Как правильно пишется в отсутствие или в отсутствии представителя

«В отсутствии» пишется с буквой «и» в окончании формы предложного падежа существительного. «В отсутствие» (документов) пишется с конечной буквой «е» как производный предлог.

Отметим, что в русской грамматике существуют оба написания слов: «в отсутствие» и «в отсутствии». Чтобы понять, когда следует правильно писать «в отсутствии» с буквой «и», а «в отсутствие» с буквой «е», выясним часть речи, к которой принадлежит слово.

Правописание слова «в отсутствии»

Начальной формой словоформ «в отсутствии» и «в отсутствие» является неодушевленное имя существительное «отсутствие». Оно обозначает

  • ненахождение какого-то лица в этом месте в момент речи;
  • состояние, когда кого-то или чего-то не имеется в наличии.

Никого не удивило его (что?) отсутствие на семинаре.

Для положительного ответа на ваш запрос я не вижу препятствий (в чём?) в отсутствии этих сведений.

Обратим внимание, что это существительное имеет конечное буквосочетание -ие. В морфологии русского языка такие существительные склоняются по-особому по сравнению с типичным изменением по падежам слов среднего рода (озеро, счастье). В форме предложного падежа оно имеет окончание , а не типичное для существительных среднего рода окончание .

Убедимся в этом:

  • и. п. (что?) отсутствие, счастье
  • р. п. нет (чего?) отсутствия, счастья
  • д. п. стремлюсь (к чему?) к отсутствию, к счастью
  • в. п. обнаружили (что?) отсутствие, счастье
  • т. п. интересуемся (чем?) отсутствием, счастьем
  • п. п. сообщат (о чём?) об отсутствии, о счастье

Укажем важный момент, что предлог «в» может употребляться с двумя падежами имен существительных:

  • верю (во что?) в счастье (винительный падеж);
  • разберемся (в чём?) в счастье получить обещанное (предложный падеж).

Аналогично имя существительное «отсутствие» может выступать в винительном и предложном падеже с предлогом «в»:

Никто не верит (во что?) в отсутствие жизни на других планетах.

Я сам хочу убедиться (в чём?) в отсутствии денег на моём счету.

Между предлогом «в» и существительным можно вставить определение в виде прилагательного, местоимения, причастия:

  • в полное отсутствие жизни на других планетах;
  • в этом отсутствии денег на счету.

Вывод

В зависимости от смысла существительное «в отсутствие» правильно пишется с окончанием в форме винительного падежа, а «в отсутствии» — с окончанием в форме предложного падежа.

Чтобы правильно написать окончание или , определяем падеж существительного, задав вопрос в соответствии со смыслом контекста.

В отсутствие или в отсутствии

Имеем в виду, что в русском языке существует множество омонимичных слов, совпадающих в написании и звучании, но принадлежащих к разным частям речи. Такая омонимия слов часто возникает, если имя существительное становится словом служебной части речи — предлогом.

«В отсутствие» — это производный предлог

В публицистике, в документах, написанных в официально-деловом стиле речи, широко используется производный предлог «в отсутствие» в сочетании с последующим существительным или местоимением в форме родительного падежа.

В отсутствие документов, подтверждающих заявление свидетеля, заседание суда откладывается на неделю.

Имя существительное «в отсутствие» в форме винительного падежа потеряло значение предметности, не имеет самостоятельного лексического значения и морфологических и синтаксических признаков своей части речи. Оно участвует в создании падежной формы существительных, то есть перешло в другую часть речи и стало словом служебной части речи — предлогом.

Предлог «в отсутствие» сохранил написание формы винительного падежа существительного с окончанием .

Предлог «в отсутствие» правильно пишется с конечной буквой «е».

Теперь возникает проблема, как не ошибиться в написании буквы «е» или «и» и отличить производный предлог от имени существительного?

Отличия предлога «в отсутствие» от существительного

Производный предлог, как выяснилось, не имеет самостоятельного лексического и грамматического значения. К нему невозможно задать падежный вопрос во что? Это слово служит только для связи слов в предложении. Производный предлог имеет причинное значение. Его можно заменить синтаксической конструкцией с союзами «так как», «поскольку», «потому что»:

В отсутствие представителя фирмы мы не может дать вам исчерпывающий ответ. — Так как отсутствует представитель фирмы, мы не можем дать вам исчерпывающий ответ.

В отсутствие доказательств вины подсудимого суд оправдал его. — Поскольку нет доказательств вины подсудимого, суд оправдал его.

Присяжные заседатели не считают возможным рассмотреть это дело в отсутствие достоверных улик. — Присяжные заседатели не считают возможным рассмотреть это дело, потому что отсутствуют достоверные улики.

Отметим, что производный предлог «в отсутствие» востребован в книжной речи больше и используются гораздо чаще, чем падежные формы существительного.

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 30

Правописание «в отсутствие» и «в отсутствии»: как определить как писать, грамматика, употребление

Словосочетания «в отсутствии» и «в отсутствие» образованы одним и тем же существительным («отсутствие»), но в разных падежах, с предлогом «в». То и другое правильно пишется раздельно, как и любые другие слова с предлогами. Однако места (области действия) данных выражений в русской речи, образно говоря, довольно далеки друг от друга и фактически не перекрываются, хотя по значению оба выражения сходны: нету чего или кого-либо, не присутствует как таковое (таковой, таковая, таковые). Как же так? Дело не в самих выражениях, а в предложениях, в которых они входят: писать одно либо иное из них нужно в зависимости от того, какая ситуация описывается в целом. Чаще всего употребляется «в отсутствие», так как это вполне устойчивое выражение, обладающее свойствами наречия и употребляемое как одно неизменяемое слово.

В чём разница?

Вот пример, наглядно показывающий разницу между «в отсутствии» и «в отсутствие»:

  • «Вот доверенность на ведение мною дела в отсутствие моего подзащитного. Прошу суд не усматривать в отсутствии обвиняемого отягчающих обстоятельств, поскольку он лежит в больнице с обеими загипсованными ногами».

Распознать чисто формально, грамматически, отчего там написано так и этак, крайне затруднительно, а в свете постсоветских реформ русского языка и вовсе невозможно: и в первом, и во втором предложении слово, к которому относится спорное выражение, стоит в родительном падеже («подзащитного», «обвиняемого»). «В отсутствии» и «в отсутствие» требуют «за собой» именно родительного падежа: (кого (чего) нет в наличии?).

Как узнать, что писать?

Но! В первом предложении примера «в отсутствие» даёт признак и одновременно качество кого-то или чего-то: его не наличие там, где надо. Указание на признак или качество либо, реже, их прямое описание – характерная особенность наречий. Заменить «в отсутствие» в данном случае нечем, разве что «при отсутствии» – наречия неизменяемые слова, и эквивалентные им выражения на письме также не меняются.

Во втором предложении там же «в отсутствии» обозначает факт: нет его, не явился. Факт это грамматически предмет: вещь, явление. Неявка также явление; как говорится, отрицательный результат тоже результат. Предметы обозначаются именами существительными, и предлог тут присутствует в сущности потому, что «отсутствии» это предложный падеж от «отсутствие», который без предлогов не употребляется.

Возможностей для замены сомнительного выражения, соответственно, появляется больше, так «просто существительное с предлогом» можно без потери смысла предложением ставить в другие падежи, заменяя при этом предлоги либо употребляя вместо них иные слова:

  • «… не усматривать из-за отсутствия обвиняемого …»;
  • «… не усматривать вследствие отсутствия обвиняемого …»;
  • «… не усматривать по причине отсутствия обвиняемого …».

Можно даже вообще отказаться от сомнительного выражения, заменив его равнозначным:

  • «… не усматривать в неявке обвиняемого …»;
  • «… не усматривать вследствие неявки обвиняемого …»;
  • «… не усматривать в связи с неявкой обвиняемого …».

С первым предложением примера такой фокус не проходит: «Вот доверенность на ведение мною дела из-за отсутствия моего подзащитного» – это уже неясно. Интуитивно, может быть, и понятно, но суд такую формулировку отклонит.

Правило

Из вышеизложенного следует несложное правило, как определить, какое выражение в данном конкретном предложении (высказывании, фразе) будет правильным, «в отсутствие» или «в отсутствии»:

  • Если в предложении «в отсутствие» без искажения или потери смысла высказывания возможно заменить только на «при отсутствии», то и писать следует лишь то или другое. Возможная проверочная замена – неудобоваримые канцелярские «в наличие отсутствия»; «при наличии отсутствия»:

«В отсутствие детей данный вид материальной помощи не назначается»; «В отсутствие указанного ответственного лица его полномочия могут быть передоверены кому-либо нотариально».

  • Если же без перестроения фразы с «в отсутствии» в сомнительном выражении можно менять падеж существительного, соответственно заменяя предлоги, или употребить иное равнозначное выражение, то и написание «в отсутствии» будет в данном случае правильным:

«В отсутствии информации с места событий просим нас не винить: условия работы корреспондентов там предельно сложны». Варианты замены: «Из-за отсутствия информации …»; «В связи с отсутствием информации …»; «По поводу отсутствия информации …».

Дополнение к правилу

Читатель, не забывший «старую школьную» орфографию, может дополнительно сориентироваться касательно предметов нашего внимания таким образом:

  • Если сомнительное выражение в предложении является обстоятельством (нету чего-то или кого-то такого), то, скорее всего, нужно писать «в отсутствие».
  • Но когда то же выражение выступает в роли иных членов предложения, то прежде всего следует проверить, не лучше ли сюда подойдёт «в отсутствии».

А почему – не наречие?

Разобраться с правописанием «в отсутствии»«в отсутствие» было бы проще, если бы второе из этих выражений можно было бы выделить в совершенно устойчивое словосочетание (фразеологизм) и посчитать его наречной группой – фразеологизмом, равнозначным наречию. Но – в обоих этих выражениях между предлогом и существительным естественным образом вставляются личные указательные местоимения: «в его отсутствие», «в её отсутствие», «в их отсутствие» («Вот доверенность на ведение мною дела моего подзащитного в его отсутствие»). Так что решать, когда правильно пишется то или это, нужно всё-таки по контексту (общему смыслу) высказывания.

Значение (подробнее)

Как следует из сказанного выше, из выражений «в отсутствии» и «в отсутствие» только последнее наделено собственным рядом значений. Соотносящиеся с ними слова употребляются в родительном падеже:

  1. Не наличие чего-либо или кого-либо в нужное время в надлежащем месте: «В отсутствие подтверждающих документов заявка отклонена»; «В отсутствие достоверной информации с места происшествия предсказать итог его расследования затруднительно»; «В отсутствие получателя по указанному адресу заказное письмо спустя установленный срок ожидания возвращается отправителю».
  2. Неявка кого-либо туда, где он (она) должен (должна) быть: «Не будем рубить сплеча. Назначим ещё собрание. Не придёт вдругорядь – на третий раз получим полное основание в отсутствие человека решить вопрос о нём».

Частичные синонимы в обоих значениях «без»; «вследствие отсутствия»; «в связи с отсутствием», «из-за отсутствия»; «при отсутствии».

Грамматика

Выражения «в отсутствие» и «в отсутствии» представляют собой неодушевлённое существительное среднего рода 2-го склонения «отсутствие» соответственно в винительном и предложном падежах, с предлогом «в». Состоят из указанного предлога, приставки «от-», корня «-сут-», суффиксов «-ств-», «-и-» и окончаний «-е» или «-и». Постановка ударения и разделение переносами в от-су́т-ствие(и) или в от-су́тс-твие(и). В текстах написанных от руки, если выражение не умещается в строку, допустимы переносы в от-су́тст-вие(и) или в от-су́тств-ие(и).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Всего найдено: 55

Здравствуйте! Верно ли расставлены знаки препинания? А чтение, согласно святоотеческим представлениям, — одна из христианских добродетелей.

Ответ справочной службы русского языка

Дополнение с предлогом согласно, стоящее между подлежащим и сказуемым, обособить нужно. Если бы обособленного оборота не было, то тире между подлежащим, выраженным существительным в им. падеже, и сказуемым, выраженным числительным с зависимыми словами, было бы необходимо.

Сохранять ли тире при обособлении дополнения? К сожалению, правила об этом не сообщают. Однако есть предписание не ставить тире в предложениях с вводными словами и дополнениями, ср.: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Пауст.) и Мой отец для меня друг и наставник. Полагаем, что тире в таких предложениях опускается, так как оно должно соединять группу подлежащего и группу сказуемого, показывая их границы. Вводный компонент, который выделяется запятыми, не относится ни к подлежащему, ни к сказуемому и сам по себе хорошо показывает эту границу. То же можно сказать и об обособленном дополнении. Так что логика правил дает нам право не ставить тире в Вашем предложении. Однако, по-нашим наблюдениям, тире в таких предложениях довольно часто ставят, возможно, как сигнал пропуска компонента предложения (связки есть), маркер отношений тождества. В отсутствие четких рекомендаций в правилах и учитывая тенденции письменной речи возможно допустить два варианта пунктуации — с тире и без тире. Они оба обеспечивают правильное восприятие структуры и смысла предложения. 

Добрый день. Надеюсь, Вы могли бы мне помочь в моем недоумении. Меня интересует, какой знак в этой фразе следует ставить после прямой речи: Вероника Викторовна выписала счет на клинику, отказалась от чая и, строго провозгласив: «На улицу никого не выпускать два часа!» — с помощью Сени покинула дом и направилась к машине. С одной стороны, Розенталь пишет, что в случае прямой речи внутри слов автора ставится тире после вопросительного/восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь. С другой, принято считать, что деепричастный оборот должен обязательно быть прикрыт запятой; а в данном случае он заканчивается прямой речью, и, казалось бы, знак после нее должен быть тот же, как если бы прямая речь отсутствовала (то есть запятая). Я поискала, бывает ли, чтобы после впрст/всклцт знака перед кавычками после их закрытия шел какой-то знак, отличный от тире. В разделе 18 «Сочетания знаков препинания», § 66 «Кавычки и другие знаки» Розенталь пишет: Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный/восклицательный знак, то после кавычек он не повторяется: Читали ли вы роман «Что делать?» Неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся и после закрывающих кавычек: Я читаю роман А. И. Герцена «Кто виноват?». В каком стихотворении М. Ю. Лермонтова есть слова: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!»? Хотя эти приведенные Розенталем примеры относятся не к классическому варианту прямой речи, но всё же они указывают на факт, что не всегда, если перед кавычками стоит впрст/всклцт знак, после них обязано ставиться тире… правда, все эти примеры относятся к случаю, когда фраза заканчивается куском в кавычках, и, естественно, тире было бы неуместно… Более того, мне кажется, что порой деепричастие (или д. оборот) допускает постановку тире, не прикрытого запятой, даже в отсутствие прямой речи. Сейчас мне не привести примера; возможно, это могло бы стать темой другого вопроса. Может быть, если с деепричастием это так, мой вопрос просто снимается автоматом: тогда спокойно ставим тире после прямой речи в моем примере и не рефлексируем:-). Спасибо; надеюсь, Вы как-то поможете мне в моих сомнениях. С уважением, Лидия

Ответ справочной службы русского языка

Примеры в справочниках показывают, что в Вашем случае нужно поставить тире. Д. Э. Розенталь пишет: «И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче (Ч.) — тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь». В этом предложении прямая речь находится в конце придаточной части, после нее должна ставиться запятая, но рекомендуется ставить тире, так как прямая речь завершается восклицательным знаком. Подобный пример находим и в Полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина: Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» — но промолчал (Ч.).

Уважаемые коллеги! Есть правила написания сдвоенных слов типа: фальшпол, фальшпотолок, без дефиса. Но как писать сложное слово, если вторая часть начинается с буквы «ш»? В описании одного патента применено через дефис: «фальш-шток». Может быть, одна буква «ш» пропадает, и надо писать «фальшток»? С уважением, профессор Ходырев А.И.

Ответ справочной службы русского языка

Если на стыке основ образуется удвоенная согласная, то это удвоение должно сохраняться, чтобы, как писал М. В. Ломоносов, не закрывать следы произвождения и сложения речений. Ясность структуры слова особенно важна для терминов. Соединение основ фальш— и шток— должно образовывать слово фальшшток. Написание фальшток может быть воспринято как соединение основ фальш- и ток-. Конечно, удвоение ш нехарактерно для русского языка, поэтому у пишущего может возникнуть желание разделить части дефисом. Если бы существовала устойчивая традиция дефисного написания, то слово могло бы претендовать на включение в словарь с дефисом, как исключения из правила. Но в отсутствие такой традиции предпочтительно написание по правилу. 

Облучатель применяется в отсутствии (е) людей в перерывах между работой

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: применяется в отсутствие людей.

Добрый день! Спорная фраза: «А также я_ — уставшая, требующая срочного отмывания» — нужна ли запятая перед тире? И вообще в случае интонационного тире — сохраняется ли запятая перед оборотами, которые в отсутствие тире всё равно обособлялись бы (например, деепричастный оборот, придаточное, вводное слово, уточняющий оборот)? Заранее спасибо. Понимаю, что второй вопрос очень общий, и там могут быть разные случаи.

Ответ справочной службы русского языка

Интонационное тире обычно не ставится в месте, где уже есть запятая, поскольку запятая сама по себе указывает на паузу.

В Вашем примере тире ставится перед обособленным определением по следующему правилу. Определения, стоящие в конце предложения, как нераспространенные, так и с зависимыми словами, могут отделяться знаком тире. Такие определения имеют пояснительно-уточняющее значение.

слово неапостилированный писать вместе или раздельно не апостилированный? Апостиль- специальный международный штамп придающий юридическую силу документу в другой стране

Ответ справочной службы русского языка

В отсутствие зависимых слов пишется слитно: неапостилированный.

Уважаемая «Грамота»! Пожалуйста, очень, очень срочно и важно! На прошлый вопрос (на другую тему) Вы не ответили. Как могут возглавлять совет, комиссию, рабочую группу председатель и сопредседатель? Разве в таком случае, исходя из словарного определения слова «сопредседатель», не должны быть два сопредседателя? Иначе каков функционал единственного сопредседателя при полноправном и единоличном председателе? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

По логике вещей одновременно председатель и сопредседатель не могут возглавлять совет или комиссию.

Если в какой-либо структуре одновременно существуют должности председателя и сопредседателей, то сопредседатели руководят советом, заседанием и т. п. в отсутствие председателя. Также возможен вариант, когда председатель избирается из числа сопредседателей.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, с формулировкой делового письма. Возник вопрос, какую использовать формулировку — «В отсутствие» (оснований для изменения позиции) или «При отсутствии». Как правильно? Есть ли зависимость от того, что отсутствует — одушевлённый предмет или неодушевлённый? Спасибо за ваш труд!

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны. А также: в случае отсутствия.

Здравствуйте! Я только один раз получила от вас ответ на почту, больше не получала. А без него, если даже вы и ответили на своем сайте, не могу найти свой вопрос. (Тороплюсь закончить книгу, поджимают сроки.) У меня вопрос, который я, видимо, до конца не уяснила. В предложении «Более полувека тому назад в отсутствиЕ/И вычислительной техники не было возможности…» что надо писать в слове «отсутствие»? Я бы написала Е, но засомневалась, почитав ответы на сайте. Спасибо заранее за ответ. Надеюсь, что ответите. Еще вопрос: без кода вопрос до вас не доходит?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в отсутствие вычислительной техники.

Если Вы не ввели код, вопрос не будет отправлен.

Как только мы отвечаем на вопрос, Вам на почту приходит уведомление с номером ответа.

Добрый день! Подскажите, как правильно написать. В отсутствие в кармане пиджака шоколадки. Или В отсутствии в кармане пиджака шоколадки.

Ответ справочной службы русского языка

Если говорить только об орфографии и не обращать внимания на стилистическую несогласованность (канцелярское в отсутствие… и разговорное шоколадка в одной фразе; кроме того, в отсутствие обычно указывает на лицо), то возможны оба варианта в зависимости от значения и контекста. Ср.:  В отсутствие в кармане пиджака шоколадки приходится закусывать чипсами и В отсутствии в кармане пиджака шоколадки он не видел ничего страшного.

Здравствуйте! Прошу подтвердить правильность написания: рассмотреть дело в отсутствие представителя или в отсутствии?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в отсутствие представителя.

Здравствуйте. Как правильно написать: «В отсутствии(е) гравитации жидкость не течет»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в отсутствие.

Пожалуйста, ответьте, как написать выделенные слова: «Решается вопрос о возможности начать судебное заседание В ОТСУТСТВИЕ НЕЯВИВШЕГОСЯ административного истца»? В слове «В ОТСУТСТВИЕ» что на конце писать, в слове «НЕЯВИВШЕГОСЯ» НЕ слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в отсутствие неявившегося истца.

Здравствуйте! Нужна ли запятая после «Посмотри» в предложении: «Посмотри на рисунок и расскажи, что ты видишь»? В отсутствие объединяющей восклицательной и вопросительной интонации можно ли говорить о том, что «объединение» достигается за счет того, что имеется в виду один и тот же исполнитель действия?

Ответ справочной службы русского языка

Об объединяющей восклицательной или вопросительной интонации мы вспоминаем, когда речь идет об отсутствии запятой перед союзом в сложносочиненном предложении. Здесь другое правило – об отсутствии запятой перед неповторяющимся союзом, соединяющим однородные члены предложения. Запятая перед союзом и не нужна, союз соединяет однородные сказуемые в главном предложении. Исполнитель действия один и тот же.

Добрый день, подскажите пожалуйста, как правильно указывать в протоколах заседания комиссии: председатель или председательствующий

Ответ справочной службы русского языка

Можно использовать оба слова, но есть некоторая разница в значении. Председатель – лицо, руководящее собранием, заседанием; председательствующий – тот, кто исполняет обязанности председателя (возможно, временно, в отсутствие председателя).

«В отсут­ствии» пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го. «В отсут­ствие» (доку­мен­тов) пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е» как про­из­вод­ный пред­лог.

Отметим, что в рус­ской грам­ма­ти­ке суще­ству­ют оба напи­са­ния слов: «в отсут­ствие» и «в отсут­ствии». Чтобы понять, когда сле­ду­ет пра­виль­но писать «в отсут­ствии» с бук­вой «и», а «в отсут­ствие» с бук­вой «е», выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.

Содержание

  • Правописание слова «в отсутствии»
  • «В отсутствие» — это производный предлог
  • Отличия предлога «в отсутствие» от существительного

Правописание слова «в отсутствии»

Начальной фор­мой сло­во­форм «в отсут­ствии» и «в отсут­ствие» явля­ет­ся неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие». Оно обо­зна­ча­ет

  • нена­хож­де­ние какого-то лица в этом месте в момент речи;
  • состо­я­ние, когда кого-то или чего-то не име­ет­ся в нали­чии.

Никого не уди­ви­ло его (что?) отсут­ствие на семи­на­ре.

Для поло­жи­тель­но­го отве­та на ваш запрос я не вижу пре­пят­ствий (в чём?) в отсут­ствии этих све­де­ний.

Обратим вни­ма­ние, что это суще­стви­тель­ное име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ие. В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка такие суще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по-особому по срав­не­нию с типич­ным изме­не­ни­ем по паде­жам слов сред­не­го рода (озеро, счастье). В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа оно име­ет окон­ча­ние , а не типич­ное для суще­стви­тель­ных сред­не­го рода окон­ча­ние .

Убедимся в этом:

  • и. п. (что?) отсут­ствие, счастье
  • р. п. нет (чего?) отсут­ствия, счастья
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к отсут­ствию, к счастью
  • в. п. обна­ру­жи­ли (что?) отсут­ствие, счастье
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) отсут­ствием, счастьем
  • п. п. сооб­щат (о чём?) об отсут­ствии, о счастье

Укажем важ­ный момент, что пред­лог «в» может упо­треб­лять­ся с дву­мя паде­жа­ми имен суще­стви­тель­ных:

  • верю (во что?) в счастье (вини­тель­ный падеж);
  • раз­бе­рем­ся (в чём?) в счастье полу­чить обе­щан­ное (пред­лож­ный падеж).

Аналогично имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие» может высту­пать в вини­тель­ном и пред­лож­ном паде­же с пред­ло­гом «в»:

Никто не верит (во что?) в отсут­ствие жиз­ни на дру­гих пла­не­тах.

Я сам хочу убе­дить­ся (в чём?) в отсут­ствии денег на моём сче­ту.

Между пред­ло­гом «в» и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, при­ча­стия:

  • в пол­ное отсут­ствие жиз­ни на дру­гих пла­не­тах;
  • в этом отсут­ствии денег на сче­ту.

ВыводВ зави­си­мо­сти от смыс­ла суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с окон­ча­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, а «в отсут­ствии» — с окон­ча­ни­ем в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа.

Чтобы пра­виль­но напи­сать окон­ча­ние или , опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го, задав вопрос в соот­вет­ствии со смыс­лом кон­тек­ста.

"В отсутствиИ" или "в отсутствиЕ", как правильно?

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство омо­ни­мич­ных слов, сов­па­да­ю­щих в напи­са­нии и зву­ча­нии, но при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. Такая омо­ни­мия слов часто воз­ни­ка­ет, если имя суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

«В отсутствие» — это производный предлог

В пуб­ли­ци­сти­ке, в доку­мен­тах, напи­сан­ных в официально-деловом сти­ле речи, широ­ко исполь­зу­ет­ся про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» в соче­та­нии с после­ду­ю­щим суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В отсут­ствие доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих заяв­ле­ние сви­де­те­ля, засе­да­ние суда откла­ды­ва­ет­ся на неде­лю.

Имя суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа поте­ря­ло зна­че­ние пред­мет­но­сти, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния и мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков сво­ей части речи. Оно участ­ву­ет в созда­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­ных, то есть пере­шло в дру­гую часть речи и ста­ло сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

Предлог «в отсут­ствие» сохра­нил напи­са­ние фор­мы вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го с окон­ча­ни­ем .

Предлог «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е».

Теперь воз­ни­ка­ет про­бле­ма, как не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» и отли­чить про­из­вод­ный пред­лог от име­ни суще­стви­тель­но­го?

Отличия предлога «в отсутствие» от существительного

Производный пред­лог, как выяс­ни­лось, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния. К нему невоз­мож­но задать падеж­ный вопрос во что? Это сло­во слу­жит толь­ко для свя­зи слов в пред­ло­же­нии. Производный пред­лог име­ет при­чин­ное зна­че­ние. Его мож­но заме­нить син­так­си­че­ской кон­струк­ци­ей с сою­за­ми «так как», «посколь­ку», «пото­му что»:

В отсут­ствие пред­ста­ви­те­ля фир­мы мы не может дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ. — Так как отсут­ству­ет пред­ста­ви­тель фир­мы, мы не можем дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ.

В отсут­ствие дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го суд оправ­дал его. — Поскольку нет дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го, суд оправ­дал его.

Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело в отсут­ствие досто­вер­ных улик. — Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело, пото­му что отсут­ству­ют досто­вер­ные ули­ки.

Отметим, что про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» вос­тре­бо­ван в книж­ной речи боль­ше и исполь­зу­ют­ся гораз­до чаще, чем падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го.

Предыдущая

Как правильно пишется«По несколькУ» или «по несколькО», как правильно пишется?

Следующая

Как правильно пишется«И так» или «итак», как пишется правильно?

Как правильно:

обвиняя себя в отсутствие времени

или

обвиняя себя в отсутствии времени.

М_Г's user avatar

М_Г

21.8k5 золотых знаков33 серебряных знака75 бронзовых знаков

задан 2 дек 2014 в 5:58

Виталий sweet's user avatar

Виталий sweetВиталий sweet

111 золотой знак1 серебряный знак2 бронзовых знака

1

Стоит различать по смыслу существительное отсутствие с предлогом в,поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и.
Напр.: В отсутствии(в чем?) Иванова на нашей встрече нет ничего необычного.
Существительное «отсутствие» в форме винительного падежа с предлогом «в» может переходить в наречно-предложное сочетание «в отсутствие». Оно указывает на лицо, отсутствующее во время какого-либо действия, о котором говорится в предложении: В отсутствие (кого?) Ивана Петровича в отделе произошла смена кадров( В то время, когда его не было). «В отсутствие» — имеет абсолютно то же самое значение, что и предлог «без» Напр.: Рассмотреть дело в отсутствие свидетелей( без свидетелей).
Следует также запомнить, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?».Ни в коем случае не «чего?»
Поэтому правильно: Обвиняя себя в отсутствии времени.
Отличить предлог от существительного с предлогом «в» не сложно. Трудность представляет оборот типа «в его/мое отсутствие». По поводу этого оборота вот что пишет Грамма.ру.

«Оборот типа «в его / моё отсутствие» употребляется в соответствии с традицией, установившейся в официально-деловой речи в первой половине 19 века. Как можно предполагать, свою роль здесь сыграло то обстоятельство, что грамматическая конструкция «предлог В + существительное в винительном падеже» способна выражать временное значение (ср. обороты: в старину, в дождь, в войну, в сессию и т.п.)».

ответ дан 2 дек 2014 в 16:58

Серж's user avatar

5

В вашем случае (если смысл в том, что отсутствие времени — вина) происходит обычное склонение (-и), но бывают внешне похожие случаи, когда нужна особая внимательность.
В присутствии присяжных и в отсутствие вышедшего судьи он принялся обвинять выступивших свидетелей в отсутствии чести и совести.
Здесь «при судье» т. н. оборот с непервообразным предлогом, когда падежи не действуют: «в отсутствие судьи» = «в ситуации отсутствия судьи» (в этом эквивалентном варианте, как и в случае «отсутствия чести» падежи действуют). С «присутствием» таких метаморфоз не присходит.

ответ дан 2 дек 2014 в 9:31

Alex_ander's user avatar

Alex_anderAlex_ander

43.3k2 золотых знака13 серебряных знаков27 бронзовых знаков

В отсутствиИ. Существительное на -ИЕ. предложный падеж.

ответ дан 2 дек 2014 в 7:36

школяр-я's user avatar

школяр-яшколяр-я

4963 золотых знака9 серебряных знаков15 бронзовых знаков

Обвиняя себя в отсутствиЕ времени, бездарно тратишь его (нареч. «в отсутствие» /чего?/ «времени» — винительный падеж).

Обвиняя себя в отсутствиИ времени, признаёшь свою несобранность (сущ. «отсутствие» в предложном падеже — /в чём?/ «в отсутствии»).

ответ дан 15 мар 2019 в 21:58

maylby's user avatar

maylbymaylby

112 бронзовых знака

В отсутствиИ; или; в отсутствиЕ, как правильно
В отсутствии или в отсутствие наречие. В отсутствиИ; или; в отсутствиЕ, как правильно? Русский язык, 7 класс Разумовская М.

«В отсутствиИ» или «в отсутствиЕ», как правильно?

«В отсут­ствии» пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го. «В отсут­ствие» (доку­мен­тов) пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е» как про­из­вод­ный пред­лог.

Отметим, что в рус­ской грам­ма­ти­ке суще­ству­ют оба напи­са­ния слов: «в отсут­ствие» и «в отсут­ствии». Чтобы понять, когда сле­ду­ет пра­виль­но писать «в отсут­ствии» с бук­вой «и», а «в отсут­ствие» с бук­вой «е», выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.

Правописание слова «в отсутствии»

Начальной фор­мой сло­во­форм «в отсут­ствии» и «в отсут­ствие» явля­ет­ся неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие». Оно обо­зна­ча­ет

  • нена­хож­де­ние какого-то лица в этом месте в момент речи;
  • состо­я­ние, когда кого-то или чего-то не име­ет­ся в нали­чии.

Никого не уди­ви­ло его (что?) отсут­ствие на семи­на­ре.

Для поло­жи­тель­но­го отве­та на ваш запрос я не вижу пре­пят­ствий (в чём?) в отсут­ствии этих све­де­ний.

Обратим вни­ма­ние, что это суще­стви­тель­ное име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ие. В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка такие суще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по-особому по срав­не­нию с типич­ным изме­не­ни­ем по паде­жам слов сред­не­го рода (озер о , счасть е ). В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа оно име­ет окон­ча­ние , а не типич­ное для суще­стви­тель­ных сред­не­го рода окон­ча­ние .

Убедимся в этом:

  • и. п. (что?) отсут­стви е , счасть е
  • р. п. нет (чего?) отсут­стви я , счасть я
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к отсут­стви ю , к счасть ю
  • в. п. обна­ру­жи­ли (что?) отсут­стви е , счасть е
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) отсут­стви ем , счасть ем
  • п. п. сооб­щат (о чём?) об отсут­стви и , о счасть е

Укажем важ­ный момент, что пред­лог «в» может упо­треб­лять­ся с дву­мя паде­жа­ми имен суще­стви­тель­ных:

  • верю (во что?) в счасть е (вини­тель­ный падеж);
  • раз­бе­рем­ся (в чём?) в счасть е полу­чить обе­щан­ное (пред­лож­ный падеж).

Аналогично имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие» может высту­пать в вини­тель­ном и пред­лож­ном паде­же с пред­ло­гом «в»:

Никто не верит (во что?) в отсут­стви е жиз­ни на дру­гих пла­не­тах.

Я сам хочу убе­дить­ся (в чём?) в отсут­стви и денег на моём сче­ту.

Между пред­ло­гом «в» и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, при­ча­стия:

  • в пол­ное отсут­ствие жиз­ни на дру­гих пла­не­тах;
  • в этом отсут­ствии денег на сче­ту.

ВыводВ зави­си­мо­сти от смыс­ла суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с окон­ча­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, а «в отсут­ствии» — с окон­ча­ни­ем в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа.

Чтобы пра­виль­но напи­сать окон­ча­ние или , опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го, задав вопрос в соот­вет­ствии со смыс­лом кон­тек­ста.

"В отсутствиИ" или "в отсутствиЕ", как правильно?

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство омо­ни­мич­ных слов, сов­па­да­ю­щих в напи­са­нии и зву­ча­нии, но при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. Такая омо­ни­мия слов часто воз­ни­ка­ет, если имя суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

«В отсутствие» — это производный предлог

В пуб­ли­ци­сти­ке, в доку­мен­тах, напи­сан­ных в официально-деловом сти­ле речи, широ­ко исполь­зу­ет­ся про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» в соче­та­нии с после­ду­ю­щим суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В отсут­ствие доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих заяв­ле­ние сви­де­те­ля, засе­да­ние суда откла­ды­ва­ет­ся на неде­лю.

Имя суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа поте­ря­ло зна­че­ние пред­мет­но­сти, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния и мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков сво­ей части речи. Оно участ­ву­ет в созда­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­ных, то есть пере­шло в дру­гую часть речи и ста­ло сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

Предлог «в отсут­ствие» сохра­нил напи­са­ние фор­мы вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го с окон­ча­ни­ем .

Предлог «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е».

Теперь воз­ни­ка­ет про­бле­ма, как не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» и отли­чить про­из­вод­ный пред­лог от име­ни суще­стви­тель­но­го?

Отличия предлога «в отсутствие» от существительного

Производный пред­лог, как выяс­ни­лось, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния. К нему невоз­мож­но задать падеж­ный вопрос во что? Это сло­во слу­жит толь­ко для свя­зи слов в пред­ло­же­нии. Производный пред­лог име­ет при­чин­ное зна­че­ние. Его мож­но заме­нить син­так­си­че­ской кон­струк­ци­ей с сою­за­ми «так как», «посколь­ку», «пото­му что»:

В отсут­ствие пред­ста­ви­те­ля фир­мы мы не может дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ. — Так как отсут­ству­ет пред­ста­ви­тель фир­мы, мы не можем дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ.

В отсут­ствие дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го суд оправ­дал его. — Поскольку нет дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го, суд оправ­дал его.

Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело в отсут­ствие досто­вер­ных улик. — Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело, пото­му что отсут­ству­ют досто­вер­ные ули­ки.

Отметим, что про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» вос­тре­бо­ван в книж­ной речи боль­ше и исполь­зу­ют­ся гораз­до чаще, чем падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го.

Как правильно пишется в отсутствие или в отсутствии представителя

Правописание «в отсутствие» и «в отсутствии»: как определить как писать, грамматика, употребление

Словосочетания «в отсутствии» и «в отсутствие» образованы одним и тем же существительным («отсутствие»), но в разных падежах, с предлогом «в». То и другое правильно пишется раздельно, как и любые другие слова с предлогами. Однако места (области действия) данных выражений в русской речи, образно говоря, довольно далеки друг от друга и фактически не перекрываются, хотя по значению оба выражения сходны: нету чего или кого-либо, не присутствует как таковое (таковой, таковая, таковые). Как же так? Дело не в самих выражениях, а в предложениях, в которых они входят: писать одно либо иное из них нужно в зависимости от того, какая ситуация описывается в целом. Чаще всего употребляется «в отсутствие», так как это вполне устойчивое выражение, обладающее свойствами наречия и употребляемое как одно неизменяемое слово.

В чём разница?

Вот пример, наглядно показывающий разницу между «в отсутствии» и «в отсутствие»:

Распознать чисто формально, грамматически, отчего там написано так и этак, крайне затруднительно, а в свете постсоветских реформ русского языка и вовсе невозможно: и в первом, и во втором предложении слово, к которому относится спорное выражение, стоит в родительном падеже («подзащитного», «обвиняемого»). «В отсутствии» и «в отсутствие» требуют «за собой» именно родительного падежа: (кого (чего) нет в наличии?).

Как узнать, что писать?

Но! В первом предложении примера «в отсутствие» даёт признак и одновременно качество кого-то или чего-то: его не наличие там, где надо. Указание на признак или качество либо, реже, их прямое описание – характерная особенность наречий. Заменить «в отсутствие» в данном случае нечем, разве что «при отсутствии» – наречия неизменяемые слова, и эквивалентные им выражения на письме также не меняются.

Во втором предложении там же «в отсутствии» обозначает факт: нет его, не явился. Факт это грамматически предмет: вещь, явление. Неявка также явление; как говорится, отрицательный результат тоже результат. Предметы обозначаются именами существительными, и предлог тут присутствует в сущности потому, что «отсутствии» это предложный падеж от «отсутствие», который без предлогов не употребляется.

Можно даже вообще отказаться от сомнительного выражения, заменив его равнозначным:

С первым предложением примера такой фокус не проходит: «Вот доверенность на ведение мною дела из-за отсутствия моего подзащитного» – это уже неясно. Интуитивно, может быть, и понятно, но суд такую формулировку отклонит.

Правило

Из вышеизложенного следует несложное правило, как определить, какое выражение в данном конкретном предложении (высказывании, фразе) будет правильным, «в отсутствие» или «в отсутствии»:

«В отсутствие детей данный вид материальной помощи не назначается»; «В отсутствие указанного ответственного лица его полномочия могут быть передоверены кому-либо нотариально».

«В отсутствии информации с места событий просим нас не винить: условия работы корреспондентов там предельно сложны». Варианты замены: «Из-за отсутствия информации …»; «В связи с отсутствием информации …»; «По поводу отсутствия информации …».

Дополнение к правилу

Читатель, не забывший «старую школьную» орфографию, может дополнительно сориентироваться касательно предметов нашего внимания таким образом:

А почему – не наречие?

Разобраться с правописанием «в отсутствии»«в отсутствие» было бы проще, если бы второе из этих выражений можно было бы выделить в совершенно устойчивое словосочетание (фразеологизм) и посчитать его наречной группой – фразеологизмом, равнозначным наречию. Но – в обоих этих выражениях между предлогом и существительным естественным образом вставляются личные указательные местоимения: «в его отсутствие», «в её отсутствие», «в их отсутствие» («Вот доверенность на ведение мною дела моего подзащитного в его отсутствие»). Так что решать, когда правильно пишется то или это, нужно всё-таки по контексту (общему смыслу) высказывания.

Значение (подробнее)

Как следует из сказанного выше, из выражений «в отсутствии» и «в отсутствие» только последнее наделено собственным рядом значений. Соотносящиеся с ними слова употребляются в родительном падеже:

Частичные синонимы в обоих значениях «без»; «вследствие отсутствия»; «в связи с отсутствием», «из-за отсутствия»; «при отсутствии».

Грамматика

Выражения «в отсутствие» и «в отсутствии» представляют собой неодушевлённое существительное среднего рода 2-го склонения «отсутствие» соответственно в винительном и предложном падежах, с предлогом «в». Состоят из указанного предлога, приставки «от-», корня «-сут-», суффиксов «-ств-», «-и-» и окончаний «-е» или «-и». Постановка ударения и разделение переносами в от-су́т-ствие(и) или в от-су́тс-твие(и). В текстах написанных от руки, если выражение не умещается в строку, допустимы переносы в от-су́тст-вие(и) или в от-су́тств-ие(и).

«В отсутствиИ» или «в отсутствиЕ», как правильно?

«В отсут­ствии» пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го. «В отсут­ствие» (доку­мен­тов) пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е» как про­из­вод­ный пред­лог.

Отметим, что в рус­ской грам­ма­ти­ке суще­ству­ют оба напи­са­ния слов: «в отсут­ствие» и «в отсут­ствии». Чтобы понять, когда сле­ду­ет пра­виль­но писать «в отсут­ствии» с бук­вой «и», а «в отсут­ствие» с бук­вой «е», выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.

Правописание слова «в отсутствии»

Начальной фор­мой сло­во­форм «в отсут­ствии» и «в отсут­ствие» явля­ет­ся неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие». Оно обо­зна­ча­ет

Никого не уди­ви­ло его (что?) отсут­ствие на семи­на­ре.

Для поло­жи­тель­но­го отве­та на ваш запрос я не вижу пре­пят­ствий (в чём?) в отсут­ствии этих све­де­ний.

Убедимся в этом:

Укажем важ­ный момент, что пред­лог «в» может упо­треб­лять­ся с дву­мя паде­жа­ми имен суще­стви­тель­ных:

Аналогично имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие» может высту­пать в вини­тель­ном и пред­лож­ном паде­же с пред­ло­гом «в»:

Никто не верит (во что?) в отсут­стви е жиз­ни на дру­гих пла­не­тах.

Я сам хочу убе­дить­ся (в чём?) в отсут­стви и денег на моём сче­ту.

Между пред­ло­гом «в» и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, при­ча­стия:

ВыводВ зави­си­мо­сти от смыс­ла суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с окон­ча­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, а «в отсут­ствии» — с окон­ча­ни­ем в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа.

Чтобы пра­виль­но напи­сать окон­ча­ние или , опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го, задав вопрос в соот­вет­ствии со смыс­лом кон­тек­ста.

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство омо­ни­мич­ных слов, сов­па­да­ю­щих в напи­са­нии и зву­ча­нии, но при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. Такая омо­ни­мия слов часто воз­ни­ка­ет, если имя суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

«В отсутствие» — это производный предлог

В пуб­ли­ци­сти­ке, в доку­мен­тах, напи­сан­ных в официально-деловом сти­ле речи, широ­ко исполь­зу­ет­ся про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» в соче­та­нии с после­ду­ю­щим суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В отсут­ствие доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих заяв­ле­ние сви­де­те­ля, засе­да­ние суда откла­ды­ва­ет­ся на неде­лю.

Имя суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа поте­ря­ло зна­че­ние пред­мет­но­сти, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния и мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков сво­ей части речи. Оно участ­ву­ет в созда­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­ных, то есть пере­шло в дру­гую часть речи и ста­ло сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

Предлог «в отсут­ствие» сохра­нил напи­са­ние фор­мы вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го с окон­ча­ни­ем .

Предлог «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е».

Теперь воз­ни­ка­ет про­бле­ма, как не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» и отли­чить про­из­вод­ный пред­лог от име­ни суще­стви­тель­но­го?

Отличия предлога «в отсутствие» от существительного

Производный пред­лог, как выяс­ни­лось, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния. К нему невоз­мож­но задать падеж­ный вопрос во что? Это сло­во слу­жит толь­ко для свя­зи слов в пред­ло­же­нии. Производный пред­лог име­ет при­чин­ное зна­че­ние. Его мож­но заме­нить син­так­си­че­ской кон­струк­ци­ей с сою­за­ми «так как», «посколь­ку», «пото­му что»:

В отсут­ствие пред­ста­ви­те­ля фир­мы мы не может дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ. — Так как отсут­ству­ет пред­ста­ви­тель фир­мы, мы не можем дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ.

В отсут­ствие дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го суд оправ­дал его. — Поскольку нет дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го, суд оправ­дал его.

Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело в отсут­ствие досто­вер­ных улик. — Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело, пото­му что отсут­ству­ют досто­вер­ные ули­ки.

Отметим, что про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» вос­тре­бо­ван в книж­ной речи боль­ше и исполь­зу­ют­ся гораз­до чаще, чем падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го.

В отсутствии или в отсутствие — как правильно?

В русском языке продуктивным способом словообразования является переход одной части речи в другую. Примером может быть трансформация некоторых существительных или их форм в наречия, производные предлоги и предложные сочетания. При этом производные слова не подчиняются правилам правописания, обязательным для той части речи, от которой они образованы.

Это касается и слов «в отсутствие» и «в отсутствии»: в их написании действуют разные правила, в зависимости от того, какой частью речи они являются.

Существительные «в отсутствие» и «в отсутствии» обладают самостоятельным лексическим значением и обозначают состояние, положение, когда чего-либо не имеется в наличии или лицо, о котором говорится, не находится в данное время в конкретном, обозначенном в предложении месте. Эти существительные в сочетании с предлогом «в» представляют собой формы винительного и предложного падежей.

Значение слов такого типа определяется по контексту: оно проявляется только благодаря смысловой связи с другими словами:

В отсутствии дежурного на посту комиссия усмотрела грубое нарушение дисциплины. (Дежурный отсутствовал.)

В отсутствие на складе нужных материалов мало верилось. (Материалы будто бы отсутствовали.)

Между предлогом «в» и словами «отсутствии»/»отсутствие» можно вставить определение: в преступном отсутствии, в мнимое отсутствие.

Существительное «отсутствие» в форме винительного падежа с предлогом «в» может переходить в наречно-предложное сочетание «в отсутствие». Оно указывает на лицо, отсутствующее во время какого-либо действия, о котором говорится в предложении:

В отсутствие (кого?) Ивана Петровича в отделе произошла смена кадров.
Мальчик подрос в (чье?) ее отсутствие и стал еще больше похож на своего отца.

В этих предложениях «в отсутствие» – производное наречно-предложное сочетание, сохранившее форму винительного падежа существительного «отсутствие». Оно не является членом предложения, не изменяется и сохраняет форму написания с –е на конце.

Разница между словами «в отсутствие» и «в отсутствии» заключается в следующем:

Форма предложного падежа существительного «отсутствие» пишется с –е на конце: «в отсутствие». Винительный падеж этого существительного имеет окончание –е: «в отсутствие».

Падежные формы «в отсутствие» и «в отсутствии» отличаются от наречно-предложного сочетания «в отсутствие» наличием лексического значения. Наречно-предложное сочетание только указывает на лицо, о котором говорится в предложении.

Между предлогом и существительными «в отсутствие» — «в отсутствии» можно вставить подходящее по смыслу определение. Сочетание наречно-предложного типа «в отсутствие» не изменяется и является неделимым целым.

Наречно-предложное сочетание «в отсутствие» образовано от аналогичной формы винительного падежа; его правильное написание – с буквой –е на конце.

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Примеры в справочниках показывают, что в Вашем случае нужно поставить тире. Д. Э. Розенталь пишет: «И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче (Ч.) — тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь». В этом предложении прямая речь находится в конце придаточной части, после нее должна ставиться запятая, но рекомендуется ставить тире, так как прямая речь завершается восклицательным знаком. Подобный пример находим и в Полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина: Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» — но промолчал (Ч.).

Уважаемые коллеги! Есть правила написания сдвоенных слов типа: фальшпол, фальшпотолок, без дефиса. Но как писать сложное слово, если вторая часть начинается с буквы «ш»? В описании одного патента применено через дефис: «фальш-шток». Может быть, одна буква «ш» пропадает, и надо писать «фальшток»? С уважением, профессор Ходырев А.И.

Ответ справочной службы русского языка

Если на стыке основ образуется удвоенная согласная, то это удвоение должно сохраняться, чтобы, как писал М. В. Ломоносов, не закрывать следы произвождения и сложения речений. Ясность структуры слова особенно важна для терминов. Соединение основ фальш— и шток— должно образовывать слово фальшшток. Написание фальшток может быть воспринято как соединение основ фальш- и ток-. Конечно, удвоение ш нехарактерно для русского языка, поэтому у пишущего может возникнуть желание разделить части дефисом. Если бы существовала устойчивая традиция дефисного написания, то слово могло бы претендовать на включение в словарь с дефисом, как исключения из правила. Но в отсутствие такой традиции предпочтительно написание по правилу.

Облучатель применяется в отсутствии (е) людей в перерывах между работой

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: применяется в отсутствие людей.

Ответ справочной службы русского языка

Интонационное тире обычно не ставится в месте, где уже есть запятая, поскольку запятая сама по себе указывает на паузу.

В Вашем примере тире ставится перед обособленным определением по следующему правилу. Определения, стоящие в конце предложения, как нераспространенные, так и с зависимыми словами, могут отделяться знаком тире. Такие определения имеют пояснительно-уточняющее значение.

слово неапостилированный писать вместе или раздельно не апостилированный? Апостиль- специальный международный штамп придающий юридическую силу документу в другой стране

Ответ справочной службы русского языка

В отсутствие зависимых слов пишется слитно: неапостилированный.

Уважаемая «Грамота»! Пожалуйста, очень, очень срочно и важно! На прошлый вопрос (на другую тему) Вы не ответили. Как могут возглавлять совет, комиссию, рабочую группу председатель и сопредседатель? Разве в таком случае, исходя из словарного определения слова «сопредседатель», не должны быть два сопредседателя? Иначе каков функционал единственного сопредседателя при полноправном и единоличном председателе? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

По логике вещей одновременно председатель и сопредседатель не могут возглавлять совет или комиссию.

Если в какой-либо структуре одновременно существуют должности председателя и сопредседателей, то сопредседатели руководят советом, заседанием и т. п. в отсутствие председателя. Также возможен вариант, когда председатель избирается из числа сопредседателей.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны. А также: в случае отсутствия.

Здравствуйте! Я только один раз получила от вас ответ на почту, больше не получала. А без него, если даже вы и ответили на своем сайте, не могу найти свой вопрос. (Тороплюсь закончить книгу, поджимают сроки.) У меня вопрос, который я, видимо, до конца не уяснила. В предложении «Более полувека тому назад в отсутствиЕ /И вычислительной техники не было возможности. » что надо писать в слове «отсутствие»? Я бы написала Е, но засомневалась, почитав ответы на сайте. Спасибо заранее за ответ. Надеюсь, что ответите. Еще вопрос: без кода вопрос до вас не доходит?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в отсутствие вычислительной техники.

Если Вы не ввели код, вопрос не будет отправлен.

Как только мы отвечаем на вопрос, Вам на почту приходит уведомление с номером ответа.

Добрый день! Подскажите, как правильно написать. В отсутствие в кармане пиджака шоколадки. Или В отсутствии в кармане пиджака шоколадки.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Прошу подтвердить правильность написания: рассмотреть дело в отсутствие представителя или в отсутствии?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Как правильно написать: «В отсутствии(е) гравитации жидкость не течет»?

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, ответьте, как написать выделенные слова: «Решается вопрос о возможности начать судебное заседание В ОТСУТСТВИЕ НЕЯВИВШЕГОСЯ административного истца»? В слове » В ОТСУТСТВИЕ » что на конце писать, в слове «НЕЯВИВШЕГОСЯ» НЕ слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в отсутствие неявившегося истца.

Здравствуйте! Нужна ли запятая после «Посмотри» в предложении: «Посмотри на рисунок и расскажи, что ты видишь»? В отсутствие объединяющей восклицательной и вопросительной интонации можно ли говорить о том, что «объединение» достигается за счет того, что имеется в виду один и тот же исполнитель действия?

Ответ справочной службы русского языка

Об объединяющей восклицательной или вопросительной интонации мы вспоминаем, когда речь идет об отсутствии запятой перед союзом в сложносочиненном предложении. Здесь другое правило – об отсутствии запятой перед неповторяющимся союзом, соединяющим однородные члены предложения. Запятая перед союзом и не нужна, союз соединяет однородные сказуемые в главном предложении. Исполнитель действия один и тот же.

Добрый день, подскажите пожалуйста, как правильно указывать в протоколах заседания комиссии: председатель или председательствующий

Ответ справочной службы русского языка

Можно использовать оба слова, но есть некоторая разница в значении. Председатель – лицо, руководящее собранием, заседанием; председательствующий – тот, кто исполняет обязанности председателя (возможно, временно, в отсутствие председателя).

Здравствуйте! Возник жаркий спор по поводу написания следующей фразы: «В отсутствии секретаря документы на стол не класть». Я считаю, именно в этом предложении должно быть написано » в отсутствие «. Права ли я?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. Верно: В отсутствие секретаря документы на стол не класть.

источники:

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/168522-v-otsutstvii-ili-v-otsutstvie-kak-pravilno.html

https://zdorovieledy.ru/articles/kak-pravilno-pishetsya-v-otsutstvie-ili-v-otsutstvii-predstavitelya.html

Всего найдено: 34

В отсутствии лаборанта 5 разряда выполняет отбор проб и входной контроль… Требуется ли запятая после слова «разряда»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не требуется. Обратите внимание, что верно: В отсутствие лаборанта…

Облучатель применяется в отсутствии (е) людей в перерывах между работой

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: применяется в отсутствие людей.

Добрый день! Очень нужна ваша помощь! Как быть с запятой после слова «сама» в предложении: Сидя на спектаклях, сама, будучи актрисой, она с ужасом представляла, каково это – выходить на сцену в отсутствии публики.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после сама не требуется, так как это слово входит в деепричастный оборот сама будучи актрисой.

Добрый день! Подскажите, как правильно написать. В отсутствие в кармане пиджака шоколадки. Или В отсутствии в кармане пиджака шоколадки.

Ответ справочной службы русского языка

Если говорить только об орфографии и не обращать внимания на стилистическую несогласованность (канцелярское в отсутствие… и разговорное шоколадка в одной фразе; кроме того, в отсутствие обычно указывает на лицо), то возможны оба варианта в зависимости от значения и контекста. Ср.:  В отсутствие в кармане пиджака шоколадки приходится закусывать чипсами и В отсутствии в кармане пиджака шоколадки он не видел ничего страшного.

Здравствуйте! Прошу подтвердить правильность написания: рассмотреть дело в отсутствие представителя или в отсутствии?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в отсутствие представителя.

Здравствуйте. Как правильно написать: «В отсутствии(е) гравитации жидкость не течет»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в отсутствие.

Скажите, нужны ли запятые в след.предложении, если да, то где?: «В отсутствии данных документов строительство указанного жилого дома является незаконным.» Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Обратите внимание на орфографию: правильно: В отсутствие данных документов… или (лучше) При отсутствии данных документов…

Здравствуйте! Возник жаркий спор по поводу написания следующей фразы: «В отсутствии секретаря документы на стол не класть». Я считаю, именно в этом предложении должно быть написано «в отсутствие». Права ли я?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. Верно: В отсутствие секретаря документы на стол не класть.

Спорим с коллегами о том, можно ли написать «против рассмотрения дела в отсутствии представителя возражаем», то есть мы не хотим, чтобы рассматривали дело без нас. Или при формулировке «возражаем против» смысл фразы противоположен (двойное отрицание) и читающий подумает, что мы за рассмотрение дела без участия представителя.

Ответ справочной службы русского языка

Возражать против чего-либо – верное управление. Но лучше перенести глагол в начало фразы: возражаем против рассмотрения дела в отсутствии представителя.

Здравствуйте, помогите правильно написать фразу: «Как работники больницы выживают в отсутствии главного врача?»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в отсутствие главного врача.

Здравствуйте, уважаемая ГРАМОТА.РУ.
Мне необходимо представить группе «недограмотных» людей справку от Вашей Справочной о смысле оборотов «жизнь в отсутствии (чего-либо)» и «жизнь в отсутствие (чего-либо)».
В прошлом веке это означало (если вообще писалось) «жизнь в отсутствующем пространстве» и «жизнь при условии отсутствия какого-либо обстоятельства».
Без Вашей справки эти путающие НЕ и НИ люди не примут истины.
Мой email — mkrdn123@gmail.com

Ответ справочной службы русского языка

Жизнь без чего-то — это жизнь в отсутствие чего-то. Есть академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006), он достаточно «увесист» как доказательство.

Здравствуйте, уважаемые консультанты.
Вот заголовок статьи: «Жизнь в отсутствии «стратегической глубины»». Как, согласно правилам современной грамматики, следует понимать это выражение?
А если написать «Жизнь в отсутствиЕ «стратегической глубины»»?

Примите наилучшие мои пожелания.
М.Крейдерман

Ответ справочной службы русского языка

В значении «без глубины» — в отсутствие глубины.

Правильно ли в данных предложениях написано «в отсутствии»? Если нет, то как надо?

Замороженными пальцами В ОТСУТСТВИИ горячей воды. Заторможенными мыслями В ОТСУТСТВИИ, конечно, тебя.

Ответ справочной службы русского языка

В отсутствие в данном случае употребляется в значении «при отсутствии», поэтому в конце пишется Е. Верно: Замороженными пальцами в отсутствие горячей воды. Заторможенными мыслями в отсутствие, конечно, тебя.

Как правильно? 1) Строительство производилось в отсутствИЕ документа (инструкции), что является нарушением…; 2) Строительство производилось в отсутствИИ документа (инструкции), что является нарушением…

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в отсутствие.

Как правильно «в отсутствие документа» или «в отсутствии документа»?

Ответ справочной службы русского языка

Написание зависит от контекста.

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».


Инструкция

1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».


2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».


3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».


4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

Автор: Ирина Белкина

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как правильно пишется в ожидании чуда
  • Как правильно пишется в нашем краю или крае
  • Как правильно пишется в наличии или вналичии
  • Как правильно пишется в лесу или в лесу
  • Как правильно пишется в жизни не бывает повторений

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии