Как соотносится романтизм и реализм в рассказе старуха изергиль

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького

Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького

    На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. Это своеобразие было настолько ярким и значительным, что во второй половине XIX века русская реалистическая литература заняла ведущее место среди европейских литератур. Об этом с гордостью говорил и М. Горький: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный: я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такою силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта».

     Именно традиции реализма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа. Однако, внимательно наблюдая пробуждение народного самосознания, отражая становление русского пролетариата, писатель чувствовал, что его стесняют рамки одного течения. Можно сказать, что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.

     Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Челкаш»), особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя «Старуха Изергиль».

     Рассказ состоит из трёх частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы человеческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество. Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Руководствуясь идеей «если я только за себя, то зачем я?», Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.

     По принципу контраста заключительная часть рассказа — тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, бесконечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы просветить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над головами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих соплеменников, и его сердце указало им дорогу истины.

     Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы смыкает собой психологию реального человека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним миром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости пронизаны отголосками времени. Вся ее жизнь — это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи не ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудовлетворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, сто искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка. И недаром в старости Изергиль так привязалась к людям, полюбила их — именно это дает ей счастье.

     Так и все ранние произведения Горького, в которых реализм и романтизм тесно связаны, несут будущим поколениям любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.

Добавил: zse753

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. Это своеобразие было настолько ярким и значительным, что во второй половине XIX века русская реалистическая литература заняла ведущее место среди европейских литератур. Об этом с гордостью говорил и М. Горький: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный: я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такою силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта».

Именно традиции реализма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа. Однако, внимательно наблюдая пробуждение народного самосознания, отражая становление русского пролетариата, писатель чувствовал, что его стесняют рамки одного течения. Можно сказать, что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.

Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Челкаш»), особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя «Старуха Изергиль».

Рассказ состоит из трёх частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы человеческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество. Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Руководствуясь идеей «если я только за себя, то зачем я?», Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.

По принципу контраста заключительная часть рассказа — тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, бесконечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы просветить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над головами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих соплеменников, и его сердце указало им дорогу истины.

Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы смыкает собой психологию реального человека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним миром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости пронизаны отголосками времени. Вся ее жизнь — это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи не ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудовлетворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, сто искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка. И недаром в старости Изергиль так привязалась к людям, полюбила их — именно это дает ей счастье.

Так и все ранние произведения Горького, в которых реализм и романтизм тесно связаны, несут будущим поколениям любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА В РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО

Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “Отом, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал писать? – отвечаю: по силе давления на меня “томительно бедной жизни” и потому, что у меня было так много впечатлений, что “не писать я не мог”. Первая причина заставила меня попытаться внести в “бедную жизнь” вымыслы, выдумки… а по силе второй причины я стал писать рассказы “реалистического” характера…”

В центре ранних произведений писателя – конфликт сильной личности и всего остального мира, который нельзя не признать типично романтическим. В этом конфликте автор, безусловно, на стороне сильной личности и придает ей все основные атрибуты романтического характера: гордость, одиночество, неугасимое стремление к свободе. Таков, например, Макар Чудра в одноименном рассказе. Он – вольный цыган, независимый и гордый.

Идеал человека для Макара – странник, познающий мир в своих странствиях: “Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!”

Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Радде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество и невозможность счастья.

Они становятся рабами собственной гордости, они готовы отдать за свободу жизнь, ею они не станут жертвовать даже ради людей, которых любят.

В своих ранних рассказах М. Горький изображал босяков – “бывших людей”, отвергнутых обществом, потерявших все. В этих рассказах, безусловно, присутствуют реалистические тенденции. Они проявляются, во-первых, в беспощадном разоблачении того общественного порядка, который выталкивает из жизни далеко не самых худших людей.

Так, Челкаш в одноименном рассказе обладает “кипучей нервной натурой”, однако она не находит в этом мире иного проявления, кроме воровства и пьянства. Во-вторых, в этих рассказах “бывшие люди” изображены действительно людьми. Здесь Горький следует одному из главнейших канонов реализма: искать и находить Человека в любом человеке, даже самом “маленьком” и забитом.

В этом плане ранняя проза М. Горького безусловно противостоит пессимизму, отчаянию, цинизму, показывает, что в каждом человеке таится огромный запас сил.

Романтические и реалистические тенденции переплетаются в горьковском восприятии природы. С одной стороны, как часто бывает в реалистических произведениях, природа выражает сущность характера героя. Не случайно, например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларра смотрит в небо. Этим подчеркивается гордость и одиночество героев.

С другой стороны, как в произведениях романтиков, природа тесно связана с душевным состоянием героев. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” изменяются по ходу развития сюжета: если в начале произведения природа спокойна, то во время столкновения героев начинается гроза или буря.

Точка пересечения романтических и реалистических тенденций в раннем творчестве М. Горького – дума писателя о Человеке. Человеке, призвание которого, как пишет М. Горький, – “новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты, и – уважения к людям!”

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как соотносится реальное и фантастическое в балладе в а жуковского светлана сочинение
  • Как я люблю свою маму сочинение 4 класс
  • Как соотносится рассказ свидригайлова о привидениях с состоянием раскольникова
  • Как я лишилась в 13 лет в лагере рассказ
  • Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием героя в рассказе митина любовь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии