К вечеру «Сказки Пушкина» подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из сказки. Нарисуйте кадры мультфильма к наиболее интересным эпизодам из пушкинских сказок.
reshalka.com
ГДЗ Литература 5 класс (часть 1) Коровина. Творческое задание (стр.93). Номер №1
Решение
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». —
«Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где−нибудь её да встретил
Или след её заметил».
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». —
«Братец мой, —
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Тема урока: «А.С. Пушкин. Выразительное чтение
отрывка из
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: создать условия для введения обучающихся
в творчество русского классика А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
·
проверить знание детей сказок
А.С. Пушкина;
·
формировать умение
выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп
чтения);
·
формировать умение
ориентироваться в тексте;
·
расширить словарный запас
детей.
Развивающие:
·
развивать умение
чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
·
развивать речь, мышление,
воображение, память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
·
прививать любовь к
чтению, к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
·
формировать
коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
·
развивать позитивную
самооценку обучающихся.
Используемые
методы и приемы:
·
словесный
(рассказ, беседа);
·
наглядный
(демонстрация, иллюстрация);
·
практический
(упражнения, работа с книгой);
·
репродуктивный;
исследовательский.
Оборудование:
·
учебник «Азбука. Ч. 2. 1
класс» В.Г. Горецкий. М. «Просвещение – 2012 г. ;
·
«Толковый словарь
русского языка.» С.И. Ожегов. М. «АЗЪ» — 1996 г.;
·
интерактивная доска,
проектор, ноутбук;
·
электронная презентация
«Урок в 1 классе»;
·
музыкальный клип из
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
·
выставка книг А.С.
Пушкина;
·
выставка рисунков
обучающихся по произведениям А.С. Пушкина;
·
слоговые таблицы;
·
карточки с заданиями для
групп;
·
реквизиты для сценки.
I. Организационный момент.
(слайд 1)
— Дети, к нам сегодня в гости пришли гости
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее
настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои
места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
II.
Развитие речевого аппарата.
— Начнем мы урок с
разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Выгнул
спинку он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся
сладко,
Вот
и вся загадка. (Кот.) (
слайд 2)
Выполним вместе с
котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть
носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
—
Внимание, вторая загадка: (слайд 3)
В
воде она живёт,
Нет
клюва, а клюёт. (Рыба).
В
морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные
скороговорки есть про них. (слайд 4)
(Читает
скороговорку один ученик).
1)Читаем хором
скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и
громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу
ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
Индивидуально.
Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.
— Молодцы, ребята.
Вот для вас следующая загадка:
Кто
по елкам ловко скачет
И
взлетает на дубы?
Кто
в дуплах орехи прячет,
Сушит
на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
—
Белка
быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание:
прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером»
(учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).
III.
Актуализация знаний.
— Все
эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого
известно даже маленьким детям. (слайд 6)
—
Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
Задание
для групп первого и второго рядов.
—
Задание будем выполнять по группам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая. (Группы
получают задания, обсуждают. Определяют, кто будет отвечать.
Если
дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка
о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный
царь Дадон,
Смолоду был грозен
он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю
гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в
волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка
о Царе Салтане…»
— Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
IV.
Постановка целей и определение темы урока.
— Определите тему нашего урока? (Будем
знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать
отрывок из сказки.)
(слайд 7)
V.
Работа по теме урока.
1.
Знакомство с биографией писателя.
—
Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Рассказ
ученицы.
— Родился
А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд В
доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд 9) На
воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня
Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные
поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному
творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до
сих пор любят взрослые и дети.
2.
Работа по учебнику «Азбука».
—
Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С.
Пушкине там. (Читает один ученик.)
—
Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой
и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
— Действительно, он написал
много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для
взрослых.
Некоторые
из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).
—
Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители,
воспитатели?
-Один
из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку.
Угадайте, кто это?
VI.
Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)
— Кто помог
провести физминутку?
VII.
Работа по теме урока (продолжение). (слайд 12)
1.
Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях».
—
Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
— Из какой сказки
отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)
—
Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным
карандашом.
— Какие вам встретились необычные для современной речи
слова?
— Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая
работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в
сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно,
сторожит.
Ступай – иди.
— Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не
употребляются или употребляются очень редко.
Чтение
по ролям.
— Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько
человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное
чтение.)
— Назовите персонажей
отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)
— Как жених величает месяц?
— Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы,
уважительны, учтивы)
— Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С
мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с
сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
— Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.
Чтение отрывка по ролям в парах.
— I вариант
– читает слова Елисея, II –
вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)
— Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю
слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.
— Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
2. Сценка из «Сказки о мертвой царевне…»
—Ребята подготовили еще
один отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и сейчас
его нам покажут. Звучит музыка. (слайд 15)
— Чем закончилась сказка? (слайд 16)
— И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.
3. Рифма.
— Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать
много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
— В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в
стихах)
— Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять
стихи? (Ответы детей.)
— А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить
стихи?
— Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что
такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом
словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
— Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки
А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 17)
— А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова,
которые образуют рифму.
кошка — окошко
река — облака
опушка – кукушка
— Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите
каждую строчку в стихотворении. (слайд 18)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять
стихи.
VIII. Итог урока
(рефлексия)
(слайд 19)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а)
…..
Теперь
я умею ….
Мне
было непонятно ….
На уроке
мне понравилось …
Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и
нарисуйте ему ротик. (слайд 20)
(слайд 21)
— Молодцы, ребята. Спасибо
вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.
— Урок закончен.
Тема урока: «А.С. Пушкин. Выразительное чтение отрывка из
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- проверить знание детей сказок А.С. Пушкина;
- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения);
- формировать умение ориентироваться в тексте;
- расширить словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
- развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
- прививать любовь к чтению, к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
- развивать позитивную самооценку обучающихся.
Используемые методы и приемы:
- словесный (рассказ, беседа);
- наглядный (демонстрация, иллюстрация);
- практический (упражнения, работа с книгой);
- репродуктивный; исследовательский.
Оборудование:
- учебник «Азбука. Ч. 2. 1 класс» В.Г. Горецкий. М. «Просвещение – 2016 г. ;
- «Толковый словарь русского языка.» С.И. Ожегов. М. «АЗЪ» — 1996 г.;
- интерактивная доска, проектор, ноутбук;
- электронная презентация «Урок в 1 классе»;
- музыкальный клип из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- выставка книг А.С. Пушкина;
- выставка рисунков обучающихся по произведениям А.С. Пушкина;
- слоговые таблицы;
- карточки с заданиями для групп;
- реквизиты для сценки.
I. Организационный момент.
(слайд 1)
— Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги из других школ и детских садов нашего города. (Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
II. Развитие речевого аппарата.
— Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко,
Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)
Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
— Внимание, вторая загадка: (слайд 3)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)
(Читает скороговорку один ученик).
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.
— Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
— Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание: прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).
III. Актуализация знаний.
— Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (слайд 6)
— Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
Задание для групп первого и второго рядов.
— Задание будем выполнять по группам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая. (Группы получают задания, обсуждают. Определяют, кто будет отвечать.
Если дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
— Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
IV. Постановка целей и определение темы урока.
— Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
(слайд 7)
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией писателя.
— Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Рассказ ученицы.
— Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд 9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.
2. Работа по учебнику «Азбука».
— Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
— Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
— Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
Некоторые из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).
— Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
-Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?
VI. Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)
— Кто помог провести физминутку?
VII. Работа по теме урока (продолжение). (слайд 12)
1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
— Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
— Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)
— Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным карандашом.
— Какие вам встретились необычные для современной речи слова?
— Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
— Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.
Чтение по ролям.
— Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)
— Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)
— Как жених величает месяц?
— Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)
— Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
— Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.
Чтение отрывка по ролям в парах.
— I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)
— Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.
— Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
2. Сценка из «Сказки о мертвой царевне…»
—Ребята подготовили еще один отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и сейчас его нам покажут. Звучит музыка. (слайд 15)
— Чем закончилась сказка? (слайд 16)
— И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.
3. Рифма.
— Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
— В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
— Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
— А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
— Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
— Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 17)
— А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка — окошко
река — облака
опушка – кукушка
— Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении. (слайд 18)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока (рефлексия)
(слайд 19)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик. (слайд 20)
(слайд 21)
— Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.
— Урок закончен.