К какому жанру можно отнести рассказ а п чехова ионыч

Анализ «Ионыч» Чехов

Анализ «Ионыч» Чехов

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2378.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2378.

Обновлено 10 Июля, 2021

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Композиция

Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

Жанр

Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Паша Степанов

    10/10

  • Татьяна Гаврилова

    10/10

  • Наталья Миллер

    10/10

  • Екатерина Медведева

    10/10

  • Богдан Горбунов

    10/10

  • Довран Меканов

    8/10

  • Наталья Садовская

    10/10

  • Илья’ Степанов

    9/10

  • Андрей Блинов

    10/10

  • Аззи Валенка

    10/10

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2378.


А какую оценку поставите вы?

«Ionych»
by Anton Chekhov
Автограф Чехова к рассказу "Ионыч" 1898.jpg

1898 Chekhov’s autograph

Original title Ионыч
Country Russia
Language Russian
Published in Niva (1898)
Publisher Adolf Marks (1901)
Publication date August 1898

«Ionych» (Russian: Ионыч) is an 1898 short story by Anton Chekhov.

Publication[edit]

The story was published in the No. 9, September 1898 issue of the Monthly Literary Supplements to Niva magazine. In a slightly revised version, Chekhov included it into Volume 9 of the 1899–1901, first edition the Collected Works by A.P. Chekhov, published by Adolf Marks.

Background[edit]

The story, written in Nice, France, in the early 1898, was originally intended for Russkaya Mysl. Chekhov opted against sending the manuscript by post and, upon returning home, in May, handed it to Vukol Lavrov. Then he suddenly changed his mind and in a 6 June letter asked Viktor Goltsev to send it back, saying it was not fit for Russkaya Mysl. On 10 June he received the galley proofs and the same day sent it to Niva. This magazine’s editor Rostislav Sementkovsky was apparently pleasantly surprised and flattered. «I’ve read your story with immense delight and, needless to say, all your wishes will be met,» he wrote Chekhov in an 18 June letter.

Plot[edit]

The Angel over the F.D. Kotopuli Vault, the latter known also as the Demetti Grave, at the Taganrog Old Cemetery. It was here that doctor Startsev once found himself at midnight, full of blissful, short-lived excitement, waiting for his beloved Kotik in vain

Doctor Dmitry Ionovich Startsev comes to the provincial town S., to work for the local zemstvo. He starts visiting the Turkin family, considered to be the pride of the town, where the husband runs a small amateur theatre, the wife writes novels and their beautiful daughter Ekaterina (known informally as Kotik, which means Kittie) plays the piano, preparing herself for the conservatory. Unlike the majority of the townsfolk, Startsev does not take this acme of the local cultural life seriously, yet Kotik, full of charm, naivety and youthful spirits, easily conquers his heart. Before making the proposal, he even takes a midnight trip to the town’s old graveyard[note 1] where she’d jovially made a mock appointment with him, and even finds this silly adventure delightful. She is full of ambitions, though, and refuses him. For three days Startsev suffers greatly, then learns that she indeed had departed from the town to enroll into the conservatory, settles down into normalcy and soon all but forgets her, remembering his momentary madness with mild amusement.

Four years on, and Startsev is now a respected medical man, who owns a troika. Ekaterina returns to the town. She looks better than ever, and her musical ambitions are left behind. Still, the naivety and freshness are gone. As the two meet, she eagerly tries to re-awaken his interest in her, but Startsev remains unresponsive. Now everything about the family irritates him and he is very glad he’d not married. Ignoring her insistent attempts at making him again regular visitor, he never sets foot in the Turkin’s house again.

Several more years pass. Startsev now is a rich man with vast practice, whose only enjoyments are playing Vint and collecting money from patients. In his troika, shouting at cabmen around him, he looks like a ‘pagan god’. Owning two houses and an estate, he is now fat, irascible, and generally indifferent to the world around him. People refer to him as ‘Ionych’, which implies a mixture of familiarity and slight contempt. And the Turkins are the same as they were years before: the husband runs a little theatre, entertaining his guests with well-rehearsed humour, the wife reads aloud her novels, and Ekaterina still likes to play her piano very loud. It’s just that she looks now much older and, her health deteriorating, each autumn takes a trip to the Crimea.

Reception[edit]

The story was warmly received. The most detailed and, in retrospect, insightful review came from D.N. Ovsyaniko-Kulikovsky, who, writing for Zhurnal Dlya Vsekh,[2] hailed Chekhov as «an independent force blazing in literature the trail of its own». The critic subjected to thorough analysis Chekhov’s method who «…never gives us a well-worked, all-round portrait of his characters… Just provides one, two, three strokes and then backs this sketch up with a kind of see-through, unusually subtle and to shrewd psychological analysis». Ovsyaniko-Kulikovsky considered «Ionych» the most perfect, complete example of Chekhov’s art.

Notes[edit]

  1. ^ The exact meeting place was supposed to be the so-called Demetti Monument: this detail points to Taganrog as being the Town S.

References[edit]

  1. ^ Журнал для всех, 1899, №2, 3, февраль-март

External links[edit]

  • Ионыч, the original Russian text
  • Ionych, the English translation
«Ionych»
by Anton Chekhov
Автограф Чехова к рассказу "Ионыч" 1898.jpg

1898 Chekhov’s autograph

Original title Ионыч
Country Russia
Language Russian
Published in Niva (1898)
Publisher Adolf Marks (1901)
Publication date August 1898

«Ionych» (Russian: Ионыч) is an 1898 short story by Anton Chekhov.

Publication[edit]

The story was published in the No. 9, September 1898 issue of the Monthly Literary Supplements to Niva magazine. In a slightly revised version, Chekhov included it into Volume 9 of the 1899–1901, first edition the Collected Works by A.P. Chekhov, published by Adolf Marks.

Background[edit]

The story, written in Nice, France, in the early 1898, was originally intended for Russkaya Mysl. Chekhov opted against sending the manuscript by post and, upon returning home, in May, handed it to Vukol Lavrov. Then he suddenly changed his mind and in a 6 June letter asked Viktor Goltsev to send it back, saying it was not fit for Russkaya Mysl. On 10 June he received the galley proofs and the same day sent it to Niva. This magazine’s editor Rostislav Sementkovsky was apparently pleasantly surprised and flattered. «I’ve read your story with immense delight and, needless to say, all your wishes will be met,» he wrote Chekhov in an 18 June letter.

Plot[edit]

The Angel over the F.D. Kotopuli Vault, the latter known also as the Demetti Grave, at the Taganrog Old Cemetery. It was here that doctor Startsev once found himself at midnight, full of blissful, short-lived excitement, waiting for his beloved Kotik in vain

Doctor Dmitry Ionovich Startsev comes to the provincial town S., to work for the local zemstvo. He starts visiting the Turkin family, considered to be the pride of the town, where the husband runs a small amateur theatre, the wife writes novels and their beautiful daughter Ekaterina (known informally as Kotik, which means Kittie) plays the piano, preparing herself for the conservatory. Unlike the majority of the townsfolk, Startsev does not take this acme of the local cultural life seriously, yet Kotik, full of charm, naivety and youthful spirits, easily conquers his heart. Before making the proposal, he even takes a midnight trip to the town’s old graveyard[note 1] where she’d jovially made a mock appointment with him, and even finds this silly adventure delightful. She is full of ambitions, though, and refuses him. For three days Startsev suffers greatly, then learns that she indeed had departed from the town to enroll into the conservatory, settles down into normalcy and soon all but forgets her, remembering his momentary madness with mild amusement.

Four years on, and Startsev is now a respected medical man, who owns a troika. Ekaterina returns to the town. She looks better than ever, and her musical ambitions are left behind. Still, the naivety and freshness are gone. As the two meet, she eagerly tries to re-awaken his interest in her, but Startsev remains unresponsive. Now everything about the family irritates him and he is very glad he’d not married. Ignoring her insistent attempts at making him again regular visitor, he never sets foot in the Turkin’s house again.

Several more years pass. Startsev now is a rich man with vast practice, whose only enjoyments are playing Vint and collecting money from patients. In his troika, shouting at cabmen around him, he looks like a ‘pagan god’. Owning two houses and an estate, he is now fat, irascible, and generally indifferent to the world around him. People refer to him as ‘Ionych’, which implies a mixture of familiarity and slight contempt. And the Turkins are the same as they were years before: the husband runs a little theatre, entertaining his guests with well-rehearsed humour, the wife reads aloud her novels, and Ekaterina still likes to play her piano very loud. It’s just that she looks now much older and, her health deteriorating, each autumn takes a trip to the Crimea.

Reception[edit]

The story was warmly received. The most detailed and, in retrospect, insightful review came from D.N. Ovsyaniko-Kulikovsky, who, writing for Zhurnal Dlya Vsekh,[2] hailed Chekhov as «an independent force blazing in literature the trail of its own». The critic subjected to thorough analysis Chekhov’s method who «…never gives us a well-worked, all-round portrait of his characters… Just provides one, two, three strokes and then backs this sketch up with a kind of see-through, unusually subtle and to shrewd psychological analysis». Ovsyaniko-Kulikovsky considered «Ionych» the most perfect, complete example of Chekhov’s art.

Notes[edit]

  1. ^ The exact meeting place was supposed to be the so-called Demetti Monument: this detail points to Taganrog as being the Town S.

References[edit]

  1. ^ Журнал для всех, 1899, №2, 3, февраль-март

External links[edit]

  • Ионыч, the original Russian text
  • Ionych, the English translation

История создания

Весной конца XIX века, после продолжительного времяпрепровождения в стенах санатория, Антон Чехов вернулся в родное поселение. Рассматриваемое в анализе произведение было написано в перерывах между строительными работами, открытием нового учебного учреждения и встречами с близкими, друзьями и знакомыми.

В собственно написанных письмах русский талантливый творец описывал некоторые творческие моменты. Изначально задумывалось, что в центре сюжета произведения будет стоять семья Филимоновых. Но по мере написания основные детали менялись, как и действующие лица. Впоследствии новый рассказ удивительного писателя был прекрасно принят мыслителями, литературными деятелями и критиками.

Тема и проблематика

Ионыч Чехова анализ

Разбирая анализ «Ионыча» Чехова, не стоит упускать из внимания темы и проблематики, затронутые талантливым русским творцом.

Темы, рассмотренные автором:

  • пошлость;

  • городская жизнь.

Первая тема раскрывается через призму образа семьи Туркиных, которые отличаются эксцентричностью, эгоистичностью, нарциссизмом и вульгарностью. Общество, окружающее их, также не способно похвастаться иными чертами характера, оттого они постепенно захватывают новое лицо в роли главного героя произведения.

Вторая тема раскрывается через повседневную жизнь Ионыча. Она размерена, скучна, обыденна и не обладает чем-то удивительным и всеобъемлющим. Каждый житель омрачен апатией, и именно апатию можно назвать главной болезнью земской землянки.

Проблематика, рассмотренная автором:

  • деградация личности;

  • гибель возвышенной души человека.

Первая проблематика раскрывается через образ главного героя, который на протяжении всего рассказа меняется исключительно в худшую сторону. Семья Туркиных, их окружение и сам город «съедают» некогда целеустремленного и «живого» персонажа, и он сказывается в беспросветную пошлость, вульгарность и лень.

Вторая проблематика опять же демонстрируется через образ главного героя, который «погибает», попав в новое общество с отсутствием целей, амбиций и идеалов. Оно прогнило, и Ионыч также начинает «гнить».

Жанр, композиция

Жанр рассматриваемого произведения — рассказ, оформленный в характерных чертах такого направления как реализм. XIX век славился его рассветом, отчего неудивительно, что в написанных строках проскальзывает нечто повсеместное, способное случиться с каждым человеком, какой бы образ жизни он не пытался вести.

Рассказ состоит из пяти связных и дополняющих друг друга частей, в процессе литературного содержания которых раскрывался и видоизменялся основной посыл рассказа. Можно сказать, что произведение представляет собой текстовую лестницу из сюжетных послесловий, описывающих биографические сводки главного героя — Ионыча.

  1. В первой сюжетной составляющей главный герой только начинает работать в роли земского врача — он приятен, мил и не испорчен общественными мнениями, сторонними ценностями, взглядами и нравственными представлениями.

  2. Во второй и третьей сюжетных составляющих итоги разворачиваются спустя несколько месяцев после внезапного подъема по карьерной службе. Несмотря на тот факт, что главный герой всеми усилиями пытается повышать квалификацию, через текстовые строки можно заметить его отчужденность и незаинтересованность в дальнейших профессиональных перспективах.

  3. В четвертой сюжетной составляющей происходит тонкое душевное объединение главного героя и местных жителей, которые утратили какие-либо нравственные и моральные ценность. В образе Ионыча четко видны новые изменения.

  4. В пятой сюжетной составляющей, финальной, происходит его окончательное перевоплощение в совершенного другого человека — у него отсутствуют силы, желание и интерес двигаться дальше, достигать поставленные цели и стремиться исключительно к лучшему.

Благодаря анализу рассказа «Ионыч» обычные обыватели и школьники, столкнувшиеся с творческими заданиями подобного типа, могут углубиться и в деталях разобраться с основной идеей рассматриваемого произведения, которая сталкивает читателей с простой мыслю — если следовать общественному мнению, прислушиваться к каждому слуху, можно убить в себе человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К какому жанру литературы относится рассказ
  • К какому виду сказок принадлежит сказка царевна лягушка
  • К какому виду сказок относится спящая красавица
  • К какому виду сказок относится сказка юрт ава
  • К какому виду сказок относится сказка у страха глаза велики

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии