-
как автор называет обитателей барака? что обозначает это слово? до какого состояния доведены пленные? («немец в валенках» воробьев)
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
stanleypacheco469
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия4 минуты назад
Найди периметр треугольника
-
Геометрия4 минуты назад
Мне нужно решение, тема вписаные и описаные треугольники
-
Геометрия4 минуты назад
Два угла трапеции равны 80 и 120″. Найди неизвестные углы этой трапеции.
-
Русский язык4 минуты назад
Помогите с английским
-
Другие предметы4 минуты назад
Роль семьи в здоровом образе жизни
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Помогите пж
-
Геометрия1 час назад
помогите пожалуйста!!!!
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тема урока: « Немец в валенках» (по
рассказу Константина Воробьева)
Тип урока: урок внеклассного чтения
по УМК «Вокруг тебя мир» (6 класс)
Цели:
— подвести учащихся к пониманию того,
что люди, относящиеся к двум враждующим
во время войны сторонам, способны
поступать гуманно, что каждый человек,
находящийся в плену, имеет право на
сохранение жизни;
— развивать речевые компетенции: умение
грамотно, четко излагать свои мысли при
анализе рассказа;
-развивать коммуникативные компетенции:
умение вести дискуссию и диалог; слушать
собеседника;
-развитие культуроведческой компетенции:
способствовать развитию интереса
учащихся к литературному наследию
К.Д.Воробьева.
Особенности педагогической деятельности:
создание условий для внимательного
изучения текста, сопоставления событий,
происходящих в рассказе и в жизни.
Методы обучения:
1) по источникам получения информации:
-словесные (рассказ, беседа, пересказ,
выразительное чтение, работа с печатным
словом);
— наглядные (выставка фотографий
узников Бухенвальда, компьютерная
презентация);
2) по уровням познавательной деятельности:
— частично-поисковый, исследовательский;
3) методы стимулирования и мотивации:
— поощрение, эмоциональное воздействие;
4) методы контроля: устный опрос, работа
в тетради.
Конспект
урока
1. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы поговорим о рассказе
«Немец валенках» писателя – фронтовика
Константина Дмитриевича Воробьева
(1919-1975). Рассказ был написан в 1966 году.
Автор знакомит читателей с одной из
самых страшных страниц Великой
Отечественной войны — пребыванием
военнопленных в немецких концлагерях.
2. Сообщение темы и формулировка
целей урока.
— Вслушайтесь в название
рассказа – «Немец в валенках». Удивило
ли вас что-нибудь в нем? (Удивляет
необычное сочетание слов — «немец в
валенках»).
— А каким предстанет, на ваш взгляд, немец
в валенках? (Учащиеся высказывают свои
предположения).
— Как вы думаете, могут ли люди, относящиеся
к разным враждующим сторонам, поступать
по отношению друг к другу по —
человечески, гуманно? Имеет ли человек,
находящийся в плену, право на сохранение
жизни? Об этом вы узнаете, прочитав
рассказ.
3. Аналитическая работа по тексту.
— Интересно ли было слушать рассказ?
Были ли моменты, когда вам хотелось
прервать чтение? Почему? ( Ученики
называют тот момент, когда пленный
решил, что его поведут на расстрел;
момент, когда в дверях барака показался
Вилли Броде, конвоируемый офицерами из
комендатуры).
— Чем любопытна внешность
Вилли? («Он был рыжий,
как подсолнух, и ступал мягко и врозваль,
как деревенский кот».)
— Как поначалу восприняли этого охранника
пленные? Почему пленных раздражали
«сибирские валенки с обрезанными
голенищами»?
(Пленные понимали, что новый
охранник воевал под Москвой — а это
зима 1941года,- где
немецкая армия потерпела
поражение.
Значит, перед пленными был не новичок,
а бывалый солдат, уцелевший в страшной
битве, а значит, мог быть озлобленным,
особенно жестоким, мстительным.)
— Как автор передает враждебность и
холодность, царящие в бараке, по отношению
к новому охраннику? (учащиеся зачитывают
примеры из текста)
«И мало
ли что он теперь задумал…» Ничего
хорошего не ждут пленные, хотя, кажется,
хуже уже некуда.
— Как автор называет обитателей
барака? (доходяги)
Что означает это слово? До какого
состояния доведены пленные? Отвечая на
эти вопросы, обратитесь к тексту рассказа.
— Что было необычного в том,
что охранник, выбравший из всего барака
того, от чьего лица ведется повествование,
просто поговорил с ним и отпустил? (Важно
то, что в этом бараке были собраны те,
кто уже пытался бежать, то есть к
обитателям этого барака было особо
жестокое отношение: им даже не давали
воды.)
— Проследите этапы сближения двух главных
героев рассказа.
( Учащиеся работают с текстом и вместе
с учителем выстраивают «цепочку», звенья
которой записывают на доске и в тетради.)
Запись на доске
Этапы сближения героев.
Со стороны
охранника:
брезгливость- неверие -удивление-рас-
терянность — протянутая
сигарета-интерес-
надежда на что-то тайное для него —
общая
боль в ногах — оценивающий взгляд.
Со стороны рассказчика:
ожидание удара — выкуренная сигарета-
все равно — раздражение и ожидание
только плохого.
— Найдите в тексте рассказа доказательства
того, что рассказчик в какой-то момент
начал воспринимать Вилли Броде
одновременно и как врага, и как человека,
такого же, как он, солдата.
— Как Вилли Броде обращается к
рассказчику во второй свой приход? Как
вы считаете, важно ли для человека, как
к нему обращаются? А для пленного?
— Знаете ли вы, как обычно
вызывали военнопленных в лагерях в
период второй мировой войны? (Пленные
вызывались по присвоенным им регистрационным
номерам.)
— Какое еще сравнение, с
трудом сочетающееся с образом врага,
употребляет рассказчик? (Сравнение
с одуванчиком — теплым весенним цветком,
который растет» в запретной черте…лагеря».
Рассказчик словно смягчает облик
врага, тем самым отказываясь
от принятых в течение
длительного времени в отечественной
литературе стереотипов.)
— Ожидали ли вы, исходя из
логики раскрытия характера Вилли Броде,
что он принесет хлеб? Как автор описывает
протянутый охранником хлеб? («…невесомую
важность хлеба, его скрыто-живую телесную
теплоту».)
— Что для заключенных особого барака
означала «скрыто-телесная теплота»
хлеба?
— Что позволили охраннику
лагеря увидеть в пленном с присвоенным
порядковым номером человека? (Бросившаяся
в глаза деталь -обмороженные ноги —
позволила соотнести свои ощущения от
страданий с аналогичными ощущениями
другого.)
— Проследите «цепочку» дальнейшего
сближения главных героев рассказа.
Запись на доске и в
тетрадях.
Со стороны охранника:
вызвал по имени —
крадучись и опасливо достал хлеб —
обиженно — ожидающе смотрел — разговор
о возрасте.
Со стороны рассказчика:
желание ударить — недоумение и волнение
-показное равнодушие, обман — плохой
стрелок — одинаковое преодоление боли
обмороженных ног, вши — они оба солдаты,
знающие тяготы солдатского быта.)
— Как вы воспринимаете финал рассказа:
трагично, оптимистично, как-то иначе?
Чем объясняется такое ваше настроение?
Сочувствуйте ли вы Вилли Броде? Хотелось
ли вам, как и рассказчику, чтобы «немец
в валенках» дожил до наших дней»? Почему?
4. Слово учителя.
— В основу рассказа положен
реальный факт из лагерной жизни
Константина Дмитриевича Воробьева.
Ведь писатель принимал участие в первых
боях под Москвой, попал в плен, трижды
бежал, командовал в Литве партизанским
отрядом. В концлагере для военнопленных
в Саласпилсе встретился Воробьеву такой
охранник и звали его, как и героя рассказа,
Вилли Броде. Этот человек проникся к
писателю сочувствием и однажды дал ему
хлеб и сигареты. Более подробно о
К.Д.Воробьеве вы узнаете, посмотрев
компьютерную презентацию. (Показ
презентации)
5. Итоги урока, выводы (записываются в
тетрадь).
— Всякий ли пленный может вызвать
сострадание? На что должен рассчитывать
любой пленный со стороны тех, кто взял
его в плен?
— Сейчас действуют дополнительные нормы
обращения с военнопленными. Об этом
сказано в Третьей Женевской конвенции
1949 г., в Первом Дополнительном протоколе
1977 г.
1.Запрещается отдавать приказ никого
не щадить.
2.Запрещается нападение на противника,
вышедшего из строя.
3.Военнопленные имеют право на гуманное
обращение с ними.
4. Запрещается посягательство на их
жизнь и здоровье, на их человеческое
достоинство.
5. Держащая в плену держава обязана
бесплатно обеспечить военнопленных
достаточным по количеству и качеству
рационом питания и одеждой.
6.Военнопленные должны получить
возможность поставить в известность
свою семью о своем положении.
7. По прекращении военных действий
военнопленные должны быть немедленно
освобождены.
6. Заключительное слово учителя.
— Совершенно не обязательно
сострадать или испытывать какие-либо
положительные чувства к пленному
вражеской армии. В то же время и чувство
ненависти не должно помешать соблюдению
основного гуманитарного правила:
военнопленный имеет право на гуманное
обращение. Закончить сегодняшний
урок мне хотелось бы словами знаменитого
русского полководца А. Суворова: «
Воину надлежит мощь вражескую сокрушать,
а не безоружного поражать.»
7. Рефлексия.
-Ребята, все ли на уроке вам было понятно?
(Высказывания учащихся)
-Продолжите предложения.
Урок получился интересным, познавательным,
потому что….
На уроке я узнал много нового:…..
Мне не понравился урок, потому что…
8. Домашнее задание.
Дать развернутый
письменный ответ на вопрос:
«Соответствуют ли
действия Вилли Броде по отношению к
военнопленным гуманистическому духу
Женевских конвенций?»
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 27.12.2017 14:10
Соболева Татьяна Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
44 года
14 544
1 275
«Немец в валенках». К.Воробьев
03.12.2017 23:47