Цель: Через анализ эпизода показать средства
психологизма в романе “Преступление и
наказание” и выявить роль образа Свидригайлова.
Задачи:
Образовательная:
- Определение роли мотива “двойничества” в
романе. - Знакомство с особенностями психологического
мастерства писателя.
Развивающая:
- Совершенствование навыков анализа эпизода.
- Анализ эпизода как приём раскрытия
психологического мастерства Достоевского. - Анализ роли двойников в романе на основе
анализа эпизода
Воспитывающая:
- Подведение учащихся к мысли о разрушающем
воздействии на человека идеи о сверхчеловеке,
идеи о вседозволенности.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вводное слово учителя.
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и
наказание” исследователи насчитывают около 90
персонажей. На предыдущих уроках мы
сосредоточились в основном на одном из них –
Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же
роль других героев, окружающих бывшего студента?
Почему, например, Раскольникова за несколько
минут до его признания в убийстве
“старухи-чиновницы и сестры её Лизаветы” так
поразило известие о самоубийстве Аркадия
Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд,
совершенно постороннего для него человека?
Нахождение ответа на этот вопрос и является
задачей нашего урока.
В каком фрагменте романа можно найти ответ на
него?
Психологи утверждают, что в развитии отношений
людей велика роль первого впечатления, первой
встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан
Достоевским в эпизоде “Знакомство
Раскольникова со Свидригайловым”.
Проанализируем этот эпизод, используя план
анализа эпизода (план анализа эпизода заранее
записан на доске и/или распечатан и разложен на
партах).
План анализа эпизода
I. Вступление.
Идея художественного произведения.
II. Главная часть
1. Место рассматриваемого эпизода в
художественном произведении.
2. Вид эпизода, его композиция и сюжет.
3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова,
объединяющие данный эпизод с предыдущими и
последующими эпизодами.
4. Содержательная функция эпизода.
- Раскрываются какие-то стороны характера
персонажа, его мировоззрение. - Даётся представление о душевном состоянии
персонажа. - Звучит прямая или косвенная авторская оценка
события, персонажа. - Показан поворот во взаимоотношениях героев.
- Выражается авторский взгляд на те или иные
проблемы
5. Своеобразие языковых средств, художественных
приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
III. Заключение.
Роль эпизода в произведении.
Аналитическая работа по тексту эпизода
“Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
1. Вводная беседа.
1. 1. Что такое эпизод?
Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – небольшой
отрывок, фрагмент, относительно завершённая и
самостоятельная часть литературного
произведения, которая изображает законченное
событие или важный в судьбе персонажа момент.
1. 2. Эпизод – только часть произведения, но в
этой части сохраняются свойства целого. Темы,
идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде,
развившись и продолжая развиваться за его
пределами. Для более-менее адекватного понимания
фрагмента необходимо иметь представление о всём
произведении в целом. Поэтому работу с текстом
эпизода начнём с того, что вспомним, какова идея
романа Ф. М. Достоевского “Преступление и
наказание”.
Показать разрушающее воздействие на человека
идеи о существовании двух разрядов людей: тварей
дрожащих и право имеющих, – о праве последних на
собственное усмотрение решать вопросы жизни и
смерти других людей во имя общественного
прогресса.
2. Характеристика эпизода.
2.1. Слово учителя.
Роман Достоевского “Преступление и
наказание” пронизан христианскими идеями. В нём
преломляется евангельское понятие
греха-преступления и выведена “потребность
Христа”. Действие часто строится на
воспоминаниях, которые возникают отдельными,
очень яркими вспышками, и выливаются в
монологи-исповеди. Герой или его идея появляются
и живут в романе задолго до их вступления в
действие, что позволяет автору развернуть образ
и развести лейтмотив по всему роману.
Переживания героев, мотивы их поступков порой
очень неясны, поэтому сами они не знают, что
сделают в следующий момент. В своих признаниях
они страстно стремятся объяснить и понять самих
себя. Достоевскому очень важно разобраться во
внутреннем мире своих героев, в причинах их
поступков, в том, способны ли они к возрождению.
Посмотрим, как это стремление реализуется в
эпизоде “Знакомство Раскольникова со
Свидригайловым”.
2.2. Аналитическая беседа.
Каково расположение эпизода в романе?
Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к
пониманию ошибочности его теории. – После
эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с
Порфирием Петровичем.
Определите границы эпизода “Знакомство
Раскольникова со Свидригайловым”.
Конец VI главы третьей части – 1 глава четвёртой
части.
Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая
его начало не просто в предыдущей главе – в
предыдущей части?
В третьей части происходит встреча с родными,
знакомство с Порфирием Петровичем, обвинение
мещанина. Раскольников постепенно приходит к
осознанию своей отчуждённости от людей.
Завершает третью часть второй сон Раскольникова,
похожий на явь, в котором он не может убить
старуху, над ним все смеются; проснувшись, герой
видит Свидригайлова. “Неужели это продолжение
сна?” — эта реплика не случайна. В ней указание на
письмо матери, в котором рассказано о
преступлениях Свидригайлова, в ней понимание
того, что грех, преступление объединили
Раскольникова и Свидригайлова, в ней объяснение
странного взаимопонимания между героями,
устанавливающегося ещё до начала разговора: “Ну,
говорите, чего вам надо? – А ведь я так и знал, что
вы не спите, а только вид показываете…” В I
главе четвёртой части – разговор о привидениях
(символах греховности, голосе больной совести),
являющихся Свидригайлову также объединяет
героев.
Таким образом, Достоевский размывает границы
между двумя эпизодами – “Вторым сном
Раскольникова”, в котором он не может во второй
раз убить Алёну Ивановну, и “Знакомством со
Свидригайловым” — человеком, о преступлениях
которого Раскольников узнал от родных. Героев
связывает мотив греха, преступления. Этот приём
позволяет писателю психологически обосновать
странное взаимопонимание между незнакомыми
людьми, знавшими друг о друге понаслышке,
оправдать их странный разговор.
Определите вид эпизода.
Эпизод-диалог.
Выделите микротемы в диалоге.
— оправдания Свидригайлова по поводу
преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;
— прошлое Свидригайлова;
— привидения;
— образ вечности
— судьба Авдотьи Романовны
Анализ частей диалога.
Проанализируем каждую из частей диалога.
1. Оправдания Свидригайлова по поводу
преследования Дуни и смерти Марфы Петровны
В первой части Свидригайлов сообщает о цели
своего визита и тут же начинает оправдываться.
Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению,
аргументы Свидригайлова, с помощью которых он
доказывает свою невиновность.
Свидригайлов оправдывает себя: “…Что ж тут, во
всём этом, в самом деле, такого особо преступного
с моей стороны, то есть без предрассудков-то,
а здраво судя?”
Лукавит: “Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или
жертва?” (по форме напоминает вопрос, мучающий
Раскольникова, но наоборот: “тварь я дрожащая
или право имею?” Жертва – имею право на
сочувствие, изверг – не имею права на
сочувствие).
Какие рассуждения напоминают аргументы
Свидригайлова?
Какую реакцию вызывают эти аргументы, так
напоминающие его собственные, у Раскольникова?
Отвращение.
Итак, обратим внимание: мысли, напоминающие его
же собственные, вызывают у Раскольникова
отвращение. А какой приём использует Достоевский
для выражения чувства своего героя? (авторскую
ремарку: “С отвращением перебил Раскольников”;
объём реплик: очень краткие, отрывистые реплики
Раскольникова говорят о его нежелании вести
беседу с гостем).
Как часто используется этот приём писателем? (типичный
для данного эпизода).
Одинаково ли часто реплики Раскольникова и
Свидригайлова сопровождаются ремарками?
Реплики какого участника диалога чаще
сопровождают ремарки? (Раскольникова)
Какой из участников диалога говорит больше?
Почему же Достоевский так внимательно
прослеживает психологическое состояние именно
Раскольникова? (Это главный герой, создатель
теории…)
Итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же
собственные мысли из уст другого человека
вызывают отвращение. Мы знаем, что визит
Свидригайлова важен Достоевскому для
изображения психологического состояния своего
главного героя. Но мы пока не нашли ответ на
вопрос, почему же Раскольникова так поразило
известие о самоубийстве Свидригайлова. Поищем
ответ в следующей части эпизода.
2. Прошлое Свидригайлова
Есть ли во второй части диалога смысловые
переклички с предшествующими и последующими
эпизодами? Прослеживаются ли параллели между
героями?
Деньги. Объяснение происхождения денег,
которые Свидригайлов предлагает Дуне, а затем
жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой
Петровной, а значит, чисты, на них нет крови.
Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже “его
настоящие”, полученные им от матери или за часы
его отца.
По сути дела герои в глубине души, вопреки своим
рассуждениям, понимают, что делать добрые дела
можно только чистыми средствами.
Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – “на
что-то твёрдо решившийся человек” — такое же
впечатление производит на окружающих и сам
Раскольников накануне преступления.
Рассказ Свидригайлова о “подстрекательных
“немках”, оправдывающий насилие по отношению
к ним: “…Эта точка зрения-то и есть настоящая
гуманная…” – параллель теории Раскольникова и
его преступления.
Итак, вторая часть диалога усиливает ощущение
сходства собеседников, но ответа на наш вопрос
тоже пока нет.
3. Привидения
Если в предыдущих частях показывается, что
Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые
взгляды на общественные отношения, то в третьей
части Достоевский переводит разговор в область
философии. В чём смысл рассуждений о
существовании привидений?
Мотив болезни, связанный с образом
Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова:
“Это-то я без вас понимаю, что не здоров, хотя,
право, не знаю чем; по-моему, я наверно, здоровее
вас впятеро”.
Как вы думаете, о каком нездоровье идёт речь?
Болезнь души: “…Здоровый человек есть
наиболее земной человек…”; “нарушился
нормальный земной порядок в организме, тотчас и
начинает сказываться возможность другого мира”
Установите смысловые параллели с другими
эпизодами.
Страшные сны Раскольникова, граничащие с явью
– предсмертный сон самого Свидригайлова,
видение погубленной девочки-утопленницы.
Роль этой, философской, части диалога
заключается в том, что именно в ней развитие
мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова
достигает кульминации. Свидригайлов говорит:
“Между нами есть какая-то общая точка”. Только
после того, как выявлено и доказано сходство
героев, они переходят к разговору о вечности.
4. Образ вечности
Прочитайте и прокомментируйте эту часть
диалога.
Раскольников: “Я не верю в будущую жизнь”
Свидригайлов: “…Одна комнатка, эдак вроде
деревенской бани, закоптелая, а по всем углам
пауки, и вот и вся вечность”.
С чем связана странная, болезненная реакция
Раскольникова на слова Свидригайлова?
Болезненная реакция Раскольникова связана с
тем, что он образ вечности представляет так же.
5. Судьба Авдотьи Романовны
Установите смысловые переклички 5-ой части с
другими эпизодами романа.
Цель внешне благородной попытки расстроить
свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как одна из
причин визита, выясняется только в шестой части
романа. Свидригайлов надеется устроить свою
жизнь, не останавливаясь при этом перед
подлостью и низостью. Он шантажирует Дуню (сцена
у Ресслих).
Вояж за границу – самоубийство (уезжаю в
Америку).
Почему же Раскольникова поразило известие о
самоубийстве Свидригайлова?
Свидригайлов покончил жизнь самоубийством –
добровольно ушёл в вечность, в комнатку с
пауками?
Определите содержательную функцию эпизода.
Содержательная функция эпизода заключается в
том, что в нём даётся представление о душевном
состоянии Раскольникова, раскрывается
мировоззрение героя и выражается косвенная
авторская оценка теории о сверхчеловеке.
Определение роли эпизода.
Мы определили, что душевное состояние героя
Достоевский раскрывает при помощи авторских
ремарок, объёма реплик. Но исчерпываются ли этим
средства и приёмы раскрытия внутреннего мира
персонажа?
Обратим внимание на фразу Свидригайлова,
которая завершается эпизод. В масштабе всего
романа она приобретает символическое значение: “Я
ведь от вас очень недалеко стою”.
Определение роли образа Свидригайлова в романе
“Преступление и наказание”.
Каково отношение Свидригайлова к
Раскольникову в системе образов романа?
Двойник – человек, имеющий полное сходство с
другим.
Каково эмоциональное отношение Раскольникова
к своему двойнику?
Отвращение.
О чём свидетельствует негативное отношение
Раскольникова к человеку, который разделяет его
убеждения, по сути дела является его отражением?
О внутренней борьбе в душе главного героя,
борьбе добра и зла, Бога и Демона.
Итак, при помощи образа Свидригайлова
Достоевский показывает, что происходит в душе
Раскольникова. А это значит, что образ двойника
становится ещё одним приёмом проникновения во
внутренний мир главного героя, раскрытия
противоречий в нём.
Роль двойника в произведении.
Каково предназначение двойника – по сути
дублёра главного героя – в произведении?
Михаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший
творчество Достоевского, утверждал: люди,
входящие в жизнь Раскольникова – “символы
определённого жизненного решения тех самых
идеологических вопросов, которые его мучают.
Достаточно человеку появиться в его кругозоре,
чтобы он тотчас же стал для него воплощённым
разрешением его собственного вопроса,
разрешением, не согласным с тем, к которому
пришёл он сам”.
Символом решения какого идеологического
вопроса становится Свидригайлов?
Вопрос о вариантах “исхода” – о самоубийстве.
IV. Подведение итогов.
Что открыл нам в романе “Преступление и
наказание” анализ эпизода “Знакомство
Раскольникова со Свидригайловым”?
Анализ эпизода позволяет устанавливать
многочисленные смысловые связи романа и более
глубоко проникать в идею произведения. Роль
двойника Свидригайлова в романе, как показывает
анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать
борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить
психологическую характеристику героя-идеолога,
показать бесперспективность пути человека,
живущего по принципу “всё позволено”.
V. Домашнее задание.
Подготовьте ответ на вопрос: “Есть ли у
Раскольникова ещё двойники?” Докажите свою
точку зрения.
Литература
- Золотарёва И. В. Михайлова Т. И. Поурочные
разработки по литературе. 10 класс II полугодие. –
М.: ВАКО, 2003. - Сычёв Б. П. Сочинение – анализ эпизода.
//Литература в школе. – 2003. — № 9. – С. 33 – 37. - Павлова Н. И. Анализ эпизода. // Литература в
школе. – 2003. — № 7. – С. 27 – 28.
Часть 4, гл. 1.
1. Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?
2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова?
3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни?
4. Как характеризует себя Свидригайлов?
5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова?
Часть 4, гл. 2.
6. О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин?
7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне?
Часть 4, гл.3.
8. Что поразило Лужина в Авдотье Романовне?
9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина?
10. В чем суть проекта Разумихина?
11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей?
12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова?
Часть 4, гл.4.
13. Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве?
14. С какой целью автор указывает точное время?
15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне?
16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне?
17. В какой «жестокости» сознается Соня?
18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых?
Добился ли он нужной ему реакции?
19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони?
20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»?
21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой?
22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге?
23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта)
24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия?
25. О чем «мечтается» Соне во время чтения?
26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода?
27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой?
28. К какой цели Раскольников зовет Соню?
Часть 4, гл. 5.
29. Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу?
30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении?
31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени?
32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества».
33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях?
34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича?
Часть 4, гл. 6.
35. Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?
36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича?
Итоги 4 части.
С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней?
“Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это “идеологический” роман. Подобных произведений раньше не было ни в русской, ни в мировой художественной литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных до нравственных и философских.
Главным образом, Достоевский решает их через своих героев.
В анализируемом нами эпизоде встречи Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова затрагиваются многие ключевые вопросы романа.
Этот эпизод закрывает третью и открывает четвертую часть романа. Свидригайлов появляется в тот момент, когда Раскольникову снится его преступление. Видя в полусне Свидригайлова, Родион принимает его за продолжение своего кошмара. Все это неслучайно.
Испытывая муки совести во сне, Раскольников притягивает к себе Аркадия Ивановича, который испытывает такие же страдания, но не только во сне, но и наяву. Недаром он рассказывает Раскольникову о привидениях Марфы Ивановны и слуги Фильки, которые ему периодически являются.
Свидригайлов приходит к Раскольникову по поводу его сестры Дуни. Душу Аркадия Ивановича пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно пожалел ее, в нем заговорила совесть.
Он решает спасти Дуню от брака с мерзавцем Лужиным. Именно поэтому Свидригайлов приходит к Раскольникову и предлагает передать Дуняше десять тысяч рублей взамен ее отказа Лужину.
Но неожиданно разговор между героями переходит на личность Аркадия Ивановича. В этом эпизоде он раскрывается не только как человек глубоко порочный и циничный, но и как человек, страдающий и раскаивающийся. Об этом говорят его слова о вечности, которую он заслуживает: “… представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.
Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится… А почем знать, может быть это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал!..”
В разговоре с Раскольниковым Свидригайлов упоминает о некотором “вояже”, который он собирается предпринять и который по прочтении романа оборачивается его самоубийством из-за больной совести. Намек на это есть в анализируемом нами эпизоде: “…в самом деле, я вам говорил про вояж… Ну, это вопрос обширный… А если б знали вы, однако ж, об чем спрашиваете! – прибавил он и вдруг громко и коротко рассмеялся.”
На мой взгляд, Аркадий Иванович Свидригайлов – это своеобразный “двойник” Раскольникова. Между ними много точек соприкосновения. Недаром сам Свидригайлов говорит, что между ними имеется “точка общая” и что “они одного поля ягоды”.
Мы приходим к мысли, что развратный и циничный Свидригайлов в глубине души осознает свою нравственную опустошенность. Он ни во что не верит и давно утратил различия между добром и злом, так же как и Раскольников. Я считаю, что теория Родиона Раскольникова о “правильном” преступлении в своем развитии непременно должна выродиться в свидригайловщину, то есть привести к полному моральному разложению личности, которой все дозволено.
Можно сказать, что Раскольникова спасло наказание правосудия. Каторга дает Раскольникову возможность осознать всю губительность своей теории, ее огромную разрушающую силу. Если бы не раскрытие преступления, как долго смог бы жить Родион, испытывая муки совести и внутренний раскол, вызванный несоответствием его теории и жизни?..
Я думаю, он рано или поздно покончил бы с собой, как это сделал Свидригайлов. А до того страшного момента он вел бы свидригайловскую жизнь, пытаясь заместить физической греховностью греховность духовную.
Аркадий Иванович не видит другой возможности разрешить муки своей совести, кроме как застрелиться. В отличие от него Раскольников, который духовно стоит выше, способен увидеть путь к спасению. Благодаря Соне герой приходит к Богу.
И Свидригайлов, и Раскольников по сути своей люди неплохие, но они как-то морально раздавлены тем страшным временем, главная черта которого – аморальность, то есть невозможность различать добро и зло. Можно сказать, что каждый в мире Достоевского преступник и каждый жертва. В связи с этим фигуру Свидригайлова можно считать не только отталкивающей, но и трагической.
Вспомним, что в свое время Свидригайлов прошел “жизненную школу” в петербургских притонах. Потом неожиданно пришедшее богатство, жизнь хоть и сытая, но в полной зависимости от своей нелюбимой жены.
Достоевский открыто не обвиняет своего героя, поэтому окутывает его жизнь тайной. Мы не можем точно сказать, какие злодеяния действительно совершил Свидригайлов, в чем он повинен, что порождено больным воображением или клеветой.
Таким образом, эпизод знакомства Свидригайлова и Раскольникова играет важную роль в трактовке образов этих героев, помогает раскрыть их внутреннюю сущность, понять их “болезненность” и противоречивость. Именно данный отрывок романа показывает сходство и различие теорий Свидригайлова и Раскольникова, а также намечает их дальнейшую судьбу.
Loading…
В роман «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский для развенчания теории Раскольникова ввёл параллельные образы («двойники»). Наряду с Лужиным, Свидригайлова можно назвать «двойником» Раскольникова, потому что его образ помог автору глубже вскрыть бесчеловечность теории главного героя, показав её логическую завершённость. Сравнение Свидригайлова и Раскольникова поможет лучше понять взгляды Достоевского на борьбу добра и зла в душе человека.
Сходство героев
Родиона Романовича Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова объединяет то, что оба они переступили черту нравственного закона. Роднит их и то, что они неординарные личности. У них есть общие черты:
- Критический ум, склонность к самоанализу.
- Способность к глубоким чувствам, к состраданию (автор через сны этих героев показывает, что в их душе происходят сложные внутренние процессы).
- Непринятие окружающего мира и мнение, что «всё позволено».
Схожесть Свидригайлова и Раскольникова состоит и в том, что они оба считают, что «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша» (слова Свидригайлова из разговора с Дуней, часть шестая, глава V). Так что теории Раскольникова и Свидригайлова похожи, но Раскольников разработал к ней и дополнение: люди, по его мнению, разделяются на 2 разряда: обыкновенных и на собственно людей, «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И эти «необыкновенные» люди имеют право разрешить своей совести переступить через нравственный закон для исполнения их идей, которые могут быть спасительными для всего человечества.
Различия
У Раскольникова и Свидригайлова разное социальное и материальное положение. Родион — бывший студент-юрист, принадлежит он, судя по всему, к дворянскому либо к мещанскому сословию. И он, и его родные (мать и сестра) очень бедны, вынуждены экономить на всём.
А Свидригайлов — помещик, свободный в деньгах. Хотя он считает себя небогатым, но по сравнению с Раскольниковым Аркадий Иванович богач.
Родион раньше старался учиться, давал за деньги уроки детям, но из-за нехватки средств вынужден был на время оставить учёбу и выйти из университета.
Аркадий Иванович раньше 2 года служил в кавалерии, затем был шулером (карточным мошенником) и наконец, помещиком, женившись на богатой помещице Марфе Петровне. О себе он говорит: «…я человек развратный и праздный».
Раскольников, увлёкшись ложной идеей, не утратил ориентиры между добром и злом, а Свидригайлову свойственен цинизм и нравственный нигилизм.
Любовь к Соне спасает Раскольникова, поскольку он не утратил духовность. В конце романа этот герой вступил на путь к возрождению личности, на путь к новой жизни. Любовь к Дуне губит Свидригайлова, так как девушка ненавидит его, потому что он аморален. Проснувшаяся совесть заставила его сделать благородные поступки: поместить троих сирот Мармеладовых в приличные сиротские заведения и положить на каждого из них, до совершеннолетия, по 1500 рублей, а Соне он дал 3000 рублей, так как знал, что она поедет с Раскольниковым на каторгу. Но даже проснувшаяся совесть оказалась не способна возродить Свидригайлова, и он совершает самоубийство.
Взаимоотношения Раскольникова и Свидригайлова
Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым описана в части третьей (глава VI) и в части четвёртой (глава I). Свидригайлов приходит к Раскольникову для того, чтобы он помог ему повидаться с Дуней. Эта встреча нужна была ему для того, чтобы объяснить девушке, что выходить ей за Лужина не будет ни малейшей выгоды, а будет явный ущерб. Кроме того, он хотел предложить ей 10 тысяч рублей за то, что из-за него у неё были неприятности, и для того, чтобы облегчить разрыв с Лужиным.
Родион отказался передать сестре просьбу Аркадия Ивановича о свидании с ней. Свидригайлов произвёл на Раскольникова неприятное впечатление, он испытывает к нему отвращение. Родион говорит о нём Разумихину: «…я этого человека очень боюсь. <…> Он очень странный и на что-то решился… <…> От него надо Дуню оберегать…»
Свидригайлов узнал о преступлении Раскольникова, подслушав его разговор с Соней на её квартире, и использовал это для шантажа Дуни. Аркадий Иванович надеялся, что ради спасения брата от ареста она согласится стать его любовницей.
При последующем общении отношение Раскольникова к Свидригайлову не изменилось. Последняя встреча этих героев состоялась в трактире. Мнение Раскольникова о Свидригайлове следующее: этот человек «хитёр и обманчив, может быть очень зол». Во время последней встречи «в Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире». Свидригайлов вызывает у Раскольникова чувства отвращения и страха. Родион считал его грубым злодеем, сладострастным развратником и подлецом.
Свидригайлов не понимает Раскольникова, не понимает логику его поступков. «Да что вы, Родион Романович, такой сам не свой? Право! Слушайте и глядите, а будто и не понимаете. Вы ободритесь», — говорит он. Этому злодею непонятно состояние Родиона, ведь сам-то он после своих преступлений так не мучился.
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (таблица)
Параметры сравнения | Родион Романович Раскольников | Аркадий Иванович Свидригайлов |
Сходства | Аналитический ум; сложность внутреннего мира; мнение, что «всё позволено»; способность к глубоким чувствам и состраданию. | |
Различия | · Бедный человек, бывший студент-юрист. · Подчинился ложной, бесчеловечной теории, но не утратил ориентиры между добром и злом. · Любовь к Соне спасает его душу, поскольку он не утратил духовность. Любовь открыла для него путь к духовному возрождению. |
· Довольно богатый помещик. · Циник, которому свойственен нравственный нигилизм. · Любовь к Дуне погубила его, так как девушка ненавидит этого аморального человека. Его любовь больше похожа на страсть, поэтому она не смогла возродить нравственно опустошённого Свидригайлова духовно, и он кончает жизнь самоубийством. |
Вывод | В этих психологически сложных образах автор отразил свои взгляды на роковое смешение в душах людей добра и зла, показал, что к духовному преображению люди идут через страдания, что любовь способствует пробуждению души и совести. |
Вывод
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показана борьба добра и зла в душе человека. Это сражение не всегда оканчивается победой добра, так было с «двойником» Раскольникова Свидригайловым, уверенным, что «всё позволено». За отступление от добра оба героя наказаны. Свидригайлов, которого отвергла Дуня, застрелился, Раскольников, совершив убийство, страдает и даже заболевает от того, что оказался не из разряда сильных личностей. И только на каторге, когда к нему пришла любовь к Соне, главный герой понял ложность своих убеждений и для него засияла «заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Психологически сложные образы Раскольникова и Свидригайлова отражают взгляды Достоевского на итог борьбы добродетели и зла в душах людей. Иногда зло торжествует, а иногда бывает повержено — когда человек через страдание, через истинную любовь, возвращается к Богу и духовно преображается.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников
К уроку учащимся было дано следующее домашнее задание:
Перечитать эпизоды о Свидригайлове:
- Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)
- Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)
- Ч.6, гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова)
Ответить на следующие вопросы:
- Как относится Раскольников к Свидригайлову? Отметить в тексте материал, связанный с ответом на этот вопрос.
- Каким представлен Свидригайлов в письме Пульхерии Александровны?
- Меняется ли ваше отношение к этому герою во время чтения романа?
- Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Можно ли назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?
Цель урока:
- показать необходимость рассмотрения образа Свидригайлова в соотношении его с Родионом Раскольниковым, вытекающую из поэтики романа,
- раскрыть противоречивость характера Свидригайлова, определить его идейно-художественные функции в романе.
Путь Раскольникова к воскрешению, к восстановлению попранного человеческого достоинства во многом определяется встречами Раскольникова с такими героями, как Лужин и Свидригайлов.
“Вне соотнесения с Раскольниковым характеры Свидригайлова, Лужина, Порфирия Петровича, Сони утрачивают ту идейно-эстетическую функцию, которая как раз и определяется их местом в сложной, строго продуманной архитектонике романа”, — пишет исследователь романа Фридлендер.
Очень сложны идейно-художественные связи Раскольникова и Свидригайлова.
- Что вы знаете о жизни Свидригайлова до приезда его в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нем и рассказы самого Свидригайлова.
- Какие чувства этот человек вызывает у вас?
- Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни?
Из рассмотренных поступков Свидригайлова (“отравил свою жену Марфу Петровну”, “довел до самоубийства своего слугу Филиппа”, “жестоко оскорбил девочку”) мы можем заключить, что это человек, живущий по принципу “все позволено”, лишенный нравственных устоев, не признающий никаких нравственных запретов.
- Какое мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после чтения письма матери?
В письме Пульхерия Александровна рассказывает о Свидригайлове как о грубом и сладострастном деспоте, развратнике, пытавшемся соблазнить и опозорить Дуню. Для Раскольникова фамилия Свидригайлов стала нарицательной – столкнувшись с подвыпившим похотливым франтом, преследовавшим на бульваре девушку-подростка, он обозвал его Свидригайловым: кличка эта казалась ему более резкой и точной, чем все другие.
Письмо Пульхерии Александровны рассказывает о Свидригайлове как о пошлом дельце, развратнике, хищнике, мучителе и паразите.
- Каким увидел Свидригайлова Раскольников впервые? Какие детали внешности Свидригайлова особенно запоминаются ему?
- Какой звуковой фон использует Достоевский, описывая эту встречу?
“…Только жужжала и билась какая-то муха, ударяясь с налета об стекло”. Очень примечательно, что буквально перед появлением Свидригайлова Раскольникову снится сон, что он находится снова в квартире у старухи- процентщицы. Вокруг была тишина и только “…Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно жужжала”.
Два раза подряд мы читаем слово “муха”. Примечательно, что Вельзевул, одно из названий дьявола, означает “владыка мух”. Одной из казней египетских было нашествие песьих мух. И, следовательно, появление Свидригайлова, имеющее такое обрамление, воспринимается как что-то дьявольское, зловещее, ненужное и мешающее Раскольникову. И еще один раз, уже в финале романа, в предсмертный час героя, мы встретим среди деталей-образов образ мухи. Вспомните жутковатый эпизод, когда Свидригайлов после кошмарного сна начнет правой рукой ловить одну муху.
- Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым?
Сидригайлов в какой-то мере оправдывает слухи, дошедшие ранее до Раскольникова. И вдруг заявляет, что ему очень скучно, что его не интересуют петербургские знакомые; предлагает Авдотье Романовне 10 тысяч рублей, как он говорит, без всяких расчетов. Уже из этого разговора становится явственной противоречивость характера Свидригайлова. Этого не может не заметить и Раскольников.
Найдите в тексте слова Раскольникова, подтверждающие то, что его мнение о Свидригайлове начинает изменяться. (Во время разговора Раскольникова с Дуней).
- Какие поступки Свидригайлова особенно ясно показывают, что это сложный человеческий характер, в душе которого есть задатки добра и холодного жестокого зла?
Этот злодей, развратник и циник, каким представлен Свидригайлов поначалу, на протяжении всего романа совершает массу добрых дел, больше, чем все другие персонажи, вместе взятые. Из письма же Пульхерии Александровны мы узнаем, что избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя именно он, Свидригайлов, тот самый, который был причиной ее жестоких неприятностей. В Петербург Свидригайлов приехал главным образом для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, пощадил Дуню во время последней встречи с ним. Свидригайлов взял на себя устройство дел семьи Мармеладовых, он же предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.
- Что за человек Свидригайлов? Прост он? Понятен и ясен, как Лужин? Или это образ противоречивого, сложного человека?
Эти вопросы не до конца разрешили даже авторитетные исследователи романа.
Познакомьтесь со взаимоисключающими выводами ученых.
Какая точка зрения вам ближе, соответствует вашему пониманию образа?
Одна группа исследователей характеризует Свидригайлова как человека, внутренняя сущность которого заключается “в атрофии нравственного чувства, в подвластности хищным, зверским инстинктам, как “закоренелого злодея”, если и способного на бескорыстное действие на пользу другим, то только во имя своих же эгоистических стремлений”. (Фридлендер.)
По мнению Кирпотина, Свидригайлов не так однотипно черен, как это кажется на первый взляд. Потенциально Свидригайлов – человек большой совести и большой силы. Он не пошл, как Лужин. Жить средней, мещанской, в духовном смысле, жизнью он не может. Он по-своему человек тонкий и много может понимать.
2-ая концепция в полной мере отражает противоречивость характера Свидригайлова. Но в то же время нельзя преувеличивать положительные качества героя и всю суть образа сводить только к ним. Такую ошибку совершил режиссер Кулиджанов и актер Копелян, игравший роль Свидригайлова, при постановке кинофильма “Преступление и наказание” к юбилею Ф. М. Достоевского. Спорно и неточно трактован в фильме образ Свидригайлова. Актер Е. Копелян талантливо и убедительно играет благородство, щедрость и талантливость своего героя. Дело в том, что Кулиджанова более всего интересовало стремление Достоевского преобразить этого закоренелого циника и эгоиста сильным чувством, всепокоряющей любовью, поскольку тема возрождения человека через любовь все больше и больше занимала постановщика.
В полном объеме невозможно понять характер Свидригайлова, рассматривая его изолированно от главного героя.
- Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Какие чувства Свидригайлов вызывает у Раскольникова?
В данном романе самой важной является идеологическая позиция по отношению к раскольниковскому решению конфликта с миром. Иначе было бы не понять, почему Раскольников так много разговаривает с таким отвратительным типом, как Свидригайлов. Ведь они оба начинают с того, что как бы признают друг друга одного поля ягодами.
“Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее”,- повторяет Свидригайлов, и Раскольников сознавал, что в Свидригайлове “таится какая-то власть над ним”, — власть таинственно родственных и характера, и судьбы. С 1-го же разговора Свидригайлов обращается к Раскольникову: “…Ну не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая”.
Раскольников постоянно думает о Свидригайлове, тянется к нему и вместе с тем мучается при каждой встрече с ним, боится его.
- В каких эпизодах это полно проявляется? Почему Свидригайлов следит за Раскольниковым?
Страх Раскольникова перед Свидригайловым усиливается после известия о подслушанном разговоре с Соней. И боится Раскольников не столько того, что он будет выдан, а в большей мере того, что его преступление неправильно будет понято Свидригайловым. И, несмотря на то что известие это пугало Раскольникова, он все равно постоянно стремился к Свидригайлову.
“…Свидригайлов загадка…с Свидригайловым, может быть, еще тоже предстоит борьба”. Вспомните, как Раскольников спешил на последнюю встречу со Свидригайловым.
- Почему возникает такое взаимное притяжение Свидригайлова и Раскольникова?
- О какой общей точке говорит Свидригайлов? Как отвечает на этот вопрос текст романа?
Свидригайлов – это один из двойников Раскольникова. В морально-философских принципах, на которые опирались и тот, и другой, мы найдем много общего. Свидригайлов действует по принципу “все позволено”, но ведь к этой же позиции можно свести и теорию Родиона Раскольникова. Он, разрешая себе “кровь по совести”, считает относительным любое нравственное правило и отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Свидригайлов не признает ничьей нравственной ответственности, а Раскольников отрицает нравственную ответственность только сильных людей. Итак, мы видим, что жизненные принципы Свидригайлова – это доведенный до степени цинизма вариант теории Раскольникова.
- Почему все-таки эти две теории далеко не одно и то же?
- Вспомните, как Свидригайлов объясняет мотивы преступления Раскольникова при разговоре с Дуней?
Для Свидригайлова эти мотивы сводятся к бедному, ничего не объясняющему тезису: “Он ограбил, вот и вся причина”. В перечислении мотивов и переживаний Раскольникова Свидригайлов опускает совесть. Свидригайлов не в состоянии понять, что преступление совершено Раскольниковым во имя справедливости, во имя осуществления идеала. Свидригайлов понял причины по-своему, снижая их значение. Он так же, как Раскольников, разочарован в жизни. Ему стало тошно и в Петербурге, и в целой России, и за границей. Но если у Раскольникова неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе и лучше, предполагает будущее, то у Свидригайлова неприятие мира не видит будущего, отрицает его. Раскольников не верит в бога, он возмущен ходом земных дел, но он ищет “утешения”, пусть ошибочным и преступным путем. Свидригайлов же разочарован до дна, он не верит ни в бога, ни в черта, ни в людей, ни в идеал. И не случайно уже при первой встрече у Свидригайлова с Раскольниковым заходит разговор о будущем.
- Каким представляется Свидригайлову это будущее?
“…А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде…”
Образы мухи и паука – суть жизненной позиции Свидригайлова. Последовательный нигилист, отрицающий все вокруг, причиняет страдание не только окружающим, но обращает зло и на самого себя, в конце концов убивая в себе человека и превращаясь в “подлое насекомое”. Итак, образ насекомого неотступно следует за Свидригайловым.
Рассмотрим иллюстрацию Эрнста Неизвестного “Двойники Свидригайлов – Раскольников”.
Прав ли иллюстратор, предложив такую условную иллюстрацию к роману?
- Как передал художник идейную общность героев?
- Какой символический смысл имеет деталь – указательный палец, приблизившийся губам?
Художник изобразил идейную общность героев тем, что и того, и другого питает единое сознание, у них один мозг. Деталь, видимо, указывает на то, что Раскольников сознает эту общность, единство, но говорить об этом не смеет.
Чтобы правильно понять Свидригайлова, чрезвычайно важно разобраться в истории его взаимоотношений с Дуней.
Найдите в тексте эпизод “Последняя встреча Свидригайлова и Дуни”.
- Почему Дуня пришла к Свидригайлову?
- Как вы думаете, способен ли любить Свидригайлов?
- Почему он с такой настойчивостью преследует Дунечку?
Найдите в тексте эпизод “Последняя встреча Свидригайлова и Дуни”.
- Почему Дуня пришла к Свидригайлову?
Когда Свидригайлов понимает, что его жизнь зашла в тупик? Какими приемами пользуется писатель для изображения эмоциональной потрясенности героя?
Дуня – это, наверное, единственный человек, которого очень глубоко понял и оценил Свидригайлов. Идя на последнюю встречу с Дуней, Свидригайлов еще надеется на взаимность любви, на свое духовное воскрешение. Однако эти надежды оказались неосуществимы. Свидригайлов на вопрос, любит ли его Дуня, получил отрицательный ответ. И вот тут герой понимает, что его жизнь зашла в тупик и обновление, восстановление попранной человечности для него невозможно.
- Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признает такого пути?
Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи. По Раскольникову, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Свидригайлов хотел жить, он боялся смерти, но он преодолел этот страх и истребил себя. В одном из черновых вариантов Достоевский приписывал Свидригайлову такие слова: “…Если б я был социалистом, ну конечно, остался бы жить, потому что было б что делать…” В каноническом тексте нет этих слов. Весь текст романа говорит о том, что Свидригайлову нечего делать, он не социалист. Образ Свидригайлова отчетливо показал, что человек, пытающийся встать вне общества, неизбежно придет к гибели, к самоубийству, к суду личности над собой.
В литературоведении есть два противоположных мнения о причинах самоубийства Свидригайлова. Так, исследователь Фридлендер считает, что самоубийству послужили мотивы, зависящие от самой личности Свидригайлова. К гибели его приводит борьба между жаждой жизни и отвращением к самому себе.
Исследователь Кирпотин же объясняет самоубийство социальными причинами. По его мнению, Свидригайловым овладело скептическое отчаяние. “У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Это мертвое равнодушие оказалось сильнее даже инстинкта жизни. Без веры в истину и добро жить нельзя”.
- Чья позиция, на ваш взгляд, является наиболее правильной?
Все, о чем говорилось на уроке, приводит к тем выводам, которые сделал 2-й исследователь.
В одном из вариантов романа самоубийство Свидригайлова показано как галлюцинация Раскольникова. Почему Достоевский отказался от такого решения? Почему закономерно и оправдано психологически убийство героя?
Это самоубийство непременно должно было произойти на самом деле, а не в форме галлюцинации, иначе развитие характера Свидригайлова не получило бы своего завершения; этот образ, все речи героя, его концепция на жизнь были бы непонятны.
Постигнуть характер Свидригайлова пытаются не только читатели и исследователи романа, по-разному понимают этот характер и талантливые иллюстраторы романа. Мы познакомимся с 2-мя портретами литературного героя.
Один принадлежит художнику Шмаринову,
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42861568.jpg
другой – Глазунову.
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41fd35c9.jpg
- Какой из этих портретов более точно передает авторский рисунок внешности героя?
Портрет Шмаринова.
Кто из художников точнее передал психологический тип личности героя? Какие черты характера Свидригайлова подчеркнул в своей иллюстрации Шмаринов? Что стремился выразить Глазунов? Какая из иллюстраций вам ближе? Чем отличаются иллюстрации Шмаринова и Глазунова от иллюстраций Эрнста Неизвестного?
Шмаринов своей иллюстрацией стремился показать глубокую задумчивость героя. Мы видим, что героя волнуют какие-то вопросы, и, скорее всего, это вопросы, помогающие ему разобраться в окружающей действительности. Очень глубокий, устремленный куда-то взгляд. Совершенно по-другому решает образ Свидригайлова Глазунов. Мы видим на портрете презрительно-усмешливый взгляд, взгляд человека, которого, напротив, не одолевают раздумья. Шмаринов и Глазунов создают образ-характер, человеческий тип. Эрнст Неизвестный в своих иллюстрациях стремится выразить философские и нравственные идеи романа, определить смысловые линии в системе образов романа. Иллюстрация “Двойники” — это не портрет, а графическое изображение идейно-художественных связей Раскольникова и Свидригайлова.
Обобщающие вопросы по уроку:
- Что за человек Свидригайлов? Почему он далеко не то же самое, что Лужин?
- Почему Свидригайлов является духовным двойником Раскольникова? Что между ними общего? Что отличает Раскольникова от Свидригайлова?
- Какое значение для Раскольникова имели встречи со Свидригайловым на этапе духовных метаний между правдой Сони и собственной правдой?