Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: коммуникация
Пән/Предмет: драма
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «В семье единой»
Тақырыбы/Тема: Чтение сказки Е. Нефёдовой «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились».
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание бережного и осторожного отношения к бытовой технике.
2.Дамытушылық развивающая: развитие интереса к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по содержанию.
3.Оқыту- обучющая: Формирование представление о предметах бытовой техники, её назначении, правилах пользования.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: маски электроприборов к сказке, картинки электроприборов, парные картинки с изображением старинных и современных предметов;
Көптілдік. Полиязычие: электр құралдар – электроприборы — электроприборы
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А ей на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной;
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду;
А надо еще приготовить обед…
Как жаль, что электроплиты в доме нет!
Присела бедняжка—всего не успеть…
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на Добрую Фею.
Но если она бы компьютер включила
И в тайне от мачехи сайт свой открыла,
Тогда бы на бал ни за что не пошла,
А принца себе в интернете нашла!
Электроприборы окружают нас повсюду, они, как добрые волшебники, помогают нам везде, где только можно. Однако чтобы понять, что такое бытовые электроприборы, для чего они нужны и какими бывают, послушаем сказку о том, как электроприборы в магазине поссорились.
Көптілдік. Полиязычие: электр құралдар – электроприборы — электроприборы
2. Негізі бөлімі/основная часть
Воспитатель предлагает обыграть сказку, заранее подготовив детей.
Мы привыкли считать, что вещи не умеют разговаривать, думать и чувствовать, потому что они не живые. Но если бы появился волшебник и оживил их, то предметы могли бы рассказать о себе много интересного. Представим, что такой чародей посетил обыкновенный магазин бытовой электротехники. Он взмахнул волшебной палочкой, и все электроприборы обрели дар речи. Первой заговорила Электроплита: — Я — самый нужный людям электроприбор! Я главная на кухне: если бы меня не было, на чем бы человек готовил еду? Микроволновая печь быстро перебила Электроплиту: — Зато я разогреваю продукты в несколько раз быстрее! На это Холодильник сердито пробурчал: — Чтобы приготовить пищу, ее надо сохранить! Не будь меня, где бы люди хранили молоко, мясо, рыбу и другие скоропортящиеся продукты? Услышав разговор, Стиральная машина зашумела: — Что вы все о еде да о еде! Я забочусь об одежде людей, стираю, полощу, отжимаю. Благодаря мне, хозяйка не устает от стирки. — А я глажу белье! — зашипел Утюг, сердито выпуская пар. Пылесос, вытянув свой длинный шланг, похожий на хобот слона, загудел: —Я тоже забочусь о чистоте, без меня человеку нелегко было бы убрать пыль и грязь в квартире! Красавица-люстра, надменно взглянув с высоты, примолвила: —Больше всех нужна человеку я! Я освещаю комнаты!
Услышав ее, Вентилятор прострекотал: Да ты нужна только когда темно, а при ярком дневном свете без тебя вполне можно обойтись, а я в жару готов работать днём и ночью! Зато, когда холодно, тебя не включают! — возразил ему Электрообогреватель. — А я согреваю людей в морозы! — Вы оба не нужны, если человек купит меня! — важно сказал Кондиционер. — Я регулирую температуру в помещении. Если жарко — я охлаждаю воздух, если холодно —согреваю! Затем в спор вступили Радиоприемник и Телевизор: А мы передаем и показываем новости, передачи, фильмы, концерты, без нас человеку было бы скучно! А мы записываем то, что человек видит и слышит, — заговорили в один голос Магнитофон и Видеомагнитофон. — А потом он может нас прослушать и просмотреть! Да что бы люди делали без меня! — воинственно зазвенел Телефон. — Только благодаря мне люди могут разговаривать друг с другом за сотни и тысячи километров! Электроприборы настолько разгорячились, доказывая друг другу, кто самый нужный, что некоторые из них даже начали дымиться. Видя это, мудрый Компьютер, который до этого молчал, качая своим монитором, как головой, наконец, заговорил твердым и спокойным голосом: —А теперь, уважаемые электроприборы, замолчите и успокойтесь, а не то перегреетесь и не сможете работать —тогда вы точно не будете нужны людям! Зря вы затеяли этот глупый спор. Ведь нас называют приборами, а приборы — это сложные и умные устройства, сродни машинам. Из-за того, что мы питаемся электричеством, нас называют электроприборами. И каждый электроприбор выполняет свою работу. Одни освещают помещения и улицу, они называются осветительными приборами. К ним относятся уличные фонари, люстры, торшеры, настольные лампы и так далее. Другие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух, это электрообогреватель, вентилятор и кондиционер. Третьи нужны человеку для того, чтобы облегчить ему домашний труд, например пылесос, стиральная машина, электроплита, кухонный комбайн и другие. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, передавать и записывать информацию. — Да-а! — воскликнул Пылесос. — Сложно определить, какой прибор важнее — все мы в той или иной степени нужны человеку! — А почему нас называют бытовыми электроприборами, что значит «бытовые»? — спросила Стиральная машина, на что Компьютер ей ответил: — Хороший вопрос! Слово «бытовые» происходит от слова «быт», что означает — «повседневная жизнь». Мы помогаем человеку в его повседневной жизни, отсюда и название «бытовые электроприборы». — Поняли, все поняли! — радостно затараторили в один голос
Радиоприемник, Телевизор и Магнитофон. — Что вы поняли? — пробурчал Холодильник. —Поняли, что такое бытовые электроприборы! — Ну и что же? — не унимался Холодильник.
— Бытовые электроприборы — это сложные устройства, которые питаются электричеством и помогают человеку в его повседневной жизни! — громко и четко ответил Радиоприемник, и с ним согласились остальные приборы. — Правильно! — одобрил Компьютер—Теперь, я надеюсь, мы больше не будем ссориться. Главное, чтобы в розетках и батарейках всегда был электрический ток, потому что электричество — это наше питание, наша жизнь, а без него электроприборы — никому не нужная груда железа! Но стоит нас включить в сеть — и мы начинаем делать свою работу, полезную людям!
д/и Поиск парных картинок.
Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов; все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет). Старинные предметы — Современные электроприборы: Утюг – Электроутюг, Метла – Пылесос, Сковорода – Блинница, Самовар – Электрочайник, Ступка – Кофемолка, Бигуди – Плойка, Печь — Микроволновая печь, Свеча – Лампочка.
Воспитатель просит найти и назвать парные картинки и показать их. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов. В конце игры вопросы для обсуждения: Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами? Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам? Усложнится ли тогда жизнь человека.
Пальчиковая гимнастика «Бытовые приборы».
3. Қорытынды/итоговая часть
д/и «Узнай электроприбор»
Воспитатель предлагает узнать какой электроприбор спрятался на картинке.
Что такое бытовые электроприборы?
— Какие виды электроприборов вы можете назвать?
— Какую работу выполняют бытовые электроприборы?
-Чем питаются бытовые электроприборы?
— Для чего они нужны человеку?
Конспект занятия с детьми старшей группы по теме «Электроприборы» с использованием информационных компьютерных технологий воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны
Интегрируемые области: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность». Беседы : Конспект организованной образовательной деятельности
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений:
«Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»,
«Кот Барсик и стиральная машина»,
«Виртуальный мир и реальность» К. Нефёдова
Игры:
«Ток бежит по проводам», «Помогаем маме».
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание альбомов:
«Мир вокруг нас»,
«Один дома»,
Энциклопедия для малышей «Чудо — всюду» Т. Д. Нуждина,
выполнение заданий в альбоме с наклейками «Правила безопасности»,
использование в игре игрушек на батарейках
пылесос, радиоприёмник, фен и др.
дидактические игры:
«Собери картинку»,
«Четвёртый лишний».
Взаимодействие с семьёй:
Подбор картинок для альбома «Бытовые электроприборы».
Консультации:
«Опасные предметы дома», «Как помочь ребёнку, пострадавшему от удара током».
Программные задачи:
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
-воспитывать умение работать в подгруппах, договариваться,
— вызвать чувство сопереживания, желание помочь.
Развивающие:
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
— обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта,
— способствовать в игре развитию умений подбирать глаголы — действия к существительным,
— поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.
Образовательные:
— обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,
-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Материал и оборудование:
Журналы с бытовой техникой, ножницы, клей, четыре альбомных листа, мяч, DWD диск, ноутбук.
Ход занятия
Воспитатель:
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Всех друзей сюда позвать
Значит надо…
Значит надо…
Веселиться и мечтать!
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я Надежда Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька.) .
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих я приглашаю поиграть.
Психогимнастика.
— Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
— А если они сердятся, хмурятся? А когда они над чем то задумались?
Вот такое же задумчивое лицо было у мальчика Вити, которого я сегодня встретила. А вы хотите узнать, почему у него было такое задумчивое лицо?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда слушайте, вот что он мне рассказал:
Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка — всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
А как вы, ребята, считаете, Золушке было бы легче справиться с домашней работой если бы у неё была бытовая техника?
Дети: Да, ей было бы легче.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть и вспомнить пользу электроприборов.
Игра: «Ты –мне, я — тебе»
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электро- прибор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.
Пылесос – убирает пыль,
Холодильник – сохраняет продукты,
Стиральная машина – стирает бельё,
Утюг – гладит бельё. И т. д.
Воспитатель: А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем- нибудь заменить?
Саша: Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.
Вика: Вместо стиральной машины постирать руками.
Дима: Вместо пылесоса подмести веником.
Оля: Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать.
И т. д.
Воспитатель: Оказывается можно обойтись без всех этих электроприборов или нет?
Дети: С ними легче, быстрее выполнять работу по дому.
Воспитатель: Вот над этим и задумался мой знакомый мальчик Витя. Как же Золушке помочь?
- Дети: Надо подарить ей пылесос, стиральную машину, утюг и др.
Воспитатель: Но где же мы возьмём настоящую бытовую технику?
А вы не забыли про Фею- крёстную? Может она поможет?
Дети: Можно послать картинки, а Фея превратит их в настоящие.
Воспитатель: А у нас есть такие картинки?
Дети: Можно вырезать из старых журналов и наклеить на листы бумаги.
Воспитатель: У нас есть четыре листа бумаги, на каждый можно приклеить несколько картинок.
Дети делятся на подгруппы, выполняют работу, договариваются. Воспитатель по необходимости помогает.
Воспитатель: Ваша работа закончена. Какие же электроприборы Золушка получит в подарок?
Дети перечисляют бытовую технику, изображение которой они наклеили.
Воспитатель: Как вы думаете, теперь Золушка успеет на бал.
Дети: Да, она быстрее справиться с работой и не очень устанет.
Воспитатель: Ребята, в сказках, конечно, много волшебства. А какое волшебство заставляет работать всю бытовую технику?
Дети: Электрический ток. Он бежит по проводам, когда мы включаем в розетку.
Воспитатель: А ведь наша Золушка не знает, что электрический ток может быть опасным.
Показывает DWD диск.
Воспитатель: Вот здесь правила, которое необходимо соблюдать, чтоб не случилось беды. Может этот фильм тоже подарить Золушке. А при помощи чего мы можем посмотреть этот фильм?
Дети: на ноутбуке.
Воспитатель: Совершенно верно. И теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре — Хлопают в ладоши
С мамой мы утюг купили.
Будем гладить, а потом Имитируют глажку белья
Всё на полки уберем.
Ну, а с папой мы вдвоем Имитируют уборку
Пылесосом пол протрем.
С делами управимся — Хлопают в ладоши
К телевизору усядемся Приседают
Воспитатель : А теперь мы подаренный Золушке диск о правилах безопасности в работе с бытовыми приборами и об опасности для детей если они будут включать их без разрешения взрослых посмотрим фильм « Уроки тётушки Совы для её друга Домовёнка»
Просмотр презентации «Наши домашние помощники».
Воспитатель: Теперь мы сложим ваши работы и диск в конверт, подпишем его и отправим Золушке.
Ребята, я надеюсь, вы тоже будете помнить и выполнять правила обращения с электричеством.
А я знаю, что в нашей группе есть предметы, в которых прячется неопасное электричество. Может, мы с ними поиграем?
Дети расходятся по группе, находят игрушки на батарейках. (Машины, руль, фонарик, «говорящая азбука») .
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА
«БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»
Родителям рекомендуется:
-
Рассмотреть с ребенком иллюстрации по теме.
-
Уточните у ребёнка, какая бывает бытовая техника, её назначение.
-
Рекомендуемый видеоматериал можно найти по ссылкам:
https://yandex.ru/video/preview/?text=короткие%20рассказы%20про%20бытовые%20электроприборы%20для%20дошкольников&path=wizard&parent-reqid=1641914028794558-8620974148578280846-sas3-0931-2f9-sas-l7-balancer-8080-BAL-9930&wiz_type=vital&filmId=5279076360177611465.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9845448157344115898&text=карточки+домана+для+дошкольников+бытовые+электроприборы
Словарь существительных: приборы, телевизор, магнитофон, пылесос, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, кухонный комбайн, кофемолка, камера, техника, провод, розетка, вилка, шнур, выключатель, электричество и т. д.
Словарь прилагательных: цветной, большой, маленький, моющий, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, морозильная, опасный, бытовая и т.д.
Глагольный словарь: смотреть, слушать, чистить, пылесосить, включать, выключать, разговаривать, пользоваться, играть, согревать, помогать, кипятить, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать и т.д.
Словарь наречий: горячо, чисто, быстро, легко и т.д.
Поиграйте с ребёнком:
1. «Не ошибись!»
Один электрический чайник – один электрический чайничек, пять электрических чайников – пять электрических чайничков (мощный пылесос, двухкамерный холодильник, новый утюг, стиральная машина, микроволновая печь).
2. «Чего нет в магазине?».
Мы купили миксер, теперь в магазине нет миксера.
(Утюг, стиральная машина, микроволновая печь, электроплита, тостер, фен, вентилятор, морозильная камера, телевизор).
3. «Угадай по описанию».
Высокий, двухкамерный, холодный внутри. (Холодильник).
Низкий, со шлангом и насадками, собирает мусор. (Пылесос).
Прямоугольной формы, плоский, на подставке, с экраном. (Телевизор).
4. «Семейка слов».
Стирка – стирочка, стиральный, стирать.
5. «Чего больше?».
Мой пылесос, …
Моя стиральная машина, …
(Телевизор, тостер, фен, компьютер, обогреватель, холодильник, утюг, электроплита, вентилятор, микроволновая печь, кофемолка).
6. «Сказка про электрический чайник» В. Мясоеденкова.
В небольшой квартире на кухне появился новый электрический чайник. Хозяйка купила его в магазине электротоваров и поставила на кухонный стол. Кроме него на кухне были электрическая плита, холодильник и микроволновая печь. Они встретили чайник дружелюбно и сразу захотели познакомиться, но он оказался стеснительным и поэтому быстро познакомиться не удалось. Прошло время… Чайник освоился и познакомился со всеми, но подружился только с микроволновой печью. Видимо потому, что она стояла рядом, и они могли потихоньку, чтобы не слышали остальные, беседовать. Микроволновая печь рассказала о соседях по кухне и о том, что на его месте раньше стоял другой электрический чайник. Он был стареньким и очень весёлым, но сломался и поэтому его выбросили. Они против этого возражали и говорили, что его можно починить, но хозяйка не послушала и отправила чайник в мусорную корзину. Узнав про это, чайник подумал о том, что жизнь несправедлива: живёшь себе спокойно, кипятишь воду, радуешься жизни, но вдруг ломаешься и оказываешься в мусорной корзине…
— Печально всё это, — словно угадав его мысли, сказала микроволновая печь, — но в итоге нас всех ждёт такой конец.
Однако грустные мыслями вскоре были забыты, потому надо было жить дальше и думать о будущем. Прошло ещё какое-то время, и вдруг сломалась его подруга – микроволновая печь. Хозяйка со словами: «Ничего страшного, куплю новую…», куда-то её унесла. Электрическому чайнику стало страшно, ведь следующим в этой череде поломок мог запросто оказать и он. Вместе с ним о микроволновой плите немного погрустили и остальные, но через некоторое время и это забылось. Однажды хозяйка принесла на кухню небольшую картонную коробку, которую поставила на пол возле стола и ушла. Они долго гадали о том, что находится в этой коробке… Всё прояснилось вечером, когда хозяйка пришла и открыла её. Там оказался новый кухонный комбайн. Хозяйка поставила его на стол и ушла. Комбайн оказался весельчаком и быстро подружился со всеми кухонными приборами. Он внёс в их неторопливую жизнь радость и задор. На кухне стало весело… Комбайн постоянно рассказывал какие-то смешные истории, после которых все долго смеялись. Однако веселье продолжалось недолго… Кухонный комбайн вдруг сломался. Хозяйка положила его в хозяйственную сумку и унесла.
— Наверное, на свалку, — подумал чайник, — жаль, ведь я с ним уже подружился.
Но он ошибся… Через неделю хозяйка принесла комбайн и микроволновую печь обратно. Оказалось, что она отвозила их в ремонт.
— Какое счастье, когда возвращаются друзья, — подумал чайник, – ведь было бы очень хорошо, чтобы мы всегда были вместе. Совсем необязательно кого-то выбрасывать, ведь можно жить дружно и счастливо. В эту ночь электрические приборы не спали, они веселились и радовались возвращению друзей.
7. Почитайте детям:
Громова Л. «Стиральная машина», О. Емельянова «Что включается в розетку», Б. Житкова «Что я видел?», Г. Ильина «Чайник», А. Кондратьев «Добрый день!», В. Мирясов «Бытовые приборы», С. Михалкова «Скверная история», М. Монакова «Розетки мне не интересны!», В. Мясоеденков «Сказка про электрический чайник», К. Нефедова «Бытовые электроприборы. Какие они?», «Сказка о том, как бытовые электроприборы в магазине поссорились», Н. Носов «Затейники», Б. Рябикин «Бытовая техника», О. Чернорицкая «Кот Василий и бытовая техника».
8. Посмотрите вместе с детьми:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9693362897522580858&reqid=1611468044875185-1362403206331543183700118-man2-5887&suggest_reqid=193345103156606606192954053173456&text=советские+мультфильмы+про+бытовую+технику+«Азбука+безопасности»;
https://yandex.ru/video/preview/?text=советский+мультфильм+про+холодильник&path=wizard&parent-reqid=1611479917508935-1006653576735473824500107-production-app-host-man-web-yp-114&wiz_type=vital&filmId=14222672075583519831&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F11308793736949913920.