? Ответы на задания к странице 70. Азбука 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г.
Задание 1.
Как лиса ловила ворон.
Подумай, в чем проявилась хитрость лисы. Составь рассказ по рисункам.
Подсказка:
ВОРОНЫ — стервятники, которые питаются плотью мертвых животных.
Ответ:
1) На первом рисунке мы видим, как лиса притворяется спящей. Вороны, которые поверили в то, что лиса находится без сознания, не побоялись подлететь к ней ближе. А как только лиса заметила, что птицы находятся максимально близко, она резко встала и поймала одну из ворон за хвост. Это видно по второму рисунку.
2) Хитрость лисы заключается в том, что она изучила ворон и отлично сработала на их слабостях.
3) РАССКАЗ по рисункам «Лиса и вороны»:
Голодная лисица очень хотела полакомиться чем-нибудь вкусным. Но у нее не получалось поймать птиц, потому что те летали высоко в небе. Тогда лиса решила схитрить, легла на землю, подняла пушистые лапки вверх и притворилась, что находится без сознания.
Вороны поверили хитрой лисичке. И как только они подлетели ближе к рыжей тушке, лисичка резко встала и схватила одну из ворон за хвост.
Задание 2.
Дополни предложения, отвечая на вопрос: что делает мальчик?
Подсказка:
- Чтобы дополнить предложение, нужно вставить два слова.
На рисунке мальчик бездельничает, смотрит куда-то в сторону, хотя мог бы учиться, как его одноклассница, сидящая рядом.
Ответ:
Иван СМОТРИТ В окно.
Задание 3.
Подумай, что значит выражение:
- «Ловить ворон».
Подсказка:
Данное выражение — фразеологизм. ФРАЗЕОЛОГИЗМ — это устойчивое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить синонимом, одним словом.
Ответ:
Ловить ворон, значит, прозевать что-то, быть невнимательным.
Задание 4.
Какие слова спрятались?
Подсказка:
На картинке изображены ребусы.
Ребус ПЕРВЫЙ: В букве А находятся три другие буквы — Т, Ы, К. Зашифрованное слово — ТЫКВА.
Ребус ВТОРОЙ: В букве О находятся четыре другие буквы — Р, О, Н, А. Зашифрованное слово — ВОРОНА.
Ребус ТРЕТИЙ: четыре буквы — К, О, Р, О — находятся В букве А. Зашифрованное слово — КОРОВА.
Ребус ЧЕТВЕРТЫЙ: В букве О находятся четыре другие буквы — Р, О, Т, А. Зашифрованное слово — ВОРОТА.
Ответ:
На картинке спрятались следующие слова: тыква, ворона, корова, ворота.
Поставил ворон ярангу на берегу Берингова моря. Бежит мимо лиса, увидела ярангу, остановилась и принялась ворона расхваливать:
Ах, ворон, какой ты хороший!
Ах, ворон, какой ты красивый!
Когда солнышко всходит,
Твои пёрышки светятся!
Слушает ворон, сердце его радуется.
— Живи в моей яранге, сестра! — приглашает.
А лисе только того и надо. Её-то яранга — темна. Её-то яранга — мала: лиса внутрь войдёт — хвост снаружи останется.
Стали они вместе жить.
— Я буду дома хлопотать! — говорит лиса. — Ты будешь пищу добывать.
— Ладно, — согласился ворон.
Сделал ворон копьё, гарпун сделал. Вырезал на них узор не простой — самый лучший. Пошёл по льду в море.
Добыл ворон нерпу. Назад возвращается. Увидела лиса ворона, спрашивает:
— Отнял или сам добыл?
— Сам добыл, — отвечает ворон.
Лиса — ну хвалить ворона! Хвалит не нахвалится:
Ах, ворон, какой ты хороший!
Ах, ворон, какой ты красивый!
Когда солнышко всходит,
Твои пёрышки светятся!
Сели они есть. Ворон поклевал немного и доволен. Остальное мясо лисе отдал. Наелась лиса, а всё жадничает, сидит, думает: «Как это он нерпу поймал? Пойду-ка я сама добуду. Уж тогда ворону ни кусочка не дам!»
Дождалась лиса ночи, потихоньку взяла гарпун, копьё взяла. Пошла к морю по следам ворона.
Видит — вынырнула нерпа между льдинами. А не знает лиса, что сначала: гарпун бросать или копьё метать? Бросила гарпун — промахнулась. Нерпа под лёд спряталась. Лиса вдогонку копьё метнула — копьё в воду ушло.
Испугалась лиса, прибежала домой, притворилась, что всю ночь спала.
Утром ворон собрался на охоту. Спрашивает лису:
— Сестра, где копьё? Куда мой гарпун делся?
А лиса отнекивается.
— Откуда мне знать, — говорит, — я из яранги не выхожу. Видно, сам потерял, а меня спрашиваешь!
Без копья и гарпуна какая охота? Стал ворон думать — чем пищу добыть? Ходил-ходил, думал-думал. Надумал — удочкой рыбу ловить.
Смастерил удочку, пошёл на реку.
Сделал прорубь во льду, опустил в воду удочку. Вдруг что-то тяжёлое прицепилось на крючок. Тащил-тащил ворон. Наконец вытащил! Не рыбу поймал. Не зверя достал. Показалось над водой само Чудо Водяное! И не разобрать, какое оно: тиной обросло, водорослями опутано. Все водоросли облепили рыбки.
Собрал ворон рыбок с водорослей. Чудо Водяное бросил в реку.
Несёт ворон рыбу, увидела лиса, снова запела:
Ах, ворон, какой ты хороший!
Ах, ворон, какой ты красивый!
Когда солнышко всходит,
Твои пёрышки светятся!
Принялась лиса за рыбу, а сама думает: «Как это он рыбу ловит? Пойду-ка я сама поймаю».
Ночью взяла удочку, по воронову следу к реке побежала. Опустила удочку в прорубь, сидит ждёт. Тут попалось на крючок что-то тяжёлое. Обрадовалась лиса. Тянет и думает: «Ворону и рыбьего хвостика не дам». Посильнее дёрнула удочку — Водяное Чудо вытащила!
Испугалась лиса, бросила удочку. Водяное Чудо ушло на дно вместе с удочкой.
Прибежала лиса домой, улеглась, будто и не подымалась.
Утром собрался ворон ловить рыбу, а удочки как не бывало — нет нигде!
— Сестра, а сестра, кто взял удочку? — спрашивает.
— Что ты мне спать не даёшь? — отвечает лиса. — Ты же знаешь — я из яранги не выхожу. Сам, видно, потерял где-то!
Ходил-ходил ворон, думал-думал. Куда теперь идти?
К морю не пойдёшь — копья нет, гарпуна нет, охотиться нечем.
К реке не пойдёшь — удочки нет, рыбу ловить нечем.
Взял длинный ремень, пошёл в тундру. Идёт, по сторонам смотрит. А вдалеке — у высокой сопки, у быстрой речки — виднеется большая яранга, наполовину в землю вросшая. Подошёл ворон поближе, сверху, через дымоходную дыру, заглянул в ярангу. Сидит там женщина, косы свои заплетает и расплетает. Вокруг неё ходят олени. Женщина косы расплетает — белые олени идут в одну сторону. Женщина косы заплетает — олени идут в другую сторону. Да уже не белые они, а чёрные.
Удивился ворон — что за диво такое? Почесал в затылке, уронил пёрышко. Попало пёрышко на оленя. Упал олень. Женщина взяла этого оленя и выбросила. Подобрал его ворон, ремнём обвязал, домой потащил.
Увидела его лиса, завела свою песню:
Ах, ворон, какой ты хороший!
Ах, ворон, какой ты красивый!
Когда солнышко всходит,
Твои пёрышки светятся!
Стали они есть, а лиса всё думает: «Где это он оленя добыл? Не пойти ли мне туда поохотиться?»
Не стала лиса и ночи дожидаться. Взяла ремень, крадучись из яранги выбежала, пошла по воронову следу.
Пришла к той яранге, заглянула в дымоходную дыру. Видит: сидит женщина, расплетает косы — белые олени идут в одну сторону. Заплетает косы — олени идут в другую сторону. Да уже не белые они, а чёрные.
«Вот бы мне их всех себе добыть!» — думает лиса. Задрожала она от жадности, уронила в дыру ремень. Попал ремень на оленя. Упал олень.
Женщина подобрала ремень, вышла из яранги, увидела лису, говорит:
— Ах вот почему мои олени пропадать стали! — и давай лису тем ремнём охаживать. Та еле убежала от неё. Идёт домой, а навстречу ворон.
— Как так, лиса, ты же говорила — из яранги не выходишь? — удивился он.
Тут-то и понял ворон — кто ему охоту портил.
— Тьфу! — говорит и прогнал лису.
— КОНЕЦ —
Составление рассказа по картинно — графическому плану «Как лиса охотилась за воронами»
Цели:
коррекционно — образовательная:
-учить детей последовательно предавать содержание рассказа, используя картинно-графический план;
-распространять предложения путем введения разнообразных признаков и действий;
-научить детей разным средствам соединения предложений в рассказе;
коррекционно —развивающая:
- развивать у детей умение рассказывать по плану;
- закрепить у детей знание по теме;
коррекционно — воспитательная:
-работать над выразительностью и эмоциональностью речи.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как лиса охотилась за воронами», предметные картинки зимующих и перелетных птиц.
Ход занятия.
- Орг.момент.
Дидактическая игра «Перелетные — зимующие птицы»,
(поднять по заданию карточки перелетных и зимующих птиц).
- Введение в тему.
Отгадывание загадки.
Рыжая плутовка В курятнике побывала,
Курей посчитала. (Лиса)
- Вступительная беседа о лисе.
Логопед. — Где живет лиса?
Дети. — Лиса живет в лесу.
Логопед. — На кого она охотится?
Дети. — Лиса охотится на зайцев, мышей, птиц.
Логопед. — Какая лиса?
Дети. — Лиса хитрая, ловкая, рыжая.
- .Чтение рассказа логопедом «Как лиса охотилась за воронами»
На земле сидели вороны. Ворона захотела поймать лиса. Лиса испугала ворон. Вороны улетели на дерево. Под дерево легла и притворилась мертвой лиса. К лисе подлетели вороны. Одну ворону поймала хитрая лиса.
- Беседа по содержанию:
Логопед. — Кого увидела лиса?
Дети. — Лиса увидала ворон.
Логопед. — Что она решила сделать?
Дети. — Лиса решила поймать ворону.
Логопед. — Почему вороны улетели на дерево?
Дети, — Потому что они испугались вороны.
Логопед, — Как лиса обхитрила ворон?
Дети. — Лиса притворилась мертвой.
- Динамическая пауза.
Подвижная игра «Лиса и вороны». (Дети бегают врассыпную, один ребенок — «лиса» догоняет их, пойманный ребенок выбывает из игры).
- Дидактическая игра «Подбери слово» (учить подбирать к существительным слова — признаки).
Лиса (какая?) — хитрая, рыжая, ловкая, быстрая, проворная, голодная… вороны (какие?) — черные, шумные, глупые, большие, пугливые…
- Подбор действий:
лиса (что делала?) — заметила, захотела, притворилась, легла, обхитрила, поймала, испугала…
вороны (что делали?) — летали, сидели, испугались, подлетели, вспорхнули, присели…
- Повторное чтение рассказа логопедом.
- Распределение детьми картинок цепной организацией.
Вороны-лиса
Земля — вороны На земле сидели вороны.
Вороны – лиса Ворон заметила лиса.
Лиса – вороны Лиса испугала ворон.
Вороны – дерев Вороны улетели на дерево.
Дерево – лис Под дерево легла и притворилась мертвой лиса.
Вороны-лиса К лисе подлетели вороны.
Одну ворону поймала хитрая лиса.
- Составление образца рассказа логопедом,
(обучение соединению предложений путем введения местоимений, распространение предложений характерными признаками).
«На земле сидели большие черные вороны. Их заметила голодная лиса.
Она испугала шумных ворон. Вороны улетели и сели на высокое дерево. Под дерево легла и притворилась мертвой хитрая лиса. К ней подлетели глупые вороны. Одну большую ворону схватила ловкая хитрая лиса».
- Составление рассказов детьми.
- Анализ каждого рассказа логопедом и детьми.
- Поощрение рассказов детей, которые использовали творчество, разнообразие действий и признаков.
- Дидактическая игра «Сосчитай» от 1 -10 со словами «лиса», «ворона», (следить за падежными окончаниями существительных).
- Итог занятия с оценкой знаний детей.
Список литературы.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М.: АСТ.: «Астрель Транзиткнига», 2006 г.
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5- 6 лет,- М.: «Творческий Центр», 2004г.
- Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб.: «Детство-Пресс», 1997г.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду.- М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.
1
Лиса и вороны. составление рассказа по серии картин
2
Лиса и вороны
3
была голодна, хотела поймать, стала подкрадываться, закаркали и взлетели на дерево
4
легла на землю, притворилась мёртвой
5
спокойно спустились, села на лису
6
изловчилась и схватила за хвост
7
Хитрая лиса. была голодна, хотела поймать, стала подкрадываться, закаркали и взлетели на дерево легла на землю, притворилась мёртвой спокойно спустились, села на лису изловчилась и схватила за хвост