1
Первый слайд презентации: Рождественские (святочные) рассказы
Изображение слайда
2
Слайд 2: РОЖДЕСТВО
« Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди … свободно раскрывают друг другу сердца …» (Ч. Диккенс)
Изображение слайда
3
Слайд 3: Существовала традиция : на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы
Изображение слайда
4
Слайд 4: Художественные особенности святочного (РОЖДЕСТВЕНСКОГО) рассказа
1) Действие происходит в Рождественский праздник;
2) Реальность переплетается с фантастикой;
3) Часто герой-ребенок;
3) Ожидание и совершение Чуда.
4) Часто завершаются счастливой развязкой.
4) Призыв к добру, милосердию, состраданию.
Изображение слайда
Святочный рассказ
Святки праздновались в течение двух недель — с 25 декабря по 6 января, т.е. открываются и завершаются крупнейшими христианскими праздниками – Рождеством и Крещением.
Святки считались временем разгула нечистой силы, борьбы добра и зла.
Часто в святочных рассказах мотив искушения злыми силами.
Рождественский рассказ
Рождество – 7 января.
Это праздник рождения нового человека, надежды, перерождения души.
Это время чудес, любви, добра !
Изображение слайда
6
Слайд 6: Мотив рождественского чуда
мотив «чудесного спасения» на Рождество,
мотив примирения на Рождество,
мотив «возвращения блудного сына »,
мотив «встречи» родных и близких после долгой разлуки,
мотив «раскаяния», «нравственного перерождения» (в результате какого-либо потрясения, пережитого героем в канун Рождества )
Изображение слайда
7
Слайд 7: К. Станюкович «Рождественская ночь»
Рождественский рассказ
Изображение слайда
8
Слайд 8: Волшебная тропическая ночь, вслед за закатом солнца, почти внезапно опустилась над Батавией
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии.
Изображение слайда
Мириады звезд зажглись на небе, и луна, круглая и полная, лила свой серебристый свет с высоты бархатисто-темного купола и, медленно плывя, казалась задумчивой и томной.
Изображение слайда
Что услышали матросы рождественской ночью?
Изображение слайда
Моряки слышат детский плач ребенка. Моряки стоят перед сложным выбором, оставить пост и нарушить устав или покинуть пост и узнать кто же там плачет.
Но для русских моряков главным является доброта и милосердие.
Изображение слайда
«…в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной полушки!.. Да, братцы, в еликая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, — тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне сказывал, странник»
Изображение слайда
13
Слайд 13: Спасение ребенка – рождественское чудо !
В эту минуту с берега вдруг донесся чей-то жалобный крик.
у самого моря, они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке.
Все матросы смотрели с жалостью на мальчика лет пяти. У кого-то в кармане нашелся кусок хлеба, и Ефремов сунул его малайчонку в рот. Тот жадно стал есть.
Ребенок скоро заснул на руках у Ефремова. Он прикрыл его чехлом от парусов. И его некрасивое, белобрысое, далеко не молодое лицо светилось необыкновенной нежностью.
Изображение слайда
14
Слайд 14: Доброта русских матросов
Неделю прожил маленький найденыш на клипере, и Ефремов пестовал его с нежностью матери. Мальчику сшили целый костюм и обули.
Долго потом Ефремов вспоминал рождественскую ночь и этого чуть было не погибшего мальчика, успевшего найти уголок в его сердце.
в любой ситуации нужно оставаться настоящим человеком.
Изображение слайда
15
Слайд 15: Ф.М. Достоевский «Мальчик у христа на ёлке»
Рождественский рассказ
Изображение слайда
16
Слайд 16: История создания рассказа
Рассказ написан в 1876 году.
26 декабря 1875 года Достоевский с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на прекрасном детском балу в честь Рождества, а на следующий день писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города.
Переживание увиденного контраста усугубила встреча на улицах Петербурга с мальчиком лет семи, просящим милостыню. (пишет очерк « Мальчик с ручкой »)
Изображение слайда
17
Слайд 17: Рассказ состоит из 2 частей
I. Мальчик с ручкой (очерк)
II. Мальчик у Христа на ёлке
Изображение слайда
18
Слайд 18: Таких, как он, множество»
«мальчик с ручкой»
Изображение слайда
19
Слайд 19: Реальный жестокий мир
Автор описывает детей фабричных рабочих. Их прогоняют в любую погоду собирать милостыню.
Принесенные деньги родители тут же пропивают.
Они бродяжничают, ночуют в подвалах, многие начинают воровать.
« Это дикое существо не понимает иногда ничего»
Изображение слайда
20
Слайд 20: это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз»
1. Кто является главным героем рассказа? Почему у него нет имени?
2. Сколько ему лет ? Где он живет?
3. Как выглядит мальчик?
4. Кто ещё находился в это время в подвале? Как к нему относятся в подвале?
5. Почему мама не сможет помочь мальчику?
Изображение слайда
21
Слайд 21: НАЧНЕМ ЗАПОЛНЯТЬ ТАБЛИЦУ
ПОДВАЛ
Выпишите в 1 столбик яркие определения, цвет, звук, ощущения, характеризующие жизнь мальчика в подвале.
Изображение слайда
22
Слайд 22: это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз»
Мальчик лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале.
Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания.
Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня.
Изображение слайда
23
Слайд 23: Что случилось с мамой мальчика?
«Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена.»
Изображение слайда
Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку, ему становится одиноко и страшно. Это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно.
Изображение слайда
25
Слайд 25: НАЧНЕМ ЗАПОЛНЯТЬ ТАБЛИЦУ
ПОДВАЛ
Сырой и холодный подвал;
Дыхание вылетало белым паром;
Хотелось кушать ;
нары; тонкая, как блин, подстилка;
стонала какая-то восьмидесятилетняя старушонка… охая, брюзжа и ворча;
жутко в темноте : давно уже начался вечер, а огня не зажигали.
Мама не двигается и стала такая же холодная, как стена
«Очень уж здесь холодно »
Изображение слайда
«Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз… Все так толкаются …»
« Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика ».
«Господи, кабы покушать !»
Изображение слайда
«Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно ; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то !»
Изображение слайда
За окнами он видит большую ель, веселых детей, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир.
ЗА СТЕКЛОМ
Изображение слайда
29
Слайд 29: Продолжим заполнять ТАБЛИЦУ
ПОДВАЛ
На улице
Выпишите во 2 столбик яркие определения, цвет, звук, ощущения мальчика, который вышел из подвала на улицу в канун Рождества.
Изображение слайда
30
Слайд 30: Продолжим заполнять ТАБЛИЦУ
На улице
стук и гром, какой свет и люди, мороз;
все толкаются;
так хочется поесть;
все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то;
за стеклом комната, на елке сколько огней, золотых бумажек и яблок, куколки, маленькие лошадки; дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то.
Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить.
Изображение слайда
Стол с пирогами
барыни угощали всех, кто к ним заходил.
«Ух, как на него закричали и замахали ! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался ! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее».
За стеклом
«стало ему вдруг так одиноко и жутко »
Изображение слайда
«На окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые !»
Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок.
Изображение слайда
«Большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой.»
Упал и покатился малыш. Он испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами: «Тут не сыщут, да и темно ».
Город оттолкнул ребёнка, и тут он понял, что никому не нужен
Пестрота и яркость красок
Мнимый свет
Желание укрыться в темноте
Изображение слайда
34
Слайд 34: Что случилось с мальчиком?
«совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть»
И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
Изображение слайда
35
Слайд 35: Пойдем ко мне на елку, мальчик», — прошептал над ним вдруг тихий голос
«кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет ! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою…
Изображение слайда
Это «Христова ёлка». У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки…
На елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия. Достоевский взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети обретают мир и покой только на небе.
Изображение слайда
37
Слайд 37: Продолжим заполнять ТАБЛИЦУ
ПОДВАЛ
На улице
На елке у Христа
Выпишите в 3 столбик яркие определения, цвет, звук, ощущения мальчика, который оказался на Христовой елке.
Изображение слайда
38
Слайд 38: Продолжим заполнять ТАБЛИЦУ
На елке у Христа
Какой свет! О, какая елка!
Все блестит, все сияет ;
Все (мальчики и девочки) кружатся около него, летают, все они целуют его,
сам он летит,
Видит маму
смеется радостно.
Изображение слайда
39
Слайд 39: Финал рассказа
«А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе».
Достоевский заканчивает свое произведение вопросом: «И зачем же я сочинил такую историю?». Автор хотел, чтобы мы задумались, достаточно ли милосердия и сострадания проявляем к окружающим нас людям.
Изображение слайда
Мальчик, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие.
В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.
Изображение слайда
41
Последний слайд презентации: Рождественские (святочные) рассказы: Важные уроки рассказа
«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни». (Л.Н. Толстой.)
« Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». (Ф.М. Достоевский.)
« Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л. Шварц.)
Изображение слайда
1
Рождественский рассказ Особенности жанра
2
Если бы на дворе был XIX век, страницы периодики сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими, иногда наивными рассказами о чудесных историях, приключившихся на Святках — между Рождеством и Крещением. Что это за жанр и так ли безвозвратно он ушел в прошлое?
3
История рождественских и святочных рассказов 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года Святки. Начинался он в ночь с 24 на 25 декабря и продолжался две недели, до самого Крещения (6 января). И потому ли, что отвечал он каким-то особенным свойствам и потребностям русской души, или потому, что сохранял в себе отголоски самых древних обрядов славянских пращуров, но только оказался он не менее стойким, чем разгульная русская Масленица, и продержался в народе до шестидесятых годов ХХ века.
4
5
В центре внимания в эти дни — Вифлеемский вертеп, путешествие волхвов, поклонение пастухов, звезда над пещерой… Вся вселенная замерла, увидев рождение чудесного младенца. И это событие, произошедшее больше двух тысяч лет назад, не просто вспоминается, как факт прошлого. Оно проживается нами сегодня — и сегодняшний свет Рождества в нашей жизни отражается в святочных рассказах.
6
Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в сюжете рассказа через все три ступени мироздания.
7
Живший обычной земной жизнью герой волею обстоятельств оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или чисто мистический характер, или вполне земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.
8
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства. В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей и стал публиковать их в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс объединил повести заглавием «Рождественские книги».
9
Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена. Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид — популярные мотивы рождественских и святочных рассказов.
10
«Дары волхвов» — самый трогательный рассказ не слишком склонного к сантиментам О.Генри. Супруги Диллингхем бедны. Главные их сокровища — роскошные волосы жены и прекрасные фамильные часы мужа — требуют соответствующих аксессуаров: набора черепаховых гребней и золотой цепочки. Вот это были бы настоящие рождественские подарки. Супруги горячо любят друг друга, но денег катастрофически не хватает, и все-таки они найдут выход, способ одарить друг друга. И это будут настоящие дары волхвов…
11
Русские писатели тоже не обошли вниманием рождественскую тему. Есть замечательные рассказы у Куприна. Его «Чудесный доктор» — просто классика жанра. Стоящую буквально на грани смерти семью спасает чудо. «Ангел» снисходит в жалкую лачугу в лице знаменитого русского доктора Пирогова.
12
У Чехова много святочных шутливых рассказов, есть рассказы, связанные непосредственно с рождественскими праздниками, те же «Мальчики» с незабываемым Володей и господином Чечевицыным. И все-таки Чехов бы не был Чеховым, если бы не написал «Ваньку». «Ванька» — вершина жанра, как бы пафосно это не звучало. Здесь все просто, прозаично и гениально.
13
14
Рождественские рассказы часто начинаются с описания беды и трудностей человеческого бытия. Бабушке, едва сводящей концы с концами, нечем порадовать внучат к празднику (Ч.Диккенс, «Рождественская елка»), мать не в состоянии купить ребенку подарок (П. Хлебников, «Рождественский подарок»), нет денег на елку и у обитателей петербургской трущобы (К. Станюкович, «Елка»), даровитый молодой человек незаслуженно притесняем своим скупым дядюшкой (П. Полевой, «Славельщики»), подневольный крестьянин по прихоти барина должен убить своего любимца медведя (Н. С. Лесков, «Зверь»), потеряв билет на поезд, старуха не может попасть к умирающему сыну (А. Круглов, «В канун сочельника»). Однако всегда находится выход, преодолеваются все преграды, рассеиваются наваждения.
15
Чудо Рождества Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного порядка — посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое), гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и автору и героям видится милостивое небесное водительство.
16
Черты рождественского рассказа Действие происходит в рождественские дни Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу Назидательный (поучительный) характер Ярко выраженная мораль Рождественское чудо
17
Достоевский и Андерсен Мальчик у Христа на ёлке Девочка со спичками
18
19
« Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съёжилась, поджав под себя ножки»
20
«И вот спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём»
21
Мальчик у Христа на ёлке
22
«Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»
23
«У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки.. Им здесь так хорошо!»
24
Достоевский Интересно, что гармония порой обретается даже ценой смерти, причем автор обычно не покидает героя на ее пороге, вступая в небесные обители вместе с ним,- описание его «посмертного» блаженства как бы уравновешивает тяготы земного существования. Для маленького героя Ф. Достоевского сама смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, — свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери. Именно «Мальчик у Христа на ёлке» стал, пожалуй, самым известным русским святочным рассказом.
25
Эти непраздничные рассказы, как рождественские колокольчики, будят наши сонные души, заставляя оглянуться вокруг. И так или иначе они тоже в традициях, заложенных Диккенсом, отцом-основателем прекрасного жанра.
26
Лесков «Неразменный рубль» Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он все-таки опять является целым в кармане.
27
28
Мой жилет ровно ничего не стоит, потому что он не светит и не греет, и потому я отдаю вам даром, но вы мне заплатите по рублю за каждую нашитую на нем стекловидную пуговицу, потому что эти пуговицы хотя тоже не светят и не греют, но они могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится.
29
«Неразменный рубль — по- моему, это талант, который Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный рубль — это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастья своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив — чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче.»
30
Сегодня пора вспоминать теплые и трогательные истории. Особенно важно, что никогда эти рассказы не прятались в отдельные «детские» и «взрослые» рубрики журналов и альманахов. Это рассказы для семейного, домашнего чтения. Перед чудом нет детей и взрослых, молодых и старых. У Христа на празднике не будет конфликта отцов и детей.
31
Вот она, цель святочного рассказа — усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о всех «труждающихся и обреченных», о необходимости милости и любви.
К 175- летию со дня рождения Константина Михайловича Станюковича
Работа учителя русского языка и литературы ГБОУ «СОШ №41» Покатовой Н.Н.
«С морем помериться силой может только сильный и мужественный человек»
«Морская стихия- прибежище свободного духа». Образ моря в прозе К. М. Станюковича и русских писателей XIX века
Тип урока: урок общеметодологической направленности Эпиграф Не то, что мните вы, природа Не слепок,не бездушный лик,- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев
Василий Андреевич Жуковский
Александр Сергеевич Пушкин
Тема моря в русской литературе
Алексей Максимович Горький рассказ «Челкаш»
«Ночь была темная… море было спокойно,
черно и густо, как масло».
«Оно[море] дышало влажным, солёным
ароматом и ласково звучало, плескаясь
о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая
лодку Челкаша.
Море отражало огни фонарей и было
усеяно массой жёлтых пятен.
Они красиво трепетали на его бархате,
мягком, матово-чёрном фоне.
Море спало здоровым, крепким сном
работника, который сильно устал за день».
Основоположник русской маринистики в литуратуре
К;.М.Станюкович одним из первых в нашей литературе показал отражение социальных и общечеловеческих проблем
«Черное море» 1881год
Штиль. 1885год
«Закат на море» 1853 год
Лунная ночь.1885год
Сходства двух произведений
Оба писателя описывают
красоту моря,
психологические проблемы
своих героев.
Морской пейзаж является
составной частью и
повести, и рассказа-легенды,
авторы испытывают своих
героев в сложных
ситуациях.
Различие (один из вариантов ответа)
В основе романтического рассказа лежит легенда
Романтический мотив прекрасного свободного человека
Романтический пафос переплетается с трагическими событиями
Описание природы окутано ореолом романтики
Красочные картины моря создают незабываемые впечатления, они сближают быль и легенду
На лоне природы герои освобождаются от мелочей обыденной жизни
Босяки Горького откровенны, никогда не лгут себе
Герои рассказа своим высшим идеалом считают вольную жизнь
Жанр путевого очерка
Реалистическое воссоздание морского быта
Эпизоды и картины морской жизни преобладают над описанием сухопутных впечатлений
Поэтизирует море и морскую службу
Певец моря и флота
Кругосветное плавание-это повседневное исполнение своего привычного дела.
«Русский моряк- золото»
«В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть»
Пейзаж- это символ мечты о свободной и достойной жизни человека
Слайд 1
Описание слайда:
Родился в Севастополе на улице Екатерининской в доме адмирала Станюковича. Сам дом не сохранился, но сохранилась подпорная стена, окружавшая дом и сад. Здесь находится мемориальная плита в честь писателя. Отец — Станюкович, Михаил Николаевич, комендант севастопольского порта и военный губернатор города. Семья будущего писателя—мариниста, «Айвазовского слова», принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей — одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович принял русское подданство в 1656 году при взятии Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786—1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича — Любовь Фёдоровна Митькова (1803—1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. Всего в семье было восемь детей: Николай (1822—1857), Александр (1823—1892), Михаил (1837-??), Константин (1843—1903), Ольга (1826—??), Анна (1827—1912), Екатерина (1831—1859), Елизавета (1844?-1924).
Слайд 2
Описание слайда:
Памятная плита на месте дома, где родился К. М. Станюкович
Слайд 3
Описание слайда:
1851—1853 — под руководством петрашевца Ипполита Матвеевича Дебу, отбывающего в Севастополе наказание в качестве солдата, юный Станюкович получает первоначальное образование.
1854 — Константину Михайловичу было 11 лет к началу обороны Севастополя. Осенью 1854 года из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к Севастополю неприятельских войск; исполняя обязанности курьера при отце, видел Корнилова и Нахимова. В конце сентября семья Станюковичей эвакуируется в Симферополь.
Слайд 4
Описание слайда:
Воронцовский дворец, где размещался Пажеский корпус
1856 — зачислен кандидатом в Пажеский корпус в Петербурге. 26 августа награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853—1856 гг.»
Слайд 5
Описание слайда:
1857 — 5 октября награждён серебряной медалью на Георгиевской ленте «За защиту Севастополя». 5 ноября из Пажеского Станюкович переведён в Морской кадетский корпус. Здесь преподавали многие, коих позже Константин Михайлович будет вспоминать с благодарностью: М. И. Сухомлинов, преподаватель математики И. П. Алымов, Ф. А. Дозе — преподаватель словесности.
Слайд 6
Описание слайда:
Погон гардемарина
1859 — в журнале «Северный цветок» первая публикация: напечатано его стихотворение «Отставной солдат».
1860 — в «Северном цветке» продолжаются публиковаться стихи Станюковича. Летом Станюкович плавает на борту учебного корабля «Орёл» под командованием Ф. В. Керна, героя севастопольской обороны. Осенью, в октябре, Станюкович объявляет отцу о непреклонном решении перейти в Петербургский университет. Отец категорически против и ходатайствует перед директором Морского кадетского корпуса контр-адмиралом С. С. Нахимовым о назначении кадета Станюковича К. М. в кругосветное путешествие и 18 октября (за полгода до выпускных экзаменов) писатель отправлен в кругосветное путешествие на винтовом корвете «Калевала» под командованием В. Ф. Давыдова. Далее — Гамбург, Лондон.
Слайд 7
Описание слайда:
1862 — Станюкович весь год ходит в акватории Тихого океана на различных судах. В письме к сестре просит прислать ему журналы «Искра» и «Век» за прошлый год, а также сочинения Белинского. 14 сентября на борту «Абрека» прибывает в Сан-Франциско (США).
В «Морском сборнике» публикуются различные произведения писателя.
1863 — Начальник Тихоокеанской эскадры Андрей Попов отправляет гардемарина в город Сайгон к капитану клипера «Гайдамак». Более месяца Станюкович наблюдал покорение Индокитая французами. Позже его впечатления были описаны в повести «Вокруг света на „Коршуне“».
4 августа А. А. Попов отправляет Станюковича в Петербург (через Китай и Сибирь) с экстренными бумагами к управляющему Морским министерством, куда он добирается 28 сентября.
8 октября Станюкович К. М. произведён в мичманы и назначен в Петербургский 11-й флотский экипаж.
Слайд 8
Описание слайда:
1864 мичман 11 флотского экипажа вышел в отставку с производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В своем письме сыну, пригрозившему адмиралу тем, что в случае отказа тот устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: «Позора не желаю и против ветра плыть не могу… Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!»
Слайд 9
Слайд 10
Описание слайда:
Смерть писателя
В ночь с 6 на 7 мая, в 1 час 25 минут Константин Михайлович скончался на руках у Е. П. Мельниковой.
9 мая Константина Михайловича Станюковича похоронили в Неаполе, на греческом кладбище. На похороны пришли все русские из города и окрестностей, что успели узнать о его смерти. Самый большой венок на гробе был с надписью: «Станюковичу от русских».
18 мая в «Русских ведомостях» посмертно был опубликован рассказ «Оба хороши» с посвящением Н. Н. Фирсову.
⭐⭐⭐⭐⭐ «Рождественская ночь» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Рождественская ночь»
Матросы в ночь Рождества ожидали офицеров на берегу тропического моря у Батавии (остров Ява). Они услышали внезапно жалобный крик ребенка и попросили разрешения у унтер-офицера проверить, что случилось. Два матроса Живков и Ефремов спасли увязшего в рыхлом песке мальчика пяти лет, который едва не стал добычей крокодила. Они взяли малыша на катер, а затем с разрешения капитана и на клипер.
Особенную заботу о малыше проявлял Ефремов. Но через неделю перед отплытием за мальчиком приехал полицейский чиновник. Капитан, несмотря на просьбы матросов, ребенка на судне не оставил. Ефремов долго не мог забыть спасенного в рождественскую ночь малыша, которого успел полюбить.
Главные герои и их характеристика
- Ефремов — матрос с приятным грудным голосом служил на клипере загребным. После обнаружения попавшего в беду мальчика он стал нежно о нем заботиться, а потом долго не мог забыть малыша.
- Ребенок — мальчик пяти лет, оказавшийся на берегу моря ночью в одиночестве. Он увяз в песках и мог погибнуть в зубах крокодила. После спасения малыш доверчиво отнесся к матросам.
Второстепенные герои и их характеристика
- Матросы — они терпеливо переносят тяготы службы вдали от России. Несмотря на суровые условия, они пожалели найденного на берегу малыша и даже просили капитана оставить его на клипере.
- Живков — у этого задумчивого молодого чернявого матроса доброе неравнодушное к чужим страданиям сердце. Он первым вызвался отправиться на помощь плачущему ребенку
- Офицеры — узнав о чудесном спасении ребенка, они не стали чинить препятствий и разрешили взять малыша на катер.
- Андрей Егорыч — унтер-офицер, оставался старшим на катере. Хотя по роду службы он строго отнесся к появлению мальчика, но в душе понимал, что ребенку нужна помощь.
- Капитан — проявил доброту, разрешив найденному мальчику побыть на клипере, но перед отплытием отправил его на берег, в приют.
Краткое содержание рассказа «Рождественская ночь» подробно
Белый катер, спущенный со стоящего на рейде у Батавии клипера «Забияка», в чудесную тропическую ночь Рождества Христова, стоял у пристани. Матросы ждали отдыхающих на берегу офицеров.
Неподалеку на болотистом берегу располагался малайский квартал, где жили преимущественно бедные туземцы (метисы, малайцы) и ютились пришлые китайцы. Хозяева острова Ява – голландцы, жили на горе острова, в прекрасном чистом городке, утопающем в цветущих садах.
Ночью малайский квартал был спокойным и безлюдным. Иногда только пройдет разносчик товаров или раздастся шумный всплеск воды, выдающий крокодила, охотящегося за добычей.
Матросы сидели на катере, возле которого не было других шлюпок. Некоторые из них крепко спали. Живков — чернявый молодой матрос, сидящий в стороне, был задумчив. Остальные (шесть или семь человек) тихо беседовали, вспоминая Россию и мечтая в скором времени вернуться домой.
Увидев падающие звезды, чернявый матрос поинтересовался, куда они летят. Его товарищ, здоровый пожилой матрос, уверенно сказал, что падают звезды в океан, так как на земле они разобьются.
В ответ загребной Ефремов поведал, что падают наказанные богом провинившиеся звезды. Особенно много их летит в эту великую ночь, когда родился Спаситель. И если кто-нибудь обидит в это время младенца, ждет его великое наказание.
Внимание матросов привлек проплывавший мимо крокодил, когда вдруг послышался жалобный крик ребенка. Пожилой матрос предложил сходить, чтобы посмотреть, что происходит, но Андрей Егорыч — унтер-офицер, который на катере был старшиной, запретил это делать.
Тут вмешался Ефремов, сказав, что неправильно оставлять ребенка без помощи в эту ночь. Живков вызвался быстро сходить, чтобы узнать причину беспомощного детского плача. Унтер-офицер дал согласие, чтобы с ним отправился и Ефремов.
На берегу матросы нашли крошечного мальчика пяти лет. Он завяз у моря в рыхлом песке. Ефремов возмутился, что такого малыша, к которому уже направлялся крокодил, бросили одного на погибель. Прижав плачущего ребенка ласково к груди, матрос заметил, что это сам господь его спас.
После возвращения матросов на катер с ребенком унтер-офицер был недоволен и строго спрашивал, зачем они принесли мальчика. Хотя понимал в душе, что нельзя было малыша оставить в беде.
Когда вернувшиеся офицеры сели на катер, Егорыч доложил им о том, что у них появился пассажир. На клипере Ефремов найденыша положил на свою койку, а потом ночью вставал и проверял, как спит малыш.
Утром о происшествии доложили капитану, который позволил мальчику жить на клипере, пока они находятся в Батавии. Он сообщил о маленьком малайце губернатору. Тот пообещал поместить его в приют.
Ефремов с нежностью ухаживал за ребенком. Малыша обули, сшили ему костюм. Через неделю за найденышем приехал полицейский чиновник. Матросы просили боцмана, через старшего офицера, передать капитану просьбу оставить мальчика.
Решения с особенной тревогой ожидал Ефремов. Но капитан не дал согласия.
Эта рождественская ночь и спасенный мальчик, к которому Ефремов успел привязаться, надолго остались в его памяти.
Кратко об истории создания произведения
К. М. Станюкович написал рассказ «Рождественская ночь» в 1892 году. Сюжет, посвященный нелегкой службе матросов вдали от России под тропическим небом, наполнен воспоминаниями автора о кругосветном путешествии, куда отправил его отец — адмирал флота.
Слайд 1
Рождественский рассказ
Слайд 2
Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Слайд 5
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший
Слайд 7
Сюжет рассказа 1. Знакомство с мальчиком, героем рассказа. 2. Мальчик в городе. 3. Чудо за большим стеклом. 4. Смело отворил дверь и вошел. 5. Копеечка выкатилась и зазвенела. 6. Куколки в окне. 7. Обидели. 8. Чужой двор. 9. «Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса. 10. «Христова елка». 11. Маленький трупик.
Слайд 8
Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части: завязка развитие действия кульминация развязка
Слайд 9
Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя
Слайд 10
Пейзаж — изображение в художественной литературе картин природы; создает определенное, нужное автору настроение
Слайд 11
Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя
Слайд 12
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать – жалеть, сочувствовать.
Слайд 13
Синквейн 1 строчка – существительное 2 строчка – два прилагательных 3 строчка – три глагола 4 строчка – смысловое предложение 5 строчка – одно слово (эмоциональное отношение)
Слайд 14
Синквейн 1. называем тему одним словом (обычно существительным) 2. Описание темы в двух словах (двумя прилагательными) 3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами) 4. Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка — это синоним из одного слова, который повторит суть темы.
Слайд 15
Пример синквейна Ася Скромная, беззащитная Любила, страдала, сбежала Готова пойти на все ради любимого человека. Загадочная.
Слайд 16
Пример синквейна Владимир Дубровский Храбрый, честный Защищает, мстит, любит Владимир никогда не сдается Благородство
Слайд 17
Домашнее задание Прочитать: Х. Андерсен «Девочка со спичками» Л. Андреев «Ангелочек» А. Куприн «Чудесный доктор»
Слайд 18
Всем спасибо!