Как отразилось прошлое в рассказе бунина подснежник

Какова историческая основа рассказа И.Бунина «Подснежник»? Подскажите пожалуйста

Как отразилось прошлое в рассказе И. А. Бунина “Подснежник”?


Я считаю, что нет никакой исторической основы в детском рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник». Нет ни одной привязки к тому времени, в котором происходит действие этого рассказа. Единственное что понятно из рассказа наверняка, так это то, что уже прошло достаточно времени после отмены крепостного права и в стране уже достаточно продуктов питания, но ещё не начались события будораживших Россию революций 1906-1917 годов, еще не было Первой мировой войны, что ещё не началась в России Гражданская война 1918-1921 годов вызвавшая повсеместный голод. А в остальном, ничто не связывает этот короткий, детский рассказ с историей России. А название рассказа «Подснежник», это простая метафора автора рассказа, раскрывающая его отношение к главному герою.

Нет в этом рассказе и связи с биографией самого Бунина. Иван Алексеевич Бунин родился не в усадьбе своих родителей и не в маленьком городишке, а в уездном городе Воронеже, в октябре 1870 года, в не богатой, но дворянской семье. Почти все его близкие родственники были в той или иной мере литераторами и имели государственную службу.
Когда отец, в 1881 году, сдал младшего десятилетнего сына Ивана Бунина в Елецкую мужскую гимназию, проживал он сначала к купца Бякина, за что отец платил по 15 рублей в месяц, а потом жил у кладбищенского скульптора. К Ивану Бунину отец приезжал каждый месяц, внести за него плату за обучение и плату за проживание, а на все праздники, Иван Бунин сам ездил домой. В 1886 году Ивана Бунина выгнали из гимназии и дальше он обучался у себя в имении у старшего брата Юлия, сосланного в имение под надзор полиции.
Так что никакой исторической основы, рассказ Бунина «Подснежник» под собой не имеет. Во всяком случае, это моё такое мнение.


ЧтобыМы не можем говорить, в связи с отсутствие дневников , что это рассказ автобиографичен, но многое говорит, что некоторые факты взяты писателем из своего детства.
И конечно духовная чистота Саши, его доброта и порядочность являются мечтой Бунина о будущем поколении и всей России, после всех революционных потрясений.


Историческая основа рассказа Ивана Бунина — в его ретроспективе.

Мне видится здесь своеобразная ностальгия писателя, живущего вдали от Родины, по прошлому. Оно, это прошлое, будто перекликается с ангельски чистым образом Саши. В этом образе явтор явно вспоминает себя, несмотря на слабое подобие его биографии с данным рассказом.
Но вот символический образ отца, который вроде бы и любит мальчика, но в то же время с легкостью оставляет его на попечение чужой для него тёти, это как бы упрек писателя, адресованный России-отчизне.
На эту же мысль наводит и безоговорочная любовь мальчика к отцу. Несмотря ни на что: на хмельной блеск в глазах, на крикливое поведение, на несдержанность в питии и в еде. Любят люди своих родителей и свою Родину не за что-то, не потому что. А просто так, она — Родина.


Рассказ Бунина «Подснежник», повествует нам о том, как мальчика, который живет у тети, навещает его родной отец на выходных. Время с отцом мальчик проводит в трактире, где шумно и много пьяных и вообще это далеко не то место, где сын должен проводить время с отцом.

Однако Бунин нам показывает то, что родственная связь и любовь к отцу при встречах с ним, затмевают собой весь тот негатив, при которых проходят их встречи. Мальчик несмотря на обстоятельства этих встреч, все равно любит своего отца и счастлив от того, что может проводить с ним время вместе. Бунин учит нас этим своим рассказом любить и принимать родителей несмотря на все их пороки и недостатки.
Теперь, чтобы понять историческая основа рассказа И.Бунина «Подснежник­», нам нужно обратиться к биографии самого писателя, который жил у купца Бякина, а отец платил за это проживание и лишь навещал сына. То есть между Буниным и отцом, происходили такие же по сути встречи как между Сашей в рассказе подснежник и его отцом.

по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения.

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Слайд 1

— Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

— Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы проведём расследование по литературному произведению. С этой целью у нас созданы следующие отделы: аналитический,  следственный, информационный, экспертный. А вначале поговорим о весне.

— Ребята, скажите, чувствуете ли вы наступление весны?

— По каким приметам вы замечаете её?

— Как вы думаете, почему мы начали урок с вопросов о весне?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.

Мотивация к учебной деятельности.

  • Составление кластера со словом «Подснежник».
  • Сообщение группы учащихся «Легенды о подснежнике»

Слайд 2-3

Слайд 4

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации в виде кластера.

— Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?

— А вы знаете, почему подснежники так называются и символом чего они являются?

— Информационный отдел нам подготовил легенды о подснежнике.

Ученик 1.  Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники стали символом надежды и любви.

Ученик 2. А я нашел русскую легенду о подснежнике.

Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.

Солнце согрело Землю и открыло дорогу Весне. Ласковое Солнышко растопило потемневший снег, а на поляне под деревом Цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий.

— Какие красивые легенды рассказали нам ребята.  Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил И.А.Бунина на создание рассказа «Подснежник», когда он жил за границей и вспоминал родной край.

— Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?

— Как вы думаете, о чём должен быть рассказ под таким названием (место, время, сюжет)?

— Сегодня мы подробнее познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник», историей его создания и узнаем, как отразилось прошлое России в нём. (запись  в тетради и на доске темы урока).

Составляют и записывают кластер, слушают сообщение группы учащихся,

отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1. самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Познавательные УУД:

1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

3.

Актуализация знаний.

  • Знакомство с биографией И.А.Бунина.
  • Выставка книг И.А.Бунина.
  • Работа с учебником.

Слайд 5

— Ребята, следственный отдел подготовил информацию о биографии И.А.Бунина. Вы прослушайте её и скажите, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?

    Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, учитель и друг А. С. Пушкина. 

      Получив домашнее начальное образование, 5 лет учился в Елецкой гимназии, которую не закончил, так как семья не могла оплачивать его учебу. Проходил дома курс под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность.    Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинал добывать хлеб литературным трудом.

      Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я русский человек. Это с годами не пройдет». Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где прожил до конца дней. Здесь Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Здесь и напишет Бунин рассказ «Подснежник».

       К сожалению, дневники писателя 1925-1927 годов сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа. 

— Итак, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?

— Символом творчества И.А.Бунина стали фрукты (обращение к выставке) из рассказа «Антоновские яблоки». Этот рассказ вошёл в сборник «Тёмные аллеи», за который И.А.Бунин, первый из русских писателей, становится лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

— За что присудили Нобелевскую премию прочитайте на стр.28 в учебнике. (Присуждена «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». При вручении премии особо была отмечена способность Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь»). 

Сообщение учащихся, анализируют информацию.

Познавательные:                 — осознавать

познавательную задачу;

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

4.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 6

— Сегодня мы с вами проведем исследование. Любое исследование начинается с обозначения проблемы. Что такое проблема?

(Проблема ассоциируется с вопросом, требующим решения, это противоречие).

  • Почему И.А.Бунин назвал своё произведение «Подснежник»?
  • Какова история создания рассказа И.А.Бунина «Подснежник»?
  • Как отразилось прошлое в рассказе И.А.Бунина «Подснежник»?
  • О чём заставляет задуматься этот рассказ?
  • Как ключевое слово «подснежник» раскрывает идею повествования?

-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз.

— Дома, готовясь к уроку, вы прочитали рассказ «Подснежник». Оправдались ли ваши ожидания при чтении текста и его название?

— И мы будем проводить наше исследования, «отгадывая», о чём этот рассказ.

Обратимся к тексту.

Слушают учителя, определяют совместно с педагогом проблему.

Познавательные УУД:

1. адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

2. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;, таблица,);

3. осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные УУД:

1. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

5.

Определение темы исследования.

Слайд 7

Слайд

8-29

— Как вы думаете, что вынесено в название рассказа?

(Заглавный образ).

— Что такое «заглавный образ»?

(ЗО – художественный образ, вынесенный в заглавие литературного произведения)

Учащиеся определяют тему исследования

6.

Анализ текста рассказа И.А.Бунина «Подснежник»

  • Работа в группах «Восстановление текста»
  • Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Саши и отца Николая Николаевича»

— Для того чтобы узнать, насколько вы подробно ознакомились с делом, проведём мозговой штурм по восстановлению текста.

 когда-то Россия,  снежный уездный городишко,  масленица — и  гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.  оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких  уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?

-Что именно оказалось неожиданным?

— О ком же идёт речь в рассказе?

-Почему И.А.Бунин повторяет именно глагол «быть» в прошедшем времени? 

— Слово предоставляется представителям аналитического отдела.

 (И.А. Бунин написал рассказ «Подснежник» в эмиграции, возможно, его одолела тоска по родине, и  он хотел вернуться.

 Предложение сложное, в составе его однотипные простые предложения, все начинаются со слова «быть» в прошедшей форме).

 Как называется такой прием в литературе?

(Повтор)

— Обратимся к глоссарию. («Повтор – это родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.) и образные (П. мотивов, ситуаций)

— Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?

(Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).

— Какой вид лексического повтора перед нами? (Анафора — единоначатие)

Есть ещё примеры лексического повтора в тексте?

— В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет? (Городишко – суффикс –ишк- со значением пренебрежительности, уничижительности,  гимназистик – суффикс –ик- имена существительные мужского рода со значением уменьшительности, которое обычно сопровождается экспрессией ласкательности )

— В рассказе упоминается один из любимейших праздников как древних славян, так и современных россиян. Какой это праздник? (Масленица)

Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?

Информационный отдел предоставит рапорт о Масленице. Итак, почему масленичные дни так называются?

Понедельник — встреча

Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. Прообразом Масленицы была никто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины.

Вторник — заигрыш

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». 

Среда — лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В этот день зять приходил «к тёще на блины». В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.

Четверг — широкий разгул, перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес и спуск их по склонам оврагов.

Пятница — тёщины вечёрки

Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Золовкой называют сестру мужа. Этот день считался всегда семейным. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью, и кормили родных блинами, и поили чаем.

Воскресенье — целовальник, прощёное воскресенье

Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». В этот день сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Масленица называлась еще и Сырной седмицей, и была последней неделей перед Великим постом.

Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?

— 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите, кто главный герой рассказа? (Саша)

— Эксперты, найдите и зачитайте портрет Саши.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

— Такой портрет в литературе называют психологическим. Предположите, что значит это слово? (Психологический портрет помогает понять характер героя, его психологию). 

— Саша – особенный мальчик? Что пишет по этому поводу автор? (Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?)

— Саша действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз?

— Какие средства художественной выразительности использует автор для создания портрета мальчика? Назовите их.

— Почему взгляд назван «доверчивым»? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника?

— Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»?  Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.

(Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье).

— Что значит жить «на хлебах»? Предоставьте данные отдел информации.

Жить на хлебах — у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём л. иждивении, содержании. ФСРЯ, 507; ФСС, 72 …   Большой словарь русских поговорок.

— А где Саша жил до этого? (В деревне). 

— Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).

— Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?

(Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами).

Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.

— Соотнесите записи в таблице.

 — Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

— Для чего автор прибегает к антитезе?

Учащиеся формулируют цель исследования

Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, слушают текст, извлекают нужную информацию.

Коммуникативные УУД:

высказывают  и обосновывают свою точку зрения.

Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

7.

Релаксация.

Слайд 30

П.И.Чайковский «Времена года» « Подснежник»

 Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Учащиеся отдыхают, слушая музыку

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Предметные результаты: воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

8.

Анализ  

Слайд 31

-Для нашего героя начинается новая жизнь, чем занимаются отец с сыном в эти праздничные дни?

— Ребята, постарайтесь определить, в какой день недели приехал к Саше отец, какой именно это «долгий прекрасный» день впереди?

— Почему именно в эти дни приехал отец?

— Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?

— Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?

— Как же Саша оценивает этот день? Как его называет? Действительно ли он оказался прекрасным, как тот предполагал вначале?

— Для чего автор вводит описание интерьера и пейзажа в рассказе?

— Какое горе постигло Сашу на следующий день?

Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?

— Мы увидели, что автор использует в тексте такие средства художественной выразительности, как повтор и антитезу. Какую роль эти средства выразительности играют в построении текста рассказа, то есть в композиции.

Размышляют над прочитанным

Личностные УУД:

участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Коммуникативные УУД

1. умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. формулируют собственное мнение и позицию

2. адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Предметные УУД:

1. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

2.  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ.

9.

Работа в группах.

Слайд 39

Работа в группах:

1.На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?

2.На сколько эпизодов можно разделить рассказ? (На три). Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание?

-Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?
3.Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).
4.Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
5. Интерьер (описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
6.*Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).

Выступление от групп (3-5 мин).

Класс делится на  4 группы.

Каждая группа изучает произведение, выбирает эпизоды для раскрытия образа.

От группы выступает 1 ученик с результатами исследования.

Познавательные:

 — способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Коммуникативные:             — формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Личностные:

— формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.  

10.

Рефлексия.

Слайд 40-41

Слайд 42

Дискуссия

-Вот и закончилось наше расследование по рассказу «Подснежник».

-Чему вы удивлялись, анализируя рассказ?

-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа?

— Какова художественная идея рассказа? (Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность).

— Как отразилось прошлое в рассказе?

— Ребята, этот рассказ биографичен. Детство И.А.Бунина прошло в имении отца в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает на 4 года, поступив в гимназию уездного города Ельца. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

— Почему писатель называет своё произведение «Подснежник»?

-Что хочет донести автор до читателя? (Нежные и любящие отношения между отцом и сыном)

— Последние слова произведения всегда самые значимые. Какие они? (Христос с тобой)

— Что остаётся в конце рассказа? (остаётся любовь Саши к отцу – она никуда не исчезает).

Творческая переработка информации.

— Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»

Подснежник.

Нежный, чистый.

Ждет, скучает, грустит.

Быстро проходит счастье.

Незащищённость.

Познавательные:

 — способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Коммуникативные:             — формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Личностные:

— формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.  

14.

Домашнее задание.

Слайд 17

  1. Прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.
  2. Проанализировать рассказ по плану.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

формирование  навыков организации своей деятельности

Иван Алексеевич Бунин по праву считается выдающимся деятелем русской литературы, его произведения отличаются тонким психологизмом и вниманием к деталям. В таких небольших работах, как «Подснежник», в полной мере раскрывается его писательский талант — литератор заставляет читателя увидеть в рассказе нечто большее, чем сам текст.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?

История создания

«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.

В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России. О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими. Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.

Жанр, направление

Как и большинство произведений Бунина, этот рассказ относится к реалистическому направлению литературы. Писатель правдиво и точно воспроизводит действительность, жизнь настоящих людей, показывает читателю реальные переживания, в которых отражается подлинная суть человеческой души.

Жанр рассказа позволяет Бунину сосредоточиться в произведении на главном, это лучшая форма для донесения нескольких важных мыслей; читатель сосредотачивается на повествовании и не упускает важных деталей. За свою писательскую карьеру он мастерски овладел умением писать в сложном и непопулярном нынче жанре рассказа.

Суть

Саша — десятилетний мальчик, он живёт с тётей Варей, которая заменяет ребёнку мать. Основные события из книги — это встреча ребенка с отцом, тот работал на усадьбе и приезжал лишь изредка. В этот раз мужчина приехал на масленицу, и для Саши это праздник вдвойне — ведь мальчик каждый раз с нетерпением ждет приезда папы.

Ребенок проводит выходные с отцом, он в это время живёт на подворье, в номере отца всегда душно и накурено. По утрам они отправляются в трактир завтракать. Но наступает понедельник: «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой», — говорит отец и снова уезжает. Более подробно сюжет рассказа описывается в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Рассказ не зря назван «Подснежник». Это простая метафора, раскрывающая отношение автора к главному герою. Саша чист душой, он открыт миру. Хотя ему и приходится жить с чужими людьми, он искренне любит отца. Он, как прекрасный цветок, должен вырасти и пробиться сквозь снег – холодность родителя по отношению к нему.

Отец явственно контрастирует с образом Саши, его окружает гомон, сигаретный дым и духота. На его фоне ещё отчетливее видна невинность и чистота мальчика. Отец груб и не отесан, его времяпровождение нельзя назвать осознанным, он, как и все люди в трактире, медленно плывет по течению жизни без единой мысли. Отец и весь взрослый мещанский мир выступает в рассказе в виде того самого «снега», через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты.

Темы и проблемы

  1. Мещанская пошлость. Бунин в этом произведении выражает безграничную грусть за людей, обнажая скупой и постылый обывательский быт. Неопределенное начало рассказа задаёт определенный тон всему произведению: «Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша».
  2. Отцы и дети. Мальчик Саша кажется инородным существом среди гула и грохота взрослого мира. Ребенок угнетен этой атмосферой, но чувствует он только одно — любовь к своему отцу. Он с трепетом ожидает его приезда и необыкновенно расстраивается, когда тот уезжает. Бунин показывает, что Саша проникнут человеколюбием и смирением, писатель осторожно сравнивает мальчика с ангелом: «Он счастлив, он свеж и чист, как ангел».
  3. Равнодушие. Отец не уделяет времени воспитанию ребенка, его заботят лишь дела, и мальчик растет заброшенным. К сожалению, он не получает ласки и теплоты, к которым из всех сил тянется.
  4. Одиночество. Ребенок еще мал, но уже познал горечь одиночества. Жизнь с чужими людьми нельзя сравнить с семейной жизнью, поэтому мальчик вызывает жалость читателя. Кажется, автор непроизвольно ассоциирует себя с ним: он также лишился Родины-матери и также тоскует по ней.

Главная мысль

Именно в Саше, в этом прелестном «подснежнике», заложена основная идея автора. В этом случае события, происходящие в самом рассказе, отходят на второй план. С помощью простого сюжета Бунин словно требует от читателя, чтобы тот заглянул в глаза светлому и умному мальчику по имени Саша.

Писатель возлагает надежды на новое поколение, которое должно вознестись над прежним миром и наконец — расцвести. Автор верит, что черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок. Бунин указывает на трагическую разность поколений, младшее из которых задыхается в дыме, изнывает в духоте огромного трактира. В этом символизме – смысл книги. Когда-нибудь новые люди стряхнут с себя снежный покров и выпрямятся во весь свой рост, чтобы сделать мир лучше.

Чему учит?

Иван Алексеевич Бунин в своем коротком рассказе учит читателя ценить и подмечать красоту зарождающегося ума. Это призыв к «подснежникам» — им нужно вырваться и воспрянуть. В первую очередь это рассказ о любви, об искренней любви к человеку как к существу.

Из этого произведения неимоверно важно почерпнуть своеобразное авторское напутствие — Бунин желает, чтобы настал мир новых людей. Это поколение должно вытеснить все отжившее и тщетное, только новые люди смогут осветить мир своими сердцами.

Автор: Семён Карелин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

И.А.БУНИН «ПОДСНЕЖНИК»

Подготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы

Талдыкина Е.А.

2014г

Урок № 60

Тема. И.А.Бунин «Подснежник» (урок внеклассного чтения)

Цели:

Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с фактами биографии И.А.Бунина, оказавшими влияние на становление личности поэта и прозаика, с поэтическими и прозаическими произведениями И.А.Бунина; способствовать развитию аналитических навыков;

Развивающие: способствовать формированию умения выделять главное в сообщении учителя; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

Воспитательные: способствовать формированию воспитания интереса к личности и творчеству И.А.Бунина.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление интереса к личности и произведениям И.А.Бунина; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к литературе.

Предметные:

  1. знание фактов из биографии И.А.Бунина (детские годы и годы эмиграции);

  2. умение анализировать поэтические тексты (сравнивать, обобщать);

  3. умение строить гипотезы, предположения;

  4. умение выразительно читать поэтические и прозаические тексты.

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно организовывать работу в парах;

  2. умение самостоятельно формулировать цели урока;

  3. умение оценивать свою работу на уроке;

  4. умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  5. умение вести поиск необходимой информации в различных источниках.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Народная мудрость гласит: «Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении». Поэтому, чтобы не оказаться в затруднительной ситуации, давайте думать, размышлять, предполагать.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

  1. Беседа по ранее изученному

— Что такое пейзажный стих?

— Что называется пейзажной лирикой?

— Что значит лирический?

2. Проверка индивидуального домашнего задания. Чтение наизусть стихотворений И.А.Бунина.

3. Беседа на первичное восприятие текстов.

— Что общего в этих стихотворениях?

— Какие образы возникают перед вами?

Учитель. И.А.Бунин творческий путь начинал с поэзии. Бунин – замечательный пейзажист. Природа в его лирике – источник гармонии, в слиянии с ней человек может почувствовать свою связь с жизнью Вселенной.

Но И.А.Бунин писал не только поэтические произведения, но и прозаические. И сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник».

  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Давайте попробуем в форме вопросительных предложений поставить цели к уроку (составленные предложения записываются на доске).

Примерные вопросы:

— Кто такой И.А.Бунин?

— Какова история написания рассказа «Подснежник»?

— О чем этот рассказ?

— Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Подснежник»?

IV. Изучение нового материала.

  1. Рассказ о жизни и творчестве писателя (детство и трудные годы эмиграции).

СЛАЙД 1.Учитель. И.А.Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Получив домашнее начальное образование, 5 лет учился в Елецкой гимназии, которую не закончил, так как семья не могла оплачивать его учебу. Проходил дома курс под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинал добывать хлеб литературным трудом.

Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я русский человек. Это с годами не пройдет». Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где прожил до конца дней. Здесь Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Здесь и напишет Бунин рассказ «Подснежник». К сожалению, дневники писателя 1925-1927 годов сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа.

Рассказ, который мы будем читать на уроке об одном из любимейших праздников, как древних славян, так и современных россиян. Внимание на экран.

  1. Видеофрагмент о праздновании Масленицы.

  2. Предварительная подготовка слушания.

Учитель. Из моего рассказа вы услышали, какие испытания выпали на долю писателя, начиная в отрочества и заканчивая последними годами жизни его. Сложно складывалась судьба героя рассказа «Подснежник».

— Как же связана информация о праздновании Масленицы и нашего рассказа?

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «подснежник»?

СЛАЙД 2. 4. Выступление учащихся. Легенды о подснежнике.

Учитель. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Каким же приходит к людям это удивительное время года? Давайте мы с вами послушаем рассказ.

Ученик 1. А ты знаешь, почему нас так называют и символом чего мы являемся? Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви

Ученик 2. А я знаю другую легенду про нас. Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом.

Учитель. Какие красивые легенды рассказали нам ребята. Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил И.А.Бунина на создание рассказа «Подснежник», когда он жил за границей и вспоминал родной край.

— Предположите, о ком или о чем пойдет речь в рассказе?

ФИЗМИНУТКА

V. Первичное восприятие текста.

1. Чтение рассказа учителем с элементами анализа (рассказ читается в сокращении).

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Учитель. Предположите, почему живет не дома, с родителями, а в уездном городишке? Каким вы себе представляете отца Саши? Опишите его.

Слушаем дальше: «Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.…

Учитель. Совпали ли ваши представления об отце с авторским изображением героя?

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! …Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье».

Учитель. Для нашего героя начинается новая жизнь, как вы думаете, чем будет заниматься отец с сыном в эти праздничные дни?

«Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя, стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне. Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:— Мерси, папочка! Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят! И какой долгий прекрасный день впереди! В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…»

Учитель. Нравится ли Саше этот день?

«Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников!.. Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!»

Учитель. Как вы думаете, что произойдет дальше?

« А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:— Подано, Николай Николаич! И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет; — Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой. И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой».

  1. Беседа на первичное восприятие текста.

— Подтвердились ли ваши предположения о теме рассказа?

Учитель. Автор не изображает ни праздничных гуляний, ни всей недели Масленицы, но мы все равно чувствуем радость, которая царит в душе ребенка.

— Как Бунин передает радостное настроение мальчика-гимназиста?

Учитель. Вернемся к вопросам, записанным на доске. Какой вопрос остался без ответа?

  1. Работа в парах.

Устный ответ на проблемный вопрос «Почему И.А.Бунин назвал свое произведение «Подснежник»?

VI. Информация о домашнем задании:

  1. прочитать рассказ полностью;

  2. ответить на вопрос «Как отразилось прошлое в рассказе И.А.Бунина «Подснежник».

VII. Рефлексия.

Учитель. Мы достигли целей урока?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как отразились особенности жизни этих народов в их сказках
  • Как отразились в сказке особенности жизни и быта народа создавшего ее
  • Как отправить итоговое сочинение в вуз
  • Как отношение к идее сказки характеризует пугачева и гринева
  • Как относятся к матрене окружающие ее люди какой она предстает в системе других образов рассказа

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии