Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:
..Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: — разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!
Мне кажется, что основной конфликт комедии — столкновение «века нынешнего», то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» — массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий — истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет, недоволен я Москвой!
А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром «бессловесных». Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит прочь из Москвы в поисках места, где «оскорбленному есть чувству уголок». И все же произведение Грибоедова — комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…
Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.
Чацкий — это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества — по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде «высокого», так как это озлобляет, смущает, дразнит людей «низких». Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон — они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.
А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти «недалекие» люди принимают человека по «золотому мешку». И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.
Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют «жить не по лжи». А это серьезное испытание!
метки: Чацкий, Александр, Андрей, Человек, Москва, Терпеть, Собственный, Качество
«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ»
Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:
…Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: — разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Мне кажется, что основной конфликт комедии — столкновение «века нынешнего», то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» — массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий — истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
И м многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет, недоволен я Москвой!
А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром «бессловесных». Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит прочь из Москвы в поисках места, где «оскорбленному есть чувству уголок». И все же произведение Грибоедова — комедия, выносящая окончательный приговор фаму- совщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…
10 стр., 4928 слов
Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. …
… Чацкий покидает Москву. Сочинение Чацкий и Молчалин сравнительная характериситка 9 класс В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает острые морально – нравственные … Чацкого и других мыслящих, думающих представителей российского общества того времени. banyaplus.ru Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы … как Молчалин. Чацкий …
Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.
Чацкий — это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества — по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде «высокого», так как это озлобляет, смущает, дразнит людей «низких». Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон — они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.
А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти «недалекие» люди принимают человека по «золотому мешку». И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти
Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют «жить не по лжи». А это серьезное испытание!
Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы: ..Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: — разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным! Мне кажется, что основной конфликт комедии — столкновение «века нынешнего», то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» — массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо: Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде. Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий — истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве. Душа здесь у меня каким-то горем сжата. И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Нет, недоволен я Москвой! А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром «бессловесных». Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит прочь из Москвы в поисках места, где «оскорбленному есть чувству уголок». И все же произведение Грибоедова — комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку… Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают. Чацкий — это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества — по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде «высокого», так как это озлобляет, смущает, дразнит людей «низких». Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон — они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом. А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти «недалекие» люди принимают человека по «золотому мешку». И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти. Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют «жить не по лжи». А это серьезное испытание!
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «К вам Александр Андреич Чацкий!». Поищите еще с сайта похожие.
Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума” защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:
..Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: – разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!
Мне кажется, что основной конфликт комедии – столкновение “века нынешнего”, то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с “веком минувшим” – массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает “век минувший” отошедшим, верит, что “век нынешний” уже сделал свои завоевания и что это необратимо:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает “ума искать”, искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву.
Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий – истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет, недоволен я Москвой!
А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром “бессловесных”. Герой пьесы пережил “мильон терзаний”, он бежит прочь из Москвы в поисках места, где “оскорбленному есть чувству уголок”.
И все же произведение Грибоедова – комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…
Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.
Чацкий – это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества – по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде “высокого”, так как это озлобляет, смущает, дразнит людей “низких”.
Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон – они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким.
Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.
А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти “недалекие” люди принимают человека по “золотому мешку”.
И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.
Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют “жить не по лжи”. А это серьезное испытание!
Loading…
- Сочинения
- Литература
- Грибоедов
/
/
Александр Андреевич Чацкий в комедии «Горе от ума» способен располагать к себе людей, но в тоже время остается лишним человеком. На фоне окружающих он выглядит достаточно яркой личностью, но его можно назвать одиноким человеком.
Чацкий – единственный сын потомственных дворян, истинный аристократ. Родился и вырос в Москве, постоянно находясь в обществе высшего света. После смерти родителей ему в наследство остается большое имение. Воспитанием Александра занимается друг его отца Павел Фамусов. Отношения между ними всегда были хорошими, Чацкий всегда с радостью и позитивом навещал Фамусова.
Чацкий входил в состав специального клуба для аристократов – Английского клуба. Там предусматривалось все возможное изъявление политической и общественной жизни, но чаще всего это сводилось к развлечениям и обедам.
Как и все представители высшего общества, Александр был образован, знал иностранные языки, занимался музыкой и танцами. Занимался саморазвитием, любознательная и активная натура не давала ему покоя, и он старался углублять свои знания. Люди, не считающие нужным повышать свой интеллект, вызывали у него отрицательные эмоции.
Военная служба Чацкого не привлекала. Разочаровавшись в ней, он подал в отставку. И гражданской службой он заниматься не желал. Все свое время он собирался тратить на поместье, что в обществе считалось недопустимым и немыслимым, так как благодаря военной и гражданской службе человек мог заслужить авторитет, а заниматься другими делами, пусть даже полезными, считалось абсурдным. Но Александр не стыдится своей жизненной позиции, а наоборот считает, что каждый имеет право на свою точку зрения.
Он активно противопоставляет себя обществу, в его речи часто можно заметить иронию и сарказм. Будучи искренним, чутким человеком, Александр не лжет и не лукавит, а его темперамент не позволяет ему сдерживать эмоции.
В его душе живет чистая любовь к Родине и желание изменить жизнь к лучшему во всех слоях общества.
Еще в юности Чацкий влюбился в Соню Фамусову, дочь Павла Фамусова. Он видит в ней прекрасную, чистую, добросердечную девушку и намерен просить ее руки. Но получает отказ, так как был не богатым человеком и отказался от карьеры. Александр верит, что искренность их любви сможет переубедить отца девушки. Чацкий, со временем, понимает, что Соня любит другого человека, а вся ее привязанность была игрой. Он искренне рад, что не стал ее мужем.
Александр Чацкий человек с очень высокими моральными принципами, считающий, что в обществе нет места лжи, корысти и лицемерия. Он достойный пример для подражания.
Сочинение 2
Комедия А. С. Грибоедова представляет собой сатиру на общество. На протяжении всего произведения противопоставляются взгляды на жизнь, принятые большинством за единственно верные, и отличающиеся от них взгляды одного человека. Этим человеком является Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий — удивительный персонаж, который полюбился мне с самого первого своего появления. Он на все имеет собственную точку зрения, никогда ни во что слепо не верит. Воспитание в доме Фамусова могло сделать Чацкого одним из представителей фамусовского общества. Любой другой на его месте не смог бы устоять перед высокими званиями, чинами и безбедной жизнью. В голове таких людей даже не родилось бы и сомнения в правильности такого существования.
Но главный герой отличается от всех, его смело можно назвать выдающимся человеком. Его мысли, остроумие, его идеалы и желание высказаться — прекрасное в нем, что не смогло понять общество. Отказываясь следовать давно установленным нормам, Чацкий решил пройти свой собственный путь. Он открыто высмеивает ценности народа, для которого самым важным считается продвижение по службе и заработок денег любыми способами, эти люди не видят смысла в искусстве и образовании — тех вещах, что так важны для главного героя. Обучение детей иностранными учителями — лишь очередное веяние моды, никакой значимости фамусовское общество полученным знаниям не придает. Каждый, кто отличается от стандарта, бессилен перед таким огромным количеством людей, переубедить человечество невозможно. Такая же судьба и у Чацкого — быть инородным телом во всей этой системе. От непонимания его идей, нежелания видеть свои недостатки, люди сочли его попросту безумным.
Казалось бы, невозможно оспорить то, что Чацкий обладает незаурядным умом, однако некоторые критики высказали: “Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок”. И это при том, что ни для кого не секрет: Грибоедов вложил в своего героя свои собственные мысли, то есть Чацкого можно отождествить с Александром Сергеевичем. Критики сделали столь резкое заявление, ссылаясь на то, в кого был влюблен главный герой. Они назвали его любовь “глупой”, ведь “он влюблен в халду”. Но, на мой взгляд, тот факт, что герой вернулся на родину по зову сердца, а целых три года разлуки не смогли охладить его чувств, раскрывает Чацкого как романтика, человека верного и неравнодушного. Чацкий очень трепетно относился к Софье и любил ее по-настоящему. Очень жаль, что она не восприняла его всерьез и не поняла истинных мотивов Молчалина.
Само название комедии — словно приговор главному герою. Будучи не просто образованным, а мыслящим человеком, открытым для новых идей, Чацкий не может быть счастлив в обществе, ни в своем времени, ни в каком другом. Ведь люди, по природе своей, склонны бояться того, чего не понимают, они не признают силу меньшинства, и не готовы меняться. В любом веке человек, отличающийся от большинства, останется непонятым и оставленным. Счастья ему будет найти сложно, хотя, не думаю, что для таких людей, как Чацкий может быть что-то важнее собственных идеалов.
характеритика чацкого по статье мильон терзаний
1) Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Можно бы было подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.
Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».
Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной начатым веком. Он требует места и свободы своему веку. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы. Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество. Потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», — свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.
Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какой-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.
Делают упрек Грибоедову в том, что будто Чацкий не облечен так художественно, как другие лица комедии, в плоть и кровь, что в нем мало жизненности. Но, по моему мнению, Чацкий наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли.
И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений. Он или даст тип крайних, несозревших передовых личностей, едва намекающих на будущее, и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или создаст видоизмененный образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспировского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия.
2) О Чацком:
Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной начатым веком. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы. От страха за себя Фамусов клевещет на Чацкого, но лжет он потому, что ему нечего сказать. Роль Чацкого неизбежна при каждой смене одного века другим, т. к. каждое дело, требующее обновления, вызывает тень такого человека. Поэтому-то не состарился грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. Некоторые упрекают Грибоедова в том, что в Чацком мало жизненности. Это несправедливо. Чацкий — наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему роли.
Рассуждение Мое отношение к Чацкому
Ключевым персонажем произведения признается Александр Андреевич Чацкий, представленный в образе дворянина, холостого помещика, имеющего несколько сотен крепостных крестьян.
Чацкий является сиротой, одиноким человеком, поскольку рано лишился родителей, после смерти которых молодой человек становится воспитанником одного из главных героев комедии Фамусова. Лишь, достигнув совершеннолетия, Чацкий начинает самостоятельную жизнь. С детских лет герой поддерживает дружбу с дочерью Фамусова Софьей, к которой испытывает страстные и давние чувства.
Александр Андреевич представляется в качестве члена Английского клуба, состоящего из богатых, знатных дворян.
Сюжетное повествование изображает возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего путешествия по различным странам.
Чацкий изображается в комедии в качестве умного, остроумного мужчины, грамотно излагающего свои мысли и отличающегося красноречием. При этом зачастую герой в общении с окружающими использует насмешки, в особенности, по отношению к глупым и ограниченным людям, а также общается с собеседниками довольно резко.
Чацкий характеризуется автором в качестве гордого, свободомыслящего человека, отличающегося независимостью, бросившего воинскую службу, не принимая подчинения и придерживаясь мнения, что умный гражданин может реализовать себя не только на чиновничьей службе, а занимаясь творчеством либо наукой.
Герой является честным, искренним, правдивым, открытым мужчиной. При этом отличаясь особой чувствительностью, страстью, пылкостью, в особенности, выражая свое собственное мнение.
Чацкий отличается выражением патриотических чувств, не скрывая любовь к собственному народу и стране, за что высший свет приравнивает героя к сумасшедшим, считая его вольнодумцем и либералом. Поэтому, будучи не принятым светским обществом, герой покидает родной город и опостылевший фамусовский дом.
Таким образом, Чацкий в комедии является единственным положительным персонажем, самым благоразумным и порядочным человеком, смело выступающим за общественные изменения и провозглашающим гибель века минувшего, которому на смену приходит век нынешний с современными либеральными взглядами. Соответственно, автору удается изобразить новый социально-психологический тип персонажа, являющегося лишним человеком в обществе.
Другие темы: ← Характеристика Лизы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовРепетилов в комедии Горе от ума →
`
Сочинение на тему: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума», 9 класс
Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» является известным произведением русской литературы. В рассказе затронуты вопросы образования и воспитания. Безусловно, главным героем этого произведения является честный, очень открытый, искренний, обладатель хорошего образования и ума — Чацкий Александр Андреевич.
Несмотря на то, что Чацкий искренне любит дочь хозяина дома, у него совсем иные социальные идеи и разногласия во взглядах с окружением дома Фамусовых и местных жителей. Он не терпит лицемерия и несправедливости в людях, всегда говорит правду, не боится обвинять и высмеивать пороки светского общества, в котором не может найти себе места. Чацкий жаждет честно служить своему отечеству, но недоволен своим окружением, которое не понимает его страданий.
Чацкий – обладатель неоднозначного характера. Он часто идет на конфликт с людьми, с которыми ему приходится общаться. В данной пьесе образ Чацкого показан в виде вспыльчивого, высокомерного молодого и моментами даже бестактного дворянина. Его возмущает общество, в котором он существует. Он осуждает и высмеивает безнравственность этого общества. Для него дело чести – бороться с несправедливостью, которую он видит. Это служит хоть и слабым, но все же оправданием такого сложного характера героя. Он не в состоянии контролировать свое возмущение и эмоции по этому поводу. Окружение нашего героя не в состоянии понять его. Он очень умен. Ему сложно существовать в обществе, в котором он оказался. Не случайно пьеса имеет название «Горе от ума».
Герой старается не смешивать решение важных дел с развлечениями. Он противник обсуждения дел на баллах, Чацкий считает, что всему отведено свое время и место. Он не желает преклоняться ни перед кем. Служить он рад, но прислуживать кому-либо для него — тошно.
Возлюбленная Чацкого предпочла ему человека, который намного уступает нашему герою в образованности. Он так и не смог понять: почему судьба так безжалостна к людям, которые руководствуются велением своей совести и души?
Образ героя очень драматичен. Чацкий в меньшинстве. Его взгляды и убеждения не находят должной поддержки среди его окружения и даже своей возлюбленной. Ему приходится отступить и уехать, но он не отступает от своих убеждений и не предает свои взгляды.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума», 9 класс» читают:
Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)
Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс
Сочинение на тему: Почему Чацкий обречён на одиночество? («Горе от ума»)
Популярные страницы
10 класс
Сочинение на тему: Андрей Болконский в романе «Война и мир» Сочинение на тему «Война и мир» Сочинение на тему «Деньгами Читать далее…
Сочинение по картине Левитана «Март», 4 класс
Глядя на картину известного русского пейзажиста Исаака Левитана «Март», мы проникаемся тем светлым настроением, которое нам хотел передать художник. В Читать далее…
Сочинение на тему: Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»
Непревзойденный и глубокий по своей сути роман венчает эпиграф из романа В.Гете «Фауст». Часть силы, что хочет зла, и вынуждена Читать далее…
Сочинение-описание природы (зима), 6 класс
Природа зимой невероятно красива. Зима начинается совсем неожиданно. Буквально за несколько дней дожди и слякоть сменяются холодными ветрами и солнечными Читать далее…
Сочинение на тему: Печорин и Грушницкий в романе «Герой нашего времени»
Отношения между двумя героями романа Лермонтова «Герой нашего времени» можно обозначить выражением «противоположности притягиваются». Совершенно разные по характеру, по образу Читать далее…
Сочинение по картине Жуковского «Осень. Веранда», 6 класс
Полотна признанного мастера пейзажей и интерьеров Жуковского Станислава Юлиановича можно узнать по изображённым на них красивым залам или открытым террасам, Читать далее…
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Букет сентября Вишняк 5 класс
Редко приходится довольствоваться картинами наших современников, и тот редкий случай — это картина Марины Владимировны Вишняк под названием «Букет сентября», которая вышла из под талантливой руки художницы - Красота человека внешняя и внутренняя сочинение
Всегда ли внешность отражает внутренний мир человека? Можно ли по наружности судить о характере человека? Как следует оценивать личность? - Сочинение на тему Образ грозы в пьесе Островского
При написании своего произведения Островский назвал его «Гроза», это подчеркивает значимость образа природного явления. Гроза для жителя описанного городка Калинов олицетворяет знак общение
Все-таки преподавать русскую классическую литературу в средних классах средней школы — преступление. Ну как можно в 12-13-14 лет понять и проникнуться всей мощью «Евгения Онегина», «Горя от ума», «Преступления и наказания», «Героя нашего времени», той же «Войной и миром»? Да никак. А тут тебе еще полощут мозг «образами героев» — все эти «лишние люди», «лучи света в темном царстве»…( Ага, купеческая жена, затеявшая со скуки интрижку, застуканная in flagranti и испугавшаяся справедливого возмездия — луч света. Ну-ну. Эмму Бовари лучом света почему-то никто не называл, а ведь они с мадам Кабановой — близнецы-сестры).
Что у меня осталось в памяти после того, как мы в школе «прошли» прелестнейший роман «Отцы и дети»? Да только то, что из Базарова после смерти будет лопух расти. А его отношения с Одинцовой — нууу, он был прогрессивный, а она тоже прогрессивная, но не совсем, оттого и не склеилось. Кстати, то, что именно должно было склеиться, не очень-то и интересовало. Это потом, уже в сознательном возрасте, видишь и белые плечи, выступающие из черного атласного платья, и трогательных до слез старичков-родителей, и мужество и достоинство энглизированного Павла Петровича. Эх, Базаров, Базаров — ну каким же ты был дураком, сколько потерял из-за объяснимого, но тем не менее глупого желания попонтоваться…
Вот та же песня и с «Горем от ума»: «Чацкий — носитель прогрессивной идеи». Да щас. Это нам в школе наврали, а мы и рады повторять. Грибоедов-то был умный человек и творение свое «комедией» назвал не зря. И Чацкий его — такая же карикатура на молодежь того времени, как Фамусов — на московское дворянство. Ведь если присмотреться-то поближе, из-под светлого образа «нового человека» вылезает то еще мурло.
Взять хотя бы его отношения с Софьей. Вот знаменитый прощальный монолог Чацкого:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Ну покажите мне, где это Софья его завлекала? Какой надеждой? Да девушка уже с порога ему в лицо чуть ли не открытым текстом говорит: «Отвали, постылый», и эту линию поведения до конца пьесы не меняет. И какое «прошедшее»? Софье 17 лет, следовательно, перед отъездом Чацкого было 14. О каком «прошедшем», повторяю, может идти речь? Москва XIX века, слава Богу, не Верона XVI-го. Вот что говорит Софья:
Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?
Кому? чтоб укорять неверностью могли.
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом;
Потом опять прикинулся влюбленным,
Взыскательным и огорченным!!.
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
Ни для кого не секрет, как мы, дамы и девицы, «обманываться рады». Особенно в юности. Ах, он трижды посмотрел на меня на алгебре, ах, он прислал мне смс-кой анекдот, ах, он занял мне очередь в столовой и принес чашку кофе из автомата в холле института — ну все, он в меня влюблен !!! И ничего в человеческой природе не изменилось не то что с 19-го века, с 10-го. Почитайте «Повесть о принце Гэндзи» — тысяча (вдумайтесь, тысяча!) лет книжке, а как вчера написана. И если даже в таком романтическом возрасте Софья учуяла что-то ненатуральное в чувствах Чацкого, то это говорит об их действительной неискренности. Да и в устах самого Чацкого это «прошедшее» на бурную страсть мало похоже :
Где время то? где возраст тот невинный,
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
А тут ваш батюшка с мадамой, за пикетом;
Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!
Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь…
Про момент их встречи и говорить нечего. Чацкий создал себе некий идеальный образ (напомню — взяв за основу девочку-подростка), за три года разлуки его отшлифовал, а теперь пытается нацепить его на живую молодую женщину. И когда выясняется, что девушка, естественно, в эту гипсовую форму не укладывается, обвиняет в этом ее же. Замечательно. Показательный такой вот штришок к портрету.
Ладно, оставим сферу высоких чувств, в ней Чацкий проявляется как человек, а нас он все-таки интересует как «прогрессивная личность». И чем же нас радует прогрессивная личность при первом своем появлении, после того, как закончилась церемония приветствия? Да потоком дерьма, вылитого на общих знакомых, которых, кстати, он не видел три года — ни одного доброго слова ни о ком! И умница Софья на протяжении его монолога кидает абсолютно верную реплику:
Вот вас бы с тетушкою свесть,
Чтоб всех знакомых перечесть.
И правда, чем «обличения» Чацкого так принципиально отличаются от обычных сплетен? Да ничем. И потом, извергнуть этот гейзер гадости в первые же минуты встречи — не самый, на мой взгляд, умный способ завоевать сердце любимой девушки. Единственное, чего добивается прогрессивная личность — этого того, что ошарашенная этой лавиной злословия девушка стоит с отвисшей челюстью:
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве, может быть.
Но прогрессивная личность в своих деяниях ничего дурного не видит:
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И все-таки я вас без памяти люблю.
Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду.
И потом еще удивляется — чего это Софью от него воротит? Да еще бы не воротило. Софья-то тоже во власти воспоминаний, но помнит старого друга, человека, который был чувствителен, и весел, и остер, а перед ней предстает, как выражается один мой друг, какая-то «параша ненависти». Поскольку в словах Чацкого — вот хоть убейте — нет ни капли ни шутки, ни веселья.
Теперь вспомним сакраментальное фамусовское: Он вольность хочет проповедать!
О, сколько раз эта фраза служила темой для сочинений! И зря, кстати. Поскольку проповедует Чацкий одну единственную вольность — пренебрежение общепринятыми правилами поведения. Не в смысле этикета — Чацкий все-таки дворянин, аристократ, и сесть за стол в грязной блузе и с немытыми руками для него все еще немыслимо (этим будет фигурять уже следующая разновидность прогрессивной личности — разночинцы), а в смысле, так сказать, совершения ритуальных телодвижений:
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Такое вот привычное нам отречение от старого мира посредством попытки оплевывания его традиций.
Нет, говорит он очень, очень правильные вещи — Служить бы рад, прислуживаться тошно. Но тут же сам с восхищением упоминает о тех своих современниках, Кто служит делу, а не лицам. Значит, и в эти реакционные времена можно служить, не прислуживаясь? Да конечно можно, было бы желание. А сам тогда почему не избрал этот путь? А потому, что… Ответа мы не услышим.
Вообще биография Чацкого изложена довольно смутно — вроде бы он пробовал себя и на государевой службе «…с министрами разрыв», и на военной — с Горичем он познакомился «в полку». Но если исходить из того, что в пьесе он появляется уже «баклуши бьющим», похоже, что успеха он не снискал ни на той, ни на другой стезе. Не от этих ли карьерных неудач такая неприязнь к более успешным знакомым? Тогда очень показательным выглядит отношение Чацкого (напомню, хоть и недолгий срок, но бывшего военным) к Скалозубу, боевому офицеру, герою Отечественной войны (И знаков тьму отличья нахватал). Но на эту тему есть прекрасное исследование умных вятских школьников, которое настоятельно рекомендую к прочтению.
Перейдем к главному. О пресловутом уме прогрессивной личности мы слышим постоянно. «Искусность» беседы Чацкого хвалит Скалозуб, о его уме говорят и Софья, и Фамусов, и Репетилов:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Это все констатация факта. Но самую верную оценку ума Чацкого Грибоедов опять вкладывает в уста Софьи:
этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал
Вот оно!
Иначе зачем Чацкому откровенно хамить всем подряд гостям Фамусова на балу? Ведь чтО вызывает у него обиду — именно то, что его сочли «сумасшедшим», а не той демоническо-байронической личностью, которой он хочет себя выставить. Никто больше не боится его острого языка, над ним смеются!
Умный насмешник всегда морально готов держать ответ за свои слова. Чацкий же, которому Софья наконец-то отплатила его же монетой, растерян и уязвлен — надо же, это, оказывается, очень неприятно, когда про тебя говорят гадости!
И какова же реакция прогрессивной личности? А простая — истерика:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором
Кто клянет, кто гонит-то? Какая толпа мучителей? Княжеская семья Тугоуховских? Глухая графиня бабушка? Горич, который не верит в его сумасшедствие, и Скалозуб, который пропускает эту сплетню мимо ушей? Репетилов, который искренне сожалеет о нем? Правда, один намек на мучительство я таки нашла, в реплике Хлестовой:
Я помню, ты дитей с ним часто танцевала,
Я за уши его дирала, только мало.
И потом, Чацкий же вот только что гордо утверждал, что эти люди слишком ничтожны и заслуживают лишь насмешки? (А судьи кто?) Каким же волшебным образом эти жалкие личности вдруг превращаются в могущественных врагов?
Но прогрессивная личность на жалобах не останавливается. Этот благородный, чистый человек без малейшего колебания сдает с потрохами свою якобы горячо любимую девушку ее отцу-самодуру:
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Достойное поведение, не правда ли?
Ну что, подведем итоги. Вместо прогрессивной личности мы видим обычного молодого светского хама, рядящегося в модные одежды байронизма. То есть, как я и говорила: Чацкий — это простая карикатура.