ОРКСЭ
Тема. Человек рождён для добра
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом; развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Ход урока
-
Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить – можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать – и, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать и подарить его людям.
— Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
-
Проверка домашнего задания.
-
Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
— Прочитайте эпиграфы на доске и попробуйте определить тему урока.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение.)
— На какие вопросы мы должны найти ответы?
-
Подготовка к изучению нового материала.
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
-
Работа с Толковым словарём.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
-
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
-
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
-
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Почему же добро всегда побеждает зло?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
-
Закрепление понятий.
-
Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
1.С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток, через запад
на восток, через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть,
по-моему, вели.)
2.Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
3.Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
4.Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5.Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала. (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
В карточки с высказываниями мудрых людей необходимо вставить пропущенные слова:
— «Ни один …. человек не бывает счастлив» (Ювенал)
— «Жизнь …. людей полна тревог» (Д.Дидро)
— «Добро помни, а … забывай» (Пословица)
— « Не делай … , не то на зло нарвешься» (Восточная мудрость)
— « Если не хочешь знать страха, не делай …» (Кабус)
Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
-
Обобщение и рефлексия.
Вопросы для повторения
1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?
2. Как преодолеть в себе вспышки злости?
3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?
4. Что ты готов изменить в себе во имя добра
Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
-
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
-
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
И ЕЩЁ ПОМНИ: Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
-
Домашнее задание (по выбору)
а) Напиши сказку о добре
б) Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия
«Пока молоды, сильны и бодры, не
уставайте делать добро».
Антон Павлович Чехов
Как
вы думаете, что значит для человека жизнь? Это возможность трудиться, проявить
свои таланты, свои способности; возможность мыслить и чувствовать; радоваться
окружающему миру и природе, дружить, творить, заниматься любимым делом; создать
семью, растить детей и тому подобное. Иными словами, она предоставляет человеку
многообразие возможностей.
А
как вы думаете, на что направлены возможности и стремления человека? На благо
самой жизни, потому что жизнь, как и человек, стремится к своему развитию.
Можно ли в связи с этим сказать, что человек рождён для доброты?
Доброта… Что означает это слово?
Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
В толковом словаре Сергея Ивановича
Ожегова данное определение звучит так: «Доброта – это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим». Здесь также отмечены
качества, определяющие доброту: доброжелательный, добродушный,
добродетельный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но вот
вопрос: никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и
милосердия, как в последние годы. Действительно ли это так? В людях не хватает
доброты и милосердия, и этому сейчас уделяют много внимания.
Именно
проявления доброты ждут от человека люди. Ведь только добро может быть в основе
продолжения жизни, иначе возникает угроза для самой жизни. Именно поэтому в
сказках всегда побеждает добро. Ведь это наивысшая ценность жизни и её надо
охранять.
А
как вы думаете, каким образом сказки помогают нам понять и почувствовать это?
Правильно, сказки убеждают нас в торжестве добра. В этом легко убедиться, если
вспомнить добрых сказочных героев, которых вы хорошо знаете.
Любая
сказка – это отражение жизни и воплощение человеческой мечты. А человек всегда
должен стремиться к добру, истине и красоте. И это стремление человечество
всегда воплощало в сказках. Поэтому иногда сказки принято называть своеобразным
учебником жизни. Не верите? А давайте обратимся к этому учебнику вместе прямо
сейчас.
Вам
хорошо известно, что во многих русских народных сказках главным героем является
Иванушка-дурачок. На первый взгляд, это не очень умный и простоватый персонаж.
Но на самом деле в ходе сказки он оказывается более умным, ловким, смелым и
смекалистым, чем другие герои. В чём же здесь дело?
Он
просто другой, непохожий на недоброжелательных, злых, коварных людей. Он не
глупый, а непохожий. В чём же заключается его непохожесть? Он бескорыстен и
добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от
своих жадных и корыстных братьев или недобрых и хитрых завистников.
И
что же получается в результате? Ему помогают и люди, и звери, и птицы, и даже
волшебники. Почему?
Потому
что он помог, выручил, иногда в ущерб себе, не предал, не польстился на
богатство. Его поступки во всех сказках человечны и нравственны. И в ответ на
свою доброту Иванушка-дурачок получает от других и помощь, и поддержку.
Не
кажется ли вам, что Иванушка руководствовался в своих действиях золотым правилом
этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»?
А сказки нас убеждают в силе и значимости этого правила. А в народных
пословицах не звучит ли то же самое правило? Помните?
·
Как
аукнется, так и откликнется.
·
Без
добрых дел нет доброго имени.
·
Доброе слово дом
построит, злое слово дом разрушит.
·
Худо тому, кто
добра не делает никому.
Значит,
если вы с добром, то и к вам человек отнесётся по-доброму.
Ведь добро не только в сказках, но и в
реальной жизни всегда противостоит злу. Оно требует каждодневного, ежечасного
терпеливого труда. И, наверное, мы не откроем для вас ничего нового, если
скажем, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди
относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И
только у такого человека есть верные, надёжные друзья.
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
В
конце нашего урока давайте попробуем ответить на несколько вопросов.
1.
Каким сказочным героем вы хотели бы быть, чтобы изменить мир к лучшему?
2.
Как вы готовы противостоять злу, которое направлено на вас?
3.
Как вы относитесь к людям, которые к добру и злу относятся равнодушно?
Долгополова Раиса Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ«Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Каменск – Уральский Свердловской области
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: Человек рождён для добра
Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Ход урока
1. Организационный этап
Эмоциональный настрой детей на занятие.
—Круг радости. Приглашаю всех в круг.
Игра «Доброе слово» (Дети становятся в круг и по очереди говорят друг другу приятные слова)
-Добрый день!
-Здравствуй, друг!
2. Тема урока. Целеполагание.
— Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)
Жизнь дана на …. дела.
Мир не без …людей.
….желаешь – …и делай.
Истинное …всегда просто.
…слово человеку – что дождь в засуху.
— Какова же тема нашего урока?
— Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
— На какие вопросы мы должны найти ответы?
( Что такое добро и зло? Почему побеждает добро? Человек рождён для добра?)
(-Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.)
( На доске составляются вопросы)
— Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру,
уничтожить его.
— Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
— Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
3. Актуализация знаний
— Подберите слова созвучные с милосердием (доброта).
— Подберите антоним к слову добро. Слайд №1.
— Где живёт добро?
— Как вы понимаете смысл изречения на доске?
— Доводилось ли вам творить добрые дела?
— Какое чувство испытывало ваше сердце?
— Чему же мы будем учиться на уроке (учиться добру).
-Можно ли сразу дать ответ, что такое добро?
План нашей работы.
Будем искать.
Обсуждать.
Делать выводы.
— Библия(Новый Завет) гласит:
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добро».
— Продолжите мысль: «Злой человек из…»
— Где мы можем узнать определение слов «добро, милосердие, зло»?
4. Работа по теме урока
1. Работа со словарями Даля и Ожегова. Работа в группах (слайд № 2)
Первая группа ищет слово «добро».
Вторая группа – «милосердие».
3 группа – «зло»
— Может человек жить без доброты?
— Только ли слова должны быть добрыми?
— Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,)
— Из каких слов состоит слово «милосердие»?
Работа с Толковым словарём. (Чтение добытой информации.)
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
— Чем похожи толкования? Сравнить. Вывод.
— Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение.
Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам
Доброта, милосердие — многолики. Потребность в них ежечасная.
Милосердие и доброта — как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет теплее на сердце.
-Кто говорит вам добрые слова каждый день?
— Кого вы больше всего на свете любите?
-Кто, по-вашему, сильнее всего любит вас?
-В чем выражается эта любовь?
Первичное усвоение новых знаний. (Тихо звучит музыка и пение птиц.)
— Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!
2. Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери».
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Беседа по сказке
— Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния?
— Как мать Берёза относилась к своим дочерям?
— Какие качества присущи всем мамам на свете?
(- Мама на земле добрее всех!
— Мама дарит сказку, дарит смех!
— Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!)
— И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд.
Тема добра в сказках.
— Тема добра и зла звучит в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Давайте вспомним некоторые сказки ,где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
— В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?
1. С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.)
2. Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
3. Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
(Дети приводят примеры из других, знакомых им, сказок.)
3. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»
(про строительство детской площадки)
— Почему милиционер не наказал Крокодила Гену и Чебурашку?
(помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно)
— Для чего рождён человек?
(Человек рожден для добра)
— В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?
— Давайте же обобщим всё сказанное вами.
( Не обижай людей ,
Придет расплата.
Сотвори добро.)
4. Работа в парах.
— Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев.
(бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)
— На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.
5. Работа с учебником. Чтение текста. Беседа в форме дискуссии.
— Как Вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»?
-Вспомните золотое правило этики.
— Быть радушным — означает радоваться другому, доброжелательным — означает желать добра. Твори добро и добро к тебе вернется.
Научимся добру. Научимся останавливать зло.
5. Закрепление знаний. Первичная проверка понимания
1. Решение проблемной ситуации.
Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.
Инсценировка и анализ рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».
— А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок.
(Дети смотрят инсценировку, подготовленную группой ребят:
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.
Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет ложку бабушка — ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.
Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.
Нина тихонько сказала маме:
— Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.
— Почему? – удивилась мама.
— У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.
Долго сидела молча, потом сказала:
— У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.
— Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!)
(Варианты заголовков:«Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».)
— Назовите всех членов семьи Нины.
— Кто был старшим, а кто – самым младшим?
— Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?
— Почему слова Нины так поразили маму?
— Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?
— Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?
— Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.
— Как бы вы поступили в таком случае?
Расскажите о своей бабушке.
— Как вы проявляете заботу о ней?
— Как Вы проявляете милосердие к старшим людям?
2. Проблемно-философская ситуация (Работа в группах по выбору.)
— Где рождается добро и милосердие? (В сердце)
Первая группа.
— Древняя мудрость гласит: «Солнце всех солнц есть Сердце».
— Как вы это понимаете?
Вторая группа.
— Сердце – зеркало души.
Как понимать эту мудрость?
Третья группа
— Что же есть наше Сердце? Подберите слова, связанные с сердечной добротой
(слайд № 3).
(Сочувствие
ПрЕданность
Радость
Доброта
СолнЦе
СовЕсть)
Отчёт групп. Самооценка.
3. Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая работа.
— Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).
Раскрасьте контуры сердечек цветами-качествами, необходимыми человеку, чтобы стать великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.
(На обратной стороне рисунка дети разукрашивают цвета, символизирующие разные качества сердца великодушного человека.
Красный –любящее
Зелёный -благородное
Желтый –доброе
Оранжевый -нежное
Голубой –сильное )
Отчёт групп.
4. Работа в группах.
Первая группа. Создают первый в мире «Словарь о добром сердце».
(Мудрое, любящее, сочувствующее, всепрощающее, доброе, золотое, нежно.)
Вторая группа. Составляют правила доброты.
(- Будь милосердным.
— Помогай людям.
— Защити слабого.
— Не причиняй вреда другому.
— Прощай ошибки.)
Дети делают вывод. Самооценка.
5. Дидактическая игра «Аукцион пословиц». Работа в группах.
( Дети должны собрать рассыпавшиеся пословицы)
Нет лучшего дружка, тот вовеки не погибает.
При солнышке -тепло, да не больно опустит.
Мать высоко руку подымет, при матушке- добро.
Кто мать и отца почитает, чем родная матушка.
Птица рада весне, а ребенок матушке.
Отчёт групп. Самооценка.
( Группа, которая быстро справится с заданием, может поработать с пословицами, изображёнными на слайде. Соберите пословицу. Слайд № 5.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не одежда красит человека, себя хвалит.
Доброе дело- а добрые дела.
Худо тому, плохое на ум не пойдёт.
Учись доброму, кто добра не делает никому.)
— Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
6. Обобщение и рефлексия
— Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы, которые поставили на уроке.
1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?
2. Как преодолеть в себе вспышки злости?
3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?
4. Что ты готов изменить в себе во имя добра?
Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям. 2) Защищать слабого.
3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
( Правила записываются на доске)
— Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.
7. Итог урока
— Почему добро в сказках побеждает зло?
Сказки пишутся взрослыми для детей, в них сравнивается добро и зло, правда и ложь, хорошее и плохое. Слушая сказку, ребёнок искренне переживает за добрых персонажей, проходя все испытания, стоящие у них на пути, и доходит вместе с ними до счастливого конца.
Сказочные рассказы — это очень хорошее средство воспитания. Именно с детства закладываются те основные понятия, которые будут с человеком на протяжении ещё долгого времени. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой способный его победить.
Злым быть невыгодно и неинтересно, от зла нет никакой пользы. Добро же всесильно, делая добро человек, помогает себе и другим людям.
— Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:
Не обижай людей,
Придет расплата.
Нам счастья не сулит
Обида чья-то.
— Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра. (Звучит песня «Дорогою добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).
8. Домашнее задание по выбору
1.Напиши сказку о добре.
2.Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.
Ссылки на источники:
nsportal.ru
multiurok.ru
infourok.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЧЕТИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗЕРНОГРАДСКОГО
РАЙОНА
РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Районный семинар учителей ОРКСЭ
Открытый урок на тему:
«Человек рожден для добра»
Подготовила:
Силенко
Светлана Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории
ст.
Мечетинская
Тема:
«Человек рожден для добра».
Цель:
сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях.
Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения
нравственности в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— формировать и развивать умение определять тему урока, ставить задачи,
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
— добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах,
анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения –
формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— учить прислушиваться к мнению окружающих людей и вести диалог, дискутировать,
аргументировано обосновывать свою точку зрения, стремиться быть культурным и
воспитанным человеком, работать в группах.
Ход
урока.
I.
Организационный момент
Объединение в группы
Учитель: Ребята, для работы на уроке вам необходимо объединиться в
группы. Подойдите к столу, возьмите листочек, на котором записана буква (ж, и,
з, н, ь), найдите своих одноклассников по группе; займите удобное для вас место
в классе. Все хорошо устроились. Первое задание. Нужно выйти к доске по одному
представителю от группы, взяв букву вашей команды. (Дети выходят). Составьте из
букв слово.
— Какое слово
получилось? (Жизнь).
-Что значит для
человека жизнь? (Возможность радоваться окружающему миру, открывать что – то
новое для себя, любить, дружить, проявлять талант, заниматься любимым делом).
II.
Самоопределение к деятельности.
Учитель:
Я согласна с вашими ответами. Жизнь предоставляет человеку много возможностей.
И каждый для себя решает, как её пройти по дороге жизни. Например, можно
прожить так… (На экране видеоролик с клипом песни Шапокляк «Кто людям
помогает…»
А
можно вот так. (Видеоролик с отрывком из мультфильма «Просто так»).
Учитель:
А, вы как считаете?
—
С чьей жизненной позицией вы согласны? А какую дорогу выберите Вы, обоснуйте
свой ответ.
(Ребятам
нравится герой из мультфильма «Просто так»).
Как вы думаете, что совершать легче добро или зло? Почему? (Мнения детей
вначале разделились). Одни говорили, что легче сделать добро, другие – зло. В
ходе дискуссии пришли к единому мнению, что зло совершить легче. Ломать легче,
чем строить и сделать зло легче, чем добро. Потому что добро требует усилий.
Надо быть благородным, бескорыстным человеком, чтобы делать добро и не ждать от
этого награды).
Учитель: А человек, для
каких поступков рождён? (Человек рождён для добрых дел).
Тема нашего урока: «Человек рождён для добра».
Сформулируем
цель нашего урока.
1.
Будем искать ответы на вопрос «Человек рождён для добра?»
2.
Обсуждать ситуации.
3.Делать
выводы по материалам урока. (План записывается на доске).
III.
Изучение нового материала.
Учитель:
Человек рождён для добра. Именно этого ждут от человека люди.
Об
этом повествует народное творчество, звучат песни, слагаются сказки.
Учитель:
Мы продолжаем наш путь по дороге устного народного творчества. Вспомните
пословицы о добре, о добрых делах. (Совещаются в группах, потом встают и хором
произносят пословицу) «Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело, что дождь в
засуху. Доброе дело и в воде не тонет).
Учитель: Я
тоже знаю пословицы о добре. Соберите пословицы. (Ребята говорят концовку и объясняют
смысл пословиц).
Добро творить —
себя веселить. (Любить).
Доброе слово и
кошке приятно. (Понравится).
В добре жить
хорошо. (Веселее, собой дорожить).
Доброе дело на
завтра не откладывай.
Худо тому, кто
добра не делает никому.
Кто любит добрые
дела, тому и жизнь мила. (Жизнь хороша).
Учитель: Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе
возникает угроза для самой жизни. А мы на предыдущих уроках убедились в том,
что жизнь – это наивысшая ценность, её надо охранять.
-А теперь дорога
приве6ла в страну сказок. Вы любите сказки? Почему вам нравятся сказки?
(Сказка – это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом)
. Учитель:
Сказка — отражение жизни и воплощение человеческой мечты. Душа человека
стремится к добру, истине, красоте. Сказка – своеобразный учебник жизни,
утверждающий, что человек рождён для добра.
Третье задание.
-. Проверим, как
вы знаете сказки и сказочных героев, которые делали добро. (По одному
представителю от группы берут карточку с заданием, совещаются в группах. Потом
по очереди читают задание вслух, называют героя и произведение. Доказывают, что
герои сказок рождены для добрых дел).
1. Несмотря на
свой рост в дюйм, героиня спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Х. Андерсен
«Дюймовочка»)
2. Этот сказочный
герой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от
злого человека и открыл замечательный театр. (Папа Карло. А. Н. Толстой
«Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Чтоб друга
верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, через льды
перебираться, с королевою сражаться?
(Герда. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).
4. Эта героиня не
пожалела последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.
(Женя. В.П. Катаев «Цветик – семицветик).
5. Это герой
помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем
огромного замка. (Кот в сапогах. Ш. Перро «Кот в сапогах»).
Учитель:
Узнайте героиню моей сказки.
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за
обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и
пропала.
(Царица (мачеха). А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Учитель:
Какое добро совершила царевна? (Царица совершила зло. Предложила царевне
отравленное яблоко. Но в конце сказки добро победило зло. Царевна ожила, вышла
замуж. А царица умерла от тоски. И зло умерло.)
— Как в сказках
подтверждается мысль о том, что человек рождён для добра. (Каждый получает
награду по заслугам).
IV.Физминутка.
Пришло время отдохнуть.
V.
Продолжение работы по теме урока.
Учитель:
Исследования показали, что люди, постоянно совершающие добрые, хорошие
поступки, чувствуют себя счастливей, редко болеют и долго живут.
-Вы
согласны?
—
Какие добрые дела совершали вы? (Помогали мамам, бабушкам в домашних делах;
одноклассникам на уроках).
-Кто
от этого становился счастливее? (Я – сам, наверное, и тот человек, которому в
чём – то помогли).
Учитель:
дорога нас привела на берег моря.
Притча:
Человек шёл по
берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды.
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд,
берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты
бросаешь эти морские звёзды в воду? — спросил человек, подходя ближе. - Если они
останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то
погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. - Но это же
просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд,
берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял
следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
- Нет, мои
попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тогда человек тоже
поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было
множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда
встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасённой души.
Организует обсуждение притчи.
— Какое впечатление произвела на
вас притча?
-Почему человек сначала посчитал
мальчика глупым?
-Почему он изменил своё мнение?
— Почему другие люди стали
помогать мальчику?
-Какие черты характера проявились в
поступке мальчика?
-Для
чего рождён человек? (Человек рождён для добрых дел).
Каждый
сделанный нами шаг должен нести добро, любовь. (Ребята мы вспомнили «золотое
правило этики».
«Поступай
по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к
тебе».)
VI.
Рефлексия.
Предлагаю
вам продолжить дорогу, собрав её из добрых дел и поступков, которые вы
напишите на листках.
Напишите
на ? хорошие, добрые дела, поступки, которые вы делали. А может кто – то
запишет доброе дело, которое он хочет совершить в ближайшее время. (Ребята
выполняют задание индивидуально. После того, как работа выполнена ребята
прикрепляют ? на доску).
Звучит
Песня «Дорога Добра».
Учитель:
Посмотрите, какая добрая нужная дорожка у нас получилась. Она не имеет
завершения как не имеют завершения Ваши добрые поступки и дела!
—
Для чего же мы с вами рождены? (Для добрых дел и поступков).
VIII.
Итог.
—
Мне хотелось бы закончить урок такими словами:
Не обижай людей,
Придет расплата.
Нам счастья не сулит
Обида чья-то.
УРОК по курсу ОРКСЭ
(Модуль «Основы светской этики»)
по теме: «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ ДОБРА »
Цель урока:
Образовательная:
формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра; научить делать добро.
Развивающая:
развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.
Воспитательная:
воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию;
- формирование основ нравственного самосознания личности;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, милосердия, сострадания.
- побудить стремление совершать добрые дела.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь.
Метапредметные результаты:
—регулятивные – формировать тему и цели урока, готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов решения трудностей.
—познавательные — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
—коммуникативные — участвовать в работе пары и группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты:
-развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно-поисковый, системно-деятельностный.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей.
Игра «Доброе слово» (Дети говорят друг другу приятные слова)
-Добрый день!
-Здравствуй, друг!
II.Тема, цель, задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Вступительная беседа.
— Кто говорит вам добрые слова каждый день?
— Кого вы больше всего на свете любите?
— Мама дала вам жизнь, а что значит для людей человеческая жизнь?
— Что жизнь даёт человеку?
— А человек что может дать жизни?
— В жизни по-разному можно жить… Посмотрите ВИДЕОСЮЖЕТ.
— Что хотите сказать? О чём задумались? О чём же будем говорить на уроке?
( Мы будем говорить о добре, и какую роль оно играет в жизни каждого человека.)
Открывается тема урока: «Человек рождён для добра».
— На какие вопросы будем искать ответы?
( Что такое добро? Для чего нужно делать добро?)
— Где мы можем узнать определение слова «добро»?
III.Основная часть урока.
1.Работа со словарями.
-Ребятам было дано задание: найти слово «добро» в толковых словарях. Выслушаем их.
Ученики читают определения из разных словарей.
СЛАЙД
— Что общего в этих объяснениях?
— Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное и настоящее. Как вы понимаете?
СЛАЙД
— Какие же добрые дела вы уже совершили?
— Непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А где же начало добра? Когда мы впервые сталкиваемся с этим понятием. (в детстве, в сказках)
2.Работа с литературой.
— Вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а помогут вам ваши одноклассники, которые приготовили задания.
1.Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.
2.Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
3.Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. СЛАЙД
3.Работа с учебником.
— В ваших учебниках идёт речь о других сказочных героях. Прочитайте на стр. 87-88.
— О ком прочитали? Из каких сказок эти герои? Чем отличаются сказки? Чем похожи герои?
— Как в сказках подтверждается мысль о том, что человек рождён для добра?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Ещё о каком виде народного творчества упоминается в учебнике? (пословицы)
— А что такое пословица?
(Краткое изречение с назидательным смыслом, в пословице заключена мудрость народная.)
4.Работа в парах.
— С пословицами вы поработаете в парах. Вспомните правила работы в парах.
(Работать быстро, дружно, сообща, говорить вполголоса, говорить только по делу.)
— Возьмите карточку. Прочитайте задание (собрать пословицы, объяснить их смысл). Есть вопросы? Выполняем.
— Проверяем. Читаем пословицы и объясняем.
СЛАЙД
— Что объединяет все эти пословицы.
— Какую мысль мы ещё раз подтвердили. (Человек рождён для добра.)
-Добро всегда приносит радость окружающим. Пусть пословицы помогают вам разобраться в трудных жизненных ситуациях.
— Что вы готовы изменить в себе во имя добра?
— Что нужно делать, чтобы стать по-настоящему добрыми?…. То есть нужно жить по определённым правилам.
5.Работа в группах.
— Составьте правила доброты. Оформите плакат.
(Каждой группе выдаются «Правила доброты» и картинки к ним. Учащиеся подбирают к картинке правило и наклеивают на плакат.)
— Проверка выполненной работы, отчёт групп.
НАПРИМЕР:
ЗАЩИЩАЙ СЛАБОГО! БЕРЕЖНО ОТНОСИСЬ К ПРИРОДЕ!
— Молодцы! Знаете, есть правило, которое объединит все ваши. Прочитаем хором.
СЛАЙД
— А где рождается добро? Где живёт доброта? (В сердце)
— 17 февраля – день спонтанного проявления доброты. Добрые поступки должны совершаться по зову сердца и не только в этот день.
IV.Рефлексия. «Подари свое Сердце».
— У вас в конвертах сердечки. Если сегодняшний урок вдохновил вас на добрые поступки, если вам захотелось стать ещё лучше, возьмите красное сердце и приклейте к нашему общему сердцу. Если у вас другие мысли, возьмите сердце другого цвета. Может кому-то захочется что-то написать на своих сердечках….
ВИДЕОЗАПИСЬ «Твори добро»
Домашнее задание. Создать для портфолио «Страничку добрых дел».
Долгополова Раиса Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ«Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Каменск – Уральский Свердловской области
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: Человек рождён для добра.
Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».
Планируемые познавательные результаты.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Ход урока
Организационный этап.
Эмоциональный настрой детей на занятие.
—Круг радости. Приглашаю всех в круг.
Игра «Доброе слово» (Дети становятся в круг и по очереди говорят друг другу приятные слова)
-Добрый день!
-Здравствуй, друг!
2.Тема урока. Целеполагание.
— Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)
Жизнь дана на …. дела.
Мир не без …людей.
….желаешь – …и делай.
Истинное …всегда просто.
…слово человеку – что дождь в засуху.
— Какова же тема нашего урока?
— Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
— На какие вопросы мы должны найти ответы?
( Что такое добро и зло? Почему побеждает добро? Человек рождён для добра?)
(-Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.)
( На доске составляются вопросы)
— Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить
его.
— Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
— Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
3. Актуализация знаний.
— Подберите слова созвучные с милосердием (доброта).
— Подберите антоним к слову добро. Слайд №1.
— Где живёт добро?
— Как вы понимаете смысл изречения на доске?
— Доводилось ли вам творить добрые дела?
— Какое чувство испытывало ваше сердце?
— Чему же мы будем учиться на уроке (учиться добру).
-Можно ли сразу дать ответ, что такое добро?
План нашей работы.
Будем искать.
Обсуждать.
Делать выводы.
— Библия(Новый Завет) гласит:
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добро».
— Продолжите мысль: «Злой человек из…»
— Где мы можем узнать определение слов «добро, милосердие, зло»?
4. Работа по теме урока.
1. Работа со словарями Даля и Ожегова. Работа в группах (слайд № 2)
Первая группа ищет слово «добро».
Вторая группа – «милосердие».
3 группа – «зло»
— Может человек жить без доброты?
— Только ли слова должны быть добрыми?
— Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,)
— Из каких слов состоит слово «милосердие»?
Работа с Толковым словарём. (Чтение добытой информации.)
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
— Чем похожи толкования? Сравнить. Вывод.
— Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение.
Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам
Доброта, милосердие — многолики. Потребность в них ежечасная.
Милосердие и доброта — как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет теплее на сердце.
-Кто говорит вам добрые слова каждый день?
— Кого вы больше всего на свете любите?
-Кто, по-вашему, сильнее всего любит вас?
-В чем выражается эта любовь?
Первичное усвоение новых знаний. (Тихо звучит музыка и пение птиц.)
— Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!
2. Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери».
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Беседа по сказке
— Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния?
— Как мать Берёза относилась к своим дочерям?
— Какие качества присущи всем мамам на свете?
(- Мама на земле добрее всех!
— Мама дарит сказку, дарит смех!
— Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!)
— И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд.
Тема добра в сказках.
— Тема добра и зла звучит в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Давайте вспомним некоторые сказки ,где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
— В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?
С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.)
Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
(Дети приводят примеры из других, знакомых им, сказок.)
3. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»
(про строительство детской площадки)
— Почему милиционер не наказал Крокодила.Гену и Чебурашку?
(помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно)
— Для чего рождён человек?
(Человек рожден для добра)
— В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?
— Давайте же обобщим всё сказанное вами.
( Не обижай людей ,
Придет расплата.
Сотвори добро.)
4. Работа в парах.
— Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев.
(бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)
— На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.
5. Работа с учебником. Чтение текста. Беседа в форме дискуссии.
— Как Вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»?
-Вспомните золотое правило этики.
— Быть радушным — означает радоваться другому, доброжелательным — означает желать добра. Твори добро и добро к тебе вернется.
Научимся добру. Научимся останавливать зло.
Закрепление знаний. Первичная проверка понимания.
Решение проблемной ситуации.
Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.
Инсценировка и анализ рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».
— А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок.
(Дети смотрят инсценировку, подготовленную группой ребят:
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.
Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет ложку бабушка — ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.
Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.
Нина тихонько сказала маме:
— Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.
— Почему? – удивилась мама.
— У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.
Долго сидела молча, потом сказала:
— У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.
— Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!)
(Варианты заголовков:«Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».)
— Назовите всех членов семьи Нины.
— Кто был старшим, а кто – самым младшим?
— Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?
— Почему слова Нины так поразили маму?
— Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?
— Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?
— Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.
— Как бы вы поступили в таком случае?
Расскажите о своей бабушке.
— Как вы проявляете заботу о ней?
— Как Вы проявляете милосердие к старшим людям?
2. Проблемно-философская ситуация(Работа в группах по выбору.)
— Где рождается добро и милосердие? (В сердце)
Первая группа.
— Древняя мудрость гласит: «Солнце всех солнц есть Сердце».
— Как вы это понимаете?
Вторая группа.
— Сердце – зеркало души.
Как понимать эту мудрость?
Третья группа
— Что же есть наше Сердце? Подберите слова, связанные с сердечной добротой (слайд № 3).
(Сочувствие
ПрЕданность
Радость
Доброта
СолнЦе
СовЕсть)
Отчёт групп. Самооценка.
3. Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая работа.
—Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).
Раскрасьте контуры сердечек цветами-качествами, необходимыми человеку, чтобы стать великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.
(На обратной стороне рисунка дети разукрашивают цвета, символизирующие разные качества сердца великодушного человека.
Красный –любящее
Зелёный -благородное
Желтый –доброе
Оранжевый -нежное
Голубой –сильное )
Отчёт групп.
Работа в группах.
Первая группа. Создают первый в мире «Словарь о добром сердце».
(Мудрое, любящее, сочувствующее, всепрощающее, доброе, золотое, нежно.)
Вторая группа. Составляют правила доброты.
(- Будь милосердным.
— Помогай людям.
— Защити слабого.
— Не причиняй вреда другому.
— Прощай ошибки.)
Дети делают вывод. Самооценка.
5.Дидактическая игра «Аукцион пословиц». Работа в группах.
( Дети должны собрать рассыпавшиеся пословицы)
Нет лучшего дружка,тот вовеки не погибает.
При солнышке -тепло, да не больно опустит.
Мать высоко руку подымет,при матушке- добро.
Кто мать и отца почитает, чем родная матушка.
Птица рада весне, а ребенок матушке.
Отчёт групп. Самооценка.
(Группа, которая быстро справится с заданием, может поработать с пословицами, изображёнными на слайде. Соберите пословицу. Слайд № 5.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не одежда красит человека, себя хвалит.
Доброе дело- а добрые дела.
Худо тому, плохое на ум не пойдёт.
Учись доброму, кто добра не делает никому.)
— Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
6. Обобщение и рефлексия.
— Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы, которые поставили на уроке.
1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?
2. Как преодолеть в себе вспышки злости?
3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?
4. Что ты готов изменить в себе во имя добра?
Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям. 2) Защищать слабого.
3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
( Правила записываются на доске)
— Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.
7. Итог урока.
— Почему добро в сказках побеждает зло?
Сказки пишутся взрослыми для детей, в них сравнивается добро и зло, правда и ложь, хорошее и плохое. Слушая сказку, ребёнок искренне переживает за добрых персонажей, проходя все испытания, стоящие у них на пути, и доходит вместе с ними до счастливого конца.
Сказочные рассказы — это очень хорошее средство воспитания. Именно с детства закладываются те основные понятия, которые будут с человеком на протяжении ещё долгого времени. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой способный его победить.
Злым быть невыгодно и неинтересно, от зла нет никакой пользы. Добро же всесильно, делая добро человек, помогает себе и другим людям.
— Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:
Не обижай людей,
Придет расплата.
Нам счастья не сулит
Обида чья-то.
—Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра. (Звучит песня «Дорогою добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).
8. Домашнее задание по выбору.
1.Напиши сказку о добре.
2.Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.