Как в драме а н островского гроза перекликаются тема любви и тема совести сочинение

Как в драме А. Н. Островского “Гроза” перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому)

В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.

После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери – купчихи Кабановой.

Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев.

Выросший в такой атмосфере Тихон был полностью зависим от ее воли, не мог защитить жену от нападок деспотичной свекрови.

Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в “темном царстве”, но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис – единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон.

Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он советовал Катерине покориться судьбе.

Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро.

Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе. Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены – словно Бог для церкви.

Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание – лишь повод для сплетен.

Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына – “за неправильное обращение с женой”.

Враждебность “темного царства”, укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход – она бросается в волжский омут. “Гроза” – не является “трагедией любви”, скорее это “трагедия совести”. Страшный шаг героини – это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.

Loading…

Как в драме А. Н. Островского “Гроза” перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому)

Обновлено: 09.01.2023

Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины. Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, — это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила. Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, — тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас. Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.

Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться. Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара — сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом. Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.

Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя. Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств. Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха — свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение. А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.

В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.

После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери – купчихи Кабановой.

Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев.

в такой атмосфере Тихон был полностью зависим от ее воли, не мог защитить жену от нападок деспотичной свекрови.

Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в “темном царстве”, но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис – единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон.

Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он

Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро.

Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе. Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены – словно Бог для церкви.

Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание – лишь повод для сплетен.

Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына – “за неправильное обращение с женой”.

Враждебность “темного царства”, укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход – она бросается в волжский омут. “Гроза” – не является “трагедией любви”, скорее это “трагедия совести”. Страшный шаг героини – это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.

Действие пьесы происходит в городе Калинов . Тихая провинция, казалось бы, далекая от сумасбродных жителей столицы. Однако и здесь обычные человеческие проявления черт, чувств — честность, доброта, умеренность, трудолюбие — приняли уродливые черты, как в отражении ряда кривых зеркал.

Как известно, любовь бывает разная: любовь к Богу и ближнему, романтического свойства и семейная.

Семьи в Калинове разобщены. Пускай старики говорят, что молодежь не хочет слушаться старших и следовать заведенному порядку — они виновны в расколе не меньше.

Живет ли Дикой по совести? Наверное, он считает, что да: он защищает свое хозяйство, свой капитал. Поэтому все мысли его о деньгах. Не будет у него звонкой монеты, не сможет он подкупить ни городничего, ни какого другого чиновника, значит, и власть его над городом закончится. Пока что Дикой ругает и обижает кого захочет. Его не разжалобишь слезами или увещеваниями.

Семья Кабановых раскололась. Если они когда-то и были дружны, то времена эти прошли. Теперь каждый был сам по себе.

Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

Тихон , сын Кабанихи, врет родной матери не меньше. Затюканный её каждодневными понуканиями, он потерял волю, характер. Оттого он не может стать главой семьи и достойным мужем — Кабаниха всё решает за него. Но Тихон лишь принимает вид почтительного сына. На самом деле ему не терпится уйти из родного дома. Быть где угодно, лишь бы не с семьей. И даже красавица-жена Катерина не может заставить его остаться.

Потому и любовь Тихона как прокисшее молоко: он жалеет Катерину, любит, но ничего сделать ради неё не может. Мать ему указывает, как надо обращаться с женой. В подобных отношениях нет места сердечности, доверию.

Катерина живет в своей новое семье никому не нужная. Кабаниха срывает на ней свою злобу, выставляя сноху вруньей и лицемеркой. В борьбе за влияние на сына Кабанова не хочет видеть, что в конфликте нет необходимости: Катерина честна и невинна душой.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.

Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.

Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть.

По моему мнению, ужасно, что Феклуша считает уместным, когда жена прилюдно воет по отъезду мужа. Это дикий обряд, созданный специально для публики: если муж и жена любят друг друга, то зачем жене рыдать на крыльце? Это фальшь. А если нет любви между супругами, то что же это получается? Лицемерие.

Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила.

Любовь и совесть тесно связаны друг с другом. Любовь показывает истинную суть человека: вдохновляет на подвиги, дарует индульгенцию на грехи. Поэтому необходимо мироустройство, где в людях воспитывалась бы совестливость и забота друг о друге.

Любовь как свобода

Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

Кабаниха

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

Тихон

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Новая любовь

Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

Эпилог

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.

Задачи уроков — проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что объединяет эти пьесы?

(Героини: в центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.)

(Персонажи, которые служат для раскрытия образов героинь.)

(Столкновение любви с окружающим миром.)

2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются, что показывают схемы.)

4. Катерина изменила мужу, Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Как оценить измену? Осудить? Оправдать? Понять?

5. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)

6. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви.

7. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?

8. Победила или побеждена героиня?

В заключение урока могут прозвучать слова о любви из стихотворения Петра Вегина, созвучные разговору на уроке:

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

Как в драме А.Н.Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

Драма «Гроза» является вершиной творчества А.Н.Островского. Название драмы очень символично. Гроза- символ краха застойной атмосферы провинциального городка , где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. В драме Островского затронуто множество тем. Рассмотрим как перекликаются тема любви и тема совести в произведении на примере героев драмы- Катерины, Варвары, Бориса.

Катерина Кабанова- главная героиня драмы А.Н.Островского . С тех пор , как она вышла замуж за Тихона , Катерине приходится терпеть деспотизм его матери-Кабанихи . Катерина искренняя , как сказал В.Г.Белинский-«Луч света в темном царстве». Она слишком честная , наивная и добрая для города Калинова в целом. Катерина, изменив мужу, полностью отдается в любви Борису , однако и эта ложь, эта измена не дает покоя бедной девушке. И драма, как и жизнь Катерины заканчивается. Она совершает самоубийство , не выдержав порядков и нравов Кабановых.

Варвара Кабанова-дочь Кабанихи , сестра Тихона . Она , как и Катерина верит в любовь и полностью растворяется в ней. Однако открыто заявлять о ней Варвара не может- ее любимый, Кудряш, с

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне.
2. Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем и де­та­лей, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. Ре­че­вых оши­бок нет.

Читайте также:

      

  • Трезвость норма жизни сочинение
  •   

  • Где же познается истинное величие человека сочинение
  •   

  • Мужские образы в романе обломов сочинение
  •   

  • История моей семьи в истории россии сочинение
  •   

  • Материнская любовь презентация 9 класс сочинение

Экзаменационные сочинения по ЕГЭ


Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому)

В «Грозе» А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.

После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери — купчихи Кабановой.

Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев. Выросший

в такой атмосфере Тихон был полностью зависим от ее воли, не мог защитить жену от нападок деспотичной свекрови.

Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в «темном царстве», но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис — единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон. Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он советовал Катерине

покориться судьбе.

Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро. Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе. Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены — словно Бог для церкви.

Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание — лишь повод для сплетен. Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына — «за неправильное обращение с женой».

Враждебность «темного царства», укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход — она бросается в волжский омут. «Гроза» — не является «трагедией любви», скорее это «трагедия совести». Страшный шаг героини — это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.

Сочинение по картине васнецова снегурочка 3 класс.
Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому)

Categories: Школьные сочинения

Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому). Сочинение на тему: Трагедия совести» в драме «Гроза

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Кризис патриархального мира и патриархального сознания остается в центре авторского внимания в «Грозе». Но в этой драме Островский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривая ее под принципиально новым углом. Классицистическая «окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, неспособные существовать вне его замкнутого круга.
Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по большей части «марионеточные» движения, постоянно подчеркивать свою несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка — старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства — дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Так же «расстановка сил» организует и всю жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии — лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения.
От мира, Калинов отгородился столь прочно, что вот уж больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни. Посмотрите на калиновского «прогрессиста и просветителя» Кулигина! Этот механик-самоучка, чья любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его на грань уродства в глазах окружающих, все пытается изобрести «перпету-мобиль»: он, бедняжка, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальная невозможность вечного двигателя. Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Державина, и даже сам пишет стихи в их духе… И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живое ископаемое — Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ.
Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются
бездны — словом, «Сатана там правит бал». В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и независимое существование двух миров: патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его «всей стремительно несущейся жизни», патриархальный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором — единственном — может быть, оправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость.
Вокруг Калинова творится невообразимое: там с неба падают целые страны, населенные кровожадными народами. Там живут люди «с куриными головами»; там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Этот миллион даст Кулигину на судилище «право сноса», будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона нет, умница Кулигин «покоряется». Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может. Выродившаяся в патриархальном сознании, в вере, ее ощущение вины и греха, прежде всего — личностное; она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности. И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга, выводит Катерину из замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующие стихи Кулигина. Потому Калинов и организовался в судилище над Катериной.
В блестящем этюде «А судьи кто?» В. Турбин тонко исследует тему суда в «Грозе»: «Никого не хочет судить Кулигин. С усмешкой уклоняется от роли судьи простушка Варвара: «Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть. « Но не им противостоять, охватившему Калинов, массовому психозу.
А психоз разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница Феклуша и барыня с лакеями. « Феклушины повествования о Махнутах и людах с песьими головами представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: «И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и реальный. И опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз их причудливые, не фигуры — только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы. Яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот суд затаился в ожидании жертвы. И жертва является: в раскатах грома, в сверкании молнии раздается естественное, честное слово. Грех один из главных страхов человека. А что будет дальше.

Катерина — главный и, пожалуй, единственный персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза». Всех остальных (хотя действующих лиц в пьесе действительно много) можно смешать с кромешной тьмой, в которой Катерина , волей-неволей вынужденная жить в имении Кабановых, остается единственным «светлым лучом». Только ей автор придал человеческие черты, только ее наделил добродетелью, значительно превышающей по силе человеческие пороки, а именно совестью.

Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины. Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, — это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила. Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, — тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас. Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.

Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться. Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара — сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом. Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.

Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя. Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств. Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха — свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение. А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.

И что ей делать? Разве может она жить дальше так, как жила? Ведь теперь муж станет ей совсем не мил, а свекровь и вовсе изведет ее за проступок. Так будут идти месяцы и годы, но ничего не изменится, она по-прежнему будет жить в окружении «темного царства» — до тех пор, пока ее собственный, и без того тусклый огонек не померкнет. Нет, не бывать этому!

В тот миг, когда она, ведомая чувством вины и отчаянием, бросается в реку, она не думает о Боге, чьего наказания Катерина так боится. Она сама себя наказывает, ведь это совесть приводит ее на обрыв, с которого она бросается в реку. И там, за чертой, возможно, она все же найдет что-то светлое, как она сама, всю жизнь жившая в страшном и таком чужом для нее «темном царстве».

СПАДИЛО.РУ

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает множество тем – тема отцов и детей, тема нравственного выбора, тема религиозности, тема внутренней борьбы с собой, тема свободы и многие другие. Но все они раскрываются на примере самой главной линии в пьесе – теме любви.

Любовь как свобода

Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

Кабаниха

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

Тихон

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Новая любовь

Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

Эпилог

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.

Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница».

Задачи уроков — проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла.

Все три пьесы Островского: «Гроза» (1860), «Снегурочка» (1873), «Бесприданница (1879) — о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что объединяет эти пьесы?

(Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви (Лель), затем любовь к Мизгирю; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем настоящая к Борису; Лариса — любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».)

(Героини: в центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.)

(Персонажи, которые служат для раскрытия образов героинь.)

(Столкновение любви с окружающим миром.)

2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются, что показывают схемы.)

3. Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Ее любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)

4. Катерина изменила мужу, Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Как оценить измену? Осудить? Оправдать? Понять?

5. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)

«Гроза» Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев. Катерина: «Давно люблю»; Борис: «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас…», но «никто и не узнает про нашу любовь»
«Снегурочка» Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь — это путь к тому, чтобы стать человеком. Для Бобыля и Бобылихи любовь — товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви
«Бесприданница» Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить» через сомнения: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь», «кабы любовь была равная» до неверия: «уж я не верую в любовь», «я любви искала и не нашла, ее нет на свете». — Вожеватов, Кнуров: Лариса — бриллиант; — Карандышев: Лариса — кукла; — Паратов: Лариса — вещь («не могу уступить»); — Кнуров, Вожеватов: Лариса — вещь (разыгрывают в орлянку); — Карандышев: Лариса — вещь; — Лариса о себе: Я вещь

6. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви.

7. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?

«Снегурочка» Мир сказки, берендеев, патриархальный мир, живущий по законам любви. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (1870-е гг.), поэтому Бобыль и Бобылиха — олицетворение мира наживы
«Гроза» «Темное царство» не примет любви Катерины
«Бесприданница» Это самый трагичный мир (1880-е гг.) — в нем любовь невозможна

8. Победила или побеждена героиня?

9. Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)

В заключение урока могут прозвучать слова о любви из стихотворения Петра Вегина, созвучные разговору на уроке:

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

Итог уроков. Сопоставляя три пьесы А. Н. Островского, можно увидеть, что в них много общего (тема, сильные героини, конфликт), но в то же время они очень разные. Если в «Грозе» патриархальный купеческий мир, лишенный гармонии, вступает в конфликт с Катериной, защищающей свое человеческое достоинство, то в «Снегурочке» автор обращается к языческим временам, к истокам, надеясь там найти гармонию отношений, и не находит. В «Бесприданнице», написанной в 1880-е гг., показан мир, в котором вообще не может быть любви и гармонии.

Уроки 89*—90*. «Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует»[84]

Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема
отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только». Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало. Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья. Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова. Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Трагедия совести в драме Гроза

Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского

Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством.  Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.

Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам  как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.

Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.

Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.

Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.

Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.

Вариант 2

«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.

Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом.  И совсем не потому, что он непререкаем.   Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.

Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей  тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него.  Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.

Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха  целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина  повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.

Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».

Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.

Трагедия совести в драме Гроза

Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.

Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.

Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.

Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.

Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.

Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.

Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.

Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия совести в драме Гроза

Трагедия совести в драме Гроза

Популярные сегодня темы

  • Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева Сочинение

    Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

  • Сочинение Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

    Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель

  • Анализ комедии Недоросль Фонвизина 8 класс

    В 1782 году, один из известных русских авторов, Денис Фонвизин написал свою известную комедию, которую он назвал «Недоросль». Автор затронул множество проблем человека и перевёл их в понятную для читателя форму.

  • Сочинение Правда Сони Мармеладовой (по роману Преступление и наказание)

    Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе

  • Сочинение Роль искусства в жизни человека

    Искусством называется форма творчества (т.е. создания человеком чего-то нового), основанная на образном осмыслении действительности и выражении осмысленного в форме художественных средствах – звуках, пластике тела, рисунков

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.1. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

12.2. Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

12.3. Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

12.4. Проблема духовного пробуждения героя (на примере одного произведения русской литературы).

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

Спрятать пояснение

Пояснение.

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1.  Вступление  — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2.  Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть  — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса  — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3.  Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

12.4. Проблема духовного пробуждения героя (на примере одного произведения русской литературы).

Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова и (или) Андрея Болконского.

Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая выбраться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава?  — говорит князь Андрей.  — Та же любовь к другим… » Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни. Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события  — рождение ребенка, смерть жены  — заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных  — единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова  — «Надо жить, надо любить, надо верить»  — указывают князю Андрею путь к счастью.

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и одноименного фильма Сергея Бондарчука. Может ли фильм, даже очень хороший, заменить прочтение книги? Можно сравнить экранизацию Бондарчука и современную постановку британской кинокомпании по сценарию Эндрю Дэвиса. Видение режиссера может быть очень далеким от первоисточника  — книги, по мотивам которой создаётся фильм, как это произошло с британской версией экранизации. Поэтому, безусловно, фильм может быть лишь прекрасным дополнением к книге, но не ее заменой. И, конечно же, создавая кино, режиссёрам не мешало бы разобраться в авторском видении проблем книги.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1
Тема не раскрыта 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

НО

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

НО

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
Допущены две-три речевые ошибки 2
Допущены четыре речевые ошибки 1
Допущено пять или более речевых ошибок 0
6. Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 1
Допущено три или более ошибки 0
7. Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 1
Допущено три или более ошибки 0
8. Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 1
Допущено три или более ошибки 0
Максимальный балл за сочинение 18

(323 слова) Главная героиня пьесы Островского «Гроза» Катерина – молодая супруга купца. В Калинове она — единственная, кто осмелился открыто противостоять самодурству, ханжеству и лицемерию купеческой жизни. Она мечтает, верит в лучшее, искренне выражает свои эмоции, но читателю приходится мириться с тем, что и такие персонажи, как Катерина, не идеальны. Замужняя героиня попадает в непростую ситуацию: изменяет Тихону, что, конечно, не дает ей покоя. Именно поэтому драму Островского можно назвать трагедией совести.

Дома у Катерины складываются непростые отношения со свекровью. Кабаниха только и делает, что поучает девушку и упрекает. Тихон, не решается заступиться за жену, поэтому ей тяжело вдвойне. Но проблемы главной героини не ограничиваются отсутствием взаимопонимания с родными людьми. Катерина осознает, что небезразлична к Борису, но сомневается в своих действиях. Она понимает, что, будучи женой Тихона, она не имеет право за его спиной встречаться с другим. Однако когда  Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы та могла встречаться по ночам с Борисом, девушка не упускает такую возможность.

Совесть играет в пьесе немаловажную роль, именно из-за нее Катерина все-таки решает признаться мужу в измене, догадываясь, что прощением с его стороны, а скорее, со стороны Кабанихи, это не кончится. Когда ее отвергает и Борис, девушка понимает, что назад в дом совесть ей прийти не позволит. Ей остается только один путь – в могилу. На том свете она надеется искупить все свои грехи.

Совесть мучает не только главную героиню, отчаянно борющуюся против кабановских понятий о нравственности. В конце пьесы мы наблюдаем переживания Тихона, который не выдерживает и упрекает мать, что именно она виновна в самоубийстве Кати. Он понимает, что отчасти и на нем лежит вина в погибели жены, ведь он не заступался за нее, а делал лишь то, что велела ему Кабаниха. Наблюдая, как Катерина страдает в муках совести, Тихон осознавал, что не злится на нее, но им опять же помыкала властная Кабанова.

«Гроза» наполнена различными чувствами: любовью, горем, напрасными надеждами, и совесть – не исключение. Именно совесть в трагедии приобретает масштабы разгулявшейся стихии, согласно суеверию, карающей грешников.

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как в геометрии пишется высота
  • Как в ворде сделать чтобы текст писался вертикально
  • Как в ворде сделать большую букву как в сказке
  • Как в водовороте страстей не потерять разум сочинение
  • Как в вашу жизнь вошел пушкин сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии