Как автор описывает олененка в рассказе емеля охотник

Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий

Название: “Емеля-охотник”

Жанр: рассказ

Тема произведения: животные

Число страниц: 10

Главные герои и их характеристика

  1. Емеля. Старый охотник. Опытный и добрый.
  2. Гриша, внук Емели. Маленький и больной мальчик.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Старый Емеля три дня бродит по лесу, чтобы поймать для больного внука олененка. Но увидев, как мать-олениха защищает своего ребенка, Емеля жалеет зверей и возвращается домой без олененка.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Мать Гриши погибла, защищая сына от волков, а
    отец умер еще три года назад.
  2. Сам Гриша заболел, и заботится о нем его старый
    дед Емеля, знаменитый охотник.
  3. Гриша просит деда поймать ему олененка, и старик
    отправляется в лес на охоту.
  4. Он долго выслеживает оленя, а когда наконец
    видит олениху с олененком, не стреляет.
  5. Емеля вспоминает, как мать Гриши точно также
    закрывала сына от волков, и свистом прогоняет оленей.
  6. Он возвращается домой, и Гриша радостно смеется,
    слушая рассказы старика о приключении в лесу.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как олениха смело пыталась отвести
старика-охотника от олененка. Даже Емеля удивлялся смелости оленихи, а потом не
смог выстрелить в олененка.

План произведения для пересказа

  1. Деревня Тычки
  2. Избушка у леса
  3. Просьба Гриши
  4. Лыско и олень
  5. Бесплодные поиски
  6. Храбрость оленихи
  7. Рассказ старика

Главная мысль

Любая мать не пожалеет собственной жизни, только бы спасти
собственного ребенка.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу, любить и беречь животных,
никогда не убивать животных напрасно. Учит жалости и состраданию, учит
самопожертвованию и самоотверженности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ про доброго охотника,
который пощадил мать-олениху, потому что та защищала своего олененка совсем как
человек. Этот подвиг животного заставил Емелю изменить свое намерение и
пощадить животных.

Новые слова и выражения

Сажень – старинная мера длины.

Дремучий ельник – густой еловый лес.

Студеная вода – очень холодная.

Пословицы к произведению

Ради ребенка мать готова себя продать.

Материнская молитва со дна моря поднимает.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

Кто матери не послушает – в беду попадет.

Назад к содержанию

  1. Оргмомент.
  2. Введение в тему урока.

Наш урок из раздела «Развитие речи». Мы будем продолжать уиться писать изложение.

  1. Знакомство с текстом. Первичное чтение текста учителем.
  2. Беседа по содержанию.

У. – О чём текст?

У. – Каков тип текста? Докажите.

Д. – Текст повествования с элементами описания (рассыпано по всему тексту).

У – Как определили тему текста?

Д – В рассказе идет речь о том, как старик охотился на оленёнка.

  1. Постановка учебной задачи.

У — Сегодня мы будем учиться писать выборочное  изложение рассказа «Описание оленёнка». Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план–схему к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них. 

У – Необходимо сконструировать текст на материале текста описания оленёнка.

У – Нам нужно описать оленёнка. Описать так, чтобы могли представить, как он выглядит, тот, кто его не видел.

У – Что нам нужно сделать?

Д – Нам нужно найти предложения в тексте, которые помогут нам это сделать.

  1. Самостоятельно чтение текста учащимися с целью определения предложений, в которых передаётся описание оленёнка.

У – Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните карандашом те предложения, в которых передаётся описание оленёнка.

Учащиеся должны подчеркнуть 2,3,4,9 предложение.

  1. Конструирование текста. Составление плана-схемы.

У – В процессе работы мы составим с вами план-схему, что поможет вам при написании изжложения. (план-схема составляется на доске и каждым ребёнко на листочке)

У – С чего лучше начать описание предмета?

У – Найдите то предложение из, подчёркнутых, с которого можно начать описание.

Д – Это второе предложение.

У – Значти второе предложение должно стать первым.  

У — Как построим второе предложение?

Д — Нужно описать его внешний вид.

У – Какие предложения передают описание его внешнеговида?

Д – Это 3 и 4 предложение.

У – Остаётся закончить описание.

Д – Остаётся 9 предложение.

У – Что нужно с ним сделать, чтобы им закончить изложение.

Д – Нужно убрать первую часть предложения и оставить лишь ту, где говориться об оленёнке.

У – Как составим предложение?

Установка на ознакомление с текстом и определение его типа и темы.

Помогает определить вид работы. Подготовка к составлению плана-схемы изложения.

Перечитывание текста учащимися. Выделение предложений в тексте, в которых передаётся описание оленёнка.

Формулирование предложений, выбор и реконструирование предложений, связывание их между собой. Составление плана-схемы.

Подготовка к восприятию текста.

Заполните таблицу: ««Охота: за и против!» Приведите аргументы в пользу своего мнения.

За

Против

Средство к существованию. Нет другого источника дохода.

Истребление животных может привести к их исчезновению.

Еда, одежда.

Животные страдают после потери матери или детёныша.

Шкуры и мех животных играли роль денег, на которые можно было купить в городе  хлеб , продукты питания и т.д.

В человеке проявляются такие черты, как жестокость, жадность(хочется ещё больше шкур, меха)

Чтение и анализ произведения.

Чтение 1 части рассказа.

— Давайте прочитаем первую часть.

— Определите жанр произведения. (Начало похоже на сказку).

— Перечислите действующих лиц, героев рассказа. Что мы о них узнали?

— Какая гласная буква чаще всего встречается в словах? (о).

В тексте встречаются слова с безударным О: Охотник, Оленёнок, Оглянулся, Отпустил; окончания — ЕГО, — ОГО: спрятавшЕГОся

• от нЕГО, маленькОГО, малОГО, жёлтОГО.

— Как думаете, что хотел показать автор, применив такой способ написания рассказа? (Через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка).

– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность). Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.) Почему перед охотой охотник морит голодом верногоЛыско? Может быть, он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)

– Как писатель описывает больного мальчика? Что значит

“ таял не по дням, а по часам?” Почему так долго не мог поправиться? (Плохо питался.)

— Зачем Гришутка просил деда добыть теленочка ? (Хотел кушать.)

– Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.

— Какие чувства возникли при чтении 1 части рассказа?

Чтение 2 части рассказа.Работа над средствами художественнойвыразительноти.

— Кем были жители деревни? Что было любимым занятием деревенских мужиков? (охота). Как думаете, только ли Емеля жил плохо?

-Что нового мы узнаем о наших героях?

-Что нам помогает лучше представить лес, где охотился Емеля? Какие приемы и средства?

-Найдите описание природы во 2 части рассказа. Какие эпитеты писатель употребил при описании природы? Приведите примеры, записав их в таблицу. Заполнение таблицы.

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Метафора

Устойчивые выражения

— Чем казались крестьянские избы, глядя с горы? Найдите и зачитайте этот эпизод. (черными точками). Как называется такой прием? (сравнение). Какие еще сравнения использовал в рассказе Мамин – Сибиряк? (Лыско завывал от голода, как волк зимой, тропинка шла змейкой, шел по мху, как по ковру, олень понесся, как стрела).

Олицетворения: глядело ласково солнышко, березки ютились, деревушка спряталась…

Метафоры: луч золотым пятном обожжет желтый мох.

Устойчивые выражения: решился попытать счастья, перевести дух, таял не по дням, а по часам…

— Для чего автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности?

— Зачем автор так подробно описывает природу? Найдите описание оленя.

-Как отреагировал Лыско, поняв, что охотник промахнулся? Почему автор назвал ее «бедной»?

О чем говорит выражение «В лесу Емеля был как дома»?

— Каким охотником был Емеля?

– За кого вы волновались, когда читали эту часть рассказа? Почему?

Чтение 3 части.Идея произведения.

Как состоялась встреча охотников с оленихой?

— Почему олениха – мать названа благороднымживотным?

-Почему так подробно описывается маленькийоленёнок?

— Почему Емеля сам спугнул оленёнка?

— Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда сохоты?

О чём говорят сны внука и деда?

— Почему Емеля – охотник не выполнил просьбуГришутки?

— Какой эпизод жизни ему вспомнился?

— Почему автор сопоставляет олениху и матьГришутки?

— Что проявляют обе матери? (Cвою материнскуюлюбовь).

— Поделитесь своими чувствами, мыслями, настроением.

–Что произвело на вас особое впечатление?

–Прав ли Емеля, не выполнив просьбу больного внука?Ведь Емеля — охотник, отличный стрелок, живёт всю жизнь среди охотников, он часто убивал животных. А дома его ждет больной и голодный внук. (Вызвать детей на спор.)

— Можно ли конец рассказа назвать счастливым?

— Такого ли финала вы ждали?

Что хотел сказать автор, написав ра

ссказ?

Д. Н. Мамин – Сибиряк хотел сказать, что жизнь – самое дорогое и у человека, и у животного. Мать спасла Гришутку ценой своей жизни, теперь спасает и выхаживает его дед. Мать – олениха спасает своего детёныша. И человек, и животное – это дети природы. На доске — изображение ОЛЕНЁНКА, стих:

Оленёнок.

Среди кустов зелёных,

У речки серебристой,

Гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки –

Совсем как у девчонки. П. Комаров.

— На какого литературного героя похож Емеля-охотник? Как вы думаете почему?(Дедушка Мазай,Н. Некрасова.Описывается жизнь в деревне, герои – охотники, любят природу, разумноподходят к охоте на животных и т.д.)

— Почему рассказ  называется «Емеля-охотник»?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как автор называет обитателей барака в рассказе немец в валенках
  • Как автор ласково называет конька горбунка в сказке конек горбунок
  • Кайла и ник расскажи мне сказку
  • Кай и герда фото из сказки
  • Казахстан многонациональная страна сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии