М.А. Шолохов «Судьба человека»
1. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями:
1. Автор описывает весну 46 года |
А. Развязка |
2. Автор встречает Андрея с мальчиком |
Б. Авторский зачин |
3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ |
В. Кульминация |
4. Все события военных лет |
Г. Экспозиция |
5. Гибель сына |
Д. Развитие действия |
6. Встреча с Иваном |
Ж. Завязка |
7. Прощание с автором |
З. Концовка |
Правильные ответы: 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7-
2. В какую станицу ехал рассказчик?
Вешенская Букановская Усть-Медведицкая
3. Какова была довоенная жизнь Андрея Соколова?
Он работал на железной дороге и не имел ни жены, ни детей
Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей
Он работал на заводе и жил с престарелыми родителями
4. Как звали детей Андрея Соколова?
Андрейка, Иринка, Васютка
Ксюша, Серёжа, Максимка
Ванюша, Танюша, Леночка
Анатолий, Олюшка, Настенька
5. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?
17лет 8лет 10лет 15лет
6. Сколько раз был ранен А.Соколов?
3 2 0 1
7. На автомобиле какой марки возил снаряды на фронте Андрей Соколов?
Опель ГАЗ-67 полуторка ЗИС-5
8. Как Соколов попал в плен?
Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага
Он сам сдался в плен после того, как советские войска проиграли сражение
Грузовик с боеприпасами, который вел Соколов, захватили немцы
9. Какое знаменательное событие произошло во время ночевки пленных в церкви?
Фашисты расстреляли находившихся в церкви евреев
Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного
Соколов пытался совершить побег
10. Попав в плен, Андрей Соколов:
всегда думал о побеге
старался выполнять всю работу без нареканий
надеялся на скорое освобождение советскими войсками
смирился со своей судьбой
11. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?
по дороге в Познань
работал в каменном карьере
был отправлен рыть могилы военнопленным
работал на шахте в Руре
12. Как Соколову удалось совершить попытку побега?
Ему удалось неожиданно напасть на охранников и, оглушив их, сбежать
Один из пленных отвлек охранников и помог Соколову сбежать
Пленных заставили копать могилы, охранники отвлеклись, и Соколову удалось сбежать
13. Определите, какой герой здесь описан: «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на «о» налегал, будто коренной волжанин».
немец Мюллер
немецкий инженер, в чине майора армии
Крыжнев- друг Соколова, пригласивший его работать водителем
14. Как Соколову удалось избежать расстрела?
Он держался достойно и рассказал коменданту остроумную шутку
Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба
Он залпом выпил полбутылки водки и этим заслужил уважение наблюдателей
15. Как Соколов освободился из плена?
Соколов оглушил майора, направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную территорию
Во время строительства укреплений Соколову удалось незаметно выбраться из лагеря
Соколов взял майора в плен и, угрожая убить его, сбежал на машине
16. Когда был убит сын Андрея Соколова?
10 мая 1945 г.
23 апреля 1945 г.
9 мая 1945 г.
после войны
17. Как погиб сын главного героя?
оказался в доме, на который упала бомба
умер в плену
убит в сражении под Москвой
убит в Берлине
18. Что случилось с Соколовым после войны?
Он вернулся домой, к своей семье
Семья Соколова погибла, он долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника Ванюшку
Семья Соколова погибла, он скитался по городам, сменил множество профессий, но теперь снова возвращается домой
19. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:
хотел помочь мальчику-сироте
устал от одиночества
думал, что забудет собственное горе
был потрясён трагической судьбой мальчика
20. Что чувствовал рассказчик, глядя вслед Ванюшке и Соколову?
Он радовался, что эти двое все-таки нашли друг друга
С тяжелой грустью смотрел он им вслед, а потом не смог сдержать слез
Он надеялся, что когда-нибудь снова их увидит
21. О чьей судьбе повествует рассказ?
о судьбе Андрея Соколова
о судьбе отдельно взятой советской семьи
о судьбе Ванюши
о судьбе человечества в целом
22. Какую форму имеет повествование в произведении Шолохова ?
повествование от 1-го лица повествование от 3-го лица
рассказ в рассказе форму монолога
23. Определите тематику рассказа:
жизнь и смерть человек на войне человек после войны как война ломает жизнь человека
24.Фраза: «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» – содержит:
гиперболу метафору аллегорию
25. Композиция произведения:
кольцевая (повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала, т.е. такое построение текста, при котором финал возвращает (условно говоря) к началу произведения )
последовательная (представляет собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале)
ретроспективная (т.е. когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия сюжета)
М.А. Шолохов «Судьба человека»
1. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями:
1. Автор описывает весну 46 года |
А. Развязка |
2. Автор встречает Андрея с мальчиком |
Б. Авторский зачин |
3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ |
В. Кульминация |
4. Все события военных лет |
Г. Экспозиция |
5. Гибель сына |
Д. Развитие действия |
6. Встреча с Иваном |
Ж. Завязка |
7. Прощание с автором |
З. Концовка |
Правильные ответы: 1-Г 2-Б 3-Ж 4-Д 5-В 6-А 7-З
2. В какую станицу ехал рассказчик?
Вешенская Букановская Усть-Медведицкая
3. Какова была довоенная жизнь Андрея Соколова?
Он работал на железной дороге и не имел ни жены, ни детей
Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей
Он работал на заводе и жил с престарелыми родителями
4. Как звали детей Андрея Соколова?
Андрейка, Иринка, Васютка
Ксюша, Серёжа, Максимка
Ванюша, Танюша, Леночка
Анатолий, Олюшка, Настенька
5. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?
17лет 8лет 10лет 15лет
6. Сколько раз был ранен А.Соколов?
3 2 0 1
7. На автомобиле какой марки возил снаряды на фронте Андрей Соколов?
Опель ГАЗ-67 полуторка ЗИС-5
8. Как Соколов попал в плен?
Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага
Он сам сдался в плен после того, как советские войска проиграли сражение
Грузовик с боеприпасами, который вел Соколов, захватили немцы
9. Какое знаменательное событие произошло во время ночевки пленных в церкви?
Фашисты расстреляли находившихся в церкви евреев
Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного
Соколов пытался совершить побег
10. Попав в плен, Андрей Соколов:
всегда думал о побеге
старался выполнять всю работу без нареканий
надеялся на скорое освобождение советскими войсками
смирился со своей судьбой
11. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?
по дороге в Познань
работал в каменном карьере
был отправлен рыть могилы военнопленным
работал на шахте в Руре
12. Как Соколову удалось совершить попытку побега?
Ему удалось неожиданно напасть на охранников и, оглушив их, сбежать
Один из пленных отвлек охранников и помог Соколову сбежать
Пленных заставили копать могилы, охранники отвлеклись, и Соколову удалось сбежать
13. Определите, какой герой здесь описан: «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на «о» налегал, будто коренной волжанин».
немец Мюллер
немецкий инженер, в чине майора армии
Крыжнев- друг Соколова, пригласивший его работать водителем
14. Как Соколову удалось избежать расстрела?
Он держался достойно и рассказал коменданту остроумную шутку
Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба
Он залпом выпил полбутылки водки и этим заслужил уважение наблюдателей
15. Как Соколов освободился из плена?
Соколов оглушил майора, направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную территорию
Во время строительства укреплений Соколову удалось незаметно выбраться из лагеря
Соколов взял майора в плен и, угрожая убить его, сбежал на машине
16. Когда был убит сын Андрея Соколова?
10 мая 1945 г.
23 апреля 1945 г.
9 мая 1945 г.
после войны
17. Как погиб сын главного героя?
оказался в доме, на который упала бомба
умер в плену
убит в сражении под Москвой
убит в Берлине
18. Что случилось с Соколовым после войны?
Он вернулся домой, к своей семье
Семья Соколова погибла, он долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника Ванюшку
Семья Соколова погибла, он скитался по городам, сменил множество профессий, но теперь снова возвращается домой
19. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:
хотел помочь мальчику-сироте
устал от одиночества
думал, что забудет собственное горе
был потрясён трагической судьбой мальчика
20. Что чувствовал рассказчик, глядя вслед Ванюшке и Соколову?
Он радовался, что эти двое все-таки нашли друг друга
С тяжелой грустью смотрел он им вслед, а потом не смог сдержать слез
Он надеялся, что когда-нибудь снова их увидит
21. О чьей судьбе повествует рассказ?
о судьбе Андрея Соколова
о судьбе отдельно взятой советской семьи
о судьбе Ванюши
о судьбе человечества в целом
22. Какую форму имеет повествование в произведении Шолохова ?
повествование от 1-го лица повествование от 3-го лица
рассказ в рассказе форму монолога
23. Определите тематику рассказа:
жизнь и смерть человек на войне человек после войны как война ломает жизнь человека
24.Фраза: «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» – содержит:
гиперболу метафору аллегорию
25. Композиция произведения:
кольцевая (повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала, т.е. такое построение текста, при котором финал возвращает (условно говоря) к началу произведения )
последовательная (представляет собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале)
ретроспективная (т.е. когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия сюжета)
1. Кто
автор рассказа «Судьба человека»?
Михаил Шолохов
2. Назовите
главного героя произведения. (Андрей Соколов).
3. В
какую станицу ехал рассказчик?
Букановская
4. В
какое время года автор со своими товарищами поехал в станицу Букановскую?
(Весной).
5. Как
называется река, которая упоминается в начале рассказа? (Еланка).
6. О
ком идёт речь в данном отрывке: «Он выглядел иначе: прожжённый в нескольких
местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных
штанах не пришита как следует, а скорее, наживлена широкими, мужскими
стежками…» (Об Андрее Соколове).
7. Назовите
имя жены главного героя рассказа. (Ирина).
8. Как
погибли родители героя произведения? (Умерли от голода).
9. Сколько
детей было у главного героя произведения? (3).
10. Назовите
имя сына главного героя рассказа. (Анатолий).
11. В
каком году главный герой рассказа попал в плен? (1942 году в мае месяце).
12. «Ты,
видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так,
бессердечный ты человек?» О каком недуге идёт речь? (Выбита рука, левое плечо).
13. «До
того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я
не человека, а какого-то гада ползучего душил». Почему главный герой задушил
одного из пленных? (Потому что тот хотел выдать немцам взводного).
14. Сколько
лет главный герой рассказа был в плену? (2 года).
15. «…Невысокого
роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый и волосы на голове белые,
и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате» О ком идёт речь?
(О Мюллере).
16. Что
произошло с семьёй главного героя произведения? (Погибли).
17. Назовите
имя мальчика, которого главный герой рассказа решил усыновить. (Ваня).
18. Какова
была довоенная жизнь Соколова?
Он работал слесарем, потом
шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей
19. Как
Соколов попал в плен?
Грузовик, который вел
Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в
тылу врага
20. Какое
знаменательное событие произошло во время ночевки пленных в церкви?
Соколов спас от смерти
незнакомого ему взводного
21. Как
Соколову удалось совершить попытку побега?
Пленных заставили копать
могилы, охранники отвлеклись, и Соколову удалось сбежать
22. Как
Соколову удалось избежать расстрела?
Он, не закусывая, выпил три
рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба
23. Как
Соколов освободился из плена?
Соколов оглушил майора,
направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную
территорию
24. Что
случилось с Соколовым после войны?
Семья Соколова погибла, он
долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника
Ванюшку
25. Что
чувствовал рассказчик, глядя вслед Ванюшке и Соколову?
С тяжелой грустью смотрел он
им вслед, а потом не смог сдержать слез
Пример сочинения 1
На мой взгляд, рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» — одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне. В нем автор сумел передать весь трагизм и все величие русского человека, на долю которого выпало страшное испытание – война.
Несмотря на все потери, герой рассказа – русский солдат Андрей Соколов – сохранил свое человеческое достоинство и нашел в себе силы жить дальше. Что помогло ему не сломаться? Я считаю, что, в первую очередь, — русский характер и огромная любовь к своей Родине. Именно патриотизм, на мой взгляд, позволил русским людям выстоять, победить сильнейшего противника, восстановить жизнь после войны.
Андрей Соколов – простой русский человек, работяга. Всю мирную жизнь он проработал шофером. У него был дом, семья и дети – его малая Родина. Это Соколов любил больше всего на свете, видел в этом смысл своей жизни. Герой мечтал до конца своих дней трудиться на благо страны, воспитывать вместе с женой детей, радоваться внукам…
Но война разрушила его планы. В один миг Соколов потерял и дом, и почти всю семью, потерял смысл жизни. Кроме того, на фронте на долю героя тоже выпали нелегкие испытания — он оказался в немецком плену. Шолохов описывает, как мужественно вели себя в плену большинство русских солдат, как, несмотря на страшные мучения, они не предали своей Родины, не посрамили звания русского человека.
Не стал исключением и Андрей Соколов. Особенно ярко мужество и достоинство героя проявляется в сцене его допроса комендантом лагеря Мюллером. Это был безжалостный человек: «Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день…Аккуратный был гад, без выходных работал».
Уже сам тон, которым герой рассказывает о лагерефюрере, говорит о его мужестве и силе характера. Соколов шутит, с юмором воспринимает все испытания, выпавшие на его долю. Кроме того, герой не боится «фрицев», он открыто высказывает свое возмущение по поводу нечеловеческих условий труда для пленных: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».
Когда герой узнал, что его вызывает Мюллер, он приготовился к смерти: сопротивления немцы не прощали. Соколов готовится погибнуть, но погибнуть с достоинством, не посрамив звания русского солдата: «… и стал…собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно».
Голодный и физически ослабевший, Соколов проявил удивительную моральную силу. Он отказался от подачек Мюллера и согласился выпить только за свою погибель.
А уж когда издевающийся лагерфюрер предложил герою выпить за немецкую победу, Соколов забыл про все свои беды. В нем осталось лишь возмущение, ненависть к врагам и уверенность в русской победе: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»
Почувствовав такую силу и мощь героя, Мюллер не смог не восхититься Соколовым. Он отменил свое решение, сохранив жизнь герою, да еще дал ему в барак хлеба и сала. Так глубока была в Андрее Соколове любовь к Родине, вера в победу, что даже более сильный враг отступил, не смог сломить русского характера.
Я думаю, что только благодаря огромной любви к Родине, «кровной связи с отечеством», присущей каждому русскому человеку, мы и выиграли эту страшную войну, освободили весь мир от ига фашизма. Конечно, наиболее явно любовь к Родине проявляется в критические моменты, такие, как война. Но она живет в человеке всегда, поддерживая его, давая уверенность и силы жить.
После войны жизнь Андрея Соколова не стала легче. Он остался совсем один, потеряв всех своих родных, свой дом — интерес к жизни. Автор пишет, что после войны его герой продолжал работать. Но Соколов стал выпивать, прячась от чувства пустоты и ненужности, заливая свое горе. Несмотря на это, герой с честью выдержал все испытания, он не спился, не наложил на себя руки. В награду судьба послала Андрею Соколову маленького оборвыша Ванюшу.
Во время войны мальчик тоже потерял всех своих близких. Он стал для героя сыном, счастьем и опорой, смыслом жизни: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло!… Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…»
В финале рассказа автор надеется, что и послевоенные поколения унаследуют от своих отцов коренную связь с Родиной, их силу и мужество; надеется, что русский характер не измельчает и сумеет постоять за свою великую страну: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Пример сочинения 2
Произведение “Судьба Человека” Шолохова наполнено трагическими событиями, свойственными времени Второй Мировой Войны, которые показывают все ужасы и несправедливость войны. Вместе с главным героем, солдатом на поле брани, мы проходим через все испытания предоставляемые судьбой, но по итогу остаемся практически ни с чем. Это произведение отчасти о несгибаемой воле русского человека, о его стрессоустойчивости и храбрости.
В произведении повествуется о временах Великой Отечественной Войны. Нас знакомят с Андреем Соколовым, мобилизованным в ряды армии. В родном городе у него остаются жена и две дочери, что придает ему ещё большей мотивации для победы. Но впервые же месяцы войны его тяжело ранят и забирают в плен фашистские захватчики. В плену он знакомится с немецким концлагерем, со всеми его ужасами, и отвратными вещами. Однако благодаря своей воле и храбрости ему удается избежать расстрела и вернуться к своим на фронт. Вскоре его ожидает ещё одно испытание.
В недолгом фронтовом отпуске вернувшись в свой родной город, он узнаёт о смерти своей семьи под немецкими бомбами. Единственным близким человеком ему приходится его сын офицер, тоже сражающийся за честь страны на передовой. Но как мы знаем, реальный мир бывает очень жесток, и практически всегда непростительно несправедлив. После победы в войне Андрей узнает о гибели сына в последний день войны. Разбитый и подавленный он отправляется жить далеко от своего родного города, однако, это ещё не все испытания, уготовленные на его долю судьбой. Работая в чужих местах. Встречая там мальчика сироту, он берёт его под свою опеку. Так и заканчивается история Андрея Соколова.
Произведение даёт нам понять, насколько ужасна была война, и что она принесла людям, жившим в ту эпоху. Изо всех сил стараясь выжить и вернуться к своей семье, Андрей получает лишь разочарование и нестерпимую душевную боль от потери любимых. Это показывает всю несправедливость и ужас ВОВ. Но благодаря таким произведениям, мы учимся на прошлых ошибках, стараясь не совершать их в будущем. Именно это пытается донести Шолохов. Старайтесь не наступать на одни и те же грабли дважды.
Пример сочинения 3
Андрей Соколов — это человек несгибаемой воли. Столько испытаний судьбы выпало на долю на Андрея и он с честью их преодолел, оставаясь Человеком с большой буквы. Беды и горе не сломили главного героя,он смог выстоять, сохранив сострадание,любовь к людям. Соколов смог сделать нравственный выбор, смог не сломаться в плену, смог сбежать, прихватив ценного информатора, смог пережить утрату близких, смог найти в себе силы жить дальше и дать надежду на жизнь сироте Ванюше. Смог — это ключевое слово,а мочь могут только люди с несгибаемой волей.
Счастье мирной жизни окончилось, началась война. Семья, дети, родной дом, здоровье и уважение близких,всё остаётся на вокзале, при уходе на фронт. Эпизод прощания с женой, Ирина повторяла, что «не свидеться им больше на этом свете». Соколов корил себя за грубость,так как слова жены оказались пророческими, а он разозлился и не обнял её на прощание.
Плен, первое испытание в церкви, когда один отщепенец хотел выдать взводного немцам, а Соколов задушил руками предателя. Утром немцы требовали выдать им «вредных» людей, но таковых не оказалось.
Соколов впервые убил человека, хоть он и был предателем,но это изменило его судьбу, он стал непреклонным и духовно сильным. Он сделал свой моральный выбор, испытание предательством сделало Соколова борцом.
Эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером занимает центральное место в произведении. Соколов выигрывает поединок и как личность, комендант лагеря не смог сломить пленного, и как русский, представитель целой нации. Соколов разговаривает на равных с комендантом, пробуждая интерес и уважение к себе. Достойный противник, представитель русского народа, в этом ключевая роль эпизода. Соколов не пошёл на сделку с совестью, хоть судьба и испытывала его в очередной раз.
Героический побег из плена, Соколов прихватил очень важного «языка»,майора с секретными документами.Благодарность от генерала за отвагу и мужество,испытание славой прошёл с честью, оставаясь простым солдатом, не искал лёгкой жизни в тылу,а рвался на передовую.
После известия о гибели жены и дочерей, Соколов жил мыслями о сыне, но в самом конце войны геройски погибает и сын Соколова. Одиночество и потеря смысла жизни героя, всё это отображено в эпизоде похорон Анатолия. Герой выдерживает испытания, удары судьбы, горе не сломило его. Тоска, душевная боль не давала Соколову жить на одном месте.
Встреча сироты, бездомного Ванюши — это новый вызов судьбы, испытание на человечность. Момент, когда он сказал Ване, что «он его отец»- перевернула жизнь обоих, они обрели друг друга, их жизнь обрела смысл и объединила их судьбы. Усыновив Ванюшу, они оба обрели надежду на новую жизнь, два одиночества нашли друг друга, в этом их счастье.
Соколов не пошёл на сделку с совестью, хоть судьба и испытывала его в очередной раз.
Героический побег из плена, Соколов прихватил очень важного «языка»,майора с секретными документами.Благодарность от генерала за отвагу и мужество,испытание славой прошёл с честью, оставаясь простым солдатом, не искал лёгкой жизни в тылу,а рвался на передовую.
После известия о гибели жены и дочерей, Соколов жил мыслями о сыне, но в самом конце войны геройски погибает и сын Соколова. Одиночество и потеря смысла жизни героя, всё это отображено в эпизоде похорон Анатолия. Герой выдерживает испытания, удары судьбы, горе не сломило его. Тоска, душевная боль не давала Соколову жить на одном месте.
Встреча сироты, бездомного Ванюши — это новый вызов судьбы, испытание на человечность. Момент, когда он сказал Ване, что «он его отец»- перевернула жизнь обоих, они обрели друг друга, их жизнь обрела смысл и объединила их судьбы. Усыновив Ванюшу, они оба обрели надежду на новую жизнь, два одиночества нашли друг друга, в этом их счастье.