Как бы ты сказал что такое народная сказка

👉 Ответы к странице 37. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 9

Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки.

Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Ответ:

ЗАЧИН

«Жили-были старик да старуха…» — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Жил-был царь Берендей…» — «Иван-царевич и Серый Волк».

«Жил-был старик…» — «Сивка-бурка».

КОНЦОВКА

«Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.» —

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.» — «Иван-царевич и Серый Волк».

«Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.» — «Сивка-бурка».

Все три сказки из учебника начинаются одинаково —«Жили-были…».

Концовки у этих сказок разные, но каждая из них часто встречается в русских народных сказках. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нет обычной для сказок концовки, но ее можно добавить. Смысл и сюжет от этого не изменится.

Словами «Жили-были…» начинаются сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «По щучьему велению».

Словами, похожими на концовку «Стали они жить-поживать да горя не знать» заканчивается сказка «Крошечка-Хаврошечка»: «Стала она в добре поживать, лиха не знавать».

Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» заканчивается словами:«Стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать».

Концовкой «Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» заканчиваются сказки «Хрустальная гора» и «Пёрышко Финиста- ясна сокола».

Задание 10

Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Ответ:

Концовка нужна для завершения истории. Она как бы ставит точку в сказке, утверждает добро и справедливость. Обычно в концовке говорится о том, что для положительных героев испытания закончились хорошо: свадьбой, счастьем, спокойной и долгой жизнью.

Задание 11

Определи зачины и концовки.

Ответ:

«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»— зачин.

«Жили-были…»— зачин.

«Стали они жить-поживать и добра наживать…»— концовка.

«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»— концовка.

Задание 12

Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Задание 13

Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Ответ:

В волшебныхсказках есть зачин, концовка и троекратные повторы (три испытания или задания для героя).

Сказки получили такое название, потому что в них обязательно присутствует что-нибудь волшебное:

  • вещь (например, кольцо, зеркало, сапоги-скороходы);
  • растения или животные (говорящая яблоня, златогривый конь);
  • колдовство, превращение (царевна превратилась в лягушку).

В волшебной сказке герой должен пройти испытания, чтобы получить волшебный предмет или спасти кого-нибудь. Часто ему помогает сказочное существо (например, говорящий волк).

Задание 14

Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Задание 15

Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Ответ:

Волшебная палочка,скатерть-самобранка,сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Печь, ведра — «По щучьему велению».

Клубок — «Царевна-лягушка».

Серебряное блюдце с золотым яичком, серебряные пяльцы, золотое веретено — «Финист – ясный сокол».

Страница 9 из 42

1. Назови виды устного народного творчества. 

Ответ:

К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.

Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?

Ответ:

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.

3.  Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Ответ:

Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее  настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.

4.  Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.

Ответ:

Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!

5.  Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Ответ:

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.

Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.

Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.

6. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Кончил дело — гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал — навеки лгуном стал.

7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Ответ:

Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.

8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Ответ:

В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый.  Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта.  Снег
Дом зеленый всех зверей приютил.  Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь

9.  Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин  и  концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Ответ:

У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.

Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»

Сказка «Колобок» начинается со слов Жили-были…

10.  Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Ответ:

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.

11.  Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

Ответ:

Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
                «Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
                     «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»

12.  Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение;  изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста;  добрым молодцам урок. Самостоятельно  запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Народная сказка — это произведение, в котором  изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. 

13.  Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Ответ:

В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.

14.  Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.

15.  Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная  палочка,  коньки,  скатерть-самобранка,  зеркало,  сапоги-скороходы,  дудочка,  ковёр-самолёт,  шапка-невидимка,  плащ.

Ответ:

Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Ответ:

Можно рассказать сказку «Золушка», «Царевна-лягушка» , «По щучьему велению», «Хаврошечка».

16.  Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?

Ответ:

 Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.

17.  Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.

Ответ:

На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке.  Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.

Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет — краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.

Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи — по вороту, подолу, рукавам — как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх — сарафан.

Верхняя мужская одежда — кафтан, зимой — шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).

У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.

На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить «простоволосой», то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.

18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.

Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942

Иван Яковлевич Билибин  — русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.

Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка[1]) — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой)[2]; один из основных жанров фольклорной прозы[3][4]. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков[5].

ИсторияПравить

В древнерусском языке для обозначения жанра сказки употреблялось слово — «баснь», «байка», от глагола «баять» — «рассказывать, говорить»[6], а сказочников называли «бахарями»[7]. В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», то есть рассказывают сказки[8]. Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку[9].

ИзучениеПравить

Исследователь русской сказки Владимир Яковлевич Пропп считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности»[10]. В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла[5].

Морально-психологический смысл русских сказок выявлен Александром Николаевичем Ужанковым на основе разработанного им подхода символической интерпретации их текста.

Классификация сказокПравить

Монета Банка России — Серия: Легенды и сказки стран ЕврАзЭС: Сказки России. 3 рубля, реверс.

Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия.

Литературная энциклопедия 1929—1939 годов делит русские народные сказки на несколько видов[1]:

  • о животных;
  • волшебные;
  • новеллистические (включает анекдотические и эротические);
  • легендарные;
  • пародии и дразнилки;
  • детские.

Э. В. Померанцева выделяла четыре основные группы сказок[2]:

  • о животных (имевших первоначально производственное и магическое значение в охотничьем быту);
  • волшебные (большинство которых вышло из народного мифотворчества, сохранив черты экзогамии, культа предков, матриархата);
  • авантюрные;
  • бытовые.

В. Я. Пропп делит сказки на[11]:

  • волшебные;
  • кумулятивные;
  • о животных, растениях, неживой природе и предметах;
  • бытовые или новеллистические;
  • небылицы;
  • докучные сказки.

Список некоторых народных сказокПравить

Баба-Яга, Бычок — смоляной бочок, Лиса и волк, Глиняный парень, Гуси-лебеди, Диво дивное, чудо чудное, Журавль и цапля, Заюшкина избушка, Зимовье зверей, Иван-крестьянский сын и чудо-юдо, Иван-царевич и Серый волк, Как лиса училась летать, Каша из топора, Колобок, Крошечка-Хаврошечка, Курочка Ряба, Лиса, заяц и петух, Лиса и тетерев, Лисичка со скалочкой, Марья Моревна, Три медведя, Медведь липовая нога, Морозко, Мужик и медведь, Никита Кожемяка, Пузырь, соломинка и лапоть, По щучьему веленью, Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что, Репка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Сказание о роскошном житии и веселии, Снегурочка, Сивка-бурка, Теремок, Терёшечка, Царевна-Лягушка, Петушок — золотой гребешок.

См. такжеПравить

  • Народные русские сказки — сборник Афанасьева
  • Русская литературная сказка
  • Белорусские сказки
  • Украинская народная сказка

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Литературная энциклопедия: в 11 томах / отв. ред. В. М. Фриче, гл. ред. А. В. Луначарский. — М.: Художественная литература, 1937. — Т. 10. — (Романов — «Современник»).
  2. 1 2 Русский фольклор. — Институт русской литературы (Пушкинский дом). — М.: Наука, 1981. — С. 218. — 236 с.
  3. Сказка / Зуева Т. В. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 319. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  4. Сказка. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 11 мая 2018.
  5. 1 2 Аникин В. П. Русские народные сказки / под ред. И. А. Бахметьевой. — М.: Пресса, 1992. — 560 с.
  6. Зарубина Д. Баять // Наука и жизнь. — 2018. — № 5. — С. 50—52.
  7. Аникин В. П. Русская фольклорная сказка // Русские народные сказки. — М.: Детская литература, 1987. — Т. 1. — С. 11. — (Сказки народов мира в 10 томах).
  8. А. Л. Фокеев. Виды сказок. Сюжет и язык сказок. — Неиссякаемый источник. Устное народное творчество. — Лицей, 2005. — 224 с. — (По страницам литературной классики). — ISBN 5-8053-0344-2.
  9. Померанцева Э. В. Русская устная проза. — М.: Просвещение, 1985. — С. 20.
  10. Александр Янушкевич. История русской литературы первой трети XIX века. — 2013. — С. 60. — ISBN 9785457475144.
  11. Пропп В. Я. Русская сказка (Собрание трудов В. Я. Проппа) / Ю. С. Рассказов. — М.: Лабиринт, 2000. — Т. 4. — С. 416. — ISBN 5-87604-065-7.

ЛитератураПравить

  • Аникин В. П. и др. Русские народные сказки — М: Детская литература, 2002 — (Школьная библиотека) — ISBN 5-08-004044-0.
  • Брейгер Ю. М. Русская народная сказка как отражение духовной культуры нации — Мир науки, культуры, образования, 2012.
  • Веракса А. Н. О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход.
  • Воронцов В. А. Подлинные истоки волшебной сказки. — Казань: Intelpress+, 2011.
  • Русская сатирическая сказка / подготовка текстов, статья и комментарии Д. М. Молдавского. — М., Л.: АН СССР, 1955. — 286 с. — (Литературные памятники).
  • Русская фольклорная сказка // Русские народные сказки / Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина; Ил. И. Билибина. — М.: Детская литература, 1987. — Т. 1. — 719 с. — (Сказки народов мира в 10 томах).
  • Сказка в русской жизни // Русский образ жизни / ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 763—767. — ISBN 978-5-902725-05-3. Архивировано 29 октября 2013 года.
  • Лантух Т. В. Сказкотерапия как метод коррекеции отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста // Actualscience, 2016, Том 2, № 3 — ISSN 2412-9690 — Пенза, 2016.
  • Левшин В. А., Чулков М. Д. Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся чрез пересказывание в памяти приключениясские Сказки — М.: Университетская типография, 1780—1783.
  • Орлова, А. П.; Шабанова, Н. Э. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников: актуализация проблемы // Весник ВДУ. — 2014. — № 2 (80).
  • Соколов Ю. Сказка // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2-х томах / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М. Л.: Изд. Л. Д. Френкель, 1925.

СсылкиПравить

  • Пименова М. Русская сказка — скрытый миф?. Проект «Дикое поле» (2010). Дата обращения: 7 февраля 2018.
  • Барсукова-Сергеева О. М. Русская народная сказка как инструмент формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся
  • Прокопович Л. В. Народная сказка как культурный текст с мифопоэтической кодировкой смыслов (на примере сказки «Колобок») // Первый независимый научный вестник. № 7, 2016.
  • Русские народные сказки. Указатели сюжетов
  • Спасённых А. Н. Русские сказки на поясных пряжках 17—18 веков

1. Назови виды устного народного творчества.

К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.
Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.

3.  Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее  настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.

4.  Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.

Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!

5.  Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.

6. Собери пословицы. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.

Кончил дело – гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал – навеки лгуном стал.

7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.

8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый.  Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта.  Снег
Дом зеленый всех зверей приютил.  Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь

9.  Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин  и  концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.

Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»

Сказка “Колобок” начинается со слов Жили-были…

10.  Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.

11.  Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»

12.  Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение;  изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста;  добрым молодцам урок. Самостоятельно  запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Народная сказка – это произведение, в котором  изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

13.  Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.

14.  Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.

15.  Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная  палочка,  коньки,  скатерть-самобранка,  зеркало,  сапоги-скороходы,  дудочка,  ковёр-самолёт,  шапка-невидимка,  плащ.

Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Можно рассказать сказку “Золушка”, “Царевна-лягушка” , “По щучьему велению”, “Хаврошечка”.

16.  Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?

Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.

17.  Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.

На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке.  Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.

Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет – краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.

Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи – по вороту, подолу, рукавам – как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх – сарафан.

Верхняя мужская одежда – кафтан, зимой – шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).

У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.

На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить “простоволосой”, то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.

18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.

Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942

Иван Яковлевич Билибин  – русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке “Василиса Прекрасная”. На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.

Страница 9 из 41

1. Назови виды устного народного творчества. 

К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.

Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, частушка, сказка, поговорка, считалка.

2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим в основном стихи отличаются от песни.

3.  Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее  настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.

4.  Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.

Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!

5.  Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.

Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.

Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.

6. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Кончил дело — гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал — навеки лгуном стал.

7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.

8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый.  Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта.  Снег
Дом зеленый всех зверей приютил.  Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь

9.  Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин  и  концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.

Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»

Сказка «Колобок» начинается со слов Жили-были…

10.  Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.

11.  Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
                «Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
                     «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»

12.  Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение;  изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста;  добрым молодцам урок. Самостоятельно  запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Народная сказка — это произведение, в котором  изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. 

13.  Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.

14.  Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.

15.  Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная  палочка,  коньки,  скатерть-самобранка,  зеркало,  сапоги-скороходы,  дудочка,  ковёр-самолёт,  шапка-невидимка,  плащ.

Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Можно рассказать сказку «Золушка», «Царевна-лягушка» , «По щучьему велению», «Хаврошечка».

16.  Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?

 Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.

17.  Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.

На рисунке (Страница 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке.  Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.

Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет — краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.

Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи — по вороту, подолу, рукавам — как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх — сарафан.

Верхняя мужская одежда — кафтан, зимой — шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).

У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.

На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить «простоволосой», то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.

18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.

Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942

Иван Яковлевич Билибин  — русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как бы там ни было как пишется правильно
  • Как бы там ни было или не было как пишется
  • Как бы плохо ни приходилось никогда не отчаивайся держись пока силы есть сочинение
  • Как бы ни менялись времена как пишется
  • Как бы ни было тяжело как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии