Как вы относитесь к поступку учителя из рассказа тайна

Урок родной (русской
литературы) 8 класс

по теме: «Л.А. Чарская рассказ
«Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Цель урока: знакомство
с биографией Лидии Чарской (Чуриловой), знакомство анализ произведения «Тайна».

Ход урока:

1.      Оргмомент.

     …Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки
белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами
счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах
Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники,
увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.

    «Записки гимназистки», «Княжна
Джаваха»,»Смелая жизнь»… До революции это были просто книги,
они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие
критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши…

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с
биографией Лидии Чарской.

2.     
Слово учителя. Знакомство с
биографией писателя.

Лидия Алексеевна Воронова родилась в
дворянской семье в Царском Селе 19 января 1875 года. Ее отец, Алексей
Александрович Воронов, был военным инженером. Семья Вороновых жила в достатке,
родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках
Лидия Алексеевна Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не
знала. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Она прекрасно плавала, правила лодкой,
любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила своими друзьями. Она
была очень впечатлительной, откровенной и открытой натурой. Любовь отца и
многочисленных тётушек, которые души в ней не чаяли, компенсировала ей
отсутствие матери.  Но отец женился второй раз.
Отношения с мачехой у девочки не сложились.
Она
замкнулась, воображала себя жертвой мачехи, о которых говорится в сказках. Лида
несколько раз убегала из дома.
Тогда
и было решено отвезти её в Павловский женский институт. Для живого
впечатлительного ребенка жизнь по строгим, раз и навсегда установленным
правилам показалась казарменной. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная
еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало и возмущало её. Но со временем
она привыкла, институт стал для девушки второй семьей. В 19 лет она окончила
его с медалью. После выпускных экзаменов лучшие воспитанницы в Зимнем дворце
получали медали из рук императрицы. В 1893 году среди лучших выпускниц
Павловского института в Зимнем дворце оказалась и Лидия Воронова.

            Затем (в 1893году)
Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище
и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

       С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в
Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился
псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии
со словами «чары», «очарованье», «колдовство».
После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский
Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на
сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей
доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

          Наряду с работой в театре Чарская была страстно
увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги.
Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и
сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой».
Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее
институтских дневников, году принесла ей громкую славу.
Критики
начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой
актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее
представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у
подростков.

              О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о
сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах,
недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

            Герои книг Чарской,
обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести
заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не
отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Другое очень
важное для Чарской качество — умение терпеть несправедливости и непреклонная вера
в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев
Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной
поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете
побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за
счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но
радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.

Из-под ее пера произведения выходили
одно за другим. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80
произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на
немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в
каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями,
восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха»,
«Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой
гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы
«Волька», «Первый день», «Два сочельника»,
«Корректорша Варкунина», сказки «Золотая свирель»,
«Волшебная сказка» и другие — вот неполный перечень того, что взахлеб
читало подрастающее поколение начала XX века

               Ее любили,
ей писали отклики, ее боготворили
. Популярность
Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только
некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что
юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля
 Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских
гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно
указали произведения Чарской.
Она была
кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская
написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены
на иностранные языки.


            Но после 1917 судьба
писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали
печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и
буржуазно-мещанских взглядов.  Подвергли резкой критики за то, что ее
произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много
страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было
забыто).

     О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века.
Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует
то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее
книги уже стоят на полках книжных магазинов.

          У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них
связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных,
похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств
герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др.
оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой
лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену
цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал
доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду
человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная
девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском
хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном
счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.

          Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек
в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда
Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912),
а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к
институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь»,
«Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги
показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского
учебного заведения.

3.     
Анализ рассказа «Тайна».

Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема?
(тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? (Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к
нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание –
неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого,
неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через
разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и
посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении.
Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской
«Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она
была взволнованна)

Найдите в тексте слова, которые
показывают, что с героиней было что-то неладное. (
не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович
Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила
замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее
шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как
лед, а щеки пылают, как печка).

Какие приемы использует автор, описывая состояние
героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед,
как печка)

С кем решает поделиться со своей тайной Неточка?
(Зое Стояновой)

Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила
стихотворение)

Зачитайте эпизод признания Неточки. Выпишите в
таблицу слова, которые описывают дейтвия Неточки и реакцию Зои.

Неточка

Зоя

Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый
дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения;

голос Неточки предательски дрожит;

Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое
разгоряченное лицо, Неточка шепчет

   С обиженным видом и растерзанным
сердцем Неточка продолжает

   — Ну?

— Ну не скажу. А дальше-то что?
   — Ну и что же?

Ну, — соглашается Зоя и лезет в карман за
карамелькой.
слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах

Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение
Неточки?

Что происходит на втором уроке?

Что сделал учитель с тайной Неточки?

Как вы относитесь к поступку Учителя?

Что мог сделать учитель?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя?
Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.

Итак, за один день счастливая Неточка
стала глубоко несчастной. 
Чарская
хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно
отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее
взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал
перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое
желание заниматься творчеством в будущем.

4.     
Домашняя работа.

Напишите сочинение по теме «Что такое равнодушие?», в пример
приведите рассказ Л. Чарской «Тайна»

Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки

Лидия Чарская. Рассказ из цикла «Записки маленькой гимназистки»

 

Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.

  И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.

  На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.

  Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.

  Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.

  И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!

  Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка.
Нет! Нет! Положительно невозможно больше хранить тайну в себе! Это выше сил, данных Творцом, человеку! Это такая пытка, такая…
И почему бы ей, Неточке, не поделиться с кем бы то ни было из подруг этой ее тайной?! С Катей Щелкуниной, например. Она такая тихая, такая молчаливая! Эта уже не предаст, не выдаст. Эта умеет держать язычок за зубами! Или Ида Крамер, например, тоже не из болтушек и такая поэтичная! Ида поймет ее, Неточку, еще лучше всякой другой, пожалуй. А то, может быть, сообщить Зое?.. Зоя − сама прелесть. Зоя молчалива, как могила. И Зоя сидит рядом с Неточкой, считается одной из близких ей из класса. Ну конечно, лучше всего открыть тайну Зое Стояновой! Лучше всего!

  И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.

 

* * *

  Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:

  Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…

  − Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?

Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.

− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды?.. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!

История Римской империи — едва ли не самый хорошо задокументированный период древности. Римляне, кажется, были просто одержимы бюрократическим духом, записывая практически всё.

Для историка это замечательно. Но, зная дотошность и точность записей, историки, натыкаясь на «бюрократический пробел», т. е. отсутствие документа, вполне логично предполагают «что-то случилось». Не отразившееся в документах — либо пытались скрыть намеренно, либо прекратило существовать, причём неожиданно. Как правило, так оно и есть.

Так произошло и со знаменитым «пропавшим легионом». Речь идёт о IX Испанском легионе.

Естественно, всё, что касается военных действий, тщательно фиксировалось. Так что «боевой путь» любого воинского подразделения прекрасно прослеживается.

IX Испанский легион был образован в 58 году до нашей эры самим Юлием Цезарем. Предназначался для ведения войны в Галлии и получил название «Триумфальный».

Первое сражение, в котором официально участвовал этот легион, произошло примерно год спустя у реки Сабис (современная Самбра, Франция). Это одна из блестящих римских побед — римляне в этой битве разгромили троекратно превышающие их силы противника, что позволило взять под контроль обширные земли.

В дальнейшем легион воевал на стороне Цезаря в Испании, Албании, Греции. А двенадцать лет спустя — в 46 г. до н.э. — великий диктатор практически распускает его, расселяя бывших солдат на благодатных землях современной Италии и Хорватии.

В 42 г. до н.э. легион возрождается. Октавиан призывает на службу ветеранов, формируя новый легион, который используется в развернувшейся как раз в это время гражданской войне (триумвиры Октавиан и Марк Антоний против республиканцев Брута и Кассия Логина). И сражается, видимо, очень неплохо, поскольку получает новое имя «Македонский» (решающая битва произошла как раз при македонском городе Филиппы).

Дальнейший «боевой путь» легиона тесно связан с войнами римлян за завоевание Иберии (Перинейский полуостров, современная Испания). Так что в 24 г. до н. э. он стал называться «Испанским».

Далее легион перевели куда-то на Рейн. А в 9 г. н.э. он совершенно точно стоял в Паннонии (это европейский регион, территория современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины).

В 43 году Рим вторгается в Британию. В состав армии входит и IX Испанский легион. Он даже становится первым, становящимся постоянным лагерем в новых провинциях (в Лонгтропе и Ньютоне-на-Тренте).

В 61 году легион был почти уничтожен во время подавления восстания Боудикки. Однако, видимо, проявил себя отлично: его отвели на континент и доукомплектовали (практически воссоздали заново — потери составили не меньше 80 % состава).

Легион продолжал нести службу в Британии. Во всяком случае, его следы имеются в Линкольне и Эбораке. В этот период он иногда присоединялся к римским войскам в других местах (например, известно об участии Испанского легиона в сражениях с хаттами недалеко от Майнца), но квартировал он всё-таки на британских землях — как минимум, до 106 года. Об этом имеются упоминания.

А вот в списках, составленных при Марке Аврелии в 165 году, IX Испанский легион уже не значится. Совсем. И на Британских землях, где он стоял более века, его следы со второй половины II века отсутствуют.

Это и дало историкам основания считать IX Испанский исчезнувшим или пропавшим не только из исторических записей, а физически. Вообще.

<hr />

Версий, объясняющих исчезновение целого легиона, существует множество. От исторических до фантастических, с привлечением инопланетян и параллельных миров.

Наиболее широко распространено предположение о том, что IX Испанский легион был полностью уничтожен в сражении с пиктами примерно в 117 году, после чего был сооружен Адрианов вал. На это, вроде бы, указывает нахождение в подходящем слое при раскопках древней Калевы статуэтки бескрылого орла, а орел, как известно, являлся официальным штандартом Испанского легиона.

Однако именно такое событие маловероятно.

Во-первых, кроме орла, оно собственно ничем не подкрепляется. Но, как говорят историки, найденная фигурка мало напоминает подлинный легионый штандарт — не совпадают размеры, поза, а главное «против» — отсутствие крыльев.

Во-вторых, имеются упоминания об участии легиона в сражениях на Рейне примерно в 120 году и записи о некоторых офицерах, служивших в легионе в Неймегене (Нидерланды) в 121-122 гг.

Второе историческое предположение учитывает эти возражения. Согласно этой версии легион был полностью разбит во время подавления восстания Бар-Кохбы в Иудее в 136 году. Но, увы, никаких подтверждений тому, что IX Испанский легион действительно находился в Иудее, нет.

Возможно, легион погиб позднее — во время парфянских войн? Во всяком случае, у историка Кассия Диона имеется упоминание о том, что парфянским полководцем Хосроем был окружен и полностью уничтожен целый римский легион. К сожалению, ни номер, ни название его не упомянуты, так что можно только гадать.

Есть версия и о том, что легион так и простоял в Неймгене до 160 года и был прозаически расформирован. Только и всего.

<hr />

В литературе и кино тема «пропавшего легиона» — поле благодатное. Различных произведений, где он упоминается в том или ином виде более двадцати.

Версия с пиктами — самая популярная. Она легла в основу романа Розмари Сатклифф «Орёл девятого легиона», вышедшей в 1954 году. В 1977 году ВВС снял одноименный сериал.

А совсем недавно — в начале 2010-х — вышло целых два исторических фильма на эту тему: «Орел девятого легиона» и «Центурион».

Есть и фантастические версии. Скажем, в романе Карла Вагнера «Легион из тени» IX Испанский легион пропадает в 130 году в горах Каледонии, сталкиваясь с «детьми ночи» — таинственным подземным племенем предшественников людей. Причём пропадает не просто так, а трансформируется в «инферно», порождения Тьмы. Нечистую силу, с которой вынуждены сражаться пикты.

Некоторые отсылки к «Пропавшему легиону» имеются у другого фантаста — Гарри Тердлава. Это целая серия «Хроники пропавшего легиона», повествующая о том, как римский легион под влиянием волшебства друидов проваливается в параллельный мир — Видесс. Правда, сам легион нигде не назван и дело, вроде бы, происходит во времена войн в Галлии, но параллели провести можно.

<hr />

Что там именно стряслось на самом деле, мы пока не знаем. Источники неполны и отрывочны и имеющиеся факты не дают возможности сформировать однозначную непротиворечивую версию. Одна надежда — на новые находки, которые однажды смогут прояснить, в каком историческом мраке могли исчезнуть пять тысяч римских легионеров.

Чему учит рассказ «Тайна» из сборника «Гимназистка»

На чтение 4 мин Опубликовано 01.01.2022
Обновлено 01.01.2022

В России начала 20 века Лидия Алексеевна Чарская считалась властительницей юных умов. По опросам того времени детская писательница была третьей (после Пушкина и Гоголя) по читаемости. Сюжеты для некоторых книг она черпала в воспоминаниях об учебе в гимназии и семи годах, проведенных в Павловском институте благородных девиц. В 1983 году выпускница Чарская (урожденная Воронова) в числе лучших воспитанниц получила медаль из рук императрицы Екатерины II Великой. Среди произведений писательницы про школьную жизнь девчонок, дружбу и любовь – короткий и весьма поучительный рассказ «Тайна».

Главная героиня – гимназистка 3 класса Аня Ларионова. Романтичная, мечтательная и наивная Неточка (производное от Анетта – Анетточка). До этого дня она жила вполне счастливо и беспечно, но сегодня стала глубоко несчастной. Причиной разочарования явилось необдуманное решение девочки поделиться с кем-нибудь своей тайной. Неточка накануне вечером написала первые в своей жизни лирические стихи. Они ей очень нравились и так волновали и переполняли душу, что она хотела непременно об это кому-нибудь рассказать. Катя Щелкунина умет хранить секреты, Ида Кремер – натура поэтичная, она поймет, а Зоя Стоянова – лучшая подруга и соседка по парте. Выбор пал на неё.

На перемене девочка вдохновенно стала читать Зое сочинение о своей жизни, которую сравнивала с бурлящим морем. Скучная подружка ничего не поняла в ее декадентском творчестве. Зоя стала придираться к словам: почему волны ало-мятежные, не бывает цветных звезд, как в воде выросли гневно-властные розы. А потом, не переставая хрустеть карамелькой, она флегматично спросила: «Ну, а дальше-то что?». От обиды юная сочинительница чуть не превратилась в соляной столб, как жена Лота из Библии. Неточка рассердилась на подругу и убежала в класс.

На уроке русского языка она развернула листок со своими стихами и стала их шепотом перечитывать. Это заметил учитель. К всеобщему изумлению он не положил злополучный листок себе на стол и не выгнал Аню из класса за нарушение дисциплины. Учитель перед всем классом прочел стихотворные строки вслух. В его исполнении сочинение уже не казалось девочке такими прелестными, а звучало глупо. И тут произошло ужасное: учитель измерил ее уничтожающим взглядом и иронично сказал, что госпожа Ларионова не заслуживает перевода в 4 класс, потому что в словах «безбрежные» и «певчие» допустила грубые орфографические ошибки.

Девочке стало стыдно и хотелось провалиться сквозь землю. Внутри прозвучала клятва – больше никогда не писать стихов и никому не доверять своей тайны. «Ах, как она страдала, бедная Неточка!» – такими словами заканчивает Чарская рассказ о глубоком эмоционально потрясении впечатлительной и восприимчивой гимназистки, столкнувшейся с равнодушием и непониманием со стороны окружающих.

Главная мысль рассказа: тайна волнует и остается тайной до тех пор, пока принадлежит одному. Когда решаешься чем-то поделиться с другим – доверься тому, кто заинтересован, имеет те же увлечения, отнесется к тебе с пониманием и будет тактичен. Не для всех имеет значение то, что так важно для тебя. Люди разные – Зоя обратила внимание на смысл стихотворения, учитель счел своим долгом исправить ошибки, а для Неточки главными были чувства и эмоции. Равнодушное отношение, с которым столкнулась девочка, черствость и непонимание со стороны сверстницы и взрослого человека были губительны для ее ранимой и чуткой души, навсегда перечеркнули желание заниматься творчеством.

Рассказ Лидии Чарской «Тайна» учит бережно и с уважением относиться друг к другу, быть хорошим и надежным другом. На примере Неточки Ларионовой мы видим, как важно в отношениях между людьми сочувствовать, вдохновлять, поддерживать того, кому нужны помощь или совет – а не отмахиваться от его проблем, критиковать необъяснимые поступки, высмеивать непонятные тебе душевные порывы. Доброта человека и состоит в том, чтобы пропускать через свое сердце состояние, настроение и образ мысли другого, вовремя проявить участие и понимание к нуждам и бедам, которые возникли у кого-то в жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как диагноз ковид пишется в больничном листе
  • Как вы думаете рассказ о судьбе дуни начатый самсоном выриным ведется от лица автора повествователя
  • Как будто как пишется выделяется запятыми
  • Как данная сказка отражает понимание пугачевым своего места в крестьянской войне
  • Как вы думаете почему рассказ посвященный монтеню озаглавлен противном ней владычество и покорность

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии