любовный;
- детективный;
- приключенческий роман.
В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.
Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.
Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.
Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.
Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.
Лирические жанры
Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.
В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.
Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, ода (что это?), канцона, сонет, баллада, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.
Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:
- философская лирика;
- любовная лирика;
- пейзажная лирика.
В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.
Драматические жанры
Драма даёт нам три классических жанра:
- комедия;
- трагедия;
- собственно драма.
Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.
Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.
Комедия — это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.
В эпоху классицизма сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.
Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель испытывал катарсис или очищение.
В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.
Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.
Примером классической драмы можно считать пьесы Н.А. Островского и А.П. Чехова.
Определение жанра литературного произведения
Чтобы правильно определить жанр текста, советуем оттолкнуться от авторского обозначения. Иногда оно помогает разгадать смысл произведения.
Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.
Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.
Литературные жанры в таблицах
29 Апреля
8 минут на чтение
Литератруный жанр – это тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Литературные жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.
Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.
Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:
- эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
- лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
- драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
- лироэпические (баллада, поэма).
Литературные жанры в таблицах
-
Роман-эпопея
Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
-
Роман
Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
-
Повесть
Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
-
Рассказ
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
-
Притча
Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
-
Лирическое стихотворение
Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
-
Элегия
Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
-
Послание
Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
-
Эпиграмма
Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
-
Ода
Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
-
Сонет
Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
-
Комедия
Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
-
Трагедия
Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
-
Драма
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
-
Поэма
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя -
Баллада
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского