-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
nevaehhughes103
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык24 минут назад
Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!
-
Геометрия29 минут назад
Геометрия 8 класс 1 вопрос
-
Английский язык29 минут назад
8. Match each time expression with its definition.
a) two weeks
b) ten years
from
4) a millennium d) a thousand yearse.com
5) a decade
e) a hundred years
6) a fortnight
7) the 1800s
for ages
f) after the birth of Christ
g) a long period of time
h) before the birth of Christ
1) AD
2) BC
ole.co3) a century -
Информатика34 минут назад
можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере
-
Математика34 минут назад
1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Увлекшись спором, не забывайте, что ваша цель – докопаться до истины, а не унизить собеседника. Не переходите на личности, не позволяйте себе нелицеприятных высказываний по поводу умственных способностей вашего приятеля. Не стоит вступать в спор с заведомо неправильным мнением и отстаивать свою точку зрения исключительно ради того, чтобы унизить собеседника. Если вы умелый оратор и ловко манипулируете доводами, вероятно, вам это удастся, но такой поступок плохо скажется на вашей репутации.
Точность формулировки
Убедитесь, что и вам, и вашему противнику известны значения терминов, которыми вы оперируете. В противном случае к концу вечера вы можете обнаружить, что проспорили несколько часов, хотя ваши мнения совпадали.
Если вам непонятны утверждения оппонента, не стесняйтесь попросить его перефразировать другими словами.
Я знаю, что я ничего не знаю
Невозможно знать все. Даже эрудированный человек, достигший небывалых высот в своей профессии, может не знать некую информацию, его не касающуюся. Физик-ядерщик способен путаться в хронологии произведений Цветаевой, а гениальный музыкант – позабыть, как пишутся химические реакции. Если в разговоре с оппонентом вы обнаружили, что начали «плавать» в теме, честно признайтесь в этом и направьте спор в другое русло. Или же загляните в интернет за интересующей вас информацией, чтобы продолжить увлекшую вас беседу.
Не стоит спорить о том, в чем вы абсолютно не разбираетесь. В итоге это выплывет на поверхность, а вы выставите сами себя глупцом.
Хитрый противник
Играть словами довольно легко, в особенности, если собеседник добродушен и несколько наивен. Если вам попался ловкий оппонент, вы и сами можете не заметить, как он вывернет ваши слова наизнанку, и в итоге он окажется прав, а вы – нет. Внимательно следите за рассуждениями вашего противника, и если вы замечаете, что он начинает интерпретировать сказанное вами неверно, не стесняйтесь поправлять его.
Победы и поражения
Вы закончили спорить, и теперь стало понятно, чье мнение оказалось верным, кто выиграл, а кто – проиграл. Если вы оказались правы, не спешите бурно радоваться и всячески демонстрировать превосходство над собеседником – это было бы неправильно. Лучше поблагодарите его за дискуссию, скажите, что его гипотеза была довольно интересной (если это не будет являться грубой лестью). Если же вы проиграли, не обижайтесь и не выказывайте недовольство, а признайте, что вынесли из спора новую информацию.
Старайся, чтобы в споре твои слова были мягки, а аргументы тверды
Автор: • Декабрь 6, 2022 • Эссе • 438 Слов (2 Страниц) • 13 Просмотры
Страница 1 из 2
Старайся, чтобы в споре твои слова были мягки, а аргументы тверды.
(Д. Вилкинс)
В наше неспокойное время предметом споров, может стать любая тема. Конфликты неизбежны, как бы вы не пытались сторониться острых ситуаций. Словом можно очень сильно «ранить» человека. Поэтому, нужно уметь правильно вести себя в спорах и уметь правильно аргументировать свою позицию, чтобы последствия были минимальны как для вас, так и для собеседника.
Под «спором» обычно понимают «понятие словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту». Некоторые авторы используют более узкое понятие «дискуссия», но она является лишь видом спора. Хочу упомянуть такое понятие как «дебаты», они предполагают под собой настоящее противостояние идей, когда важно победить собеседника, что к тематике моего эссе отношение имеет слабое, я хочу убедить вас в том, чтобы вы не доводили спор до дебатов.
Поговорим о неизбежности конфликтов. Когда градус общественного мнения раскалён до предела, когда из каждого «утюга» твердят о страшных событиях, нередко, люди, что прямыми участниками событий не являются, начинают вступать в перепалки с другими людьми, а с развитием интернета, такие конфликты являются неотъемлемой частью социальных сетей.
Я убеждён, что каждый человек имеет право на своё мнение и понимаю, как сильно хочется доказать каждому на земле, что ты прав, а твой собеседник ошибается. К сожалению, люди часто забывают о взаимоуважении в попытках достучаться друг до друга и переходят на личные оскорбления.
Но подмечу, я не против такого рода конфликтов. «В споре рождается истина» фраза, которую предписывают Сократу, описывает моё отношение к спорам, но я не совсем с ней согласен. Когда спор аргументирован, а участники приводят свои аргументы «за» и «против», тогда спор является «правильным». В моём понимании «правильный» спор – диалог, в котором участники, в формате разговора приходят к общему решению. Такой разговор должен быть конструктивным и аргументированным, если спор затягивается, то истина пропадает, а спор ради спора – пустая трата времени. Также, что наиболее важно — уважение к собеседнику, вы должны понимать, что за профилем в социальной сети или перед вами, сидит такой же человек, что и вы, он тоже может ошибаться, может вести себе резко по отношению к вам, такую агрессию следует игнорировать.
…
Доступно только на Essays.club
Как быть убедительным
Искусство убеждать пригодится не только политикам или бизнесменам. Каждый человек, чтобы быть услышанным собеседником, должен научиться быть убедительным в своей речи.
Умеющий убеждать человек с лёгкостью одержит победу в споре. Без труда он склонит и на свою сторону тех, кто хотел бы пойти за ним, но сомневается.
Фактрум даёт пять советов, как поверить в себя и стать более убедительным.
Контролируйте свои голос и поведение
Невербальные средства общения чрезвычайно важны, если вы хотите убедить кого-то в своей правоте. Поэтому при разговоре важно находиться в открытой позиции, это вызывает доверие. Не скрещивайте руки на груди, не задирайте подбородок, но и не смотрите исподлобья. Наоборот, стоит смотреть прямо в глаза собеседнику и не отводить взгляда. Также необходимо обрести контроль над непроизвольными жестами. Например, многие стучат пальцами, когда слушают другого человека. Это сильно нервирует и умаляет вашу убедительность. Старайтесь так не делать.
Что же касается голоса, то, разумеется, не стоит говорить на повышенных тонах. Даже если вам не нравятся ответы другого человека на ваши вопросы. Нужно говорить не слишком громко и с мягкими интонациями. Не стоит также мямлить и употреблять слова-паразиты. Невнятная дикция будет выдавать вашу неуверенность. А высокая скорость речи скорее отпугнёт, чем убедит в чём-то. Помните, что тактичность в общении, вежливость и убедительная речь идут рука об руку. Не переходите границы и не будьте излишне фамильярны.
Будьте последовательными в своей речи
Логика и последовательность мыслей — вот на что нужно опираться, если вы хотите быть убедительным. Стоит выстроить в голове план разговора и неотступно следовать ему. Если вам, например, предстоит убедить начальника в важности своей идеи, то стоит записать план на листок.
Есть и другой принцип последовательности. Чтобы убедить кого-то в своей правоте, нужно согласиться с ним. К примеру, ваш оппонент считает, что слоны умеют летать. Вы можете согласиться с ним, а после высказать свою точку зрения. Подсознательно человек запомнит, что вы разделяете его мысли, но вместе с тем он прислушается к вашим логическим аргументам.
Говорите на языке вашего собеседника
Чтобы стать убедительным, нужно использовать особенности восприятия мира другим человеком. Для этого постарайтесь выявить в его речи какие-то присущие ему слова и речевые обороты. А после стоит использовать их, исподволь вставляя в беседу. Тогда ваша речь впишется в уже имеющуюся картину мира собеседника.
Если вы знаете, что сила убеждения вам понадобится в разговоре с представителем другой профессии, то нужно подготовиться. Прочитайте несколько статей на нужную тему и запомните основные термины, даже если они заковыристые и непонятные. Собеседнику будет приятно, что вы заинтересовались его сферой деятельности. А включённые в вашу речь профессиональные слова сделают её намного убедительнее.
Пользуйтесь статистикой и фактами
Ничто так не убеждает человека в чём-то, как статистические данные и доказанные факты. Выстраивайте свои аргументы в разговоре именно на них. Конечно же, перед этим стоит ознакомиться с темой, чтобы не попасть в лужу. Если вы будете приводить числа и факты, то будете казаться авторитетнее и умнее.
Чтобы быть убедительным, необходимо также приводить конкретные примеры. Допустим, вы хотите убедить друга поехать с вами на рыбалку, а он ни в какую не соглашается. Тогда расскажите ему историю о вашем знакомом, который остался доволен поездкой с вами. Вполне вероятно, тогда ваш друг изменит своё мнение. Но не скатывайтесь в откровенную лесть, мол, «ты мой лучший друг, без тебя отдых будет плохим». Это практически не работает.
Сделайте выгодное предложение
Как правило, человек хочет быть убедительным, пытаясь прийти к какому-то согласию в споре. Но если ваша речь будет выстроена недостаточно убедительно, то все усилия будут напрасны. Поэтому в начале разговора опишите в красках самые интересные детали вашего предложения. Этим вы сможете заинтересовать собеседника, который обязательно начнёт задавать вам вопросы.
Описываемые плюсы должны совпадать с нуждами того, кого вы убеждаете. А для этого нужно задуматься, какую выгоду из вашего предложения вынесет человек, если согласится. Если она будет ничтожно мала или её не будет вовсе, то даже и не стоит начинать разговор.
Читайте также: Как быть, если муж не любит
Читайте также:
Что такое убеждение? Дар, который доступен только избранным или необходимая способность, которая помогает добиться успеха? Убедительность в любой ситуации необходима не только известным политикам и публичным личностям. Это качество пригодится в разных жизненных сферах человека.
Но как научиться этому искусству?
Мы постараемся привести рекомендации, которые помогут вам убедить оппонента в любом споре.
Ценности оппонента очень важны. Вспомните сами: если оппонент вам говорит что-то, что идет вразрез с вашими ценностями, что вы чувствуете? Скорее всего, в вас включается дух противоречия и вы не можете согласиться с позицией собеседника. Поэтому если вы действительно хотите в чем-то убедить собеседника — концентрируйтесь на том, что ценно для него. Так у вас будет намного больше шансов добиться успеха. Как это сделать? Внимательно слушайте, что вам говорят. Постарайтесь искренне прислушаться к его мнению.
Мимикрируйте. И речь не только о жестах и позах: речь человека может многое сказать о нем. Кто-то предпочитает вести диалог в деловом ключе. Кто-то — приверженец яркой разговорной речи. Постарайтесь разговаривать с оппонентом на его же языке: так будет гораздо проще достичь взаимопонимания. Но и здесь есть исключения: если речь собеседника не подходит вам и вашему типажу: не старайтесь переделать себя. Это может дать обратный эффект. Во всех остальных случаях, если вы будете говорить с оппонентом его же словами, вы сможете дать ему ощущение важности и значимости.
Обращайтесь по имени. Собственное имя — едва ли не самый приятный звук, который воспринимает человек. Он действительно хорошо работает. Обращение по имени даст оппоненту понять, что вы уважаете его и уважительно относитесь к его позиции. Кроме того, обращение по имени дает больше вовлеченности в диалог, а это значит, что ваша позиция будет выслушана.
Факты и только факты. Человек склонен доверять исследованиям, статистике и цифрам. Одно предложение с четкой информацией может дать больший эффект, чем пространный получасовой монолог. Если вам предстоят дебаты или важные переговоры — обязательно подготовьтесь к ним и найдите статистическую информацию, которая может вам пригодиться. Но и здесь необходимо сделать оговорку: используйте только те источники, которые вызывают у вас доверие.
Будьте эмоциональны. Сухой язык фактов суров и неубедителен. Не напирайте исключительно на логику — в этом случае есть вероятность, что собеседник просто потеряет к вам интерес. Что делать в этом случае? Расскажите личные факты, которые косвенно имеют отношение к спору, но не слишком откровенничайте. Спросите собеседника о каком-то обстоятельстве, более личном, чем сухие факты, поинтересуйтесь его мнением и ощущениями. Не стесняйтесь использовать метафоры, но и старайтесь не переборщить с ними.
Честность вызывает доверие. На доверительные отношения с собеседником можно рассчитывать только в том случае, если вы будете честными. Многие люди интуитивно чувствуют обман — тогда ни о каком положительном исходе спора не может быть и речи. Скорее всего, результат будет противоположным.
Идти до конца не всегда единственно верно. Не каждый спор можно выиграть, и не из каждых переговоров можно выйти абсолютным победителем. Может случиться ситуация, в рамках которой человек ни в какую не захочет менять свое мнение и вставать на вашу сторону. В этом случае единственно верным решением будет — отпустить ситуацию. Возможно, вашему собеседнику нужно будет некоторое количество времени, чтобы переосмыслить ваш разговор и только после этого поменять свою позицию. Возможно, у него есть какие-то личные причины, которые вам неизвестны. В противном случае спор рискует превратиться в ссору или просто диалог ради диалога. И здесь о продуктивном исходе ситуации не может быть и речи.
Уделяйте время саморазвитию. Если выйти из спора победителем с первого раза не удалось — не отчаивайтесь. Все что нужно — не опускать руки и продолжать работать над собой. Для этого правильным решением будет развивать эмоциональный интеллект, научиться лучше разбираться в людях и прогнозировать их поведение, а также познакомиться с основами логики.
Не стойте на месте: только постоянное саморазвитие может гарантировать успех.
Сочинение: Искусство спора
Оглавление
Введение
Глава 1. Спор
§1 Условия спора
§2 Виды спора
Глава 2. Логико-психологические основы спора
§ 1 Психологические уловки
§ 2 Логические уловки
Глава 3. Общие требования к спору
§ 1 Стратегия и тактика спора
§ 2 Корректные приемы спора
§ 3 Некорректные приемы спора
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Мы много и часто спорим: с родными дома, с коллегами на работе, с продавцами в магазине… По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий. Заказчики спорят с подрядчиками, истцы с ответчиками, адвокаты с прокурорами…
Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении.
Одни говорят: « В споре рождается истина!»
Другие думают иначе: «Истина у каждого своя».
Но если из этих фраз сделать логический вывод, то в итоге получаем:
«В споре у людей рождаются свои истины».
Но почему в споре не всегда побеждает тот, на чьей стороне справедливость. Почему же, правда, иногда вынуждена отступить перед ложью? Причина в том, что в споре участвуют не понятия, а люди. Правда у каждого своя, и способности у людей разные. Умение правильно аргументировать свои доводы — большое искусство.
На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается под спорами. Для написания данной работы была использована литература таких известных авторов как А.А. Ивин,К.Г. Павлова, С.И. Поварнин, Дейл Карнеги и другие.
Глава 1. Спор
Существует множество определений о том, что такое спор, но мне ближе данное А.А. Ивиным в своем учебнике:
Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.
В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений — дискуссия, полемика, спор, дебаты.
Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.
Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.
Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.
При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.
Результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, устраняется момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.
Слово «полемика» в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный.
Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика носит боевой, решительный характер:
— Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, — утверждение своей позиции.
— Во-вторых, участвующие и полемике стороны более чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.
Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.
Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия, и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.
Искусство вести спор называется эристикой. История эристики (от греч. Eristika, подразумевается eristikē technē — искусство спорить)уходит своими корнями в Древнюю Грецию.
Первоначально эристика понималась как средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и, соответственно, умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно эристика выродилась в обучение тому, как вести спор, чтобы достигнуть единственной цели – выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Эристика распалась на две части, диалектику, которую разрабатывал Сократ и софистику. Целью диалектики остался поиск истины в результате попыток установления истины обоими участниками спора, а целью софистики, которая со времен Аристотеля отождествлялась с эристикой, стала победа в споре любой ценой, независимо от того, на чьей стороне истина.
§1 Условия спора
Прежде чем вступать в спор, следует посмотреть, выполнены ли некоторые простые условия, наличие которых только и делает разговор спором.
1) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью;
2) умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным;
3) умение четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание. Мнения участников спора могут быть абсолютно различны, но их должна объединять цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и достичь истины;
4) правильное использование понятий. Необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, и термины, их обозначающие. Чтобы все участники полемики одинаково понимали употребляемые понятия, целесообразно в начале спора уточнить значение основных слов, исключить их многозначность в рамках дискуссии;
5) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;
6) умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое. Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»;
7) умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения;
умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. В этой ситуации полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы. Необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства.
§2 Виды спора
Виды спора очень многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.
На сегодняшний день логикой выделяется несколько видов споров по следующим критериям.
По преследуемой цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.
Если цель собеседника — поиск истины, то он ведет аподиктический (достоверный, основанный на формальных законах мышления и правилах вывода) спор. Если цель оппонента убедить, склонить к своему мнению, то он ведет эристический (или, как его называют, диалектический, т.е. основанный на всех законах диалектики) спор. Если цель соперника победить любым путем, то происходит софистический (основанный на словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение) спор.
2. По количеству участников
· Простой спор — это спор двух человек. Один говорит, другой возражает. Все очень просто.
· Б. Сложный спор — в нем участвуют несколько человек.
Простой вариант сложного спора мы имеем в том случае, когда его участники разбиты на две команды, представители которых поочередно берут слово. Так спорят между собой сторонники соперничающих политических партий, представители разных отделов на предприятии, кредиторы с должниками и т.д.
Наиболее сложный спор — это спор нескольких человек, каждый из которых отстаивает свою, особую, точку зрения, играет, так сказать, только за себя. Такой спор требует от участников высокой культуры общения, и если он возникает стихийно, то очень быстро превращается в беспорядочную перебранку. 3. По наличию или отсутствию слушателей
· Спор наедине, при котором присутствуете только вы и ваш оппонент. Такой спор имеет свои особенности: наедине можно сказать собеседнику такое, чего не скажешь при людях; наедине гораздо легче признать свою ошибку и правоту собеседника. И как трудно порой бывает сделать это при свидетелях! Наедине легче думать, можно сделать паузу, попросив оппонента подождать, можно изредка отвлечься от спора и поговорить о чем-то постороннем. Легко спорить, когда вас только двое!
· Публичный спор. Опытный полемист умеет использовать аудиторию для психологического давления на оппонента. Публичный спор чрезвычайно труден, к нему нужно быть готовым не только логически, но и психологически.
· Спор для слушателей. Когда симпатии аудитории для спорящих оказываются важнее, нежели убеждение оппонента, спор становится средством воздействия на слушателей: оппонент вас уже не интересует, вы стремитесь убедить аудиторию. Это весьма специфическая разновидность спора: спор ведется не ради победы над оппонентом, не ради выяснения истины или достижения согласия, а ради привлечения публики на свою сторону. По сути дела, спор здесь используется как средство пропаганды собственных воззрений и внушения их публике.
При ведении публичного спора полезно иметь в виду следующее. Во-первых, публика, как правило, не очень внимательно слушает то, что говорят. Обыкновенный человек редко способен внимательно слушать чьи-то рассуждения более 5—7 минут, затем он утомляется, внимание его рассеивается, и он выхватывает из речей лишь отдельные фразы. Поэтому длинные рассуждения в публичных спорах должны быть исключены. Во-вторых, публика в массе своей не думает. Конечно, каждый отдельный человек из числа присутствующих может быть умен и образован, однако, собравшись вместе, люди чаще всего превращаются в толпу и начинают жить ее эмоциями и страстями ими легко овладевает стадное чувство. Поэтому перед толпой следует говорить как можно более кратко, ярко, образно, обращаясь не к разуму, а к эмоциям и чувствам.
Глава 2. Логико-психологические основы спора
Логический скелет любого спора — доказательство и опровержение. Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое доказательство как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов:
тезиса, доводов (аргументов) и способа доказывания (демонстрация).Доказывать означает устанавливать истинность тезиса.
Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис всегда должен быть истинным, иначе никаким доказательствам не удастся его обосновать. При выдвижении тезиса руководствуются тремя правилами: 1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Доводы (аргументы) – это различные формы доказательности истинности тезиса. В качестве доводов различают факт и мнение.
Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают и используют в своих целях.
Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое.
Различают доводы слабые и сильные. Довод, против которого легко найти возражения, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые ставит перед собой спорящий.
Подбирая те или иные доводы, участник спора должен позаботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету спора.
Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо в процессе доказательства следовать ряду правил: 1) аргументы должны быть истинными (ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса, даже если сам тезис и истинен); 2) они должны быть достаточными для данного тезиса; 3) их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Итак, спор выстраивается его участниками с обязательным взаимным учетом тезиса, аргументов и демонстрации. Различают два вида доказательств: прямое и косвенное.
1. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных логических построений. Для достижения победы в споре наиболее грамотно применять в качестве доказательства критику несостоятельных аргументов, которая заключается в следующем:
А) выявление источника информации;
Б) изобличение сомнительных авторитетов;
В) апелляция к фактам;
Г) контрастное сопоставление, ведущее к противопоставлению мнений;
Д) приведение контраргументов.
Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса выводится заключение об истинности тезиса.
Такой способ косвенного доказательства античные логики называли апогогическим, что в переводе с древнегреческого означает отход или отклонение от непосредственного разбора аргументов. В математике этот вид доказательства называют доказательством от противного, поскольку при этом приходится доказывать утверждение, противоречащее тезису.
Разделительно-категорическое доказательство основывается на разделительно-категорической демонстрации аргументов. Такой вид доказательства предполагает одновременное использование прямого и косвенного доказательства. Это имеет особую актуальность, например, в доказательстве виновности подсудимого.
Специфической разновидностью доказательства является опровержение.
Опровержение – есть доказательство неистинности, ложности тезиса или аргумента. Иными словами, опровержение – это как бы доказательство с обратной целью. В структуре спора опровержение противостоит доказательству и связано с ним. Доказательство первого участника спора превращается в опровержение доказательства второго участника спора и наоборот. Поскольку опровержение – это разновидность доказательства, для него действительны все логические правила доказательства. Нарушение любого из них ставит под угрозу успех опровержения.
Различают три основных способа опровержения. Первый способ относится к опровержению аргументов, служащих основой рассуждения. Второй способ опровержения связан с анализом необходимой логической связи между аргументами и тезисом, которые служат соответственно посылками и заключением дедуктивного вывода. Третий способ относится к опровержению самого тезиса. В принципе такое опровержение может быть применено к любому утверждению.
Убедительность — психологическое понятие, в основе которого вера в правдивость излагаемого, связанная с определенными эмоциями слушателя.
Убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.
Если представить механизм убеждения в соответствии с современными психофизиологическими взглядами, то он состоит из активизации всей коры головного мозга под воздействием речи, причем возникшее состояние мозга сохраняется в течение довольно длительного времени. Аргументация воспринимается критически, входит в систему взглядов человека и укрепляется в его сознании. Убедить участников спора – значит заставить их согласиться со спорящим, принять его взгляды как свои собственные.
Одной из форм убеждения является такой вид воздействия на участников спора, как внушение. Стремясь внушить определенную мысль, участник спора апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям, традициям. Определенной силой внушения обладают яркие впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, а также авторитет оратора.
Практика полемических выступлений показывает, что в споре возникают самые разные ситуации. Участнику спора нередко приходится переубеждать своего оппонента, так как у того обычно имеется достаточно твердое мнение по обсуждаемому вопросу. Однако сделать это удается далеко не всегда. Спорящий логически правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается. Напротив, убеждают иногда рассуждения, основанные не на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в различных вопросах, вере в авторитеты и т.д. Большое влияние оказывают красноречие спорящего, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность и т.п. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его – истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.
§ 1 Психологические уловки
Психологические уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В частности к ним относят:
1) выведение противника из равновесия. Полемист использует грубые выходки, оскорбления, явно несправедливые, издевательские обвинения и т. п. Если противник «вскипел» – дело выиграно, потому что он потерял шанс на успех в споре;
2) ставка на ложный стыд. Психологически люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, боятся «уронить себя» в глазах окружающих. Вот на этом-то желании выглядеть чуть лучше и играют некоторые опытные полемисты. Например, приводя недоказанный или даже ложный вывод, противник сопровождает его фразами: «Неужели вы до сих пор не знаете?»; «Общеизвестным является факт» и т. п. Так он делает ставку на ложный стыд. Если человек не признается, что это ему неизвестно, он «на крючке» у противника и вынужден соглашаться с его аргументами;
3) «подмазывание аргумента» – это тоже уловка, основанная на самолюбии. Слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом противнику. Например: «Вы как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы…». Иногда противнику тонко дают понять, что к нему лично относятся с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства;
4) внушение. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом, психологически давит на присутствующих. В подобной ситуации требуется внутренняя собранность, выдержка, деловой тон, умение перевести разговор от общих фраз к рассмотрению существа дела;
5) кроме соответствующего тона, есть много и других разнообразных уловок, рассчитанных на внушение и психологическое воздействие на участников спора. Это и насмешка, и стремление оборвать противника, вызвать недоверие к его словам, резко отрицательная оценка высказанных суждений, обидная реплика и т. п.;
6) нередко в спорах в качестве аргументов используют ссылки на свой возраст, образование и положение: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, а потом и поговорим»; «Займете мое место, тогда и рассуждать будете» и др. Однако человек, старший по возрасту, имеющий высшее образование, занимающий определенную должность, далеко не всегда бывает прав;
7) «двойная бухгалтерия» – это уловка, основанная на склонности людей к двойственности оценок.
Психологические правила ведения спора:
1) Не допускать, чтобы спор превращался в перебранку.
2) Максимально щадить самолюбие оппонента, давая ему возможность собраться с мыслями.
3) При невозможности возразить логическим доводам оппонента не пытаться сбивать его с толку повторением фраз «не понимаю», «опять не понимаю».
4)Не использовать прием «гипноз апломба» – демонстрировать абсолютную психологическую и интеллектуальную самоуверенность.
5) Прятаться за ширму «ссылка на авторитеты» без полной уверенности в их состоятельности.
6) Не играть на чувстве болезненной боязни оппонента уронить себя в глазах собеседников незнанием не самого дела, а мнением о нем известных людей.
7) Не допускать тезисов в сопровождении слов «всякому умному человеку это известно…», «вы, как более-менее образованный человек, должны знать, что…».
Не бояться усомниться в правоте собственной точки зрения.
9) Для лучшего понимания оппонента хотя бы временно встать на его точку зрения, проанализировать проблему и способы ее решения с его стороны (принцип сочувствия).
10) Споря, избегать монолога и поучений, постоянно отвечая самому себе на вопросы «с кем я спорю?», «ради чего я спорю?».
11) Задавать вопросы своему оппоненту таким образом, чтобы ответ на них высветил его слабые стороны.
12) Избегать слов «лично я убежден», «как считает большинство ».
13) При необходимости разбить обсуждаемую проблему на «подпроблемы», ряд обязательно взаимосвязанных между собой вопросов.
14) Зачинщик спора всегда менее компетентен и образован.
15) Лучший способ борьбы с отчаянным спорщиком – дать ему выговориться.
16)Аргументированное отстаивание своей позиции обязательно должно сочетаться с чувством юмора.
17)В процессе спора желательно обратить внимание не только на разъединяющие противников убеждения, но и на объединяющие.
§ 2 Логические уловки
Логические уловки иначе называют софизмами. Это намеренные ошибки в доказательстве. Следует помнить, что софизм и ошибка различаются только тем, что софизм – намерен, а ошибка – не намеренна. Поэтому сколько есть логических ошибок, столько и софизмов.
Увод разговора в сторону. Бывают ситуации, когда участники обсуждения спорной проблемы затрудняются подобрать необходимые аргументы. Чтобы уйти от поражения, сделать его не столь заметным, они всячески уводят разговор в сторону, отвлекают внимание оппонентов второстепенными вопросами, рассказами на отвлеченные темы.Перевод спора на противоречия между словом и делом. Уйти от предмета обсуждения, оставить в стороне выдвинутый тезис можно и с помощью такой уловки – перевести спор на противоречия между словом и делом, взглядами противника и его поступками, образом жизни. Показав несоответствие выдвинутого тезиса действиям оппонента, ставят противника в неловкое положение, сводят фактически спор на нет.
Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда. Здесь вместо доказательства истины того или иного положения выясняется, имеет ли оно пользу для оппонента или нет.
Логические правила ведения спора:
1. Прежде чем спорить, следует подумать, о чем спорить (предмет спора, степень его важности и т.д.).
2. Обращаться к участнику спора только с его согласия.
3. Не заменять разумные, логичные доводы эмоциями и выяснением сугубо личных отношений.
4. Не перебивать собеседника. В крайнем случае это можно сделать для уточнений положения или просьбы повторить что-либо важное (тезис, аргумент).
5. Спорить честно и искренне, по возможности не искажать слов оппонента (исключением являются методологические уловки).
6. Положения, которые готовишься отстаивать, должны быть четко и ясно сформулированы. Тезисы должны оставаться неизменными на протяжении всего спора.
Глава 3. Общие требования к спору
Чтобы успешно вести дискуссию или полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики.
Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Нередко в ходе рассуждения в различные по смыслу понятия вкладывают тождественное содержание и, наоборот, в одно и то же понятие вкладывают разное содержание. Это приводит к двусмысленности высказывания, взаимному непониманию участников спора.
Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Логическое противоречие это следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная логика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, логически правильно. Логическое противоречие недопустимо в публичном споре. Указание на него показывает несостоятельность позиций оппонента.
Закон исключительного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Для правильного ведения дискуссии или полемики соблюдение этого закона обязательно. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях, что препятствует принятию правильного решения. В споре нередко приходится строго придерживаться одного из двух взаимоисключающих мнений.
Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности высказанных мыслей. Обоснованность высказываний – важнейшее требование, предъявляемое к речи участников спора.
Рассмотренные выше формально-логические законы – это законы правильного мышления. Их требования кратко можно выразить следующим образом: правильное рассуждение должно быть определенным, ясным и четким, последовательным и непротиворечивым, обоснованным.
Убеждение – это сообщение, имеющее целью изменить взгляды, отношения или сформировать новые. Умение убеждать является важным элементом в ораторском искусстве. Для убеждающей речи характерно использование логических доводов, убедительных фактов при апелляции к глубинным процессам сознания.
§ 1 Стратегия и тактика спора
Стратегия спора – общий план его ведения.
Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некий тезис. Должен продумать основные и резервные доводы в защиту тезиса.
Оппонент – тот, кто оспаривает тезис. Должен продумать слабые места тезиса и подобрать контраргументы.
Тактика спора – это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента.
Человек, владеющий приемами уловок, оказывается в состоянии быстрее и «успешнее» одерживать победу в споре. Философом, открыто провозгласившим установку на нечестную аргументацию, был А. Шопенгауэр. В своей работе «Эристика, или искусство побеждать в спорах» он дает советы относительно того, как обманывать оппонента в споре или приводить его в замешательство. Правда, такого рода советы он рекомендует использовать только в определенных ситуациях. Так, он считает верность истине неосуществимой или бесполезной в тех случаях, когда тезис аргументации явно противоречит уже сложившемуся мнению оппонента. Тактические приемы, помогающие выиграть спор, можно разделить на корректные и некорректные. Первые носят преимущественно технический характер, в них есть элемент хитрости, но нет прямого обмана. Приемы второго рода – это разнообразные обманные действия.
§ 2 Корректные приемы спора
1. Инициатива
Решили вступить в драку — бейте первым! Во всякой борьбе очень ценна инициатива. В споре важно, кто задает его тему, как конкретно она определяется. Нужно уметь повести ход спора по своему сценарию.
И в споре следует помнить старое правило: нападение — лучшая защита. Даже оборону лучше вести с помощью наступления. Вместо того чтобы отвечать на возражения противника, надо заставить его защищаться и отвечать на выдвигаемые против него возражения. Предвидя его доводы, можно заранее, не дожидаясь, пока он их выскажет, выдвинуть их самому и опровергнуть.
Концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено.
Можно применять в споре прием опровержения противника его же собственным оружием. Из принятых им посылок надо всегда пытаться вывести следствия, подкрепляющие защищаемый вами тезис. Особый интерес в этом случае представляют неожиданные для противника следствия, о которых он даже не подозревал.
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора.
Нередко, особенно когда предмет спора не является в достаточной мере определенным, может оказаться полезным не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно определить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться.
Обращение аргументов противника против него самого.
Чрезвычайно эффектным приемом является обращение аргумента, который противник приводит в подкрепление своей или в опровержение вашей позиции, против него самого. Во многих случаях этот прием почти сразу же приносит победу. А вот как это происходит в споре. Отец: В твои годы, сынок, Авраам Линкольн уже сам зарабатывал себе на хлеб. Сын: А в твои годы, папочка, Авраам Линкольн был уже президентом Соединенных Штатов!
Манера держаться и вообще внешний облик имеют большое значение в споре. Уверенный тон, четкая аргументация, размеренная речь — все это дает вам дополнительные преимущества по сравнению с тем, кто запинающейся скороговоркой выпаливает невнятные слова.
И еще один прием, который русский логик С.И. Поварнин назвал жалким: брать последнее слово в конце дискуссии. Подводя итоги столкновения, можно представить их в выгодном для себя свете, и даже если они оказались плачевными, последнее слово дает возможность хоть как-то “сохранить лицо”.
§ 3 Некорректные приемы спора
Частый, но явно некорректный прием в споре – так называемая подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать.
К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки; вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне, и не встречаются ни на груше, ни на вишне.
Подмена тезиса может быть полной или частичной. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него.
Еще один некорректный прием – использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.
Употребление ложных, недосказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.
К одной из форм лжи иногда относится намеренное запутывание или сбивание с толку. В выступлении того, кто прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить.
Некоторые некорректные приемы ведения спора, применяемые довольно часто, получили собственные имена.
Аргумент к публике – вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, а не к разуму.
Аргумент к личности – противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям.
Особенно обидным аргумент к личности оказывается тогда, когда один из спорящих приписывает другому свои собственные отрицательные черты или порочащие мотивы.
К числу аргументов к личности можно отнести и случай, когда с целью опровержения какого-то обвинения выпячиваются достоинства подзащитного.
Аргумент к человеку –в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений.
Например, школьники просят учителя ботаники вместо урока отправиться в лес. При этом они ссылаются на то, что, как он сам не раз говорил, непосредственный контакт с природой – лучший способ узнать ее тайны.
Аргумент к тщеславию –расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.
Аргумент к авторитету, – обращение в поддержку своих взглядов к идеям и именам тех, с кем противник не посмеет спорить, даже если они, по его мнению, не правы.
Аргумент к физической силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения.
Скажем, наставляя не соглашающегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы тройку.
Аргумент к невежеству –ссылка на неосведомленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.
Пример: «Можешь доказать, что никто не способен читать мысли другого?» – «Нет, не могу». – «Значит, должен согласиться с тем, что кто-то способен это делать».
Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
Например, студент, не сдавший экзамена, просит профессора поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его лишат стипендии.
Все эти аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Но нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других. Некоторые же ничем нельзя оправдать.
Заключение
Если бы в спорах люди ограничивались одной логикой, то спор могли бы вести и машины. Дело в том, что в споры людей вторгаются факторы, лежащие вне логики. Ведь спор — это не просто столкновение чистых идей, но и столкновение людей, воспитанных так или иначе, обладающих теми или иными знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями, характером. Короче говоря, это столкновение личностей, индивидуальные особенности которых неизбежно накладываются на словесные поединки. И как во всяком искусстве, здесь мало обладать логическими основами спора, нужно еще уметь применять их, более того, нужно обладать твердостью характера и выдержкой. Логические основы спора помогают сэкономить время и нервы, самым коротким путем прийти к желаемому результату, доказать свою правоту и убедить в ней окружающих, быстро разобраться в истинности слов собеседника, критически воспринимать различные определения и классификации, подбирать формы доказательств истинных суждений и опровержения ложных. Логика дает возможность с легкостью овладеть разнообразной информацией, отделить главное от второстепенного.
Известный американский психолог Дейл Карнеги в третий части своей книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая называется «12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения», предлагает очень интересные суждения, выводы и правила по поводу спорных ситуаций. Вот что он пишет.
«… В мире существует только один способ одержать верх в споре — это уклониться от него». По-моему, это просто замечательный совет, которому лично я стараюсь все время следовать. Я также полностью согласна и с этим: «В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будите чувствовать себя прекрасно. А он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчен Вашей победой. А ведь: „Человек, которого убедили против его воли, не отречется от своего мнения и поневоле“. Карнеги цитирует Франклина: „Если Вы спорите, раздражаетесь и возражаете, Вы можете иногда одержать победу, но победа эта будет бессмысленной, ибо Вы никогда не добьетесь расположения Вашего противника“. Доказывая свою точку зрения можно быть абсолютно правым, но все попытки переубедить собеседника, вероятно, останутся столь, же тщетными, как если бы мы ошибались.
Можно дать понять человеку, что он не прав, и взглядом, и интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если сказать ему, что он не прав, то можно ли заставить его тем самым согласиться с Вами? Никогда, потому что тогда Вы нанесете прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. И это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить свое мнение. После этого, что бы Вы не делали, переубедить его Вам не удастся, так как Вы его оскорбили. Начинать с заявления типа: „Я Вам докажу то-то и то-то“. Это плохо. Это все равно, что сказать: „Я умнее Вас. Я собираюсь кое-что Вам сказать и заставить изменить свое мнение“. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем вы начали спор. „Переубедить людей трудно даже при самых благоприятных условиях,- говорит Карнеги,- Так зачем же создавать себе излишние трудности? Зачем ставить себя в невыгодное положение? Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает. Сделайте это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал“. Вы никогда не попадете в неприятное положение, признавшись, что можете ошибаться. Так можно положить конец спору и побудить собеседника быть не менее объективным, откровенным и непредубежденным, чем Вы сами. Это вызовет у него желание признать, что и он может ошибаться. Когда мы не правы, мы можем признаться в этом самим себе. А если к нам подойдут мягко и тактично, то способны признаться в этом и другим и даже гордиться своей откровенностью и широтой взглядов. „Иными словами, не спорьте со своим клиентом, супругом или противником. Не говорите ему, что он не прав, не вынуждайте его взвинтить себя, а будьте немного дипломатом. Проявляйте уважение к мнению Вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав“.
Если известно, что нам все равно грозит столкновение, то не лучше ли опередить другого, взяв инициативу на себя? Не будет ли гораздо легче подвергнуть себя самокритике, чем слушать чужое обвинения? Вот этот совет был проверен на собственном опыте: „Скажите о себе все оскорбительные слова, которые, как Вы знаете, у Вашего собеседника на уме или на языке, причем произносите их прежде, чем сделает это он, и вы выбьете у него из-под ног почву. Можно поставить сто против одного, что он займет в таком случае великодушную, снисходительную позицию и сведет Ваши ошибки к минимуму. Если Вы не правы, признайте это быстро и решительно“.
Карнеги считает, что если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к Вам, то никакая логика не сможет склонить его к Вашему мнению. „Ворчливым родителям, деспотичным хозяевам и мужьям, равно как и сварливым женам, следовало бы понять, что люди не хотят менять своих взглядов. Их нельзя заставить или побудить согласиться с Вами или со мной. Но, может быть, их удастся привести к этому, если действовать мягко и дружелюбно, очень мягко и очень дружелюбно“. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Очень интересен и „метод утвердительных ответов“. Беседуя с каким-либо человеком, не начинайте разговора с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с ним во мнениях. Сразу же подчеркните те аспекты, в отношении которых вы единодушны. Все время упирайте на то, что вы оба стремитесь к одной и той же цели, что разница между вами только в методах, а не в сути. Добейтесь того, чтобы Ваш собеседник с самого начала говорил „да, да“. Старайтесь не давать ему возможности отвечать „нет“. В психологическом отношении ход мыслей здесь совершенно ясен. Если человек уверенно говорит „нет“, то он не просто произносит слово из трех букв, а делает нечто большее. Весь его организм настраивается на активное противодействие. Создается впечатление, что человек как бы физически отшатывается или вот-вот отшатнется от Вас. Когда же, наоборот, он говорит „да“, никакой реакции противодействия у него не происходит. Его организм открыто проявляет решимость пойти Вам навстречу, согласиться с Вами. Поэтому, чем большее количество „да“ мы сумеем получить от собеседника с самого начала, тем более вероятно, что нам удастся склонить его к принятию нашего конечного предложения. Метод Сократа основывался на стремлении получить от собеседника утвердительный ответ. Он задавал такие вопросы, которые заставляли его оппонента соглашаться с ним, и все снова и снова добивался признания своей правоты, а тем самым и множества утвердительных ответов. Он продолжал задавать вопросы до тех пор, пока, наконец, его оппонент, почти не отдавая себе в этом отчета, приходил к тому самому выводу, который, яростно, оспаривал несколькими минутами раньше.
»Большинство людей, когда они стараются склонить кого-либо к своей точке зрения, слишком много говорят сами,- пишет Карнеги,- Давайте возможность выговориться другому человеку. Он лучше Вас осведомлен о своих делах и проблемах, поэтому задавайте ему вопросы. Пусть он кое-что сообщит Вам. Если Вы с ним не согласны, у Вас может возникнуть желание перебить его. Не делайте этого. Это опасно. Он не обратит на Вас внимания, пока не исчерпает весь запас переполняющих его идей. Поэтому выслушайте его терпеливо и непредвзято. Проявите искренность. Дайте ему возможность обстоятельно изложить свои мысли». Пусть большую часть времени говорит Ваш собеседник.
Ваш собеседник может быть полностью не прав, но сам он так не думает. «Не осуждайте его. По-иному может поступить каждый глупец. Постарайтесь понять его. Только умные, терпеливые, незаурядные люди пытаются это сделать». Попробуйте выявить скрытую причину, почему другой человек думает и поступает именно так, а не иначе — и у Вас будет ключ к его действиям. Честно постарайтесь поставить себя на его место. Спросите себя: «Как бы я себя чувствовал, как бы я реагировал, будь я в его положении?» — и Вы сэкономите массу времени и нервов, ибо, «если мы заинтересуемся причиной, то менее вероятно, что нам будет неприятен результат». Искренне стремитесь смотреть на вещи с точки зрения Вашего собеседника.
Но еще лучше — вообще не спорить или спорить поменьше. Как говорил Бернард Шоу: «Никогда не спорь — стой на своем и баста!»
Список использованных источников и литературы
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. — М., 1991.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- Казань, 1992.
3. Диалектика и диалог. — М., 1992.
4. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. — М., 1988.
5. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3.
6. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство побеждать в спорах.- СПб, 1900.
7. Ивин А.А. По законам логики- М.:- Аспект Пресс, 1983
8. Резько И.В. Большая книга афоризмов.Мудрость тысячелетий — Харвест, 2007
9. Дейл Карнеги. Собрание сочинений в трех томах. Том 1-Азбука, 1998
Обновлено: 09.01.2023
Мы надеемся, что спор поможет нам решить возникшую проблему. Но истинная причина, по которой мы вступаем в спор, — это желание доказать свою правоту и указать на ошибку другого человека.
Надо понимать, что в большинстве случаев словесная перепалка ни к чему не приведёт: оппоненты не придут к единому мнению и ни один из них не признает свою вину — просто возникнет конфликт. Медленно, но верно оба участника спора будут раздражаться и закипать, и есть вероятность, что разойдутся они далеко не лучшими друзьями.
Мы составили список причин, по которым тратить время и силы на споры бессмысленно.
1. Споры не помогают решить проблему
Очень большое заблуждение — считать, что спор с кем-либо поможет решить возникшую между вами проблему. Скорее всего, проблема только станет острее, а вы ещё больше запутаетесь и наговорите друг другу много нелестных слов. В спорах крайне редко получается достигать какого-то компромисса. Каждый в споре больше заточен на то, чтобы доказать свою правоту и убедить оппонента в том, что его точка зрения далека от истины.
2. Споры не делают тебя умнее
Спор не делает человека умнее, не производит на окружающих людей того впечатления, на которое надеется победившая сторона. Споры — это скорее о том, как человек, желающий доказать свою правоту, теряет контроль над эмоциями и использует все возможности поставить своего оппонента на место. В споре никто не узнает новую информацию, не изменит своё мнение, не расширит границы сознания и так далее. Умными в спорах выступают не оппоненты, а те, кто воздерживается от участия в словесной перепалке.
3. Одержать победу в споре и быть правым — разные вещи
Выходят из спора победителем не те, кто отстаивал правду, а те, чья позиция была убедительней, кто использовал больше аргументов и сумел морально задавить своего противника. Если споры не помогают докопаться до истины — к чему тратить на них своё время? Это ещё одно доказательство того, что споры бессмысленны, и порой лучше оставаться при своём мнении, не пускаясь в его отстаивание.
4. Споры лишь усугубляют конфликт
Проблемы, из-за которых люди вступают в споры, лишь в редких случаях оказываются решены. Как правило, спор усугубляет конфликт, возникший между двумя людьми, потому что в момент, когда они озвучивают свои взгляды, отказываясь принимать во внимание мнение оппонента, возникает напряжённость и обоюдное раздражение. В дальнейшем это может вылиться в настоящий скандал, если кто-то из участников спора не сможет вовремя взять под контроль свои чувства и начать направлять спор в более конструктивное русло.
5. В спорах часто фигурируют чувства
Многие споры возникают из-за того, что люди делят чувства на правильные и неправильные. Но ведь эмоции — личное дело каждого. Бессмысленно строить спор на осуждении чужих чувств и попытке доказать, что эмоции оппонента нерациональны, а сам он просто слишком впечатлителен. Если люди уважают личные границы и не пытаются их нарушить — они никогда не начнут спор, в котором будут фигурировать чувства.
6. Каждый имеет право на собственное мнение
Каждое событие, происходящее в жизни человека, люди воспринимают по-своему: с высоты своего опыта, полученных знаний, впечатлительности и так далее. Два человека с противоположными взглядами на одну и ту же проблему могут быть в одинаковой степени правыми. Но спор подразумевает, что кто-то один непременно должен проиграть или уступить, поэтому оппоненты забывают, что у каждого своя правда, имеющая право на существование.
7. Спорить о прошлом бесполезно
Спорить о том, что произошло давно, токсично для любых отношений. Прошлое всегда должно оставаться в прошлом, и возвращаться к нему, чтобы обсудить поступок близкого человека или грубое высказывание, с момента которых прошло несколько месяцев или лет, совершенно бессмысленно. Глупо спорить о том, кто и что сделал или сказал когда-то. Время проходит, человек меняется, меняются и его приоритеты, манеры поведения, ценности и убеждения. То, что он сделал год назад — сейчас может вызывать у него стыд и чувство вины.
8. Ожесточённый спор может перерасти в драку или словесную стычку
В ожесточённых спорах легко потерять контроль над своими эмоциями, поэтому оппоненты часто перестают тщательно подбирать слова, переходят на личности и оскорбляют друг друга. Даже безобидную на первый взгляд критику человек может воспринять, как попытку унизить его или задеть побольнее. Результатом служит словесная перепалка, которая рушит дружбу, приводит к ненависти и демонстрирует худшие черты характера обоих.
9. В спорах оппоненты редко пытаются поставить себя на место другого
Нежелание или неумение поставить себя на место другого человека — это большая проблема в споре. Если бы каждый оппонент пытался понять, почему его соперник думает, говорит или воспринимает что-либо иначе, — большинство споров вовсе бы не случилось. Два человека поняли и приняли бы позиции друг друга и мирно разошлись бы — каждый по своим делам. Но в спорах мы слышим только самих себя, поэтому так сложно добиться компромисса.
10. Большинство споров не существовало бы, если оппоненты сумели бы делать для себя выводы
Если бы все люди умели делать для себя выводы, а не пускались бы в споры с теми, кто задел их чувства, причинил им боль и недопонял сказанные ими слова — жизнь была бы намного проще. Но часто человек выбирает другой путь: вместо того чтобы решить, хочет ли он продолжать общение с кем-то, он вступает в споры из-за обид и недопониманий. Бесполезная трата времени, к сожалению, кажется ему гораздо более рациональным поступком.
Давайте рассмотрим этот вопрос. Я не хотел бы писать научную работу или реферат, их написано немало, ведь существует целая наука о споре, конфликтология называется. Я хотел бы рассмотреть, так сказать, частные случаи.
Итак, что мы имеем. Спорить с начальником бессмысленно, спорить с женой опасно для здоровья, спорить с ребенком глупо, так как вы по определению правы. И что же осталось? Ах, да! Спорить с друзьями. Ну, это отдельный разговор. Спор с другом — это уже или пари, или спор ни о чем, иначе это уже не спор, а драка. И вот тут побеждает простая истина, у кого кулаки больше, тот и прав! Так как? Будем спорить?
Проголосовали 27 человек
Комментарии (41):
Войти через социальные сети:
Спорить нужно. Спор, как говорится, является двигателем прогресса. Но нужно не только уметь спорить, но и уметь признавать свой проигрыш в споре.
спорить можно и нужно, хорошо вырабатывает ораторское искусство. правда и меру нужно знать
Ораторское искусство вырабатывается при дискуссии, дебатах, а не споре. спор — это пари. орел или решка. а свое мнение доказывают и в чем то убеждают дискуссируя
ого.. как нас тут учат жить.
Для Светы специально из толковых словариков:
ОРАТОР м.
1. Тот, кто профессионально занимается искусством красноречия (у античных народов).
2. Тот, кто произносит речь, выступает в собрании. // Тот, кто публично провозглашает какие-л. мысли, идеи; глашатай чего-л.
3. перен. Тот, кто обладает даром произносить речи.
Словарь синонимов
Спор, прение (прения), словопрения, препирательство, перекоры, пря, распря, пререкания, дебаты, диспут, полемика, грызня, перебранка, перепалка, собеседование, ссора, разлад, безладица, несогласие, разномыслие, разногласие, разноречие, размолвка, раздор; тяжба, процесс, суд. Волчья грызня. Обмен колкостей. Прот. Согласие. Ср. Борьба, Брань, Дело и Ссора.
Словарь синонимов
Оратор, вития, говорун, краснобай, краснослов, мастер говорить, Демосфен, Цицерон. Какой он оратор: он двух слов связать не умеет! Ср. Красноречивый.
См. вития
ДИСКУССИЯ. (от лат. discussio рассмотрение). См. диспут.
вот и еще область применения дискуссиям нашлась! чтоб все мы цицеронами стали! «Сомневаясь, приходи к истине», изрек когда-то Цицерон!
Смчено, конечно. Но если умный человек спорит с идиотом, то он упукаеться до его уровня!
главное — знать меру. и не терять уважение к людям!
господи, ну как можно отрицать спор, столкновение идей и мнений? Когда-то Ева и Адам поспорили. вообще жизнь идет вперед только благодаря победе одних идей, более здравых и прогрессивных, над глупыми и сатанинскими. да возьмите любую область знаний! там сплошь одни школы спорят с другими.
Вы забыли о споре со случайным собутыльником — это вещь круче дайвинга
Оценка статьи: 3
Спасибо, Наталья!! Согласна с Вами!! Культуры спора не хватает!! А значит толерантности, уважения инакомыслящих и инакоговорящих!! Отсюда вывод — тема раскрыта однобоко. нет полноты. однако заставляет шевелить мозгами! И все потому, что вывод (а не только аргументация) у статьи — спорный, неубедительный.
зато обсуждение какое.
Моя «пятерка» автору за то, что сумел разжечь спор своим советом «не спорить». с учетом тэга «юмор».
Спорить бесперспективно, всегда кто-то не прав,и в спрое кроме истины, всегда естсь место амбициям, и обиде, а это негативные качества. время само расставляет все по местам
согласна — в споре рождается не только истина!! еще обиды прут из этого же источника. амбиции — Вы правы, Виктор!! но это и проверка на «вшивость», значит. коль уважение есть к человеку и любовь, то никогда не вылезут на волю обиды и амбиции!! не лучше ль научиться принимать чужие точки зрения. тогда и отношение к спору изменится! Не спорить — значит, превратиться в амебу! А общество наше и так похоже на нее. последнее место заняли по правам гражданским, читай: по свободе слова! Но я могу и ошибаться — пусть со мной поспорят.
Долго, весьма долго я продирался к смыслу этой статьи, а он от меня старательно убегал. За свою жизнь я многократно убеждался в полной бессмысленности каких-либо споров. Недаром восточная мудрость утверждает: «Если победил в споре, считай, что проиграл». Когда человек закрыт к диалогу, не желает хотя бы на время встать на другую точку зрения, – самые убедительные аргументы для него останутся пустым звуком. А все эти «споры до хрипоты» лишь вытряхивают из спорящих энергию, ничего не давая взамен. Поэтому просто смешно становится, когда видишь разного рода «пособия» вроде «Как победить в споре?» А зачем? Чтобы насладиться зрелищем «поверженного соперника»? Потешить собственное тщеславие? Миг упоения краток, а вот врагов такой «победитель» может заполучить себе надолго.
Разумеется, бывают ситуации, когда необходимо отстаивать свою точку зрения. Но только не путем спора. И что бы ни говорили, истина в споре не рождается.
Оценка статьи: 3
я думаю, все же рождается. а вспомните великих! конечно, сила слова — не в децибелах. но мысль бывает спорной, бывает и убедительной, и сногсшибательной в своей прозорливости. и так далее.
Конечно, спорить, а иначе зачем он все это затеял? Смотрите-ка, никто даже внимания не обращает на тэг «юмор», все принимают всерьез его утверждения.
а юмор в статье (кроме тэга) есть? где он??
юмор в статье? а зачем? я не анекдот писал просто хотел вызвать реакцию и получил ее я и не отрицаю что своими противоречивыми выкладками спровоцировал спор и обсуждение! а разве статья не заставила задуматься о причинах и последствиях споров? именно этого я и добивался
Олег, так Вас пытались защитить от наших нападок, сославшись на тэг, в который лег Ваш труд! но раззадорить нас, раз этого и хотели, Вы умудрились-таки!! и даже повторили мое словцо «спровоцировал». значит, Вы манипулятор.
да нет манипулировать людьми, очень неблагодарное занятие. просто мне понравилось именно ЗАДАВАТЬ вопросы а не отвечать на них. Хотя естесственно у меня есть свое мнение и я его высказываю, в данном случае сама форма написания статьи является МОИМ ответом на мною же заданный вопрос.За свою жизнь я понял одну ожет и банальнцю истину что сколько людей столько и мнений. И еще одно статья не попала в раздел юмора а была там целенаправлено размещена! И не моя вина что вы привыкли только к тому, что вам задали вопрос и в конце статьи обязательно на него ответили. Те вопросы которые я задал, и еще задам почти все не имеют и не будут иметь однозначного ответа. Иначе я стал бы президентом и семимильными шагами вел бы всех в светлое будущее
Олег, никто не спорит, заметьте, о жанре Вашего материала! И, кстати, чистых жанров нет в помине (но это не мое открытие)! Поэтому писать вольны все так, кому взбредется как! К примеру, статья про борщ Андрея Перцовича (загляните, плиз) вызвала не спор — бурю оваций. А жанр, проанализируйте, каков там. Отсюда я лично делаю такой вывод. Не мы привыкли читать готовые ответы! А некоторые авторы не умеют их давать!! Инет открыл всем двери во все профессии, и в писанину тоже. Так вот мы и читаем то, что нам дают! Вот мой вердикт, пусть даже я и ошибаюсь!
Однако благодарю за то Вас, что признаете манипулирование людьми занятьем мерзопакостным!
Спорить или не спорить? Я считаю что вопрос надо ставить несколько по другому: «Спорить или не спорить с конкретным человеком?»
Поскольку спор с агрессивным оппонентом не приведет к рождению истины, а лишь рассердит вас обоих.
Спор с выдержанным собеседником может принести очень много пользы, как вам, так и ему.
Я сама люблю поспорить и думаю, что это интересно и увлекательно. Самое главное — правильно определить с кем можно спорить. А это уже зависит от вашего внимания, интуиции и того насколько хорошо вы знаете этого человека.
У меня на счет дискуссии с начальством другой алгоритм. Если я считаю, что начальник не прав и его неправота может сказаться на принимаемых решениях отрицательным образом, то я, конечно, говорю ему об этом. Спокойно, аргументировано, логично, иногда беру лист бумаги и рисую для наглядности. Не упираю на то, что он не прав, а говорю о том, что у меня другое мнение. Как правило мое начальство объясняет мне свою позицию, а не стучит по столу кулаком в раздражении. Если мы остались каждый при своем мнении, то я считаю свой долг выполненым. Начальник на то и начальник, чтобы брать на себя ответственность за принимаемые решения. Кроме того, я допускаю мысль, что я могу быть не правым в споре, даже если меня не переубедили аргументы оппонента. Действую я, разумеется, исходя из того, что мнение начальника правильное, хотя могу быть с этим не согласным. Того же требую от подчиненных.
Так состязание — или отстаивание собственного мнения.
На мой взгляд — это два разных понятия.
Если состязание, то все перечисленные вами примеры, мягко говоря «неудачны».
А если отстаивание собственного мнения — то и вообще утопичны.
Видимо, вы имели в виду нечто иное.
Например — право на индивидуальность или свою точку зрения.
Тогда — почти всё сказанное — справедливо.
Но.
Обстоятельства. Диктуют.
И вы — правы.
Спорить — не будем.
Поэтому.
только четвёрка.
За мастерство.
В этом вопросе все зависит от того смотря какой спор, если например глупенький ребенок спорит со взрослыми, он точно не прав, но спорит до посинения просто из за упрямства, это наверно не очень хорошо, а если например спорят коллеги на работе, то это скорее всего нормально и совсем неплохо, потому что действительно истина родится
Я раньше тоже так считала, что спорить нужно и при каждом малейшем спорном моменте нужно отстаивать свою точку зрения до последнего. А потом я выросла, поумнела, помудрела и задалась вопросом: а зачем? Какой толк от того, что я буду битый час до хрипоты кому-то что-то доказывать? Да никакого толку от этого! Каждый имеет право на свое мнение. И даже после спора, все равно в 99,9 %, случаев каждый останется при своем мнении. Теперь я лишь могу высказать свою точку зрения и ни в коем случае его не навязывать.
Если спор сводится именно к обсуждению какого-нибудь вопроса, обмену мнениями и информацией, то имеет смысл аргументированно отстаивать свою точку зрения, даже она отличается от мнения большинства. В результате каждый из спорщиков узнает что-то новое, каждый из них самореализуется. Если спор сводится просто к болтовне и переливанию из пустого в порожнее, то получается пустая трата времени. В такие споры умный человек ввязываться не станет. Если один из спорщиков склонен обижаться, переходить на личности, скандалить, короче говоря, спор быстро переходит из конструктивного диалога в ссору и выяснение отношений, то с таким человеком лучше поменьше спорить и отстаивать свое мнение только по принципиальным вопросам. В данном случае, такой подход к делу — это признак не слабости, а скорее, благоразумия и рассудительности. Ведь Христос учил: “Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими. “
Жил да был один 100-летний мудрец. Он был очень здоровый и молодой на вид человек. И к нему пришел корреспондент газеты узнать секрет здоровья и долголетия. “Как Вам удалось так сохранится в Ваши годы? “-спросил корреспондент. “Я никогда ни с кем ни о чем не спорил“- ответил мудрец. “Не может быть! Ни с кем? Совсем-совсем? “- удивился корреспондент. “Ни с кем. Никогда. “- ответил мудрец. “Этого не может быть! Вы всё равно с кем-нибудь да спорили, так не бывает, чтобы без споров“-завозмущался корреспондент. “Да-да, конечно“- с улыбкой согласился мудрец.
Читайте также:
- Егэ по литературе сочинение видео
- Задачи на сочинение обозрения
- Ни в какие времена люди не приближались вероятно к подавляющей сочинение добро и зло
- Разреши марку помочь мне написать сочинение
- Правила расстановки запятых в русском языке егэ сочинение