Святитель Иоанн Златоуст советует:
«Почти умершего милостынями и благотворениями:
ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».
Панихида — это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.
Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости.Совершая панихиду, святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): «Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство».
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.
Образец написания записки на панихиду
ПАНИХИДА
О УПОКОЕНИИ
(Имена, за кого молиться в родит. падеже, например):
Анны
Василия
млд. Анастасии
отр. Аркадия
бол. Геннадия
Более подробно о том, как надо правильно поминать усопших, Вы можете узнать здесь http://www.ftp.kelia.ru/zapiski/Main.htm
«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.
ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
ЗАПИСКА «О УПОКОЕНИИ»
В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.
Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.
————-
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.
Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.
Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.
Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете
Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.
Все имена должны быть даны в церковном написании
Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.
Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.
Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.
Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.
Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.
Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).
Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.
Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.
Дев. Веры – Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.
Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.
Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.
Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.
Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.
Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.
Христиане всего мира поминают умерших родственников как в особые дни, так и на Литургии. Но далеко не все знают, как правильно это делать, с чего начать.
В первую очередь, подается записка за упокой. Записки бывают двух видов, пишутся заранее, подаются как в храмы, так и в монастыри.
Содержимое
- 1 Почему необходимо молиться об усопших
- 2 В чем преимущество молитвы в церкви
- 3 Основные виды поминовений за усопших
- 4 В чем отличие простой записки от заказной
- 5 Когда лучше подавать записку в церковь
- 6 За кого нельзя подавать записки
- 7 Как правильно написать записку о упокоении
- 8 Какой крест должен стоять на записке
- 9 Как часто следует подавать записки о упокоении
Почему необходимо молиться об усопших
Когда человек умирает, родственники надеются на хорошую загробную участь для него. Но сказать точно, куда попала душа усопшего не может никто. Молитва за покойников – огромная помощь для них. Находясь в ином мире, усопшие не могут творить добрых дел, которые могли бы повлиять на их участь здесь. Но это могут делать родные, оставшиеся на земле.
Молясь за умерших, родственники, в первую очередь, продолжают отношения с ними. У Бога нет мертвых, христиане верят, что их близкие, перешедшие в мир иной, живы. Веруют православные и в то, что по молитвам на земле, Господь простит и помилует души людей, умерших во грехе. Можно вымолить человека из ада, но для этого придется очень хорошо постараться.
Поминая умерших, люди облегчают их загробную участь. Молиться можно и дома, но особенно важно делать это в церкви. Молитва за упокой, равно как и за здравие (о живых) способна творить чудеса.
В чем преимущество молитвы в церкви
На Божественной Литургии приносится Бескровная Жертва за живых и умерших. Священник в алтаре вынимает частицы из просфоры – специального хлеба, который раздается после Литургии верующим, опуская их в чашу с вином. Вино – это кровь Господня, кусочки просфоры – Его тело, «за многия преломимое во оставление грехов» (с).
Подготавливаясь к таинству Евхаристии (причастие), священник поминает всех усопших, вынимая за них частички из просфоры.
Кроме поминальных записок, читаемых в алтаре священником, существует еще лития и панихида. Собираясь на панихиду, верующие молятся об упокоении душ своих близких, просят Господа простить и помиловать умерших.
Основные виды поминовений за усопших
Основные виды поминовений выглядят так:
- Панихида – короткое (не более 30 минут) Богослужение. На котором поминаются усопшие. Верующие просят об оставлении грехов умерших, упокоения их в Царстве Небесном. Панихида, как правило, совершается еженедельно, после основной службы. Для того, чтобы помянуть своего близкого на панихиде, необходимо подать соответствующую записку. Она так и называется – панихида, в записке, обычно, можно указать до десяти человек. Панихида служится как в церкви, так и на кладбище, требу совершает только священник.
- Лития – совсем короткое молитвенное правило (10 – 15 минут), по аналогии с панихидой. В отличии от оной, литию может прочесть любой христианин.
- Сорокоуст – поминовение усопшего в течение 40 дней на Литургии.
Церковь поминает на сорокоусте только тех, кто приступал к таинствам исповеди и причастия при жизни. В строчках священнической молитвы, о тех, кого на литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные к Господу: «о их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Если человек не причащался при жизни, его можно помянуть по-другому, но не с помощью сорокоуста.
- Домашняя молитва. В конце утреннего правила есть молитва за усопших, читая ее, христианин перечисляет имена сродников, отошедших в мир иной, прося у Господа прощения их грехов и дарования Царства Небесного.
Текст молитвы об усопших - Свеча. Наименее бюджетный способ поминовения. Свеча ставится на канун – специальный квадратный столик в церкви, на котором изображено распятие. Ставя свечку об упокоении, поминающий мысленно перечисляет имена умерших. Можно воспользоваться словами домашней молитвы за упокой, ставя свечку.
- Продукты на канун. Очень хорошо принести продукты на канун за усопшего и положить их в специальную корзину, стоящую рядом со столиком для свеч. Считается, что люди, которые станут есть эти продукты, помянут умершего.
- Милостыня. Огромную пользу для души умершего несет милостыня, раздаваемая за него родственниками или друзьями. Не обязательно подавать деньги в больших количествах, кому-то нужнее продукты, одежда и другие вещи первой необходимости. Подавая, стоит просить молиться за усопшего и называть его имя. Например: помяните, пожалуйста, покойную Людмилу.
- Вечное поминовение. Возможно только в монастырях, где служба совершается ежедневно. Усопший будет внесен в специальную книгу – помянник, а насельники монастыря ежедневно, перед утренней службой, вычитывают его, молясь о всех записанных.
Но самым распространенным способом поминовения остается записка о упокоении.
Поминовение продуктами в родительские субботы практикуется издавна. Собираясь на службу в этот день, можно захватить с собой бутылку растительного масла или упаковку муки (для выпечки просфор) и положить на канун.
В чем отличие простой записки от заказной
Перед тем, как писать записку за упокой в церкви, необходимо знать, какие они бывают.
Простая записка может читаться в алтаре, но частичку за усопших, перечисленных в ней, не вынимают. Это просто поминовение, схожее с обычным, домашним.
Когда читается заказная записка, священник вынимает частички из просфоры за каждого усопшего, чье имя упоминается.
Заказное поминовение стоит дороже простого. Во втором случае, ориентировочный размер пожертвования указан за записку, в которой перечислены не более 10-ти имен. Подавая заказную записку, каждое имя оплачивается отдельно. Например, одно имя стоит 5 рублей, значит, за 10 имен придется заплатить 50 рублей.
Записки подаются до начала Божественной Литургии (утром) или накануне вечером. Правильным будет прийти в храм пораньше перед службой, чем писать записки во время оной.
Когда лучше подавать записку в церковь
Записочки о упокоении можно подавать ежедневно в те храмы, где совершается служба. Также, существуют особые дни поминовения усопших:
- Третий день после смерти, когда душа возносится на поклонение Творцу. Первые два дня после успения, душа, в сопровождении ангела, посещает на земле места, к которым была привязана при жизни. А на третий день восходит к Богу, дабы поклониться ему.
- Девятый день. После того, как душа возносится на поклон к Богу, ей дано несколько дней для того, чтобы посетить райские обители. После чего, на девятый день, душа снова предстает перед лицом Господа, а церковь молится о милосердии Всевышнего по отношению к ней.
- Сороковой день – самый серьезный, если так можно выразиться. Душа опять возносится к Богу, дабы Он решил ее посмертную участь. Иными словами, на сороковой день душу отправляют либо в рай, либо в ад, в зависимости от того, как она жила на земле. В этот день особенно необходимы молитвы за усопшего, нужно просить Бога о помиловании его души.
- Годовщина смерти. В этот день, близкие поминают усопшего с сердечной, особой теплотой. Необходимо помянуть покойного и в церкви, причем, в записке о упокоении он отмечается как «приснопоминаемый». То есть, поминаемый снова – не забытый.
- Родительские вселенские субботы. Первая родительская суббота в году бывает перед масленичной неделей. В 2020 году она выпадала на 22 февраля.
- Затем следуют великопостные субботы, на 2-ой, 3-ей и 4-той неделе Великого поста. Соответственно, это 14-ое, 21-ое и 28-ое марта в 2020 году.
- Радоница – день поминовения усопших после Пасхи. Этакая Пасха для покойных, отмечаемая во второй вторник после праздников. Радоница выпадает на 28 апреля в 2020 году.
- 9 мая поминают всех усопших воинов.
- Троицкая родительская суббота бывает перед Троицей, соответственно. В 2020 году выпадает на 6 июня.
- Дмитриевская родительская суббота – на первую субботу ноября.
Также, особое поминовение умершего совершается в день его рождения и именин. Желательно подать заказную записку, панихиду и самому поминающему причаститься в этот день.
После смерти человека будет очень полезным для его души частое поминовение. Считается, что идеальным вариантом станет заказ сорокоустов в сорока монастырях и храмах. Но не каждый может позволить себе это финансово.
По возможности, до 40 дней, пока усопший считается новопреставленным, желательно ежедневно подавать заказные записки за него.
За кого нельзя подавать записки
В записках о упокоении не пишут:
- Некрещеных людей. Чтобы церковь могла поминать человека, он должен быть ее частью. Церковь – это одно большое тело, а каждый человек – его член, некрещеный таковым не является. Сюда же относятся и некрещеные младенцы.
- Самоубийц. Лишить себя самого главного дара Господня – жизни – страшный грех. Самоубийц не отпевают в церкви, их не хоронят на общем кладбище и, тем более, не поминают на Литургии. Исключение составляют самоубийцы, имеющие диагноз по психиатрии. И то, их поминают и отпевают только с разрешения митрополитов.
- Представителей иных религиозных конфессий. Таковых можно помянуть в домашней молитве, но писать их имена в записках запрещено.
Разрешено подавать записки только о упокоении крещеных, православных людей.
Как правильно написать записку о упокоении
Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).
Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:
- Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
- Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
- Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
- Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
- Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
- Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
- Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
- Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.
Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.
Какой крест должен стоять на записке
На готовых, напечатанных бланках уже есть крест. Если же на поминальных записках его нет, то рисуют от руки. Правильный крест на записке о упокоении должен выглядеть следующим образом:
А далее, перечисляются имена усопших.
Как часто следует подавать записки о упокоении
Записочки обязательны в следующие даты:
- Годовщина смерти.
- День рождения.
- День ангела.
- Родительские субботы.
Чем чаще покойников поминают в церкви, тем лучше для душ усопших родных и близких. Идеальным вариантом является Литургия, на которой за покойных вынимают частички из просфоры и приносится Бескровная жертва.
Люди, регулярно посещающие храм, стараются поминать усопших каждое воскресение, а кто-то и чаще, в зависимости от финансовых возможностей.
Очень хорошо подать записки, а лучше, вечное поминовение на остров Валаам, Селигер, Афон или Иерусалим. В Москве есть подворья этих монастырей, при возможности, съездить туда, дабы молитвенно помянуть усопших близких.
Церковное поминовение – лучшее, что может быть для души покойного. Необходимо регулярно подавать записки на специальных бланках за усопших.
Поминовение усопших дает огромную пользу для их душ. Души, томящиеся в аду, получают облегчение, когда за них молятся в церкви, родные и близкие. Не зря бытует мнение, что усердная молитва за усопшего способна вытащить того из ада.
Молитва, милостыня и регулярное поминовение в храме – все, что нужно умершим.
Образцы записок о здравии и упокоении.
Содержание
- Какие бывают записки в Церковь о здравии и как они выглядят: виды, образцы, скачать бланк
- Записка о здравии: кого писать первым?
- Как правильно писать имена в записке о здравии: правила, пример
- Как правильно написать записку о здравии ребенка, девы, беременной женщины?
- Как правильно написать записку Ксении Блаженной о здоровье?
- Как правильно подать записку о здравии?
- За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?
- Почему нельзя подавать записки за некрещеных и самоубийц?
- Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды
- Как правильно написать записку об упокоении, как писать имена: пример
- Как правильно и когда подавать записки об упокоении?
- Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?
- Видео: Записки о здравии и о упокоении. Просфора и молитва о ближнем
Существует категория людей, которая ходит в храмы лишь изредка. Это связано с тем, что они попросту не знают, как вести себя в Церкви. На самом же деле, посещение этого святого места не требует ничего особенного. Все что нужно для посещения храма — правильная одежда и позитивный настрой.
Безоговорочным запретом для посещения этих мест является алкогольное и наркотическое опьянение. Поэтому смело ходите в церковь и просите Всевышнего здоровья и благополучия для всех своих живых родственников и успокоения для умерших. Как правильно подавать и оформлять записки о здравии и упокоении мы поговорим в нашей статье.
Какие бывают записки в Церковь о здравии и как они выглядят: виды, образцы, скачать бланк
В древние времена как таковой записки о здравии не существовало. Чаще всего при храме служил монах или монахиня, которые вели специальную тетрадь, куда и записывали имена тех, о ком надо молить Бога.
Это было связано с тем что до XVIII столетия мало людей умели писать и читать. Но по мере то, как люди становились грамотнее, в церковном обиходе появились специальные записки, которые можно было заполнить собственноручно.
Как правило, они имеют запоминающуюся красную окантовку, которая символизирует жизнь. Такая записка считается одноразовой, поэтому каждый раз, когда вы будете заказывать службу о здравии ваших родных вам, придется покупать новый бланк.
Виды записок о здравии:
- Простая записка. Священнослужитель упомянет имена указанных в ней людей на обычном Богослужении. Как правило, делается это всего лишь один раз.
- Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на Богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».
- Записка на Проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.
- Молебен. Данный вид записки предполагает, что священнослужитель будет обращаться непосредственно к выбранному вами святому. Для того чтобы он не ошибся, вам надо будет указать имя Святого в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).
- Годовое, полугодовое поминовение. Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом Богослужении.
Записка о здравии: кого писать первым?
Что касается того, кого первым вписывать в записку о здравии, то единственное на чем настаивает Церковь, первыми в ней должны быть упомянуты священнослужители (если, конечно, в вашей семье такие есть). В этом случае кроме их имени, обязательно указывается церковный сан. Если говорить о простых людях, то чаще всего просящие располагают их по возрасту, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Да, поступать таким образом можно, ведь от места в списке точно не зависит количество Божьей Благодати, которую в итоге получит человек.
Поэтому если вам хочется, чтобы первым в списке был маленький ребенок, тогда смело располагайте его имя в первой строке. Но помните, что в одну записку нельзя вписать бесконечное число родственников. Чаще всего подобные бланки имеют либо 10, либо 15 отдельных граф. Поэтому при покупке готовой записки обязательно посмотрите хватит ли вам места. В случае если вы видите, что одной вам будет мало, тогда заполните сразу две и предайте их священнику с просьбой упомянуть всех родных в одном Богослужении.
Как правильно писать имена в записке о здравии: правила, пример
Сразу же хочется сказать, что имена в записке должны быть написаны максимально разборчивым почерком. В случае если вы напишете их очень мелко и коряво, то в итоге священнослужитель не сможет правильно их прочесть, а значит человек, которому вы желаете добра не получит Божьей Благодати. Поэтому ни в коем случае не спешите и прописывайте все буквы максимально правильно и по возможности крупным почерком. Также в этом случае допустимо использование крупных печатных букв.
Запомните, все имена должны быть вписаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого?», например, Владислава, Владимира, Людмилы. Помимо этого, стоит учитывать, что в записку о здравии нельзя вписывать привычные нам сокращенные имена. В случае если в быту вы называете своего близкого человека Сашей, то в записку вам надо будет вписать полное имя Александр. В идеале священники советуют использовать для прошений о здравии церковные имена, данные людям при крещении. Поэтому будет лучше если вы узнаете, как звучит церковное имя и впишите в записку именно его.
Как правильно написать записку о здравии ребенка, девы, беременной женщины?
Как вы уже, наверное, поняли, записки о здравии надо подавать с учетом определенных правил. Так, в них никогда не указывается фамилия и отчество человека, а также степень родства. Связано это с тем, что Бог и так знает кто кому и кем приходится, поэтому и нет надобности уточнять это в прошении. Единственное что вы должны помнить, что для детей и женщин существуют определенные обозначения. Так, например, детей до 7 лет в записках надо упоминать как младенцев (младенец Сергия).
Деток от 7 до 14 лет называют отроками, поэтому в записку их надо вписывать отр. Евгения. Перед именем беременной женщины надо поставить слово непраздная или плодоносящая, и тогда Всевышний будет знать, что вы просите не за одного, а двух человек. В случае с беременными лучше всего заказывать специальный молебен и обращаться к определенному Святому. Это может быть Тихвинская икона Божьей Матери или святые Петр и Феврония. Как правильно оформлять такие записки мы упоминали немного выше.
Как правильно написать записку Ксении Блаженной о здоровье?
Изначально хочется сказать, что Ксения Блаженная или как ее еще называют Петербуржская, является очень сильной Святой и если правильно к ней обратиться, то она сможет решить достаточно много проблем. Люди просят ее об улучшении здоровья, о полном исцелении души и тела, о счастливом замужестве и, конечно же, о детках.
Поэтому большинство людей с большой надеждой приезжают в часовню, в которой она похоронена и молят ее о помощи. Для того чтобы обратиться к Ксении Блаженной не надо особого бланка. Вы можете написать записку на обычном листке белой бумаги, просто сделать это максимально искренне.
Рекомендации по написанию записки:
- Для начала от чистого сердца помолитесь Богу и самой Святой
- Начинать свое обращение лучше всего со слов Ксения Блаженная или Ксения Петербуржская
- Далее, разборчивым почерком опишите свою просьбу (вернуть здоровье или исцелить от тяжелой болезни)
- Затем впишите в записку полные имена тех людей, о которых просите
- В конце своего прошения обязательно напишите слово Аминь, и еще раз от чистого сердца помолитесь Богу и самой Ксении Блаженной
- После этого записку можно будет отнести в специально отведенное место для приема подобных прошений
Как правильно подать записку о здравии?
После того как записка о здравии будет заполнена, по всем церковным правилам вам надо будет ее отдать. Как правило, делается это в церковной лавке, в которой и покупаются специальные бланки. Чаще всего там сидит простая прихожанка, которая помогает священнику. Она собирает записки всю первую половину дня и перед самим Богослужением отдает их священнослужителю.
В некоторых храмах предусмотрены специальные места, в которых можно оставлять записки о здравии. Человек просто оставляет их там и, помолившись, уходит. Каждый день прошения оттуда забираются и во время Богослужения все имена обязательно зачитываются. Но помните, чтобы ваше прошение было воспринято правильно, подавать его надо, придерживаясь некоторых правил.
Вы всегда должны просить здоровья близким людям со спокойной душой и чистыми мыслями. Помимо этого, не забывайте, что обращаться к Богу пьяным, считается большим грехом. Поэтому по возможности откажитесь от полного употребления спиртных напитков за 3 дня до похода в церковь.
За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?
Церковь придерживается строгих правил в плане того, за кого можно подавать записки о здравии и упокоении, а за кого нельзя. По церковным канонам просить можно только за крещеных людей всех возрастов. Если человек крещен, значит он имеет Ангела Хранителя, который и донесит до Бога все людские молитвы.
А вот за людей, которые не прошли обряд крещения не будет молиться ни одна церковь. Священнослужители аргументирует это тем, что человек не получил церковное имя, а значит Всевышний попросту не будет знать кому посылать Благодать.
Помимо этого, подавать записки нельзя за:
- Еще нерожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)
- Некрещеных самоубийц (просить о прощении можно только после получения специального разрешения)
- Людей, которых причисли лику к Святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)
Почему нельзя подавать записки за некрещеных и самоубийц?
Среди простых людей бытует мнение что на Радоницу можно просить об упокоении некрещеных и самоубийц. На самом же деле это совсем нет так. Церковь считает, что и одни и другие не могут получить прощение по причине того, что они грешны перед Богом.
Таких людей они считают грешниками, души которых никогда не смогут найти покой. По Божьим законам человек не имеет права лишать жизни самого себя. Поэтому если он решается на такой шаг, то это указывает на то что самоубийца не верит в то, что Всевышний способен помочь ему разобраться с мирскими проблемами. Помимо этого, считается что на такой шаг решаются слабые люди, неспособные нести свет другим.
Считается что и после смерти они не находят покой, поэтому и дальше продолжают терзаться от нерешенных проблем. Таких людей никогда не отпевают и хоронят в стороне от остальных. Единственное что советуют священнослужители родственникам таких людей, регулярно просить за них прощенья у Бога в домашних молитвах.
Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды
Внешне готовая записка об упокоении практически всем схожа бланком, который используется для просьб о здравии человека. Единственным их различием является черная траурная окантовка. Именно по ней неосведомленные в церковных правилах люди и понимают, какую записку предпочтительнее использовать.
Виды записок об упокоении:
- Простая записка. В этом случае имя умершего будет упомянуто всего один раз на ближайшем Богослужении.
- Сорокоуст. Молитва считается более сильной так, как читается во время литургии. Просить об умершем будут 40 дней подряд.
- Постовая записка. Ее подают в день начала Великого Поста. В этом случае просить за усопшего будут вплоть до Среды Страстной Седмицы.
- Панихида. Подают ее на 3, 9 и 40 день после смерти, а также не день рождения и день имени. В этом случае просящий обязательно должен присутствовать при молитве и от чистого сердца молится вместе со священником.
Как правильно написать записку об упокоении, как писать имена: пример
Записка об упокоении подается на всех православных крещеных людей, которые умерли естественной смертью, то есть от болезни или в результате несчастного случая. Также разрешается просить об успокоении людей, которые были убиты. В случае если вы будете писать такую записку от руки, тогда обязательно нарисуйте в самой верхней части листа православный крест, а немного ниже разместите надпись «О упокоении».
После этого можете приступать к причислению имен. Их надо вписывать в родительном падеже, по возможности максимально разборчиво. Помимо имени в записке можно указывать регалии усопшего, например, священник или воин (если человек имеет отношение к военной службе).
В случае если вы просите у Всевышнего об недавно умершем человеке, то перед его именем обязательно надо написать новопреставленный. Перед именем человека, который при жизни заслужил вечное поминание пишут слово приснопамятный. Пример такой записки вы можете увидеть на картинке, размещенной немого выше.
Как правильно и когда подавать записки об упокоении?
Подается запуска об упокоении также, как и записка о здравии либо в церковной лавке, либо в специально отведенном месте. Оставлять ее тоже желательно в первой половине дня и, тогда имя вашего близкого человека обязательно зачитают во время ближайшего Богослужения. Что касается того, кого нельзя упоминать в таких записках, то и в этом случае категорически запрещено вписывать в них некрещеных людей и атеистов, которые не верили в Бога.
Все они являются страшными грешниками, поэтому, вписав их в поминальный лист, вы возьмете на себя часть их греха. О таких людях лучше всего молиться дома и ради списания их души подавать милостыню всем жаждущим помощи. Подавать такие записки лучше в специально отведенные для этого дни.
Итак:
- Троицкая Родительская суббота
- Суббота мясопустная
- Дмитриевская Родительская суббота
- День Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Родительские субботы в недели Великого Поста
- Радоница
Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?
Многих людей интересует вопрос, как часто можно подавать записки о здравии и упокоении. Некоторые православные считают, что слишком часто тревожить Всевышнего нельзя, поэтому обращаются к нему только в том случае, если человек заболел или уже умер. На самом же деле, церковь не ограничивает людей в подании подобных записок.
Ввиду этого, если вам хочется пойти и попросить Бога о своем близком человеке, тогда сделайте это. Но все же при этом, самыми благоприятными днями для обращения к Всевышнему считаются дни рождения и дни имени по церковным Святцам.
Видео: Записки о здравии и о упокоении. Просфора и молитва о ближнем
Душе умершего, крещёного в православии, приносит особую пользу молитвенное поминание в церкви. Чтобы оно было совершено, священнослужителю передают особые записки с указанием имён усопших.
Как составить записку «О упокоении»
Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).
Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.
Православные похороны
Чем отличается панихида от других богослужений
Панихида — это служба, которая совершается в индивидуальном порядке над телом умершего человека непосредственно в день похорон. Еще есть панихида, которую служат на 3,9,40 день, в годовщину смерти или на день рождения покойного. Богослужение может проходить в церкви или прямо на могиле.
Панихида в храме служится перед кануном — столиком, на котором стоит икона распятия Христа и свечи. На канун можно поставить приношение церкви в память об усопших родственниках.
Обедня
Обедня — это народное название Литургии. Богослужение проходит каждое утро до обеда, а в маленьких храмах — только по Воскресеньям. Перед началом службы прихожане пишут записки о здравии или упокоении родных. Во время богослужения священник читает написанные в записках имена и таким образом на службе вспоминают живых и усопших.
Молебен
Это богослужение, в котором молятся Всевышнему, Пресвятой Деве или святым. По составу он напоминает сокращенную утреннюю Литургию. На молебне читаются тропари, молитвы, Евангелие, канон, ектения. Молебны бывают благодарственные и просительные.
Во время благодарственной службы вспоминают только Всевышнего. Просительный молебен совершается в случае важных событий в жизни общества или отдельного человека. Служба может проводиться в храме или дома. Просительный заказывают в случае болезни, в самом начале важных дел. Можно заказать молебен за упокой души.
Заказывая службу, нужно указать суть прошения, к кому хотят обратиться и за кого молятся или просят.
Записка об упокоении
Перед службой пишут записку, в которую вносят до 10 имен умерших родственников. Ее можно подавать каждый день, когда служится Литургия. Вверху записки рисуют восьмиконечный православный крест. Затем пишут назначение поминовения — об упокоении. В записке в родительном падеже указывают имена родственников, за которых хотят просить Бога.
Лития
Богослужение, которое совершается в притворе храма. Это может быть заупокойная служба, которая короче, чем панихида. Заупокойная лития может совершаться при выносе покойного из дома. Служба по заказу родственников может проводиться в храме или на кладбище.
Литургия
Это христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии. Проводится каждый день, в некоторых маленьких храмах — только по воскресеньям. На божественной Литургии молятся за здравие живых и упокоение усопших. Перед самым началом Литургии священнослужителю подают записки с именами. В них вписывают только православных христиан.
Сорокоуст за упокой
В церкви можно заказать сорокоуст за упокой. Сделать заказ можно в любое время. Сорокоуст будет читаться 40 дней. Обычно заказывается на одно имя. Во время службы в момент проскомидии за каждое имя вынимается частица из просфоры, а затем все частички опускаются священнослужителем в чашу с символической кровью Христовой. Таким образом грехи верующих омываются божьей кровью. Сорокоуст обязательно служится по душе только что умершего христианина.
Отпевание
Заупокойная служба, которая совершается священником. Это народное название последования мертвенного. Во время службы Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося, ходатайствует о прощении грехов и упокоения души в Небесном Царстве. Большая часть молитв во время этого богослужения не читается, а поется.
Совершается только один раз — в день погребения. Отпевание может проходить в храме или на кладбище. До конца отпевания гроб с телом покойника должен оставаться открытым. Отпевание и погребение осуществляют на третий день после смерти человека.
Когда подать записку «О упокоении»?
В православии принято особо выделять третий, девятый и сороковой день после смерти. Важно учитывать, что первым считается день кончины, даже если она произошла незадолго до полуночи. На третий день проводятся похороны покойного. Поданная в это время записка о упокоении и молитва в церкви поможет душе усопшего покинуть земные пределы и вознестись для поклонения Богу и созерцания райских красот. В девятый день, когда перед душой, вновь поклонившейся Богу, предстают адские пространства, молитвенное поминание покойного в церкви послужит ей опорой. На сороковины, когда вершится частный суд и определяется временное пристанище души до Судного Дня, молитва священнослужителя о упокоении усопшего поможет его душе принять предназначенное ей место с миром. Кроме третьего, девятого и сорокового дня, записки о упокоении подают в день рождения и годовщину смерти покойного, а также в день его Ангела. Помимо этих частных поминальных дней, православной церковью установлены общие даты поминовения — Родительские субботы, Радоница и день поминовения усопших воинов. Подавать записки о упокоении лучше всего перед Божественной литургией, то есть, накануне вечером или рано утром. С Великого четверга Страстной недели до Радоницы поминальных служб в православных церквях не совершают.
Сроки подачи записок за упокой
Считается, что важными днями для молитвы об упокоившемся являются 3, 9 и 40 дни. Счёт этих дней начинается со дня смерти, именно он является первым. Посетив храм, следует подать записки о молитве в первую Литургию. Молитва священника, который будет молиться в это время в церкви обладает важным значением и особенно сильна.
Душа покидает мир земной через три дня после кончины человека, перед этим она прощается с тем, что было дорого ей при жизни – близкие люди, важные места. Молитвы родных и неравнодушных людей позволяют ей сделать ей этот путь проще.
До девятого дня проходит через чертоги Рая. Она наблюдает его устройство, загробную жизнь праведников. По прошествии этого времени, на девятый день душа предстаёт перед Богом. Земные молитвы помогают ей выглядеть достойно в этот момент.
В течение следующих тридцати дней ангел-хранитель сопровождает душу в путешествии по аду. В это время ей надо пройти двадцать мытарств-препятствий. Поскольку любой человек грешен, особенно важным является то, чтобы его благие дела превышали количество совершённых грехов. И опять-таки, произносимые молитвы оказывают неоценимую помощь в этих сложных испытаниях.
Как только этот этап закончен, а именно в сороковой день после смерти, Богом принимается решение о местонахождении души вплоть до Судного дня. Вознесённые в этот день молитвы имеют особое, значительное решение.
Правила написания ЗАПИСКи ОБ УПОКОЕНИИ
В написании такой записки нет ничего сложно, тем не менее, стоит напомнить, как это делать правильно.
- В церквях всегда есть необходимые бланки для написания записок. Если же записка пишется дома, стоит начать её с начертания восьмиконечного креста вверху.
- Далее, чтобы избежать ошибки о назначении молитвы, необходимо сделать пометку «Об упокоении», так как многие молитвы читаются как за здравие, так и за упокой.
- Имена тех, за кого надо молиться, пишутся в родительном падеже друг под другом, в столбик. Имена стоит указывать те, которые были даны при крещении.
- Если в записке указаны несколько умерших людей, перед именами тех, с момента смерти которых прошло менее сорока дней надо написать сокращённо «нов.», что значит«новоприставившийся (-аяся)».
- Имя человека, который при жизни был священнослужителем, указывается в записке первым, а также помечается его церковный сан.
Исключения для ЗАПИСок О УПОКОЕНИИ
Если отпевание невозможно по следующим причинам, записки за этих почивших не подаются.
- закончивших жизнь самоубийством;
- атеистов;
- тех, кто не был крещён, был другой веры или же был агностиком.
В Храме стоит уточнить возможное количество тех, кто указывается в записке, так как существует ограничение до восьми или десяти имён в зависимости от Храма.
В случае возникновения вопросов при написании записки можно обратиться к служителям храма, которые помогут это сделать и ответят на интересующие вопросы.
За кого нельзя подавать записки
Подавать записки нельзя за самоубийц. Они отказались от главного божьего дара – жизни, а это самый страшный грех. За таких людей церковь, к сожалению, не молится и не отпевает их.
Что толкает человека на подобный поступок? Отчаянье и уныние, когда теряется смысл жизни и вера, а это глубочайший грех. В уныние впадают неверующие люди, кто не признает чудотворные силы и надеется только на себя. По сути человек в этом случае противопоставляет свою ничтожную сущность самому Господу, который сотворил весь мир. Только в руках Божьих жизнь человека, и совершив самоубийство, он обрекает себя на вечные муки вне смирения и раскаянья.
Поминальные записки
Поминальные записки (скачать)
При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме? Об этом и поговорим…
Подавать записки (за крещеных православных христиан) с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома. Дальше мы расскажем, какие поминания совершаются в храме.
На Литургию (проскомидию)… Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Это значит, что записка поминается в алтаре во время совершения проскомидии, в начале Литургии.
На фотографии как раз этот момент. При этом из просфоры священник вынимает частицу. Затем эта частица кладется на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу с Кровью Христовой.
Это поминание считается самым главным и важным. О силе поминовений на литургии читаем здесь.
А здесь читаем «Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургию»
ОБЩИЕ ПРАВИЛА как писать записки правильно
На молебен… Молебен — это всегда о здравии. В нашем храме он служится почти ежедневно. Священник читает эти записки во время ектении, когда молится о различных нуждах. Молебны бывают в честь праздника, либо благодарственные и по другим нуждам. Об этом читайте здесь.
На панихиду… Подаются записки только за усопших.
На сорокоуст… Эта записка подшивается в специальную папку и поминается 40 дней подряд на Литургии (проскомидии).
На год… Тоже самое — записка подшивается в специальную папку и поминается в течение этого периода на (проскомидии).
Постовая… обычно это поминание принимается за умерших и только во время Великого поста. Дни Великого Поста — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники с читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.
Вечное поминание… В нашем храме не принимается этот вид поминовения. Вечное поминание — это поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки еще домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.
Когда разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться.
Один священник кафедрального Казанского собора Санкт-Петербурга, рассказывает: «Моим послушанием было как раз читать вечное поминание, которое, на счастье, было напечатано до революции типографским способом. Когда храм снова начал действовать, это поминание (оно было выпущено небольшим тиражом) взяли, отксерокопировали, переплели и ежедневно поминали. Среди многих имен (а там каллиграфически были выписаны имя, отчество, фамилия поминаемого) там встречались имена отца Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, многих видных отечественных деятелей культы, искусства, аристократии».
Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.
Сегодня существует традиция «вечного поминания» — приобретение «кирпичиков» для строительства храма. Узнать более подробную информацию об этом можно в интернете.
Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.
В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.
Поминание усопших на панихиде Димитриевской субботы
А здесь – как раз поминание на Литургии, во время произнесения ектении. Какую-то небольшую часть записок читает вслух диакон, а остальные записки – священники в алтаре. Это делается для того, чтобы не затягивать службу. Если читать вслух все записки, то это растянется не менее, чем на полчаса.
Вечером прочитанные за день записки сжигаются. Также сжигаются и православные газеты, чтобы они не были осквернены неблагоговейным использованием.
Как часто следует подавать записки для поминания в Церкви?
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг.
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.
Просмотрено (15706) раз
Поделиться:
В чем преимущество молитв в церкви
Церковная молитва имеет большую благодатную силу, чем домашняя. Сама по себе молитва – это животворящее слово. А там, где она возносится двумя и более людьми, то обретает особую силу. Именно поэтому очень важно подавать на церковную службу записки.
В храме собираются верующие – единые по духу. Храм – Божий дом, там священник приносит Бескровную Святейшую жертву. В ветхозаветные времена в жертву приносили животных. В Новом Завете этого не существует, так как сам Христос принес себя в жертву за наши грехи и всего мира. Свою Пречистую Плоть и Кровь принес он в жертву, чем установил на Тайной Вечере поминать о нем хлебом и вином (аналог Плоти и Крови его). Это и совершается в храмах при каждой литургии. Молитва в церкви еще сильнее и потому, что свершает ее священник, который специально поставлен для того, чтобы производить священнодействия и возносить за нас молитвы.
Церковные записки
Перед началом службы верующие подают записки на общее богослужение. Записки бывают о здравии и упокоении. Подать записки можно в свечной лавке.
Смысл церковной записки заключается в том, чтобы к своей молитве присоединить молитву Церкви за богослужением. В отличие от домашней молитвы, соборная церковная молитва имеет особую благодатную силу. Сам Господь сказал:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20)
Как правильно написать записку о здравии и упокоении?
Чтобы записка была прочитана внимательно, её следует писать разборчиво. Степень вашего участия, вашей аккуратности, вашей заботы о внешнем виде записки — это ваше усилие и ваше участие в нашей общей молитве. Священник молится Господу, а участие в этой молитве христианина проявляется в заботе о том, чтобы священнику было легче прочитать имена, чтобы они легче до него дошли и гармонично вписались в фон молитвы. (см. видео в сети Елицы)
Чем отличаются церковные записки?
Записки бывают нескольких видов. Различаются записки размером пожертвования, которое человек хочет оставить, длительностью поминовения и тем, когда они читаются:
- На проскомидию (простая записка)
- Обеденная
- На ектению
- На молебен
- На панихиду
- Сорокоуст
- На 3 месяца
- На полгода
- На год
Наиболее часто подают записки на проскомидию. Проскомидия совершается в самом начале Литургии. На проскомидии в алтаре священник вынимает из просфор частицу за каждого поминаемого.
Обеденную записку священник читает на проскомидии, а также особо поминает имена во время Литургии перед престолом Божиим.
Записка на ектению прочитывается священником также, как и записка на проскомидию. Затем диакон во время сугубой ектении или заупокойной ектении зачитывает записку вслух. Сугубая и заупокойная ектении составляют часть Литургии.
Записки на общие молебен и панихиду читаются во время соответствующих служб. Общие молебен и панихида чаще всего совершаются после литургии. На молебен подаются записки о здравии живых. На панихиду подаются записки о прощении грехов и упокоении душ усопших. Чтобы заказать отдельные молебен или панихиду нужно договориться со священником.
Записка на сорокоуст читается в течении 40 дней подряд на Литургии. Её заказывают, например, когда необходима особенная молитвенная помощь — в болезни, в дороге, в течение 40 дней после смерти.
Записки на три месяца, полгода и год отличаются от сорокоуста только длительностью поминовения.
Записки подаются только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц в записках не указывают. За таких людей молятся в домашней молитве.
Православная вера говорит о том, что душа после физической смерти не сразу обретает покой, ее могут мучить грехи, совершенные при жизни. Однако всякую душу можно очистить молитвой. Для этого в храме можно заказать поминальную молитву, написав на записке (разовый помянник) имя покойного. Молитва, прочтенная священником в особые дни, имеет большую духовную силу и поможет спасти душу умершего от мучений.
Что писать в поминальной записке
Поминовение можно написать на специальном бланке из церкви. Воспользоваться можно и обычным листком бумаги, сверху которого нужно нарисовать восьмиконечный крест и озаглавить его «Об упокоении». В столбик нужно перечислить имена умерших, за душу которых будут молиться. Список обычно состоит из 10-ти имен, которые пишутся по определенным правилам:
- указывать в родительном падеже, отвечая на вопрос «кого?» (Марии, Петра);
- использовать только полные формы имени, данного при крещении (не Коли, а Николая);
- не указывать фамилии, отчества, степень родства и титулы;
- перед именами можно указывать: «убиенный», «новопреставленный» (если не прошло 40 дней после смерти), «воин», «приснопамятный» (если в этот день памятная дата для усопшего);
- детский возраст указывать сокращениями: до 7 лет – младенец (мл. Сергий), от 7 до 14 лет – отрок (отр. Иоанн).
Имена нужно вписывать в церковной крестильной форме, узнать которую можно по Святцам или уточнить у священника.
Нельзя писать в помянниках тех, кто является:
- самоубийцей (если нет благословения на это от высших духовных санов);
- не воцерковленным, то есть некрещеным;
- убежденным атеистом, даже если человек прошел обряд крещения;
- представителем другой веры, в том числе иной христианской (например, католики).
Если по собственному неведению были указаны запрещенные имена, то нужно явиться в церковь для покаяния.
Какие бывают поминовения
Есть несколько видов записок, зависимости от того, когда и сколько раз будут прочитаны поминовения. Существуют простые и заказные разовые помянники.
Простая записка – поминовение происходит на праскомидии (подготовительная часть к Литургии) или на Литургии, может читаться не только священником, а, например, пономарем. Упоминание имен происходит тихим голосом. Заказная – поминовение происходит не единожды и читается обязательно на алтаре, громко и во всеуслышание.
Заказные поминовения бывают нескольких видов:
- Обедня – читается один раз на Литургии;
- Сорокоуст – поминовение длится в течение 40 дней во время Литургии;
- Годовая и полугодовая – во время всего указанного срока совершается треба об упокоении души усопшего;
- Постовая – записки читаются с первого дня Великого поста и до Среды Страстной Седьмицы;
- Неусыпаемая – имена из записки упоминаются в службах круглосуточно.
Записка с названием «Панихида» – это заупокойное богослужение, которое принято заказывать на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, в дни рождения и дни смерти усопшего. Важно во время панихиды личное присутствие, чтобы прочитать молитвы вместе со священником. Существует и вечное поминовение, которое совершается на протяжении всего существования храма или монастыря, куда была подана треба.
Заботиться о своих близких нужно, пока они живы. Но даже после смерти мы в силах помогать своей памятью о них и молитвой. Православная церковь призывает к покаянию перед смертью, чтобы облегчить загробную участь. Иногда неожиданная и скоропостижная смерть не дает успеть раскаяться в своих грехах. Тогда и помогают молитвы о прощении души усопшего. Это нужно не только мертвым, но и живым. Боль утраты легче переносится с Богом, а в храме обретается великое утешение.