Сегодня не только день влюбленных, но и Международный день дарения книги. Если так случилось, что вам надарили книг больше, чем валентинок, то советуем познакомиться с лайфхаками, как читать быстро и при этом понимать смысл.
Как быстро вы читаете? Большинство при проверке показывают примерно 250 слов в минуту. И только единицы достигают сверхскоростей. Так, англичанка Энн Джонс «проглотила» последний том «Гарри Поттера» за 47 минут. То есть читала 4244 слова в минуту! К подобным результатам стремиться не стоит , а вот устранить причины медлительности и слегка ускориться можно. Делимся советами из книги «Суперстудент».
Почему мы читаем медленно?
Техники быстрого чтения нацелены на устранение факторов, замедляющих процесс. Поэтому прежде чем говорить о скорости, посмотрим, что ее снижает.
Суперстудент
Во время чтения глаз совершает множество отдельных движений. Для восприятия фрагмента текста взгляд должен зафиксироваться на нем. Продолжительность одной фиксации — всего ¼ секунды. Многие за это время успевают прочесть только одно слово. Чтобы увеличить скорость чтения, надо прочитывать больше слов за одну фиксацию. На рисунке представлено количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию: одно (вверху) или несколько (внизу).
Учитесь читать несколько слов за одну фиксацию
Проговаривание текста при чтении
Прочитывание малого количества слов за одну фиксацию обычно связано с проговариванием текста при чтении. Чаще всего мы как бы слышим слова внутри себя, то есть мысленно проговариваем текст, иногда шевеля при этом губами. В результате скорость чтения снижается, ведь в этом случае мы читаем с той же скоростью, что и говорим (примерно 150 слов в минуту). От этой привычки следует избавляться. Думаем мы гораздо быстрее, чем говорим. Взглянув на рисунок автомобиля, мы мгновенно понимаем, что это такое. Зачем же произносить (про себя или вслух) написанные на бумаге слова? Чтобы увеличить скорость чтения, нужно удалить лишнее звено.
Человек, не проговаривающий слова при чтении, воспринимает их смысл мгновенно
Повторное чтение фрагментов текста
Если мы постоянно возвращаемся к прочитанным фрагментам текста, скорость чтения также снижается. Многие делают это бессознательно. Прочтя фрагмент текста, они машинально перечитывают его снова и снова. Как правило, это происходит из-за недостаточной сосредоточенности или опасения, что без повторного чтения текст не запомнится.
Понаблюдайте за движением своего взгляда при чтении
Невнимательность и/или рассеянность
Если не удается сосредоточиться на чтении и мысли витают где-то далеко, скорость чтения снижается, а текст плохо запоминается. Прерываете чтение, чтобы обдумать прочитанное, вникнуть в его смысл, связать новые знания с полученными ранее? Прекрасно. Отвлекаетесь, чтобы помечтать об ужине? Тогда вы вряд ли что-то усвоите. К счастью, владение техникой быстрого чтения позволит читать так быстро, что волей-неволей придется сосредоточиться.
Сложность материала и отсутствие базовых знаний
Чтение сложной технической литературы занимает больше времени, так как приходится обдумывать прочитанное. Это относится и к чтению книг на иностранных языках. В них может встретиться много незнакомых слов, и понадобится время, чтобы понять текст. Такая литература не подходит для быстрого чтения.
Как читать быстрее? Техники и советы
Владение техниками быстрого чтения позволяет увеличить скорость в 2–3 раза без ущерба для восприятия материала.
Чтение с помощью пальца
Эта техника заключается в регулировании темпа чтения при помощи собственного пальца. Поставьте палец в начало строки, а затем по мере чтения передвигайте вправо. Чтобы привыкнуть к движению пальца, вначале читайте с привычной скоростью, а затем постепенно увеличивайте ее, следя взглядом за «регулятором». Эта техника хороша тем, что не позволяет возвращаться к прочитанному и задает высокий темп чтения, а значит, способствует концентрации внимания. Лучше использовать именно палец, но можно заменить его шариковой ручкой или чем-либо еще. Читая с планшета, можно свернуть в трубку лист бумаги и использовать его в качестве указки.
Больше слов за одну фиксацию
Вы уже знаете, что продолжительность одной фиксации взгляда составляет ¼ секунды. Чтобы увеличить скорость чтения, следует прочитывать 2-3 слова за одну фиксацию. Для многих такая скорость непривычна, но добиться ее совсем не трудно. Сожмите пальцы правой руки и вытяните перед собой ладонь. Сфокусируйте взгляд на среднем пальце. Одновременно вы видите указательный и безымянный пальцы, хотя смотрите только на средний, не так ли?
Быстрый темп
Научившись регулировать темп чтения с помощью пальца и прочитывать несколько слов одновременно, можно продолжить наращивать скорость. Какое-то время понимать смысл прочитанного будет трудно, но пусть вас это не смущает: способность к осмыслению прочитанного вскоре вернется. Старайтесь читать с той же скоростью, с какой двигается палец.
На скорости 100 км в час водитель вынужден более внимательно следить за дорогой, чем при 40 км в час. Быстрое чтение тоже помогает сосредоточиться.
Не проговаривать текст при чтении
Избавиться от этой привычки труднее всего. Некоторым это так до конца и не удается. Но с другими техниками быстрого чтения можно ускориться настолько, что вы просто не сможете проговаривать текст (или, во всяком случае, каждое слово). Каждый новый шаг в борьбе с проговариванием текста повышает скорость чтения. Попробуйте, например, прочитать следующее предложение, проговаривая только слова, выделенные жирным шрифтом: «Считается, что Сократ был первым великим философом». Можно во время чтения мысленно говорить «тра-та-та» — это также поможет избавиться от дурной привычки.
Когда нужно читать быстро?
Быстрое чтение не самоцель. Оно приносит пользу, только если вы понимаете смысл и усваиваете материал. К тому же разные тексты и разные задачи, которые мы решаем при чтении, требуют разной скорости.
Задачи могут быть следующими:
- получить общее представление о прочитанном;
- понять и усвоить новые положения и идеи;
- найти ответы на вопросы;
- повторить ранее пройденный материал;
- получить удовольствие от самого процесса чтения.
Хотите найти ответы на вопросы? Скорее всего, для этого достаточно бегло просмотреть текст, то есть можно читать гораздо быстрее, чем при знакомстве с новым сложным материалом.
Используйте таблицу как ориентир
Обучение быстрому чтению требует времени и тренировки. Как правило, достаточно упражняться 20 минут в день в течение месяца. В этот период важно следить только за скоростью. А понимание смысла прочитанного придет, когда вы освоите технику окончательно.
По материалам книги «Суперстудент»
Обложка поста — unsplash.com, иллюстрации — из книги
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Приятно читать ради удовольствия, но иногда у нас нет возможно выбирать, сколько времени потратить на прочтение книги. Если вам нужно прочитать книгу, а у вас есть только 2 или 3 часа, вы все еще можете сделать это с помощью хорошей подготовки, проделанной заранее. Как вы сможете увидеть, подготовка к быстрому чтению так же важна, как и само чтение.
-
1
Заранее просмотрите текст. В первую очередь изучите оглавление. Обратите внимание, сколько разделов или глав в книге и сколько страниц в каждом из них. Пролистайте книгу, акцентируя внимание на схемах, картинках или подразделах. Попробуйте предугадать, сколько времени уйдет на прочтение, так как позже это пригодится при “активном чтении”.[1]
-
2
Рассчитайте, сколько времени вы должны потратить на каждый раздел. Например, если в книге пятнадцать глав и у вас есть три часа, вы должны разделить 180 (60 минут помноженное на 3) на пятнадцать. В этом примере каждая глава займет в среднем 12 минут. Какое бы количество вы ни рассчитали, это не строгий показатель, это просто инструмент, который поможет вам отслеживать свое время и прогресс. Важно также учитывать время для перерывов, а также понимать, что на прочтение некоторых глав уйдет больше или меньше времени.
-
3
Проанализируйте свои цели. Знание целей поможет выделить главные вещи и не тратить время на лишний материал.[2]
[3]
Вы будете писать тест по пройденному материалу? Вы пытаетесь изучить конкретный навык? Вы должны обратить внимание на определенные аспекты книги (персонаж, язык, который использует автор, и так далее)? Знание того, что именно вам нужно вынести из чтения, поможет сосредоточиться на самом важном и не тратить время на обработку ненужной информации.Реклама
-
1
Используйте указатель или ориентир. Палец, клочок бумаги, закладка или ручка — любой подобный указатель поможет вам определить, сколько вы прочитали.[4]
Установите его около слова или строки текста и перемещайте по мере завершения чтения.[5]
[6]
Иногда вам захочется читать быстрее, иногда — медленнее. Чем больше вы используете указатель, тем лучше сможете определить, как быстро вы можете читать. -
2
Будьте активным читателем. Не ждите, пока история дойдет до вас. Предугадывайте, что произойдет и что вам нужно запомнить, и ищите факты, сюжетные линии или важные темы.[7]
[8]
-
3
Находите ключевые слова. Вместо того чтобы читать каждое предложение, выхватывайте взглядом основные слова. Спустя некоторое время вы обнаружите, что можете понимать значение всего абзаца с помощью всего лишь нескольких слов. Вы всегда можете быстро пересмотреть текст, если захотите закрепить больше информации.[9]
-
4
Расслабьте мышцы лица и не цепляйтесь глазами за каждое слово. Вместо того чтобы следить за каждым словом, воспользуйтесь преимуществами периферийного зрения, чтобы видеть дальнейший текст. Начните смотреть на текст как на группу слов, которые вы можете охватить за раз.[10]
-
5
Остановите внутреннюю речь. Внутренняя речь — это когда вы видите слово, а потом думаете о нем в своей голове. Если вы перестанете это делать, вы сэкономите много времени во время чтения. Чтобы отключить эту часть своего разума, займите ее чем-то другим, например, пожуйте жевательную резинку, считая от одного до десяти снова и снова, или повторяйте а-у-е-и в своей голове.[11]
[12]
-
6
Научитесь скорочтению. Скорочтение — это особое умение, которое требует практики и вовлеченности. Есть много приложений и книг, которые помогут вам овладеть этим навыком, но вряд ли это будет полезно, если вам нужно прочитать книгу без картинок сегодня за 2–3 часа. Имейте в виду, что иногда скорочтение может негативно влиять на понимание текста, и в этом его минус.[13]
-
7
Знайте, когда нужно прекратить бегло просматривать текст и начать чтение. Время от времени вы будете наталкиваться на важные части книги. В этих местах важно прекратить бегло просматривать текст и читать более внимательно, чтобы больше запомнить. Внимательное чтение важной части также необходимо, как и беглое чтение незначительных моментов. Если вы считаете, что это важная часть книги, можете отметить ее ручкой, маркером, карандашом, закладкой или подвернуть край страницы.[14]
Реклама
-
1
Составьте расписание для сеансов чтения. Вместо того чтобы впихивать время для чтения в плотное расписание дел на день, отведите 2–3 часа на чтение, как будто это занятие или мероприятие, на котором вам нужно появиться.[15]
Посвящая определенное время чтению, вы сведете к минимуму наличие отвлекающих факторов и помех.[16]
-
2
Выберите тихое место. Вам стоит читать в спокойной обстановке, где ничто не будет вас отвлекать, а не в оживленном месте, где вы можете завести беседу с кем-то или где вас будут отвлекать разговоры окружающих.[17]
Возможно, вы захотите пойти в библиотеку или остаться дома, когда там никого не будет. Избегайте мест, где вы можете отвлекаться или прерываться (например, уснуть в постели или искать еду на кухне).[18]
. -
3
Устройтесь поудобнее. Поскольку вы будете находиться в одном месте в течение нескольких часов, вам нужно убедиться, что вы не будете от этого страдать и вам будет удобно в течение долгого периода времени.
- Обратите внимание на свою осанку.
- Убедитесь, что освещение хорошее, и вы не будете напрягать глаза.
- Убедитесь, что у вас есть поддержка для поясницы, будь то спинка кресла, подушка или скрученная толстовка.[19]
-
4
Не отвлекайтесь. Будет очень заманчиво отложить книгу и заняться чем-то еще. Вы должны противостоять этим соблазнам и распланировать все заранее. Выключите телефон. Держитесь подальше от компьютера, портативных устройств, видеоигр и телевизора.[20]
Даже еда может отвлекать. Обязательно заранее поешьте или положите рядом перекус, чтобы не вставать и не идти за ним в другое место. -
5
Будьте бодры и внимательны. Если вам надо прочитать текст за короткий промежуток времени, вам нужно сохранять концентрацию. Лучше прочитать книгу днем, в период наивысшей активности.[21]
Не начинайте читать прямо перед сном, иначе вы рискуете уснуть. Если у вас нет другого выбора, можно попробовать выпить кофе или холодную воду.Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 30 229 раз.
Была ли эта статья полезной?
Возьмите книгу и проверьте эффект на себе прямо сейчас.
Предыстория: «Проект PX»
Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья — выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.
Итак, «Проект PX» — это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.
Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка — от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.
Всё, что нужно, — это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Подготовка
Для нашего эксперимента вам понадобится:
- книга объёмом не менее 200 страниц;
- ручка или карандаш;
- таймер.
Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).
На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.
Полезные советы
Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.
1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста
Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.
Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.
Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:
Ну как, чувствуете?
2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту
Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.
В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.
3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку
Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.
4. Тренируйте навыки по отдельности
Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.
Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.
Упражнения
1. Определение начальной скорости чтения
Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку вычислять точное значение будет слишком муторно и долго.
Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40 : 5 = 8 — в среднем восемь слов в строчке.
Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлила до 39 строк на странице: 195 : 5 = 39.
И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.
Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.
Сколько получилось? У меня чуть больше страницы — 328 слов.
2. Ориентир и скорость
Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.
Техника (2 минуты)
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.
Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.
Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.
Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.
С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.
Скорость (3 минуты)
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).
Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.
За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении — не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.
Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.
3. Расширение области восприятия
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.
Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.
Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.
Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.
Вот пример. Прочитайте это предложение:
Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.
Если вы начинаете читать со слова «студенты» и заканчиваете «чтением», то экономите время на прочтение целых пяти слов из восьми! А это сокращает время на чтение этого предложения более чем вдвое.
Техника (1 минута)
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия — просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.
Техника (1 минута)
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.
Скорость (3 минуты)
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).
Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.
4. Проверка новой скорости
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту — в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.
Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.
Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Определение скорочтения
Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.
Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.
Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.
К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.
Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.
Телеграм-канал для умных родителей
Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
Что считать быстрым чтением: стандарты и рекорды
Для первоклассника к концу учебного года нормальным результатом считается скорость чтения от 25 до 40 слов в минуту.
К окончанию 4 класса ребенок должен читать от 90 до 120 сл/мин и более.
В средних и старших классах технику чтения не проверяют, но считается, что подросток и взрослый человек в среднем читают около 180 сл/мин.
Высоким показателем можно назвать результат от 400 сл/мин. Обучение скорочтению помогает улучшить средние результаты в 2-3 раза и более.
Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.
Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.
Что мешает нам быстро читать
Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.
На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.
У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.
Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:
- Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
- Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
- Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.
Методы и способы скорочтения
Мы рассмотрели основные факторы, которые мешают читать. Они же будут подсказкой к вопросу, как повысить скорость чтения без существенных потерь в понимании текста. Прочитать страницу быстро, но механически — совершенно бессмысленное занятие, и большинство методов скорочтения направлено на то, чтобы ребенок или взрослый сохраняли понимание материала на 50-75%.
Подавление субвокализации
Если ребенок приобрел привычку мысленно проговаривать текст, он будет читать про себя с той же скоростью, что и вслух. Один из эффективных способов избавиться от такого проговаривания — ритм Жинкина. Это короткая ритмичная композиция, которую создал психолог Н. Жинкин в ходе исследований внутренней речи.
Особенность ритма в том, что он не совпадает с мелодикой русского языка, обладающего переменным ударением. При выстукивании его рукой создается зона индуктивного торможения вокруг зоны Брока — области головного мозга, отвечающей за моторную речь.
Это, образно говоря, отключает речедвигательный канал и делает невозможным мысленное проговаривание текста. Мозг учится сенсорному восприятию — обработке информации, поступившей в виде зрительного образа, без проговаривания.
Эта техника быстрого чтения подходит для детей и взрослых. Не обязательно знать нотную грамоту, можно просто скачать ритм Жинкина, и ребенок легко освоит его за несколько минут. Но не переживайте: ребенку не придется все время постукивать пальцем или карандашом по столу. Достаточно около 20 часов практики, чтобы мозг перестроился и в дальнейшем воспринимал текст без проговаривания.
Развитие периферического зрения
Поле центрального зрения весьма ограничено, и это мешает воспринимать целиком не только страницу текста, но даже одну строку. Однако с этим можно бороться, тренируя периферическое зрение. Чтобы расширить «видимую зону» текста, используют клиновидные таблицы. Это еще одна техника скорочтения, полезная для детей и взрослых.
Как работать с таблицей: попросите ребенка прочитать боковые цифры, глядя только на центральный столбец. Нужно двигаться по таблице сверху вниз, удерживая взгляд в центре и стараясь не перебегать глазами направо и налево.
Тренажеры скорочтения для детей могут быть направлены на расширение поля зрения не только по горизонтали, но и по вертикали. Для того, чтобы увеличить угол обзора сверху и снизу, нужно двигаться глазами по следующей таблице и при этом удерживать взгляд на центральной строке.
Если с цифрами не возникает сложностей, переходите к слогам. Воспринимать одновременно по два символа с каждой стороны ребенку будет сложнее. Но поскольку слоги складываются в слова, здесь подключится способность мозга «достраивать» недостающую информацию.
Зачем это нужно: привычка использовать только центральное зрение приводит к тому, что ребенок читает текст по одному слову. Например, чтобы осознать смысл предложения «Весной трава зеленее», он должен вначале представить себе весну, затем прочитать о траве, а потом уже вызвать в памяти зеленый цвет.
В итоге для восприятия текста должны последовательно сменить друг друга три зрительных образа и скомпоноваться в один. Если ребенок сможет увидеть все предложение целиком, у него в голове сразу появится образ зеленой весенней травы, что значительно ускорит процесс.
Техника фоточтения
Этот способ чтения получил такое название за что, что читающий словно «фотографирует» страницу взглядом, стараясь уловить суть материала. Он подходит для ситуаций, когда нужно просмотреть большое количество текстов на знакомую тему в поисках нужной информации. Документы и научную литературу на слабо знакомые темы так читать не стоит — велик риск пропустить что-то важное.
Как использовать фоточтение:
- изучите структуру текста — посмотрите оглавление и подзаголовки, создавая общее представление о материале;
- на каждой странице охватывайте взглядом небольшие текстовые массивы, блоки, списки, выделяя ключевые фразы;
- пройдя материал до конца и представив его суть, вернитесь к важным местам, чтобы прочитать их внимательнее.
В большинстве книг и статей доля важных фраз составляет до 20%. Сосредоточив на них внимание, можно не только развить навык скорочтения, но и научиться структурировать информацию.
Техника диагонального чтения
Именно этим методом часто пользуются те, кто самостоятельно понял, как научиться скорочтению. Считается, что с его помощью читали огромное количество литературы Теодор Рузвельт, Владимир Ленин, Джон Кеннеди. Диагональное чтение по сути похоже на фотографическое, но с использованием периферического зрения.
Как читать «по диагонали»:
- проведите мысленную линию от верхнего левого угла страницы в нижний правый;
- двигайтесь взглядом по этой диагонали, стараясь охватить как можно больше слов одновременно;
- не вчитывайтесь в отдельные слова, составляйте целостный образ материала;
- выделяйте ключевые фразы и пропускайте обороты без смысловой нагрузки;
- не возвращайтесь к отдельным кускам текста, пока не прочитаете материал целиком.
Эта техника чтения, как и предыдущая, подходит в основном для текстов на знакомую тему. Вместе с тем, она слабо применима для детей, ведь ребенок вряд ли сможет уловить суть материала по отдельным фразам.
С какого возраста можно упражняться в скорочтении
Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать. Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе.
Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий.
Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.
Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:
- способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
- широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
- умение структурировать информацию, выделять главное;
- большой объем оперативной памяти;
- высокая скорость мышления.
Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.
Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.
Упражнения для скорочтения: разминка
Помочь ребенку освоить быстрое чтение можно не только на специальных курсах, но и бесплатно — мы поделимся набором простых упражнений для скорочтения. Начнем с разминки, которая позволит расширить периферическое зрение и подготовит глаза к нагрузке.
Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующее упражнение:
- возьмите книгу стандартного размера А5 и начинайте водить взглядом по строчкам, словно лучом прожектора;
- перемещайте взгляд вначале слева направо (как обычно), а после наоборот — справа налево;
- расслабьте глаза и не вдумывайтесь в смысл текста, старайтесь просто различать буквы;
- в течение 1-й минуты охватывайте взглядом одну строку, 2-ю минуту ведите взглядом по двум строками одновременно, 3-ю минуту — по трем строкам, дальше — по пяти строкам.
После такой разминки можно попробовать уже не просто различать буквы, а быстро читать текст по строке за раз.
Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.
Назови цвет
Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Чтение наоборот
Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево. Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению.
Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.
Таблицы Шульте
Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.
Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
Заметки на полях
Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.
Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.
Онлайн-тренажеры для скорочтения
Научиться быстро «проглатывать» тексты без потери смысла помогут онлайн упражнения для скорочтения, которые несложно найти в сети. Одни из них универсальны, другие же позволяют тренироваться на разных уровнях сложности и отслеживать свой прогресс. Они удобны тем, что дают возможность оттачивать навыки взрослому или ребенку в самых разных ситуациях: в дороге, в школе на переменах или в очереди к врачу.
Делимся подборкой сайтов с бесплатными онлайн-тренажерами скорочтения для детей и взрослых:
- readster.club — удобный ресурс, на котором удобно следить за скоростью чтения, менять ее и отслеживать прогресс на графике;
- chtenie.net — тренажер, с 18 уровнями сложности и 5 скоростями;
- skorochtenie.online — онлайн-проверка скорости чтения и понимания текста;
- booksite.ru — еще один онлайн-тест, который проверяет только скорость чтения;
- cepia.ru — тренировки по таблицам Шульте и Горбова-Шульте и другие тренажеры.
Тексты для скорочтения
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.
Тексты для скорочтения бывают:
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Вот парочка полезных ресурсов:
- универсальные тексты для тренировки скорочтения;
- детские тексты для проверки скорости чтения.
Упражнения для детей
В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.
Популярные упражнения:
1. «Следи за строкой»
Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.
2. «Пройди лабиринт»
Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.
3. Техника «Сбор урожая»
Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.
4. «Непослушная книжка»
В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.
5. «Отыщи слово»
Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.
Книги по скорочтению для детей
Делимся списком литературы, которая поможет самостоятельно освоить скорочтение или научить этому полезному навыку своего ребенка:
1. «Скорочтение для детей 10-16 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиль Ахмадуллин.
2. «200 текстов для обучения скорочтению. Тренажёр для автоматизации навыка» Гюзель Абдулова.
3. «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» Питер Камп.
4. «Скорочтение» Геннадий Быстров.
5. «Никиткины истории. Книга-тренажер для увеличения скорости чтения младших школьников» Рената Кирилина и Сергей Кирилин.
6. «Быстрое чтение за 10 дней» Эбби Маркс-Бил.
7. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение» Гюзель Абдулова.
8. «Скорочтение» Андрей Андреев.
9. «Развитие мозга» Роджер Сайп.
10. «Книгоед. Курс скорочтения» Юрий Жданович.
Сакраментальный вопрос о том, как быстро прочитать книгу и понять смысл текста, рано или поздно настигал каждого из нас. Кого-то еще в школе или институте, когда для того, чтоб выучить предмет и сдать его преподавателю, оставались считанные часы. Кого-то на первой работе, когда нужно было произвести впечатление на начальника и овладеть новой информацией. А кого-то этот вопрос вот-вот настигнет…
Содержание
1. Почему нам всегда хочется прочитать книгу как можно быстрее?
2. Техники быстрого чтения с запоминанием содержания
3. Особенности периферического зрения
4. Как прочитать книгу за 15 минут?
5. Как прочитать скучную книгу?
6. Как читать и запоминать больше?
7. Как прочитать 100 книг за год?
8. Как букнот помогает читать больше книг?
9. Выводы
Почему нам всегда хочется прочитать книгу как можно быстрее?
Чтение – процесс увлекательный и очень полезный для мозга. Благодаря навыку чтения, мы получаем огромное количество информации, изучаем новое, духовно развиваемся. Но бывают ситуации, когда нужно не просто прочесть книгу или статью, но сделать это быстро, да еще и запомнить прочитанное. Максимально быстрого и эффективного чтения позволяют достичь различные хитрости.
Большие произведения на несколько сотен страниц требуют потратить немало времени на чтение и восприятие информации. Если литература художественная проблем зачастую не возникает. Однако тематические тексты с узким изучением могут создать ряд сложностей с пониманием смысла прочитанного. Часто научные работы или учебные книги не поддаются восприятию, поскольку их трудно ассоциировать с жизненным опытом или визуальными картинами. К счастью, проведенные исследования позволили выявить способы и методики, которые помогут научить воспринимать информацию в любом объеме.
Редакция блога от себя лично рекомендует перед любым началом обучения скорочтению проходить тест на проверку скорости чтения. Он поможет понять с какого уровня вам нужно будет начинать и сколько усилий приложить, чтоб выйти на максимальный уровень. Проверить свою скорость можно и у нас на сайте. Это бесплатно и в конце можно получить сертификат :).
Техники быстрого чтения с запоминанием содержания
Научиться высокой скорости чтения за пару часов невозможно. Чтобы быстро пробегать строки глазами, понимая при этом смысл написанного, требуется тщательно тренироваться на протяжении многих недель. Наиболее эффективным способом скорочтения объемных книг является разработанный на зрительном восприятии метод:
Возьмите книгу, объем которой составляет не менее 200 страниц, вооружитесь карандашом и таймером. Читать необходимо с перерывами после сессии в 15-20 минут.
После начала чтения старайтесь как можно меньше останавливаться на непонятных словах. Водите по строкам карандашом и делайте отметку, если не поняли смысл или само слово.
Зрение человека устроено таким образом, что чтение осуществляется скачками от одного слова к другому. Чем больше вы тренируетесь читать, тем меньше времени вы будете задерживать взгляд на каждом слове.
Старайтесь не возвращаться к началу предложения или абзаца, если упустили смысл. Сделайте отметку и вернитесь к ней после завершения сессии. Такие действия помогут вам сэкономить до 30% времени.
Скорочтение с пониманием смысла обеспечивается несколькими навыками. Попытка натренировать одновременно все возможности вашего зрения и мозга лишь приведут к увеличению процесса или даже утрате веры в собственные силы.
Особенности периферического зрения
Ключевым фактором высокой скорости чтения книг является возможность беглого просмотра страниц. На переход от одного слова к другому у человека со средними навыками уходит порядка 0,025-0,05 секунд. Чем чаще вы тренируетесь, тем меньше становится задержка на отдельных словах. Однако добиться высокой скорости чтения более 300 слов в минуту таким способом не получится. Решением становится использование периферического зрения. Основные особенности метода заключаются в следующем:
— взгляд не фокусируется на каждом слове, а лишь не центральном;
— рядом стоящие слова воспринимаются боковым видением;
— переходы в данном случае сокращаются в 2-3 раза, что повышает скорость чтения;
— смысл прочитанного запоминается легче, по причине менее сконцентрированного внимания.
Тренируя периферическое зрение, вы можете увеличить скорость чтения до 900 и более слов в минуту, при этом воспринимать информацию станет легче.
Как прочитать книгу за 15 минут?
Конечно, нужно понимать, что огромный учебник на 400 страниц за четверть часа не прочесть. Однако любую книгу любого объема за 15 минут можно достаточно изучить, чтобы рассказать примерно, о чем она. Для этого придерживайтесь следующих правил:
Таким образом за 15 минут вы получите общее представление о книге. Известные ученые и люди, у которых нет времени на чтение бесполезной литературы, очень часто пользуются этим методом, чтобы оценить пользу книги. Естественно речь не идет о художественной литературе, читать которую за столько короткий срок не имеет смысла.
Как прочитать скучную книгу?
Всем нам иногда приходится читать необходимую, но очень скучную литературу. Мы ловим себя на мыслях, что интересные детективы проглатываем за пару часов, а несколько параграфов нудного учебника растягиваем на полдня и ничего не запоминаем в ходе чтения.
Если в необходимости прочтения скучной книги сомнений нет, то придерживайтесь следующих правил, чтобы упростить и ускорить процесс:
Начните читать вслух. Если нет возможности читать вслух, то проговаривайте про себя каждое слово.
Отбросьте посторонние мысли и максимально сконцентрируйтесь на смысле книги. Необходимо всего 10-15 минут насильной концентрации внимания на неинтересном объекте, чтобы произошло погружение в материал.
Если какие-то предложения проходят мимо понимания, не возвращайтесь к ним, а продолжайте читать.
Чтение таких книг лучше осуществлять в максимально изолированной, тихой обстановке, так как даже незначительные звуки вроде шума машин за окном могут отвлекать если не от самого чтения, то от смысла точно.
Как читать и запоминать больше?
Быстрое чтение – лишь половина успешного развития интеллекта, ведь прочитанное нужно запоминать. Каким бы способом вы ни читали литературу, используйте следующие техники, чтобы удержать в памяти максимальное количество полезной информации:
Конспектируйте. Не обязательно заводить тетрадь для каждой книги, но можно читать с карандашом и делать пометки на полях или подчеркивать интересующие куски. Работа с текстом очень хорошо влияет на его запоминание.
Читайте в спокойной обстановке, без отвлекающих факторов. Чтобы лучше запомнить информацию, не читайте с музыкой, под телевизор, в шумной обстановке. Если нет возможности читать в тишине, то постепенно приучайте себя погружаться в книгу, отключаясь от внешних раздражителей.
Сначала читайте, а потом запоминайте ключевое. Лучше полностью прочесть главу, а затем вернуться к интересным моментам для запоминания, чем зубрить их во время первого знакомства с текстом.
Делайте краткое резюме. После каждой главы кратко пересказывайте ее.
Повторяйте запомнившееся. Если материал требует четкого запоминания, то повторите его через 2 часа после чтения, через 8 часов, через сутки и через неделю.
Помимо использования техник, нужно постоянно развивать память. Данный навык требует постоянных ежедневных тренировок, которые не потребуют дополнительного времени: занимайтесь во время поездок на работу или учебу, перед сном, во время прогулок.
Как прочитать 100 книг за год?
Чтение помогает нам развиваться, вне зависимости от выбранной литературы. Можно читать художественные произведения, научные статьи, учебники, даже биографии – это все равно полезно для мозгов. Задаваясь целью прочесть 100 книг за год, человек должен понимать, что нужно составить примерный план:
1. Составьте список книг, которые желаете прочесть.
2. Распределите книги в таком порядке, чтобы на каждые 25 значений приходился примерно одинаковый объем страниц.
3. Установите себе нормы чтения: определенное количество страниц за месяц, количество книг за квартал. Учитывайте предполагаемые нагрузки на работе или в университете.
4. Установите примерную норму чтения страниц в день. При ее невыполнении следует увеличивать объем в свободные дни.
5. Отмечайте выполнение плана, чтобы отслеживать собственные успехи. Это не только позволяет скорректировать план, но и мотивирует продолжать марафон.
Чтобы все перечисленные техники работали максимально эффективно, рекомендуется освоить навык скорочтения. Для этого недостаточно постоянно читать, а нужно усвоить некоторые навыки, расширить угол зрения, подавить внутреннюю артикуляцию. Совмещение техники быстрого чтения с умением хорошо запоминать материал – позволит быстро и эффективно развиваться.
Как букнот помогает читать больше книг
Никак. Но он очень хорошо помогает усваивать из книг самое полезное и нужное именно вам. Помните главу про то, что нужно вести конспекты всех прочитанных книг? Так вот, букнот — это универсальное оружие для такой задачи…
Букнот — это блокнот для осознанного чтения, который позволяет записывать из каждой книги самые главные мысли, а потом превращать их для себя в практические задачи.
Больше инфы про букнот можно прочитать тут.
Ну и еще содержит всякие полезные советы по скорочтению и разукрашки, если устанете и захотите просто порисовать 🙂
Вместо букнота вы можете взять любой другой блокнот, тетрадку, телефон, обои на стене и выписывать наиболее важные тезисы в том формате, как вам будет удобней. Главное, чтоб это все:
1. Было структурировано и вам понятно.
2. Вы могли вернуться к записям в любой момент времени.
Выводы
Задача читать больше книг, читать их за 15-20 минут или читать по 100 штук в день не должна быть самоцелью. Мы читаем не ради того, чтоб читать, а ради того, чтоб после этого в нашей голове откладывались какие-то полезные знания, которые со временем станут поступками и опытом.
Чтоб получать больше знаний из книг у вас, в конечном счете, есть два пути — больше читать разных книг развивая скорость или тщательно читать книги вынося из них самое главное. В этом вам помогут специальные блокноты для чтения, среди которых и наш букнот.
Чтение – поистине замечательная вещь и величайшая способность человека, позволяющая ему развиваться, познавать мир, погружаться в разные реальности и, конечно же, получать массу нужной информации на любую тему. И как бы хотелось уметь сканировать тексты взглядом, за несколько минут прочитывая толстенные книги. Но, к сожалению, такие способности – это нечто из разряда фантастики. Однако вполне в наших силах научиться читать быстро и даже очень быстро. Для тех, кто хочет погрузиться во все подробности этого навыка, у нас есть курс «Скорочтение», а если вы хотите уже через полчаса начать читать быстрее, то милости простим – знакомьтесь с этой статьей.
Краткое введение
Уметь быстро читать – это не просто слова. Главная ценность этого навыка состоит в том, что он может высвободить огромное количество свободного времени, позволить вам как минимум в три раза быстрее осиливать любую литературу, начиная технической и заканчивая художественной. Неплохой результат, согласны?
Многие люди уверены, что на достижение такого результата потребуются месяцы упорных занятий и тренировок. Но все обстоит совсем не так – быстрее читать вы сможете уже через полчаса первых занятий. В доказательство этому мы хотим предложить вам провести интересный эксперимент, но прежде скажем еще несколько вступительных слов.
За основу этой статьи мы взяли данные семинара PX Project, проходившего в 1998 году в Принстонском университете. Этот семинар был посвящен быстрому чтению, а точнее – повышению скорости чтения.
PX Project представлял собой специальный когнитивный эксперимент, продолжавшийся три часа. Согласно задумке организаторов, после его прохождения участники могли повысить скорость своего чтения на 386%. Самими же участниками были люди разных языковых групп, причем некоторые из них страдали дислексией. Но даже они научились читать до 3 тысяч слов в минуту, а это составляет около 10 печатных страниц, т.е. они читали одну страницу за 6 секунд!
Если интересно, вот немного статистики: американцы читают примерно 200-300 слов в минуту, а русские – 120-180 слов в минуту, что обусловлено языковыми особенностями. Но любой человек в состоянии повысить этот показатель до 900 слов в минуту. Единственное, что здесь необходимо, – это освоить принципы работы зрительного аппарата, осознать, на что уходит время, когда человек читает, и прекратить его на это тратить.
Разобравшись с основными ошибками, немного потренировавшись и получив чуточку опыта, вы уже станете читать заметно быстрее. При этом вы не будете просто «тупо» смотреть на текст и бегать по нему глазами, не улавливая смысл, а научитесь воспринимать прочитанное и запоминать это.
Короче говоря, давайте перейдем к практике. Ниже мы дадим несколько видоизмененную вариацию упражнений из PX Project, а в конце статьи предложим ряд вспомогательных рекомендаций. Хотя и сейчас не будет лишним познакомиться с полезными советами. Пусть ваше обучение начнется с просмотра этого видео.
Развитие навыка быстрого чтения
Чтобы провести эксперимент и начать учиться быстро читать, вам необходимо подготовить книгу объемом не менее 200 страниц (чтобы полноценно потренироваться и прочитать ее), карандаш и секундомер. Книгу следует подобрать такую, чтобы она могла лежать на столе, не закрываясь. Если такой книги нет, то «рабочие» страницы нужно чем-нибудь прижать.
Эксперимент будет состоять из нескольких сессий продолжительностью примерно 20 минут каждая. Во время выполнения упражнений вас не должен никто отвлекать. Поставьте телефон на беззвучный режим. А перед тем как приступать к эксперименту, возьмите на заметку несколько правил:
- Читая строчку текста, старайтесь не останавливаться. Когда человек читает, его глаза двигаются по тексту скачками, а не плавно. В конце каждого скачка внимание фиксируется на какой-то части текста, взгляд останавливается на области текстового массива, равной примерно четверти страницы. Это можно сравнить с тем, словно глаза делают снимок данной части листа. Продолжительность этих зрительных остановок может составлять от ½ до ¼ секунды. Вы можете проверить это сами: закройте один глаз и слегка прижмите веко пальцем, а вторым глазом старайтесь не спеша передвигаться по строчке. Чтобы усилить эффект, скользите взглядом не по буквам, а по горизонтальной прямой.
- Читая текст, старайтесь не возвращаться назад. Люди, которые читают в среднем темпе, как правило, возвращаются взглядом назад по тексту, чтобы еще раз прочесть упущенную часть. Иногда это происходит сознательно, а иногда само по себе. В последнем случае взгляд подсознательно возвращается к той области текста, где концентрация внимания была снижена. Исследования показали, что в среднем на возвраты к прочитанному тексту (как подсознательные, так и сознательные) уходит около 30% времени чтения.
- Читая, старайтесь максимально концентрироваться, чтобы расширить зону охвата слов, которые читаете за одну остановку. Человек, читающий со средней скоростью, пользуется центральным зрительным фокусом, а не горизонтальным периферийным зрением. Из-за этого он способен воспринять вдвое меньше слов за один зрительный скачок.
Упражнения эксперимента PX Project будут отличаться друг от друга. Не стоит пытаться объединить их. К примеру, если вы работаете над скоростью чтения, о понимании прочитанного можно не волноваться. Вам предстоит пройти четыре последовательных этапа:
- определение текущей скорости чтения;
- повышение скорости чтения;
- расширение области восприятия текста;
- определение новой скорости чтения.
Основное же правило состоит в том, что вам нужно будет читать в три раза быстрее, чем хочется. Допустим, сейчас вы читаете 200 слов в минуту, а хотите читать 400 слов в минуту. Если так, то тренировка должна проходить со скоростью в 1200 слов в минуту. И еще раз напомним, что данный материал носит ознакомительный характер – мы приводим лишь пример, как можно увеличить скорость чтения. Если вам нужен полноценное учебное пособие, пройдите наш курс «Скорочтение».
Первый этап
Итак, положите книгу перед собой и посчитайте количество строк и слов в них. Вам нужно определить свою обычную скорость чтения. Подойдут примерные расчеты, т.к. на выяснение точных значений уйдет очень много времени и сил. Считаем так: сначала выясните количество слов, помещающееся в пяти строках текста, затем разделите его на пять и округлите. Например, у вас может быть 45 слов в пяти строках. Это значит, что в одной строке будет в среднем девять слов (45/5 = 9).
Далее посчитайте, сколько строк помещается на пяти страницах вашей книги, и разделите его на пять. К примеру, у вас получилось 186 строк. Это значит, что на странице будет около 37 строк (186/5 = 37,2).
Теперь финальное действие: посчитайте количество слов, помещающихся на странице. Для этого вам нужно число строк умножить на среднее число слов в строке. По нашим расчетам выйдет 333 слова (37*9 = 333).
И, наконец, узнайте скорость, с которой вы читаете в минуту. Засеките одну минуту на секундомере и начинайте читать. Не торопитесь – читайте так, как вы читаете в обычном режиме. У вас может получиться любое число. Но давайте возьмем для примера 350 слов.
Второй этап
Вы уже знаете, что достаточно много времени при чтении уходит на зрительные остановки и возвраты. Ваша задача их сократить, для чего понадобится инструмент, позволяющий отследить свой фокус. Таким инструментом может послужить палец, карандаш, ручка или палочка для суши. Подготовьте его и приступайте к первой технике.
Двухминутная техника
Засеките две минуты. Начинайте читать, используя палочку или карандаш. Спокойно ведите инструмент под строкой, что читаете, и старайтесь концентрироваться именно на том месте, где в данный момент находится ваша «указка». Переходите «указкой» по строкам, задавайте ей темп и придерживайтесь его.
Помните, что нельзя останавливаться и возвращаться к прочитанным отрывкам. Не переживайте насчет того, удается ли вам понять все, что читаете, т.к. первая техника рассчитана именно на скорость, а не на понимание. В идеале вы должны проходить одну строку за одну секунду, постепенно повышая скорость. Ни в коем случае не оставайтесь на одной строке более одной секунды, даже если совершенно ничего не понимаете.
По мере слежения за «указкой» вам будет казаться, что зрение опережает ее, и вы читаете быстрее. Но если вы уберете карандаш или палочку, вы заметите, что зрение мгновенно теряет фокус и начинает «плавать» по странице. Поэтому обязательно используйте «указку». Уже после выполнения этой техники ваша скорость чтения должна увеличиться хотя бы в полтора раза.
Трехминутная техника №1
Засеките три минуты. Используйте «указку», но на прочтение одной строки уделяйте максимум полсекунды. Для удобства можете мысленно произносить «двадцать два», и за это время вы должны прочесть две строки.
Вероятнее всего, вы не сможете понять вообще ничего из прочитанного, но на данном этапе значения это не имеет. Пока что вы заняты тренировкой когнитивных рефлексов, а сами техники способствуют адаптации к системе. Скорость чтения не должна падать на протяжении всех трех минут. Сохраняйте фокус, следя за «указкой».
Сохранение скорости – наиболее трудная задача, т.к. вы привыкли всегда читать, чтобы понимать, о чем речь, а сейчас вам приходится «нестись» вперед по тексту, не осознавая смысла. Не пугайтесь желания вернуться к прочтенным строкам и понять суть. Когда заметите, что и «указка» начала двигаться медленнее, сразу ускоряйте движение и ни о чем не думайте. За время выполнения трехминутной техники вы сможете прочитать 5-6 страниц, т.е. около 600 слов в минуту.
Третий этап
Данный этап рассчитан на расширения области восприятия. Сейчас вы сидите за монитором и, пусть даже смотрите в его центр, но все же видите его края. Точно так обстоит и с текстом: фокусируясь на центральном слове, вы все равно воспринимаете окружающий его текстовый массив.
Исходя из этого, вам нужно видеть максимальное количество слов периферийным зрением, чтобы читать быстрее. Расширив область своего восприятия, вы сможете повысить скорость своего чтения в три и даже четыре раза.
Люди, только начинающие читать быстро, видят «периферией» поля. Они скользят взглядом по всем буквам всех слов, а периферийное зрение воспринимает пустое пространство, в результате чего теряется до 50% времени.
А опытные чтецы поля не воспринимают. Они пробегают взглядом по нескольким словам предложения, а остальные фиксирует их периферийное зрение. Вот небольшой пример, иллюстрирующий, как это работает на практике:
На выделенные слова приходится основной фокус внимания, а остальные читаются «периферией». Теперь попробуйте сами и прочтите предложение ниже:
Обычно туристы ставят палатку, ориентируясь по направлению ветра.
Фокусируясь на центральных словах, т.е. начиная читать со «ставят палатку» и заканчивая «ориентируясь», вы экономите время, т.к. читаете только три слова из восьми. В итоге экономится время на прочтение всех строк почти в два раза. Но давайте упражняться дальше.
Минутная техника №1
Засеките одну минуту. Не забывайте использовать свою «указку», чтобы читать быстрее. Пока что начинайте чтение с первого слова в строке и заканчивайте последним. Пока область восприятия расширять не нужно. При этом на прочтение одной строки должно уходить не более одной секунды.
Минутная техника №2
Засеките одну минуту. Читайте дальше, задавая скорость чтения с помощью «указки». Но здесь вы уже должны начинать чтение со второго слова в строке и заканчивать за два слова до ее окончания.
Трехминутная техника №2
Засеките три минуты. Читайте, начиная с третьего слова в строке и заканчивая за три слова до ее окончания. А «указку» нужно передвигать с такой скоростью, чтобы одна строка читалась за полсекунды (используйте совет с мысленным произнесением «двадцать два»). Опять же, если понимать прочитанное не получается, ничего страшного. Эти упражнения рассчитаны на оттачивание когнитивных рефлексов, и понимание играет второстепенную роль.
Четвертый этап
На заключительном этапе вам нужно проверить, насколько повысилась ваша скорость чтения. Засеките на секундомере одну минуту. Начинайте читать. Старайтесь придерживаться максимальной скорости чтения, но тут она уже должна обеспечивать понимание прочитанного. Если все предыдущие этапы были пройдены последовательно и правильно, то ваша скорость уже на первых порах должна повыситься в 1,5-2 раза, чем была до начала эксперимента.
Таким образом, после применения всех техник вы должны начать читать быстрее и при этом понимать смысл. Чем больше вы будете практиковаться по предложенной схеме, тем лучше будут ваши результаты. Но для закрепления обязательно нужна практика и точное следование инструкциям.
Надеемся, что вам понравился этот эксперимент, и вы продолжите свои тренировки. А чтобы ваши успехи были еще больше, мы хотим предложить вам несколько дополнительных рекомендаций. Вы можете использовать их не только вместе с вышеизложенными техниками, но и без них.
Рекомендации по быстрому чтению
Скорость чтения человека, как уже стало понятно, обычно высчитывается, исходя из количества слов, которые он читает за одну минуту. Но если вы знаете, что ваша средняя скорость составляет, например, 300 слов, это еще не значит, что она всегда остается постоянной. Художественная литература читается быстрее, техническая – медленнее и т.д. На скорость чтения могут влиять разные факторы: содержание, знакомство с темой, размер шрифта, цель, ради которой читает человек.
Это говорит о том, что у вас всегда есть возможность подобрать к процессу чтения определенный «ключ»: читать по заголовкам, читать с предельной внимательностью, читать только самое важное (умея его визуально определять, конечно). Но все же один из главных козырей – это не читать строки текста от первого до последнего слова, а двигаться взглядом по центру страницы (и не важно: печатная она или электронная).
Освоить этот навык вам помогут следующие советы:
- Когда берете в руки книгу (или другой материал для чтения), держите ее под углом в 30° относительно своих глаз. Если работаете с компьютером, угол наклона экрана тоже должен быть таким же – отрегулируйте его.
- Во время чтения немного двигайте головой назад и вперед – так сетчатке лучше стабилизировать изображение. Проверено на практике, что такой прием позволяет повысить скорость чтения. У данного эффекта даже есть свое название – вестибулярный рефлекс, за счет которого увеличивается обзор периферийного зрения, а вы уже в курсе, что оно позволяет «схватывать» целые массивы текста.
- Читая, обязательно сохраняйте ровную осанку. Качество самого процесса чтения становится выше, если в действие вступает подсознание. А прямая осанка этому очень даже способствует, т.к. многие вещи, происходящие автоматически, происходят без помощи сознания. Ваше тело должно свободно дышать и отдыхать, когда вы читаете. Если вы будете сидеть ровно, активность и работоспособность вашего мозга будет сохраняться на протяжении долгого времени.
- Прежде чем приступать к чтению, «разогрейте» глаза. Для этого можно выполнить ряд простых упражнений:
- Посмотрите на стену и сфокусируйте взгляд на одной точке перед собой. Голову сохраняйте неподвижной.
- Вытяните руки вперед и посмотрите на кончики пальцев.
- Двигайте по очереди руками вправо и влево, следуя взглядом за кончиками пальцев.
- С силой зажмурьтесь несколько раз, затем откройте глаза и немного поморгайте.
- Прижмите ладони к глазам и сделайте глазами несколько круговых движений: сначала по спирали, потом – выводя «восьмерку», затем – по горизонтали.
- Не забывайте, что читать нужно учиться «кусками», когда вы смотрите на центральные слова, а «периферией» воспринимаете текст, который их окружает. Во время такого чтения пробуйте передвигаться глазами по центру сверху вниз, чтобы «зацепить» как можно больше материала.
- Еще раз повторим, что в начале обучения обязательно использовать «указку». Она помогает фокусироваться на читаемых словах и сохранять высокую скорость. Это и обеспечивает быстрое чтение.
В дополнение к перечисленному еще несколько рекомендаций, улучшающих понимание текста при чтении на высокой скорости:
- Начинайте читать с первого предложения первого абзаца. Профессиональные писатели (да и просто хорошие авторы) в большинстве случаев начинают каждый абзац с главной мысли. Она служит интуитивной подсказкой, с помощью которой вы можете определить, есть ли в конкретном абзаце нужная информация. В остальном тексте содержатся детали, которые часто можно опустить, если нет задачи вдаваться в тонкости.
- В процессе чтения не обращайте внимания на междометия, союзы, предлоги и другие короткие лексические единицы типа «быть», «и», «на», «как», «у» и т.д. Доверьтесь своему мозгу – он прекрасно видит и обрабатывает все это без дополнительной концентрации.
- Далеко не просто так авторы включают в свои тексты заметки, примечания, таблицы, списки и прочее. Почти всегда они содержат в себе ключевую информацию, поэтому такими «инструментами» нужно пользоваться. К тому же материал, структурированный подобным образом, намного легче воспринимается и запоминается.
- И снова: если чтение не требует углубления в детали, смелее переходите к заключительным абзацам, т.к. в последнюю часть материала зачастую входят мысли, подытоживающие все, что было сказано в основной части.
Мы прекрасно понимаем, что взять и сразу же начать использовать все эти приемы, техники, советы и рекомендации непросто. Но вас же никто не торопит, верно? Так что учитесь с малого: сначала осваивайте что-то одно, потом переходите к другому (не забывая о первом), затем – к третьему (не забывая о первом и втором) и т.д. Применение даже какого-то одного приема повысит вашу скорость чтения. А что будет, если вы научитесь всем?!
Поверьте, научиться быстро читать совсем не сложно. И не забывайте, что у нас есть очень хороший и эффективный курс по скорочтению, причем он совершенно бесплатный, так что проходить его не только полезно и интересно, но еще и очень выгодно. А в качестве заключения статьи – традиционное видео. Желаем вам сотен книг, прочитанных быстро и с пониманием!