Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?
Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).
Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.
Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.
Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.
В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?
Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.
Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?
В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.
Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?
Эразм Роттердамский — будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.
Томас Мор — политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.
Франсуа Рабле — врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.
Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?
Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.
Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?
Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.
Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).
Эразм Роттердамский — http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php
Томас Мор — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php
Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php
Мишель де Монтень — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php
Вопросы к документу
Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.
Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность
Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.
Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.
Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).
Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.
Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.
Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья — резиденции Папы Римского.
Страница 10 из 47
Великие гуманисты Европы
Вопросы в начале параграфа
Задание №<<
Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, — Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?
Ответ:
Деятели культуры назывались гуманистами, т.к. они придерживались идей гуманизма, культа человека, или по−другому человеколюбия.
Время, когда возникла и развивалась новая культура, названо Возрождением, т.к. в данной культуре возрождались идеи античных философов.
Гуманисты в большинстве своем брали пример с античной культуры; видели в природе божественное начало, а в человеке − идеал.
Культура Возрождения принесла людям новое мировоззрение и изменила искусство.
Проверьте себя
Задание №1
Какой процесс называют обмирщением сознания?
Ответ:
Обмирщением сознания называют процесс, при котором человек думает не только о загробном мире, а его мысли обратились и к земной, мирской жизни, то есть происходит постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.
Задание №2
Кого называли гуманистом в раннее Новое время?
Решение
Гуманистами в ранее Новое время называли сторонников взгляда обмирщения сознания.
Задание №3
Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.?
Ответ:
Эразм Роттердамский:
Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.
Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что−то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их изящно и красиво выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто».
Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящённая другу−гуманисту Томасу Мору. Эта книга имеет выразительное название — «Похвала Глупости».
Томас Мор:
Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.В начале XVI в. Мор написал и опубликовал книгу под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (сокращённо «Утопия»). Необычное произведение поразило воображение читателей.
В двух частях данной книги Томас Мор описывает утопичное (идеальное, и невозможное в жизни) по его мнению государство. Книга произвела неизгладимое впечатление на читателей. Многие идеи Мора пытались воплотить и в жизни, но увы методы описанные в книге оказались не сильно рассчитаны на современные реалии.
Франсуа Рабле:
Современник Т. Мора, один из самых образованных людей своего времени.
Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.
Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль». Герои повествования — мудрые короли−великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Рабле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир войнами». И добродушные гиганты громят рати врагов с помощью… хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».
Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.
Подумайте
Задание №1
Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира…»?
Ответ:
Знаменитый флорентийский философ Джованни Пико делла Мирандола в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».
На мой взгляд выражение «Я ставлю тебя в центре мира…» означает, что человек должен быть во главе всего. Он имеет права от Бога контролировать все происходящее вокруг и являться важным для всего мира.
Задание №2
Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
Ответ:
Гуманистам Европы были близки такие идеалы:
1) Божественное начало в природе.
2) Высшая ценность человека и его жизни.
3) У каждого человека есть право на свободу.
Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
Задание №3
Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании книги Э. Роттердамского?
Ответ:
Пётр I положительно относился к Европе и хотел многое перенять из неё в Россию. Собственно, перевод этой книги для России был сделан для распространения некоторых европейских ценностей в России.
Задание №4
Начните работу над проектом «Эпоха Возрождения». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).
Ответ:
Эпоха Возраждения.
Судьба Мишеля де Монтеня.
Мишель де Монтень просветитель, писатель и гуманист эпохи французского Возрождения, главным трудом которого признана книга «Опыты». Имея возможность сделать административную карьеру, отдал свое предпочтение творчеству.
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Мишель де Монтень родился в городке под названием Сен−Мишель−де−Монтень 28 февраля 1533 года. Родной город мальчика располагался недалеко от известной во Франции провинции Бордо. Мальчик родился в достаточно обеспеченной семье, где отец был купцом не так давно получившим дворянский титул. Гасконец имел свое собственное мнение по поводу воспитания наследника, которое он в полной мере проявил в общении с сыном. На момент рождения Мишеля отец занял пост мэра находящегося не далеко города Бордо. Подчиненные и близкие чиновника быстро осознали, что спорить с ним это попросту трата времени. Либерально−гуманистический взгляд отца обеспечил сыну качественное домашнее образование, которое, по его мнению, соответствовало статусу семьи.
Для обучения мальчика в дом был приглашен наставник, разговоры с которым возможны были только на латыни. К шести годам Мишеля зачислили в престижную школу. Родитель хорошо продумал будущую биографию ребенка. В двадцать один год отец приобрел для своего наследника должность судьи. После окончания университета в Тулузе, где Мишель де Монтень прослушал курс по философии и праву, он открыл собственную практику.
Философ Мишель де Монтень
Юноша в серьезно заинтересовался политической карьерой и все его планы на тот момент были тесно связаны именно с этим родом деятельности. Спустя время Монтень получил должность советника в парламенте, благодаря чему оказался при дворе Карла XI. В этой должности он участвовал в осаде Руана и удостоился ордена имени Святого Михаила.
Стоит отметить, что последний был давней юношеской мечтой, которую гуманист все же смог превратить в реальность. Хотя сами обстоятельства были немного странными. По законам того времени орден Святого Михаила могли получить только представители высшей знати. Со временем регламент упростили, благодаря чему награда «спустилась» к мыслителю.
РАБОТА ВСЕЙ ЖИЗНИ
Монтень придерживался лояльности по отношению ко многим аспектам окружающей его жизни. К примеру он на протяжении всей жизни пытался найти компромисс между враждующими сторонами в религиозных противостояниях. Он хорошо общался с гугенотами, при этом в большей степени разделял взгляды католиков.
Среди многих государственных деятелей мнение Мишеля по тем или иным вопросам было авторитетным. Он всегда находил общий язык с другими мыслителями, политиками и конечно же писателями. Хорошее воспитание и квалифицированное образование на протяжении многих лет помогали поддерживать порядочность репутации. Любовь к литературе и начитанность со временем позволили начать собственную писательскую карьеру. Погрузившись в актуальные тенденции и собственные размышления.
Работа над знаменитой книгой «Опыты» началась в 1572 году. На тот момент официальным названием труда было «Эссе». Само по себе слово в переводе означает «эксперимент», «набросок» или «опыт». Мишель стал первым кто использовал данное название именно в таком контексте. Уже после него слово стало широко использоваться другими писателями и мыслителями. А спустя время в обиходе появилось производное – «эссеист».
Спустя восемь долгих лет в период с 1580 по 1581 была издана первая часть трудов. Даже для посвященной публики работа стала настоящим открытием. Буквально каждое предложение превратилось в цитату или афоризм. Критики и поклонник спорили, соглашались, критиковали и обсуждали. После появления печатного издания Мишель уехал в путешествие по Европе. В его отсутствие прошли выборы на пост мэра Бордо, в которых он победил заочно. По возвращении Монтень к своему удивлению понял, что снять с себя полномочия нельзя, и даже король Генрих III не поддержал данную затею.В период гражданской войны философ всячески пытался примирить враждующих католиков и гугенотов. А вот книга, которую прочли и те, и другие пришлась по вкусу обеим враждующим сторонам, в то время как трактовки у них были совершенно разные. Выслушивая все высказывания по этому вопросу Монтень вновь вернулся к труду внося изменения и корректируя рассуждения. Результатом стали еще две напечатанные книги. Первая из них стала сборником размышлений на самую разную тематику, а вторая представляла собой путевые заметки в период путешествия в Италию.
Основной труд Мишеля де Монтень «Опыты»
Когда автор приехал в Париж, где и должны были напечатать труд его арестовали. Уже сидя в камере Бастилии Монтень узнал, что его арест связан с тесным общением с гугенотами. Жизнь философу спасла сама Екатерина Медичи. Благодаря королеве Мишель де Монтень стал одним из приближенных короля Генриха Новаррского и членом французского парламента.
Вклад, который Монтень внес в развитие науки сложно переоценить. Его произведения стали своего рода психологическим портретом на окружающий мир, заставляющим человека задуматься. Новый литературный жанр, в котором рядом стоят искренняя уверенность и скептицизм, буквально «создан» из собственных размышлений и переживаний автора.
В его работе человеческая жизнь со всеми ее бытовыми ситуациями. Он делал акцент на педагогике и образовании, которые формируют полноценную личность. Мишель де Монтень утверждал, что не стоит гнаться за мечтами и идеалами, пропуская саму жизнь и упуская возможность быть действительно счастливыми. Философ раскрыл собственный взгляд взаимоотношения между мужчиной и женщиной в личной жизни, а также на изменения в социальной сфере.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Мишель женился в 1565 году. Его избранница была достаточно богата, что значительно упростило личную жизнь молодых. Спустя три года после торжества отец жениха умер, оставив сыну в наследство процветающее имение, где молодая семья с радостью поселилась. Спустя еще три года, в 1571 году в биографии Мишеля вновь произошли изменения. Он продает подаренную отцом должность судьи. Получая вместе с этим свободу и возможность заниматься всем, чем только заблагорассудится. При этом приданное жены и богатое наследство позволяли совершенно не задумываться о финансовой стороне жизни.
Семья в которой царил мир и гармония, жила в полном взаимопонимании. У Мишеля де Монтень было много детей. Однако мало кто из них дожил до зрелого возраста. Как это ни прискорбно, но все они погибали в раннем детстве или же в юношеский период. Полноценную жизнь прожила только одна из дочерей философа.
О своих взглядах на жизнь и отношение к семье и окружающим Монтень в последствии рассказал в одном из трудов. Там он рассуждал на тему какие именно должны быть гармоничные отношения с супругой и пришел к выводу, что мужа и жену должна связывать хотя бы дружба, если нет любви. Занимаясь детьми важно следить не только за их воспитанием, но и за здоровьем. Некоторые из мыслей писателя в последствии казались исследователям чересчур консервативными, но на практике они вполне действенны. Возможно именно по этой причине все окружающие говорили о благополучии семьи, жизнь которой они наблюдали со стороны.
СМЕРТЬ
Гуманист, философ и писатель умер осенью 1592 года в библиотеке родного замка.
Вопрос (стр.75). Задание №?
Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.
Ответ:
Мишель де Монтень считал своим идеалом развитую личность. Поэтому и рассказ ему посвящённый озаглавлен подобающе. Мишель призывает людей к самосовершенствованию, без слепой покорности либо же властвованию над другими.
Актуальные суждения Мишеля де Монтеня в наши дни:
1. От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения. Речь идёт о здоровой самооценке, что очень актуально в наши дни.
2. Люди ничему не верят так твёрдо, как тому, о чем они меньше всего знают. Речь идёт о людях, что раздают советы по поводу многих вещей и рассуждают о многих проблемах, ничего о них не зная и не вникая в подробности.
3. Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах. Речь идёт о том, что человек, грамотно рассчитывающий свои ментальные ресурсы не будет помогать тому, кому на данный момент времени не в силах помочь.
Вопрос (стр.77). Задание №?
Найдите на изображениях зданий (с. 76, 77) архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.Церковь Темпьетто в Риме. Архитектор Д. Браманте. 1502 г. Современный вид
Собор Святого Петра в Риме. Архитекторы Д. Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Дж. Л. Бернини и др. 1506−1624 гг. Современный вид
Ответ:
Архитектурные детали, характерные для эпохи Античности:
1) Колонны.
2) Колоннады.
3) Барельефы.
4) Карнизы.
5) Ордеры.
6) Ротонда.
Вопрос (стр.77). Задание №?
Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра в Риме и Версальского дворца (найдите иллюстрацию в Интернете).
Ответ:
Общие черты организации пространства собора Святого Петра в Риме и Версальского дворца:
• Строгая геометрия.
• Симметрия.
• Наличие галерей.
• Широкая площадь перед собором и дворцом.
• Посередине площади либо обелиск (собор Святого Петра), либо фонтан (Версальский дворец).
• Главный фасад зданий выходит к площади.
Изображения:
1.Собор Святого Петра в Риме.2.Версальский дворец.
Вопрос (стр.78). Задание №?
Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
Рим − это один из самых древних, великих и богатых памятниками истории и культуры город мира.
Он является Вечным городом, т.к. его возраст насчитывает уже более трёх тысяч лет. Латинский язык очень широко используется в культуре и медицине по сей день, искусство и архитектура Рима стали распространяться во всём мире, а «Право Рима» было основой для «Права» в других странах.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
8
Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый монтеню озаглавлен «Противно мне владычество и покорность?аргументировать свой ответ
1 ответ:
0
0
Это — две крайности, а золотой путь — посередине. Не то, что и не владыка, и не покорный. А когда владыка может покорить всех не земным владычеством, присущим ему по статусу, — это банально, а своей покорностью воле Божией. Пример — царственные страстотерпцы — семья последнего государя России Николая II. Также и покорный с виду чужой воле в вещах незначитальных, к примеру, раб, может владычествовать над миром и собой по воле Божией. Вот эти достоинства и хочется видеть в людях, а их отсутствие делает противным в чистом виде и владычество без смирения, и покорность без величия.
Читайте также
1. Древнейшие люди обладали массой отличий от современного
человека. Согласно некоторым антропологическим теориям эволюции, лицевые кости,
объём мозга и строения позвоночника древних отличалось от костного строения
Homo sapiens. Социальные связи древних людей носили более примитивный характер,
нацеленный на создание общества собирательства, охоты, размножения и выживания.<span>
2. Главным отличием древних людей от животных была их
способность преобразовывать окружающую действительность с помощью разума и создавать
примитивные орудия труда и охоты.
3. Необходимо понимать, что те орудия, которые древние
использовали для труда, могли также быть использованы ими и на охоте. К
основным видам древнейших орудий труда и охоты можно отнести: камни, копья,
огниво, булавы, долото, топоры, дубины и многие другие. Более совершенными
орудиями являются лук и нож. Вышеперечисленными орудиями выполнялась
разнообразная работа, начиная от разведения огня, свежевания туш и заканчивая
охотой.
4. Древние люди добывали пищу собирательством и охотой.
Первым обычно занимались женщины, вторым — мужчины.
<span>На картинке изображено Юго-Восточное побережье Африки,
которое считается древнейшей прародиной человека. Тем не менее, последние
археологические исследования обнаруживают следы древних людей на Балканах, что
не позволяет с уверенностью говорить о правоте «африканской» гипотезы
происхождения человека.</span></span>
<span>Соборное уложение 1649 г.</span>
1)колонизация неизвестных территорий ,расширение своих границ
2)Они боролись за власть и хотели свергнуть правителей!
После вступления на престол императора Александра 2 в южные военные поселения был командирован флигель-адъютант Столыпин. Объехав все поселения, Столыпин донёс, что население округов сильно обеднело: у многих хозяев не было рабочего скота, садоводство, дававшее когда-то значительный доход, пришло в упадок; постройки в округах требовали постоянного ремонта; для обеспечения продовольствия расположенных в военном П. войск необходимо такое количество земли, что на долю собственного хозяйства поселян оставлялись во многих округах неудобные участки. Как местное, так и главное начальство военных поселений пришло затем к убеждению, что военные поселения невыгодны в материальном отношении и не достигали поставленной им цели.
Норманская теория базировалась на неверном толковании русских летописей. Согласно ей Киевская Русь была создана викингами, которые подчинили восточнославянские племена и стали господствующим классом общества во главе с Рюриковичами. Теория утверждала, что славяне не могли создать государства в силу неполноценности.
Обратная же теория, антинорманская теория происхождения Древнерусского государства возникла благодаря решительному выступлению Ломоносова против теории норманской. С этого времени не прекращаются споры. Антинорманская теория, представленная Ломоносовым, базировалась на том, что варяги и норманны — это народы разные, а скандинавы были балто-славянами. Ломоносов при создании теории опирался на внутренние факторы. Стоит признать, что в его гипотезе было много домыслов и недоказанных фактов.