К творчеству какого народа относится сказка ашик кериб

Тестовые задания по сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. К творчеству какого народа относится сказка «Ашик-Кериб»?

А) Грузинского

Б) Румынского

+ В) Турецкого

Г) Английского

2. Какое значение у имени Ашик-Кериб?

+ А) Нищий певец

Б) Храбрый воин

В) Одаренный богом

Г) Верный друг

3. В каком городе происходят описанные в сказке события?

А) В Лондоне

+ Б) В Тифлизе

В) Тбилиси

Г) Афины

4. Чем зарабатывал себе на жизнь Ашик-Кериб?

А) Служил в царских войсках

Б) Работал подмастерьем

В) Был разбойником

+ Г) Играл на свадьбах на саазе

5. Какой русский музыкальный инструмент напоминает сааз?

А) Скрипку

Б) Трубу

В) Гитару

+ Г) Балалайку

6. Как звали отца Магуль-Мегери?

+ А) Аян-Ага

Б) Абдулла

В) Саид

Г) Сюмбюль-ага

7. Почему Ашик-Кериб не женился на Магуль-Мегери, когда она его попросила об этом?

А) Не любил ее

+ Б) Не хотел быть обязанным за ее приданное

В) Его отец не дал согласия

Г) Дал обет безбрачия

8. Какой зарок дал себе Ашик-Кериб?

А) Найти клад

Б) Стать мудрейшим человеком в мире

В) Жить в уединении всю оставшуюся жизнь

+ Г) Странствовать 7 лет по свету и нажить себе богатство

9. Кто вызвался отправиться в странствие вместе с Ашик-Керибом и назвался его товарищем?

А) Отец Магуль-Мегери

Б) Брат Магуль-Мегери

+ В) Куршуд-бек, желающий жениться на Магуль-Мегери

Г) Младший брат Ашик-Кериба

тест 10. Какое первое препятствие встретилось на пути странников?

А) Высокая гора

Б) Болото

В) Непроходимый лес

+ Г) Река без моста

11. Какая слава об Ашик-Керибе разнеслась повсюду во время его странствования?

А) Он искусный боец

+ Б) Он чудесно поет

В) Он талантливый поэт

Г) Он чудесный художник

12. Как разбогател Ашик-Кериб?

+ А) Пел для очень богатого Паши

Б) Нашел клад

В) Ограбил повозку с золотом

Г) Загадал желание

13. Что дала Магуль-Мегери купцу, отправляющемуся из Тифлиза торговать в другие города?

А) Золотое кольцо

Б) Золотую брошь

+ В) Золотое блюдо

Г) Зеркало в серебряной оправе

14. Из-за чего позабыл Ашик-Кериб о назначенном дне встречи с возлюбленной?

А) Его околдовали

Б) Полюбил другую

В) Передумал жениться

+ Г) Ослепило богатство

15. Сколько дней оставалось до рокового часа, когда Ашик-Кериб опомнился и поспешил вернуться в родные края?

А) 2

+ Б) 3

В) 7

Г) 10

16. Что решил сделать Ашик-Кериб, когда понял, что не успевает вернуться в Тифлиз к назначенному сроку?

+ А) Умереть

Б) Вернуться к паше

В) Приехать позже

Г) Странствовать по свету

17. Продолжите пословицу, которую говорил Ашик-Кериб: «Если человек решился лгать с утра, то…»:

А) Не должен лгать вечером

Б) День коту под хвост

В) Он не перестанет лгать и днем

+ Г) Должен лгать до конца дня

18. Кто помог добраться Ашик-Керибу в Тифлиз?

А) Торговый караван

Б) Пиратский корабль

В) Волшебница

+ Г) Всадник на белом коне

19. Что дал на прощанье всадник Ашик-Карибу?

А) Золотые монеты

+ Б) Комок земли

В) Конский волос

Г) Золотое яблоко

тест-20. Кем оказался всадник, оказавший помощь Ашик-Керибу?

А) Его отцом

Б) Заколдованным принцем

В) Миражом

+ Г) Святым Георгием

21. Почему ослепла мать Ашик-Кериба?

+ А) Много плакала

Б) Много читала

В) Много поняла

Г) Ее заколдовали

22. Что держала Магуль-Мегери в руках, сидя за занавесом, перед свадьбой с Куршуд-беком?

А) Цветы

Б) Драгоценности

В) Сааз

+ Г) Яд и кинжал

23. Кого велел позвать Ашик-Кериб, чтобы доказать то, что он говорит правду?

А) Белого коня

+ Б) Слепую женщину

В) Магуль-Мегери

Г) Городского судью

24. Чем закончилось соперничество Ашик-Кериба и Куршуд-бека за руку Магуль-Мегери?

А) Куршуд-бек женился на Магуль-Мегери

+ Б) Куршуд-бек уступил Магуль-Мегери Ашик-Керибу

В) Ашик-Кериб уступил Магуль-Мегери Куршуд-беку

Г) Ашик-Кериб погиб

25. Чем закончилась сказка «Ашик-Кериб»?

А) Ашик-Кериб убил Куршуд-бека

Б) Ашик-Кериб увез Магуль-Мегери в Халаф

+ В) Ашик-Кериб сосватал свою сестру Куршуд-беку

Г) Описанием красоты пейзажа Тифлиза

План урока:

Краткий рассказ о жизни Лермонтова

Краткий пересказ сказочного сюжета

Образ главного героя

Значение восточной мудрости, заложенной в поучительной сказке «Ашик-Кериб»

Краткий рассказ о жизни Лермонтова

Влияние Кавказа на творчество поэта. История написания произведения «Ашик-Кериб», стилизованного под восточную сказку-легенду

Жизнь Лермонтова была яркой, но короткой: он прожил всего неполных 27 лет. В Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, отставного военного и небогатого помещика, родился мальчик, которому было суждено стать великим поэтом. Его мать, принадлежавшая к знатному и богатому роду, скончалась от чахотки, когда сыну Мише не исполнилось еще и трех лет. Мальчик остался в имении Тарханы на воспитании у бабушки, которая уделяла воспитанию и домашнему образованию внука много внимания, не жалея средств на учителей.Михаил великолепно владел немецким и французским языками, проявил способности в живописи, игре на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему пошел 14 год, продолжил образование в Московском университетском благородном пансионе, после в самом университете на нравственно-политическом и словесном отделениях, но спустя два года перевелся в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую окончил в 1834 г. и поступил на службу в Гусарский полк.

С Кавказом Лермонтов был знаком с десятилетнего возраста.Он был болезненным ребенком, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила Мишу на минеральные источники Северного Кавказа. Мальчик с первой поездки был поражен красотой гор, стал интересоваться культурой и обычаями местных народов, наследием кавказского фольклора. С тех пор кавказская тема нашла отражение в его поэзии и живописи.

2 risunok lermobtova kavkaz
Рисунок Лермонтова «Кавказ»

Посетить вновь Кавказ ему довелось уже офицером: туда поэт был сослан за стихотворение «На смерть поэта», которое он написал после гибели Пушкина на дуэли. Это обличительное стихотворение, быстро распространявшееся в списках в обществе, возмутило императора Николая I и его окружение. В течение нескольких дней были переписаны десятки тысяч экземпляров, стихотворение стало известно широкому кругу людей. На корнета[1] лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова было заведено дело о «непозволительных стихах», он был арестован. Поэта отправили служить в Нижегородский полк, который участвовал в боевых действиях на Кавказе. Так одно стихотворение принесло поэту не только славу, но и ссылку.

Сложно переоценить влияние Кавказа на творчество Лермонтова. Поэт,интересовавшийся различными культурными традициями, во многих своих произведениях отразил тему Востока и образы восточных преданий. Находясь на Кавказе, Лермонтов,чтобы лучше понимать местный фольклор, учил азербайджанский язык, который прозвали «татарским», т.к.азербайджанцев считали «закавказскими татарами». Сказка «Ашик-Кериб» была услышана поэтом и записана в 1837 г. Чтобы передать восточный колорит, Лермонтов сохранил азербайджанские слова, в скобках указывая их значение. Осенью того же года Лермонтов побывал в столице Грузии – Тифлисе. В этом городе, находившемся на перекрестке торговых путей между Востоком и Европой, сосуществовали культуры разных народов: грузин, турок, иранцев, армян, азербайджанцев, русских и пр. В этой пестрой и разнообразной многонациональной среде происходит часть событий сказочного повествования. Тифлис представлен Лермонтовым как воплощение мира Востока в целом.

3 kartina lermontova vid tiflisa
Рисунок Лермонтова «Вид Тифлиса»

Об этой сказке узнали случайно после гибели поэта в 1841 г. на дуэли. В Петербурге в его записях была найдена неизвестная рукопись, названная«Ашик-Кериб», которая, видимо, не предназначалась для публикации. Опубликована она была в 1846 г. Сказка Лермонтова представляет собой изложение одного из вариантов восточного сюжета, бытовавшего в нескольких национальных версиях. Поэт дал своему фольклорно обработанному произведению подзаголовок «турецкая сказка».

1 lermontov portret

Краткий пересказ сказочного сюжета

Универсальность сюжета сказки

Действие сказки начинается в Тифлисе, где проживал бедный музыкант, игравший на саазе[2]. Он влюблен в дочь турецкого богача Магуль-Мегери. Юноша был беден, но гордость не позволяла ему жениться на девушке из богатой семьи. Ему нечем было заплатить калым[3], и он не хотел быть всем обязан отцу жены. Ашик-Кериб решил отправиться на заработки, дав любимой обещание вернуться через семь лет. Девушка согласилась его ждать при условии, что спустя семь лет, если он не вернется, она станет женой другого. Куршуд-бек, влюбленный в Магуль-Мегери, напросился в попутчики к ее жениху. В пути он похитил одежду Ашик-Кериба, когда тот переплывал реку, и предъявил ее матери музыканта как доказательство, что ее сын утонул. С горя мать ослепла от слез. Но невеста не поверила в гибель любимого и продолжала его ждать.

Ашик-Кериб раздобыл одежду в одной из деревень, после скитался в поисках заработков. Со временем он добрался до сирийского города Халафа, там его искусство понравилось одному паше[4]. Став придворным музыкантом, он разбогател. Но в погоне за богатством молодой человек потерял чувство времени.Спустя шесть лет купец из Тифлиса отправился в странствие, Магуль-Мегери дала ему золотое блюдо с просьбой выставлять его во всех городах, чтобы найти человека, которому это блюдо знакомо. Тифлисский купец добрался до Халафа, музыкант увидел блюдо, принадлежавшее его возлюбленной. Торговец напомнил, что до возвращения в Тифлис осталось несколько дней. Ашик-Кериб, решив вернуться домой, скакал без отдыха и остановок, загнал лошадь в дороге. Ему пришлось идти пешком, и он осознал, что добраться к сроку не успевает.Отчаявшийся юноша хотел даже броситься в пропасть. Спасителем оказался чудесный всадник, который на своем белом коне помог быстро перенестись в Тифлис.Потом герой понял, что всадником был святой Георгий Победоносец.

4 kadry is filma ashik kerib
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»

Спустя семь лет героя не узнали подросшая сестра и слепая мать. Магуль-Мегери отец выдает замуж за Куршуд-бека, но невеста готова уже покончить с собой: она приготовила для себя сосуд с ядом и острый кинжал. Неузнанный музыкант приходит на свадебное торжество и начинает петь. Девушка узнала голос любимого и кинулась в его объятия. Куршуд-бек был вынужден отступиться, покорившись судьбе. Он остановил своего брата, который бросился с кинжалом на влюбленных. Ашик-Кериб при помощи комочка земли, который дал ему святой Георгий, излечил свою мать, вернув ей зрение. Это чудо убедило присутствующих, что юноше помогают высшие силы.

Сюжет«Ашик-Кериба» универсален, подобные истории существовали в разные времена в фольклоре многих народов. В основе сюжета традиционная модель развития событий многих сказок: «любовь героев – разлука – верность – возвращение домой – счастливая встреча влюбленных и свадьба». Похожие сюжеты встречаются в таких произведениях, как «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, русских былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче и многих других шедеврах мировой литературы.

Образ главного героя

Романтическая история любви и коварства. Противостояние добра и зла в сказке

Образ бедного странствующего народного певца, вознагражденного за страдания, был близок Лермонтову, вызывал у него глубокую симпатию. Сам поэт тоже ощущал себя скитальцем на чужбине, его самого считали «певцом Кавказа», горцы его уважительно величали ашугом (ашиком), т.е. человеком, которому Всевышний дал поэтический дар.

Ашиком на Востоке называли музыканта, сочиняющего песни и аккомпанирующего себе на саазе. Такой исполнитель славился искусством рассказывать истории о любви, сочетая прозаическое повествование и пение. Именно мастерством пения и игры на саазе владел главный герой, которому «пророк[5] не дал ничего, кроме высокого сердца и дара песен». Ашик-Кериб способен на возвышенные чувства, он проявляет благородство характера, чистоту помыслов. Ему не хочется с легкостью получить богатство, женившись с выгодой. Бедный юноша выбирает иной путь: предпочитает честно заработать свое состояние, понимая, что на это уйдут годы.Он не держит зла на коварного Куршуда, в знак примирения готов отдать ему свою сестру в жены.

5 ashik kerib igra
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»

Для героя и его невесты любовь стала смыслом всей жизни. Красавица турчанка Магуль-Мегери, несмотря на то, что была единственной и любимой дочерью богатого купца, выросла скромной, доброй и искренней девушкой. Она разумна и находчива, ей удалось найти способ напомнить Ашику о сроке возвращения. Образ героини является символом чистоты и верности.Она не поверила слухам о смерти возлюбленного и продолжала ждать его; была готова покончить с собой, но не жить с нелюбимым человеком. Автор сравнивает ее с «ангелом, живущим за звездами».

Противопоставлен талантливому и неунывающему Ашику-Керибу его соперник Куршуд-бек, притворявшийся другом музыканта. Он человек зажиточный и знатный, но злой и корыстный, готовый на подлог и ложь ради достижения своей цели. Он коварно решил жениться на возлюбленной своего друга,распространив слух о его гибели.Но в конце, поняв нравственное превосходство Ашика-Кериба и невозможность получить любовь девушки хитростью, покорно принимает свою участь.

Значение восточной мудрости, заложенной в поучительной сказке «Ашик-Кериб»

Небольшая восточная легенда стала известной в России благодаря интересу Лермонтова к кавказскому фольклору. Во всех народных сказках разных стран заложены определенные моральные или философские идеи. В сказке «Ашик-Кериб» отражены основы народной восточной мудрости. История бедного и доброго музыканта проникнута прославлением настоящей любви, для которой нет преград, ожиданием чуда, торжеством добра над злом. Сказка, как мудрая притча[6], учит, что путь к счастью бывает долгим и непростым, но все получается у человека, поверившего в собственные силы, с добрыми намерениями он всегда достигнет желаемого. Сама судьба помогает в начинаниях человеку верному, порядочному, умеющему держать свое слово. А злость, коварство, зависть не способствуют исполнению желаний. Главный герой, благодаря силе своей любви и чистой душе получил в награду чудеса через посланника свыше.

6 svadba ashik kerib
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»

Словарь

Корнет – младшее офицерское звание.

Сааза – семиструнный музыкальный восточный инструмент, напоминающий балалайку.

Калым – восточный обычай платить выкуп за невесту ее родителям.

Паша – восточный правитель.

Пророк – провозвестник божественной воли, святой человек, посредник между высшими силами и человечеством.

Притча – небольшой рассказ с нравственным поучением.



Скачать материал

Михаил  Юрьевич Лермонтов



Скачать материал

  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона

  • Сейчас обучается 87 человек из 33 регионов

  • Сейчас обучается 219 человек из 52 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Михаил  Юрьевич Лермонтов

    1 слайд

    Михаил Юрьевич
    Лермонтов

  • Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 г. Мальчик очень рано лишился...

    2 слайд

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 г. Мальчик очень рано лишился матери, а заботу над ним взяла его бабушка. Можно даже сказать, что она вынудила папу юного поэта отдать его себе на попечение. Всё детство слабый и болезненный ребенок провёл в Тарханах под опекой пожилой женщины.

  • У Михаила Юрьевича был очень необычный характер. Он был одновременно добряком...

    3 слайд

    У Михаила Юрьевича был очень необычный характер. Он был одновременно добряком и любил ломать вещи, был очень чутким, но раздражительным. Поэт не мог терпеть никакого недовольства им или тем, что он делает. Он считал себя выше других, не обращал внимание на чужое мнение. Можно предположить, что таким его воспитала его бабушка.

  • Первым его литературным произведением была поэма «Хаджи Абрек» в 1829 году, н...

    4 слайд

    Первым его литературным произведением была поэма «Хаджи Абрек» в 1829 году, некоторые даже думают, что Лермонтов был против её публикации. За свою короткую жизнь поэт написал 400 стихов, в том числе и знаменитое «Смерть поэта», за которое он был сослан на Кавказ. Каждый человек знает эти строки: «Погиб поэт! – невольник чести». Властям очень не понравилось, как автор описал смерть Пушкина.
    Также им было написано около 30-ти поэм. Самые известные из них — «Демон» и «Мцыри». Ну и, конечно же, проза – «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и многие другие.

  • М.Ю. Лермонтов
Ашик-Кериб
Турецкая сказка

    5 слайд

    М.Ю. Лермонтов
    Ашик-Кериб
    Турецкая сказка

  • «Ашик-Кериб» является известной восточной сказкой. Лермонтов, находясь в кавк...

    6 слайд

    «Ашик-Кериб» является известной восточной сказкой. Лермонтов, находясь в кавказской ссылке, записал эту замечательную сказку, адаптировав её под русского читателя. Предположительно, произведение было создано в 1837 г., в период очередной ссылки поэта на Кавказ. Рукопись была найдена уже после трагической гибели автора на дуэли, в 1841 году. Первая публикация состоялась лишь в 1846 году.

  • Сказка Лермонтова представляет собой изложение одного из вариантов восточного...

    7 слайд

    Сказка Лермонтова представляет собой изложение одного из вариантов восточного сюжета, бытовавшего в нескольких национальных версиях. Поэт дал своему фольклорно обработанному произведению подзаголовок «турецкая сказка». Сюжет «Ашик-Кериба» универсален, подобные истории существовали в разные времена в фольклоре многих народов. В основе сюжета традиционная модель развития событий многих сказок: «любовь героев – разлука – верность – возвращение домой – счастливая встреча влюбленных и свадьба».

  • Словарь Паша – в старой Турции титул
 Сааз – струнный щипковый музыкальный ин...

    8 слайд

    Словарь
    Паша – в старой Турции титул
    Сааз – струнный щипковый музыкальный инструмент
    Оглан – мальчик, парень
    Аян-Ага – знатный господин
    Чауш – сторож, рассыльный
    Ашик – поэт, певец
    Кериб – бедный
    Ана – мать
    Намаз – молитва у мусульман
    Рашид – храбрый
    Чапра – занавес
    Минарет – башня у мечети, для созыва на молитву.

  • Ответь на вопросыК творчеству какого народа относится сказка «Ашик-Кериб»?
Ка...

    9 слайд

    Ответь на вопросы
    К творчеству какого народа относится сказка «Ашик-Кериб»?
    Какое значение у имени Ашик-Кериб?
    В каком городе происходят описанные в сказке события?
    Чем зарабатывал себе на жизнь Ашик-Кериб?
    Какой русский музыкальный инструмент напоминает сааз?
    Как звали отца Магуль-Мегери?
    Почему Ашик-Кериб не женился на Магуль-Мегери, когда она его попросила об этом?
    Какой зарок дал себе Ашик-Кериб?

  • Ответь на вопросыКто вызвался отправиться в странствие вместе с Ашик-Керибом...

    10 слайд

    Ответь на вопросы
    Кто вызвался отправиться в странствие вместе с Ашик-Керибом и назвался его товарищем?
    Какое первое препятствие встретилось на пути странников?
    Какая слава об Ашик-Керибе разнеслась повсюду во время его странствования?
    Как разбогател Ашик-Кериб?
    Что дала Магуль-Мегери купцу, отправляющемуся из Тифлиза торговать в другие города?
    Из-за чего позабыл Ашик-Кериб о назначенном дне встречи с возлюбленной?

  • Домашнее заданиеДочитать сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

    11 слайд

    Домашнее задание
    Дочитать сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

  • Ответь на вопросыСколько дней оставалось до рокового часа, когда Ашик-Кериб о...

    12 слайд

    Ответь на вопросы
    Сколько дней оставалось до рокового часа, когда Ашик-Кериб опомнился и поспешил вернуться в родные края?
    Что решил сделать Ашик-Кериб, когда понял, что не успевает вернуться в Тифлиз к назначенному сроку?
    Кто помог добраться Ашик-Керибу в Тифлиз?
    Что дал на прощанье всадник Ашик-Карибу?
    Кем оказался всадник, оказавший помощь Ашик-Керибу?
    Почему ослепла мать Ашик-Кериба?

  • Ответь на вопросыЧто держала Магуль-Мегери в руках, сидя за занавесом, перед...

    13 слайд

    Ответь на вопросы
    Что держала Магуль-Мегери в руках, сидя за занавесом, перед свадьбой с Куршуд-беком?
    Кого велел позвать Ашик-Кериб, чтобы доказать то, что он говорит правду?
    Чем закончилось соперничество Ашик-Кериба и Куршуд-бека за руку Магуль-Мегери?
    Чем закончилась сказка «Ашик-Кериб»?

  • Расставь события по порядкуОтъезд Ашик-КерибаЧудесный помощникНаказ Магуль-Ме...

    14 слайд

    Расставь события по порядку
    Отъезд Ашик-Кериба
    Чудесный помощник
    Наказ Магуль-Мегери купцу
    Ашик-Кериб даёт зарок
    Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери

  • Расставь события по порядкуОтъезд Ашик-КерибаЧудесный помощникНаказ Магуль-Ме...

    15 слайд

    Расставь события по порядку
    Отъезд Ашик-Кериба
    Чудесный помощник
    Наказ Магуль-Мегери купцу
    Ашик-Кериб даёт зарок
    Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери

  • Составь синквейн об Ашик-КерибеАшик-Кериб
Бедный, честный
Поклялся, зарабатыв...

    16 слайд

    Составь синквейн об Ашик-Керибе
    Ашик-Кериб
    Бедный, честный
    Поклялся, зарабатывал, доказал
    Дал слово – сдержи
    Певец

  • Домашнее задание Составить и записать план сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

    17 слайд

    Домашнее задание
    Составить и записать план сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 704 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Другие материалы

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 06.09.2022
  • 46
  • 1

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 06.09.2022
  • 153
  • 11

«Литературное чтение (в 2 частях)», Кац Э.Э.

  • 06.09.2022
  • 65
  • 5

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

This article is about the short story by Lermontov. For the film directed by Sergei Parajanov, see Ashik Kerib (film).

«Ashik Kerib» (Russian: Ашик Кериб) is a short story by Mikhail Lermontov written in 1837. Aplin describes its status as «obscure» and appearing to be an «unrevised transcription of a folk tale that was well known in slightly different versions throughout the Caucasus».[1] Powelstock describes it as «what appears to be a transcription, in prose, of a Turkish fairy-tale».[2]
Together with his later A Hero of Our Time, Ashik Kerib testifies to the substantial part the landscapes and traditions of the Caucasus played in Lermontov’s creative consciousness.[1] «Ashik Kerib» is also part of the 19th-century genre of Russian literature of Caucasus writings (produced at a time when the Russian Empire was engaged in a prolonged drive to acquire the lands south of the Caucasus Mountains).[3][4][5]

Synopsis[edit]

Kerib, a poor but good-hearted ashik (minstrel) living in the city of Tiflis, is in love with Magul-Megeri, the beautiful daughter of a local rich man. The feeling is mutual, but Magul-Megeri’s father would prefer her to marry Kurshudbek, a rather rude but wealthier man who has long has his eye on her. Ashik Kerib makes a deal with her father: he will travel the world for seven years and earn enough wealth to be worthy of Magul-Megeri’s hand. If he fails to return or returns with not enough, she will have to marry Kurshudbek.

On Ashik Kerib’s way out of the city, Kurshudbek meets him on the road and they travel together for a short while, until they reach a river. There is no bridge, so Kurshudbek tells Ashik Kerib to take off his robe and swim across, he would follow close behind. As soon as Ashik Kerib is in the river, though, Kurshudbek steals his robe and rides back to Tiflis, where he goes to the house of Ashik Kerib’s mother and tells her that her son has drowned in the river, offering the wet robe as proof. She weeps bitterly, but Magul-Megeri tells her not to believe Kurshudbek, it is all a trick to make her marry him. For her part, Magul-Megeri flatly refuses to marry Kurshudbek before the seven years have gone by.

Unaware of the drama unfolding back in Tiflis, Ashik Kerib wanders on, traveling from village to village, singing and playing his saz (Turkic lute) in exchange for food and shelter. Eventually he comes to the city of Khalaf, where he begins playing and singing in a tavern. In Khalaf there is a wealthy pasha who loves music, and many musicians have come to his court hoping for some rewards or gifts, but he is never satisfied with any of them and kicks each one out with no payment whatsoever. But as soon as the townsfolk hear Ashik Kerib, they all urge him to go and play for the pasha, who they say is sure to like him. Ashik Kerib is not entirely convinced, but goes and plays anyway. He sings a song in praise of his beloved Magul-Megeri, and it touches the angry pasha so deeply that he immediately agrees to take on Ashik Kerib into his own house.

In the care of the pasha of Khalaf, Ashik Kerib gets very rich. He wears the finest clothes, eats the best food, and lives comfortably and happily, with all he could ever wish for. He stays with the pasha for nearly seven years, and all but forgets his home and his beloved.

Meanwhile, back in Tiflis, Magul-Megeri is getting worried. Has her Ashik Kerib forgotten her? Or worse, has he really been killed like Kurshudbek said? She gets an idea, and goes to see the town merchant who is about to leave with the caravanserai. She gives him a golden plate from her home, one that she knows Ashik Kerib will recognize, and instructs him to show it to every man in every town he visits to see who recognizes it. He agrees, and it goes just according to plan: when he reaches Khalaf and is showing the dish around, Ashik Kerib shouts from the crowd that it is his. The merchant recognizes Ashik Kerib as well, and tells him that he’d better hurry up back to Tiflis, because the seven years are almost up and if he does not return in time, she will be given to Kurshudbek.

Suddenly remembering everything, Ashik Kerib clutches his head in his hands with shame, and immediately gets on his horse to ride back to Tiflis. But he has only three days before the seven years are up, and it is at least three months to Tiflis. Everything looks hopeless. In despair, Ashik Kerib cries out to the heavens: «O mighty Allah! If you don’t help me now, then there is nothing left for me on Earth!»

Then suddenly Ashik Kerib sees in the distance a man on a great white horse. The man calls out to him: «What is it you desire?» Ashik Kerib miserably replies that he wants to die. «Well, get down on the ground then, if that’s what you want, and I’ll kill you,» says the man, but Ashik Kerib hesitates and decides he doesn’t really want to die.

The man invites Ashik Kerib to follow along behind him, but Ashik Kerib’s horse is too slow, so the man lets him sit behind him in the saddle of the great white horse. The man asks him where he needs to go, and Ashik Kerib replies that first of all he needs to make it to the town of Arzrum. So the man instructs Ashik Kerib to close his eyes, and a few seconds later when he opens them he is astonished to see that they are in Arzrum! Ashik Kerib gets curious, and tells the man that he made a mistake, and he really had to be in Kars. So again, he closes his eyes and when he opens them, finds himself in Kars.

Now Ashik Kerib is terribly ashamed of himself, throws himself down onto his knees and begs forgiveness from the mysterious man for lying, and tells him that really, he has to be in Tiflis. The man is angry, but agrees to take him finally to Tiflis.

See also[edit]

  • Ashik Kerib (film)
  • Culture of Azerbaijan

References[edit]

  1. ^ a b Lermontov, Mikhail (2005). «Introduction by Hugh Aplin». A Hero of Our Time. Hesperus Press. ISBN 978-1-84391-106-7.
  2. ^ Powelstock, David (2011). Becoming Mikhail Lermontov: The Ironies of Romantic Individualism in Nicholas I’s Russia. Northwestern University Press. p. 209. ISBN 978-0-8101-2788-3.
  3. ^ Bitov, Andreĭ (1992). A Captive of the Caucasus. Farrar Straus Giroux. p. 320.
  4. ^ Vickery, Walter N. (2001). M. Iu. Lermontov: his life and work. Slavistische Beiträge. Vol. 409. O. Sagner.
  5. ^ Golstein, V. (1998). Lermontov’s Narratives of Heroism. Northwestern University Press. p. 95. ISBN 978-0-8101-1611-5. Retrieved 2015-06-12.

This article is about the short story by Lermontov. For the film directed by Sergei Parajanov, see Ashik Kerib (film).

«Ashik Kerib» (Russian: Ашик Кериб) is a short story by Mikhail Lermontov written in 1837. Aplin describes its status as «obscure» and appearing to be an «unrevised transcription of a folk tale that was well known in slightly different versions throughout the Caucasus».[1] Powelstock describes it as «what appears to be a transcription, in prose, of a Turkish fairy-tale».[2]
Together with his later A Hero of Our Time, Ashik Kerib testifies to the substantial part the landscapes and traditions of the Caucasus played in Lermontov’s creative consciousness.[1] «Ashik Kerib» is also part of the 19th-century genre of Russian literature of Caucasus writings (produced at a time when the Russian Empire was engaged in a prolonged drive to acquire the lands south of the Caucasus Mountains).[3][4][5]

Synopsis[edit]

Kerib, a poor but good-hearted ashik (minstrel) living in the city of Tiflis, is in love with Magul-Megeri, the beautiful daughter of a local rich man. The feeling is mutual, but Magul-Megeri’s father would prefer her to marry Kurshudbek, a rather rude but wealthier man who has long has his eye on her. Ashik Kerib makes a deal with her father: he will travel the world for seven years and earn enough wealth to be worthy of Magul-Megeri’s hand. If he fails to return or returns with not enough, she will have to marry Kurshudbek.

On Ashik Kerib’s way out of the city, Kurshudbek meets him on the road and they travel together for a short while, until they reach a river. There is no bridge, so Kurshudbek tells Ashik Kerib to take off his robe and swim across, he would follow close behind. As soon as Ashik Kerib is in the river, though, Kurshudbek steals his robe and rides back to Tiflis, where he goes to the house of Ashik Kerib’s mother and tells her that her son has drowned in the river, offering the wet robe as proof. She weeps bitterly, but Magul-Megeri tells her not to believe Kurshudbek, it is all a trick to make her marry him. For her part, Magul-Megeri flatly refuses to marry Kurshudbek before the seven years have gone by.

Unaware of the drama unfolding back in Tiflis, Ashik Kerib wanders on, traveling from village to village, singing and playing his saz (Turkic lute) in exchange for food and shelter. Eventually he comes to the city of Khalaf, where he begins playing and singing in a tavern. In Khalaf there is a wealthy pasha who loves music, and many musicians have come to his court hoping for some rewards or gifts, but he is never satisfied with any of them and kicks each one out with no payment whatsoever. But as soon as the townsfolk hear Ashik Kerib, they all urge him to go and play for the pasha, who they say is sure to like him. Ashik Kerib is not entirely convinced, but goes and plays anyway. He sings a song in praise of his beloved Magul-Megeri, and it touches the angry pasha so deeply that he immediately agrees to take on Ashik Kerib into his own house.

In the care of the pasha of Khalaf, Ashik Kerib gets very rich. He wears the finest clothes, eats the best food, and lives comfortably and happily, with all he could ever wish for. He stays with the pasha for nearly seven years, and all but forgets his home and his beloved.

Meanwhile, back in Tiflis, Magul-Megeri is getting worried. Has her Ashik Kerib forgotten her? Or worse, has he really been killed like Kurshudbek said? She gets an idea, and goes to see the town merchant who is about to leave with the caravanserai. She gives him a golden plate from her home, one that she knows Ashik Kerib will recognize, and instructs him to show it to every man in every town he visits to see who recognizes it. He agrees, and it goes just according to plan: when he reaches Khalaf and is showing the dish around, Ashik Kerib shouts from the crowd that it is his. The merchant recognizes Ashik Kerib as well, and tells him that he’d better hurry up back to Tiflis, because the seven years are almost up and if he does not return in time, she will be given to Kurshudbek.

Suddenly remembering everything, Ashik Kerib clutches his head in his hands with shame, and immediately gets on his horse to ride back to Tiflis. But he has only three days before the seven years are up, and it is at least three months to Tiflis. Everything looks hopeless. In despair, Ashik Kerib cries out to the heavens: «O mighty Allah! If you don’t help me now, then there is nothing left for me on Earth!»

Then suddenly Ashik Kerib sees in the distance a man on a great white horse. The man calls out to him: «What is it you desire?» Ashik Kerib miserably replies that he wants to die. «Well, get down on the ground then, if that’s what you want, and I’ll kill you,» says the man, but Ashik Kerib hesitates and decides he doesn’t really want to die.

The man invites Ashik Kerib to follow along behind him, but Ashik Kerib’s horse is too slow, so the man lets him sit behind him in the saddle of the great white horse. The man asks him where he needs to go, and Ashik Kerib replies that first of all he needs to make it to the town of Arzrum. So the man instructs Ashik Kerib to close his eyes, and a few seconds later when he opens them he is astonished to see that they are in Arzrum! Ashik Kerib gets curious, and tells the man that he made a mistake, and he really had to be in Kars. So again, he closes his eyes and when he opens them, finds himself in Kars.

Now Ashik Kerib is terribly ashamed of himself, throws himself down onto his knees and begs forgiveness from the mysterious man for lying, and tells him that really, he has to be in Tiflis. The man is angry, but agrees to take him finally to Tiflis.

See also[edit]

  • Ashik Kerib (film)
  • Culture of Azerbaijan

References[edit]

  1. ^ a b Lermontov, Mikhail (2005). «Introduction by Hugh Aplin». A Hero of Our Time. Hesperus Press. ISBN 978-1-84391-106-7.
  2. ^ Powelstock, David (2011). Becoming Mikhail Lermontov: The Ironies of Romantic Individualism in Nicholas I’s Russia. Northwestern University Press. p. 209. ISBN 978-0-8101-2788-3.
  3. ^ Bitov, Andreĭ (1992). A Captive of the Caucasus. Farrar Straus Giroux. p. 320.
  4. ^ Vickery, Walter N. (2001). M. Iu. Lermontov: his life and work. Slavistische Beiträge. Vol. 409. O. Sagner.
  5. ^ Golstein, V. (1998). Lermontov’s Narratives of Heroism. Northwestern University Press. p. 95. ISBN 978-0-8101-1611-5. Retrieved 2015-06-12.

1. Кто из известных писателей, пересказал произведение «Ашик–Кериб»:
а) Лермонтов +
б) Пушкин
в) Ершов

2. Жанр произведения «Ашик–Кериб»:
а) Сказание
б) Сказка +
в) Былина

3. Какого народа произведение «Ашик–Кериб»:
а) Армянская
б) Грузинская
в) Турецкая +

4. Кем был Ашик-Кериб:
а) Бедным музыкантом +
б) Юношей из небогатой семьи
в) Танцором

5. Кем была Магуль-Мегери:
а) Принцессой
б) Танцовщицей
в) Девушкой из богатой семьи +

6. Кем был Аяк-Ага:
а) Пиратом
б) Купцом +
в) Султаном

7. Как звали юношу, сватающегося к Магуль-Мегери:
а) Услан-Швебек
б) Бушу-Кирба
в) Куршуд-бек +

8. Что пророк дал Ашик–Керибу:
а) Высокое сердце и дар песен +
б) Высокое сердце и дар рисования
в) Высокий рост и дар песен

9. С кем сравнивает автор Магуль–Мегери :
а) С прекрасным солнцем за облаками
б) С птицей красивых лесов
в) С ангелом, живущим за звездами +

10. Где происходили описанные события:
а) В Батуми
б) В Тифлисе +
в) В Джвари

11. Где познакомились Магуль-Мегери и Ашик-Кериб:
а) На празднике, где пел и играл Ашик-Кериб +
б) На корабле в дальнем странствии
в) На базаре

12. На каком инструменте играл Ашик -Кериб:
а) Саксофон
б) Саазе
в) Домбра

13. Почему Ашик-Кериб не стал тотчас просить руки прекрасной девушки, как только они полюбили друг друга:
а) Он хотел самостоятельно заработать много денег, а потом жениться +
б) Он боялся отца Магуль-Мегери, и был уверен, что тот не даст согласие на свадьбу
в) Он хотел ещё погулять

14. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери:
а) Потому что был бедным
б) Потому что был неграмотным
в) Потому что был бедным +

15. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу:
а) Семь лет странствовать по свету +
б) Восемь лет странствовать по свету
в) Шесть лет странствовать по свету

16. Через сколько лет Ашик-Кериб поклялся Магуль-Мегери нажить себе богатство и вернуться:
а) Через 3 года
б) Через 7 лет +
в) Через 1 год

17. Что пообещала Магуль-Мегери возлюбленному:
а) Будет ждать всю жизнь, если это потребуется
б) Что бросится со скалы в море, если любимый не вернётся в срок
в) Ждать положенный срок, а если он вернётся хоть на день позже – пойти замуж за Куршуд-бека +

18. Зачем Куршуд-бек украл одежду молодого юноши:
а) Чтобы притвориться Ашик-Керибом
б) Чтобы обманом заполучить в жёны Магуль-Мегери, сказав ей, что любимый якобы умер, и не стоит ждать его +
в) Он придумал историю о том, что Ашик-Кериб уже с другой

19. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город:
а) Пел и плясал
б) Пел и играл на гитаре
в) Пел и играл на саазе +

20. Что дала Магуль–Мегери купцу:
а) Медное блюдо
б) Золотое блюдо +
в) Серебряное блюдо

21. Кто предложил Ашик-Керибу остаться у него:
а) Паша +
б) Прекрасная Шахерезада
в) Пират

22. Что придумала Магуль-Мегери, чтобы напомнить любимому о том, что она его ждёт:
а) Послать любимому письмо
б) Выставить на продажу золотое блюдо +
в) Приехать в город, где жил любимый

23. Кто помог Ашик-Керибу своевременно успеть к любимой:
а) Паша
б) Пират
в) Всадник на белом коне +

24. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлис:
а) Св.Сергий
б) Св.Георгий +
в) Св.Павел

25. Отчего ослепла мама Ашик-Кериба:
а) От постоянной работы
б) От блеска золотого блюда
в) От слёз +

26. Что случилось с матерью Ашик-Кериба, когда её сын вернулся домой:
а) Она умерла
б) Она прозрела +
в) Она не поверила, что её сын жив, и сошла с ума

27. Когда Ашик-Керибу вернулся за любимой:
а) В день, когда Магуль-Мегери должна была выйти замуж за другого +
б) В день, когда Магуль-Мегери уехала жить к новому мужу
в) Точно в срок

28. За кого вышла замуж Магуль-Мегери:
а) За Пашу
б) За Куршуд-бека
в) За Ашик-Керибу +

29. На ком женился Куршуд-бек:
а) На сестре Ашик-Кериба +
б) Ни на ком не женился, погиб в драке
в) На Магуль-Мегери

30. В каком году было написано произведение:
а) В 1810-м году
б) В 1837-м году +
в) В 1901-м году

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К сожалению не могу открыть страницу настройки сказок здесь
  • К сожалению наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер сочинение
  • К сожалению как пишется правильно слитно или раздельно
  • К сожалению как пишется правильно запятые
  • К сожалению как пишется на английском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии