Режиссёр Александр Роу считается главным советским сказочником, конкуренцию ему составить тут может разве что коллега Александр Птушко. Роу много лет мечтал поставить сказку о русском солдате, одном из самых популярных фольклорных героев.
Вдохновлялся Роу берлинским памятником Воину-освобoдителю, установленному в 1949 году в Трептов-парке. Монумент изображает солдата с ребёнком на руках, и именно таким видел своего героя Роу: сильным, отважным, но милосердным, не способным пройти мимо беды.
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
Но с материалом был проблемы: в русском фольклоре сказок с персонажем-солдатом было много, но не все они годились для экранизации из-за краткости и отсутствия лиричности, а во многих был слишком простой, «солдатский» юмор. И как-то ему попалась на глаза пьеса Евгения Шварца с названием «Сказка о храбром солдате», написанная ещё в 1946-м году для кукольного театра.
Слева памятник Воину-освободителю в Трептов-парке, справа кадр из фильма «Марья-искусница»
Режиссёр попросил Шварца переработать её в сценарий, что тот и сделал. Правда, руководство киностудии имени Горького, где планировали снимать ленту, решило не акцентировать внимание на солдате, поэтому название изменили на «Марья-искусница» в честь главной героини.
У «Сказки о храбром солдате» вообще была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название «Марья-искусница».
«Марья искусница» (1959 год) стала первым фильмом- сказкой про солдата на советском киноэкране и вторым после мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год), причем образы солдата в них чем-то похожи, базируясь на стереотипном описании солдата в русских сказках Образ русского солдата в кино-сказках и мультфильмах
Солдат в русских народных сказках одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает
Слева солдат из фильма «Марья искусница» (1959 год), справа солдат из мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год)
В преддверии съёмок Александр Роу проб почти не проводил. Он часто работал с одними и теми же актёрами, так что на главные роли пригласил знакомых: Михаила Кузнецова (солдат), Анатолия Кубацкого (подводный царь Водокрут), Сергея Троицкого (казначей Алтын Алтыныч), Александра Хвылю (молчальник), Веру Алтайскую (тётушка Непогодушка).
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз костюма Водяного/Водокрута. Костюм водяного из темной шерсти, борода, шевелюра и лицо — зеленые, сапожки болотного оттенка. Справа Анатолий Кубацкий — Водокрут XIII, подводный царь
Всех эти исполнителей Роу хорошо знал по предыдущим совместным фильмам и почти все они появятся и в следующих сказках Роу.
Конечно же, получил роль и постоянный актёр Роу Георгий Милляр. Это был уникальный тандем, благодаря которому в советском кино появился фееричный ряд сказочных персонажей, сыгранных Милляром: пугающих, но комичных. В «Марье-искуснице» Георгий Милляр стал придворным подхалимом Кваком, выслужившимся в люди из простых лягушек.
Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута
Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови.
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Квака: зеленые штаны, мундир зеленый с золотыми эполетами; кулон в форме рака; эскиз головного убора и жилетки. Справа Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута
Большие ласты, в которых Георгию Милляру приходилось и бегать, и падать на колени, актёр выбрал сам, игнорируя рекомендации гримёров подобрать более удобную обувь. «Квакающие» реплики персонажа — тоже идея Милляра, ставшая неожиданностью для съёмочной группы. В ответ на похвалу в свой адрес актёр произносил с гордостью: «Ква-квалификация!»
Оказались на съёмочной площадке и два новых лица: Нинель Мышкова, ставшая Марьей-искусницей, и школьник Витя Перевалов, изобразивший её сына Ваню.
Для Нинель Мышковой сниматься в сказках было не впервой, она уже успела посотрудничать с Александром Птушко в «Садко» (1952) и «Илье Муромце» (1956), где она сыграла роли Ильмень-царевны и Василисы.
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Марфы/Марьи. Белая блуза с орнаментом на плечах, синий сарафан с золотой узорной отделкой, белый передник поверх сарафана с красным кантом по нижней линии (его потом из фильма убрали), на голове — платок из расшитой ткани. Яркие красные ботинки с узкими высокими мысками.Справа Нинель Мышкова — Марья-искусница
«Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из «Морозко», и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму».
Екатерина Шубная «Сарафан с позументами и сапоги-скороходы»
Вот и в этой сказке Марья -искусница одета в голубой наряд
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала XIX века.
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Десятилетнему Виктору Перевалову «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране. Перед съёмками Вите обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.
Виктор Перевалов — Иванушка
Съёмки проходили в Москве, где в павильонах киностудии им. Горького сняли сцены внутри помещений, и в Ялте, где отсняли натурные сцены. Там же, в Ялте, создавался и подводный мир, обитель Водокрута — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Таинственное озеро. Справа кадр из фильма
Галей Евгений Михайлович Эскизы декорации для комбинированных съемок. Марья-искусница в Подводном Царстве
Кадр из фильма. Комбинированные съемки
Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Тронный зал. В фильме тронный зал сделали более красным, украсив кораллами. Справа кадр из фильма. Подводное царство
Кадр из фильма. Тронный зал. Комбинированные съемки
Никита Кондратьев — подводный петух Красивец, главный хранитель взбесившегося рака. В Тронном зале
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. В дремучем лесу Справа кадр из фильма
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Поляна мухоморов. Справа кадр из фильма
Александр Роу, задумав «Марью-искусницу», обращался не только к юной аудитории, но и ко взрослым. В отличие от коллег-кинематографистов, считавших, что поскольку сказка подразумевает чудеса, то и сама атмосфера должна быть сказочной, ирреальной, Роу полагал, что подлинная душа сказки — в сочетании волшебного и реального, фантастического и действительного.
И именно поэтому на экране зрители видят настоящий лес и живых зверей, а диалоги персонажей построены как бытовые, обыденные, а не пафосно-надуманные.
Кстати, когда фильм только вышел, многие отметили отличную «игру» животных, а уж сегодня, когда зверей в кинолентах создают с помощью компьютерной графики, забавные белка, заяц, медведи смотрятся как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, это потребовало огромной подготовки: заяц-барабанщик «учился играть» около четырёх месяцев, а на то, чтобы подготовить к съёмкам медвежат, ушло около трёх месяцев.
Кадр из фильма
«Марью-искусницу» зрители увидели весной 1960 года. Для Александра Роу сказка стало очередной вехой: аудитория приняла её с восторгом, критики назвали лучшей в фильмографии режиссёра. Но сам Роу на этом не остановился и продолжил создавать волшебные истории, подавляющее большинство которых сегодня входят в золотой фонд советского кино.
Автор:
27 февраля 2021 09:50
Что худсовету не нравилось в сценарии, чем красили Георгия Милляра и почему Виктор Перевалов весь фильм сдерживал слёзы.
Источник:
Режиссёр Александр Роу задумал снять сказочный фильм, где главным героем был бы русский солдат. В поисках сюжета он перечитал народные солдатские сказки, но так и не придумал, как адаптировать под детскую аудиторию эти истории, полные грубого юмора и порой очень пикантных событий. Тогда он начал искать литературные источники и нашёл пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанную ещё в 1946-м году для кукольного театра. Роу связался со Шварцем и попросил написать сценарий для фильма.
Источник:
У «Сказки о храбром солдате» была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название «Марья-искусница».
Источник:
Часть фильма снимали в павильонах киностудии им. Горького, а натурные съёмки проходили в Ялте. Там же снимали все подводные сцены — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.
Источник:
Александр Роу любил работать с проверенной командой и пригласил в фильм уже знакомых ему актёров. На роль солдата он утвердил Михаила Кузнецова, которого уже снимал в комедии «Драгоценный подарок», а роли царя Водокрута и придворного Квака получили Анатолий Кубацкий и Георгий Милляр, игравшие почти во всех фильмах Роу. Сергей Троицкий, который снимался в роли казначея, познакомился с режиссёром ещё на съёмках сказки «Кощей Бессмертный», а Александр Хвыля стал одним из любимых актёров Роу ещё после работы в фильме «Майская ночь, или Утопленница».
Источник:
Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови, а так же придумал своему герою манеру говорить с «приквакиванием», что сделало его ещё ярче.
Источник:
Новыми актёрами для Роу были Нинель Мышкова и десятилетний Виктор Перевалов, которому «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране после детской короткометражки «Тамбу-Ламбу» и эпизода в киноповести «Город зажигает огни». Перед съёмками ему обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.
Источник:
Ссылки по теме:
Михаил Кузнецов…Не уверен, что имя и фамилию этого артиста помнят кинозрители, а вот то, что его самого запомнили, особенно кинозрители, чьё детство пришлось на 70-е 80-е годы прошлого века, можно сказать с уверенностью. Ведь это же тот самый добрый солдат-барабанщик из киносказки «Марья-искусница».
Он обладал сильным природным обаянием. Его глаза светились добротой. Дети верили ему. Именно поэтому он и запомнился своей ролью в киносказке «Марья-искусница».
А ещё был «Матрос Чижик», который по признанию самого артиста был любимый персонаж, сыграный им в кино.
Всего в кинокопилке артиста 59 киноролей. Михаил Кузнецов получал свои первые уроки театрального мастерства ещё у самого Станиславского. А начал сниматься в кино еще до войны.
Михаил Кузнецов родился в Подмосковном Богородске (ныне Ногинск) в начале 1918 года в большой крестьянской семье. Время было смутное и голодное. В стране бушевала Гражданская война. После смерти главы семейства мать с детьми, среди которых был трёхлетний Миша, перебралась к родственникам на Кубань, в станицу Тихорецкую, так как там было немного сытнее и спокойней. Миша учился в станичной школе. А в ней был драмкружок. И его и стал посещать маленький Миша.
Когда ему исполнилось 14 лет, мать с детьми решила вернуться в Москву, где Михаил поступил учиться в ремесленное училище на токаря. Он уже прикепел к театральному увлечению и стал и там посещать драмстудию. Когда была возможность – ходил в театр, постановки смотрел по нескольку раз. Он научился попадать в Малый театр без билета, на который не было денег. Юноша просто приходил ко второму акту и заходил на второе отделение вместе со зрителями в зал.
В середине тридцатых он узнал, что Станиславский открыл в Москве драматическую студию и набирает курс студентов. Для Кузнецова это был не просто шанс посвятить себя любимому делу, а почти заветная мечта. Попасть на курс к великому режиссеру. К тому времени он уже работал на заводе.
Михаил успешно проходит первые туры отбора. Осталось пройти прослушивание, но его назначили на середину рабочего дня. Недолго думая, молодой человек поливает руку кислотой и после перевязки успевает на экзамен. Станиславский после прослушивания принимает Кузнецова в свою студию. Перед самой войной Михаил получает диплом.
На экране в первый раз он появился в 1940 году. Это была небольшая роль в фильме «Приятели».
Его зачислили в театр-студию киноактёра и в начале войны вместе с театром эвакуировали в Ташкент. Он написал рапорт с просьбой направить его на фронт. Просился если не бойцом, то хотя бы во фронтовую бригаду артистов. Но Сергей Эйзенштейн, который был руководителем эвакуированной киностудии, в клочки порвал его рапорт и предупредил, что также сделает и со следующим. Мол, хорошее кино для бойцов сегодня гораздо важнее концертов на передовой.
В фильме «Машенька» (1941) молодому актеру достается главная роль. Эту мелодраму о первой юношеской любви и предательстве начали снимать ещё предвоенной весной.
Когда началась война, авторы приняли решение отправить героев на фронт, чем придали простой истории героический сюжет. «Машенька» стала одним из любимых фильмов военных лет. За военные годы Кузнецов снялся в нескольких фильмах. В таких, как «Иван Грозный»
И «Воздушный извозчик»
После войны были роли в фильмах «Во имя жизни», «Наше сердце», «Щедрое лето», «Калиновая роща», «Тарас Шевченко».
В 70-80 годах актер снимается в фильмах «Тайное голосование», «Багратион», «Россия молодая».
Михаил Кузнецов в последние годы говорил: «..Когда меня предлагали выдвинуть на звание Народного СССР, завистники говорили: «За что ему давать? Кузнецов в последние годы снимался на студии «Довженко», пусть Украина его и выдвигает». А когда на Украине обсуждали мою кандидатуру на очередное звание, там завистники кричали: «Кузнецов давно живет в Москве и числится в штате «Мосфильма», пусть они и награждают его». Вот ведь, что получается!»
Свою последнюю роль в фильме «Под знаком Красного креста» он сыграл за несколько недель до смерти, поэтому премьера состоялась уже после его похорон.
В жизни актера было два официальных брака. В спутницы жизни он выбирал женщин, одной с ним профессии. С первой женой Людмилой Шабалиной актер расписался через год после знакомства. В этом браке не было детей.
В 1946 году актер познакомился с актрисой Викторией Германовой. Тогда он еще находился в официальном браке, но решил уйти от первой жены. Виктория и Михаил расписались. У них родилась дочь Валентина.
Прожили они со второй женой почти сорок лет. Когда супруги в 1985 году не стало, актер не смог жить без нее. Смерть супруги сильно подкосила Михаила Артемьевича. Обычно весёлый и общительный, он замкнулся, много времени проводил дома один. 23 августа 1986 года недалеко от дома актёра, в сквере напротив гостиницы «Украина», случайные прохожие заметили полулежавшего на скамейке мужчину. Случился сердечный приступ и Михаил Кузнецов умер в возрасте 68 лет.
Народного артиста РСФСР Михаила Артемьевича Кузнецова похоронили рядом с могилой супруги на Введенском кладбище.
Добрый солдат из киносказки нашего детства…