Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.
Какие цели нужно преследовать?
Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.
-
С помощью конспектирования можно научиться обрабатывать большой поток поступающей информации, придав ей совершенно иной вид, преобразив форму и тип.
- Посредством конспектирования можно выделить все необходимые данные как в устном, так и в письменном тексте. Соответственно, обучающийся, который знает, как писать конспект, сможет решить учебную или научную задачу.
- С помощью конспектирования можно спроектировать модель проблемы, как структурную, так и понятийную.
- Конспект позволяет облегчить процесс запоминания текста. Он позволит улучшить умение понимать специальные термины.
- Запись лекции в кратком и сжатом виде позволяет набрать достаточный объем информации, необходимый для написания гораздо более сложной работы, которая предстанет в виде докладов, рефератов, дипломных и курсовых работ, диссертаций, статей, книг.
В чем смысл такого понятия?
Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.
Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме – свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект – в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.
Основные требования, которые необходимо учитывать
Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, – запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.
Текст может быть использован другими людьми
Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.
Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.
Какие особенности необходимо учесть?
Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.
- Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
- При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
- В конспекте должны быть выделены главные мысли – тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.
Основные характеристики конспекта
Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.
Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.
Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.
Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.
Как писать план?
Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.
На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.
Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.
Основным недостатком можно считать тот факт, что работа по подобному конспекту через несколько лет будет достаточно сложной. Это связано с тем, что очень сложно восстановить источники в голове через некоторый период времени.
Записывать цитаты тоже надо уметь
Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.
Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении научных работ, литературной критики.
Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.
Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.
Основной смысл свободного конспектирования
Не знаете, как правильно писать конспект урока? В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.
Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации – правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.
В чем смысл тематического конспектирования?
С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.
Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.
Советы, которые требуется учитывать
Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.
Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.
Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.
Заключение
Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.
На чтение 1 мин.
Значение слова «Конспект»
— краткая запись, изложение содержания чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.)
Содержание
- Транскрипция слова
- MFA Международная транскрипция
- Цветовая схема слова
Транскрипция слова
[кансп’э́кт]
MFA Международная транскрипция
[kɐnˈspʲekt]
к | [к] | согласный, глухой парный, твердый парный |
о | [а] | гласный, безударный |
н | [н] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
с | [с] | согласный, глухой парный, твердый парный |
п | [п’] | согласный, глухой парный, мягкий парный |
е | [́э] | гласный, ударный |
к | [к] | согласный, глухой парный, твердый парный |
т | [т] | согласный, глухой парный, твердый парный |
Букв: 8 Звуков: 8
Цветовая схема слова
конспект
Как произносится слово «Конспект»
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
Как правильно пишется «Конспект»
конспе́кт
конспе́кт, -а
Как правильно перенести «Конспект»
конс—пе́кт
Часть речи
Часть речи слова «конспект» — Имя существительное
Морфологические признаки.
конспект (именительный падеж, единственного числа)
Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- мужской
- 2-e склонение
Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственного числа
Может относится к разным членам предложения.
Склонение слова «Конспект»
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
конспе́кт | конспе́кты |
Родительный Кого? Чего? |
конспе́кта | конспе́ктов |
Дательный Кому? Чему? |
конспе́кту | конспе́ктам |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
конспе́кт | конспе́кты |
Творительный Кем? Чем? |
конспе́ктом | конспе́ктами |
Предложный О ком? О чём? |
конспе́кте | конспе́ктах |
Разбор по составу слова «Конспект»
Состав слова «конспект»:
корень — [конспект], нулевое окончание — [ ]
Проверьте свои знания русского языка
Категория: Русский язык
Русский язык
Тест на тему “Орфограмма”
1 / 5
Какая орфограмма наблюдается в слове «жизнь»?
Большая буква в начале предложения
Правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»
Правописание мягкого знака
Правописание сочетаний «чк-чн»
2 / 5
Какая орфограмма наблюдается в слове «сердце»?
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Имена собственные
Непроизносимые согласные в корне слова
3 / 5
Укажите неверное утверждение.
Орфограмма с греческого переводится как «правильно писать»
Орфографическая зоркость – это умение видеть слово, в котором есть орфограмма
Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография
Условие, по которому пишется та, а не другая буква, подчеркивается волнистой линией
4 / 5
Что такое орфограмма?
Раздел языкознания
Иностранный язык
Место в слове, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву
Начальная буква в слове
5 / 5
Как нужно подчеркивать место, где можно совершить ошибку?
Одной чертой
Двумя чертами
Волнистой линией
Двумя волнистыми линиями
Каким бывает «конспект»;
Синонимы к слову «конспект»
Ассоциации к слову «конспект»
Предложения со словом «конспект»
- Часто задача впервые попадает в мозг тогда, когда вы фокусируете внимание на словах – читаете книгу или просматриваете конспект лекции.
Барбара Оакли, Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее, 2015
- Ведёт конспекты, полные таинственных символов и знаков, изучает прежние записи и обнаруживает в них многое, что снова заставляет задуматься.
Эрин Моргенштерн, Ночной цирк, 2011
- Идеи школы вполне конкурентоспособны, но здесь мы не будем дублировать сказанного выше и ограничимся кратким конспектом объемно-силового курса.
В. Д. Чингисов, Бодибилдинг, атлетизм для всех
Происхождение слова «Конспект»
Происходит от лат. conspectus «взор, вид; обозрение», далее из conspicere «глядеть, смотреть; заглядывать», из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + specere «смотреть, глядеть», из праиндоевр. *spek- «глядеть». . Русск. конспект заимств. через нем. Konspekt. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). .
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | конспе́кт | конспе́кты |
Р. | конспе́кта | конспе́ктов |
Д. | конспе́кту | конспе́ктам |
В. | конспе́кт | конспе́кты |
Тв. | конспе́ктом | конспе́ктами |
Пр. | конспе́кте | конспе́ктах |
конс—пе́кт
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -конспект- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [kɐnˈspʲekt] мн. ч. [kɐnˈspʲektɨ]
Семантические свойства
Значение
- краткое изложение существенного содержания чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- частичн.: реферат, резюме, аннотация
Антонимы
- —
Гиперонимы
- информация
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от лат. conspectus «взор, вид; обозрение», далее из conspicere «глядеть, смотреть; заглядывать», из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + specere «смотреть, глядеть», из праиндоевр. *spek- «глядеть». . Русск. конспект заимств. через нем. Konspekt. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
|
Библиография
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Украинский
Морфологические и синтаксические свойства
конс—пект
Существительное.
Корень: —.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- конспект (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
Происходит от лат. conspectus «взор, вид; обозрение», далее из conspicere «глядеть, смотреть; заглядывать», из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + specere «смотреть, глядеть», из праиндоевр. *spek- «глядеть». .