К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

Обновлено: 09.01.2023

Презентация на тему: » Рождественский рассказ Особенности жанра. Если бы на дворе был XIX век, страницы периодики сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими,» — Транскрипт:

1 Рождественский рассказ Особенности жанра

2 Если бы на дворе был XIX век, страницы периодики сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими, иногда наивными рассказами о чудесных историях, приключившихся на Святках — между Рождеством и Крещением. Что это за жанр и так ли безвозвратно он ушел в прошлое?

3 История рождественских и святочных рассказов 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года Святки. Начинался он в ночь с 24 на 25 декабря и продолжался две недели, до самого Крещения (6 января). И потому ли, что отвечал он каким-то особенным свойствам и потребностям русской души, или потому, что сохранял в себе отголоски самых древних обрядов славянских пращуров, но только оказался он не менее стойким, чем разгульная русская Масленица, и продержался в народе до шестидесятых годов ХХ века.

5 В центре внимания в эти дни — Вифлеемский вертеп, путешествие волхвов, поклонение пастухов, звезда над пещерой. Вся вселенная замерла, увидев рождение чудесного младенца. И это событие, произошедшее больше двух тысяч лет назад, не просто вспоминается, как факт прошлого. Оно проживается нами сегодня — и сегодняшний свет Рождества в нашей жизни отражается в святочных рассказах.

6 Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в сюжете рассказа через все три ступени мироздания.

7 Живший обычной земной жизнью герой волею обстоятельств оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или чисто мистический характер, или вполне земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.

10 «Дары волхвов» — самый трогательный рассказ не слишком склонного к сантиментам О.Генри. Супруги Диллингхем бедны. Главные их сокровища — роскошные волосы жены и прекрасные фамильные часы мужа — требуют соответствующих аксессуаров: набора черепаховых гребней и золотой цепочки. Вот это были бы настоящие рождественские подарки. Супруги горячо любят друг друга, но денег катастрофически не хватает, и все-таки они найдут выход, способ одарить друг друга. И это будут настоящие дары волхвов.

11 Русские писатели тоже не обошли вниманием рождественскую тему. Есть замечательные рассказы у Куприна. Его «Чудесный доктор» — просто классика жанра. Стоящую буквально на грани смерти семью спасает чудо. «Ангел» снисходит в жалкую лачугу в лице знаменитого русского доктора Пирогова.

12 У Чехова много святочных шутливых рассказов, есть рассказы, связанные непосредственно с рождественскими праздниками, те же «Мальчики» с незабываемым Володей и господином Чечевицыным. И все-таки Чехов бы не был Чеховым, если бы не написал «Ваньку». «Ванька» — вершина жанра, как бы пафосно это не звучало. Здесь все просто, прозаично и гениально.

15 Чудо Рождества Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного порядка — посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое), гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и автору и героям видится милостивое небесное водительство.

16 Черты рождественского рассказа Действие происходит в рождественские дни Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу Назидательный (поучительный) характер Ярко выраженная мораль Рождественское чудо

17 Достоевский и Андерсен Мальчик у Христа на ёлке Девочка со спичками

21 Мальчик у Христа на ёлке

25 Эти непраздничные рассказы, как рождественские колокольчики, будят наши сонные души, заставляя оглянуться вокруг. И так или иначе они тоже в традициях, заложенных Диккенсом, отцом-основателем прекрасного жанра.

28 Мой жилет ровно ничего не стоит, потому что он не светит и не греет, и потому я отдаю вам даром, но вы мне заплатите по рублю за каждую нашитую на нем стекловидную пуговицу, потому что эти пуговицы хотя тоже не светят и не греют, но они могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится.

7 Б класс- русский язык, литература

Ольга Ерескина

Ольга Ерескина запись закреплена

Конструктор урока по Родной русской литературе
(предмет)

Все это происходит в рождественскую ночь. Один из матросов говорит, что в такую ночь Господь сбрасывает в море мятежные звезды. Возможно, такой звездой и стал для экипажа спасенный ребенок. Вернувшиеся на судно офицеры воспринимают появление нового члена экипажа довольно спокойно. Матросам, нарушившим устав тем, что они без разрешения сошли на берег, не выносится никаких порицаний. Всеобщим решением мальчонку решают оставить на клипере. Однако, в соответствии с законами острова, все же сообщают о находке губернаторе. В результате, прожив на судне неделю, спасенный найденыш отправляется в приют.
Смысл данной святочной истории заключается в том, что ради помощи ближнему люди идут на нарушение правил, тем самым ставя милосердие и способность делать добро выше жизненных условностей.Главной мыслью этого рассказа является то, что в любой ситуации нужно оставаться настоящим человеком.
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1) Выразительно прочитать рассказ.
2) Письменно ответить на вопросы:

1. Где происходило действие в рассказе?
2.В какое время суток начинается повествование?
3.Какая это ночь?
4.О чем вспоминали матросы?
5.Что увидели матросы?
6.Что сказал Ефремов по поводу падения звезды?
7.Чей жалобный крик с берега услышали матросы?
8.Какие нравственные качества проявили матросы?
9. Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ.
10.Чему учит этот рассказ?

Родная литература 7 Б класс

Учитель: Шляхтурова Инесса Валентиновна

Viber: 89141203882

Выполненное задание сфотографировать и выслать на электронную почту учителя Шляхтуровой И.В. с указанием фамилии, имени и класса.
Можно переслать через Viber

2021-2022 учебный год

Задания

II ЧЕТВЕРТЬ

30 НОЯБРЯ

Выписать необходимую информацию в тетрадь по РОДНОЙ литературе.

Домашняя работа

Урок 1. Писатель и его роль в культуре и жизни общества.
Поразмышляйте и запишите свои мысли о том, зачем обществу нужны писатели. Насколько они полезны или вредны, могут ли они развивать культуру и влиять на людей? Как? Насколько тяжёл труд писателя? Каждый ли человек может писать книги?
Найдите в Интернете или сборнике афоризмов и мудрых мыслей 5 высказываний любых людей о писателях и их роли в жизни общества , выпишите их в виде цитат. Не забудьте указать автора.

Урок 2. Человек и литература: книга как необходимый элемент в формировании личности.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение о роли книги в формировании личности. (Примерно 1 страница). Приведите в пример книгу или произведение, которые изменили ваш взгляд на мир, ваше отношение к людям, к учёбе, к природе, к творчеству, к себе, помогли вам развить новое качество характера. Сделайте вывод о том, насколько необходимы книги в жизни людей.

Урок 3. Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Зритель и читатель.

Посмотрите презентацию Драматические произведения. Выпишите особенности драматического произведения, основные термины: реплика, авторская ремарка и её роль в пьесе, декорация, реквизит, мизансцена. Какие композиционные части выделяют в пьесе? На чём основано действие в ней? Что помогает автору раскрыть характер героев? Почему пьесу лучше смотреть на сцене театра?

Рассмотрите особенности языка в драматическом произведении, запишите основные. Выполните задания ниже.

Сочините небольшую сценку, сюжет возьмите из собственных наблюдений. Запишите её по всем правилам драматического произведения (в форме диалога, с авторскими ремарками).

Прочитайте статью. Выпишите главное. Выпишите из толкового словаря 10 экспрессивно окрашенных слов с разными стилистическими оттенками (смотрите таблицу ниже).

Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.

В художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка — просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.

Слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общем литературном языке, а также добавочное, приращенное, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.

Лексика художественного стиля принципиально неограниченна. Здесь могут использоваться средства всех других стилей — и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.

Читайте также:

      

  • Конспект урока система частей речи в русском языке 7 класс
  •   

  • Закон на страже природы 7 класс обществознание конспект урока
  •   

  • Музыка украины и белоруссии 4 класс конспект урока
  •   

  • Конспект логопедического фронтального занятия в средней группе
  •   

  • План конспект урока английского языка 4 класс выходной день

Конспект урока по родной литературе на тему «Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа»

Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Подготовка к PISA

Цель урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

Русский писатель Константин Михайлович Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.

В 1856 году юноша был зачислен кандидатом в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения, поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.

Вопреки желаниям отца, это путешествие наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания» (1867).

В 1864 году Станюковичу все-таки удалось уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода» (1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев» (1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).

В конце 70-х годов Станюкович много бывал за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что в 1885 году был сослан в Томск.

В 1902 году Станюкович закончил свое главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в Неаполе.

3. Работа по теме урока

Рождественский рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

— Чтение текста + беседа по вопросам.

— Где происходило действие? (Батавия – город на северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

— В какое время суток начинается повествование? (Ночью).

— Какая это ночь? (Рождественская ночь).

— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те, которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

— Чей жалобный крик с берега услышали матросы? (Крик младенца).

— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними? (Да).

— Куда обещали поместить маленького малайца? (В приют).

— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел попросить, чтобы его оставили).

— Согласился ли капитан оставить мальчика? (Нет).

— Какие нравственные качества проявили матросы? (Милосердие, сострадание, доброту).

— Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. (Письменные ответы учеников)

1. К какому жанру относится произведение «Рождественская ночь»?

Источник

Проблематика рассказа «Рождественская ночь» Станюковича

Произведения, приуроченные к определенной дате, получили названия святочные, а иногда рождественские рассказы. Они несут определенную смысловую нагрузку, раскрывают такие вопросы, которые всегда сохраняют свою актуальность и беспокоят умы множества людей во все времена. И рассказ «Рождественская ночь» следует отнести к данному жанру прозы, в котором совершаются чудеса с помощью мистических сил, а иногда – и простых людей.

О чем рассказ «Рождественская ночь»

Автор рассматриваемого произведения, Константин Михайлович Станюкович, часть своей жизни провел с морем. Именно там он собрал большое количество информации и интересных сведений, которые затем применил для написания своих рассказов. И «Рождественская ночь» также касается темы моря и моряков.

Жизненные условности, чистосердечные порывы и обыкновенные человеческие чувства рассматриваются в разрезе простого повествования, помогая читателю задуматься об их важности. Умение делать добро же в самых непростых обстоятельствах – важная тема, которая не теряет своей актуальности в любое время и при любых условиях.

Развитие сюжетной линии

События разворачиваются в особо звездную рождественскую ночь. Матросы рассказывают друг другу о волшебстве ночи, о том, что именно сегодня в море сбрасываются Господом самые мятежные звезды. И, вероятно, для экипажа судна мальчик и стал такой волшебной звездой. Когда на борт возвращаются офицеры, новость о новом члене команды воспринимается ими спокойно, и мальчик остается на клипере.

Однако по действующему закону о находке сообщается губернатору острова, в результате чего после недельного проживания на борту мальчик был вынужден отправиться в детский приют.

Замысел автора и рассматриваемые проблемы в рассказе

Простой сюжет рассказа, отсутствие слишком сложного или закрученного сюжета при максимальной приближенности к реальной жизни каждого из нас – именно об этом говорит автор в повествовании «Рождественская ночь». Используя простой, доступный для каждого читателя язык, Станюкович изучает движения души в ситуации, когда требуется проявить великодушие, отзывчивость и закрыть глаза на существующие в обществе условности и ограничения.

И хотя в итоге одинокий малыш все же оказался в приюте, а команда клипера была вынуждена пойти на такое решение губернатора, все же при прочтении рассказа остается приятое послевкусие. Ведь стремление сделать доброе дело, помочь слабому и сообща не допустить жестокости уже следует назвать важным шагом на пути к улучшению общества в целом, что в рассказе представляется на примере команды клипера.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1.5 / 5. Количество оценок: 2

Источник

Смысл произведения «Рождественская ночь» Станюковича

Рассказ К.М. Станюковича «Рождественская ночь» был написан в 1892 году. Произведение это довольно небольшое по объему и незамысловатое по смыслу. Однако для современного читателя, вряд ли знающего, кем был Константин Станюкович, и что из себя представляет рождественский рассказ, нелишним будет предварительное краткое вступление.

Рождественский или, по-другому, святочный рассказ – это особый жанр литературы, приуроченный к определенной календарной дате и несущий характерную смысловую нагрузку, которая отличает его от других произведений.

В Западной литературе корифеем рождественского рассказа считается Чарльз Диккенс, опубликовавший в 1843 году рассказ «Рождественская песнь в прозе» и разразившийся впоследствии целым каскадом подобных произведений. Основная тема рождественского рассказа – чудо, которое может случиться только в рождественскую ночь. Как правило, творцами чуда являются те или иные мистические силы, но иногда героями рассказов могут быть и простые люди. Рождественский рассказ почти всегда имеет happy end и ту или иную мораль, затрагивающую самые разные темы, как то, милосердие по отношению к ребенку, обычно несчастному или обиженному, ценность человеческой жизни, вопросы памяти и забвения и т.п.

После Диккенса жанр рождественского рассказа получил развитие как в европейской, так и в русской литературе. В период расцвета жанра даже издавались тематические альманахи, полностью состоящие из рассказов разных авторов, посвященных данной теме.

В русской литературе классиком рождественской прозы считается Н.В. Гоголь. Фантастическая «Ночь перед Рождеством» погружает читателя в фантасмагорию, полную фольклорных и мифических персонажей. В отличие от произведений Диккенса в рассказах русских авторов финал мог быть и трагическим. Кроме Гоголя, отметились святочными рассказами Ф.М, Достоевский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов.

Для творчества К.М. Станюковича жанр рождественского рассказа абсолютно нетипичен. Чтобы понять, как автор пришел к написанию «Рождественской ночи», нужно хотя бы кратко ознакомиться с его биографией. Константин Михайлович Станюкович родился в 1843 году в Севастополе в семье адмирала флота. По семейной традиции юный Константин поступил в Пажеский корпус. В процессе учебы он понял, что выбрал не ту профессию – в нем проснулся поэтический дар. Чтобы начинающий литератор не перешел в Петербургский Университет, отец-адмирал отправил его в кругосветное плавание. Станюкович познал морское дело, но, вместе с тем, собрал много материала, который впоследствии увидел мир в виде книги очерков «Из кругосветного плавания».

Став профессиональным писателем, Константин Михайлович издал несколько романов, сборники рассказов, а незадолго до своей кончины в 1903 году выпустил в свет главное произведение своей жизни «Морские рассказы».

Все это происходит в рождественскую ночь. Один из матросов говорит, что в такую ночь Господь сбрасывает в море мятежные звезды. Возможно, такой звездой и стал для экипажа спасенный ребенок. Вернувшиеся на судно офицеры воспринимают появление нового члена экипажа довольно спокойно. Матросам, нарушившим устав тем, что они без разрешения сошли на берег, не выносится никаких порицаний. Всеобщим решением мальчонку решают оставить на клипере. Однако, в соответствии с законами острова, все же сообщают о находке губернаторе. В результате, прожив на судне неделю, спасенный найденыш отправляется в приют.

Смысл данной святочной истории заключается в том, что ради помощи ближнему люди идут на нарушение правил, тем самым ставя милосердие и способность делать добро выше жизненных условностей.

Источник

Краткое содержание рассказа «Рождественская ночь» Константина Станюковича

Чему учит рождественская ночь станюкович

XIX век, остров Ява, город Батавия, «волшебная тропическая ночь» накануне Рождества Христова. У берега на рейде стоит русский клипер (парусник) «Забияка». Город разделен на 2 части. В нижней части, у моря и акул, малайский квартал. Тут в грязи и нищете живут местные жители (туземцы). Здесь же – все склады и конторы голландцев. Сами они, хозяева Явы, живут наверху, на горе, в чистой и красивой части города.

Тихо, скоро полночь. Только крокодилы охотятся. Русские матросы на пристани ждут в катере офицеров с берега. Три года они в чужих краях. Надоело. Тянет в Россию, особенно в Рождество. Хотя офицеры у них хорошие, кормят тоже досыта. «Чернявый матросик» Живков глядит, как падают звезды. Белобрысый некрасивый гребец Ефремов объясняет, что в эту ночь Бог сбрасывает с неба в море мятежные звезды. «Велика эта ночь». Спаситель родился в бедности и пострадал за всех. В такую ночь грех обидеть ребенка.

Матросы слышат с берега детский плач. Пожилой унтер-офицер Андрей Егорыч нехотя отпускает Живкова и Ефремова узнать, в чем дело. Те приносят брошенного пятилетнего мальчонку-малайца «в одной рубашонке». Ефремов с ним, как нежная нянька. Хлебушка дал, спать уложил. Ждали реакции офицеров на «пассажира». Офицеры разрешили взять найденыша на клипер. Но дали знать о нем губернатору острова. Неделю мальчик был на корабле. Сшили ему костюмчик, дали обувку. Ефремов прикипел к нему всей душой. Матросы просили капитана оставить мальчика насовсем. Но тот передал его в местный приют. Долго потом Ефремов вспоминал и ночь под Рождество, и спасенного от беды ребенка.

Читательский дневник по рассказу «Рождественская ночь» Станюковича

Сюжет

Русские матросы на острове Ява в рождественскую ночь подбирают на берегу брошенного мальчика-малайца. Гребец Ефремов неделю заботится о нем. Потом офицеры передают ребенка в приют. Ефремов скучает, но радуется, что в святую ночь спас малыша от крокодилов и акул.

Отзыв

Рассказ о том, как важно сохранить в себе отзывчивое, сострадательное сердце. Тема добра, милосердия, совести, веры. Автор пишет о нравственных качествах русских моряков: взаимовыручка, неравнодушие, жалость к слабому, маленькому, бедному, несчастному. Матросы были на службе, но нарушили правила, чтобы спасти ребенка. Они были готовы к наказанию за это. Рассказ учит быть добрее к людям, не проходить мимо чужой беды.

Источник

Константин Станюкович — Рождественская ночь:
Краткое содержание

XIX век, остров Ява, город Батавия, «волшебная тропическая ночь» накануне Рождества Христова. У берега на рейде стоит русский клипер (парусник) «Забияка». Город разделен на 2 части. В нижней части, у моря и акул, малайский квартал. Тут в грязи и нищете живут местные жители (туземцы). Здесь же – все склады и конторы голландцев. Сами они, хозяева Явы, живут наверху, на горе, в чистой и красивой части города.

Тихо, скоро полночь. Только крокодилы охотятся. Русские матросы на пристани ждут в катере офицеров с берега. Три года они в чужих краях. Надоело. Тянет в Россию, особенно в Рождество. Хотя офицеры у них хорошие, кормят тоже досыта. «Чернявый матросик» Живков глядит, как падают звезды. Белобрысый некрасивый гребец Ефремов объясняет, что в эту ночь Бог сбрасывает с неба в море мятежные звезды. «Велика эта ночь». Спаситель родился в бедности и пострадал за всех. В такую ночь грех обидеть ребенка.

Матросы слышат с берега детский плач. Пожилой унтер-офицер Андрей Егорыч нехотя отпускает Живкова и Ефремова узнать, в чем дело. Те приносят брошенного пятилетнего мальчонку-малайца «в одной рубашонке». Ефремов с ним, как нежная нянька. Хлебушка дал, спать уложил. Ждали реакции офицеров на «пассажира». Офицеры разрешили взять найденыша на клипер. Но дали знать о нем губернатору острова. Неделю мальчик был на корабле. Сшили ему костюмчик, дали обувку. Ефремов прикипел к нему всей душой. Матросы просили капитана оставить мальчика насовсем. Но тот передал его в местный приют. Долго потом Ефремов вспоминал и ночь под Рождество, и спасенного от беды ребенка.

Читательский дневник по рассказу «Рождественская ночь» Станюковича

Сюжет

Русские матросы на острове Ява в рождественскую ночь подбирают на берегу брошенного мальчика-малайца. Гребец Ефремов неделю заботится о нем. Потом офицеры передают ребенка в приют. Ефремов скучает, но радуется, что в святую ночь спас малыша от крокодилов и акул.

Отзыв

Рассказ о том, как важно сохранить в себе отзывчивое, сострадательное сердце. Тема добра, милосердия, совести, веры. Автор пишет о нравственных качествах русских моряков: взаимовыручка, неравнодушие, жалость к слабому, маленькому, бедному, несчастному. Матросы были на службе, но нарушили правила, чтобы спасти ребенка. Они были готовы к наказанию за это. Рассказ учит быть добрее к людям, не проходить мимо чужой беды.

Источник

Персонажи рассказа

Главными героями произведения являются русские моряки. Матросы Живков и Ефремов встречают Рождество в тропиках и спасают местного мальчика. Однако их капитан, Андрей Егорыч, понимает, что ребенок не может остаться на судне.

Краткий пересказ «Рождественской ночи»

На дворе XIX век. Канун Рождества, но вот в тропиках нет снега или звона бубенцов – здесь ночью дует теплый ветер, шелестят листья пальм и тихонько плавают в поисках добычи крокодилы. Для русских моряков очень непривычно встречать большой праздник в тропиках. Матросы смотрели на звезды и вспоминали свою родину, где сейчас снежно и морозно. Они тосковали по России и грустили из-за того, что уже три года они находятся в плаванье в чужих краях.

Вдруг они увидели, как плывет виднеющаяся голова крокодила (его мощное тело было скрыто тощей воды). Они поняли, что хищник охотится. А когда матросы услышали детский плач, они также поняли, что крокодил может добраться до ребенка, если он слишком быстро к воде. Двое – Живков и Ефремов, отпрашиваются у капитана Андрея Егорыча, чтобы пойти проверить, в чем дело. Капитан пусть и несколько неохотно, но отпускает их.

Продолжая кратко читать «Рождественскую ночь» Станюковича мы видим, что матросы оказались правы. На берегу действительно сидел маленький мальчик, который громко плакал и тем самым привлек крокодила. Мальчик был совсем один, и на нем ничего не было надето, кроме одной рубашке.

Живков и Ефремов забрали малыша на судно, спасая его от нападения хищника. Они накормили ребенка, одели его и положили спать. Наутро они сообщили капитану о том, что случилось, и Андрей Егорыч разрешил мальчику остаться, пока судно стоит у берега, однако дал знать местному губернатору о том, что они нашли ребенка из местных.

Некоторое время мальчик провел на судне с русскими матросами и офицерами. К нему все относились хорошо, но Ефремов был особенно внимательной «няней». Однако когда пришло время отплывать, за мальчиком пришел местный сотрудник полиции. Несмотря на нежелание, русским морякам пришлось расстаться с маленьким гостем.

Долгие годы Ефремов потом вспоминал о том, какое важное дело они совершили в одну тропическую рождественскую ночь. Это было проявление милосердия, которое и должно происходить в этот славный праздник.

Главная мысль

Этот рассказ, пусть и имеет несколько религиозный оттенок (все-таки события происходят в Рождество и упоминается Иисус-спаситель), рассказывает о простых вещах, которые объединяют людей независимо от их веры. В данном случае это – добро и желание помочь ближнему. В славный праздник двое русских мужчин спасают иностранного мальчика, который относятся к совсем другой религии. Однако их это совсем не волнует, главное – что они могут дать этому ребенку. Они относятся к нему со всем добром, которое есть в их сердцах. И это помогает им чувствовать себя нужными и важными.

4.10.19г 5 класс

Тема: Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Легенда о Кургане. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле.

Цели урока : -формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

— определить основные отличительные особенности жанра легенда.

-воспитывать интерес к народному преданию;

Оборудование: тексты легенд, преданий, презентация.

Ход урока:

1.Орг.момент ( проверка готовности, порядка наличие тетради, литературы; фиксация отсутствующих и вопросы по самочувствию)

2.Проверка Д/З

-прочитает запись с тетради –Ишемгулова Карина; Нарбулатов Динар.

-Какие сложности выполнения Д/З Вы испытали, давайте сейчас разберем о понятиях.

3Актуализация знаний.

Перечислите жанры фольклорных произведений?

Расположите их в хронологическом порядке возникновения?

Докажите свою точку зрения?

4Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Все ли слова в названии произведения вам знакомы? ( незнакомо слово – легенда)

Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? ( это жанр)

В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?

Что для этого надо сделать?

Сформулируйте учебную цель для работы на уроке.

5.Словарная работа. Вспомним определения:

Предание- жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.

Легенда-  (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора[1]. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях.

Отличия легенды от иных жанров:

Отличие В отличие от легенд, которые объясненяют происхождение природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой

Топони́мика (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνυμα[1] — «имя, название») — раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена[1], историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика — это собственные имена различных типов, совокупность ономастических слов, — ономастическая (онимическая) лексика.

5 Основная часть урока. Совместное исследование и решение проблемы.

  • 1 Презенация о Граде Кутяже

  • Составление короткого плана:

1) в северной части Нижегородской области около села Владимирского на берегах озера Светлояр у реки Люнда находился город Китеж

2)основатель Князь Юрий Всеволодович Владимирский

3) легенда о рождении полуконьполучеловек Китоврас ( имя города)

4) культа Ярилы; после крещения Руси Китеж был превращен в центр православной веры.

5) 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары.

А) Придатель Гришка Кутерьма

6) святой ключ Кибелек

7) Кутеж не сломлен…он стоит по сей день…

  • 2 Чтение об атомане Кудеяре

  • 3 Составление образа Кудеяра.

  • Рисунок по любой теме (в начале урока –Индивид.задание Ивницкая Настя_______(оц) + по-желанию__________________________________________(оц)

  • Словарная работа языковое исследование Ершова Арина_________,

Тюлигенова Самира___________________________________

Д/З Самостоятельная работа Легенда о кугане: составление плана по боразцу презентации

О Граде Кутяже.

(работу можно начать на уроке)

  • 4 Выступление языковедов;

  • Рассмотрим рисуноки, работы одноклассников;

5.Физминутка.

6 Рефлексия:

Так, что же такое легенда?

В чем отличие легенды от предания?

Итог урока:

Самооценка деятельности на уроке: Оцените свою работу.

Я узнал …

Я понял…

Я удивился…

Я помог….

Оценки за урок

Тексты:

1.Даль В.И. Сказка «Что значит досуг»

2.Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»

3.Пермяк Е.А.Сказка «Березовая роща»

4.Гайдар А.П. «Тимур и его команда»

5 Пантелеев Л. «Шкидскаий рассказы»

6 Паустовский К.Г. «Заичьи лапы»

7.Пришвин М.М. «Остров спасения»

8.Рубцов Н.М. «Родная деревня»

9.Самойлов Д. «Сказка»

10. Берестов В. «Почему то в детстве…»

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»

Avatar

Юричка Марина Юрьевна

01.02.2022.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест по рассказу Константина Михайловича Станюковича «Рождественская

Список вопросов теста

Вопрос 1

Где происходило действие?

Варианты ответов
  • в Батавии
  • на Мальдивах
  • На Мадагаскаре

Вопрос 2

В какое время суток начинается повествование?

Варианты ответов
  • Утром
  • Днем
  • Ночью

Вопрос 3

Какая это ночь?

Варианты ответов
  • Зимняя
  • Рождественская
  • Крещенская

Вопрос 4

О чем вспоминали матросы?

Варианты ответов
  • О путешествиях
  • О родине
  • О приключениях

Вопрос 5

Что увидели матросы?

Варианты ответов
  • Упавшую звезду
  • Луну
  • Млечный путь

Вопрос 6

Что сказал Ефремов по поводу падения звезды?

Варианты ответов
  • Это комета пролетела
  • Это бог виноватую звезду наказывает

Вопрос 7

Чей  крик с берега услышали матросы?

Варианты ответов
  • Крик тропической птицы
  • Крик игуаны
  • Крик младенца

Вопрос 8

Кого увидели матросы?

Варианты ответов
  • Маленькую обезьянку
  • Крошечного черномазого мальчика
  • Небольшого крокодильчика

Вопрос 9

Что сделали с ребенком матросы?

Варианты ответов
  • Отдали его матери
  • Оставили там, где нашли
  • Принесли его на катер

Вопрос 10

Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними?

Варианты ответов
  • Разрешил
  • Не разрешил
  • Приказал оставить

Вопрос 11

Куда обещали поместить маленького малайца?

Варианты ответов
  • Обещали поместить в приют
  • Обещали найти его семью
  • Обещали отправить в школу

Вопрос 12

Как относился Ефремов к найденышу?

Варианты ответов
  • Как строгий отец
  • С нежностью матери
  • Как старший брат

Вопрос 13

Согласился ли капитан оставить мальчика?

Варианты ответов
  • Обещал похлопотать
  • Да
  • Нет

Вопрос 14

Какие нравственные качества проявили матросы?

Варианты ответов
  • Милосердие
  • Страх
  • Малодушие
  • Сострадание
  • Заботу
  • Безразличие
  • Жестокость

⭐⭐⭐⭐⭐ «Рождественская ночь» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Рождественская ночь»

Матросы в ночь Рождества ожидали офицеров на берегу тропического моря у Батавии (остров Ява). Они услышали внезапно жалобный крик ребенка и попросили разрешения у унтер-офицера проверить, что случилось. Два матроса Живков и Ефремов спасли увязшего в рыхлом песке мальчика пяти лет, который едва не стал добычей крокодила. Они взяли малыша на катер, а затем с разрешения капитана и на клипер.

Особенную заботу о малыше проявлял Ефремов. Но через неделю перед отплытием за мальчиком приехал полицейский чиновник. Капитан, несмотря на просьбы матросов, ребенка на судне не оставил. Ефремов долго не мог забыть спасенного в рождественскую ночь малыша, которого успел полюбить.

Главные герои и их характеристика

  •  Ефремов  — матрос с приятным грудным голосом служил на клипере загребным. После обнаружения попавшего в беду мальчика он стал нежно о нем заботиться, а потом долго не мог забыть малыша.
  •  Ребенок  — мальчик пяти лет, оказавшийся на берегу моря ночью в одиночестве. Он увяз в песках и мог погибнуть в зубах крокодила. После спасения малыш доверчиво отнесся к матросам.

Второстепенные герои и их характеристика

  •  Матросы  — они терпеливо переносят тяготы службы вдали от России. Несмотря на суровые условия, они пожалели найденного на берегу малыша и даже просили капитана оставить его на клипере.
  •  Живков  — у этого задумчивого молодого чернявого матроса доброе неравнодушное к чужим страданиям сердце. Он первым вызвался отправиться на помощь плачущему ребенку
  •  Офицеры  — узнав о чудесном спасении ребенка, они не стали чинить препятствий и разрешили взять малыша на катер.
  •  Андрей Егорыч  — унтер-офицер, оставался старшим на катере. Хотя по роду службы он строго отнесся к появлению мальчика, но в душе понимал, что ребенку нужна помощь.
  •  Капитан  — проявил доброту, разрешив найденному мальчику побыть на клипере, но перед отплытием отправил его на берег, в приют.

Краткое содержание рассказа «Рождественская ночь» подробно

Белый катер, спущенный со стоящего на рейде у Батавии клипера «Забияка», в чудесную тропическую ночь Рождества Христова, стоял у пристани. Матросы ждали отдыхающих на берегу офицеров.

Неподалеку на болотистом берегу располагался малайский квартал, где жили преимущественно бедные туземцы (метисы, малайцы) и ютились пришлые китайцы. Хозяева острова Ява – голландцы, жили на горе острова, в прекрасном чистом городке, утопающем в цветущих садах.

Ночью малайский квартал был спокойным и безлюдным. Иногда только пройдет разносчик товаров или раздастся шумный всплеск воды, выдающий крокодила, охотящегося за добычей.

Матросы сидели на катере, возле которого не было других шлюпок. Некоторые из них крепко спали. Живков — чернявый молодой матрос, сидящий в стороне, был задумчив. Остальные (шесть или семь человек) тихо беседовали, вспоминая Россию и мечтая в скором времени вернуться домой.

Увидев падающие звезды, чернявый матрос поинтересовался, куда они летят. Его товарищ, здоровый пожилой матрос, уверенно сказал, что падают звезды в океан, так как на земле они разобьются.

В ответ загребной Ефремов поведал, что падают наказанные богом провинившиеся звезды. Особенно много их летит в эту великую ночь, когда родился Спаситель. И если кто-нибудь обидит в это время младенца, ждет его великое наказание.

Внимание матросов привлек проплывавший мимо крокодил, когда вдруг послышался жалобный крик ребенка. Пожилой матрос предложил сходить, чтобы посмотреть, что происходит, но Андрей Егорыч — унтер-офицер, который на катере был старшиной, запретил это делать.

Тут вмешался Ефремов, сказав, что неправильно оставлять ребенка без помощи в эту ночь. Живков вызвался быстро сходить, чтобы узнать причину беспомощного детского плача. Унтер-офицер дал согласие, чтобы с ним отправился и Ефремов.

На берегу матросы нашли крошечного мальчика пяти лет. Он завяз у моря в рыхлом песке. Ефремов возмутился, что такого малыша, к которому уже направлялся крокодил, бросили одного на погибель. Прижав плачущего ребенка ласково к груди, матрос заметил, что это сам господь его спас.

После возвращения матросов на катер с ребенком унтер-офицер был недоволен и строго спрашивал, зачем они принесли мальчика. Хотя понимал в душе, что нельзя было малыша оставить в беде.

Когда вернувшиеся офицеры сели на катер, Егорыч доложил им о том, что у них появился пассажир. На клипере Ефремов найденыша положил на свою койку, а потом ночью вставал и проверял, как спит малыш.

МатросыУтром о происшествии доложили капитану, который позволил мальчику жить на клипере, пока они находятся в Батавии. Он сообщил о маленьком малайце губернатору. Тот пообещал поместить его в приют.

Ефремов с нежностью ухаживал за ребенком. Малыша обули, сшили ему костюм. Через неделю за найденышем приехал полицейский чиновник. Матросы просили боцмана, через старшего офицера, передать капитану просьбу оставить мальчика.

Решения с особенной тревогой ожидал Ефремов. Но капитан не дал согласия.

Эта рождественская ночь и спасенный мальчик, к которому Ефремов успел привязаться, надолго остались в его памяти.

Кратко об истории создания произведения

К. М. Станюкович написал рассказ «Рождественская ночь» в 1892 году. Сюжет, посвященный нелегкой службе матросов вдали от России под тропическим небом, наполнен воспоминаниями автора о кругосветном путешествии, куда отправил его отец — адмирал флота.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К кумулятивным относятся сказки примеры
  • К концу времен сказка
  • К конфликтам не склонна как пишется
  • К кому приходит успех сочинение рассуждение
  • К кому обратился царь в сказке о золотом петушке с просьбой о помощи

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии