Расставить знаки препинания.СРОЧНО 100 БАЛЛОВ
1) Москва ст…лица нашей Родины с любовью воспета в стихах великих русских поэтов.
2) Волга великая русская река прот…нулась на тысячи километров.
3) Псёл тихая русская река б…рёт своё начало на Белгородчине а впада…т в Днепр на Украине.
4) Белгород город первого салюта успешно развива…тся по всем ключевым направлениям экономики.
5) Писатель мастер слова раскрыва…т читателям б…гатство и красоту родного языка.
6) На берегу этого залива обосновались чайки уд…вительные морские птицы.
7) У порога дома нас встретила серая пушистая кошка любим…ца семьи.
Ёж маленький к…лючий зверёк пос…лился у нас в саду.
9) Эти ребята классные лётчики нашей эскадрильи совершили более двадцати боевых вылетов и сбили (не)сколько вражеских самолётов.
10) Мой брат студент третьего курса ун…верситета успешно сдал экзамены.
11) Дрозд ра…яя перелётная птица появля…тся в конце марта или в начале апреля.
12) Мы студенты третьего курса пр…ступили к сдаче летней сес…ии.
13) Они выпускники прошлых лет собрались у школы на первую свою встречу.
15) Я ваш стари…ый кум и сват пришёл мир…ться к вам.(И.К.)
16) Она весёлая жизн…радостная девушка была всегда окруже…а друзьями и приятелями.
17) Вас наших старых друзей пр…глашаем на рождественские праздники.
18) К нему лучшему студенту нашей гру…ы можно было обрати…ся за помощью с любым вопросом.
19) «Ревизор» бе…мертная комедия Н.В.Гоголя (по)прежнему актуальна и в наше время.
20) «Родина» наша райо…ая газета опубликовала лу…шие школьные сочинения посв…щё…ые родному краю.
21) Я читаю «Юный натуралист» самый инт…ресный журнал о природе для детей и их родителей.
22)( Не)вдалеке от речки стоят деревья великаны.
23) И пели девочки подростки на берегу родной реки.
24) Спортсмены школы победители соревнований были награжде…ы поч…тными грамотами.
25) Ваня Петров лучший шахматист школы ед…т на облас…ные сор…внования.
26) На груше самом лу…шем дереве моего сада больше всего фруктов в этом году.
27 )Могучий лев гроза лесов л…шился силы.
28)Хозяин мой доктор был вечно занят.
Всего найдено: 44
Здравствуйте! С заглавной или прописной буквы следует писать «Самарского» в предложении «На официальном сайте Самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком….» ?
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать со строчной буквы.
пожалуйста, очень-очень срочно!!! Как правильно написать С(с)редняя Волга??????
Ответ справочной службы русского языка
Правильно с прописной: Средняя Волга.
ПРи написании брендов, в частности названий машин, латиницей мы не ставим кавычки: например, приехал на Mazd’e, но, если кириллицей «Мазда» — в словарях дается такое написание — в кавычках со строчной буквы: «мерседес», «волга«, «жигули». Как правильно? А если ГАЗ-25? Как правильно: ЗиС или ЗИС, ЗиЛ или ЗИЛ? (дается и такое и такое написание). То же с названиями фирм: если латиница, то часто дается без кавычек, если кириллица — в кавычках. Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Об употреблении кавычек в собственных наименованиях см. в «Письмовнике».
Подскажите, пожалуйста, каково правило склонения названий рек (озер) в случае если перед названием используется слово река (озеро) и есть ли разница в склонении названий мужского, женского и среднего рода, а также названий русского и иностранного происхождения:
на реке Волге или на реке Волга?
на реке Иртыше или на реке Иртыш?
на озере Виктории или на озере Виктория?
и, наконец, на озере Титикаке или на озере Титикака?и т.д.
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
С термином река склоняются простые русские, славянские и освоенные названия: на реке Волге, на реке Висле (но: на реке Иртыш – географические названия обычно не склоняются, когда род обобщающего нарицательного слова и топонима не совпадают). Не склоняются названия озер: на озере Виктория, на озере Титикака.
Как следует писать «матушка Волга» — через дефис или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно через дефис: матушка-Волга.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, «набережная реки ВолгИ» или «набережная реки ВолгА«?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _набережная реки Волги_.
Скажите, пожалуйста, где подлежащее, а где сказуемое в предложениях такого типа: Москва — сердце России. Олень — чудесное северное животное.Волга — великая русская река.
Ответ справочной службы русского языка
В указанных предложениях сказуемые — после тире.
Уважаемые эксперты! Вопрос 224088 — белый «ниссан», вопрос 189629 — «ниссан», вопрос 203724 — «Ниссан Теана», «лексус», «максима»,»теана» — рекомендуете писать в кавычках и со строчной (за исключением почему-то «Ниссан Теана»?); а вопрос 207157 — ниссан-микра, шевроле-авео — рекомендуете писать со строчной, без кавычек и через дефис. Как правильно? Вычитываю журнал, контекст: «куплена машина Ниссан Теана за… тысяч долларов». Надеюсь на ответ: нужно для работы. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правила написания названий автомобилей, сформулированные в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» и в орфографическом словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?», таковы.
Названия производственных марок технических изделий (в том числе машин) заключаются в кавычки и пишутся с прописной буквы: _автомобили «Москвич-412», «Волга», «Вольво»_. Однако названия самих этих изделий (кроме названий, совпадающих с собственными именами — личными и географическими) пишутся в кавычках со строчной буквы, напр.: _«кадиллак», «москвич», «тойота»_, но: _«Волга», «Ока»_ (совпадают с именами собственными, поэтому пишутся с большой буквы). Исключения: _«жигули», «мерседес»_ (совпадают с именами собственными, но пишутся со строчной).
Аббревиатурные названия пишутся без кавычек: _ЗИЛ, ВАЗ, КамАЗ_.
В бытовом употреблении названия средств передвижения могут употребляться без кавычек. Напр.: _Приехал на стареньком москвиче (на роскошном кадиллаке)_. Без кавычек пишутся также разговорные названия машин с уменьшительно-ласкательными суффиксами, напр.: _москвичок, фордик, уазик_.
Что касается написания двойных названий (марка и модель автомобиля), то соответствующих рекомендаций в справочных пособиях по русскому языку нет. Только в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой приведен пример _«Опель-омега»_, но возникает вопрос, можно ли считать данный пример показательным для написания аналогичных компонентов других названий (_Королла, Меган, Сценик, Гетц_ и пр.), учитывая, что слово _омега_ совпадает с нарицательным существительным – названием буквы греческого алфавита. На наш взгляд, корректно такое написание: _«Тойота-Королла», «Рено-Меган», «Ниссан-Теана», «Хёндай-Гетц»_ и пр. А дефис ставится вот почему. В русском языке для передачи иностранных названий, пишущихся в языке-источнике раздельно, используется дефис, ср.: _Нью-Йорк_ – New York.
В заключение отметим, что написание названий марок автомобилей (как и других изделий техники и электроники) является одной из самых неупорядоченных и неустойчивых областей современной русской орфографии и задачу регламентирования написания таких наименований еще предстоит решать лингвистам.
День добрый.
Подскажите, склоняются ли названия организаций, содержащие топонимы и пишущиеся через дефис? — «По заявлению сотруднка «Волга-Днепр» или «По заявлению сотрудника «Волга-Днепра» (авиакомпания)?
Ответ справочной службы русского языка
Лучше не склонять.
Здравствуйте!
Правильно ли написание: джип, «жигули», «Волга«, «Ока», «Тайота», Третье транспортное кольцо?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 180617 и ответ № 174817 .
Как правильно писать: Путешествие по реке Волга?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _по реке Волге_.
Здравствуйте, этот дикторский текст для фильма, предназначенный для просмотра широкой аудитории. Как стилистически правильно должен выглядеть текст, чтобы был легко воспринят слушителями?
Первые страницы летописи Федерального центра были написаны в суровые годы войны. Тогда в его опытных цехах было изготовлено более полумиллиона зарядов к реактивным снарядам М-13 и М-З1. С легендарных «Катюш» началось в нашей стране развитие ракетной техники на твердом топливе…
Более полувека предприятие разрабатывает и изготавливает
баллиститные и смесевые твердые ракетные топлива и заряды из них для всех родов войск и вооружений, ракет-носителей и космических объектов.Здесь создана непрерывная технология производства баллиститных порохов и твердых ракетных топлив, а также зарядов различных форм и габаритов с широким спектром управляемых свойств.
Разработана и внедрена безопасная промышленная технология производства смесевых твердых ракетных топлив с высоким уровнем энергомассовых характеристик и экологической частотой продуктов сгорания.Федеральный центр является автором и разработчиком технологии изготовления корпусов твердотопливных ракетных двигателей из современных композиционных материалов, в том числе сверхпрочных цельномотанных корпусов типа «кокон».
За годы работы предприятием сдано в эксплуатацию более 460 номенклатур твердотопливных зарядов различного назначения.
Так для сухопутных войск страны отработаны заряды к 59 ракетным комплексам, в том числе к активно-реактивным снарядам «Ель-2», «Буревестник-2», «Баклан», «Краснополь».
К артиллерийским установкам и комплексам «Б-4М», «Пион», «Гиацинт», «2СЗМ», «Смельчак».
К реактивным системам залпового огня «Град», «Град-1», «Ураган».
Для войск ПВО страны отработаны заряды к 10 ракетным комплексам, среди них комплексы: «С-200», «Печора», «Куб», «Шторм»,
«Волга», «Тунгуска».
Военно-морскому флоту России сданы на вооружение заряды к 35 ракетным системам.
Для военно-воздушных сил страны отработаны заряды к 30 боевым ракетам.
В ракетных комплексам тактического и стратегического назначения «Темп-С», «Ока» и «Ока-У», «Точка» и «Точка-У», «Пионер», «Тополь», также используются заряды отработанные «Салютом».Убедительным признанием его заслуг, в общем, для всех деле укреплении безопасности нашей страны, стало открытие монумента «Создателям ядерного щита России».
Федеральный центр «Салют» – один из ведущих научных центров страны по проблемам долговечности твердотопливных зарядов. По результатам проведенных здесь комплексных исследований продлены сроки эксплуатации зарядов к более чем 50 ракетным комплексам, стоящим на вооружении в России, Емени, Сирии, на Кубе, Замбии, Перу и ряде других стран.
Снятые с вооружения пороха и твердые ракетные топлива, после их утилизации эффективно используются для решения народно-хозяйственных задач, например: в качестве детонирующих зарядов сейсморазведки и для рыхления твердых горных пород, в качестве безкорпусного генератора давления в скважинах с целью изучения притока к ним нефти и газа.С помощью гранипоров – гранулированных взрывчатых веществ на основе баллиститов, ведется разработка полезных ископаемых открытым способом.
Федеральный центр является неизменным участником практически всех космических программ, осуществляемых в России. По этим программам отработаны заряды и двигатели к 24 космическим комплексам. Это система аварийного спасения космонавтов, двигатели мягкой посадки, стабилизации, увода, разделения ступеней, торможения космических объектов для комплексов «Восток», «Восход», «Луна», «Марс», «Союз-ТМ», «Протон», «Морской старт», «Циклон», «Молния» и других.
В начале 90-х годов Федеральных центр приступил к разработке технологий двойного назначения и выпуска на их основе наукоемкой гражданской продукции. Так на базе оборонных технологий были созданы уникальные источники электрической энергии – импульсные МГД-генераторы. Они предназначены для глубинного зондирования земной коры и поиска полезных ископаемых.
Разработаны специальные, аэрозольобразующие составы с ингибирующими добавками для принципиально новых средств объемного пожаротушения. Это огнетушители «Степ» и «Степ2», которые эффективно заменяют хладоновые средства борьбы с огнём.
«Степ» и «Степ2» — надежная защита от пожара электростанций, производственных и складских помещений, всех видов транспорта, объектов добычи и переработки нефти и газа и ряда других объектов.
«Степ» и «Степ2» успешно прошли испытания в России и за рубежом. Сегодня они экспортируются во многие страны мира.На основе использование твердотопливных газогенераторов и емкостей из композиционных материалов, созданы быстродействующие установки жидкостного тушения крупных пожаров. Создана опытно- промышленная установка для синтеза алмазов из специальных углеродосодержащих твердотопливных составов.
Основные области применениям таких алмазов шлифовально- полировальные пасты и алмазно-абразивные инструменты.
На базе технологии производства корпусов ракетных двигателей освоен выпуск различных емкостей: контейнеров, труб и другого химически стойкого оборудования. Разработана технология, налажен выпуск оборудования и материалов для керамической сварки, огнеупорных покрытий высокотемпературных печей.
На основе самораспространяющегося высокотемпературного синтеза, разработана технология переработки металлосодержащих отходов в стойкие неорганические пигменты различных цветов и оттенков.Сегодня Федеральный центр является одним из крупнейших в России изготовителем субстанций для производства сердечно-сосудистых препаратов.
Среди других видов гражданской продукции «Салюта», следует отметить бездымные фейерверочные составы, полимерные магниты, технику и материалы для разметки дорог, лаки и краски.
«Салют» – один из участников проекта «СТАРТ 1». Его основу составляет носитель, созданный на базе многоступенчатой твердотопливной ракеты мобильного грунтового стратегического комплекса.
«СТАРТ 1» предназначен для вывода на околоземные орбиты космических аппаратов с целью развертывания систем спутниковой связи, создании новых материалов, разведки полезных ископаемых, экологического мониторинга и других целей.
Федеральный центр «Салют» приглашает все заинтересованные организации к сотрудничеству в области разработки производства и сбыта своей продукции.
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, мы не имеем возможности ответить на столь объёмный вопрос.
Как правильно: гриб(-)дождевик, как и врач-терапевт? Ведь дождевик — дождевой гриб. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _гриб дождевик_. Пишутся раздельно два нарицательных существительных, соотносящихся как родовое и видовое понятия, если они являются членами научной классификации природных объектов. Ср.: _птица иволга, цветок роза, металл литий_.
1) По какому правилу люди употребляют в прошедшем времени слова «ехали» и «ездили»? В чем их различие?
2)Как правильно писать «в дельте реки ВолгИ» или «в дельте реки ВолгА«? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Глагол _ехать_ имеет значение «двигаться в один прием или в одном направлении», а _ездить_ — «двигаться неоднократно, в разное время и в разных направлениях».
Предпочтительно: _реки Волги_.
В России существует большое количество рек, однако самая величественная из них — это русская река Волга. Образ этой могучей реки отображается не только в народном творчестве, но и в произведениях художников, литераторов и музыкантов.
История названия реки
Многие задаются вопросом о том, как произошло название Волга и из каких далеких времен оно дошло до нас. Известно лишь, что в древности ее называли «Ра», что в переводе означает «щедрая». Позднее, в средние века Волга была известна под названием Итиль, то есть «Река рек». Само же название Волга имеет финское происхождение и переводится оно как «светлая».
Географическое расположение реки
Волга берет свое начало в Тверской области и простирается вплоть до Астрахани, а затем впадает в Каспийское море. Эта река является самой крупной и протяженной в Европе, ее официальная длина составляет 3503 км, а площадь 1 360 000 км².
Помимо этого, Волга протекает через 15 городов России — Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самару, Саратов, Волгоград, Астрахань и другие. Также река имеет много притоков, поэтому ее называют полноводной.
Значимость реки
Благодаря тому, что на Волге построено много каналов, это создает дополнительные транспортные возможности. В средние века по Волге пролегал торговый путь, который соединял страны Скандинавии и Восточной Азии, что способствовало хорошему сотрудничеству между ними.
В наши дни по Волге осуществляется большое количество морских грузоперевозок. Также на Волге построено множество гидроэлектростанций и водохранилищ, что играет важную роль в экономике России.
Богатая река
Как веками ранее, так и сейчас Волга является не только транспортной магистралью, но и источником воды, рыбы и энергии. Многообразной является флора и фауна реки. На сегодняшний день по разнообразию рыбы Волга является одной из самых богатых рек, так как в ней обитает около 76 видов различных рыб, часть из которых заходит в Волгу из Каспийского моря.
Также в уникальном природном комплексе Волги представлено около 1500 видов насекомых, 900 видов различных растений, 3 вида земноводных, 33 млекопитающих, более 250 птиц и 10 пресмыкающихся. Кроме этого, в дельте Волги основан биосферный заповедник, где редкие животные, птицы и рыбы занесены в Красную книгу.
Вот мы и убедились с вами в том, что Волгу по праву можно называть великой русской рекой, с богатой историей. Надеемся, что эта статья была для вас полезна!
Волга великая русская река подлежащее и сказуемое чем они выражены
Answers & Comments
Волга — великая русская река
Подлежащее: Волга; выражено существительным.
Сказуемое: река; выражено составным именным существительным.
Определи, чем выражены подлежащее и сказуемое?
Русский язык | 5 — 9 классы
Определи, чем выражены подлежащее и сказуемое.
Если подлежащих и сказуемых несколько, запиши их через запятую.
Перепиши предложения, поставив нужные знаки препинания.
Волга великая русская река.
1. Подлежащее : _____________выражено (глаголом или сущ) в( неопр.
Сказуемое : ________________выражено (глаголом или сущ) в ( неопр.
Пад) Правильное написание : ______________________________________.
Например : Любить чужое горе носить.
1. Подлежащее : _горе__.
Выражено(сущ) в ( И.
Выражено (глаголом) в (неопр форме) Правильное написание : 3.
Любить — чужое горе носить.
1. Существительным — Волга, им.
Существительным — река, им.
П. Волга — великая русская река.
Составить по два предложения если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже ;два предложения если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола ;два предлож?
Составить по два предложения если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже ;
два предложения если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола ;
два предложения если подлежащее и сказуемое выражены количественным числительным ;
два предложения если подлежащее и сказуемое выражены подлежащее — существительным, сказуемое — неопределённой формой глагол
Составте предложение в котором подлежащее и сказуемое выражены глаголами в неопределённой форме?
Составте предложение в котором подлежащее и сказуемое выражены глаголами в неопределённой форме.
В каких предложениях сказуемые выражены повелительными формами глаголов?
В каких предложениях сказуемые выражены повелительными формами глаголов.
«У сильного всегда бессильный виноват?
«У сильного всегда бессильный виноват.
«определить подлежащее и сказуемое и чем они выражены.
Есть ли запятые в предложении?
Какое предложение можно составить, если тире ставится : между подлежащим и сказуемым : если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола?
Какое предложение можно составить, если тире ставится : между подлежащим и сказуемым : если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.
Составьте 10 предложений на тему «Тире межда подлежащим и сказуемым» где подлежащее и сказуемое выражены в именительном падеже?
Составьте 10 предложений на тему «Тире межда подлежащим и сказуемым» где подлежащее и сказуемое выражены в именительном падеже!
20 баллов СРОЧНО?
20 баллов СРОЧНО!
Между подлежащими и сказуемыми при нулевой связке ставится, если 1)подлежащие выражено именем существительным, а сказуемое неопределённой формой глагола 2)подлежащие выражено именем существительным, а сказуемое количественным числительным в именительном падеже 3)логическое ударение падает на подлежащее, выраженное личным местоимением 4)сказуемое присоединяется союзом как.
Составте предложение по схеме : определение ( прил) , подлежащее ( сущ) , подлежащее( сущ) , союз — и , подлежащее ( сущ) , сказуемое ( глагол)?
Составте предложение по схеме : определение ( прил) , подлежащее ( сущ) , подлежащее( сущ) , союз — и , подлежащее ( сущ) , сказуемое ( глагол).
Помогите Тире ставится : — Между подлежащим и сказуемым, если : Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ; подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой гла?
Помогите Тире ставится : — Между подлежащим и сказуемым, если : Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ; подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола Нужно привести пример на два этих случая.
Ответьте на вопросы : 1?
Ответьте на вопросы : 1.
Чем различаются по значению подлежащее и сказуемое.
2. Почему подлежaщее чаще всего выступает в форме И.
3. Почему сказуемое чаще всего выражено глаголом?
4. При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставиться тире?
5. И подлежащее и сказуемое имена.
Сущ, но тире не ставим почему?
6. Подлежащее местоимение.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Определи, чем выражены подлежащее и сказуемое?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
[Я ещё не знаю], (куда мы поедем летом). |Схема [ ], (куда ). [Птицы ещё спали], (когда бабушка открыла окно). | Схема [ ], (когда ). [Ребята поняли], (что ласточка больше не прилетит). | Схема [ ], (что ).
Гореть, зарница (от ударения ), соприкасаться (суффикс а), натворить (значение), забирать(суффикс а), расти ( перед ст), подровнять волосы (значение), сравнить подруг (значение), промочить (значение и перед ч ), загар (ударение) , угореть (ударение).
Тишина, безмолвие зимнего леса : D.
Любить — 2 спр. ; наблюдать — 1 спр. ; уметь — 1 спр. ; ухаживать — 1 спр. ; поливать — 1 спр. ; подкармливать — 1 спр. ; рыхлить — 2 спр. ; пересаживать — 1спр. ;..
Суд, дар, удар, гусар, оса, вода, вор, год, город, рог, градус.
У моего друга красивые сапоги. Я делал(а) блинчики на сковороде. Мне нравятся блинчики с сметаной. У всех есть свобода воли. Сначала я сделаю уроки, а потом пойду гулять. Я хочу большую собаку. На дереве каркает сорока. Спасибо, бабушка, за по..
Когда я выхожу на улицу, я надеваю сапоги. Моя мама чаще всего готовит на сковороде. Коты у моего дома очень любят сметану. Все животные очень любят находится на свободе. Сначала я пошёл в магазин, а уже потом гулять. Собака друг человека. Соро..
И. п. Тётя, земля ; берёза, стенар. П. тёти, земли ; берёзы, стены ; д. П. тёте, земле ; берёзе, стене ; в. П. тётю, землю ; березу, стену ; т. П. тётей, землёй ; берёзой, стеной ; п. П. о тёте, о земле ; о берёзе, о стене. Кхм) Надеюсь правил..
Урок русского языка на тему ««Тире между подлежащим и сказуемым»» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык. 5 класс. Урок № 141.
Повторение темы «Тире между подлежащим и сказуемым»
Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.
(1) Дон река капризная. (2) Июньская ночь коротка. (3) Труд всему основа. (4) Цена человеку дело его. (5) Прямая обязанность художника изображение действительности. (6) Понимание окружающего моя цель. (7) Грузоподъемность судна велика. (8) Первая и главная прелесть рассказа это простота и искренность. (9) Ласковое слово это большая помощь в беде. (10) Книга источник знания. (11) Любовь к своей Родине это пламенное желание ее процветания. (12) Правда это победа совести в человеке. (13) Озеро изумрудное. (14) Художественная литература это искусство слова. (15) Дорога грязная. (16) Степь большой солнечный диск.
(1) Дон — река капризная. (2) Июньская ночь коротка. (3) Труд — всему основа. (4) Цена человеку — дело его. (5) Прямая обязанность художника — изображение действительности. (6) Понимание окружающего — моя цель. (7) Грузоподъемность судна велика. (8) Первая и главная прелесть рассказа — это простота и искренность. (9) Ласковое слово — это большая помощь в беде. (10) Книга — источник знания. (11) Любовь к своей Родине — это пламенное желание ее процветания. (12) Правда — это победа совести в человеке. (13) Озеро изумрудное. (14) Художественная литература — это искусство слова. (15) Дорога грязная. (16) Степь — большой солнечный диск.
Закрепление темы «Тире между подлежащим и сказуемым»
Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:
(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.
(3) Приезд на Кавказ — это следствие его романтического воображения. [ — ].
(4) Люнда — извилистая неглубокая река. [ — ].
(5) Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. [ — , ].
(6) «Евгений Онегин» — это самое задушевное произведение Пушкина. [ — ].
(7) Мое занятие — изучение жизни русских людей. [ — ].
(9) Слово — важное орудие для писателя. [ — ].
Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:
(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран. (5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.
(1) Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спортивная охота.
(2) Зяблик — защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец.
(3) Сорока — самая болтливая птица на свете.
(7) Конец зимы — самое голодное время в лесу.
(11) Первая цель искусства — воспроизведение действительности.
(12) Речевая культура человека — это зеркало его духовной жизни.
(14) Творческая работа — это тяжелый и радостный труд.
Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:
(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.
(1) Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.
(Подлежащие 1), 2) — личные местоимения).
(3) Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
(Подлежащее — сочетание числительного с существительным в род. п.).
(4) На него она взглянула, тяжелехонько вздохнула…
(Подлежащее — личное местоимение).
(Подлежащие 1), 2) — существительные).
(6) И никто с начала мира не видал такого пира.
Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.
Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:
(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.
Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:
(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.
Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.
Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:
(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.
Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:
(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.
Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.
Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:
(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.
Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:
(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.
Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.
Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:
(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.
Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:
(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.
Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.
Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:
(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.
Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:
(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.
(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.
Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:
(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.
(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.
Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:
(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.
(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.
Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:
(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.
(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.
Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:
(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.
(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.
Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:
(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/546949_opredeli-cem-vyrazeny-podlezasee-i-skazuemoe/
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-5-klass-5230326.html
Дата создания: 2 июля 2016 года
Тема: Урок 6
Авторский текст: Виталий Владимирович Сундаков
Продолжительность: 35:07 мин.
Текст стенограммы под катом.
Здравы будьте, люди добрые! С вами вновь я, Виталий Владимирович Сундаков, и Русская школа русского языка. Но прежде чем перейти к нашему очередному шестому уроку, позвольте, ну, небольшое что ли предисловие.
По итогам предыдущих лекций я получаю не только восторженные отклики, но и обширную почту, как с вопросами по поводу смыслов и образования тех или иных русских слов, названий, значений, имен, исторических фамилий, так и вопросы о том, где можно подробнее ознакомиться с первоисточниками того, о чём я рассказываю. Отвечаю: а нигде! Ну, нет больше таких источников. Если бы они сохранились, стал бы я вам их пересказывать. Я просто отослал бы вас к соответствующим изданиям. Могу ли я ошибаться? Нет. Потому что рассказываю на этих уроках только о том, в чём уверен абсолютно. Тогда возникает естественный вопрос, откуда я об этом знаю? Ну, если кратко, то я посвятил этому всю жизнь, читайте биографию. Вопрос следующий: как я отношусь к другим, ныне здравствующим авторам письменных текстов или, там, устных лекций по теме русского языка. И тут называется целый ряд фамилий. Отвечаю: отношусь с пониманием и уважением к большей части авторов, с которыми знаком лично. Ну, уже за их интерес, энтузиазм и творческий, оригинальный, порой даже весёлый подход к теме русского языка. Особенно веселят энтузиасты пытающиеся расшифровать то, что никогда не шифровалось. Якобы посредством соединения букв или слогов, наделяя их буквально всезамудрёно-пафосными, божественными значениями. По нашим же с вами простым и понятным урокам вы можете увидеть, что то, что я рассказываю вам о настоящем русском языке, в корне отличается от многочисленных толкований якобы древнеславянских смыслов, значений и образов. Это пока всё, что я могу сказать. Да, отвечу ещё и на вопрос по поводу моего образования в связи с темой языкознания. А то, мол, Сундаков путешественник, исследователь, пусть, там, и профессиональный, а рассказывает почему-то о языке. Почему-то десяток лет строит Славянский Кремль и почему-то строит там теперь ещё и Русскую школу русского языка, являясь при этом её единственным проявленным преподавателем. Так вот про образование. Ну, первое высшее: филологический факультет пединститута. Второе высшее: журфак МГУ. Ну и, соответственно, многие годы работы по специальности.
Теперь несколько просьб и напоминаний. Если вы впервые слушаете меня в формате Русской школы русского языка, настоятельно рекомендую начать с моих первых уроков. Это многое прояснит тогда и в этой лекции. Второе, если услышанное покажется вам странным и надуманным (так бывает) ну, просто не тратьте свое время на просмотр и тем более на комментарий. Ну, значит «не в коня корм», как говаривали наши предки. Также не надо слать мне какие бы то ни было свои, чужие версии и откровения по языку, включая ссылки, цитаты различных авторов и исследователей всех времён и народов. Третье, не пытайтесь увидеть в моих словах политику. Здесь нет ничего, кроме подлинной географии и исконного, истотного русского языка.
Ну, а теперь, дорогие мои, перейдем непосредственно к нашему уроку. А хочу я вам поведать сегодня о вещах простых. Ну, некогда таких простых, что проще некуда. Но, незнание этих совсем простых вещей, сегодня преогромнейшая пропасть и в путанном сознании, знании, образовании, да и в искаженном мировоззрении русского человека. Незнание этих совсем простых вещей, приводит к многочисленным и большим ошибкам. И в исторических изысканиях и, как следствие, даже к неправильному, неосмысленному отношению и к людям, и к управлению территориями.
Многие понятия, доподлинно известные нашим предкам, сейчас, сегодня, напрочь забыты. Некоторые из них из-за невостребованности (ну, забыты в веках с течением времени), но большее число понятий забыты намеренно. Точнее, нас заставили их забыть. Да и сейчас, из далёка так умышленно, а свои так по хроническому невежеству, заставляют нас забыть всё то, что у нас было. Но при этом постоянно, настойчиво заставляют нас верить, вспоминать, помнить и горячо обсуждать то, чего никогда с нами и у нас не было. Никогда. Но не будем об этой чудовищной фальсификации и равнозначной печали любого не предвзятого, пытливого исследователя.
А начнем мы наше просветительское дело с тела. Тела человека. Так вот, раньше правую и левую стороны тела категорически различали. Одинаковые части тела, но находящиеся по разные его стороны, назывались по-разному. Ну, совсем разными словами. По-разному назывались правая и левая рука, правый и левый глаз, правое и левое ухо и так далее и так далее. Точных русских слов было значительно больше чем сейчас. И в какие-то времена такое обилие разных слов и названий стало кое-кого тяготить. И вскоре руки стали называться одинаково «рука», глаза называются «глаза», а уши называются «уши». Мы сейчас о правой и левой руках вынуждены говорить, ну, как иноземцы «правая рука» и «левая рука», «правая или левая нога», там, и так далее. Так вот, с тех пор русский язык многократно планомерно выхолащивали и упрощали. О том, как и что раньше исходно называлось на теле человека я уже отчасти рассказывал на очных уроках в самых разных городах, странах, аудиториях. Придёт время подробно расскажу и здесь. Но сейчас поговорим лишь о сторонах тела, поскольку без этого дальнейшее повествование на тему сегодняшнюю, ну, будет труднодоступным. Ну, если не невозможным для понимания вовсе.
Итак, раньше люди считали правую сторону тела мужской стороной, а левую сторону тела, стороной женской, и у мужчин и у женщин. Всю правую сторону тела, считали стороной «чёрной», а всю левую сторону тела, считали стороной «белой». И у мужчин и у женщин. Таким образом, правая сторона тела, это сторона мужская и «чёрная», а левая сторона тела, сторона женская и, соответственно, «белая». Эти цвета обозначали противоположное, но вовсе не плохое и хорошее.
Сейчас, начиная с определённого периода, главным географическим направлением для человека на земле, является направление на север. Ну, на Полярную звезду. Которая по-русски называется «Спасская звезда», или просто «Спас». Вот держась за направление на Полярную звезду люди ориентировались в пространстве, да и во времени, о чём, мы, как мне помнится, говорили на прошлом уроке. Так вот, свериться с направлением на Спасскую звезду, на Спас, называлось «спастись». То есть, чтобы определиться с направлением, говорили не «ориентироваться», а «спасаться». Ну, а спасешься (сориентируешься) по жизни сам, и спасутся вокруг тебя многие. Сейчас… А! Кстати слово, вот, «компас», это тоже развёрнутое по-русским правилам слово «Спас».
Сейчас, если мы сверили какое-то направление по Полярной звезде, мы не говорим, что «спаслись», мы говорим, что сориентировались относительно Полярной звезды. Слово «ориентация» ныне оторвалось у нас от своего изначального значения. Не на русском языке слово «ориент» означает «восток». Ну, а по-русски восток называется иначе. Он называется «горн». Горном по-русски называлась только та сторона встречи неба и земли, в которой Солнце восходит. А вот напротив горна, то есть напротив востока, находится та часть земли, за которую вечером Солнце заходит, и эта сторона у нас называлась Запад. Ну, называется Запад. А ещё, по другому, она у нас называлась «горизонт».
Вот Солнце у нас «В» восходит на «В» востоке, на Горне, а «З» заходит оно за горизонт, за линию горизонта, на «З» на Западе. А Горизонт находится на западе. Горизонт — это запад. Вот, кстати, слово «угораздило» имеет к этому отношение. То есть горизонтом исходно называлась только та часть неба, в которой небесные светила: солнце, луна и все планеты, заходят за край земли.
Раньше же главным направлением было направление на восток. Ну, на место, откуда восходит Солнце. Люди ориентировались в пространстве держась за направление на восток, на Горн. Ориентироваться, это не по-русски, а по-русски, если речь идёт о востоке, то «сверяться». Слово «сверяться», кстати, происходит от слов «восток, весть и вера». Эти три слова родственны друг другу в русском языке, ну, они слова одного извода. Также известно, что предки наши поклонялись источнику жизни, света, тепла — Солнцу. А также почитали источники воды, ну, мягкости, свежести, вот, пока скажу так. На небе таким источником считалась Луна. На земле источником света и тепла был огонь, ну, или костёр. А источником воды и мягкости была река… да? Нет, не река. Вода? Нет, не вода. Источником воды и мягкости был источник воды, то есть ключ. Ну родник, с которого начинается любой ручей, взрослеющей до речушки и затем реки и так далее. Но речь сейчас тоже не о них. Все это только присказка. Речь ведь у нас в этом уроке о географии. И в этом уроке я разговариваю с вами ещё и как действительный член Русского Географического общества, руководитель Фонда русских экспедиций и путешествий.
Итак, если русский человек вставал лицом на восток, то со стороны его правой руки оказывался юг, а со стороны его левой руки, соответственно, север. И человек просто по своему телу считал, что та сторона света, которая находится со стороны его правой, «чёрной», руки, есть чёрная сторона, а вот та сторона света, которая находится по его левую руку, ну, соответственно, сторона «белая». И это обстоятельство для всей дальнейшей русской географии, очень важное, определяющее обстоятельство.
Итак, светом раньше назывался восток. Восток — это свет. Слово «свет» родственно словам «сверяться» и «вера». Относительно света определялись и страны-«стороны» света. «Страна» «сторона», ну, улавливаете связь. Ещё раз: при направлении на свет, следовательно на восток, «чёрная» сторона справа (юг), а сторона «белая», слева, север. То есть главное обстоятельство для всего русского знания земель и света, для всего русского землеописания, для всего землезнания, землеведения и, там, страноведения, и вообще для русской души.
Что же в географическом плане объясняет нам это знание? А объясняет оно следующее обстоятельство. В правую сторону (на юг) текут «чёрные» реки, а в левую сторону (на север) текут «белые» реки. «Черные» реки текут на юг в «чёрную» сторону и впадают там куда? Ну, правильно, в Чёрное море. А «белые» реки текут на север, в «белую» сторону, и впадают там, ну конечно, в Белое море. Именно поэтому Белое море и Чёрное море так и называются. Ну, знаете, можно для запоминания представить себе и цветовые образы. Ведь север там с его снегами, льдами и на самом деле весь белый, а горячий, огненный юг, чёрный. Но это, скорее, образы.
Теперь, к выше сказанному, следует прояснить ещё два важных обстоятельства. Правую сторону тела наши прадедушки и прабабушки считали не только «чёрной» стороной, но и стороной «огненной». Ну вот образно, как бы такой прогоревшей, вымазанной чёрной сажей, что ли. А вот левую, «белую» сторону тела, они считали соответственно «водяной» стороной. Ну, или «чистой», то есть как бы помытой, отмытой этой водой. Так вот, правая сторона тела — «огненная» сторона, или сторона огня, а левая сторона тела — «водяная», или сторона воды, сторона прохлады. То есть юг — огонь, а север — вода. На юге жара, а где-то дальше еще вообще там огонь, экватор, а на севере у нас холод, ну, большая студёная вода северных морей, там, северного океана. Ну, надеюсь, уяснили.
Следующее обстоятельство, которое нам необходимо приоткрыть, для понимания последующего, связано со словами «рука» и «река». Эти два слова также являются словами одного извода, одного происхождения. Вот многие понятия, связанные с рукой, называются также, как понятия связанные с рекой. Ну, например, рукав руки и рукав реки. Или там маленькая детская ручка и маленькая речка, там, ручеёк. Дельта же реки, называется «дельтой» из-за того, что в русском языке буква «Д» пятая в составе букв. И от буквы «Д», кстати, образовано и слово «делить». Рука, ну точнее ладонь руки, делится на пять частей, на пять пальцев. И река тоже, там, при впадении в море делится на протоки. Ну, не обязательно конечно на пять, разумеется. Все эти протоки и есть «дельта» реки. Рука в конце делится на пальцы, а река в конце делится на протоки. Крайние протоки дельты, да, крайние протоки, и линия водоёма в который впадает река, образует собой треугольник. Ну, образует собой букву «Д», дельта. По другому, по-русски, пальцы руки называются «доли». А ещё палец по-русски называется «узенец». Рука в конце расходится на пять пальцев, на пять долей, на пять узеньцев. И река в конце, при впадении, там, в море, расходится на протоки, или на узеньцы, или узицы. Таким образом, рука в запястье по сравнению с пальцами широкая, а в ладони она расходится на пять узких пальцев, на пять узеньцев. Река также, перед дельтой широкая, а в дельте она расходится на узкие протоки, узеньцы. Ну, или узицы. В дельте река своими узеньцами впадает в большой водоём. Устье реки на самом деле есть не устье, а «узицсье». Через «з» и «ц». То есть слово «устье» происходит от слова «узиец» и означает несколько узеньцев от одной и той же реки. Устье, это начало дельты реки, место, в котором она разделяется на протоки, пальцы, узеньцы. Так и устье руки есть место, от которого она разделяется на пальцы, доли, узеньцы. Устье руки сейчас называется «запястье», отсюда, кстати, слова «узы, узник». Потому что у узника именно на запястьях надеты наручники. А на одном из пальцев-узеньцев мы можем увидеть узы, ну, колечко семейного союза. Но вернемся к рекам и географии.
Вот, в европейской части России рек, текущих на юг, много, а рек, текущих на север, ну, не так много. Вот, все реки текущие на юг (в чёрную сторону) по-русски назывались «чёрными» реками. Самой большой «чёрной» рекой является великая Волга. Ещё одной «чёрной» рекой, ну, немного меньшей, является Днепр. Из больших рек есть ещё одна довольно большая «чёрная» река, далеко за Волгой, река Урал. Ещё заметна своими размерами конечно же река Дон. Ну, и пожалуй всё. Остальные, там, южные российские реки и речки, они поменьше. О сибирских реках тоже не сейчас. Кстати, найдите или вспомните стихотворение Гавриила Державина «Памятник»:
Слух обо мне пройдёт от белых вод до чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
И так далее.
А сейчас, хочу рассказать немного больше о великой русской реке Волге. Её длина более 3500 километров, она вообще одна из величайших рек мира. На её берегах жило раньше, да и живёт по сей день, большое количество разных народов. И естественно, что у разных народов называлась она прежде, да и называется кое-где и сейчас, по разному. О Волге-матушке, там, не знаю, можно рассказывать часами, неделями, а может и дольше. Сегодня же мне необходимо рассказать вам лишь о некоторых ее былых названиях, о которых сейчас нигде, никто, никак и ничего. В настоящее время у Волги есть всего несколько основных названий. По-русски она называется «Волга», а по-татарски «Итиль». Так вот, русское название «Волга» по всей длине реки почти никак не изменяется, а вот название «Итиль» на её разных участках известно во многих, близких к слову «Итиль» разновидностях. У Волги есть и много иных, ныне забытых, названий, в том числе названий русских. Слова-то эти есть, и в русском языке они остались, как активно присутствуют и в других, кстати, языках. Но забыто то, что эти слова некогда, были названиями реки Волги. Сейчас этими словами называются, ну, совсем другие вещи. Не стану в этом уроке рассказывать вам о том, как, почему, там, и откуда взялись бестолковые толкования названий, порождённых, якобы, умами и словами, там, от древней Греции, древних арабов, от мифических Птолемеев, Геродотов, Плиниев и Гомеров. Всего этого вы можете начитаться в десятках энциклопедий и сотнях насочиненных книг. Мы же продолжим разговор о том, как оно было на самом деле.
Итак, в среднем и нижнем течении Волга, некогда, называлась Аза, Яза, Яхуза и Яуза. «Аза, Яза» одно из древнейших названий реки Волги. А земли, примыкающие к реке Азе, Яузе, по особым географическим правилам, назывались Азия, или Язия. Устойчиво же, как нам известно, закрепилось название Азия. Так вот, от Волги-реки Азы целый континент получил своё нынешнее название «Азия». Было время, когда азиатскими странами назывались лишь страны, расположенные на берегах реки Азы. И Русь, в этом смысле, конечно же азиатская страна.
Другим названием река Волга и тоже в среднем и нижнем её течениях, называлась «Ария», или «Арья». Вот в слове «Арья» начальная буква «А» не является первой буквой. В этом слове перед ней стоят ещё буквы, которые раньше писались, но по определенным правилам могли не читаться. А если читались, то читались как звук «дж». Такие же буквы писались следом за буквой «Р». И по тем же правилам, известным и ныне непредвзятому филологу, они тоже могли не читаться, или читались как «и» или как «дж». Поэтому Волга называлась Ария, или Арья, или Джарья, Дарья, или Джарджи и даже Дарда. Вот кто-то когда-то слово Арья, или Ярья, упростил и сократил до слова из двух букв — Ра. И по сей день это «Ра» нас преследует и мучает, ну просто реально замучили. Вот все, на все лады и под любым соусом только и говорят об этом Ра. А она не Ра, она Ярья. Кстати, от именно этого Ярья, происходит название большого, славного русского города на её берегах — Ярославль. То есть Ярославль, это город «Ярьяславль». От слова Ярья происходит огромное количество слов. Конечно слова Аза или Яуза родственны слова Арья, Ярья и Дарья, или ДарьЯ. И конечно же слово «Ярило» тоже родственно словам Арья, Ярья и ДарьЯ. И популярное Ра-Солнце конечно тоже не просто Ра, оно тоже Ярья, как и река. Ведь у нас с вами Ярило оно же светит, там, то ярко, то яро, то яростно.
Почему у солнца и реки одинаковые названия? Я тоже однажды расскажу. Пока же только скажу: солнце и река на самом деле и должны называться одинаково. Именно так: должны. И еще скажу, мои дорогие, ариями и арийцами назывались люди, которые жили на берегах Волги-реки Арии. Чем принципиально отличаются арии от арийцев, об этом, простите, тоже не сейчас. Вот понимаю, что всё это «то, что не сейчас» тоже очень и очень интересно и важно, но сегодня все-таки речь не об этом. Речь о географии. Но если вы готовы внимать дальше и глубже, продолжим. И продолжим мы наше движение вместе с течением наших великих рек по направлению всё более важному и глубокому.
И теперь я, наконец, скажу главное о былых названиях реки Волги. Некогда её главным названием было название «Русь». Именно так называлась эта великая река — Русь. Русь, или Ароуз. Внесу, вот, важную поправочку. Не река с названием «Русь», а просто Русь. И всё. Потому что слово Русь и означает «река». И Аза, это тоже не название реки, Аза есть просто слово со значением «река». Здесь видимо нужна пауза. Вот сам, вместе с вами, дорогие мои, посижу подумаю, как продолжать такой нелёгкий рассказ в объеме одного, вот, урока-повествования.
Итак, великая русская река Волга раньше называлась Великая Русь. То есть буквально: Великая Русь, великая река. И так получилось, что Волга наша потеряла это свое великое название. Или нас заставили это потерять. Реку Русь по всей ее длине стали называть, ну, просто и только Волга. Все земли, примыкающие к реке-Руси, назывались «Россия». «Россия» есть земля, по которой течёт река Русь. И это тоже по тем же правилам. Ну, правило же такое: река Аза и течёт она в землях Азия, река Русь, и течёт она в землях Руссия, ну, или Россия. И если вы русский человек, кстати, а не немец, то слова эти пишутся и произносятся с двумя «с». А то тут немецкая школа вновь, как и пару столетий назад, сделала очередной вброс на неокрепшие, там, и не просвещенные умы, посягнув и на правильное, исконно русское написание.
Для названия земли по которой течёт река, к названию реки добавляются буквы «ия». Теперь внимание! Река Днепр раньше тоже называлась Русь. Ведь Русь, это не название реки. Слово «Русь» означает просто «река», напоминаю. И ведь кругом все (и на севере и на юге), ну, пока не будем говорить за весь мир, говорили на одном и том же языке с небольшими местными отклонениями. Так как Днепр меньше Волги, он назывался «Малая Русь». Таким образом Волга есть Великая Русь, а Днепр есть Малая Русь. Все земли, примыкающие к реке Великая Рось называются «ВеликоРоссия», все земли, примыкающие к реке Малая Рось называются «МалоРоссия». И на реке Великая Русь жили жители, которых называли «великороссы», а на реке Малая Русь жили жители, которых называли «малороссы». И это, друзья мои, просто ге-ог-ра-фи-я и ничего больше. Но со временем так случилось, что будто есть на земле некие великороссы, какие-то такие великие могучие люди, старшие братья, там, либо такие более великие народы. И есть на земле некие малороссы, какие-то они такие незначительные, малочисленные. И такое что-то подчинённое, не такое славное и великое. Ну какие-то младшие братья. Тогда как на самом деле, речь шла только о географии и ни о чём больше. И здесь и там жили и живут одни и те же люди, одно и то же население, один и тот же народ. И по географическому признаку одни назывались «великороссами», а другие, соответственно, «малороссами». Нет никаких таких «великих росов» и никаких, там, «малых росов». И нет «белых росов», или белоросов, как нет и росов чёрных. Есть только реки-Росси, или Аросси. И они сами, большие или малые, и текут они в «чёрную» сторону, или в «белую». ВСЁ!
Так как все реки назывались «Роси», или Арось, или Русь, та река, что сейчас называется, там, Западная Двина, называлась «Белая Русь», то есть «белая река». Ведь она течёт на север, в «белую» сторону. Эта река течет в Белоруссии и в Латвии. В Белоруссии она называется «Заходня Звина», а в Латвии — Доугава. Впадает она в Балтийское море. Земли примыкающие к Белой Руси по общим правилам назывались (называются) Белоруссия. На берегах Западной Двины (Доугавы), там, Белой Руси, живут люди белорусы, а выше — латыши. Не какие-то «белые русы», белорусы, жители на реке Белой Руси, земле Белоруссия.
И это я вам говорю, как действительный член Русского географического общества. Хотя где находится Северная Двина, какие реки есть на севере и в Белоруссии, куда они несут свои воды, нам с вами к счастью известно со школьной советской скамьи.
Северная Двина течет в Белое море. А Западная Двина… тоже течет в Белое море! Вот только в другое «белое» море, в Балтийское. И название Балтийского моря тоже связано с тем, что оно находится на «белой» стороне Земли. Вот дело в том, что реки Волга, Днепр и Западная Двина, то есть реки Великая Русь, Малая Русь и Белая Русь, то есть все три Руси, берут начало в одном месте. Помните где? Правильно, на Валдайской возвышенности. Вот истоки этих рек находятся недалеко друг от друга, ну практически в одном месте. По другому же Валдай называется как? Правильно, Русской возвышенностью. Обратите, пожалуйста, также своё внимание на это обстоятельство. Все три наши Руси начинаются в одном месте: на Русской возвышенности. И отсюда расходятся в разные стороны, растекаются по миру. Вот этими тремя русскими реками делится земля наша на три большие доли и все земли, по которым текут эти три Руси, называются «русское раздолье». Ко всему этому, ну, кому-то напомню, а кому-то проясню впервые, что народы объединяются не устьями рек, на которых они живут, народы объединяются истоками рек, по берегам которых они некогда разошлись. Вот место, где соединяются наши воистину великие русские реки, называется «русское раздолье». А ещё как оно называется? А ещё оно называется «русский мир». Вот, повторю всё сказанное ещё раз, чтобы заострить на этом ваше внимание.
Есть на белом свете великороссы? Есть, это жители на реке Великая Русь. Ну, то есть Волга, то есть Итиль, то есть Аза или Ярья. Но нет на свете никаких великих росов, или больших росов. Малоросы есть, это живущие на реке Малая Русь, то есть на Днепре. Но нет на свете никаких малых росов, там, или маленьких росов. Есть на свете и чернорусы. Это люди, живущие на всех «чёрных реках». То есть на реках, которые текут на юг. Но нет на свете никаких чёрных русов.
И есть на свете белорусы, живущие на реке Белая Русь. Эта река сейчас называется еще и Доугава. И нет на свете никаких белых русов. А вот все росказни про каких-то там чернорусов, якобы от татаро-монголов, про каких-то монголо-татар, там, как и про иго, ну, всё это сегодня, ну, уже совсем не смешно и исторический анекдот, вот, для абсолютных невежд. О Белоруссии, о Литве, о Вильнюсе, о реках Неман, там, Вильем, Нярис, Вильня и о других реках, текущих на север, в Балтийское море, которые в прошлом тоже считались реками «белыми», нужно, друзья мои, говорить отдельно. А пока сил душевных сегодня хватит ну только для разговора о «ридной Украине».
Итак, Украина, это старое, другое название реки Днепр. Было время, когда река Днепр называлась река Украина. Украина — это река, река, река! Днепр же — отец река. Вот прожил немало лет я на дорогой моему сердцу Украине, в славном граде Николаеве, походил по Днепру, ну как впрочем и по многим другим, там, рекам, морям, океанам. Вот мы: русскоговорящие, украинскоговорящие, белорусскоговорящие, никогда не путаем в словах начальную букву «у» и начальную букву «о». Никогда. Для нас это абсолютно разные буквы. И на слух разные и по произношению и по написанию. Вот слова «указать» и «оказать» для нас ведь разные слова. Слова «оклад» и «уклад» для нас разные слова. И слова «окраина» и «УкраИна» для нас, ну тоже абсолютно разные слова. Даже если их произносить как «окраина» и «укрАина», как это иногда делают. Украина это никакая не, там, окраина Руси. Украина сама есть Русь. Другая Русь. Ну, например, Киевская Русь. Вот все земли всех трёх Русей есть одна и та же земля. И если вдруг Днепр начать считать окраиной там для Волги, то Волга такая же окраина для Днепра. А Белая Русь еще одна окраина для обоих… или обеих. Ну дело даже не в этом. В слове «Украина» первая буква не «У». Первая буква в слове «Украина» не «У», а «ук». Есть такая буква «ук». Была раньше такая сложная для иноземцев буква в славянских буквицах-каракулицах, ну, переназванных позже известно для каких целей кириллицей. И не стану я сейчас вдаваться во все эти подробности истории этой буквы, во все ее написания, звучания… главное, я знаю как именно связаны слова «Днепр» и «Украина». Оба этих слова состоят из двух частей, так вообще было положено называть реки в русском языке. И так они все в русском языке и называются по сей день. Вот не стану сейчас в подробностях пояснять как именно делаются названия рек. Об этом в будущем будет мой особый рассказ. Вот просто с налёту, простите, но не объясню. Поверьте пока на слово.
Украина и Березина (или БерезИна) — это варианты одного и того же названия реки. Вот естественно и то, что и Днепр в разных своих краях, в разных своих берегах, назывался по-разному. Вот к чему я веду? Одни люди живут на Волге, другие на Днепре, третьи на Украине, четвёртые на Кавказе, пятые на Урале. Все русскоговорящие так говорят. А почему «на», почему не «в»? Ну потому что в русском языке так принято: люди живущие у берегов какой-то реки, живут «на» этой реке. Не «у» реки, не «возле» реки, не «около» реки, а «на» реке. Всегда русскоговорящие говорят так, имея ввиду живущих на реке. И раньше все люди об этом знали, а сейчас хоть и забыли, но мы продолжаем так говорить. Люди живут на Украине, потому что они живут на реке Украина, то есть на Днепре, то есть на Малой Руси.
Вот по общим правилам, земли прилегающие к реке Украина, должны называться «Украиния». И страна должна бы, ну по, ну там, по правильному, называться не Украина, а Украиния. И тогда бы словосочетание «в Украине» так отчаяно не резвало бы слух всем, вот, русскоговорящим. Не «в Украине», а «в Украинии», не «в Малой Руси», а «в Малороссии», не «в Малой Руси», а «на Малой Руси», то есть на Днепре, то есть на Украине. Ну вот так.
Если с этим понятно, то почему же мы тогда, вправе спросить вы, говорим, там, «на Кавказе»? Кавказ это что ли тоже река? Да! Кавказ это река. И называлась… сейчас она называется Терек. А было время, река Терек называлась река Кавказ. Была в своё время еще и река Северный Кавказ. И поэтому люди живут там «на» Северном Кавказе. Сейчас Северный Кавказ называется, там, Кумо-Манычская впадина, в которой текут река Маныч река Кума. Кто, как и зачем, поменял нам названия всех наших рек, тоже не вопрос сегодняшней темы.
Скажу лучше о тех наших людях, которые живут на Урале и на Дальнем Востоке. Вот было время, когда река Амур называлась река Дальний Восток. Или точнее, река Восток Дальний. Все люди, которые живут сейчас в местах, которые мы называем Дальний Восток, живут на реке Дальний Восток. Поэтому все они живут «на» Дальнем Востоке, то есть на реке Амур. И от этой реки, от всех земель примыкающих к ней, мы Дальним Востоком сейчас, конечно же, называем гораздо большую территорию.
Есть у нас и река Дальний Восток. И этот наш Дальний Восток наши предки называли ещё и по другому. Они называли его: река Манчжур. А землю при реке Манчжур, по общим уже известным вам правилам, называли Манчжурия. Название реки Манчжур означает «Маныч Восточный». Названия Манчжур и Амур есть разные сокращения названия «маныч жур» или «маныч гур», ну или «маныч горн». Ну слово «горн», как я уже говорил в русском языке означает «восток». Вот название Манчжур или Маныч Горн, то есть Маныч Восточный, принесли с собой люди русские, переселенцы и казаки. Они пришли некогда на эту красивейшую реку и дали ей своё название.
Так, к слову, и среднеазиатская река Сырдарья или «желтая» ДарьЯ, или Желтая река, раньше называлась «Средняя Аза» и от неё все земли, к ней примыкающие, получили название Средняя Азия. А вот все россказни о каких-то там маньчжурах, о каких-то китайцах, о какой-то чужой древней культуре, ну, всё это уже другой исторический анекдот, прояснять который, ну, просто уже нет сил.
Друзья мои, как я вас неоднократно предупреждал, всё, что сейчас я вам рассказал, разумеется, нуждается в тысячах пояснений от меня. И сами эти пояснения тоже будут нуждаться в пояснениях. Но если я сейчас начну всё это прояснять, этот наш с вами географический урок Русской школы русского языка, ну, станет просто бесконечным. А вы забудете о чём он. А был он о Руси, о трёх наших великих русских реках и о других реках и речках нашего Царства-государства.
Ну, на сегодня, пожалуй, всё. До новых встреч! Ваш, Виталий Владимирович Сундаков.