Как правильно пишется буква ы прописью

Буква «ы» — особенная. Не такая как все. Как она появилась, почему особенная, чем интересна и как используется – обо всем в статье.

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы [и], не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему [ы], и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И [i].

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Ы – новая и особенная

Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.

Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.

Прописи с буквой Ы

Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.

В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.

Немного грамматики

Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:

  • не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
  • а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
  • после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
  • в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.

Правила и исключения

Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое

правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».

С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.

Точки над Ы

Откуда такая фраза, если над Ы точки нет? Ладно в украинском языке можно ставить точки над «і», а причем тут Ы. И что это вообще за занятие такое – расставлять точки.

Оказывается, такое занятие действительно было. Сама фраза о расставлении точек родилась во времена, когда писцы переписывали текст курсивом, и для скорости, а также для красоты, писали, не отрывая пера. Таким образом, сначала писалось предложение или целая часть текста, а заключительным этапом было расставить точки.

Однако, оказывается, эта фраза еще недостаточно полна, поскольку точки расставлялись не только над, но и в других местах слова, не только над «і», и не только точки.

Почему говорят о точках над Ы? Сейчас, пусть не в современном русском языке, но можно встретить слова со старой конструкцией, такие как калмъік, упъірь, рабъіни, где по сути нужны точки на Ы.

Как много точек бывает над словами? В финском над одним словом, например, из 12 символов, может стоять 10 точек.

Где еще ставят точки? Точки ставят не только сверху. В каталонском, к примеру, точки ставятся между буквами одного слова, а во вьетнамском – внизу под буквой. Там же, во вьетнамском, кстати, кроме точек распространены самые разные значки: похожие на галочки горизонтальные и вертикальные, похожие на знак ударения с разным наклоном, значок, похожий на апостроф, а также их совмещение.

А некоторые народы в своих языках использую знаки перечеркивания своих буков. Нам это странно, но у каждого носителя своя историю. Многим кажутся странными наши «ножки» в буквах Щ, Ц, Д, а нам покажутся странными такие же «ножки» в казахском у буков К и Н.

   Asmody

24.01.12 — 14:05

1. Пишу «ы» с верхней петелькой 54% (33)
4. Аффтар, пешЫ ищо! 28% (17)
2. Пишу «ы» с нижней петелькой 10% (6)
3. У нас такой буквы нет (для иностранцев) 8% (5)

Всего мнений: 61

Коллега сейчас рассказал, что в нынешних школах первоклашек учат писать букву Ы неправильно. А именно, вычерчивая соединительную линию от низа кружочка, а не сверху петелькой. Чтобы было понятнее, вот образец прописи 50-х годов: http://referat-na5.ucoz.ru/_nw/0/79068775.jpg, а вот — современная пропись: http://gakish.com/wp-content/uploads/2011/07/propisi-14s.jpg

Яндексение показало, что и в современных прописях однозначного варианта нет: вот вариант с верхней петелькой http://festival.1september.ru/files/articles/52/5245/524508/img4.gif, а вот — с нижней чертой http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/671/54671537_02_03.jpg

Сам попробовал — мне удобнее писать Ы с верхней петелькой (как учили), хотя у меня петелька получается на левой палочке, от чего кружок замкнутый получается

   Feanor

1 — 24.01.12 — 14:06

бложек завести не предлагать?

   andrewks

2 — 24.01.12 — 14:07

Кофе — среднего рода!

   mishaPH

3 — 24.01.12 — 14:07

а какая разница? тебе то удобно как учили само собой

   Повелитель

4 — 24.01.12 — 14:07

Тебе делать нехер больше? Иди работай!

   Error pro

5 — 24.01.12 — 14:07

Я пишу как учили, с верхней петелькой.

   Волшебник

6 — 24.01.12 — 14:07

(0) Мне бы твои проблемы :)

   Поpyчик-4

7 — 24.01.12 — 14:08

(0) Заведи себе бложек.

Ой, а это предлагали. Извиняюсь.

   Wobland

8 — 24.01.12 — 14:08

скоро клавиатуры с новой Ы появятся?

   Ненавижу 1С

9 — 24.01.12 — 14:08

(0) пришлось ручку в руки взять, привык к верхней

   ВераТ

10 — 24.01.12 — 14:09

Даже не обращала внимание как пишет. Все равно

   Asmody

11 — 24.01.12 — 14:09

(6) не надо тебе моих проблем

   Оболтус

12 — 24.01.12 — 14:09

   Trimax

13 — 24.01.12 — 14:09

(2)Оценка «2» — мужской род, ибо изначально «кофий» было в русском языке:))

   Рэйв

14 — 24.01.12 — 14:09

(8) Аха..Будет две клавиши, под палку отдельно:-)

   antgrom

15 — 24.01.12 — 14:10

(0) Я раскусил твой замысел. В нулевом посте  — скрытая реклама сталинизма.

)

   DGorgoN

16 — 24.01.12 — 14:10

   Волшебник

17 — 24.01.12 — 14:10

раскрашиваем ветку

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Оболтус

18 — 24.01.12 — 14:10

+(12)Остальные буквы тоже в точности, как учили.

   Оболтус

19 — 24.01.12 — 14:11

(13)Сейчас уже допускаются оба рода.

   acsent

20 — 24.01.12 — 14:11

лучше бы учили 10 пальцевому методу печати

   DGorgoN

21 — 24.01.12 — 14:11

Мне пофик. Я не такой религиозно ушибленнЫй..

   Sh1ko

22 — 24.01.12 — 14:11

   Asmody

23 — 24.01.12 — 14:11

(12) это же не удобно! при беглом письме приходится останавливаться, переносить ручку в другое место…

   Повелитель

24 — 24.01.12 — 14:11

А вот раньше писали на коробках 1с7, а теперь пишут 1с8, а я привык писать 7, не порядок, чему людей учат…

3. У нас такой буквы нет (для иностранцев)

   Оболтус

25 — 24.01.12 — 14:11

И .

2. Пишу «ы» с нижней петелькой

   andrewks

26 — 24.01.12 — 14:11

(13) иди Фурсенко мозги имей, а я прав, мне — пятёрка

   ILM

27 — 24.01.12 — 14:11

(17) Присоединяюсь, как научили так и пишу уже 38 лет.

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   DGorgoN

28 — 24.01.12 — 14:12

(19) Это тебе к ФурсенкО, а может и ФУрсенко..

   Формат

29 — 24.01.12 — 14:12

во проблема то, все равно потом каждый будет писать по своему, редко у кого почерк похож та тот, как учили

   Wobland

30 — 24.01.12 — 14:12

(23) >при беглом письме приходится останавливаться

пускай об этом принтер думает

   andrewks

31 — 24.01.12 — 14:12

посмотрел щас, как я пишу эту букву — не походит ни под один вариант (что-то среднее). как быть?

   DGorgoN

32 — 24.01.12 — 14:13

   Trimax

33 — 24.01.12 — 14:13

Забыли п.5 — Печатаю:))

   antgrom

34 — 24.01.12 — 14:14

так эстетичнее

2. Пишу «ы» с нижней петелькой

   orefkov

35 — 24.01.12 — 14:15

При Ким Чен Ире такого не было!

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Starhan

36 — 24.01.12 — 14:15

так

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Fish

37 — 24.01.12 — 14:15

(0) Честно говоря, никаких «верхних» и «нижних» петелек не заметил. По-моему одинаково :)))

   PR

38 — 24.01.12 — 14:16

С верхней явно удобнее :))

С нижней авторазвязка какая-то получается.

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Оболтус

39 — 24.01.12 — 14:16

(31)Исправляй почерк.

   Sh1ko

40 — 24.01.12 — 14:17

   Злопчинский

41 — 24.01.12 — 14:17

блин, я уже автонавыки письма потдрастерял немного — автосоединение букв начинает пробуксовывать.. хотя, конечно, это м.б. Паркинсон-Альцгеймер…

.

стараюсь писать побольше — отчеты всякие, служебки и прочее — быстрее получается чем на компе…

   andrewks

42 — 24.01.12 — 14:17

после некоторой тренировки, пришёл к выводу, что всё-таки

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Asmody

43 — 24.01.12 — 14:18

Интересно, что в варианте прописей http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/671/54671537_02_03.jpg отсутствует прописной вариант буквы ы. Т.е. имя нового лидера Северной Кореи уже правильно не написать!

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   DGorgoN

44 — 24.01.12 — 14:18

Кстати раз уж на то пошло. В любом случае все равно я пишу так

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   OXOTnik_Do_S

45 — 24.01.12 — 14:18

Что только не интересует 1Сников.

   andrewks

46 — 24.01.12 — 14:19

(43) её никогда и не было, емнип

   mikecool

47 — 24.01.12 — 14:19

что то вспомнилось, как в классе 10м замещара на русском училка из младших классов, которой уже было под 70.

Вызвала кореша к доске что то написать и тот букву «т» написал не прописной, а строчной (ибо к тому времени уже все писали как хотели) — все 40 минут урока он остался у доски и учился писать как в 1 классе )

   Agent00x

48 — 24.01.12 — 14:19

   Wobland

49 — 24.01.12 — 14:19

   mikecool

50 — 24.01.12 — 14:22

(40) а почему не ЙАЗЪ&

   mikecool

51 — 24.01.12 — 14:22

?

   ice777

52 — 24.01.12 — 14:22

автор, наверно, хвастает, что учился в русской школе ;)

2. Пишу «ы» с нижней петелькой

   filh

53 — 24.01.12 — 14:26

привык так:

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Tender

54 — 24.01.12 — 14:27

хахха! Сегодня уже пятница у некоторых? ))

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   XLife

55 — 24.01.12 — 14:28

Ымыныны

3. У нас такой буквы нет (для иностранцев)

   zak555

56 — 24.01.12 — 14:34

пишу так

bl

   0xFFFFFF

57 — 24.01.12 — 14:37

(0) Меня учили по первому варианту — хотя я вроде не в 50х учился

   mikecool

58 — 24.01.12 — 14:39

а я хз как пишу

и не помню как учили )

   zak555

59 — 24.01.12 — 14:41

я уже забыл в какой руке ручку держать

   XLife

60 — 24.01.12 — 14:42

(59) той же что и qй

  

   andrewalexk

61 — 24.01.12 — 14:42

(6)(11) :) вы еще подеритесь..

   skunk

62 — 24.01.12 — 14:43

где вариант не пишу прописью?

   Stim213

63 — 24.01.12 — 14:43

буква «ы» — вторая в среднем ряду. этому и надо учить детей. имхо. через 10 лет чистописание канет в пропасть

   zak555

64 — 24.01.12 — 14:43

(60) интересное мнение

   0xFFFFFF

65 — 24.01.12 — 14:45

(63) тогда уж на безымянном пальце левой руки.

   Sensodin

66 — 24.01.12 — 14:46

В Украине Ы как таковой нет, есть И.

укр     рус

и       ы

і       и

ї       йи (для любителей расставить точки над і)

й       й

3. У нас такой буквы нет (для иностранцев)

   Skylark

67 — 24.01.12 — 14:57

(0) пеар Сталина детектед

   Fragster

68 — 24.01.12 — 14:59

(2) хороший кофе — мужского, а нескафе да, среднего…

   Loyt

69 — 24.01.12 — 15:02

(13) Кофе, слава богу, теперь средний. «Кофий» был мужским, но слова «кофий» уже нет. В русском вообще многовато ненужных и нелогичных правил и исключений.

   ado

70 — 24.01.12 — 15:04

Где вариант «Давно ничего не пишу от руки»?

   Steel_Wheel

71 — 24.01.12 — 15:06

(0) меня учили 2-му вартанту

2. Пишу «ы» с нижней петелькой

   Азат

72 — 24.01.12 — 15:08

Во всем виноваты укры…

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   mehfk

73 — 24.01.12 — 15:08

Пришлось проверять.

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   MatrosoV AleXXXand_R

74 — 24.01.12 — 15:09

ага .. А я вот так

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   jsmith82

75 — 24.01.12 — 16:07

всегда писали с петелькой

и будем писать, если нелегалов вывезем

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   jsmith82

76 — 24.01.12 — 16:09

бесит уже это переделывание русского языка под нужды иностранцев

   jsmith82

77 — 24.01.12 — 16:09

всё уже развалили, теперь за язык принялись

   Jump

78 — 24.01.12 — 16:18

(0)Аккуратным и точным движением безымянного пальца левой руки жму вторую слева буквенную клавишу среднего ряда клавиатуры.

Петельки не наблюдаются.

   ptiz

79 — 24.01.12 — 16:21

С верхней — красивее.

1. Пишу «ы» с верхней петелькой

   Lady исчезает

80 — 24.01.12 — 16:25

Навык письма прописными буквами уже почти стал избыточным — ну, разве что на случай вероятного мирового катаклизма и в связи с ним полного исчезновения компов и прочей техники с лица Земли. Катаклизм подобного плана может так никогда и не случиться, но всё человечество, миллиарды людей из поколения в поколение нарабатывают этот навык. Потрясающе, не правда ли?

   Волшебник

81 — 24.01.12 — 16:27

(80) Я специально разучился. В качестве заглавных букв пишу печатные.

   Deni7

82 — 24.01.12 — 16:27

   Lama12

83 — 24.01.12 — 16:31

(0) Ключевая фраза — «в современных прописях однозначного варианта нет».

Стандартов на образование нет. :(

   Lenka_Boo

84 — 24.01.12 — 16:36

Создадим партию «Правильной буквы Ы», всем несогласным будем отрубать пальцы.

   ado

85 — 24.01.12 — 16:39

(80) Как знать, с развитием планшетов и технологий распознавания рукописный способ ввода может опять вернуться.

   Волшебник

86 — 24.01.12 — 16:41

(0) Забей на эти прописи. Если писать как в них, то почерк получается детский. Взрослые так не пишут.

Я свой почерк специально ставил. И основным критерием я считал разборчивость, а не красоту. Поэтому я избавился от похожих букв. Например, букву «т» я пишу как «т», а не как «m», когда её можно спутать с «п» или «л». У буквы «ж» старательно вырисовываю боковые полукруги. И буква «я» у меня красивая.

А все эти прописи можно выкинуть на свалку. Каждый пишет, как хочет. Особенно как хотят пишут врачи на рецептах.

   Loyt

87 — 24.01.12 — 16:48

(86) Я тоже можно сказать ставил. Не нравилось, как некоторые «правильные» буквы выглядят. К 11-му классу почерк стал почти нечитаем для учителей. Пришлось ставить заново, на этот раз ближе к печатным буквам.

   Lady исчезает

88 — 24.01.12 — 16:57

(85) Все эти технологии распознавания (каракулей там, речевого бомотания) инициировали люди (то есть начальники), которым поначалу западло было клаву учить (распознаванием их каракулек занимались секретарши), а потом и робость перед техникой укоренилась. Они просто вымрут естественным путём, и всё. А человечество пойдёт дальше.

   Lady исчезает

89 — 24.01.12 — 16:59

(86) Тоже многи буквы печатными пишу. Для чёткости или для скорости — сама не знаю.

   ЗлобнаяПеченька

90 — 24.01.12 — 17:00

У меня петелька вообще где-то в середине получается)

   Волшебник

91 — 24.01.12 — 17:04

(89) У меня только заглавная «Д» осталась как в прописях. Ну не нравится мне этот печатный домик, потому что приходится ручку отрывать.

   jsmith82

92 — 24.01.12 — 17:04

(86) я смотрю, ты предельно внимателен к разным аспектам своей жизни

   Сниф

93 — 24.01.12 — 17:09

(0) задумался, и не смог написать буковку «ы»

   Rovan

94 — 24.01.12 — 17:10

(40) а как будет по-украински «огненная лиса» ?

   Rovan

95 — 24.01.12 — 17:10

(89) точно… с 9 класса пишу печатными р и т !

   XLife

96 — 24.01.12 — 17:14

(94) вогненна лисиця

   Сниф

97 — 24.01.12 — 17:15

а вот как будет по-болгарски веб дизайн:

http://www.development-bg.com/

   Rovan

98 — 24.01.12 — 17:18

(97) прикольно !!

   Юрий Лазаренко

99 — 24.01.12 — 17:19

(0) Я уже давно пишу палку в «Ы» отдельно, без соединительной линии. Нет линии — нет проблемы!

   miki

100 — 24.01.12 — 17:20

-=100=- школота -=100=-

п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя (педагога)

Деятельность

обучающихся

УУД (планируемые)

Формы, методы, методические
приемы

1

Организационный

-Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна и сегодня я проведу у вас занятие по обучению письму.

-Проверьте готово ли ваше учебное место к работе? Все ли лежит у вас на столе: пенал, дневник, пропись?

-Обратите внимание на экран. Как вы думаете, где ученик сидит правильно, а где нет? Почему?

-Теперь давайте все сядем правильно: спина прямая, руки сложены перед собой.

-Приветствуют учителя.

-Проверяют свою готовность к уроку.

-Отвечают на вопросы, садятся правильно.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность на уроке;

Фронтальная, индивидуальная Беседа

Целеполагание и мотивация

— Что бы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Знаю я: бычок и мышка,

Мыло, дым, тычок, шары.

Выпь, лыжня, дыра, малышка…

Слов немало с буквой…(Ы)

(Правильно, вы такие умные)

Ы…Какая ты толстушка!

Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

-Ребята, как думаете, как звучит тема нашего урока?

-Чему мы будем сегодня учиться?

-Вы такие умные, правильно, сегодня мы будем учиться писать такую интересную букву, как буква Ы

— Вы можете сказать, чем буква Ы отличается от других букв? Кто может мне сказать? (поднимайте руку, ответы принимаются только по поднятой руке)

— А какой звук обозначает буква Ы: гласный или согласный? А почему? Давайте хором по ленте букв расскажем про эту букву.

— Ребята, а какие вы знаете слова на букву Ы?

-Правильно, слов на букву Ы нет, вы очень умные и внимательные.

— Буква Ы!

— «С буквой…Ы»

— «Мы будем учиться писать букву Ы».

— «Буква Ы отличается от других букв тем, что у нее отсутствует заглавная буква».

— «Буква Ы обозначает гласный звук, потому что она поется, тянется, воздух из легких проходит без преград»

— «Слов на букву Ы нет»

Предметные УУД:

получат возможность научиться письму строчной буквы Ы.

Метапредметные:

Познавательны УУД:

логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы

Регулятивные УУД: Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге;

Личностные:

Понимание значения границ собственного знания и незнания; осознание необходимости самосовершенствования.

Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки, беседа

2

Подготовка к письму

-Перед тем, как мы начнем писать, мы должны провести разминку для рук.

— Возьмите в руки су-джок и повторяйте за мной.

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капусту трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

-Отложите су-джок.

-Откройте прописи на с.9. (показать нужную страницу), обратите внимание на Узор. На что он похож?

— Из каких элементов состоит вишенка/ягодка?

— Итак, прежде, чем вы начнете обводить ягодку, послушайте, как это делать правильно. Конец ручки вы ставите на верхнюю рабочую строку, ведете короткую прямую линию с овалом. Отрываете ручку, ставите конец ручки в основание короткой прямой линии и делаете аккуратную петлю «листик».

Не забывайте про правильность посадки:

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Берут в руки су-джок и повторяют:

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучат по шарику)

Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик)

Мы капусту трем, трем (потирают ладошками о шарик)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимают шарик в кулачке)

— «Узор похож на вишенку/ягодку»

— «Вишенка/ягодка состоит из листика, палочки и плода».

-прописывают узор в прописи

Предметные УУД:

логическое – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы.

Метапредметные УУД

Познавательные:

логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы.

Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:

умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной речи.

Личностные УУД:

Понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования.

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.

Упражнение для развития мелкой моторики

3

Работа с новым материалом

-Давайте сравним печатную и письменную «ы».

-Сколько элементов в печатной букве Ы, считаем хором. Один, два, три. Так сколько элементов в печатной букве ы?

-Сколько элементов в письменной букве Ы, считаем хором. Один, два, три. Сколько элементов в письменной букве?

-Какие элементы есть в печатной букве Ы?

-А какие элементы имеет письменная буква Ы?

-Молодцы, я вижу, что вы немного устали, давайте немного разомнемся, вставайте из-за парт.

-На иллюстрации изображен повар.

-В руках повар держит сыр.

— «печатная буква Ы имеет три элемента»

— «письменная буква Ы имеет три элемента»

-Печатная буква ы состоит из прямой короткой линии, полуовала и прямой линии.

-Письменная буква Ы имеет короткую прямую линию с полувалом, петлю, провисающую линию и короткую прямую линию с закруглением внизу.

Предметные:

Знание элементов буквы, умение писать строчную букву Ы, алгоритм выбора и прописывание недостающей буквы с опорой на звуковые модели слов; получат возможность научиться письму строчной буквы Ы.

Метапредметные:

Познавательны УУД:

Общеучебные – написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; выявление звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы.

Регулятивные УУД: Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной речи.

Личностные:

Понимание значения границ собственного знания и незнания; осознание необходимости самосовершенствования;

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ

Физ. минутка

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Еще раз

-Тихо сели за парты

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

-Сейчас попробуйте сделать строчную(!) букву Ы из своих шнурков (ходит проверяет, где-то делает замечания, что бы дети обратили внимание на свои ошибки и исправили их).

-Ребята, заканчиваем работу со шнурками и кладем перед собой пропись.

Ребята, обратите внимание на первую строчку. Буква ы прописана не вся, а только ее элементы. Обведите эти элементы до конца строки. (ходит, смотрит на правильность обведения учениками элементов букв)

-Ребята, обратите внимание на доску. У меня тоже есть элементы буквы, что мы должны сделать, что бы она стала полноценной? Правильно, поднимите руку, кто хочет из этих элементов сделать полноценную букву ы.

(молодец, ты заслужил оценку)

-Во второй строке обведите всю букву.

-Ребята, сейчас мы будем учиться писать букву Ы. Я буду работать на доске на доске, а вы со мной в воздухе. Слушайте внимательно, повторяйте и запоминайте.

-Конец ручки мы ставим на верхнюю рабочую строку и проводим короткую прямую линию с закруглением внизу, которое плавно переходит в малый левый полуовал, не отрывая ручки от письма, в середине межстрочного пространства, мы как-бы подвешиваем ниточку на крючок, должна получиться маленькая петелька, все еще не отрывая ручку от письма мы ведем нашу ниточку к верхней линии строки и проводим короткую прямую линию с закруглением вверху.

— Пропишите первую строчку у себя в прописях.

-Конструируют букву Ы на парте из шнурков.

-Элементы нужно соединить.

-Поднимают руку, один ученик конструирует букву на доске из элементов.

-Обводят букву в прописи.

— «Пишут» в воздухе букву Ы

Физ. минутка

— Отложите ручки, сейчас мы проведем разминку для рук.

-Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читаем вместе со мной стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

— «Руки складывают в замок, переплетая пальцы. Читают стишок, ритмично раскачивая «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

— Давайте найдем ошибки в наших буквах. Некоторые из вас написали букву так

— В чем тут ошибки?

-Правильно, некоторые учащиеся повели закругление до первого элемента, а надо было сделать только маленькое закругление.

Но при письме буквы Ы встречается и другая ошибка.

-В чем она заключается?

-Правильно, эту ошибку стоит исключить из письма.

-А некоторые допустили вот такую ошибку

-В чем она заключается?

Правильно, учащиеся сразу повели руку вверх, у них «веревочка не провисает», именно поэтому получилось так, что палочка с закруглением пишется слишком близко к элементу.

(Каждый раз награждает отвечающих учеников)

-Пропишите вторую строчку у себя в прописях.

(проверяет правильность написания букв)

-Возьмите в руку простой карандаш и подчеркните самую красивую букву.

— А сейчас мы поиграем в волшебную игру. Из одного слова, поменяв всего одну букву, вы получите совершенно другое по смыслу и значению слово. Для этого отгадайте загадки.

Для «хвостиков ловких»

Еда в мышеловке,

Опасно, понятно,

Но вовсе бесплатно!

-Где находится буква Ы в слове сыр?

-Правильно. В слове «сыр» буква Ы стоит в середине слова, значит от буквы С ведем соединительную линию вверх к букве Ы и сверху начинаете писать букву Ы и проводите верхнее соединение к букве Р.

(раздает жетоны)

-Продолжим

Непоседа, озорник,

И на месте не сидит,

Мама в нём души не чает,

Хоть порой его ругает!

(Молодцы, вы такие догадливые, раздает жетоны за правильные ответы)

Обведите в слове «сын» букву Ы.

— а какие еще можно заменить буквы, что бы получилось другое слово? Вы видите карточки с буквами на доске, я буду вызывать по поднятой руке, а вы будете ставить правильную букву на место.

-Вы все такие умные. Молодцы.

(если останется время)

— А сейчас давайте поработаем со схемами. Я работаю на доске, а вы в тетради.

Давайте посчитаем сколько в слове «мыши» слогов. «мы-ши» сколько слогов?

На какой слог падает ударение. Тянем «мЫши»

Каким цветом закрашиваем гласный звук?

Давайте прочитаем схему «мЫши»

— «Ошибка заключается в том, что у закругления доходит до первого элемента, петелька не получилась.»

-Ошибка написания этой буквы заключается в том, что здесь отсутствует петля.

-В данной букве не написали провисающую линию.

-Прописывают 2 строчку.

-Отгадывают загадки: «Сыр».

-«В слове «сыр» буква Ы находится в середине слова.»

Обводят букву ы в прописи.

— «Сын»

— Выходят к доске, меняют буквы и получаются следующие слова: сын, сон, сок, сыр, сир, пир, мил, пил, Нил, пим, мыс, Рим, рис, лор, пол

3

Итоговый

-Ребята, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

-Чем мы сегодня с вами занимались?

Оцените ладошками как лично для вас прошел наше сегодняшнее занятие.

Покажите зеленую ладошку если вам все понравилось

Желтую если чего-то не поняли.

Красную если вы не чего не поняли.

-Всем спасибо за занятие, до свидания!

-Отвечают на вопросы учителя.

-Оценивают свою работу на занятии.

-Прощаются с учителем.

Метапредметные:

Регулятивные: 

— осуществлять контроль своей деятельности.

— умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. Д

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Буква Ы

Буква Ы задания для дошкольников

Учим букву Ы в картинках

Буква Ы для дошкольников в картинках — мыло, тыква, ласты, рыба, рысь, шахматы, кеды, ноты, пылесос.


Внизу представлены логопедические буквари с буквой Ы. На страницах изображены картинки и буква Ы — грибы, ноты, конфеты, весы, лыжи, мыло, сыр, львы, шляпы. Так буква Ы для детей становится интересной для изучения, ребята на слух выделяют наличие звука в слове.

учим букву Ы

Логопедический букварь буква Ы

Буква Ы, логопедическая азбука

Задания для изучения буквы Ы для детей. Знакомство с графическим изображением буквы, поиск буквы Ы на слух. Игра «Поймай звук Ы», услышав звук Ы дети хлопают в ладоши, как бы ловя звук.

Прописывание буквы Ы по клеточкам (пространственная ориентация, развитие мелкой моторики). Дописывание ранее изученных букв.

буква Ы

Задания с буквой Ы

учим букву Ы

Буквы Ы задания для дошкольников

Развитие мелкой моторики и параллельное изучение буквы Ы.

буква ы для детей

Развитие графомоторных навыков с буквой Ы

Буква Ы задания для детей

задания с буквой ы

Учим букву ы

Задания на букву Ы подготовительная группа (дошкольники)

Готовые уроки конспекты для дошкольников с буквой Ы.

буква ы для дошкольников

Задания с буквой Ы

задания с буквой ы

Работа с буквой Ы

буква Ы

Изучение буквы Ы

Раскраска «Буква Ы».  Раскрашиваем картинки и определяем место звука Ы в слове ( в середине, в конце).


Буква Ы задания

Читаем с буквой Ы

Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»


Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

картинки Ы

Картинки с буквой ы

буквы ы рисунки

Буква Ы Картинки

Занимательные упражнения и задания с буквой Ы для дошкольников и учеников 1 классов. Раскраска буква Ы, где надо найти спрятанные буквы.

буква Ы раскраска

Буква Ы спряталась

Буква Ы

Буква Ы интересные задания

задания с буквой Ы

Источник: Н.Ю. Костылёва «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»


Задания для дошкольников с буквой Ы предполагает: развитие речи (ребенку надо придумать рассказ по картинке и три вопроса к нему); развитие мелкой моторики (прописывание буквы и раскрашивание картинок); развитие фонематического восприятия.

Буква Ы задания

Источник: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Таблицы для обучения чтению»

Буква Ы 1 класс

Следующие задания подходят для обучения грамоте буква Ы. Задания содержат:

  • пропись буквы Ы (печатная и строчная буква Ы)
  • поиск буквы Ы среди буквенного ряда
  • раскраска буквы Ы с заданиями
  • поиск заданных слов среди буквенного текста.

буква Ы пропись

Урок письма буква Ы

буква Ы карточки с заданием

Занимательные задания с буквой Ы

Буква Ы лого тетрадь

Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий  для учащихся 1 класса»


Буква лабиринт Ы

лабиринт в виде буквы Ы

Лабиринт буква Ы

Пропись буква Ы

Прописи раскраски с буквой Ы по темам: «Пословицы», «Растения» (белокрыльник), «Животные» (сыч), «Загадки с буквой Ы».

пропись Ы

пропись с буквой ы

пропись ы

прописная буква Ы

пропись ы

пропись буквы Ы птицы

пропись ы

Пропись строчная буква Ы

буква ы пропись

Пропись с буквой Ы

Раскраска и пропись с буквой Ы. Ребята разукрашивают букву Ы и картинки, определяют место звука в слове, составляют предложения с данными словами.

Раскраска буква Ы

Раскраска с буквой Ы

Учим букву Ы в 1 классе

В занятие входит:

  • развитие мелкой моторики (штриховка, прописывание печатной и прописной буквы Ы);
  • много упражнений на звуко-буквенный анализ;
  • работа над связанной речью;
  • развитие памяти с мнемотаблицами;
  • развитие внимания.

учим букву Ы

Задания с буквой Ы 1 класс

задания с ы лабиринт

Занимательные задания с буквой Ы

буква Ы

Буква Ы карточки с заданием

Розова, Коробченко «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как правильно пишется будь счастлива
  • Как правильно пишется будь здорова
  • Как правильно пишется будь здоров
  • Как правильно пишется будущий муж
  • Как правильно пишется будущего или будующего

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии