Огонь, вода и… медные трубы — фото и кадры
- О фильме
- Рецензии
- Актеры и создатели
- Кадры 9
- Трейлеры 1
- Постеры 4
- О фильме
- Рецензии
- Актеры и создатели
- Кадры 9
- Обои
- Трейлеры 1
- Саундтреки
- Постеры 4
- Награды
Выберите тип:
- Все
- Скриншот
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 40 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 39 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 42 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 40 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 39 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 22 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 29 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 30 КБ
Огонь, вода и… медные трубы
Режиссер:
Александр Роу
В ролях:
Наталья Седых
Алексей Катышев
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Скачать
720×576, 26 КБ
Кто мы и зачем делаем Кинориум…
- Премьеры
- В кино
- Онлайн
- Скоро
В кино • Онлайн
- Все фильмы
- Поиск фильмов
- Коллекции
Топ-500
- Рекомендации
Фильмы • Сериалы
- Поиск по именам
- Сериалы
- Популярные
Топ-500
- Мои сериалы
- Мой календарь
- Скоро
Премьеры
- Популярные
- •
- Лента
- Друзья
- Избранное
- Видео
- Трейлеры
- Обзоры премьер
- Тексты
- Блоги
- Новости
Рейтинги фильма
- Друзья —
- Кинориум 7.4 500+
- Кинопоиск 7.9 50 064 IMDb 7.1 796
- Критики—
- Фильм
- Актёры
- Видео
- Кадры
- Факты
- Награды
- Премьеры
- Технические данные
- Связи
- Сайты
Огонь, вода и… медные трубы — Кадры
1967
Кадры Постеры Съёмки Скриншоты Обложки Фан-арт
Все актёры и съёмочная группа
в главных ролях
Наталья Седых
Алексей Катышев
Георгий Милляр
Леонид Харитонов
Алексей Смирнов
Михаил Пуговкин
Муза Крепкогорская
Вера Алтайская
Лев Потемкин
Александр Хвыля
Все актёры
режиссёр
Александр Роу
оператор
Дмитрий Суренский
сценаристы
Николай Эрдман
Михаил Вольпин
композитор
Николай Будашкин
директор
Роман Конбрандт
Вся группа
режиссёр
Александр Роу
оператор
Дмитрий Суренский
сценаристы
Николай Эрдман
Михаил Вольпин
композитор
Николай Будашкин
директор
Роман Конбрандт
художник
Арсений Клопотовский
монтажёр
А. Овчарова
Похожие фильмы
7.4
После дождичка в четверг 1985
7.4
Финист – Ясный сокол 1975
7.0
Золотые рога 1972
7.7
Варвара-краса, длинная коса 1969
7.5
Морозко 1964
Актуальные фильмы
5.8
Маша и Медведь: 12 месяцев
6.0
Мажор в Сочи
6.8
Чебурашка
4.9
Ёлки-иголки
7.2
Треугольник печали Triangle of Sadness
6.5
Гром: Трудное детство
6.1
Я на перемотке!
7.1
Достать ножи: Стеклянная луковица Glass Onion: A Knives Out Mystery
8.1
Аватар: Путь воды Avatar: The Way of Water
6.7
Три тысячи лет желаний Three Thousand Years of Longing
7.6
Гарри Поттер 20 лет спустя: Возвращение в Хогвартс Harry Potter 20th Anniversary: Return to Hogwarts
6.3
Вышка Fall
7.1
Меню The Menu
7.5
Быстрее пули Bullet Train
7.5
RRR: Рядом ревёт революция RRR (Rise Roar Revolt)
6.8
Странный: История Эла Янковича Weird: The Al Yankovic Story
5.4
Пришелец из будущего Le Visiteur du futur
5.4
Не звезди! Menteur
6.5
Всевидящее око The Pale Blue Eye
5.9
Непослушник
6.7
Последний клиент Klienten
5.5
Мира
5.1
Непослушник 2
7.6
Банши Инишерина The Banshees of Inisherin
5.4
Корабль в Пусан Neugdaesanyang
Лучший сервис для поиска фильмов и обмена впечатлениями с друзьями
hello@kinorium.com © Кинориум
- Блог проекта
- Зачем всё это?
- API
- Секта
- Расширение для браузера
Название сказки Александра Роу стало пророческим для многих артистов, которые снимались в этом фильме. На смену кратковременному успеху пришли невостребованность в профессии, а в некоторых случаях даже нищета.
Содержание
- Алексей Катышев — Вася
- Наталья Седых — Алёнушка
- Георгий Милляр — Кощей и Баба-Яга
- Вера Алтайская — невеста Кощея
- Лев Потёмкин — Чернобородый
- Александр Хвыля — Плешивый
- Анатолий Кубацкий — Одноглазый
- Леонид Харитонов — царь Федул VI
- Муза Крепкогорская — царевна Софьюшка
- Павел Павленко — морской царь
Алексей Катышев — Вася
Случайная встреча в коридоре Ялтинской киностудии с Александром Роу открыла простому парню дорогу в кино. Когда после показа картины Алексей был призван в армию, служба для него оказалась только в радость. Узнав в юноше звезду экрана, руководство определило его на участие в творческих встречах. С Северного флота Катышев вернулся раньше срока, чтобы сыграть в следующем фильме Роу— «Варвара краса, длинная коса».
Несмотря на то, что вокруг молодого актёра было много поклонниц, Алексей женился на любимой девушке Ирине. Прежде чем стать счастливыми родителями дочери Оксаны, супругам пришлось пережить смерть новорожденного ребёнка. В момент, когда казалось, что испытания оказались позади, актёр лишился своей карьеры: в 1973-м году Александр Роу ушёл из жизни, а другим режиссёрам артист без профильного образования был неинтересен.
На содержание семьи нужны были деньги, ведь к тому моменту на свет появилась их вторая дочь. Супруга настояла, чтобы Катышев устроился работать водителем молоковоза. Ко всему прочему Алексей лишился доли в квартире матери, после смерти которой, её обманным путём продал родной брат. Неудивительно, что в это время бывший актёр начал злоупотреблять спиртными напитками.
Пьяные гулянки до добра не довели: однажды собутыльники Алексея едва не изнасиловали одну из девушек, которых пригласили в дом. Проснувшийся Алексей вступился за жертву, за что получил от товарищей. Вот только жертва поступок Катышева не оценила и написала заявление на всех. В тюрьме артист провёл несколько месяцев, после чего истица отозвала обвинение — один из участников инцидента пообещал на ней жениться.
А вот брак самого Алексея тем временем катился к финалу: он слишком устал от постоянного давления супруги. Познакомившись с реквизитором Ялтинской студии Мариной, мужчина решился уйти из семьи, но жена вернула его через чувство вины перед детьми. Однако в дальнейшем в этих отношениях всё-таки была поставлена точка.
Даже вернувшись к Марине, Катышев так и не смог возвратить себе звёздный статус. Отсутствие прописки не позволяло ему устроиться на нормальную работу, приходилось трудиться за копейки. На заре нулевых наниматели Алексея обманули бывшего артиста, выбросив его на трассу без денег и документов. В 2006-м на звезду сказок снова было совершено нападение, а в больнице врачи обнаружили у него лёгочную и сердечную патологию и сепсис. 30 ноября этого же года 57-летний Алексей Катышев скончался в результате последствий заболевания.
Наталья Седых — Алёнушка
Главное место в жизни Натальи всегда занимал балет. Даже съёмки в сказках Роу и роль фигуристки в картине «Голубой лёд» не разубедили её в этом. Однолюбкой Седых была и в личных отношениях: на протяжении нескольких лет она встречалась с коллегой по цеху, а потом поняла, что роман зашёл в тупик.
Именно в этот период балерина познакомилась с композитором Виктором Лебедевым, который был уверен, что с лёгкостью затащит Наталью в постель. Потерпев неудачу, мужчина сменил тактику и превратился в обходительного кавалера. Однако в скором времени выяснилось, что он ещё официально женат.
Тем временем ревнивый любовник артистки угрожал ей и в порыве ревности едва не придушил танцовщицу в номере отеля. Седых была вынуждена скрываться, в чём ей помогал Лебедев. Вскоре после щекотливого инцидента музыкант сделал балерине предложение.
Проблема заключалась в том, что Виктор работал в Петербурге, а Ирина — в Москве. Только в начале 80-х, когда на свет появился их общий сын Лёша, пара смогла на время создать подобие счастливой семьи. А потом снова постоянные расставания, которые закончились изменой Лебедева. Выяснилось, что композитор имел отношения на стороне на протяжении нескольких лет, а однажды Седых застукала любовников с поличным.
После разрыва с мужем артистка заводила романы в театре, но замуж она больше не выходила. В 2000-х Наталья снялась в картинах «Синоптик» и «Перемирие». По словам 73-летней звезды «Морозко» и «Огонь, вода и… медные трубы», сейчас она в творческом отпуске, поэтому избирательно относится к проектам, в которые её приглашают.
Георгий Милляр — Кощей и Баба-Яга
Как и многие любимцы Александра Роу, после ухода режиссёра из жизни, Георгий Францевич лишился работы. Сказки в то время почти не снимали, а становиться героем боевиков актёр не хотел. Ходили слухи, что в тот период артист запил из-за своей невостребованности, но участником скандалов он никогда не становился.
Супругой Милляра была Марья Васильевна ― бойкая и деятельная женщина, которая идеально дополняла мягкого и скромного актёра. Вот только заставить мужа выбить квартиру поближе к метро, ей так и не удалось.
До последнего Георгий снимался в эпизодах, но особое значение он придавал творческим встречам, на которых мог говорить о любимых сказках. С годами здоровье артиста слабело, но после того как в 1993-м году 89-летнего Милляра не стало, друзья в один голос говорили, что причиной его смерти стала не старость и болезни, а то, что о «всесоюзной Бабе-Яге» совсем забыли.
Читайте также: Ушёл из жизни из-за ошибки врачей, потеряла мужа, боролась с онкологией: сериал “Есения” как сложились судьбы актёров нашумевшего мексиканского сериала.
Вера Алтайская — невеста Кощея
Первыми ролями в кино Алтайской были невеста Петухова в комедии «Жених с того света» и Тётушка-непогодушка в «Марье-искуснице». Роу так понравилась работа Веры, что в дальнейшем он пригласил её в «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Морозко», и «Золотые рога».
После смерти главного советского сказочника актрисе пришлось сменить жанр. Ей и раньше доставались небольшие роли, а теперь пришлось играть в эпизодах. Последними работами, в которых снялась актриса стали фильмы: «Ищу мою судьбу», «Птицы над городом», «Хомут для маркиза».
Мужем Алтайской был её коллега Алексей Консовский которому в 1941-м году артистка родила дочь Светлану. Вместе супруги даже снялись в нескольких картинах, но спустя 9 лет семейной жизни они разошлись из-за сложного характера Консовского. Удивительно, ведь на экране отрицательных героинь, напротив, играла Алтайская.
В последние годы жизни Вера Владимировна тяжело болела. Ходили слухи, что актриса выпивала. 28 декабря 1978 года её не стало.
Лев Потёмкин — Чернобородый
Близкий друг Александра Роу не только сыграл в его сказках «Конёк-горбунок», «Морозко», «По щучьему велению», но и был соавтором сценария к «Финисту — Ясному соколу», который режиссёр уже не успел снять. Геннадий Васильев, который взялся реализовать идею своего преподавателя, оставил за Потёмкиным роль слуги Картауса.
Траурные события в жизни актёра происходили одно за другим. До гибели Роу скончался худрук Московского театра оперетты Григорий Ярон. Лев Львович, который блистал на подмостках с 50-х годов, попал тогда под сокращение.
После этого артист снялся в эпизодных ролях фильмов «Русалочка» и «Пока бьют часы», после чего завершил кинокарьеру. Последние свои годы, измученный болезнями и депрессией Лев Львович, доживал в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной. 2 марта 1989-го 83-летний Потёмкин скончался.
Александр Хвыля — Плешивый
В 40-е актёр играл в «Суворове», «Кубанских казаках» и «Богдане Хмельницком», в 1952-м Хвыля засветился в фильме Роу «Майская ночь, или Утопленница», продолжая при этом участвовать в патриотическом кино. Однако в памяти зрителей Александр остался именно благодаря сказкам Александра Роу. Особенно запомнились его роли в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Морозко». Долгие годы Хвыля был главным Дедом Морозом страны.
Последними картинами, в которых снялся актёр, были: «Человек в штатском», «Старая крепость» и «Семья Ивановых». Александр Хвыля продолжал сниматься в кино, режиссёры предлагали ему работу. А вот здоровье не позволило артисту продолжить радовать поклонников своим талантом. 17 октября 1976-го года сердце 71-летнего актёра остановилось.
Анатолий Кубацкий — Одноглазый
За плечами актёра роли в фильмах: «Королевство Кривых зеркал», «Варвара-краса», «Новые похождения Кота в сапогах», «Чиполлино». Кубацкий идеально исполнял роли в сказках. Актёрская карьера Анатолия закончилась на заре 90-х, тогда же он ушёл на пенсию.
Большим горем в жизни актёра стал уход из жизни его любимой супруги, с которой он прожил 55 лет. Они вместе пережили множество трудностей и испытаний, но болезнь преодолеть не смогли. В этом браке на свет появился сын, который в дальнейшем стал архитектором. После смерти жены Кубацкий переехал в Дом ветеранов, а квартиру оставил семье наследника.
Последние месяцы актёр провёл в окружении других пенсионеров, с которыми он делился своими воспоминаниями. Кубацкого огорчал тот факт, что коллег по цеху в Доме ветеранов было мало, да и сын редко навещал отца. Не стало 93-летнего артиста 29 декабря 2021 года.
Леонид Харитонов — царь Федул VI
С середины 50-х годов Харитонов был знаком зрителям как солдат Иван Бровкин из одноимённого фильма. Образ царя из сказки Александра Роу не стал ключевым в его карьере. Артист ездил на гастроли от театра, получал письма от поклонников и предложения режиссёров, но всё это продлилось не так долго, как хотелось бы.
С первой женой Светланой Сорокиной Леонид прожил два года. Вторая супруга Джемма Осмоловская подарила артисту сына Лёшу. Размеренная семейная жизнь превратила подтянутого Харитонова в округлившегося мужчину. Зрители, которые увидели Леонида Владимировича в продолжении картины «Иван Бровкин на целине», не сразу признали в нём прежнего героя.
Еще одной серьёзной проблемой на пути к успешной карьере стала алкогольная зависимость: актёр не мог отказать угощавшим его поклонникам. И всё это на фоне язвенной болезни. Брак с Осмоловской распался, в кино актёра не приглашали из-за его пагубной привычки.
Во МХАТе у Харитонова, который жил в ожидании ключевых ролей, тоже начались конфликты. Олег Ефремов сомневался в таланте и надёжности артиста и «кормил завтраками. Спасением для Леонида Владимировича было преподавание. Встреча во МХАТе с Евгенией Гибовой, которая в дальнейшем стала его женой, стало небольшим лучом света в судьбе артиста.
После раскола Театра артиста не приняли в новую труппу из-за слухов о его психическом нездоровье. Вот только сам он не узнал об этом: 20 июня 1987 года, в день распада МХАТа, Леонид Владимирович скончался в результате третьего инсульта.
Муза Крепкогорская — царевна Софьюшка
Муза всегда отличалась своим капризным характером. Супругом актрисы был её коллега Георгий Юматов, который старался всячески помогать супруге в карьере. Он даже отказывался сниматься в картинах, если Музе не выделяли хотя бы малюсенькую роль.
Все свои гонорары Юматов тратил на наряды и гулянки супруги. Сам он занимался домашними делами, готовил и убирал, так как представительница дворянского рода была человеком искусства, а не домохозяйкой. В ожидании своей главной роли в жизни Крепкогорская отказывалась от рождения детей и делала аборты. В итоге актриса осталась бесплодной, а Георгий начал злоупотреблять алкоголем. Юматова перестали приглашать на ключевые роли, а в 90-е супруги лишились не только накоплений, но и работы в театре.
Позднее стало известно, что Георгий попал в тюрьму. Актёра посадили за убийство дворника, который помогал Георгию хоронить собаку и выразил сожаление о том, что СССР одержал победу над Германией. Многие сомневались, что Юматов был способен лишить кого-либо жизни.
Два месяца артист провёл в «Матросской тишине», а потом попал под амнистию и освободился. За это время он уже успел подорвать здоровье, хотя после освобождения бросил пить и стал религиозным. Позднее у артиста была обнаружена аневризма брюшной аорты, и в 1997-м году актёра не стало.
Только после смерти мужа Крепкогорская поняла, каким сокровищем обладала. Она запивала горе спиртным и вскоре изменилась до неузнаваемости. Спустя два года супруги воссоединились на небесах. Муза ушла из жизни 26 июня 1999 года.
Павел Павленко — морской царь
Театральная карьера Павленко началась ещё в 1920-м году, а вот в кино он дебютировал только в середине 40-х. Артист дважды сыграл роль писателя Фаддея Булгарина в лентах про Михаила Глинку. В сказках Павленко начал сниматься только после 60-ти. Это были фильмы: «Королевство Кривых зеркал», «Морозко» и «Огонь, вода и… медные трубы».
Последними работами в кино стали картины «Золотой телёнок» и «12 стульев». В 1976-м году артист завершил кинокарьеру. О личной жизни актёра мало информации. Известно, что он был женат, но так и не стал отцом. 90-летний Павел Павленко умер 9 марта 1993 года.
Ранее мы писали:
Стал главой банды, попадал в места не столь отдалённые: трагические судьбы актёров приключенческого фильма “Кортик”.
Одиночество, забвение, мучительный уход из жизни: трагические судьбы актёров “Белого солнца пустыни”.
А вы смотрели эту сказку Александра Роу? Пишите в комментариях.
Опубликовано 19.04.2022
Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий
В новогодние праздники и взрослые, и дети с удовольствием смотрят старые киносказки – добрые и наивные, которые дарят ощущение настоящего волшебства и заставляют верить в чудеса. Одной из них стал фильм Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы», благодаря которому зажглась звезда Алексея Катышева – одного из самых красивых героев советских киносказок. В этом фильме Роу впервые снялись не только дебютанты, но и признанные мэтры – например, Михаил Пуговкин, для которого съемки стали настоящим испытанием…
На съемках фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: riamo.ru
«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.
Главные герои фильма | Фото: akter.kulichki.net
Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались. На этот раз он рисковал еще больше, ведь Алексей Катышев не был выпускником театрального института, да и вообще не собирался становиться актером. Юноша работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, где однажды случайно попался на глаза Александру Роу.
Кадр из фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: «Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет».
Алексей Катышев в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino.rambler.ru
На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.
Алексей Катышев в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: «Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.
Наталья Седых в роли Аленушки | Фото: kino-teatr.ru
Наталья Седых в роли Аленушки | Фото: kino-teatr.ru
Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.
Вера Алтайская и Александр Хвыля в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.
Георгий Милляр в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.
Анастасия Зуева – старушка-сказительница из киносказок Александра Роу | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!» А сам Александр Роу признавался: «Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.
Михаил Пуговкин в роли Царя | Фото: kino-teatr.ru
Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.
Кадры из фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: «Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.
На съемках фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967 | Фото: russkoekino.ru
Режиссер Александр Роу | Фото: nastroenie.tv
К сожалению, после смерти Александра Роу кинокарьера Алексея Катышева внезапно завершилась: Почему герой знаменитых киносказок погиб в безвестности. Немного снималась и Наталья Седых: Почему Настенька из «Морозко» отказалась от карьеры в кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Один из шестнадцати фильмов-сказок Александра Роу. Каждая картина режиссера — это тесное переплетение фольклора и особого, легко узнаваемого авторского стиля, сделавшее Роу одним из наиболее выдающихся мастеров киносказок как у себя на родине, так и во всем мире. Так, за два года до создания фильма «Огонь, вода и… медные трубы» он завоевал Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля с «Морозко».
«Огонь…» — это интерпретация (или лучше сказать — визуализация) известной поговорки «Пройти огонь, воду и медные трубы». С первыми двумя преградами все более-менее ясно: как и то, чего от них ждать, так и пути их преодоления. А вот с «медными трубами», то есть свалившейся вдруг на голову славой, справиться бывает труднее всего.
Свой пушкинский намек Роу традиционно прячет за чередой фантастических образов.
Главный герой сказки — Вася, встретивший на лесной опушке красавицу Аленушку и ее козочку Белочку. Герои с первого взгляда влюбляются друг в друга, но Аленушку похищают слуги злого Кощея Бессмертного (Милляр). Чтобы воссоединиться с любимой, Вася должен пройти те самые три испытания, вынесенные в название фильма.
Главные роли сыграли молодые Наталья Седых (Настенька из «Морозко») и дебютант Алексей Катышев. Его, как и Седых, тоже откроет Роу, и именно у него Катышев исполнит самые значительные роли своей небольшой фильмографии (позже он сыграл главного героя сказки «Варвара-краса, длинная коса»).
Многие актеры и персонажи переходят у Роу из фильма в фильм, став неотъемлемыми чертами его авторского стиля. Анастасия Зуева в роли сказительницы, появляющейся в прологе и эпилоге сказки. Близкий друг режиссера, выдающийся актер Георгий Милляр, сыграл сразу три роли: Кощея, Бабы-яги и глухого пожарного. Его можно считать практически соавтором сказок Роу — наряду со сценаристами Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Еще один канонический образ — потешного царя — воплотил Михаил Пуговкин. Основных героев дополняет целая череда фактурных персонажей, населяющих этот сказочный мир: оборотней, водяных, утопленниц, цариц и царевен.
Этот фильм даже более комичен и беззаботен, чем другие сказки Александра Роу. В нем нет места грусти и тьме. Даже такой архетип (к которому режиссер до этого прибегал не раз), как Кощей Бессмертный, здесь не несет зла. Он живой человек — великовозрастный жених, который не сумел справиться со своими чувствами. Да и Водяной (Павел Павленко) здесь отнюдь не чудище, а, скорее, добродушный скучающий старик, которого в столь преклонном возрасте уже мало что может удивить.
Один из главных приемов Роу — художественная условность. Жанр сказки позволяет ему оживлять на экране фольклорные образы. Но при этом сказочный мир населяется настоящими людьми. Пусть они и предстают в сложном гриме какого-нибудь оборотня, их мотивы и поступки насквозь человечны. В яркой сказочной обертке до зрителей доносятся основные жизненные принципы, фундаментальные понятия добра, любви, дружбы, справедливости, порицаются зло, лесть, вранье и зазнайство.
После выхода фильма Александр Роу получил звание народного артиста РСФСР.
В новогодние праздники и взрослые, и дети с удовольствием смотрят старые киносказки – добрые и наивные, которые дарят ощущение настоящего волшебства и заставляют верить в чудеса. Одной из них стал фильм Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы», благодаря которому зажглась звезда Алексея Катышева – одного из самых красивых героев советских киносказок.
В этом фильме Роу впервые снялись не только дебютанты, но и признанные мэтры – например, Михаил Пуговкин, для которого съемки стали настоящим испытанием…
На съемках фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.
Главные герои фильма
Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались. На этот раз он рисковал еще больше, ведь Алексей Катышев не был выпускником театрального института, да и вообще не собирался становиться актером. Юноша работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, где однажды случайно попался на глаза Александру Роу.
Кадр из фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: «Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет».
Алексей Катышев в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Кадр из фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.
Алексей Катышев в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: «Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.
Наталья Седых в роли Аленушки
Наталья Седых в роли Аленушки
Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.
Вера Алтайская и Александр Хвыля в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.
Георгий Милляр в фильме *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.
Анастасия Зуева – старушка-сказительница из киносказок Александра Роу
Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!» А сам Александр Роу признавался: «Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.
Михаил Пуговкин в роли Царя
Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.
Кадры из фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: «Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.
На съемках фильма *Огонь, вода и медные трубы*, 1967
Режиссер Александр Роу