Буква «ы» — особенная. Не такая как все. Как она появилась, почему особенная, чем интересна и как используется – обо всем в статье.
Почему Ы не бывает первой?
Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.
В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.
Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы [и], не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.
Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему [ы], и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.
С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И [i].
Как произносится Ы
Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.
Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.
Прописная Ы не нужна ?
Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.
Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.
Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.
На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.
Ы – новая и особенная
Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.
Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.
Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.
В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.
Немного грамматики
Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:
- не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
- а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
- после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
- в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.
Правила и исключения
Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое
правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».
С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.
Точки над Ы
Откуда такая фраза, если над Ы точки нет? Ладно в украинском языке можно ставить точки над «і», а причем тут Ы. И что это вообще за занятие такое – расставлять точки.
Оказывается, такое занятие действительно было. Сама фраза о расставлении точек родилась во времена, когда писцы переписывали текст курсивом, и для скорости, а также для красоты, писали, не отрывая пера. Таким образом, сначала писалось предложение или целая часть текста, а заключительным этапом было расставить точки.
Однако, оказывается, эта фраза еще недостаточно полна, поскольку точки расставлялись не только над, но и в других местах слова, не только над «і», и не только точки.
Почему говорят о точках над Ы? Сейчас, пусть не в современном русском языке, но можно встретить слова со старой конструкцией, такие как калмъік, упъірь, рабъіни, где по сути нужны точки на Ы.
Как много точек бывает над словами? В финском над одним словом, например, из 12 символов, может стоять 10 точек.
Где еще ставят точки? Точки ставят не только сверху. В каталонском, к примеру, точки ставятся между буквами одного слова, а во вьетнамском – внизу под буквой. Там же, во вьетнамском, кстати, кроме точек распространены самые разные значки: похожие на галочки горизонтальные и вертикальные, похожие на знак ударения с разным наклоном, значок, похожий на апостроф, а также их совмещение.
А некоторые народы в своих языках использую знаки перечеркивания своих буков. Нам это странно, но у каждого носителя своя историю. Многим кажутся странными наши «ножки» в буквах Щ, Ц, Д, а нам покажутся странными такие же «ножки» в казахском у буков К и Н.
24.01.12 — 14:05
1. Пишу «ы» с верхней петелькой | 54% (33) | |
4. Аффтар, пешЫ ищо! | 28% (17) | |
2. Пишу «ы» с нижней петелькой | 10% (6) | |
3. У нас такой буквы нет (для иностранцев) | 8% (5) |
Всего мнений: 61
Коллега сейчас рассказал, что в нынешних школах первоклашек учат писать букву Ы неправильно. А именно, вычерчивая соединительную линию от низа кружочка, а не сверху петелькой. Чтобы было понятнее, вот образец прописи 50-х годов: http://referat-na5.ucoz.ru/_nw/0/79068775.jpg, а вот — современная пропись: http://gakish.com/wp-content/uploads/2011/07/propisi-14s.jpg
Яндексение показало, что и в современных прописях однозначного варианта нет: вот вариант с верхней петелькой http://festival.1september.ru/files/articles/52/5245/524508/img4.gif, а вот — с нижней чертой http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/671/54671537_02_03.jpg
Сам попробовал — мне удобнее писать Ы с верхней петелькой (как учили), хотя у меня петелька получается на левой палочке, от чего кружок замкнутый получается
1 — 24.01.12 — 14:06
бложек завести не предлагать?
2 — 24.01.12 — 14:07
Кофе — среднего рода!
3 — 24.01.12 — 14:07
а какая разница? тебе то удобно как учили само собой
4 — 24.01.12 — 14:07
Тебе делать нехер больше? Иди работай!
5 — 24.01.12 — 14:07
Я пишу как учили, с верхней петелькой.
6 — 24.01.12 — 14:07
(0) Мне бы твои проблемы
7 — 24.01.12 — 14:08
(0) Заведи себе бложек.
Ой, а это предлагали. Извиняюсь.
8 — 24.01.12 — 14:08
скоро клавиатуры с новой Ы появятся?
9 — 24.01.12 — 14:08
(0) пришлось ручку в руки взять, привык к верхней
10 — 24.01.12 — 14:09
Даже не обращала внимание как пишет. Все равно
11 — 24.01.12 — 14:09
(6) не надо тебе моих проблем
12 — 24.01.12 — 14:09
13 — 24.01.12 — 14:09
(2)Оценка «2» — мужской род, ибо изначально «кофий» было в русском языке:))
14 — 24.01.12 — 14:09
(8) Аха..Будет две клавиши, под палку отдельно:-)
15 — 24.01.12 — 14:10
(0) Я раскусил твой замысел. В нулевом посте — скрытая реклама сталинизма.
)
16 — 24.01.12 — 14:10
17 — 24.01.12 — 14:10
раскрашиваем ветку
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
18 — 24.01.12 — 14:10
+(12)Остальные буквы тоже в точности, как учили.
19 — 24.01.12 — 14:11
(13)Сейчас уже допускаются оба рода.
20 — 24.01.12 — 14:11
лучше бы учили 10 пальцевому методу печати
21 — 24.01.12 — 14:11
Мне пофик. Я не такой религиозно ушибленнЫй..
22 — 24.01.12 — 14:11
23 — 24.01.12 — 14:11
(12) это же не удобно! при беглом письме приходится останавливаться, переносить ручку в другое место…
24 — 24.01.12 — 14:11
А вот раньше писали на коробках 1с7, а теперь пишут 1с8, а я привык писать 7, не порядок, чему людей учат…
3. У нас такой буквы нет (для иностранцев)
25 — 24.01.12 — 14:11
И .
2. Пишу «ы» с нижней петелькой
26 — 24.01.12 — 14:11
(13) иди Фурсенко мозги имей, а я прав, мне — пятёрка
27 — 24.01.12 — 14:11
(17) Присоединяюсь, как научили так и пишу уже 38 лет.
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
28 — 24.01.12 — 14:12
(19) Это тебе к ФурсенкО, а может и ФУрсенко..
29 — 24.01.12 — 14:12
во проблема то, все равно потом каждый будет писать по своему, редко у кого почерк похож та тот, как учили
30 — 24.01.12 — 14:12
(23) >при беглом письме приходится останавливаться
пускай об этом принтер думает
31 — 24.01.12 — 14:12
посмотрел щас, как я пишу эту букву — не походит ни под один вариант (что-то среднее). как быть?
32 — 24.01.12 — 14:13
33 — 24.01.12 — 14:13
Забыли п.5 — Печатаю:))
34 — 24.01.12 — 14:14
так эстетичнее
2. Пишу «ы» с нижней петелькой
35 — 24.01.12 — 14:15
При Ким Чен Ире такого не было!
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
36 — 24.01.12 — 14:15
так
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
37 — 24.01.12 — 14:15
(0) Честно говоря, никаких «верхних» и «нижних» петелек не заметил. По-моему одинаково :)))
38 — 24.01.12 — 14:16
С верхней явно удобнее :))
С нижней авторазвязка какая-то получается.
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
39 — 24.01.12 — 14:16
(31)Исправляй почерк.
40 — 24.01.12 — 14:17
41 — 24.01.12 — 14:17
блин, я уже автонавыки письма потдрастерял немного — автосоединение букв начинает пробуксовывать.. хотя, конечно, это м.б. Паркинсон-Альцгеймер…
.
стараюсь писать побольше — отчеты всякие, служебки и прочее — быстрее получается чем на компе…
42 — 24.01.12 — 14:17
после некоторой тренировки, пришёл к выводу, что всё-таки
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
43 — 24.01.12 — 14:18
Интересно, что в варианте прописей http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/671/54671537_02_03.jpg отсутствует прописной вариант буквы ы. Т.е. имя нового лидера Северной Кореи уже правильно не написать!
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
44 — 24.01.12 — 14:18
Кстати раз уж на то пошло. В любом случае все равно я пишу так
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
45 — 24.01.12 — 14:18
Что только не интересует 1Сников.
46 — 24.01.12 — 14:19
(43) её никогда и не было, емнип
47 — 24.01.12 — 14:19
что то вспомнилось, как в классе 10м замещара на русском училка из младших классов, которой уже было под 70.
Вызвала кореша к доске что то написать и тот букву «т» написал не прописной, а строчной (ибо к тому времени уже все писали как хотели) — все 40 минут урока он остался у доски и учился писать как в 1 классе )
48 — 24.01.12 — 14:19
49 — 24.01.12 — 14:19
50 — 24.01.12 — 14:22
(40) а почему не ЙАЗЪ&
51 — 24.01.12 — 14:22
?
52 — 24.01.12 — 14:22
автор, наверно, хвастает, что учился в русской школе
2. Пишу «ы» с нижней петелькой
53 — 24.01.12 — 14:26
привык так:
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
54 — 24.01.12 — 14:27
хахха! Сегодня уже пятница у некоторых? ))
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
55 — 24.01.12 — 14:28
Ымыныны
3. У нас такой буквы нет (для иностранцев)
56 — 24.01.12 — 14:34
пишу так
bl
57 — 24.01.12 — 14:37
(0) Меня учили по первому варианту — хотя я вроде не в 50х учился
58 — 24.01.12 — 14:39
а я хз как пишу
и не помню как учили )
59 — 24.01.12 — 14:41
я уже забыл в какой руке ручку держать
60 — 24.01.12 — 14:42
(59) той же что и qй
61 — 24.01.12 — 14:42
(6)(11) вы еще подеритесь..
62 — 24.01.12 — 14:43
где вариант не пишу прописью?
63 — 24.01.12 — 14:43
буква «ы» — вторая в среднем ряду. этому и надо учить детей. имхо. через 10 лет чистописание канет в пропасть
64 — 24.01.12 — 14:43
(60) интересное мнение
65 — 24.01.12 — 14:45
(63) тогда уж на безымянном пальце левой руки.
66 — 24.01.12 — 14:46
В Украине Ы как таковой нет, есть И.
укр рус
и ы
і и
ї йи (для любителей расставить точки над і)
й й
3. У нас такой буквы нет (для иностранцев)
67 — 24.01.12 — 14:57
(0) пеар Сталина детектед
68 — 24.01.12 — 14:59
(2) хороший кофе — мужского, а нескафе да, среднего…
69 — 24.01.12 — 15:02
(13) Кофе, слава богу, теперь средний. «Кофий» был мужским, но слова «кофий» уже нет. В русском вообще многовато ненужных и нелогичных правил и исключений.
70 — 24.01.12 — 15:04
Где вариант «Давно ничего не пишу от руки»?
71 — 24.01.12 — 15:06
(0) меня учили 2-му вартанту
2. Пишу «ы» с нижней петелькой
72 — 24.01.12 — 15:08
Во всем виноваты укры…
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
73 — 24.01.12 — 15:08
Пришлось проверять.
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
74 — 24.01.12 — 15:09
ага .. А я вот так
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
75 — 24.01.12 — 16:07
всегда писали с петелькой
и будем писать, если нелегалов вывезем
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
76 — 24.01.12 — 16:09
бесит уже это переделывание русского языка под нужды иностранцев
77 — 24.01.12 — 16:09
всё уже развалили, теперь за язык принялись
78 — 24.01.12 — 16:18
(0)Аккуратным и точным движением безымянного пальца левой руки жму вторую слева буквенную клавишу среднего ряда клавиатуры.
Петельки не наблюдаются.
79 — 24.01.12 — 16:21
С верхней — красивее.
1. Пишу «ы» с верхней петелькой
80 — 24.01.12 — 16:25
Навык письма прописными буквами уже почти стал избыточным — ну, разве что на случай вероятного мирового катаклизма и в связи с ним полного исчезновения компов и прочей техники с лица Земли. Катаклизм подобного плана может так никогда и не случиться, но всё человечество, миллиарды людей из поколения в поколение нарабатывают этот навык. Потрясающе, не правда ли?
81 — 24.01.12 — 16:27
(80) Я специально разучился. В качестве заглавных букв пишу печатные.
82 — 24.01.12 — 16:27
83 — 24.01.12 — 16:31
(0) Ключевая фраза — «в современных прописях однозначного варианта нет».
Стандартов на образование нет.
84 — 24.01.12 — 16:36
Создадим партию «Правильной буквы Ы», всем несогласным будем отрубать пальцы.
85 — 24.01.12 — 16:39
(80) Как знать, с развитием планшетов и технологий распознавания рукописный способ ввода может опять вернуться.
86 — 24.01.12 — 16:41
(0) Забей на эти прописи. Если писать как в них, то почерк получается детский. Взрослые так не пишут.
Я свой почерк специально ставил. И основным критерием я считал разборчивость, а не красоту. Поэтому я избавился от похожих букв. Например, букву «т» я пишу как «т», а не как «m», когда её можно спутать с «п» или «л». У буквы «ж» старательно вырисовываю боковые полукруги. И буква «я» у меня красивая.
А все эти прописи можно выкинуть на свалку. Каждый пишет, как хочет. Особенно как хотят пишут врачи на рецептах.
87 — 24.01.12 — 16:48
(86) Я тоже можно сказать ставил. Не нравилось, как некоторые «правильные» буквы выглядят. К 11-му классу почерк стал почти нечитаем для учителей. Пришлось ставить заново, на этот раз ближе к печатным буквам.
88 — 24.01.12 — 16:57
(85) Все эти технологии распознавания (каракулей там, речевого бомотания) инициировали люди (то есть начальники), которым поначалу западло было клаву учить (распознаванием их каракулек занимались секретарши), а потом и робость перед техникой укоренилась. Они просто вымрут естественным путём, и всё. А человечество пойдёт дальше.
89 — 24.01.12 — 16:59
(86) Тоже многи буквы печатными пишу. Для чёткости или для скорости — сама не знаю.
90 — 24.01.12 — 17:00
У меня петелька вообще где-то в середине получается)
91 — 24.01.12 — 17:04
(89) У меня только заглавная «Д» осталась как в прописях. Ну не нравится мне этот печатный домик, потому что приходится ручку отрывать.
92 — 24.01.12 — 17:04
(86) я смотрю, ты предельно внимателен к разным аспектам своей жизни
93 — 24.01.12 — 17:09
(0) задумался, и не смог написать буковку «ы»
94 — 24.01.12 — 17:10
(40) а как будет по-украински «огненная лиса» ?
95 — 24.01.12 — 17:10
(89) точно… с 9 класса пишу печатными р и т !
96 — 24.01.12 — 17:14
(94) вогненна лисиця
97 — 24.01.12 — 17:15
а вот как будет по-болгарски веб дизайн:
http://www.development-bg.com/
98 — 24.01.12 — 17:18
(97) прикольно !!
99 — 24.01.12 — 17:19
(0) Я уже давно пишу палку в «Ы» отдельно, без соединительной линии. Нет линии — нет проблемы!
100 — 24.01.12 — 17:20
-=100=- школота -=100=-
№
п/п
Этапы занятия
Деятельность учителя (педагога)
Деятельность
обучающихся
УУД (планируемые)
Формы, методы, методические
приемы
1
Организационный
-Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна и сегодня я проведу у вас занятие по обучению письму.
-Проверьте готово ли ваше учебное место к работе? Все ли лежит у вас на столе: пенал, дневник, пропись?
-Обратите внимание на экран. Как вы думаете, где ученик сидит правильно, а где нет? Почему?
-Теперь давайте все сядем правильно: спина прямая, руки сложены перед собой.
-Приветствуют учителя.
-Проверяют свою готовность к уроку.
-Отвечают на вопросы, садятся правильно.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге;
Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность на уроке;
Фронтальная, индивидуальная Беседа
Целеполагание и мотивация
— Что бы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, отгадайте загадку:
Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой…(Ы)
(Правильно, вы такие умные)
Ы…Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
-Ребята, как думаете, как звучит тема нашего урока?
-Чему мы будем сегодня учиться?
-Вы такие умные, правильно, сегодня мы будем учиться писать такую интересную букву, как буква Ы
— Вы можете сказать, чем буква Ы отличается от других букв? Кто может мне сказать? (поднимайте руку, ответы принимаются только по поднятой руке)
— А какой звук обозначает буква Ы: гласный или согласный? А почему? Давайте хором по ленте букв расскажем про эту букву.
— Ребята, а какие вы знаете слова на букву Ы?
-Правильно, слов на букву Ы нет, вы очень умные и внимательные.
— Буква Ы!
— «С буквой…Ы»
— «Мы будем учиться писать букву Ы».
— «Буква Ы отличается от других букв тем, что у нее отсутствует заглавная буква».
— «Буква Ы обозначает гласный звук, потому что она поется, тянется, воздух из легких проходит без преград»
— «Слов на букву Ы нет»
Предметные УУД:
получат возможность научиться письму строчной буквы Ы.
Метапредметные:
Познавательны УУД:
логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы
Регулятивные УУД: Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
Умение участвовать в учебном диалоге;
Личностные:
Понимание значения границ собственного знания и незнания; осознание необходимости самосовершенствования.
Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки, беседа
2
Подготовка к письму
-Перед тем, как мы начнем писать, мы должны провести разминку для рук.
— Возьмите в руки су-джок и повторяйте за мной.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капусту трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)
-Отложите су-джок.
-Откройте прописи на с.9. (показать нужную страницу), обратите внимание на Узор. На что он похож?
— Из каких элементов состоит вишенка/ягодка?
— Итак, прежде, чем вы начнете обводить ягодку, послушайте, как это делать правильно. Конец ручки вы ставите на верхнюю рабочую строку, ведете короткую прямую линию с овалом. Отрываете ручку, ставите конец ручки в основание короткой прямой линии и делаете аккуратную петлю «листик».
Не забывайте про правильность посадки:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Берут в руки су-джок и повторяют:
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучат по шарику)
Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик)
Мы капусту трем, трем (потирают ладошками о шарик)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимают шарик в кулачке)
— «Узор похож на вишенку/ягодку»
— «Вишенка/ягодка состоит из листика, палочки и плода».
-прописывают узор в прописи
Предметные УУД:
логическое – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы.
Метапредметные УУД
Познавательные:
логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы.
Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные:
умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной речи.
Личностные УУД:
Понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.
Упражнение для развития мелкой моторики
3
Работа с новым материалом
-Давайте сравним печатную и письменную «ы».
-Сколько элементов в печатной букве Ы, считаем хором. Один, два, три. Так сколько элементов в печатной букве ы?
-Сколько элементов в письменной букве Ы, считаем хором. Один, два, три. Сколько элементов в письменной букве?
-Какие элементы есть в печатной букве Ы?
-А какие элементы имеет письменная буква Ы?
-Молодцы, я вижу, что вы немного устали, давайте немного разомнемся, вставайте из-за парт.
-На иллюстрации изображен повар.
-В руках повар держит сыр.
— «печатная буква Ы имеет три элемента»
— «письменная буква Ы имеет три элемента»
-Печатная буква ы состоит из прямой короткой линии, полуовала и прямой линии.
-Письменная буква Ы имеет короткую прямую линию с полувалом, петлю, провисающую линию и короткую прямую линию с закруглением внизу.
Предметные:
Знание элементов буквы, умение писать строчную букву Ы, алгоритм выбора и прописывание недостающей буквы с опорой на звуковые модели слов; получат возможность научиться письму строчной буквы Ы.
Метапредметные:
Познавательны УУД:
Общеучебные – написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; выявление звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы ы.
Регулятивные УУД: Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
Умение участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной речи.
Личностные:
Понимание значения границ собственного знания и незнания; осознание необходимости самосовершенствования;
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ
Физ. минутка
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
—Еще раз
-Тихо сели за парты
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
-Сейчас попробуйте сделать строчную(!) букву Ы из своих шнурков (ходит проверяет, где-то делает замечания, что бы дети обратили внимание на свои ошибки и исправили их).
-Ребята, заканчиваем работу со шнурками и кладем перед собой пропись.
Ребята, обратите внимание на первую строчку. Буква ы прописана не вся, а только ее элементы. Обведите эти элементы до конца строки. (ходит, смотрит на правильность обведения учениками элементов букв)
-Ребята, обратите внимание на доску. У меня тоже есть элементы буквы, что мы должны сделать, что бы она стала полноценной? Правильно, поднимите руку, кто хочет из этих элементов сделать полноценную букву ы.
(молодец, ты заслужил оценку)
-Во второй строке обведите всю букву.
-Ребята, сейчас мы будем учиться писать букву Ы. Я буду работать на доске на доске, а вы со мной в воздухе. Слушайте внимательно, повторяйте и запоминайте.
-Конец ручки мы ставим на верхнюю рабочую строку и проводим короткую прямую линию с закруглением внизу, которое плавно переходит в малый левый полуовал, не отрывая ручки от письма, в середине межстрочного пространства, мы как-бы подвешиваем ниточку на крючок, должна получиться маленькая петелька, все еще не отрывая ручку от письма мы ведем нашу ниточку к верхней линии строки и проводим короткую прямую линию с закруглением вверху.
— Пропишите первую строчку у себя в прописях.
-Конструируют букву Ы на парте из шнурков.
-Элементы нужно соединить.
-Поднимают руку, один ученик конструирует букву на доске из элементов.
-Обводят букву в прописи.
— «Пишут» в воздухе букву Ы
Физ. минутка
— Отложите ручки, сейчас мы проведем разминку для рук.
-Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читаем вместе со мной стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
— «Руки складывают в замок, переплетая пальцы. Читают стишок, ритмично раскачивая «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
— Давайте найдем ошибки в наших буквах. Некоторые из вас написали букву так
— В чем тут ошибки?
-Правильно, некоторые учащиеся повели закругление до первого элемента, а надо было сделать только маленькое закругление.
— Но при письме буквы Ы встречается и другая ошибка.
-В чем она заключается?
-Правильно, эту ошибку стоит исключить из письма.
-А некоторые допустили вот такую ошибку
-В чем она заключается?
Правильно, учащиеся сразу повели руку вверх, у них «веревочка не провисает», именно поэтому получилось так, что палочка с закруглением пишется слишком близко к элементу.
(Каждый раз награждает отвечающих учеников)
-Пропишите вторую строчку у себя в прописях.
(проверяет правильность написания букв)
-Возьмите в руку простой карандаш и подчеркните самую красивую букву.
— А сейчас мы поиграем в волшебную игру. Из одного слова, поменяв всего одну букву, вы получите совершенно другое по смыслу и значению слово. Для этого отгадайте загадки.
Для «хвостиков ловких»
Еда в мышеловке,
Опасно, понятно,
Но вовсе бесплатно!
-Где находится буква Ы в слове сыр?
-Правильно. В слове «сыр» буква Ы стоит в середине слова, значит от буквы С ведем соединительную линию вверх к букве Ы и сверху начинаете писать букву Ы и проводите верхнее соединение к букве Р.
(раздает жетоны)
-Продолжим
Непоседа, озорник,
И на месте не сидит,
Мама в нём души не чает,
Хоть порой его ругает!
(Молодцы, вы такие догадливые, раздает жетоны за правильные ответы)
Обведите в слове «сын» букву Ы.
— а какие еще можно заменить буквы, что бы получилось другое слово? Вы видите карточки с буквами на доске, я буду вызывать по поднятой руке, а вы будете ставить правильную букву на место.
-Вы все такие умные. Молодцы.
(если останется время)
— А сейчас давайте поработаем со схемами. Я работаю на доске, а вы в тетради.
Давайте посчитаем сколько в слове «мыши» слогов. «мы-ши» сколько слогов?
На какой слог падает ударение. Тянем «мЫши»
Каким цветом закрашиваем гласный звук?
Давайте прочитаем схему «мЫши»
— «Ошибка заключается в том, что у закругления доходит до первого элемента, петелька не получилась.»
-Ошибка написания этой буквы заключается в том, что здесь отсутствует петля.
-В данной букве не написали провисающую линию.
-Прописывают 2 строчку.
-Отгадывают загадки: «Сыр».
-«В слове «сыр» буква Ы находится в середине слова.»
Обводят букву ы в прописи.
— «Сын»
— Выходят к доске, меняют буквы и получаются следующие слова: сын, сон, сок, сыр, сир, пир, мил, пил, Нил, пим, мыс, Рим, рис, лор, пол
3
Итоговый
-Ребята, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?
-Чем мы сегодня с вами занимались?
Оцените ладошками как лично для вас прошел наше сегодняшнее занятие.
Покажите зеленую ладошку если вам все понравилось
Желтую если чего-то не поняли.
Красную если вы не чего не поняли.
-Всем спасибо за занятие, до свидания!
-Отвечают на вопросы учителя.
-Оценивают свою работу на занятии.
-Прощаются с учителем.
Метапредметные:
Регулятивные:
— осуществлять контроль своей деятельности.
— умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. Д
Личностные:
-способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
Буква Ы задания для дошкольников
Буква Ы для дошкольников в картинках — мыло, тыква, ласты, рыба, рысь, шахматы, кеды, ноты, пылесос.
Внизу представлены логопедические буквари с буквой Ы. На страницах изображены картинки и буква Ы — грибы, ноты, конфеты, весы, лыжи, мыло, сыр, львы, шляпы. Так буква Ы для детей становится интересной для изучения, ребята на слух выделяют наличие звука в слове.
Задания для изучения буквы Ы для детей. Знакомство с графическим изображением буквы, поиск буквы Ы на слух. Игра «Поймай звук Ы», услышав звук Ы дети хлопают в ладоши, как бы ловя звук.
Прописывание буквы Ы по клеточкам (пространственная ориентация, развитие мелкой моторики). Дописывание ранее изученных букв.
Развитие мелкой моторики и параллельное изучение буквы Ы.
Задания на букву Ы подготовительная группа (дошкольники)
Готовые уроки конспекты для дошкольников с буквой Ы.
Раскраска «Буква Ы». Раскрашиваем картинки и определяем место звука Ы в слове ( в середине, в конце).
Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»
Занимательные упражнения и задания с буквой Ы для дошкольников и учеников 1 классов. Раскраска буква Ы, где надо найти спрятанные буквы.
Источник: Н.Ю. Костылёва «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»
Задания для дошкольников с буквой Ы предполагает: развитие речи (ребенку надо придумать рассказ по картинке и три вопроса к нему); развитие мелкой моторики (прописывание буквы и раскрашивание картинок); развитие фонематического восприятия.
Источник: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Таблицы для обучения чтению»
Буква Ы 1 класс
Следующие задания подходят для обучения грамоте буква Ы. Задания содержат:
- пропись буквы Ы (печатная и строчная буква Ы)
- поиск буквы Ы среди буквенного ряда
- раскраска буквы Ы с заданиями
- поиск заданных слов среди буквенного текста.
Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий для учащихся 1 класса»
Буква лабиринт Ы
Пропись буква Ы
Прописи раскраски с буквой Ы по темам: «Пословицы», «Растения» (белокрыльник), «Животные» (сыч), «Загадки с буквой Ы».
Раскраска и пропись с буквой Ы. Ребята разукрашивают букву Ы и картинки, определяют место звука в слове, составляют предложения с данными словами.
Учим букву Ы в 1 классе
В занятие входит:
- развитие мелкой моторики (штриховка, прописывание печатной и прописной буквы Ы);
- много упражнений на звуко-буквенный анализ;
- работа над связанной речью;
- развитие памяти с мнемотаблицами;
- развитие внимания.
Розова, Коробченко «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь»
↓