Собрание рассказов об изречениях и поступках мухаммеда
Ответы на кроссворды и сканворды
выберите длину слова
Все
выберите первую букву слова
Все
Ответы на вопрос Собрание рассказов об изречениях и поступках мухаммеда
- Хадис — Предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда 5 букв
- Разгадывать кроссворды
- Сунна — Мусульманское священное предание, содержащее рассказы о жизни Мухаммеда, а также его высказывания и являющееся дополнением к Корану 5 букв
- Хадис — Предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну 5 букв
- Сунна — Записанные поступки и высказывания Мухаммеда 5 букв
- Хадис — Изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально может переводиться как «новый» или как «беседа», «предание», «рассказ» 5 букв
- Апофегматы — Старинные сборники остроумных и нравоучительных изречений или коротких назидательных рассказов 10 букв
- Письмовник — Сборник образцов для составления писем, а также В старину: книга — собрание коротких рассказов, анекдотов, элементарных сведений общеобразовательного характера 10 букв
- Талмуд — (др.евр., буквально – изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э.- 5 в. н.э. Включает Мишну – толкование Торы и Гемару – толкование Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки – Аггаду (Агаду) (историческое) 6 букв
- Заслуга — Общепризнанная полезность чьих-л. поступков, деятельности, а также сами такие поступки, деятельность 7 букв
- Оглядываться — Действовать с опаской, сверяя свои поступки с поступками другого 12 букв
- Элеонора — Рассказ американского писателя Эдгара Аллана По, впервые опубликованный в 1842 году. Это один из немногих рассказов По с относительно «счастливым» концом. Многие исследователи творчества Эдгара Аллана По склонны считать этот рассказ автобиографическим. Рассказ Эленора продолжает череду произведений Эдгара По, где центральным событием является смерть молодой женщины 8 букв
- Вече — Собрание горожан для решения общественных дел, а также На Руси в 10-15 вв.: место такого собрания 4 буквы
- Протокол — Документ с записью всего происходящего на заседании, собрании, допросе, собрани и, допросе 8 букв
- Синклит — Собрание, заседание избранных или высокопоставленных лиц [собрание высших сановников в Древней Греции] 7 букв
- Шериф — В исламе: почетное звание лица, считающегося потомком Мухаммеда 5 букв
- Шериф — Почетное звание лица, считающегося потомком Мухаммеда, а также В исламе: лицо, имеющее это звание 5 букв
- Мухаммед — Писатель Шейбани Мухаммед 8 букв
- Черкезов — Актёр Мухаммед Черкезов 8 букв
- Черкезов — Советский актер Мухаммед Черкезов 8 букв
- Клей — Подлинная фамилия боксера Мухаммеда Али 4 буквы
- Магомет — Устаревшая форма имени пророка Мухаммеда 7 букв
- Магомет — Основатель ислама, почитается как пророк (ок. 570-632) (Мухаммед) 7 букв
- Пинакотека — У древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. Ещё на рубеже III-II вв 10 букв
- Шериф — В исламских странах: почетное звание лиц, ведущих родословную от основателя ислама Мухаммеда 5 букв
- Шериф — Почетный титул мусульманина, претендующего на происхождение от пророка Мухаммеда 5 букв
- Али — Двоюродный брат и зять Мухаммеда 3 буквы
- Алгебра — Ее название произошло от работы Мухаммеда, которая была озаглавлена «Хисаб ал-джабр ва-л-мукабала» (буквально: «Исчисление восполнения и противопоставления»), что, вероятно, означало «науку об уравнениях 7 букв
- Аллах — Небесный наставник пророка Мухаммеда 5 букв
- Ислам — Иначе мусульманство, магометанство- одна из трех мировых религий, основана в 7 в. н. э. пророком Мухаммедом (Магометом). В основе вера в единого Бога- Аллаха 5 букв
- Ислам — Одна из наиболее распространенных мировых религий, возникшая в Аравии VII в., получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и имеющая своими основными догматами поклонение единому богу- Аллаху и признание Мухаммеда Его посланником; мусульманство 5 букв
- Жениться — Что, по мнению А. Н. Толстого, надо сделать как минимум три раза, чтобы стать настоящим писателем Подсказка: с точки зрения Толстого, пророк Мухаммед был, несомненно, настоящим писателем 8 букв
- Медина — В какой город переселился из Мекки Мухаммед в 622 году, дав тем самым точку отсчета для мусульманского летосчисления 6 букв
- Халиф — Титул государя, совмещавшего светскую и духовную власть как преемник Мухаммеда (в некоторых мусульманских странах) 5 букв
- Аббасиды — Вторая династия арабских халифов, происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Свергли Омейядов, по всему халифату, кроме Аль-Андалузии. Начали своё правление в городе Карры в 750 году, а в 762 году перенесли столицу в Багдад. В период с 836 по 892 годы столицей халифата был город Самарра 8 букв
- Фатимиды — Династия халифов, происхождение от дочери Мухаммеда 8 букв
- Осман — Сподвижник и зять Мухаммеда 5 букв
- Кворум — Число присутствующих на собрании организации, достаточное по закону или уставу для признания решения собрания правомочным 6 букв
- Кворум — Установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания, необходимое для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня 6 букв
- Фатима — Дочь Мухаммеда, жена Али, мать Хасана и Хуссейна (605-633) 6 букв
- Хиджра — Переселение Мухаммеда и его первых сторонников из Мекки в Медину в 622 году, позже объявленным началом исламского летосчисления 6 букв
- Айша — Любимая жена пророка Мухаммеда 4 буквы
- Сунна — В переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов 5 букв
- Мустафа — Ордынский царевич, сын казанского Улу-Мухаммед хана 7 букв
- Касим — (касимовский правитель) царевич, первый правитель Касимовского ханства в 1452-1469 гг., сын казанского Улу-Мухаммед хана. До пожалования Городца Мещерского владел Звенигородом 5 букв
- Хадж — Паломничество в Мекку к мусульманской святыне Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда, считающееся у мусульман подвигом благочестия 4 буквы
- Сулу — Государство в северной части острова Борнео, основанное в 1457 году. После брака между Абу Бакром и местной принцессой Парамисули, Абу Бакр основал султанат и принял титул Султана, также принял ислам под именем Падука Манасари Хуссейн аль Шариф уль-Хашим. Шариф уль-Хашим считался прямым потомком исламского пророка Мухаммеда 4 буквы
- Агора — Площадь для народного собрания в Древней Греции, само собрание 5 букв
- Аккламация — Принятие собранием какого-либо предложения без подсчета голосов на основе реплик и возгласов участников собрания 10 букв
- Шубин — Глава города Перми с 2006 года по 2010 год. 26 декабря 2010 года Законодательным Собранием Пермского края избран членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Пермского края. (фамилия) 5 букв
- Сейд — Почетный титул мусульманина, ведущего происхождение от Мухаммеда 4 буквы
wordparts.ru
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос «Записанные поступки и высказывания Мухаммеда «, 5 (пять) букв:
сунна
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сунна
Определение слова сунна в словарях
Большой юридический словарь
Значение слова в словаре Большой юридический словарь
зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммеда, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана составляет содержание мусульманского религиозного закона — шариата. В С. содержится …
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Су́нна — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины ( уммы ) и каждого мусульманина . Сунна является вторым после Корана источником исламского права ( фикха …
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Мусульманское священное предание, содержащее рассказы о жизни Мухаммеда, а также его высказывания и являющееся дополнением к Корану.
Примеры употребления слова сунна в литературе.
Период пророческих выступлений в Аравии, как следует из Корана и позднейших арабских преданий — Сунны, являлся временем острой социальной борьбы.
Любое тайное намерение можно разгадать, если знать священные хадисы Сунны!
Служитель пророков отсылает Узбека к Сунне, шести сборникам, состоящим из хадисов — рассказов о деяниях и изречениях Магомета.
Заехал и в город Сунну, расположенный у первых нильских порогов, а также посетил колоссальные гранитные и сиенитовые каменоломни, в которых при помощи деревянных клиньев, смачиваемых водой, откалывали от скал обелиски высотой до девяти этажей.
Морк сунна Бренн с занесенным мечом ринулся на одного смуглокожего иностранца, довольно плечистого малого, на котором кроме простыни на бедрах была еще блуза с кружевами.
Источник: библиотека Максима Мошкова
араб. الحديث)— изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммеда. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису — тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки, мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения что передатчик страдал плохой памятью, был психически неурановешенным или просто слыл нечестным человеком — он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.
Нужно заметить, что хадисы не являются просто преданиями. Мухаммед говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне. Эти слова конечно же влияли на богобоязненных сподвижников. Суть хадисов заключается в том, что они раскрывают более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз. Хадисы же рассказывают как именно нужно это делать. Один из сподвижников пророка Мухаммеда Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.
Наиболее авторитетным мухадисом, с точки зрения суннитских богословов, считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами’ ас-Сахих» то есть чуть больше 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).
Необходимо отметить, что сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда — это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современником, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда, сохранившееся до наших дней — это книга ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируется VIII веком (вторым веком по хиджре).
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Хадисоведение
- 3 Составные части
- 3.1 Иснад
- 3.2 Матн
- 4 Сборники хадисов
- 4.1 Суннитские сборники
- 4.1.1 Муватта Малика ибн Анаса
- 4.1.2 Сахих аль-Бухари
- 4.1.3 Сахих Муслима
- 4.1.4 Сунан Абу Дауда
- 4.1.5 Сунан Ат-Тирмизи
- 4.1.6 Сунан Ан-Насайи
- 4.1.7 Сунан Ибн Маджи
- 4.2 Шиитские сборники
- 4.3 Ибадитские сборники
- 4.1 Суннитские сборники
- 5 Хадисы ахад
- 6 Хадисы мутаватир
- 7 Условие хадиса мутаватир
- 8 Хадисы Кудси
- 8.1 Основные сведения
- 8.2 Отличие хадисов кудси от аятов Корана
- 9 Библиография
- 10 См. также
- 11 Примечания
- 12 Литература
- 13 Ссылки
Этимология
Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально может переводиться как «новый» или как «беседа», «предание», «рассказ»[1].
Хадисоведение
В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука — хадисоведение (усуль аль-хадис).
Составные части
Хадис имеет две составные части: иснад (санад) и матн.
Иснад
Исна́д (араб. اٍسْنادٌ) — это цепочка людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад. Иснад составляется от пророка или Сахаба или Таби’ий и до ученых, составивших собрания хадисов пророка Мухаммада. Часть иснада, которая ближе к нам, является его началом; часть, которая, ближе к пророку, является завершением иснада. Человек, упоминающийся в иснаде, называется равий. Иснад — это перечисление имен всех равиев, передававших хадис. Передача хадиса от одного равия к другому называется ривайат, а передаваемый хадис — марвий.
Матн
Матн (араб. مَتْنٌ) — это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад. Матн является основной частью хадиса. Матн следует после иснада. По существу, основой хадиса является матн. Иснад же является подтверждением того, что сказанное в матн принадлежит непосредственно пророку или Сахабу.
Сборники хадисов
Суннитские сборники
Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры стали появляться такие сборники достоверных хадисов имамов аль-Бухари (194—256 гг. после хиджры), Муслима (202—261 гг. после хиджры), Абу Дауда (202—275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насайи (215—303 гг. после хиджры), Ибн Маджи (209—273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными суннитскими сборниками хадисов являются:
- «аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари
- «аль-Джами’ ас-Сахих» имама Муслима
- «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда
- «аль-Джами’ аль-Кабир» имама ат-Тирмизи
- «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и
- «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджи
- «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
- «аль-Муснад» имама Ахмада
Муватта Малика ибн Анаса
Первая книга Хадисов — Муватта — была собрана имамом Маликом ибн Анасом, большим учёным, который родился и жил в Медине в 93—179 гг. хиджры. Эта книга получила название Муватта Малика. В ней он дал подробные иснады и упорядочил все хадисы по соответствующим темам. И хотя Муватта является справочником по исламской юриспруденции, она, вместе с тем, является одним из первых научных трудов по хадисам. Некоторые считают этот труд одним из основных в данной области. В этой книге перед каждым хадисом имам Малик даёт иснад, то есть подробно описывает цепочку передачи этого хадиса. В некоторых случаях иснад прослеживается до самого пророка, в некоторых случаях — только до одного из его сподвижников. Но поскольку эта книга содержит не только хадисы, но и сведения по исламскому правоведению, в ней можно найти также мнение самого имама Малика по тому или иному вопросу.
Сахих аль-Бухари
Имам аль-Бухари разделил свой труд на 97 книг. Первые три из них посвящены началу Откровения, а также Вере и Знанию. Последующие тридцать книг посвящаются омовению, молитве, уплате закят, совершению паломничества и соблюдению поста. За ними следуют двадцать две книги, где освещаются вопросы предпринимательской деятельности, опекунства, общим условиям, касающимся профессиональной трудовой деятельности, а также другие юридические вопросы. За ними следуют три книги о Борьбе на Пути Аллаха и о подчинённых людях. Далее идет книга, посвящённая началу Сотворения. Следующие четыре книги дают сведения о пророках и отдельные подробности жизни пророка Мухаммада до хиджры. После этого идёт книга о жизни пророка Мухаммада и его деятельности в Медине. Следующие две книги содержат комментарии некоторых отрывков из Корана. Последующие три книги посвящены вопросам бракосочетания, развода и вопросам, касающимся материального обеспечения семьи. После этого до девяносто пятой книги освещаются различные вопросы, например, о пище, питье, одежде, благопристойном поведении, о медицине, о приглашениях, о клятве и искуплении за нарушение клятвы, о кровной мести, преследовании, о толковании сновидений, о гражданских раздорах и испытаниях, предшествующих Концу Света. Девяносто шестая книга подчеркивает важность преданности Корану и Сунне. Последняя, девяносто седьмая книга, относительно большая по объему, посвящена Единству Бога.
Сахих Муслима
Труд имама Муслима охватывает приблизительно ту же область вопросов. Четыре Сунан ограничились вопросами, касающимися совершения действий, свидетельствующих о поклонении Аллаху (Актов Поклонения), исламских законов, личных взаимоотношений и признаков, свидетельствующих о Конце Света.
Сунан Абу Дауда
Содержание сборника соответствует его названию. Автор отбирал хадисы, содержащие нормы Шариата. Имам Абу Дауд пояснил в своём послании к жителям Мекки: «В сборник „Сунан“ я включил только хадисы, содержащие нормы Шариата, и не стал включать хадисы об умеренности в пользовании мирскими благами (зухд) и достоинствах различных дел…»
Если говорить о самом сборнике, то, как говорил сам имам Абу Дауд в своём послании к жителям Мекки, он состоял из 18 частей, из них одну часть представляли хадисы с пропущенным первым передатчиком (мурсаль — مرسل).
«Сунан» Абу Дауда — самый маленький из шести наиболее достоверных сборников хадисов. Он состоит из 36 книг.
Сунан Ат-Тирмизи
В работе имама Тирмизи содержатся некоторые комментарии Корана, а также описание достоинств различных людей и книги, включающие в себя материалы о пророке, его семье и его сподвижниках. Иногда труд имама Тирмизи считается Сахих.
Сунан Ан-Насайи
Сунан Ибн Маджи
Шиитские сборники
- «аль-Кафи» Кулайни
- «Тахзиб аль-ахкам» шейха Туси
- «аль-Истибсар» шейха Туси
- «Ман ла йахдурух аль-факих» шейха Садука
- «аль-Амали» шейха Муфида
- «Бихар аль-Анвар» Алламе Маджлиси
- «Васаил аш-Шиа» Хурра Амели
- «аль-Мустадрак» Мухадиса Нури
Ибадитские сборники
- «Муснад» Раби бин Хабиба
Хадисы ахад
Хадис в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает таватура. Это достоверные (сахих) хадисы, только переданные по одной цепочке (иснад) передачи.
Хадисы мутаватир
Это хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации.
Условие хадиса мутаватир
1 — В отношении минимального количества передатчиков, необходимого для «вознесения» хадиса в степень мутаватир, среди учёных есть разногласия.
2 — Не должно вызывать сомнений, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.
Существуют и другие условия, которым должен удовлетворять хадис мутаватир.
Хадисы Кудси
Основные сведения
Хадисы аль-Кудси (аль-Ахадись аль-‘Кудсийа) отличаются от иных Хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Мухаммеда. Согласно аль-Кари, их можно читать без ритуального омовения, и они не используются в молитвах. Общее число Хадисов Кудси относительно невелико и поэтому их часто группируют по содержанию:
- утверждение единственности Бога;
- правила проведения религиозных ритуалов;
- рекомендуемые добродеяния;
- самоотдача в служении Богу;
- вера в Судный день и в торжество воздаяния за содеянное.
Традиционно, для сборников отбирается 40 Хадисов аль-Кудси.[2]
Отличие хадисов кудси от аятов Корана
- Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси — по смыслу к Аллаху, а по форме от пророка Мухаммада.
- Чтение Корана есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов кудси поклонением не является.
Имеются и другие, малые и большие, отличия Священного Корана от хадисов кудси.
Библиография
- Krehl L. «Recueil des traditions mohamétanes par el-Bokhârî», 1862—1868
- Juynboll T.W. «Lexicon geographicum», 1852—1864
- Jonathan A. C. Brown. Criticism of the Proto-Hadith Canon: Al-daraqutni’s Adjustment of the Sahihayn. — Journal of Islamic Studies, 15, 2004, № 1, 1-37.
- Recep Senturk. Narrative Social Structure: Anatomy of the Hadith Transmission Network, 610—1505. Stanford, Stanford UP, 2006.
- Jonathan Brown. The Canonization of al-Bukhārī and Muslim. The Formation and Function of the Sunnī Ḥadīth. Leiden, Brill, 2007 (Islamic History and Civilization. Studies and Texts, 69).
См. также
- Коран
- Тафсир
- Мухаммад
- Табиун
- Сахаба
Примечания
- ↑ Х. К. Баранов. Арабско-русский словарь: Ок. 42000 слов.: Под ред. В. А. Костина. М., 2001—944 с. — ISBN 5-901278-01-1 — с. 160.
- ↑ Порохова, 2010, с. 16—19
Литература
- Хадисы Пророка / Пер. с араб. и комм. Иман Валерии Пороховой, гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. — 4-е изд. — М.: РИПОЛ классик, 2010. — 312 с. — ISBN 978-5-386-01177-2
Ссылки
- Хадисы — Библиотека Хадисов
- Хадисы и термины
- Хадисы
- Избранные хадисы о Рамадане
- Хадисы Кудси
- Важные хадисы и их разъяснения
- Ильм Усул Аль-Хадис Наука об основах хадисов КРАТКАЯ ИСТОРИЯ О ХАДИСАХ
Wikimedia Foundation.
2010.
Синонимы:
Полезное
Смотреть что такое «Хадис» в других словарях:
-
Хадис — сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9… … Ислам. Энциклопедический словарь.
-
ХАДИС — [арабск.] в исламе (ИСЛАМ): предания о делах и словах Мухаммада; собрание таких текстов (обработанных в IX в.) составляет наряду с Кораном (КОРАН) основу религиозного учения мусульман. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. хадис (араб.) в… … Словарь иностранных слов русского языка
-
ХАДИС — (арабское), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет Сунну. Основная часть хадиса возникла в конце 7 начале 8 вв … Современная энциклопедия
-
ХАДИС — (араб.) предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 нач. 8 вв … Большой Энциклопедический словарь
-
ХАДИС — Событие, явление; состояние дел; то, что произошло, имело место. Новый, абсолютно новый. Разговор, беседа; рассказ; известие, новость. Изречения, высказывания пророка Мухаммета Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
-
хадис — сущ., кол во синонимов: 1 • сказание (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Хадис — (араб. хадiJ рассказ ) священное и закономерноемусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников см. в 1 т. Истории мусульманства А. Крымского, гл. V … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Хадис — (араб.), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность Хадис, признанных достоверными, составляет Сунну. Основная часть Хадис возникла в конце VII начале VIII вв. * * * ХАДИС ХАДИС (араб.), предание о поступках и изречениях Мухаммеда … Энциклопедический словарь
-
Хадис — Мусульманские предания, описывающие какие либо исторические или вымышленные периоды жизни Муххамеда. Источником хадисов первоначально являлись рассказы сподвижников Муххамеда, а затем из преемников. При записи хадисов большое внимание уделялось… … Религиозные термины
-
Хадис аль-Кудси — Богооткровенные хадисы, которые отличаются от остальных сообщений тем, что они исходили непосредственно от Аллаха. То есть, смыслы этих хадисов исходили от Аллаха, но воспроизводил их пророк Мухаммад своими словами, благодаря полученному… … Ислам. Энциклопедический словарь.
ВикиЧтение
Основы исламского вероучения
Ханников Александр Александрович
Сунна и хадисы
Сунна и хадисы
Cунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим поколениям. Кроме того, Сунна дает ответы на многие вопросы частной жизни человека и общества. Она является собранием житейских правил, почерпнутых из разговоров и деяний Пророка и сохраненных преданием. В Сунне изложены все правила и обычаи, переданные в преданиях-хадисах.Приверженцы крупнейшей ветви ислама – суннизма называют себя «людьми Сунны». Сунна являет пример жизненного пути Пророка как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.
Порой можно встретить утверждение о том, что шииты отрицают Священное Предание, но это не так. Священное Предание признается всеми течениями ислама как важнейший источник веры после Корана. Основы Сунны тщательно изучают и богословы, и правоведы ислама. У шиитов эти рассказы называются хабарами (известия).
Под хадисом понимают «Предание» вообще, затем «Предание о Пророке Мухаммаде», «Предание о словах и действиях Пророка», кроме того хадисом называют каждое отдельное изречение Мухаммада, сохраненное в предании. Хадис – это сборник преданий о Пророке и правила, жившие в предании.
Известно огромное количество собраний хадисов, но главные из них шесть собраний, составленные известными авторами. Наиболее удобными оказались сборники, составленные по темам. Для того, чтобы решить, каким является тот или иной хадис – сахих (действительным), даиф (слабым) или мавду (сомнительным) учеными были разработаны очень строгие правила. Наиболее подлинным считается собрание хадисов, составленное Мухаммадом ибн Исмаилом аль-Бухари. В этот сборник вошло более семи тысяч хадистов по самой разнообразной тематике. Вторым по значению является собрание хадисов Муслима ибн аль-Хаджджаджа. В этом собрании все хадисы объединены соответсвующими их содержанию темами. Собрание хадисов Мухаммада ибн Йазида ибн Маджа содержит более четырех тысяч хадисов.
Ученые-богословы утвердили в сознании мусульман мысль о том, что Сунна является лучшим, совершенным и единственным инструментом его толкования. Поиски хадисов, а их насчитывалось десятки тысяч, способстововало развитию языкознания, истории, права, религиозного права. Ученым был представлен огромнейший материал для внимательного исследования и отбора ограниченного их числа для сборников и антологий, содержащих высказывания Пророка.
Читайте также
б) Сунна
б) Сунна
Сунна — слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцевХадис — сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада и его высказываниях, переданные устным или письменным путем-
§ 1. Сунна как часть небесного откровения
§ 1. Сунна как часть небесного откровения
Место Сунны в исламе. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права. Арабское слово сунна означает «образ», «дорога», «жизненный путь». В этом употреблении оно может носить как положительный, так и
Сунна
Сунна
Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально – «образец», «пример»; полное название – «Сунна посланника Аллаха»).В первую очередь это свод
4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы
4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы
У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через
Сунна и хадисы
Сунна и хадисы
Сунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим
§ 51. Сунна или искренность в поклонении
§ 51. Сунна или искренность в поклонении
Понятие Сунны. Сунной называется путь Пророка Мухаммада. Понятие «Сунна» включает в себя все, что Пророк Мухаммад высказал и совершил после того, как он получил пророчество, а также его нравственные качества. В это понятие входит
65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции
65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции
У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога
Сунна и хадисы
Сунна и хадисы
Cунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим
Хадисы без оглавления
Хадисы без оглавления
1361-1362.Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, догнал группу всдаников, в которой находилось около десяти человек. Среди них находился
СУННА (араб.)
СУННА (араб.)
Благочестивый образ жизни. Освященные традицией правила, установленные в подражание поступкам и привычкам Пророка
ХАДИС
(араб. «рассказ») — священное и закономерное мусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников — см. соотв. статью, а подробнее в I т. «Истории мусульманства» А. Крымского, гл. V.
ХАДО →← ХАДИС
Смотреть что такое ХАДИС в других словарях:
ХАДИС
(араб. «рассказ») — священное и закономерное мусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников — см. соотв. статью, а подробнее в I т. «Исто… смотреть
ХАДИС
(араб. «рассказ») — священное и закономерное мусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников — см. соотв. статью, а подробнее в I т. «Исто… смотреть
ХАДИС
(арабский, буквально — рассказ) предание, основанное на случае из жизни или каком-либо изречении Мухаммеда и его сподвижников. Исследования И. Г… смотреть
ХАДИС
хадис м. Предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.
ХАДИС
хадис
сущ., кол-во синонимов: 1
• сказание (12)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
сказание
ХАДИС
ХАДИС (араб., букв.- рассказ), предание,
основанное на случае из жизни или к.-л. изречении Мухаммеда и его
сподвижников. Исследования И. Голъд-циера … смотреть
ХАДИС
Хадис (араб. «рассказ») — священное и закономерное мусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников — см. соотв. статью, а подробнее в I т. «Истории мусульманства» А. Крымского, гл. V.<br><br><br>… смотреть
ХАДИС
сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина. Эти примеры и комментарии были также санкционированы Аллахом, так как в кораническом аяте говорится: «И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) — лишь откровение внушенное…» (53: 3-4). А в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис, в котором пророк Мухаммад говорит, что ему от Бога дана не только Книга (Коран), но и нечто похожее на нее (т.е. Сунна) (Абу Давуд, Сунан, II, 505) Таким образом, хадисы, а в широком смысле вся Сунна, как и Коран, является Божественным откровением. Коран является откровением, непосредственно переданным Аллахом пророку Мухаммаду и записанным на «защищенной скрижали» (См. Левх аль-Махфуз), а Сунна является откровением, опосредованным речами и поступками пророка Мухаммада. При этом, хадисы могут повторять смыслы Корана, либо комментировать их, либо же предписывать какие-либо действия, о которых в Коране прямо ничего не говорится. Существует даже специальная категория Богооткровенных хадисов, которые отличаются от обычных хадисов тем, что их смыслы исходили от Аллаха, но были переданы пророком Мухаммадом (См. Хадис аль-Кудси). Если пророк по незнанию совершал какие-либо ошибки, то Аллах сразу же поправлял его откровением. В связи с этим, жизненный путь пророка Мухаммада является тем идеалом, с которого должны брать пример все мусульмане. В Коране о необходимости следования за примером пророка Мухаммада говорится в нескольких аятах, например:<br>- «Скажи [, Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи».Аллах — прощающий, милосердный. Скажи [, Мухаммад]: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих» (3: 31-32);<br>- «Повинуйтесь Аллаху и посланнику: быть может, вы будете помилованы» (3: 132);<br>- «Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил» (59: 7).<br>Слово «хадис» во многих случаях сходно по своему значению со словом «сунна», так как они оба употребляются в смысле отношения того или иного слова или действия к словам и действиям пророка Мухаммада. Однако существует и разница в смыслах этих слов, так как слово «хадис» в переводе означает сообщение, которое передано со слов пророка; а «сунна» — это следование тем жизненным путем, который указан пророком.<br><span class=»dic_color»>История хадисов</span><br>Различные сообщения о пророке Мухаммаде, его речи и деяния стали впервые изучать и записывать еще при жизни пророка Мухаммада. Однако в то время возникла опасность смешения хадисов с аутами Корана. Поэтому первоначально он запретил записывать хадисы. В сборнике хадисов Муслима содержится хадис, переданный Абу Саидом аль-Худри, в котором пророк предписывал записывать только откровения Корана и уничтожать все повествования о его речах и жизни. Но в этом же хадисе он разрешил своим сподвижникам передавать различные свидетельства о нем в устной традиции. Кроме того, в качестве исключения, пророк позволял некоторым своим приближенным записывать отдельные повествования о его жизни. После завершения ниспослания большинства аятов Корана многие тысячи мусульман уже знали его наизусть и умели различать аяты от других повествований о жизни Мухаммада. Поэтому пророк отменил запрет на детальное изучение и записи хадисов. В сборнике хадисов Тирмизи есть сообщение о том, что он разрешил запись его хутбы после завоевания Мекки. Тем не менее, в период правления первых Праведных халифов и даже в период табиунов записей хадисов было мало и это не приветствовалось в мусульманском обществе. Они были известны в основном в устной традиции. Причиной опять же было опасение того, что записанные хадисы со временем могут подменить Коран. Тем не менее, мусульманская традиция сохранила повествования о том, что некоторые сподвижники пророка Мухаммада записали достаточно большое количество сообщений о его жизни и речах. Эти записи, наряду с устной традицией на протяжении длительного времени были известны мусульманам. Затем они вошли в состав более фундаментальных сборников хадисов. После этого, ранние записи оказались невостребованными и постепенно были утеряны. Например, у Тирмизи есть информация о том, что Саад ибн Убада аль-Ансари имел записи хадисов пророка. По этим записям его сын передавал хадисы другим людям. А у Бухари сообщается, что записи Саада ибн Убады были частью записей другого сподвижника Абдуллы ибн Абу Ауфа. Ибн Сад в «Табакате» сообщал, что записанные хадисы пророка были у Джабира ибн Абдуллы (ум. в 78 г. х.). Муслим в своем «Сахихе» упоминал, что они касались проблем хаджа. Свитки с хадисами имели Самура ибн Джундаб (ум. в 60 г. х.), Джабир ибн Абдулла (ум. в 78 г. х.), Абдулла ибн Аббас (ум. в 69). Самым известным же был сборник Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса (ум. в 65 г. х.) под названием «Сахифа ас-Садика» (верные свитки), который также не сохранился в оригинале до наших дней. Наиболее ранним сборником хадисов, который сохранился до наших дней, является «Сахифату Хаммам». Этот сборник был составлен Хаммамом ибн Мунаббихом (ум. в 101 г. х.), который записывал хадисы непосредственно от своего учителя — сподвижника пророка и известного передатчика хадисов Абу Хурайры, на собраниях которого он участвовал. «Сахифату Хаммам» был составлен в середине I века хиджры и найден в архивах Берлина и Дамаска и в нем содержится 138 хадисов. Особая ценность этого сборника в том, что все записанные там хадисы были приведены и в более поздних сборниках — «Муснаде» Ахмада ибн Ханбаля и «Сахихе» Бухари, что еще раз подтвердило их подлинность. Первым государственным деятелем, который распорядился на официальном уровне составить сборники хадисов был омейядский халиф Омар II ибн Абд аль-Азиз (ум. в 101 г.х.). Он сделал это из-за опасения забвения многих известных в его время хадисов, так как постепенно уходили из жизни представители первого поколения мусульман, отцы и деды которых непосредственно общались с пророком, и передали им различные истории из его жизни. Это могло привести к забвению традиции пророка. Второй причиной распоряжения халифа было распространение в его время определенного количества сомнительных и сфабрикованных повествований о жизни пророка. Таким образом, халиф Омар II отправил послание наместнику Медины Абу Бакру ибн Мухаммаду ибн Хазму, в котором поручил ему собрать и записать в одном сборнике все хадисы, которые были известны Амре бинт Абд ар-Рахману аль-Ансари и Касиму ибн Мухаммаду ибн Абу Бакру (ум. в 107 г. х.). Они оба были учениками жены пророка Мухаммада Аиши и были известны как самые лучшие знатоки хадисов. Наместник Медины выполнил приказ халифа, однако этот сборник сам Омар II ибн Абд аль-Азиз так и не увидел, так как погиб не задолго до этого. Халиф Омар II послал также аналогичные письма и наместникам других провинций. Первым откликнулся на распоряжение халифа известный знаток хадисов Хиджаза и Сирии Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани (ум. в 124 г. х.). Составленный им сборник был представлен халифу незадолго до его смерти. После этого хадисы стали записываться и другими знатоками хадисов и правоведами. Однако чаще всего они делали это в различных правовых сборниках. Автором же первого фундаментального сборника хадисов «аль-Муватта» стал выдающийся мусульманский ученый и правовед Малик ибн Анас (ум. в 179 г. х.). После него были собраны «Муснады» Абу Давуда ат-Таялиси (ум. в 204 г. х.) и Ахмада ибн Ханбаля (ум. в 241 г. х.). Затем Мухаммад аль-Бухари и Муслим составили свой свод достоверных хадисов «Сахих», где применили строгую методологию их отбора. Признанными сборниками хадисов стали и сборники Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа и Насаи. В последующие века были написаны комментарии к указанным выше сборникам хадисов. Несмотря на записи некоторых хадисов, которые были известны еще с периода жизни пророка Мухаммада, тем не менее, традиция передачи хадисов первоначально осуществлялась в основном устным путем. Основными хранителями хадисов являлись жители Мекки, а в особенности Медины. В этом городе, который стал второй родиной пророка Мухаммада, на протяжении первых столетий исламской эры были живы воспоминания о нем и различных эпизодах его жизни. Многие сподвижники пророка жили в этом городе и передавали своим потомкам повествования о различных эпизодах его жизни. Образ жизни и мировоззрение мединцев были сформированы на примере пророка, хадисы которого они тщательно хранили и передавали в сохранности из поколения в поколение. В Медину со всех концов мусульманского мира, для ознакомления с хадисами приезжали мусульмане, среди которых были выдающиеся ученые своего времени. Удобным поводом для путешествия был сезон хаджа, после совершения обрядов которого паломники приезжали в Медину для паломничества к мечети пророка. Однако помимо Медины, различные хадисы были известны и в других регионах исламского мира, где стала формироваться традиция, построенная на преданиях того или иного региона. Дело в том, что сподвижники пророка Мухаммада жили в различных городах Халифата и там они рассказывали свои воспоминания местным жителям, которые в свою очередь запоминали их и передавали своим потомкам. Были известны, например «сирийские», «басрийские», «хомсские» хадисы. В связи с установлением и развитием различных хадисных традиций, мусульманские исследователи предпринимали путешествия в различные города для ознакомления с хадисами, известными в том или ином регионе, а также с целью выяснения цепочки передатчиков того или иного хадиса. Эти исследования положили начало возникновению школ хадисоведения. В первом веке хиджры, различные сообщения из жизни пророка собирались и заучивались в основном в устной традиции и уже предпринимались первые попытки их систематизации. Путешествия исследователей с целью сбора хадисов же размывали «региональные» традиции и делали хадисный материал общим достоянием всего исламского мира. В это же время стала развиваться методология отбора и классификации тех или иных хадисов. Эта проблема впервые возникла в связи с тем, что некоторые люди стали в своих корыстных целях сочинять хадисы и приписывать их пророку Мухаммаду. На это обратили внимание самые ранние хадисоведы. Для установления подлинности того или иного хадиса, они выезжали к тому человеку, который распространял тот или иной хадис и подробно расспрашивали его о том, каким образом он дошел до него. Хатиб аль-Багдади описывал в своей книге «аль-Кифая фи ильм ар-Ривая» один такой случай, который произошел в сирийском городе Хомс, куда приехал некий человек по имени Омар ибн Муса, который заявлял, что знает достоверные хадисы. В мечети города с ним встретились знатоки хадисов и выслушали известные ему хадисы. Затем они спросили у Омара о том, откуда он знает о содержании этих хадисов. На это Омар ответил, что о них поведал его учитель Халид ибн Мадан, который был праведным человеком и не мог говорить неправду. Тогда ему задали следующий вопрос о том, когда и где он виделся с Халидом. Омар ответил, что виделся с ним в 108 году в Армении. Тогда один из присутствующих сказал, что он знал Халида и ему точно известно, что он умер в 104 году. Следовательно было доказано, что повествование этого Омара является сфабрикованным.<br><span class=»dic_color»>Классификация хадисов</span><br>Наука, которая занимается изучением и классификацией хадисов называется «Ильм уль-хадис». Все хадисы состоят из текста (матн) и из цепочки его передатчиков (иснад), которая оканчивается тем сподвижником пророка, который слышал непосредственно от него тот или иной хадис. Цепочку передатчиков хадиса называют и иснадом. Степень достоверности хадиса зависит от степени достоверности цепочки его рассказчиков (рави) и соответствия текста хадиса кораническим аятам, а также другим достоверным хадисам.<br>Пример иснада и матна: «Абдулла ибн Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада ибн Джубайра ибн Мут’има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал суру «Гора»».<br>Все сообщения (или хадисы), которые передавались посредством различных иснадов и дошли до мухаддисов (знатоков хадисов) многими путями передатчиков называются хадисами-мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир). Большинство же из известных сегодня хадисов было передано лишь одним-двумя передатчиками и называются хадисами-ахад (См. Хабар аль-Ахад).<br>По степени достоверности, все хадисы подразделяются на сахих (достоверный), хасан (хороший) и заиф (слабый). Данная классификация относится не к словам и поступкам пророка Мухаммада, а только к доказательности того, что текст того или иного хадиса действительно восходит к нему.<br><span class=»dic_color»>Достоверные (сахих) хадисы</span><br>Достоверным хадисом называется сообщение, которое восходит к сподвижнику, а от него к самому пророку Мухаммаду посредством непрерывной цепочки правдивых, беспристрастных передатчиков (повествователей). В таких хадисах не существует никаких сомнительных моментов или отклонений (шазз) и недостатков (илля).<br>Для того, чтобы хадис считался достоверным, необходимы следующие необходимые условия:<br><strong>1.</strong> Передатчики хадисов должны быть добросовестными людьми (адиль), отличающимися своей праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что они были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи. Если в цепи передатчиков (иснаде) есть нечестивец, то такой хадис достоверным не является;<br><strong>2.</strong> Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. Это условие называется забтом;<br><strong>3.</strong> Необходимо точно выяснить, что все передатчики хадисов были современниками и действительно встречались друг с другом, вследствие чего стала возможной передача сообщения. То есть, цепь передатчиков хадиса иснад должна быть непрерывной;<br><strong>4.</strong> Хадис, переданный заслуживающим доверие передатчиком, не должен иметь отклонения в смыслах или противоречить другим хадисам, переданным другими заслуживающими доверие передатчиками.<br><strong>5.</strong> В тексте и смыслах хадиса не должно быть никаких, даже незначительных явных или скрытых недостатков (илля), которые могут привести к сомнениям в достоверности сообщения.<br>Таким образом, те хадисы, которые отвечают условиям всех этих пяти пунктов, являются достоверными и нет никаких причин сомневаться в том, что они действительно восходят к пророку Мухаммаду . Достоверные (сахих) хадисы являются полноценными и окончательными аргументами и доказательствами при решении различных вероучительных и правовых вопросов в Исламе. Сборники достоверных хадисов «Сахих» Бухари и Муслима признаны всеми мусульманами-суннитами.<br><span class=»dic_color»>Хорошие (хасан) хадисы</span><br>Хорошими (хасан), называют такие хадисы, которые переданы непрерывной цепочкой праведных и богобоязненных передатчиков. Они не имеют никаких явных отклонений (шазз) или недостатков (илля). В этом качестве они приближены к категории достоверных хадисов (сахих). Однако в них имеются некоторые погрешности в специфических особенностях передатчиков. В частности, в хороших хадисах (хасан) имеются погрешности во втором необходимом условии для достоверных хадисов — забте (см. выше). В связи с этой погрешностью, хадисы-хасан не входят в категорию достоверных (сахих). Считается, что они занимают промежуточное положение между достоверными (сахих) и слабыми (заиф) хадисами. Термин «хасан» для хадисов впервые ввел Тирмизи. До него эти хадисы являлись одной из форм слабых (заиф) хадисов.<br>Хадисы-хасан используются в исламском праве для решения различных вопросов. Однако вынесение суждения их основе не является таким категоричным и окончательным доказательством, как в случае с достоверными (сахих) хадисами. Много хороших (хасан) хадисов приводится в «Джами» Тирмизи и «Сунанах» Абу Давуда и Даракутни.<br><span class=»dic_color»>Слабые (заиф) хадисы</span><br>Слабыми называются хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным и хорошим хадисам. Этим самым, вероятность восхождения такого хадиса к пророку Мухаммаду ставится под сомнение.<br>Относительно возможности доказательства какого-то правового действия слабым (заиф) хадисом, мусульманские улемы имели различные мнения. Многие из них категорически выступали против этого. По их мнению, слабые хадисы, в силу их сомнительности, не могут доказывать верность каких-либо правовых, и, тем более, вероучительных проблем. Однако другие известные улемы, как например, Ахмад ибн Ханбаль или Абу Давуд, считали, что вынесение правового предписания на основании слабого хадиса лучше, чем решение проблемы методом аналогии (См. Кыяс). Некоторые улемы считают доказательством данные слабого хадиса, при условии, что:<br>- Слабость хадиса не должна быть слишком явной;<br>- Слабый хадис должен быть в русле положений Корана и Сунны и при необходимости, в качестве исключения, лишь в какой-то мере может дополнять предписанные там положения религии;<br>- Мусульманин, совершающий то или иное деяние по слабому хадису, не должен иметь убежденность в обязательности этого поступка. Он совершает его только по причине предосторожности.<br>Кроме того, ссылка на слабые хадисы по вопросам основ исламской религии и права считается недопустимой.<br>Много слабых хадисов содержат такие сборники хадисов, как «Китаб аль-Иляль» Даракутни, «Китаб ад-Дуафа» Ибн Хиббана, «Китаб мизан аль-итидаль» Аз-Захаби, «Китаб аль-Марасил» Абу Давуда.<br>Слабые хадисы разделяются на многочисленные категории, некоторыми из которых являются следующие:<br>- Гариб — хадисы, которые были переданы не сподвижниками пророка Мухаммада, а другими лицами-одиночками.<br>- Мудаль (утомленный) — хадис, в цепочке передатчиков которого пропущены имена двух или более передатчиков.<br>- Муаллак (подвешенный) — сообщение, начало цепочки передатчиков которого отсутствует;<br>- Маджхуль (неизвестный) — сообщения, в которых один из передатчиков неизвестен авторитетным знатокам хадисов;<br>- Маклуб — хадисы, в текстах или цепочках передатчиков (рави) которых имеют место разночтения;<br>- Макту (разорванный) — сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него;<br>- Мудаллас — хадисы, в передаче которых отсутствует упоминание первого передатчика (рави).<br>- Мудтариб (запутанный) — сообщение, передатчики которого делают различные утверждения, которые могут затрагивать как иснад, так и текст хадиса. Мухаддисы не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений;<br>- Мункати (оборванный) — сообщение, в иснаде которого есть отсутствующее звено либо безымянный передатчик;<br>- Мурсаль (отпущенный) — сообщение, переданное каким-либо табиуном, но в передаче которого не упоминается непосредственно имени сподвижника, от которого он услышал этот хадис.<br>- Шазз — единственный в своем роде. Так называются предания, переданные каким-либо достаточно приемлемым передатчиком, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков (См. Шазз).<br>Наука о хадисах разделяется на несколько разделов, некоторыми из которых являются следующие:<br><strong>1.</strong> Риваят аль-Хадис, который исследует проблемы, связанные с собранием и передачей текстов различных сообщений сунны (хадисов);<br><strong>2.</strong> Дираят аль-Хадис, в котором исследуются проблемы, связанные с достоверностью этих сообщений, цепочкой их передатчиков (иснадом);<br><strong>3.</strong> Джарх и Тадил, в которых изучаются личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки. В специальных книгах все передатчики хадисов (рави) перечисляются в алфавитном порядке. О них и об их жизни дается специальная информация, в том числе и о том, от кого и когда они слышали хадисы и кому их передавали;<br><strong>4.</strong> Риджалу’ль-Хадис, в котором исследуются биографии и уровни передатчиков хадисов;<br><strong>5.</strong> Илялю’ль-Хадис, в котором изучаются внешне невидимые, скрытые причины, которые не дают возможности относить тот или иной хадис в разряд достоверных;<br><strong>6.</strong> Гарибу’ль-Хадис, в котором изучаются некоторые слова, которые редко употреблялись в арабском языке, либо были привнесены в этот язык позднее;<br><strong>7.</strong> Мухталифу’ль-Хадис, который изучает различные хадисы, в которых присутствуют некоторые кажущиеся внешние противоречия и устраняет их.<br><strong>8.</strong> Насх и Мансух, в котором изучается отмена правового действия одного хадиса другим.<br><span class=»dic_color»>Сборники хадисов</span><br>Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории.<br>В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса.<br>Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера.<br>К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд ар-Раззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты.<br>К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.<br>В умеренном шиизме методы и терминология науки о хадисах во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности (См. Иснаашариты).<br>Некоторые термины, которые используются в науке о хадисах:<br><span style=»color: royalblue;»>Адалят</span> — соответствие передатчиков хадисов нормам и принципам справедливости. Это одно из необходимых требований, предъявляемых к передатчику какого-либо хадиса, на основе которого определяется степень его достоверности.<br><span style=»color: royalblue;»>Ан’ана</span> — установление круга лиц, от которых исходит то или иное сообщение относительно религии. В определенном смысле это традиция.<br><span style=»color: royalblue;»>Идрадж</span> — прибавление одной вещи к другой. В науке о хадисах — прибавление к хадису, рассказанному каким-либо человеком своих слов, которых нет в оригинале. Обнаружить идрадж можно только в случае, если имеется тот же хадис в передаче других людей.<br><span style=»color: royalblue;»>Иснад</span> — цепочка рассказчиков хадиса, их ряд и поименное упоминание.<br><span style=»color: royalblue;»>Масанид — муснады</span> (См. ниже). Общее название сборников хадисов Ахмада ибн Ханбаля, Абу Йалы, Абдуллы Дарими и Ахмада Беззара.<br><span style=»color: royalblue;»>Муватта</span> — так называется известный в мусульманском мире сборник хадисов имама Малика ибн Анаса. Этот сборник считается первым сборником хадисов.<br><span style=»color: royalblue;»>Муснад</span> — хадисы, которые относятся к пророку Мухаммаду, переданные конкретными названными по имени сподвижниками, которые их слышали.<br><span style=»color: royalblue;»>Муттафа-кун алейхи</span> — хадисы, которые одновременно вошли, как в сборник хадисов Бухари, так и Муслима.<br><span style=»color: royalblue;»>Муфтара</span> — вымышленные, сфальсифицированные хадисы, которые были сочинены лицемерами и отступниками, внешне представляющимися мусульманами.<br><span style=»color: royalblue;»>Рави</span> — человек, повествующий или передающий какое-то известие (См. Рави).<br><span style=»color: royalblue;»>Ривая</span> — предание, повествование. Это слово в основном применяется в отношении лица, который передал то или иное сообщение.<br><span style=»color: royalblue;»>Сахихейн</span> — два «Сахиха». Сборники достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима, которые считаются самыми авторитетными в суннитском Исламе.<br><span style=»color: royalblue;»>Сунан</span> — сборники четырех выдающихся мухаддисов Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.<br><span style=»color: royalblue;»>Тасниф</span> — собрание хадисов пророка Мухаммада с дальнейшим разделением их на соответствующие тематики и издание в виде книг. Впервые эта работа была проведена по приказу омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза.<br><span style=»color: royalblue;»>Тахридж</span> — нахождение и описание истоков хадисов, цепи их передатчиков, подробностей их передачи, степени достоверности и т.д.<br><span style=»color: royalblue;»>Фард</span> — индивидуум, единственный. Этим термином обозначают хадис, который в цепи передатчиков «рави» восходит к одному из табиунов. Такие хадисы также называют «гариб».<br><span style=»color: royalblue;»>Хабар</span> — Известие о какой-либо вещи; сообщения, сохраненные в устной традиции. Это слово упоминается в кораническом аяте 49: 6. Во множественном числе «ахбар». В науке о хадисах «хабар» — это какое-либо сообщение, восходящее к пророку Мухаммаду, его сподвижникам и табиунам. Но в большинстве случаев хабаром называют сообщение, переданное сподвижниками и табиунами. А непосредственные слова пророка в этих сообщениях называют хадисом. (См. Хабар аль-Хадис и Хабар аль-Мутаватир).<br><span style=»color: royalblue;»>Шарх</span> — комментарий, объяснение, которое дается к различным аятам Корана и хадисам пророка Мухаммада.<div style=»margin-left:30px»><span style=»color: darkslategray;»><em>(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)</em></span></div><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>сказание</div><br><br>… смотреть
ХАДИС
ХАДИС[арабск.] — в исламе (ИСЛАМ): предания о делах и словах Мухаммада; собрание таких текстов (обработанных в IX в.) составляет наряду с Кораном (КОРА… смотреть
ХАДИС
(араб. — «рассказ, сказ») — это предание о деяниях Мухаммада, предписаниях религиозного характера и решениях, связанных с различными сторонами жизни и деятельности мусульманской общины. Он состоит из двух частей: иснады (опоры), в которой содер-жатся ссылки на источник рассказа, чаще всего это те, кто составлял ближайшее окружение пророка, и мати — текста предания. Шииты называют хадисы ахбарами. Первоначально хадисы распространялись устно, но к IX–X вв. они были классифицированы, снабжены ком-ментариями, составив шесть рукописных сборников под названием «Сунна». Так у арабов-язычников назывались неписаные морально-правовые предписания. Мусульманское «священное предание» — «Сунна» — в одном из направлений ислама (суннизме) признается священной наравне с Кораном и является одним из источников му-сульманского правоведения. Наиболее достоверными считаются сборники, составленные Мухаммедом аль-Бухари, автором «Правильного сборника» и Муслимом ак-Нишапури (817–874)…. смотреть
ХАДИС
(араб. — рассказ, сообщение) — предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда; состоит из собственно содержания (матн) и перечисления имен передат… смотреть
ХАДИС
ХАДИ́С (араб. рассказ, сказ), предание, основанное на к.-л. случае из жизни или изречении основателя мусульманского вероучения ислама Мухаммеда либо его сподвижников. В IXX вв. десятки тысяч Х., распространявшихся главным образом изустно, были зафиксированы в 6 рукописных сборниках. Этот свод получил название «Сунна» (букв. поведение, обычай) и стал одним из источников мусульманского права, так же как и комментарии к Х. Из канонических сборников наиболее авторитетными считаются два т. н. «Достоверных», составленных Мухаммедом аль-Бухари и Муслимом ан-Нишапури; аль-Бухари составил также «Правильный сборник» из 100 тыс. Х., из которых многие представляют собой небольшие новеллы, оказавшие значительное влияние на развитие арабской художественной прозы…. смотреть
ХАДИС
Мусульманские предания, описывающие какие-либо исторические или вымышленные периоды жизни Муххамеда. Источником хадисов первоначально являлись рассказы сподвижников Муххамеда, а затем — из преемников. При записи хадисов большое внимание уделялось указанию их источников, поэтому каждый хадис состоит не только из текста, но и из перечня передачи этого текста. Группы хадисов объединялись в сборники, которые постепенно накопились в большом количестве. В IX веке шесть таких сборников были отобраны в Сунну — Священное предание ислама.<br><div align=»right»>Источник: <span style=»color: brown;»><em>»Религиозный словарь»</em></span>
</div><br><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>сказание</div><br><br>… смотреть
ХАДИС
ХАДИС
Событие, явление; состояние дел; то, что произошло, имело место.Новый, абсолютно новый.Разговор, беседа; рассказ; известие, новость. Изречения,… смотреть
ХАДИС
1) Орфографическая запись слова: хадис2) Ударение в слове: хад`ис3) Деление слова на слоги (перенос слова): хадис4) Фонетическая транскрипция слова хад… смотреть
ХАДИС
предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда; состоит из собственно содержания (матн) и перечисл. имен передатчиков (иснад). Хадисы явл… смотреть
ХАДИС
сообщение, рассказ — короткий рассказ о высказываниях или поступках Мухаммеда. Состоит из 2 частей: в первом перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок. Во второй содержится сам рассказ. X. — источники права, нравственности и религиозных предписаний. X., отобранные известными теологами IX-X вв. и признанные ими «подлинными», составляют сунну – мусульманское «священное предание»…. смотреть
ХАДИС
(араб. — сообщение, рассказ) — короткий рассказ о высказываниях или поступках Мухаммеда. Состоит из 2 частей: в первой перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того человека, к-рый лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. X. — источники права, нравственности и религ. предписаний. X., отобранные известными теологами 9-10 вв. и признанные ими «подлинными», составляют сунну — мусульм. «св. предание». … смотреть
ХАДИС
(араб. сообщение, рассказ) — короткий рассказ о высказываниях или поступках Мухаммеда. Состоит из 2 частей: в первой перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того человека, к-рый лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. X. — источники права, нравственности и религ. предписаний. X., отобранные известными теологами 9-10 вв. и признанные ими «подлинными», составляют сунну мусульм. «св. предание»…. смотреть
ХАДИС
предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда; состоит из собственно содержания (матн) и перечисл. имен передатчиков (иснад). Хадисы явл. одной из основ мусульм. права; совокупность Х., признан. достоверными, составляет сунну. Они вошли в 6 канонич. сборников (аль-Бухари, Муслима, Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Термизи, ан-Нисаи). Шииты имеют свои хадисы (т.н. ахбар), но мн. Х. принимаются как суннитами, так и шиитами…. смотреть
ХАДИС
Предание о словах и деяниях Пророка Мухаммеда и некоторых из его сподвижников, сохранившиеся в устной традиции и позднее собранные воедино для наставления верующих. Каждый хадис сопровождается списком (иснад, «цепь»), в котором указаны этапы передачи из уст в уста. Довольно рано было разработано учение о хадисах с целью отличить подлинные от мнимых. … смотреть
ХАДИС
мн. число: Ахадис) – устная часть профетической традиции, которая, в совокупности с деяниями Пророка, образует Сунну. При написании с большой буквы Хадис служит собирательным названием дисциплин, занимающихся различными аспектами профетической традиции…. смотреть
ХАДИС
(2 м); мн. хади/сы, Р. хади/совСинонимы: сказание
ХАДИС
-а, ч., рел. Священний текст, складений і записаний учнями, послідовниками пророка Мохаммеда.
ХАДИС
а, рел. хадис (пpедания, pассказы о деяниях и изpечениях пpоpока Мухаммеда); хадис сөздің басы изречение пророка начало всем словам;- оның сөзі бізге хадис емес его слова нам не хадис (т.е. не так уж святы и беспpекословны)… смотреть
ХАДИС
ХАДИС (араб .), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 — нач. 8 вв.<br><br><br>… смотреть
ХАДИС
ХАДИС (арабское), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет Сунну. Основная часть хадиса возникла в конце 7 — начале 8 вв. <br>… смотреть
ХАДИС
ХАДИС (араб.) — предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 — нач. 8 вв.<br>… смотреть
ХАДИС
— (араб.) — предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупностьхадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисоввозникла в кон. 7 — нач. 8 вв…. смотреть
ХАДИС
Ударение в слове: хад`исУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: хад`ис
ХАДИС
Начальная форма — Хадис, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, именительный падеж, имя, мужской род, одушевленное
ХАДИС
хади́сСинонимы: сказание
ХАДИС
-а, ч. , рел. Священний текст, складений і записаний учнями, послідовниками пророка Мохаммеда.
ХАДИС
хад’ис, -аСинонимы: сказание
ХАДИС
хадис [ар.] — в мусульманстве — предание о поступках а изречениях пророка мухаммеда.
ХАДИС
рассказы сподвижника Мухаммеда о поступках и изречениях Пророка, из которых составлена Сунна.
ХАДИС
1) предание, сказание
2) рел. хадис (рассказ об изречениях пророка Мухаммеда)
ХАДИС
ХАДИС м. Предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.
ХАДИС
ар. предание о словах и действиях пророка Мухаммеда
ХАДИС
Hadis, hadis-i şerif
ХАДИС
Хадис Сад Иса Ида Ахи Хасид
ХАДИС АЛЬКУДСИ
Богооткровенные хадисы, которые отличаются от остальных сообщений тем, что они исходили непосредственно от Аллаха. То есть, смыслы этих хадисов исходили от Аллаха, но воспроизводил их пророк Мухаммад своими словами, благодаря полученному откровению, которое до него мог довести ангел Джибрил, либо оно могло дойти до него посредством внеопытного озарения или сна. Таким образом, хадисы-кудси, как и аяты Корана были результатом Божественного откровения. Однако, по замыслу Создателя, они не вошли в Коран и изначально не были введены в его состав. Наряду со сходством между кораническими аятами и хадисами-кудси есть и ряд отличий между ними. Например, все хадисы-кудси начинаются словами Аллаха «О рабы Мои…» и самому сообщению предшествуют слова: «<em>пророк, передал, что Всемогущий и Великий Господь сказал…</em>».Помимо этого имеются и другие отличия. Например, в хадисах-кудси отсутствует присущая аятам Корана чудесность и неподражаемость по форме, стилю и содержанию (иджаз аль-куран). Хадисы-кудси не передавались многими путями передатчиков (См. Хабар аль-Мутаватир), а известны в единичных сообщениях (См. Хабар аль-Ахад). В практической области различия состоят в том, что аяты Корана читаются в намазе, а хадисы-кудси — нет. К записям аятов нельзя прикасаться в состоянии ритуальной нечистоты, а к записям хадисов-кудси можно. По сравнению с обычными хадисами, хадисов-кудси не так много. Известно всего сто таких сообщений. Некоторые мухаддисы собрали их в отдельных сборниках. Одним из них является сборник Абд ар-Рауфа аль-Мунави (1031/1622) «аль-Итхафат ас-Сания би’ль-Ахадис аль-Кудсия».<br>Пример хадиса-кудси из сборника хадисов Муслима:<br>«<em>Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, передал, что Всемогущий и Великий Господь сказал: “О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной между вами, так не притесняйте же друг друга!”</em>».<div style=»margin-left:30px»><span style=»color: darkslategray;»><em>(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)</em></span></div>… смотреть
ХАДИС (АРАБ .)
ХАДИС (араб .), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 — нач. 8 вв…. смотреть
ХАДИС (АРАБ.)
ХАДИС (араб.), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 — нач. 8 вв…. смотреть