История создания
Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.
Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.
Характеристика героев
В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:
- падчерица;
- солдат;
- братья-месяцы;
- профессор.
Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.
Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:
- мачеха;
- дочка;
- королева.
Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.
Жанр и главная мысль
Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:
- волшебные превращения;
- сказочный помощник-колечко;
- говорящие звери и 12 месяцев.
Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.
Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.
Краткий сюжет
В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.
Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.
И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.
В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.
Волшебные превращения
Когда же падчерица вернулась домой, злая мачеха и её дочь, отобрав у девочки корзину с подснежниками и волшебное кольцо, немедленно отправились во дворец. Но всё-таки им пришлось сознаться, что цветы собрали не они, а падчерица. Королева тут же приказала привести девочку, так как она хотела с ней немедленно отправиться в лес за земляникой.
Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.
Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:
- профессор просил, чтобы в природе всё шло своим порядком;
- солдат мечтал согреться;
- мачеха и дочка потребовали шубы, а затем превратились в собак;
- падчерица ничего не просила и получила в подарок сундук с богатством.
И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.
Художественные особенности
Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.
В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:
- разговоры птиц;
- братья-месяцы предстают в облике людей;
- резкая смена природных сезонов.
Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.
Пересказ для читательского дневника
Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:
- Падчерица встречает в лесу солдата.
- Приказ королевы о подснежниках.
- Мачеха отправляет девушку в лес.
- Встреча с двенадцатью месяцами.
- Необычные подарки от братьев-месяцев.
- Поход за земляникой.
- Чудесные превращения злых героев в собак.
- Богатые подарки для главной героини.
Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.
Отзыв о падчерице
Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.
Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.
И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.
Анализ волшебного произведения
Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.
Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.
Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор. В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная.
Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!
Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!
Настя, 6 лет
Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!
Игорь, 8 лет
Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённый мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов-Вано, Иван Петрович.
По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см. Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии (Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв. По более правдоподобной версии — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Её «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Николая Лескова.
Экранизирована в 1972 году.
Сказка часто ставится на утренниках в детских садах и младших классах школы[1].
Сюжет
Профессор учит своенравную девочку-Королеву. Когда речь заходит о новом годе, она желает, чтобы завтра же наступил апрель и расцвели подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ — тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Мачеха и её родная дочь мечтают об этой награде и как только возвращается падчерица с хворостом, они посылают её обратно в лес — выполнять королевскую волю.
Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают девочку и Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, подаренным Апрелем. Если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на помощь.
Пока уставшая падчерица спит, дочка крадёт это колечко. Мачеха с дочкой идут с подснежниками в королевский дворец, оставив падчерицу дома. Обрадованная Королева приказывает им рассказать, где же они нашли цветы зимой. Те выдумывают небылицу о чудесном месте, на котором зимой растут не только цветы, но даже грибы и ягоды.
Королева сама решает поехать в это чудесное место вместе с придворными. Мачеха с дочкой наперебой повторяют, что его уже замело снегом и признаются, что цветы рвала падчерица. Королева берёт их и падчерицу в лес. Падчерица жалуется, что они у неё отняли колечко, на что королева приказывает вернуть его. Получив кольцо, она требует, чтобы падчерица рассказала, где нашла подснежники. Получив отказ, она велит снять с неё шубу, грозит казнить и бросает её колечко в прорубь. Падчерица произносит волшебные слова и убегает.
Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой становится сухо, тепло, появляется медведь. Он пугает королеву, но, не сделав ей ничего дурного, уходит в лес. Затем наступает осень. Королева, насквозь промокнув под сильнейшим осенним ливнем, замерзает, так как внезапно наступила зима. Метель уносит все шубы, которые сбросили с себя придворные, им становится холодно и, покинув Королеву, они бегут обратно во дворец, только старый солдат и профессор остаются с ней. В санях ехать нельзя, поскольку лошадей распрягли и на них ускакали придворные.
Из леса выходит старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева желает домой, профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, солдат — просто погреться у костра, а мачеха с дочкой — шубы, «хоть бы и на собачьем меху». Старик начинает с последней просьбы и дает им шубы, они ругают друг друга, «лаются», что не попросили собольих и превращаются в собак. Их запрягают в сани — королеве есть на чём ехать обратно во дворец.
Солдат заходит погреться у костра братьев-месяцев — там он встречает падчерицу, во всём новом и с упряжкой прекрасных белоснежных коней. На собаках далеко не уедешь и солдат просит Королеву, чтобы та попросила падчерицу подвезти. Как только она не пробовала — и приказывать, и богатство сулила — падчерица отказывалась. Солдат объясняет надменной Королеве как нужно просить «по-доброму». Наконец, та с радостью сажает всех в сани и дает каждому шубу. Все едут домой, оставив братьев-месяцев у новогоднего костра.
Примечания
- ↑ «Развитие игрового замысла» // Д. В. Менджерицкая, «Воспитателю о детской игре», М., 1982 г.
Ссылки
- Двенадцать месяцев. Полный текст повести
- «Двенадцать месяцев» в Библиотеке Максима Мошкова
- Пьеса «Двенадцать месяцев» на сайте «Недописанная страница» (о жизни и творчестве С. Я. Маршака)
- Самуил Яковлевич Маршак. Произведения для детей. Том 2 в Библиотеке Максима Мошкова
- «Двенадцать месяцев» Сергея Баневича в Театре им. Н. Сац, статья Елены Литовченко «Подснежники среди зимы», 28 декабря 2006 года
- [1]
- «Двенадцать месяцев» — сценическая версия Юлии Авериной в Московском Театре Русской Драмы п/р М. Щепенко
- [2]
- [3]
- [4]
«The Twelve Months» is a Slovak fairy tale, which was first mentioned by a Czech writer, scholar, physician, lexicographer, canon of the St. Vitus Cathedral in Prague and a master of the University of Prague in the 14th century — mistr Klaret/Bartoloměj z Chlumce,[1] who mentions the fairy tale as a preaching exemplum.
It was later collected by one of the most famous Czech writers — Božena Němcová.
The fairy tale was later adapted as a theater play by a Russian writer, Samuil Marshak in 1943, and subsequently in the Soviet cinematography. There’s also a Czech film adaptation from 2012.
The Russian adaptations of the Slovak folk fairy tale are often mistaken for the original[citation needed], they often vary from the original, mainly by adding new characters (like the young girl[which?] of the Russian nobility, a Russian soldier, etc.)
Some adaptations originated from other adaptations, e.g. the Japanese Twelve Months (1980 film).
Synopsis[edit]
A young and beautiful girl (called Marushka in some variations) is sent into the cold forest in the winter to perform impossible tasks by her evil stepmother. She must get spring violets, summer strawberries and fall apples in midwinter as presents to give her stepsister for her birthday. The girl ventures out into the blizzard and eventually meets the 12 personified months by a warm fire in the woods. When she approaches and asks politely if she might warm her hands at their fire, they ask why she is there, and when she tells them about her step-family and what she is looking for, the spirits help her. The child spirit of March creates the violets, youthful June the strawberries, and grown September the apples, at the direction of the elderly January. The stepmother and sister take the items, without a word of thanks. When the evil stepsister comes to search for the twelve months herself in the snow, hoping for gifts of her own, the spirits disappear, taking their fire, and leaving the stepsister cold and hungry, searching for eternity. The same fate lay in store for the wicked stepmother. She too let greed run away with her and to this day she still searches in an unfriendly forest for the path back to her home. The kind sister remained in her house, and lived happily ever after.
Analysis[edit]
The characters of the personified Twelve Months appear in tale types ATU 510A, «Cinderella», and type ATU 480, «The Spinning-Woman by the Spring» (also known as «The Kind and the Unkind Girls»).[2]
Adaptations[edit]
- The twelve months by Božena Němcová
- The Twelve Months (1956 film)
- The Twelve Months (1972 film)
- Twelve Months (1980 film)
- The Twelve Months (2012 film)
See also[edit]
- The Months
References[edit]
- ^ «Claretus de Solencia». viaf.
{{cite web}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ Kropej, Monika. «Slovene midwinter: deities and personifications of days in the yearly, work, and life cycles». In: Mencej, Mirjam (ed.). Space and time in Europe: East and West, Past and Present. Ljubljana: Zbirka Zupaničeva knjižnica, št. 25. Ljubljana: Oddelek za etnologijo in kulturno antropologijo, Filozofska fakulteta [Department of Ethnology and Cultural Anthropology, Faculty of Arts], 2008. p. 181.