Как описывается весенний сев в рассказе пахарь

Вечер был чудесный, – такой же почти, как когда я, несколько дней тому назад, подъезжал к дому. Круглые облака опалового цвета, с белыми сверкающими краями, как бы выкованными из светлой жести, почти недвижно стояли в небе, открывая глубокие темно-голубые просветы. Окрестность наполнялась радостным сиянием. Листья окончательно распустились, и зелень блистала повсюду; у опушек рощ часто попадались фиалки и ландыши; бледно-розовые и белые колокольчики повилики, которая, с первым дуновением весеннего ветра, быстро переплетает старое жнивье, начинали пестрить поля и разливали в недвижном воздухе тонкий миндальный запах. Солнце, несмотря на первые дни мая и пятый час вечера, пекло, как в июле. Но меня не пугали ни жар, ни дальность расстояния (поля, куда я направлялся, считаются у нас самыми отдаленными от жилья). Следовало пройти холм и рощу, которые отделяют меня от деревни, миновать самую деревню и перейти речку. После моста дорога пошла тотчас же в гору. Волнистые скаты горы, то круглые и поросшие кустарником, то спускающиеся мягкими склонами и покрытые местами березовыми и сосновыми лесочками, составляют правый бок зеленеющей живописной долины: на дне ее полукруглыми извилинами блестит речка. Вершины этих скатов позволяют обозревать всю окрестность; но прежде чем достигнешь такой высоты, приходится очень долго подыматься.

Я почувствовал наконец, что дорога стала как бы опускаться; вместе с этим воздух сделался подвижнее. Окрестность открылась как на ладони; деревня казалась подле самого моста; дом, холм и березовая рощица казались примыкавшими теперь к деревне. Все это: и дом, и сад, и деревня – принимало теперь вид тех игрушек, где стебли мху изображают деревья, кусочки зеркала – речку. Овцы, рассыпанные по лугу, на дне долины, мелькали, как белые крапины, которые то сверкали на солнце, то исчезали посреди длинных голубых теней, бросаемых облаками. Поля занимали всю вершину горы; она была срезана как ножом и представляла версты на две гладкую, как стол, поверхность. Горизонт замыкался только небом и, слева, опушками рощ, которые спускались в долину; облака на дальнем горизонте выходили как будто из земли.

По мере того, как я подвигался вперед, ветер делался заметнее. Иногда меня обдавало теплом, как из жерла раскаленной печки, и вместе с этим сильнее приносился тучный запах земли, которым так легко, однако ж, дышится. Крики «возле, возле!» – которыми пахари понукают лошадь, заставляя ее в то же время идти подле соседней борозды, доходили явственнее. Вскоре передо мной совсем открылось поле, облитое солнцем и оживленное пахарями, лошадьми, подводами, глухим жужжаньем насекомых и жаворонками, которые неумолкаемо заливались в небе.

Дорога вела в самую середину полей; на всем протяжении они перерезывались ровными десятинами. Пересохшие растения и корни, выхваченные зубьями сохи, местами покрывали межи; местами межи резко отделялись зеленью молоденькой травки от коричневой, только что вспаханной почвы, исполосованной свежими бороздами. Земляные испарения струились и переливались в воздухе, сообщая особенную, какую-то золотистую мягкость всем предметам, жарко облитым солнцем.

На углу почти каждой нивы стояла распряженная телега с овсом. В стороне, немного поодаль, виднелись пахари. Впереди всех шел всегда сеятель. То был большею частию человек преклонный, отец или дед. К концам веревки, перекинутой через плечо сеятеля, прикреплялось решето или кузов, наполненный зерном: выступая покойным, сдержанным шагом вперед, старик то и дело опускал руку в кузов, простирал ее потом по воздуху и разом выпускал зерна, которые рассыпались всегда ровным полукругом. Постепенно удаляясь и исчезая в солнечном сиянии, сеятель уступал дорогу сыну или внуку, который управлял сохою и закрывал землею разбросанные зерна. За ним, звеня и подпрыгивая, тащилась борона с прицепившимися к ее зубьям комками косматых трав и корней. Лошадью правил обыкновенно мальчик. Иногда лошадь, если только она была старая, привычная к работе кобылка, шла сама собою: покорно следуя за хозяином, она изредка позволяла себе замедлять шаг, чтобы не смять жеребенка, который в нетерпении своем вытягивал шею под оглоблю и принимался сосать ее изо всей мочи.

Но этим еще не оканчивалось шествие: за каждой бороной летела в беспорядке стая галок, грачей, сизых и белых голубей. Они, казалось, совсем свыклись с людьми и лошадьми: то жадно припадая к земле, то взлетая на воздух, чтобы подраться за червячка, птицы следовали все время за бороною, нимало не пугаясь крика и свиста пахарей. Все поле усеяно было птицами.

XV

Несмотря, однако ж, на крик и свист пахарей, несмотря на звонкие голоса птиц и шумные их драки, несмотря на движение людей и лошадей, которые сновали взад и вперед по десятинам, – несмотря на щебетание мелких птичек, жужжание насекомых, фырканье лошадей, ржание жеребенка и пение жаворонка, этого дарового музыканта пахаря, несмотря на все это оживление и странное разнообразие голосов и звуков, все представлялось одним гармоническим целым. Широкий простор полей смягчал и сглаживал все звуки. Вся эта деятельная картина посева принимала вид чего-то мирного, какой-то кроткой радости и покоя!

Переходя от одной нивы к другой, я незаметно приблизился к опушке последней рощи. Тут оканчивалось поле. Последняя десятина склонилась даже несколько по скату, смотревшему на запад и на долину; защищенная от солнца рощею, которая обступала ее полукругом, она наполовину уже покрылась зубчатою тенью. Издали я увидел на ней одинокого пахаря; он работал совершенно один: сам сеял, сам боронил, сам управлялся с сохою. Я удивился еще больше, когда подошел ближе. Пахарь принадлежал к довольно многочисленному семейству. Особенно странным казалось мне, что с ним не было его отца. Первый весенний сев пользуется в простонародье особым почетом: им преимущественно управляют старики. Прошлый еще год я видел старика на этой самой ниве и в это самое время. Одиночество молодого парня было для меня необъяснимо: вся семья его слыла в околотке одною из самых заботливых, деятельных в полевых работах. Я оставил межу, пошел полем и через несколько минут был подле пахаря.

XVI

Его звали Савельем. Это был парень еще молодой, лет тридцати, высокий, смуглый, с правильным, продолговатым лицом и кудрявыми русыми волосами. На вид он не казался очень плотным; но расстегнутый ворот его белой рубахи выказывал широкую, крепкую грудь, уже тронутую загаром на том месте, где застегивался ворот; плечи его и мускулы рук богатырски круглились, выпучивая складки рубашки; через плечо его висел на веревке большой кузов, полный зерна, но он держал его с таким видом, как будто не знал, что такое тяжесть. Коричневые глаза его глядели спокойно, но прямо, откровенно. Солнце садилось за спиною пахаря, и вся фигура его, окаймленная золотыми очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватою тенью. Я подошел к нему в ту минуту, как он забросил вожжи на спину лошади и готовился сеять.

– Что ж это старика-то не видно? где он? – спросил я.

– Старик дома, лежит, – возразил пахарь, делая шаг вперед.

– Что ж так?

– Все хворает, – сказал он.

Я осведомился, почему, наконец, брат не выехал в поле, но получил в ответ, что брат остался с больным отцом.

– Ему с самой весны все что-то нездоровится, – подхватил Савелий, – а в эти три дня наш старик совсем слег… Очень опасаемся: все думается, не встать ему; человек древний… долго ли? Вот уж третий день не ест, не пьет, слова не выговорит, все лежит, только что вот вздохнет иной раз. Господь знает что такое! – заключил он, отводя рукою кузов с зерном и потупляя голову.

Урок №7 Д. В. Григорович . «Пахарь»

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь” (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках “Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью “Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Анализ повести «Пахарь»

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развития)

В 50-е гг. Дмитрий Григорович возвращается к изображению жизни крестьян в таких повестях, как «Пахарь» (1853), «Кошка и мышка» (1857), «Пахатник и бархатник» (1860), снова показывая конфликт между тружеником и тунеядцем-барином, который его обирает. 

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, — изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» — сына Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к зрелости (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог — писатель.

Работа с текстом повести

  1. От имени кого ведется повествование?

  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.

  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

  5. Как автор описывает Савелия?

  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

  7. Как относится Анисимыч к деньгам?

  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

  9. Сколько лет в «полях» провел старик?

  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?

  11. Каких примет придерживался Анисимыч?

  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой».

ВЫВОД

Далее, как водится, и большим дорогам: ведь они — почти те же города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие» Одно спасение – проселки! На них «и жизнь проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении . На них впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц, и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля. 

 Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу, играет в жизни человека огромную роль. Именно она способствует «опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками, кичащимися философией.

Средством, обеспечивающим «простую жизнь» человека является, естественно, сельскохозяйственный труд. «…Сельская жизнь улучшает человеческую природу». Предоставляя мало развлечений, она сосредотачивает мысли и делает их яснее, а главное – «усмиряет гордость»! Действие это совершенно противоположно действию города. В городе все заставляет человека поверить в свою силу и способности, а это, по Григоровичу, гордыня, разновидность зла.

 Изложив основы своего нового мировоззрения, Григорович переходит к его художественному оформлению. Перед нами – материализовавшийся в середине ХIХ столетия сказочный богатырь-крестьянин Микула Селянинович, называемый автором Савелием. Он красив и силен, ведет себя спокойно и достойно. «…Вся фигура его, окаймленная золотыми очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватой тенью». Это, как мы уже сказали, как бы главный герой повести – старик — в свои зрелые годы. Сам же Иван Анисимыч, доживающий восьмой десяток, – из породы природных «первобытных пахарей», исчезновению которых неумолимо способствует наступающий на деревню город в виде «фабричного промысла», повсеместно насаждающего пьянство, гулянки, хитрость и пронырство. Это зло порождает другое – деньги. Настоящему же человеку – пахарю, как заявляет Анисимыч, деньги не нужны: был бы хлеб святой, а его всегда можно на любой товар обменять.  

Анисимыч – природный человек. Вся его жизнь с малолетства прошла в полях. Он знает все обо всем и в своей деятельности безошибочно руководствуется приметами. «…Приметы эти наполняли жизнь его, они управляли каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли божий слышится нам в этих знамениях?».  

Олицетворением этой правильности поведения и чистоты помыслов у писателя оказывается образ пахаря, только что мирно умершего. «Каждый из присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти честные смуглые пальцы, которые, в продолжение семидесяти лет, складывались только для труда и для крестного знамения»  

 РЕФЛЕКСИЯ

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать отзыв о повести «Пахарь» ,используя памятку.

Памятка «Как написать отзыв»

Что такое отзыв и для чего он пишется.

Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.

Отзыв о прочитанной книге — это свободное сочинение. Общая схема здесь была бы неуместна и, скорее всего, не помогла бы, а лишь навредила. Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности написания и содержании отзыва.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

1. Краткие сведения о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.

2. Тезис — мнение читателя о книге.

3. Доказательства справедливости этого тезиса.

4. Вывод — общая оценка книги.

Примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.

О чём эта книга?

Что ты знаешь об авторе книги?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

Как ты охарактеризуешь главных героев?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила тебя эта книга?

УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ». Русское поле. И. С. Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович «Пахарь». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Литература (УМК Александрова)
«РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»

Русское поле

Литература: Русское поле

Из первых уст
Я родился и рос… совсем в чистом поле, которого даже представить себе не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ, окружал меня: где в самом деле кончалась наша усадьба и начиналось это беспредельное поле, с которым сливалась она? Но ведь всё-таки поле да небо видел я. 
     И. А. Бунин ◄

Русское поле в сознании нашего народа неразрывно связано с образом Родины, родной земли. Бескрайние поля России — это животворящий источник, залог процветания народа, основа его благополучия. «Что в поле ни родится, всё в доме пригодится» — так говорит пословица. Поле кормит людей хлебом: оно рождает в них представление о земле-матушке, земле-кормилице, которая вознаграждает своего пахаря жизненной силой и щедрым урожаем.

Образ поля часто возникает в русских народных песнях и □оговорках, сказках и былинах, и там оно не только символ плодородия и достатка, но и место ратных подвигов. Почти в каждой былине во «чисто поле» выезжают русские богатыри, готовые защитить родной край. Но среди русских богатырей есть не только воины: новгородскому богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу силу даёт Мать Сыра Земля. Пашет он так быстро, что конные дружинники Вольги Святославовича гонятся за ним с утра до вечера по широкому полю, а догнать никак не могут.

Красота русского поля во все времена года — засеянного весной, колосящегося летом, отливающего золотом осенью и отдыхающего под снегом зимой — вдохновляла многих художников, писателей, поэтов и музыкантов. Поэтому в нашей памяти слово «поле» вызывает самые разные образы. Можно представить себе безбрежные нивы, по которым гуляет ветер; полевой простор, наполненный запахами земли; уходящую за горизонт тропинку среди колосьев ржи; бескрайние снега с мчащейся вдаль тройкой; широкие равнины, над которыми разливается протяжная русская песня; осеннюю пашню с несжатой полоской хлеба или мокрый луг под хмурым небом…

Вы прочитаете лирические стихотворения, написанные в разное время, в которых образы поля созвучны русской душе. Вам предстоит познакомиться с повестью «Пахарь» Д. В. Григоровича — одного из самых интересных писателей XIX века. Как и многие писатели демократических взглядов, Григорович во многих своих произведениях страстно изобличает ужасы крепостного права. И тем удивительнее настроение повести «Пахарь», в которой автор показывает нравственную силу сельского труженика, «природного человека», живущего в гармонии с природой. Читатель встречает не забитого крестьянина, а былинного богатыря-пахаря, любящего свой тяжкий, но благородный труд.

Содружество муз

► Одна из самых известных картин И. Е. Репина изображает всемирно известного писателя с неожиданной стороны.

В 70-е годы XIX века Лев Толстой резко изменил свой привычный образ жизни. Он стремился дополнить свою жизнь крестьянским трудом, видя в нём залог физического и духовного здоровья. Писатель пахал; землю, учился шить сапоги, сажал деревья, косил траву.

И. Е. Репин часто гостил у Толстого в имении, делая эскизы для картин. Художник стал свидетелем того, как Лев Николаевич пахал поле: «Проходили нередко крестьяне яснополянцы; cнимали шапку, кланялись и шли дальше, как бы не замечая подвига графа… А великий оратаюшко всё так же двигался взад и вперёд, прибавляя борозды. <…> Изредка он оставлял на минуту соху и шёл к овражку напиться из бутылки воды… Вот он, Микула Селянинович, непобедимый никакими храбрецами в доспехах». По свидетельству Репина, Толстой говорил: «Меня удивляет, как это люди лишают себя самого блаженного состояния самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». ◄

Историко-культурный комментарий.
Цикл полевых работ определяет суть многих традиций, обычаев и праздников русского народа, отражая его глубинное родство с природой, крестьянскую сущность. Год земледельца делится на время пахоты и сева, сенокоса и сбора урожая. Так, 6 мая на Егорьев день по народному календарю начинали выгонять на поле скот, а в течение следующей недели на Семёна ранопашца и Бориса и Глеба — сеятелей готовились к пахотным работам и севу.

Большой сенокос открывался главным летним праздником Ивана Купалы, а с началом июльской жары приходил праздник зажинок, посвящённый первому сжатому снопу, который хранился до самых дожинок (оспожинок) — времени окончания жатвы, совпадающего с праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. В эти дни заканчивали уборку урожая и посев озимых хлебов. На Покров (14 октября) завершали все полевые работы и готовились к зиме.

Вопросы и задания

  1. Чем объясняется особое отношение русского народа к полю и к крестьянскому труду?
  2. Вспомните русские пословицы, поговорки, сказки и былины, в которых говорится о поле. Проанализируйте, что вам вспомнилось прежде всего, без особых затруднений. Подумайте почему.
  3. Как полевые работы связаны с народными традициями, обычаями * праздниками? Какие из них вам знакомы?
  4. Прочитайте в рубрике «Содружество муз» воспоминания художника И. Е. Репина о Л. Н. Толстом, расскажите, как эта встреча повлияла на замысел картины. Почему великий писатель придавал такое большое значение полевым работам?
  5. Прочитайте цитату в рубрике «Из первых уст», эпиграфы к разделу, найдите эпитеты к слову «поле». Какие определения к слову «поле* можете подобрать вы сами?
  6. Какие произведения русских писателей и поэтов о русском поле вы знаете? Какие из них вы помните наизусть? Прочитайте их.

Иван Саввич Никитин

Литературные имена России

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт, один из ярких представителей крестьянской поэзии. Хорошо знавший жизнь простого народа, И. С. Никитин многие произведения посвятил красоте деревенской природы, народным обычаям и праздникам, правдиво показал тяжёлый крестьянский труд.

Стихотворение «Поле» (1856) — яркий пример такого произведения. Вместе с первым опубликованным в 1853 году стихотворением «Русь» оно обозначило появление в русской литературе нового поэта, заговорившего о народе простым и понятным языком. Стихотворения И. С. Никитина проникнуты особым лиризмом и сохраняют глубокую связь с песенной народной традицией. ◄

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Поле» и подумайте, как оно связано с народной традицией, русским фольклором.

«Поле»

стихотворение И. С. Никитина «Поле»

Размышляем над прочитанным

  1. Каким предстаёт русское поле в стихотворении И. С. Никитина? Какие чувства оно вызывает у лирического героя стихотворения?
  2. На какие две части можно разделить стихотворение «Поле»? Как они связаны между собой?
  3. Какие художественные средства использует автор, рисуя картину русского поля? Что они помогают выразить? Приведите примеры из текста.
  4. Как вы понимаете строку стихотворения: «Здесь мать моя, друг и наставник — природа»?
  5. Можно ли, на ваш взгляд, по этому стихотворению судить о том, что отношение к природе поэта и народа схожи, близки? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

Инна Анатольевна Гофф

Литературные имена России

Инна Анатольевна Гофф (1928—1991) — русский советский прозаик и поэт. Она родилась в Харькове, во время войны с семьёй была эвакуирована в сибирский город Томск, где работала в госпитале. Воспоминания о военном времени и жизни в Сибири послужили основой для многих её повестей и рассказов. После войны Инна Гофф поступила в Литературный институт в Москве, который окончила в 1950 году.

Известность пришла к писательнице, когда она получила премию на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу для детей «Я — тайга». За ней последовал целый ряд повестей и рассказов, главная тема которых — любовь, дружба, чувство долга и ответственности перед собой и окружающим миром. Часто в своих произведениях И. А. Гофф пишет об известных людях, с которыми ей довелось встречаться. Это, например, поэты А. Т. Твардовский и М. А. Светлов, писатели В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, Ю. В. Трифонов и многие другие.

Настоящую славу принесли Инне Гофф её стихи, которые были положены на музыку известных советских композиторов. Многие эстрадные певцы включали в свой репертуар песни на стихи Гофф: «Когда разлюбишь ты…», «Я улыбаюсь тебе…» на музыку Э. С. Колмановского; «Август», «Снова ветка качнулась…», «Ветер северный…» композитора Я. А. Френкель и др.

Самой знаменитой стала песня «Русское поле», которую Инна Гофф написала в 1965 году в содружестве с композитором Яном Френкелем. Всенародную любовь эта песня заслужила после того, как прозвучала в фильме режиссёра Э. Г. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968) — второй части кинотрилогии о приключениях четырёх подростков во время Гражданской войны. В фильме песню исполнил офицер-белогвардеец, тоскующий об уходящей в прошлое царской России. С тех пор песню включали почти во все концерты, она часто звучала на радио и телевидении. Её любили петь на конкурсах самодеятельности или хором в домашнем кругу, поэтому Расул Гамзатов назвал её лучшей песней о Родине, ставшей поистине народной. ◄

Из первых уст
Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества.
      И. А. Гофф ◄

Читая стихотворение И. А. Гофф «Русское поле», подумайте, что для автора значит образ поля.

«Русское поле»

стихотворение И. А. Гофф «Русское поле»

Размышляем над прочитанным

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Русское поле»? Какие чувства лирической героини оно выражает?
  2. Как в стихотворении И. А. Гофф образ русского поля связан с родиной?
  3. Какие художественные средства помогают автору создать образ русского поля? Приведите примеры из текста.
  4. Прочитайте высказывание автора стихотворения об истории её создания в рубрике «Из первых уст». Как эти слова помогают понять главную мысль стихотворения «Русское поле»?
  5. Сравните стихотворения И. А. Гофф и И. С. Никитина. Что их объединяет и что различает, на ваш взгляд?
  6. Прослушайте песню композитора Я. А. Френкеля на стихи И. А. Гофф «Русское поле». Помогает ли музыка выразить чувства и мысли поэта? Считаете ли вы эту песню современной и понятной для вашего поколения?
  7. Что способствовало росту популярности песни «Русское поле»? Расскажите об истории создания песни и поразмышляйте о том, что помогает современной песне стать широко известной и даже «уйти в народ», как это было с лучшими авторскими песнями в XIX веке. Могут ли в наши дни авторы песен стать такими же «безвестными», как народные поэты Суриков, Кольцов или Никитин?

Дмитрий Васильевич Григорович

Литературные имена России

Дмитрий Васильевич Григорович (1822—1899) — русский писатель, мемуарист, один из ярких представителей русского реализма второй половины XIX века. Начало его творчества связано с кругом молодых писателей, объединившим Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева, идейным лидером которого стал критик В. Г. Белинский. В выпускаемом ими альманахе «Физиология Петербурга» в 1844 году был опубликован рассказ Григоровича «Петербургские шарманщики», заслуживший высокую оценку Белинского.

Широкая известность пришла к писателю после выхода повестей «Деревня» (1846), которую часто сравнивают с «Записками охотника» И. С. Тургенева, и «Антон-горемыка» (1847). Обе повести, как и многие другие произведения писателя того времени, рисуют картину народных страданий и наполнены глубоким сочувствием к русским крестьянам, угнетаемым и доведённым до крайней степени отчаяния. С повести «Антон-горемыка» начинается сотрудничество Григоровича с лидером демократического движения той эпохи — журналом «Современник», в котором публикуются его романы «Рыбаки» (1853) и «Переселенцы» (1855—1856), а также повесть «Пахарь» (1856), прославляющая силу и красоту крестьянского труда.

В середине 1860–х годов после разрыва с «Современником», переживая творческий кризис, Григорович надолго уходит из литературы и целиком отдаётся работе в «Императорском обществе поощрения художеств» (ОПХ). Григорович обладал недюжинным художественным талантом, ещё в молодости он закончил курс в Петербургской Академии художеств. Он был известен как коллекционер произведений живописи, и в 1871 году создал при ОПХ Художественно–промышленный музей.

Возвращение в литературу состоялось в середине 1880–х годов, когда была опубликована знаменитая повесть Д. В. Григоровича о судьбе мальчика–циркача «Гуттаперчевый мальчик» (1883), оценённая критиками как «маленький шедевр». Итоговой стала для писателя книга мемуаров «Литературные воспоминания» (1882), в которой предстают его знаменитые современники — В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и многие другие классики русской литературы. ◄

Из первых уст
Вы мне дороги и по воспоминаниям почти 40–летних дружеских отношений, на которые за всё это время ничто не бросило ни малейшей тени, и в особенности по тем незабвенным впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести.
Помню умиление и восторг, произведённые на меня, тогда 16–летнего мальчика, не смевшего верить себе, — «Антоном Горемыкой», бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика — нашего кормильца и — хочется сказать: нашего учителя, — можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом.
      Л. Н. Толстой

Прочитайте главы из повести Д. В. Григоровича «Пахарь». Поразмышляйте о её названии. Подумайте, какой смысл вложил автор в это слово, как оно связано с темой русского поля.

Пахарь
(Главы из повести в сокращении)

Пахарь  (Главы из повести в сокращении)

Работаем со словом.
Озимь — 1. Озимые, всходы, посевы однолетних растений, зимующих под снегом, которые засевают осенью. 2. Поле, занятое озимыми культурами.

Межа — 1. Граница земельных владений, участков. 2. Нераспаханная узкая полоса между полями.
Донник — травянистое кормовое и медоносное растение.
Борозда — длинный прорез, глубокая черта, проведённая на поверхности земли плугом или другим пахотным орудием.
Горлинка — то же, что горлица: небольшая лесная птица семейства голубей.

Работаем со словом.
Нива — засеянное поле или пашня.

Десятина — здесь: русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара, применявшаяся до введения метрической системы.
Соха — здесь: примитивное земледельческое орудие для вспахивания земли.
Кузов — здесь: короб, лукошко из лыка или бересты.
Борона — сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления вспаханной земли.
Оглобля — одна из двух жердей, укреплённых концами на передней оси повозки и служащих для запряжки лошади.

Размышляем над прочитанным

  1. Какие детали, краски и звуки помогают писателю создать картину весеннего поля?
  2. Как описывается весенний сев? Что привлекает особенное внимание писателя?
  3. Какие черты автор выделяет в портрете пахаря Савелия? Кого этот молодой пахарь ему напоминает?
  4. Почему старого отца Савелия не оказалось на севе?

Работаем со словом.
Челнок — деталь ткацкого станка или швейной машинки.

Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения; неотделанный ситец.
В руце (церк.-слав.) — в руке.

Работаем со словом.
Осминник, осьминник — старинная русская мера земельной площади, равная четверти десятины (применялась до введения метрической системы).

Жнитво, жниво (обл. и устар.), жатва — 1. Уборка урожая хлебов. 2. Сжатые хлеба, урожай.

Работаем со словом.
Чиликать (устар.) — то же, что чирикать.

Размышляем над прочитанным

  1. Почему старика Анисимыча автор называет «коренным, первобытным пахарем»? Что его отличает от молодого поколения крестьян?
  2. Писатель, рассказывая о судьбе Анисимыча, отмечает, что «эти три-четыре нивы были для него целым миром». Докажите справедливость этого высказывания, опираясь на текст произведения.
  3. Какой след, по мнению автора, оставил после своей смерти старый пахарь в жизни односельчан? Как вы думаете, почему, завершая о нём рассказ, писатель говорит: «Нравственный смысл нашего рассказа исключает понятие о личности: здесь дело идет собственно о „человеке»»?
  4. Какие художественные средства помогают автору создать образ поля в повести? Приведите примеры из текста.
  5. Сравните, как описывается поле в начале и в конце произведения. Как изменилось настроение, которым проникнуты эти картины, и почему?
  6. В главе XXIV писатель говорит об особых взаимоотношениях природы и пахаря. В каких ещё произведениях русской литературы фольклора отражаются сходные суждения? Как вы думаете, можно ли высказанные Д. И. Григоровичем мысли о разных отношениях к природе городского и деревенского человека отнести к нашей современности? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

Круг чтения

► И. С. Никитин. Стихотворения.
И. А. Гофф. Юноша с перчаткой: повести и рассказы.
Д. И. Григорович. Антон Горемыка. Гуттаперчевый мальчик.

При подготовке проектов используйте материалы учебного пособия рекомендации рубрики «Круг чтения», проверенные интернет–ресурсы.

  1. Подготовьте литературно-музыкальную композицию «Русская песня — душа народа». Включите в неё исполнение народных песен, а также песен и романсов композиторов на стихи русских поэтов, в основу которых положены фольклорные произведения.
  2. Подготовьте мультимедийную презентацию «Русская история в стихах и песнях». Выберите несколько исторических лиц и событий, о которых рассказывается в исторических песнях и стихотворениях русских поэтов. Дайте краткую историческую справку об этих событиях и людях, принимавших в них участие. Подберите к ним иллюстрации — репродукции картин русских художников.
  3. Составьте электронный буклет «Главные города Сибири». Включите в него рассказ о Тобольске и других сибирских городах, их прошлом и настоящем. Подберите иллюстрации и фрагменты из литературных произведений, посвящённых этим городам.
  4. Подготовьте выставку «Русское поле в произведениях литературы и живописи». Представьте на ней картины русских художников и подберите к ним стихотворения и фрагменты из прозы русских писателей. Дайте краткую справку об авторах выбранных вами произведений литературы и живописи.

Вы смотрели: УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ». Русское поле. И. С. Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович «Пахарь».

Вернуться в Оглавление учебника:

О Г Л А В Л Е Н И Е

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как нарисовать сказку пых
  • Как пишется 1957 словами
  • Как нарисовать семеро козлят из сказки семеро козлят
  • Как пишется 18ое буквами
  • Как нарисовать рисунок к сказке морозко 3 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии